Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТА И СЕРВИСНЫЕ ИННОВАЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТА И СЕРВИСНЫЕ ИННОВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕАВИАЦИОННАЯ КОММЕРЦИЯ / НЕАВИАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АЭРОПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ланская Д. В., Ермоленко В. В., Новошицкая Н. С., Пискун Д. Г.

Коммерческая деятельности аэропорта относится к неавиационной и представляет собой перспективное направление в рамках работы воздушного транспортного узла - аэропорта и рассматривается как важный источник дохода при полном удовлетворении потребностей пассажиров и не только. Показатель доходности неавиационной или коммерческой деятельности аэропорта зависит от множества факторов. Решается проблема генерации социальных инноваций в сфере коммерческая неавиационной деятельности. Предложены критерии конкурентоспособности и привлекательности (востребованности) бизнес - услуг. Представлена многоэтапная методика их расчета на основе данных экспертного опроса. Разработана матрица оценка потенциала бизнесов (услуг) дивизиона неавиационной коммерции, выступающая основой стратегических решений по развития неавиационной деятельности аэропорта. Однако, по старинке, в практике менеджмента ряда региональных аэропортов применяются несовершенные методы и инструменты управления. От профессионального управления дивизионом коммерческой деятельности в значительной мере зависят и доходы аэропорта. На основе применения метода бенчмаркинга и обобщения его результатов выявлены направления деятельности отечественных региональных аэропортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ланская Д. В., Ермоленко В. В., Новошицкая Н. С., Пискун Д. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFICIENCY OF THE AIRPORT'S COMMERCIAL ACTIVITIES AND SERVICE INNOVATIONS

The commercial activity of the airport belongs to non-aviation and represents a promising direction within the framework of the work of the air transport hub - the airport and is considered as an important source of income with full satisfaction of the needs of passengers and not only. The profitability indicator of non-aviation or commercial activities of an airport depends on many factors. The problem of generating social innovations in the field of commercial non-aviation activities is being solved. The criteria of competitiveness and attractiveness (demand) of business services are proposed. A multi-stage method of their calculation based on expert survey data is presented. A matrix has been developed to assess the potential of businesses (services) of the non-aviation commerce division, which serves as the basis for strategic decisions on the development of non-aviation activities of the airport. However, in the old-fashioned way, imperfect management methods and tools are used in the management practice of a number of regional airports. The income of the airport also largely depends on the professional management of the commercial activity division. Based on the application of the benchmarking method and generalization of its results, the directions of activity of domestic regional airports are identified.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТА И СЕРВИСНЫЕ ИННОВАЦИИ»

4) развитие мясного скотоводства, овцеводства и козоводства.

Вместе с тем, финансы на программы занижаются, наблюдается их недофинансирование, вместо системного применяется точечное финансирование. Так госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» урезана с 2,3 до 1.25 трлн руб. или почти в 2 раза при профиците бюджета на 2022 г. в размере 1,328 трлн руб. [2,4]. По нашему мнению, для возрождения сел и деревень России необходимо и составлении государственных социальных программ более тщательно учитывать такие факторы как демографическая ситуация, экологическая, инженерная инфраструктура, уровень жизни и благосостояние сельчан, образование и т.д.

Помощь многодетным семьям и семьям с доходами ниже прожиточного минимума, выполняющим социальный контракт в хозяйствах населения должна быть приоритетной среди многих других видов деятельности.

Особая государственная поддержка, ведущим личное подсобное хозяйство должна осуществляться семьям, имеющим трёх и более детей. Нелёгкий и ответственный труд матерей должен быть достойно вознагражден.

Источники:

1. Гладких А.Н. Затраты труда и его производительность в личных подсобных хозяйствах Курской области / А.Н. Гладких // Вестники Курской государственной академии. - 2011. - № 1. - С. 43 - 44.

2. Кашин В.И. Академик РАН, председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам. Кричащие вопросы развития села // Газета Сельская жизнь. - 2021. - N° 47.

3. Мусаева Х.М. Развитие личного подсобного хозяйства: экономические проблемы и перспективы развития / Х.М. Мусаева // Деловой вестник предпринимателя. - 2020. - № 2 (2). С. - 86 - 88.

4. Соколов Н.А. Социальный контракт как средство преодоления бедности многодетной семьи, ведущий личное подсобное хозяйство /Н.А. Соколов, О.В. Дьяченко, М.А. Бабьяк, Т.В. Иванюга // Вестник Курской государственной академии. - 2022. - № 5. - С. 221 - 228.

5. Адаменко, А. А. Общее состояние и проблемы малого предпринимательства на современном этапе экономического развития России /

A. А. Адаменко, А. Э. Мелькумова, М. Г. Саргсян // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 51(4). - С. 10-13.

6. Чернявская, С. А. Теоретико-методологические основы бухгалтерского учета государственной помощи в сельскохозяйственных организациях / С. А. Чернявская, Т. А. Катаев, Д. М. Колосова // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 40(2). - С. 466-473.

EDN: HONNNX

Д.В. Ланская - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

D.V. Lanskaya - candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of general, strategic, information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Russia;

B.В. Ермоленко - д.э.н., доцент, профессор кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected];

V.V. Ermolenko - doctor of economics, associate professor, professor of the department of general, strategic, information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Russia;

Н.С. Новошицкая - студент магистерской программы «Управление фирмой», Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected];

N.S. Novoshitskaya - is a student of the master's program "Firm Management", Kuban state university, Krasnodar, Russia;

Д.Г. Пискун - студент магистерской программы «Управление фирмой», Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected];

D.G. Piskun - is a student of the Master's program "Firm Management', Kuban State University, Krasnodar, Russia.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТА И СЕРВИСНЫЕ ИННОВАЦИИ THE EFFICIENCY OF THE AIRPORT'S COMMERCIAL ACTIVITIES AND SERVICE INNOVATIONS

Аннотация. Коммерческая деятельности аэропорта относится к неавиационной и представляет собой перспективное направление в рамках работы воздушного транспортного узла - аэропорта и рассматривается как важный источник дохода при полном удовлетворении потребностей пассажиров и не только. Показатель доходности неавиационной или коммерческой деятельности аэропорта зависит от множества факторов. Решается проблема генерации социальных инноваций в сфере коммерческая неавиационной деятельности. Предложены критерии конкурентоспособности и привлекательности (востребованности) бизнес - услуг. Представлена многоэтапная методика их расчета на основе данных экспертного опроса. Разработана матрица оценка потенциала бизнесов (услуг) дивизиона неавиационной коммерции, выступающая основой стратегических решений по развития неавиационной деятельности аэропорта. Однако, по старинке, в практике менеджмента ряда региональных аэропортов применяются несовершенные методы и инструменты управления. От профессионального управления дивизионом коммерческой деятельности в значительной мере зависят и доходы аэропорта. На основе применения метода бенчмаркинга и обобщения его результатов выявлены направления деятельности отечественных региональных аэропортов.

Abstract. The commercial activity of the airport belongs to non-aviation and represents a promising direction within the framework of the work of the air transport hub - the airport and is considered as an important source of income with full satisfaction of the needs of passengers and not only. The profitability indicator of non-aviation or commercial activities of an airport depends on many factors. The problem of generating social innovations in the field of commercial non-aviation activities is being solved. The criteria of competitiveness and attractiveness (demand) of business services are proposed. A multi-stage method of their calculation based on expert survey data is presented. A matrix has been developed to assess the potential of businesses (services) of the non-aviation commerce division, which serves as the basis for strategic decisions on the development of non-aviation activities of the airport. However, in the old-fashioned way, imperfect management methods and tools are used in the management practice of a number of regional airports. The income of the airport also largely depends on the professional management of the commercial activity division. Based on the application of the benchmarking method and generalization of its results, the directions of activity of domestic regional airports are identified.

Ключевые слова: неавиационная коммерция, неавиационная деятельность, воздушный транспортный узел, социальная и экономическая эффективность, аэропорт.

Keywords: non-aviation commerce, non-aviation activity, air transport hub, social and economic efficiency, airport.

Введение

Аэропорт - это стратегический и социально значимый объект и часть транспортной системы страны, а также, с одной стороны - это авиационное предприятие, являющееся юридическим лицом, которое осуществляет за плату наземное обслуживание воздушных перевозок людей, грузов и различных других оправлений, а с другой - это комплекс необходимых наземных сооружений [10, 16, 22].

В аэропорту осуществляется два вида действия: первый - услуги для авиаперевозчиков, связанные с приемом и отправкой, также обслуживанием и ремонтом воздушных судов; второй - другие (сервисные) услуги, связанные с обслуживанием, главным образом, пассажиров, а также персонала аэропорта и населения жилого поселка [19, 21].

В последнее время проявляется тренд, связанный с повышением коммерческой отдачи аэропорта и реализацию его коммерческого потенциала. Доход от предоставления неавиационных услуг составляет 40-45 % от выручки аэропорта [3, 12]. В деятельности аэропорта важны не только производственные показатели, отражающие результаты оказания услуг для авиаперевозчиков, но финансовые показатели сервисной или коммерческой (неавиационной) деятельности, связанной с облуживанием потока пассажиров и не только. С каждым годом региональные аэропорты России увеличивают долю доходности дивизионов неавиационной коммерции [6, 7, 13].

Аэропорты на современном этапе являются субъектами коммерческой деятельности, привлекающими на свою территорию - внешние и внутренние терминалы, компании и ИЧП, производящие сервисные услуги [15, 17].

Ключевой проблемой на современном этапе развития неавиационной деятельности аэропортов является формирование и развитие комфортной среды, генерирующей востребованные сервисные услуги, обеспечивающие возвышение качества облуживания пассажиров [20].

Исходя из целей достижения положительной динамики доходности от неавиационных услуг необходимо вырабатывать стратегию развития номенклатуры сервисных услуг на основе бенчмаркинга передовых аэропортов стран мира, социального проектирования системы современных сервисов и управления сервисными инновациями, построенными на новых бизнес-моделях, в частности, коммерческой концессии (франчайзинг) и др. современных технологий под брендом аэровокзального комплекса [2, 15, 22, 23].

Статья нацелена на формирование паттерна современных и перспективных сервисных услуг, а также применению методов оценки эффективности неавиационной деятельности аэропорта.

Гипотеза исследования состоит в следующем: эффективность сервисных услуг определяется потоком сервисных инноваций, бенчмаркингом крупных аэропортов-хабов, бизнес - моделями и профессиональным управлением коммерческой (неавиационной) деятельностью аэропорта.

В статье решаются следующие задачи:

- исследование структуры деятельности неавиационной коммерции, перспективные ее виды;

- сравнение инструментов оценки направлений неавиационного бизнеса по эффективности;

- оценка перспективных сервисов по эффективности бизнесов.

1. Обзор основных литературных источников и постановка проблем развития коммерческих неавиационных сервисных услуг

Проблемы осуществления неавиационной коммерческой деятельности рассматриваются Б. В. Артамоновым [2], Т. Батеневой [6], Е.А. Курносовой [10], Й. Майлс [11], Е.А. Соколовой [19], О.А. Степановой [20], А.А. Сафарян [24], den Her-tog P. [27] и другими.

Активный рост сферы услуг начался в конце XX столетия. Исследователи относили так называемую сервисную экономику к позитивным трендам. Экономику ряда развитых стран стали назвать сервисной (США, Великобритания и др.) [12]. Доля сервисной экономики считалась чуть ли значимым показателем развития. Россия тоже пошла по пути увеличения доли сервисной экономики [22]. При этом промышленность уходила второй план. Реальная экономика подменялась сервисной [12,25]. Этот постулат развития был впоследствии опровергнут. Внимание к реальному сектору экономики опять восторжествовало. Только реальный сектор определял лицо страны, ее суверенитет и безопасность.

Й. Майлс констатирует: сервисные инновации обходили стороной ряд секторов сферы услуг или даже игнорировали их. А технологические инновации присущи были обрабатывающей промышленности. В литературе рассматриваются четыре основных подхода к изучению сервисных инноваций, которые требуют «новых теорий и особого инструментария» [11]:

- традиционный (который теряет свое влияние в силу повышающейся роли высокотехнологичны услуг, лежащих в основе инноваций и технологий);

- современный, в рамках которого выделяется разграничительный (услуги качественно отличаются от товаров, благодаря своей нематериальности и интерактивности форматов вовлеченности поставщика и потребителей в сопроизвод-ство благ) и ассимиляционный (сторонники уделяют внимание технологическим инновациям и приложениям) походы.

На этих подходах эволюция не заканчивается: «появление ИТ может рассматриваться как технологическая революция в сфере услуг». Речь идет даже о едином синтетическом подходе и создании «знание емкой деятельности по производству услуг» индустриального и неоиндустриального характера [11].

П. ден Хертог предлагает избегать жестких границ между технологическими и организационными, продуктовыми и процессными инновациями. На практике используются следующие направления сервисных инноваций: концепция сервисного предложения, новые способы и форматы сопроизводства, новые способы создания ценности на основе открытых инноваций, сетевого и платформенного подходов, а также извлечения дохода, распределения издержек и выгод, культивирование кадровых, организационных, культурных элементов новых систем предоставления услуг на основе расширения компетенций персонала, информационно-технологические элементы новых систем предоставления услуг [27].

А.А. Тешебаев считает, что региональные аэропорты уникальны для региона, имеют потенциал роста пассажиропотока одновременно с развитием внутренней региональной авиации и играют стимулирующее влияние на развитие коммерческой недвижимости при участии аэропорта [4,18].

Неавиационная деятельность являются важной частью доходов для большинства аэропортов мира. Развитие неавиационных направлений деятельности с целью получения дополнительных доходов - важный элемент стратегии для любого аэропорта Практика показывает сложность формирования стратегии развития неавиационной деятельности для региональных аэропортов.

Под неавиационной коммерческой деятельностью понимается деятельность специальной сервисной системы аэропорта, организуемая его менеджментом в виде находящихся в зоне аэропортов: банков, гостиниц, бизнес-центров, автостоянок, магазинов, ресторанов и т. д.

2. Методы исследования

Бенчмаркинг мировых аэропортов - хабов, которые, с одной стороны, задают мировые тренды развития, а с другой -демонстрирую высокие стандарты сервиса.

Анализ кейсов региональных аэропортов по реализации неавиацинных услуг и особенно качественно отличающихся от товаров, благодаря своей нематериальности и интерактивности, форматов вовлеченности поставщика и потребителей в сопроизводство благ.

Некоторые аэропорты обратили свой внимание на новых клиентов, не ограничивая свою работу лишь с авиапассажирами, разрабатывают новые идеи, форматы, услуги, которые можно предложить жителям района и работающему персоналу. Для привлечения дополнительных клиентов, не являющихся авиапассажирами, менеджеры должны разработать новые концепции развития, не останавливаясь при этом только на расширении торговых площадей. Так, большинство аэропортов вступили в сотрудничество с университетами, став базой для проведения курсов по экономике и туризму. Другие аэропорты наладили связи со спортивными структурами, третьи связали жизнедеятельность аэропорта с развлекательно-оздоровительным сектором, который ранее не был представлен в том или ином регионе.

Важное значение для сервисного дивизиона имеет профессиональный менеджмент. «Ремесленнический» или кустарный поход, в основе которого лежит метод проб и ошибок, непригоден для управления сервисными инновациями.

3. Методика оценки потенциала бизнесов дивизиона коммерции аэропорта

Для оценки потенциала бизнесов дивизиона коммерции адаптируем матрица Мак-Кинзи для фрагментарных неавиационных бизнесов аэропорта в координатах привлекательность сервисных услуг и их конкурентоспособности.

Последовательность оценки неавиационных бизнесов дивизиона коммерции аэропорта включает следующие этапы.

Этап 1. Выделить бизнесы (услуги) неавиационного характера и присвоить им порядковый номер (таблица 1). Причем необходимо участь их открытый характер. С течением времени технологические инновации приведут к социальным и появлению перспективных и привлекательных ниш, пригодных для развития коммерческих (неавиационных) услуг.

Таблица 1 - Присвоение номера направлению бизнеса

Традиционные услуги (бизнесы)

Бизнес 1 аренда/ритейл

Бизнес 2 бизнес-зал

Бизнес 3 аренда- общепит

Бизнес 4 упаковка багажа, камера хранения

Бизнес 5 VIP - терминал

Бизнес 6 рекламные площадки

Бизнес 7 реализация книг, прессы

Бизнес 8 реализация сувениров и аксессуаров

Бизнес 9 реализация головных уборов, одежды и их ремонт

Бизнес 10 прокат изделий

Новейшие услуги (бизнесы), сервисные инновации

Бизнесы На стыке технологических и социальных инноваций

Этап 2. Определение критериев конкурентоспособности услуг (бизнесов) неавиационной деятельности В таблице 2 представлены критерии конкурентоспособности и определенные в процессе экспертного опроса веса их важности.

Таблица 2 - Критерии конкурентоспособности неавиационных услуг (бизнесов)

Критерии конкурентоспособности Вес важности критерия, %

Бизнес (услуга) имеет уникальное конкурентное преимущество 10

Бизнес удовлетворяет спрос потребителя на фрагментарном рынке услуг 15

Актуальность услуги для потребителя 10

Гибкость и возможность адаптироваться к изменению потребностей и предпочтений 5

Бизнес не создает внутреннюю конкуренцию в пределах аэропорта 7

Персоналом бизнеса обладает развитыми компетенциями достаточными ресурсами для оказания услуг 15

Условия договора аренда или франчайзинга соблюдаются сторонами и стимулируют совместную деятельность по оказанию сервисных услуг 13

Персонал бизнеса регулярно внедряет социальные инновации 10

Уровень, качество и конкурентоспособность профессионального управления дивизионом коммерческих (неавиационных) услуг 15

Перечень и содержание критериев отражает, с одой стороны, удовлетворенность пассажиров комфортом в аэропорту, а, с другой - показывает влияние качественных факторов на конкурентоспособность аэропорта в целом. При росте пассажиропотока, особенно транзитных пассажиров, уютная среда и первоклассное зонирование аэропорта в купе с замечательным сервисом будут иметь первостепенное значение при выборе маршрута передвижения.

Этап 3. Определение критериев привлекательности (востребованности) бизнес - услуг неавиационной деятельности

В таблице 3 представлен структурированный открыты перечень критериев привлекательности (востребованности) бизнес-услуг.

Таблица 3 - Критерии привлекательности (востребованности) бизнес-услуг

Группы критериев Критерии привлекательности (востребованности) бизнес-услуги Вес критерия, %

Экономические Доход от бизнеса имеет положительную динамику 20

Возможность увеличения торгового оборота бизнеса 5

Прогнозируется долгосрочный рост сегмента 3

Риски неавиационной коммерции 7

Вероятность появление новых конкурентов во фрагментарном неавиационном бизнесе 3

Расширение ассортимента услуг в бизнесе 5

Социальные Запросы и ожидания пассажиров удовлетворены 20

Взаимодействие с другими сервисными компаниями города 3

Способность к сетевому взаимодействию бизнесов 3

Следование принятой корпоративной культуре дивизиона 7

Экологические Минимизация отходов 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование экологически чистых изделий 5

Проведение санитарно - эпидемиологических мер безопасности 5

Поддержание чистоты и комфорта 5

Инновационные Проведение социальных инноваций 5

По мере становления того или иного бизнеса (услуги) может на предстоящий период деятельности корректироваться (уточнятся) и перечень, и (или) содержание критериев с тем, чтобы полнее отражать требования рынка (получателей) к неавиационным услугам в аэропорту нахождения.

Этап 4. Определение веса частных критериев.

Оценка потенциала бизнесов дивизиона коммерции представляет собой многокритериальную и многопараметрическую задачу, решаемую менеджментом дивизиона неавиационных сервисных услуг аэропорта. Причем решение подобной задачи должно периодически повторяться с участием предпринимательского сообщества, работающего в том или ином формате, но всегда на договорных началах.

Этап связан с работой экспертов по оценке веса (важности) каждого из критериев от 1 до 100%. Причем необходимо не только определить вес каждого частного критерия, на и дать содержательную оценку каждому критерию. Сумма весов критериев должна составлять 100 %. И если окажется что их недостаточно по количеству или они избыточны, то следует их скорректировать. При окончательном приятии решения по количеству и содержанию критериев на нах целесообразно посмотреть под несколько иным углом зрения, а именно: с точки зрения установления более напряженных ориентиров деятельности персонала, в том числе проведения сервисных инноваций бизнесов неавиационной деятельности Данный этап фундаментально важен при проведении исследования, так как от итоговой оценки будут зависеть последующие важные стратегические решения по развитию сервисных услуг (бизнесов) и в целом дивизиона неавиационных услуг, которые определяют успех аэропорта в долгосрочной перспективе.

Этап 5. Оценка конкурентоспособности и привлекательности бизнесов неавиационных услуг. Итоговые результаты оценки представлены в таблицах 4-7.

Расчет конкурентоспособности и привлекательности бизнесов производится по формуле:

Итоговая оценка = вес критерия х оценка фактора в баллах

Таблица 4 - Оценка критериев конкурентоспособности

Критерии конкурентоспособности Вес критерия, % Оценка выраженности фактора от 1 до 10

Бизнес 1 Бизнес 2 Бизнес 3 Бизнес 4 Бизнес 5 Бизнес 6 Бизнес 7 Бизнес 8 Бизнес 9 Бизнес 10

Бизнес (услуга) имеет уникальное конкурентное преимущество 10 1 6 7 5 7 5 8 8 8 6

Бизнес удовлетворяет спрос потребителя на фрагментарном рынке услуг 15 6 7 8 7 7 5 7 7 7 7

Актуальность услуги для потребителя 10 2 6 9 8 7 5 6 6 6 7

Гибкость и возможность адаптироваться к изменению потребностей и предпочтений 5 3 6 6 6 8 7 7 7 7 5

Бизнес не создает внутреннюю конкуренцию в пределах аэропорта 7 7 6 9 5 4 6 9 9 9 8

Персоналом бизнеса обладает развитыми компетенциями достаточными ресурсами для оказания услуг 15 4 6 4 8 6 8 8 8 8 8

Условия договора аренда или франчайзинга соблюдаются сторонами и стимулируют совместную деятельность по оказанию сервисных услуг 13 8 6 8 7 8 8 8 8 8 8

Персонал бизнеса регулярно внедряет социальные инновации 10 1 4 4 2 3 6 4 4 4 3

Уровень, качество и конкурентоспособность профессионального управления дивизионом коммерческих (неавиационных услуг 15 3 3 5 5 5 5 5 5 5 5

Таблица 5 - Оценка критериев привлекательности бизнеса

Оценка выраженности фактора от до 10

„ 2 3 5 6 8 9 о

Критерии привлекательности бизнеса Вес критерия,% с е к с е к с е к с е к с е к с е к с е к с е к с е к с и к

из из из из из из из из из з

и и и и и и и и и м

1 2 3 4 6 7 8 9 10 11 12

Доход от бизнеса имеет положительную динамику 20 8 8 6 9 5 6 8 8 8 4

Возможность увеличения торгового оборота бизнеса 5 6 4 10 10 6 6 7 7 6 7

Прогнозируется долгосрочный рост сегмента 3 7 4 7 8 4 6 6 6 5 5

Риски неавиационной коммерции 7 8 8 8 8 8 8 8 8 8 5

Вероятность появление новых конкурентов во фрагментарном не- 3 5 1 5 5 1 7 5 5 5 5

авиационном бизнесе

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Расширение ассортимента услуг в бизнесе 5 5 3 6 5 1 5 5 5 5 7

Запросы и ожидания пассажиров удовлетворены 20 7 6 7 8 5 6 8 8 8 6

Взаимодействие с другими сервисными компаниями города 3 3 1 7 1 1 7 5 5 5 8

Способность к сетевому взаимодействию бизнесов 3 1 1 7 1 1 7 5 4 6 7

Следование принятой корпоративной культуре дивизиона 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7 7

Минимизация отходов 4 7 8 6 7 8 8 8 8 8 7

Использование экологически чистых изделий 5 6 8 9 9 9 9 9 9 9 7

Проведение санитарно - эпидемиологических мер безопасности 5 8 9 8 8 9 8 8 8 8 6

Поддержание чистоты и комфорта 5 8 8 8 8 8 8 8 8 8 8

Проведение сервисных инноваций 5 3 4 4 4 4 7 4 4 4 6

Таблица 6 - Итоговая оценка критериев конкурентоспособности

Итоговая Итоговая Итоговая Итоговая Итоговая Итоговая Итоговая Итоговая Итоговая Итоговая

Критерии конкурентоспособности оценка оценка оценка оценка оценка оценка оценка оценка оценка оценка

бизнес 1 бизнес 2 бизнес 3 бизнес 4 бизнес 5 бизнес 6 бизнес 7 бизнес 8 бизнес 9 бизнес 10

5,29 5,57 6,31 6,25 5,56 6,41 6,73 6,73 6,73 6,45

Бизнес (услуга) имеет уни-

кальное конкурентное пре-

имущество 1 0,6 0,7 0,5 0,07 0,05 0,8 0,8 0,8 0,6

Бизнес удовлетворяет спрос потребителя на фрагментар-

ном рынке услуг 0,9 1,05 1,2 1,05 1,05 0,75 1,05 1,05 1,05 1,05

Актуальность услуги для потребителя 0,2 0,6 0,9 0,8 0,7 0,5 0,6 0,6 0,6 0,7

Гибкость и возможность

адаптироваться к изменению потребностей и предпочтений 0,15 0,3 0,3 0.3 0,4 0,35 0,35 0.35 0,35 0,25

Бизнес не создает внутрен-

нюю конкуренцию в пределах аэропорта 0,49 0,49 0,42 0,54 0,35 0,42 0,54 0,54 0,54 0,56

Персоналом бизнеса обладает

развитыми компетенциями

достаточными ресурсами для

оказания услуг 0,6 0,9 0,6 1,2 0,9 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2

Условия договора аренда или франчайзинга соблюдаются

сторонами и стимулируют

совместную деятельность по

оказанию сервисных услуг 1,04 0,78 1,04 0,91 1,04 1,04 1,04 1,04 1,04 1,9

Персонал бизнеса регулярно

внедряет социальные инновации 0,1 0,4 0,4 0,2 0,3 0,4 0,4 0,4 0,3

Уровень, качество и конкурентоспособность профессио-

нального управления диви-

зионом коммерческих (неавиационных услуг 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75 0,75

Таблица 7 - Итоговая оценка критериев привлекательности бизнеса

Итого- Итого- Итого- Итого- Итого- Итоговая Итого- Итого- Итого- Итоговая

Критерии привлекательности бизнеса вая оценка вая оценка вая оценка вая оценка вая оценка оценка бизнес 6 вая оценка вая оценка вая оценка оценка бизнес

бизнес 1 бизнес 2 бизнес 3 бизнес 4 бизнес 5 бизнес 7 бизнес8 бизнес 9 10

6,61 6,18 7,11 7.03 5,42 6,73 7,25 7,22 7,2 5,92

Доход от бизнеса имеет положитель-

ную динамику 1,6 1,6 1,2 1,8 1 1,2 1,6 1,6 1,6 0,8

Возможность увеличения торгового оборота бизнеса 0,3 0,2 0,5 0,5 0,3 0,3 0,35 0,35 0,3 0,35

Прогнозируется долгосрочный рост

сегмента 0,21 0,12 0,4 0,24 0,12 0,18 0,18 0,18 0,15 0,15

Риски неавиационной коммерции 0,56 0,56 0,56 0,56 0,56 0,56 0,56 0,56 0,56 0,35

Вероятность появление новых конку-

рентов во фрагментарном неавиаци-

онном бизнесе 0,15 0,03 0,15 0,15 0,03 0,21 0,15 0,15 0,15 0,15

Расширение ассортимента услуг в бизнесе 0,25 0,15 0,3 0,35 0,05 0,25 0,25 0,25 0,25 0,35

Запросы и ожидания пассажиров

удовлетворены 1,4 1,2 1,4 1,6 1 1,2 1,6 1,6 1,6 1,

Взаимодействие с другими сервисны-

ми компаниями города 0,09 0,03 0,21 0,03 0,3 0,21 0,15 0,15 0,15 0,24

Способность к сетевому взаимодей-

ствию бизнесов 0,03 0,03 0,21 0,08 0,03 0,21 0,15 0,12 0,18 0,21

Следование принятой корпоративной

культуре дивизиона 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49

Минимизация отходов 0,28 0,32 0,24 0,28 0,32 0,32 0,32 0,32 0,32 0,28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Использование экологически чистых

изделий 0,3 0,4 0,45 0,45 0,45 0,45 0,45 0,45 0,45 0,35

Проведение санитарно - эпидемиоло-

гических мер безопасности 0,4 0,45 0,4 0,4 0,45 0,4 0,4 0,4 0,4 0,3

Поддержание чистоты и комфорта 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4

Проведение социальных инноваций 0,15 0,2 0,2 0,2 0,2 0,35 0,2 0,2 0,2 0,3

Этап 6. Полученные результаты итоговых оценок бизнесов (сервисов) неавиационных услуг наносятся на координатную матрицу. Потенциал традиционных неавиационных бизнесов по результатам экспертной оценки определяется по значениям интегральных критериев привлекательности (востребованности) и конкурентоспособность бизнес - услуги устойчивым по зонам:

- фиолетовая, находящаяся в координатах низких и очень низких значений;

- бежевая - в координатах средних и ниже средних значений;

- зеленая - в координатах выше средних и высоких значений.

Остальные зоны, куда попадают бизнес - услуги по значению критериев привлекательности (востребованности) и конкурентоспособность, относятся к противоречивым с точки зрения потенциала развития. Но такое положение бизнес -услуги на координатной плоскости матрицы, представленной на рисунок 1.

Бганесы (сервисные услуги) дивизиона неавиационной коммерции аэропорта

Высокая (8-10 баллов)

|| Выше среднего (6-7 баллов)

\и Средня* (5-6 баллов)

| 5 3 Г Ниже среднего (3-4 балла)

Низкая (2-3 балла) К п

(0-1 балла)

Шкалы Привлекательность/ Конкурентоспособность низкая [0.1 Низкая в<2"3 ) среднего (3-4 Средняя (5-6 баллов) среднего (6-7 баллов) Высокая (6-10 баллов)

Конкурентоспособность бизнеса (услуги)

Рисунок 1 - Матрица оценка потенциала бизнесов (услуг) дивизиона неавиационной коммерции

Этап 7. Уточнение результатов экспертного опроса и положения отдельных неавиационных бизнесов (услуг). Принятие решения о модернизации бизнеса, замене инновационным или его закрытии.

Рассматриваемые типовые стратегические решения необходимо всесторонне прорабатывать: определять перспективных сервисные услуги неавиационного характера, проектировать новые и стимулировать появление социальных инноваций.

В условиях, когда неавиационный бизнес остается в рамках традиционных сервисных услуг, имеет смысл установление обоснованного и адаптивного «порога успешности» на основе анализа «точки безубыточности», исходя из издержек, уровня прибыльности и объема оказываемых услуг (рисунок 2).

Точка Объем продаж, ел

б«'1.>иы10'1110е1И

Рисунок 2 - Точка безубыточности бизнеса для неавиационной услуги аэропорта

А пока, в условиях упования на простые арендные отношения ведения бизнеса, менеджмент дивизиона неавиационных сервисных услуг исходит лишь из дохода на квадратный метр коммерческой площади, устанавливая «порог успешности» на уровне «ниже среднего» При таком усредненном походе общая сумма выручки или прибыли делится на площадь торговой точки. На рисунке 3 отображен пример использования традиционной столбиковой диаграммы.

При управлении неавиационной деятельностью необходимо проанализировать следующие наиболее важные показатели:

- процент улавливания - доля всех пассажиров, совершивших покупки в аэропорту, в %. На данный показатель влияют следующие факторы: конкурентная среда аэропорта, среднее время нахождения пассажира в конкретной зоне аэропорта, удобство расположения точки - близость к покупателю (пассажиру), размер среднего чека;

- выручка на пассажира: сумма выручки оператора торговой точки в пересчете на каждого пассажира. На этот показатель оказывают влияние следующие факторы: повышение цены услуги в торговой точке, уровень сервиса, скорость обслуживания, удобная упаковка и посуда.

- доход на пассажира: сумма дохода аэропорта (платы, получаемой аэропортом от владельца бизнеса), в пересчете на каждого пассажира. Показатель отражает работу аэропорта в интересах неавиационного бизнеса (продуманная локация, ранняя регистрации на рейс, увеличение времени пребывания пассажира в аэропорту и проч.).

Администрации аэропортов используют следующие формы управления неавиационной деятельностью аэропорта, представленные в таблице 8.

Формы управления неавиационной деятельностью аэропорта указаны в порядке убывания выгод аэропорта. Кроме самостоятельного управления через дивизион коммерческими неавиационными услугами самым выгодным вариантом управления является передача по договору франчайзинга или в концессию, так как аэропорт ведет комплаенс - контроль над всем, что происходит на его территории, может получать паушальные платежи и роялти за право ведения бизнеса под своим товарным знаком и, конечно, возможность (рационализировать) увеличить) прибыль.

Таблица 8 - Формы управления неавиационной деятельностью аэропорта и их характеристика

№ п.п. Формы управления неавиационной деятельностью аэропорта Выгоды аэропорта Издержки аэропорта

1 2 3 4

1 Самостоятельное управление Программный поход к развитию дивизиона и бизнесов Затраты на внедрение проектного подхода в операционное управление

Управления из единого органа (дивизиона) Несет все риски

Дополнительный центр прибыли, получение возможной прибыли Рост численности персонала, затрат на его мотивацию

Взаимосвязь технологических и социальных инноваций Формирование собственных и кредитных источников инвестиций в развитие

Профессиональное и ответственное управление, развернутая система управления Сложность системы управления и контроля. Стандартизация и централизация управления с возможной потерей гибкости

2 Франчайзинг Внедрение социальных инноваций Оплата франшизы и отчислений по договору франчайзинга

Программируемая прибыль Затраты на привлечение и обучение персонала дивизиона

Ведение бизнеса под единым брендом и маркетингом Затраты на выполнение координирующих и компленс -функций

Востребованность soft-skills Освоение новых методов и архитектуры системы управления

3 Передача в концессию Появляется концессионер вместо дивизиона неавиационных услуг Затраты на создание системы управления с комплаенс функциями.

Рационализация прибыли Длительность концессии и минимальное влияние аэропорта на сервисные услуги и их качество

Получение паушальных платежей и роялти Компетенции в отработке условий концессионного контракта

Ведение концессионной деятельности партнерами Актуализируется профессиональное юридическое обеспечение и сопровождение арбитражных споров

4 Передача агентским компаниям, специализирующимся в группах бизнесов Реализация стратегии диверсификации и фокусирования групп сервисных услуг (бизнесов) Актуализируется профессиональное юридическое обеспечение и сопровождение арбитражных споров

Актуально программное управление развитием услуг Компетенции в отработке условий контракта (договора)

Узкая специализация в деятельности компании -агентов Затраты на создание системы управления с комплаенс функцией и координацию.

Максимизация прибыли Разнообразие и гибкость методов управления

5 Совместное управление Пропорциональное распределение прибыли Актуализируется профессиональное юридическое обеспечение и сопровождение арбитражных споров

Пропорциональное инвестированию в развитие Необходимость выкупа бизнесов при выходе компаньона из договора

Взаимодополнение компетенций персонала Развитие согласительных процедур

Координация деятельности

6 Аренда Рубежный контроль Гипертрофируется операционное и тактическое администрирование

Простота управления и платежей Однобокое влияние на арендаторов

Возможность разрыва арендных отношений Отсутствие единого маркетинга и стиля

Отсутствие контроля качества

7 Комбинированная ( сочетание различных форм) Дифференцированный подход к бизнесам Ведомственный стандарт на ведение бизнеса

А пока в условиях «процветания» просто аренды считают доходность на 1 кв. м. (рисунок 3).

90000 80000 70000 60000 50000 Л0000 30000 20000 10000 о

Арендатор ЛртдяторАрендаторАрендатарАрендатор 12 3 4 5

Рисунок 3 - Оценка среднего дохода в руб. арендаторов на квадратный метр

С арендаторами, которые по результатам анализа находятся ниже установленного порога, необходимо проработать план действий по повышению данного показателя. А в случае отсутствия положительной динамики не пролонгировать договор, параллельно осуществляя поиск потенциально более эффективного арендатора. Такова практика в аэропорту Паш-ковский.

Также важно отметить, что на практике проводят анализ бизнес-деятельности, разделяя арендаторов по направлению работы и по локации, где они расположены. При таком походе наблюдается установление индивидуальных «порогов успешности» для исследуемых групп.

На рисунке 4 пример выделены группа арендаторов (бизнесов) для исследования.

Представлены примеры группировки арендаторов в терминале внутренних авиалиний и международного терминала, а также привокзальной площади и зоны выдачи багажа.

Рисунок 4 - Оценка среднего дохода арендаторов на квадратный метр

Метод анализа используется в ходе мониторинга достижения порога успешности арендаторов за отчетный период. Арендаторов устанавливаются договором аренды пороговые значения процента платежей с учетов сезонности в работе аэропорта и величины пассажиропотока. На рисунке 5 показана динамика «порогов успешности» аренды площадей.

Рисунок 5 - Динамика порогов успешности аренды площадей

Если мы наблюдаем положительную динамику (соизмеримо сезонности) в выполнении шагов концессии - арендатора можно назвать эффективным. Но если арендатор циклично выполняет максимальные пороги, стоит пересмотреть пороги концессии и базовую ставку аренды при пролонгации договора.

Этап 8. Данный поход к анализу прибыльности дополняют анализом таких показателей как средний чек, количество позиций в чеке, учитывать показатель удовлетворённости пассажиров и других. Мониторинг показателей, сведенных в систему, сопровождаемый анализом, позволяет не только установить состояние бизнесов и их динамику. Важно выявить проблемы каждого бизнеса. Нацеленность дивизиона на разрешение актуальных проблем знаменует профессиональный подход к управлению аэропортом, дивизионом и неавиационными бизнесами.

В результате проведенных исследований, в ходе 1-8 этапов разработанной методики, сформирована типовая структура услуг для международного регионального аэропорта:

- услуги общественного питания;

- услуги упаковки багажа и камеры хранения;

- услуги комнат отдыха, медитации и релаксации (в том числе комнаты матери и ребенка);

- услуги парковки и стоянки;

- услуги проката авто и такси;

- услуги связи;

- банковские, страховые и почтовые услуги;

- точки по продаже аптечных товаров;

- точки по продаже печатной и сувенирной продукции;

- магазины розничной торговли;

- услуги капсульных мотелей;

- культурно-развлекательные и досуговые услуги;

- услуги красоты;

- услуги по ремонту и химчистке одежды;

- индивидуальные (тематические) услуги [2,3,5].

З.Сервисные инновации международного аэропорта

Перспективы неавиационного бизнеса связаны со следующими направлениями:

- превращение аэропорта в клиент ориентированный коммерческий хаб с широким набором востребованных диверсифицированных услуг: коммерческий сервис; туризм; организация конференций; услуги в сфере логистики и управления собственностью; консалтинг, продажа сувениров и товаров первой необходимости; модные бутики и ювелирные лавки; табак; пресса; аренда автомобилей; пункты обмена валют; круглосуточные рестораны и кафе; столовые для работников аэропорта и авиакомпаний; аптеки; цветочные магазины; фитнес-центры; парикмахерские; гостиницы;

- услуги для транзитных пассажиров в короткий срок при совершении пересадки приобрести товары в бутиках и воспользоваться другими услугами;

- услуги для пассажиров задержанных рейсов;

- внедрение роботов, искусственного интеллекта, самоуправляемого транспорта вслед за технологическими лидерами - авиакомпаниями. И эти услуги качественно отличаются от вышеперечисленных, благодаря своей нематериальности и интерактивности форматов вовлеченности поставщика и потребителей в сопроизводство благ [5,11,14,20].

Мировой тенденций развития предпринимательской деятельности является реализация экосистемного подхода в аэропортах на основе синхронного внедрения технологических и сервисных инноваций.

Еще в 2019 г были выявлены следующие ожидаемые технологические инновации в авиаотрасли, которые могут стать драйверами сервисных инноваций [8,9]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— работа аэропорта будет полностью автоматизирована;

— аэропорт будет адаптироваться к потребностям пассажиров;

— мобильность станет услугой по требованию;

— биометрическая идентификация пассажиров;

— технологии для отслеживания багажа и др.

Исследователи сделали футурологический прогноз: «приходом цифровой трансформации в авиаотрасль пассажиры и сотрудники откроют для себя безграничные возможности передовых технологий - от полетов на такси до аэропортов с собственной интеллектуальной системой» [3].

Жесткие зоны контроля с проверкой бумажных документов сменят «умные» сенсорные коридоры, что может привести к другому качественному и содержательному наполнению сервисными услугами времени нахождения пассажира в аэропорту. Пассажиры, багаж и грузов получат свои метки, по которым они будут отслеживаться на протяжении всего путешествия, независимо от используемого вида транспорта. Поэтому важное значение имеет внедрение таких цифровых технологий, как системы распределенного реестра, нейротехнологии и искусственный интеллект, компоненты робототехники и сенсорика [26, с.99].

Аэропорты будут использовать технологию Digital Twin для работы в реальном времени со всеми заинтересованным сторонами, оптимизируя работу и улучшая качество обслуживания пассажиров.

Необходима бесперебойная работа всех составляющих экосистемы воздушной гавани.

Ежемесячный американский журнал Wired выбрал самые инновационные услуги:

— универсальная стойка регистрации;

— удобная сдача багажа, смарт-багаж, снабжение чемоданов микрочипом;

— роботы-помощники;

— универсальный терминал с торговой зоной;

— сканирование без проблем;

— маячки Bluetooth, маячки считывают местоположение пассажира в терминале и подсказывает куда двигаться;

— проверка автоматикой;

— детектор лжи на границе и др.

Инновации в аэропортах связаны с качественным развитием автоматических предполетных процедур. Современные авиахабы больше напоминают торгово-развлекательные центры комфортного ожидания рейсов с живописным садом, искусственным водопадом, горным воздухом, снежными вершинами для релакса и ледяным катком.

Скорость внедрения новых технологий в аэропортах зависит от следующих факторов:

— от быстроты смены нормативов, позволяющих применять инновации;

— от цены технологий;

— креативного мышления.

Несовершенство российского законодательства пока не позволяет создать полноценные свободные экономические зоны хотя бы в аэропортах. Однако уже сейчас в аэропортах может быть введен режим «свободного склада», например, для грузового терминала, цеха бортового питания и т.п. Работая в таком режиме, аэропортовые предприятия могут освобождаться от взимания таможенных пошлин и могут пользоваться рядом налоговых льгот и преференций.

Заключение и рекомендации

Политика менеджмента аэропорта и, особенно, дивизиона в сфере услуг должна быть нацелена на глубокую рефлексию новых возможностей, активность в создании и освоении новых ниш сопроизводства сервисных инноваций. Сервисные и организационные инновации самостоятельно или в купе с технологическими нацелены на более ощутимые результаты. И начать целесообразно с разработки программы формирования и развития и сервисных инноваций в рамках дивизиона сервиса на основе реализации синтетического подхода.

Сложные, но социально и экономически эффективные, а потому конкурентоспособные, сервисные системы современного аэропорта динамично развивающегося региона нужно создавать как единый проект, основанный на сочетании открытых технологических и сервисных инноваций. Сервисный ландшафт современного аэропорта требуют сложных дизайнерских решений c разработкой дорожной карты услуг на перспективу.

Качество жизни современного человека, к которому мы стремимся, диктует высокую планку системного проектирования аэровокзального комплекса, как интегрированного и высокотехнологичного предприятия сервисного предназначения.

«Зависать» на низком уровне «обслуживания» (а не сервиса в современном его понимании) в виде аренды площадей, создании торговых точек и прочих разрозненных бизнесов мелких хозяйчиков - это прошлое и это значит не давать своевременного и профессионального ответа глобальным вызовам, упустить время, не достичь социального благополучия граждан и экономической выгоды.

Перспективным направлением непрерывных сервисных инноваций предлагается рассмотреть сетевой тип с едиными стандартами, процедурами, правилами и алгоритмами действий, которые могут вводится в действие на основе коммерческой концессии (франчайзинга). А франчайзи оплачивает уже готовую бизнес-модель и применяет ee для открытия собственной компании, под брендом аэровокзального комплекса при осуществлении комплаенса со стороны его владельца [1].

Кейсы лучших аэропортов стран мира свидетельствуют, что сервисные инновации успешно распространяются через франчайзинговые сети [22].

Источники:

1. Абрамов В.Ю. Руководство по применению комплаенс-контроля в различных сферах хозяйственной деятельности: практическое пособие / В.Ю. Абрамов. - М.: Юстицинформ, 2020. - 172 с.

2. Артамонов Б. В., Волкова Л. П. Управление деятельностью аэропорта: учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 1998.

3. Аэропорты будущего: 10 футуристических прогнозов на следующее десятиление. https://luckyea77.livejournal. com/3124427.html.

4. Тешебаев, А. А. Увеличение неавиационных доходов / А. А. Тешебаев // Молодой ученый. 2019. № 36 (274). С. 39-41. - URL: https://moluch.ru/archive/274/62278/ (дата обращения: 25.11.2022).

5. Аэротрополисы [Электронный ресурс] // Города-аэропорты будущего - Режим доступа: http://www.spectrum-group.ru/ /aerotropolis-city-airports-of-the-future.

6. Батенева Т. Неавиационная деятельность в региональных аэропортах [Электронный ресурс] / Т. Батенева // Ведущий аэропортовый холдинг России - Режим доступа: http://www.ar- management.ru.

7. Выбор неавиационных видов деятельности [Электронный ресурс] // Основные аспекты деятельности аэропорта- Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6153968/page:4/.

8. Акселерация инновационных технологий в сфере аэропортовых услуг/ Денежкина К.Л., Мельников В.Б.// Акселерация инноваций -институты и технологии". Сборник статей научного делового форума / Под ред. А.Н. Дегтярева, А.Р. Кузнецовой. Уфа: Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, 2020. С. 189-196. EDN: CRTCMD.

9. Десять интересных инноваций в аэропортах мира URL://https://dzen.ru/media/flydex/10-interesnyh-innovacii-v-aeroportah-mira-5c127a13ae4e9a00aa955300.

10. Курносова, Е. А. Инновационное поведение как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 155-158.

11. Майлс Й. Сервисные инновации в XXI веке. Форсайт. 2011. Т. 5. N° 2. С. 4-15.

12. Макаров А. В. Теоретические аспекты развития сервисной экономики // Journal of new economy. 2005. №12. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/teoreticheskie-aspekty-razvitiya-servisnoy-ekonomiki (дата обращения: 06.12.2022).

13. Неавиационная деятельность в региональных аэропортах [Электронный ресурс] // Ведущий аэропортовый холдинг России - Режим доступа: www.ar-management.ru.

14. Неавиационная деятельность зарубежных аэропортов [Электронный ресурс] // Анализ деятельности международных аэропортов - Режим доступа: http://old.moluch.ru.

15. Основные аспекты неавиационной деятельности аэропорта [Электронный ресурс] // Сфера деятельности аэропорта - Режим доступа: http ://www. studfiles .ru/preview.

16. Расширение неавиационной деятельности в аэропортах [Электронный ресурс] // Развитие неавиационной деятельности в аэропортах -Режим доступа: http://rasshirenie-neaviatsionnoy-deyatelnosti- v-aeroportah.

17. Расширение неавиационной деятельности в аэропорту [Электронный ресурс] // Выбор неавиационных видов услуг- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/.

18. Рынок услуг парковки (стоянки) автотранспортных средств на территории аэропортов [Электронный ресурс] // Общие требования к организации парковки и стоянки - Режим доступа: https://www.kiaplaw.ru/ press-centr/public/462.html.

19. Соколова, Е.А. Расширение неавиационной деятельности в аэропортах [Электронный ресурс] / Е.А. Соколова // Интернет-библиотека «Cyberieninka». -2015. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rasshirenie-neaviatsionnoy-deyatelnosti-v- aeroportah.

20. Степанова, О.А., Сливинский, Д.В., Фомина, И.А. Определение понятия и уровень развития неавиационной деятельности крупнейших аэропортов Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020.

21. Услуги для пассажиров на борту воздушных судов внутренних воздушных линий РФ. ОСТ 54-1-283.01-94.

22. Экономика и управление аэропортовым бизнесом [Электронный ресурс] // Артамонов Б.В. - Режим доступа: http://ecsn.ru/files/pdi/201706.pdf

23. 58-я московская международная конференция "Неавиационная деятельность в аэропортах" и выставка "техника, оборудование и передовые технологии для аэропортов".

24. Сафарян А. А. Инновации в сфере обслуживания [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. А. Сафарян; Пермский государственный национальный исследовательский университет. - Электронные данные. - Пермь, 2021. - 2,54 Мб; 110 с. - Режим доступа: http://www.psu.ru/files/ docs/science/books/uchebnie-posobiya/safaryan-innovacii-v-sfereobsluzhivaniya.pdf.

25. Слинков О.К. Сервисная экономика: мифы и реальность. http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/24491/1/ Slinkova_Servisnaya_17.pdf.

26. Цифровые технологии в российской экономике / К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг, В.В. Дементьев и др.; под ред. Л.М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 116 с.

27. den Hertog P., van der Aa W., de Jong M.W. Capabilities for Managing Service Innovation: Towards a Conceptual Framework // Journal of Service Management. 2010. Vol. 21. № 4. P. 490-514.

EDN: HWKOFK

Д.В. Ланская - кэ.н, доцент, и.о. заведующего кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

D.V. Lanskaya - candidate of economic sciences, associate professor, acting head of the department of general, strategic, information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Russia;

А.Н. Панченко - старший преподаватель кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.N. Panchenko - senior lecturer, department of general, strategic, information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Krasnodar, Russia.

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА KEY DIRECTIONS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE OF THE REGION

Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость развития социальной инфраструктуры как ключевой задачи социально-экономического развития региона. В условиях шестого технологического уклада развития социальной инфраструктуры является приоритетной задачей для развития человеческого капитала. Авторами предложены ключевые направления в развитии социальной инфраструктуры региона: образование, здравоохранение, культура, доступное жилье и комфортная городская среда.

Рассмотрена Стратегия развития Краснодарского края до 2030 года, авторами предложена корректировка действующей стратегии в части развития человеческого капитала и проведения микро-мезо исследования уровня развития выделенных экономических зон. Предложено создание социальных округов по аналогии с экономическими зонами в Краснодарском крае и развитие их, добиваясь формирования ключевых элементов социальной инфраструктуры не только в крупных агломерациях, но и в муниципальных образованиях региона.

Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена потребностями человеческого капитала в развитии и социальной инфраструктуры региона.

Abstract. This article discusses the need for the development of social infrastructure as a key task for the socio-economic development of the region. In the conditions of the sixth technological order, the development of social infrastructure is a priority

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.