Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНCФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНCФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЭРОПОРТА / НЕАВИАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокроносов Александр Германович, Денежкина Ксения Леонидовна

Цель исследования - определить долю неавиационных доходов отечественных и зарубежных аэропортов в структуре их финансовых результатов, определить распределение данных доходов предпринимательской деятельности по направлениям в аэропортах Кольцово (г. Екатеринбург) и Толмачево (г. Новосибирск). Научная новизна данного исследования заключается в сравнении доли неавиационных доходов отечественных и зарубежных аэропортов и приведение количественных показателей по направлениям предпринимательской деятельности аэропортов Кольцово и Толмачево. В результате выявлены показатели неавиационной деятельности по доле и в разрезе направлений, также отражены результаты анализа мировых тенденций развития аэропортового предпринимательства в условиях становления цифровой экономики и угроз пандемии, приведены данные по изменению структуры неавиационных доходов аэропортов, предложена концептуальная модель развития предпринимательской деятельности российских аэропортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокроносов Александр Германович, Денежкина Ксения Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AIRPORT BUSINESS DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF DIGITAL ECONOMIC TRANSFORMATION

The purpose of the study is to determine the share of non-aviation revenues of domestic and foreign airports in the structure of its financial results, to determine the distribution of these incomes from entrepreneurial activities in directions at Koltsovo (Yekaterinburg) and Tolmachevo (Novosibirsk) airports. The scientific novelty of this study lies in comparing the share of non-aviation revenues of domestic and foreign airports and bringing quantitative indicators in the areas of business activities of Koltsovo and Tolmachevo airports. As a result, indicators of non-aeronautical activities were identified by share and by direction, the results of an analysis of global trends in the development of airport business in the context of the formation of a digital economy and the threat of a pandemic are also reflected, data are given on changes in the structure of non-aeronautical revenues of airports, and a conceptual model for the development of entrepreneurial activity of Russian airports is proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНCФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

d r oht-ei ne-lan g-a n h altende-Wi rtsc hafts kri se .htm I (дата обращения 21.1 1.2021)

4. European Environment Agency It Europe's state of the environment. 4.12.2019. URL: https:// www.eea.europa.eu/highlights/soer2020-europes-environment-state-and-outlook-report (дата обращен ия 26.11.2021)

5. Umwelt Bundesamt// Wirtschaft und Umweit. 24.08.2021. URL: https://www.umweithundesamt.de/ theme ri / wi rts с ha ft- kon s и m / wi rts с h a ft- u m wel t (дата обра щен ия 12.11.2021).

6. Green economy // Понятие и сущность зеленой экономики. 09.09.2017. URL: http://greenecono

my.kg/theoiy/ponyatie-i-sush h nost-zelenoy-ekonomiki/iflaTa обращения 29.11.2021). 7. Организация объединенных наций // Конференция ООН по изменению климата (26-я сессия КС). 1.11.2021. URL: https://www.un.org/ru/food-systems-summit/un-climate-change-conference-сор-26 (дата обращения 3.12.2021). В. Szekely, Istvan, van den Noord, Paul, Economic crisis In Europe: Cause, consequences, and responses - A report by the European Commission / Istvan Szekely, Paul van den Noord; [VOX, CEPR's Policy Portal]. - 2018. - URL: https:// voxeu.org/print/4065 (дата обращения 10.12.2021).

CU

ftj О OJ

AIRPORT BUSINESS DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF DIGITA L ECONOMIC TRA AtSFORMA TiON Mokronosov Alexander Germanovich, DSc of Economics, Professor Denezhkina Ksenia Leonidovna, Postgraduate student Ural State University of Economics, Yekaterinburg

The purpose of the study is to determine the share of non-aviation revenues ofdomestic and foreign airports in the structure of its financial results, to determine the distribution of these incomes from entrepreneurial activities in directions at Koltsovo (Yeka te tin burg) and To!'mach e vo (No vosibirskj airports. The sclen tific no velty of this Study lies in comparing the share of non-aviation re venues of domestic and foreign airports and bringing quantitative indicators in the areas of business activities of Koltsovo and Tofmachevo airports. As a result, indicators of n on-aeronautical activities were identified by share and by direction, the results of an analysis of global trends in the development of airport business in the context of the formation of a digital economy and the threat of a pandemic are also reflected, data are given on changes in the structure of non-aeronautical revenues of airports, and a conceptual model for the development of entrepreneurial activity of Russian airports is proposed.

Keywords: airport entrepreneurial activity; non-aeronautical income; digital technologies.

D0I 10,24923/2222-243X.2022-42,7

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЭРОПОРТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ЭКОНОМИКИ

Цель исследования - определить долю неавиационных доходов отечественных и зарубежных аэропортов в структуре их финансовых результатов, определить распределение данных доходов предпринимательской деятельности по направлениям в аэропортах Кольцово (г. Екатеринбург) и Толмачево (г. Новосибирск). Научная новизна данного исследования заключается в сравнении доли неавиационных доходов отечественных и зарубежных аэропортов и приведение количественных показателей по направлениям предпринимательской деятельности аэропортов Кольцово и Толмачево. В результате выявлены показатели неавиационной деятельности по доле и в разрезе направлений, также отражены результаты анализа мировых тенденций развития аэропортового предпринимательства в условиях становления цифровой экономики и угроз пандемии, приведены данные по изменению структуры неавиационных доходов аэропортов, предложена концептуальная модель развития предпринимательской деятельности российских аэропортов.

Ключевые слова; предпринимательская деятельность аэропорта; неавиационные доходы; цифровые технологии.

УДК 336

ВАК РФ 5.2.3/08.00.05

& Мокроносов А.Г., 2022 £>Денежкина К.Л., 2022

МОКРОНОСОВ Александр Германович, доктор экономических наук, профессор

0-<

X

сч

41"

S

43

Введение

Современное аэропортовое предпринимательство является ключевым фактором инновационного развития национальной экономики и ее регионов. Именно аэропорт является драйвером в реализации крупных инвестиционных проектов территорий, применении новых цифровых технологий (например, искусственного интеллек-

ДЕНЕЖКИНА Ксения Леонидовна, аспирантка

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург

ш ъс

О ш

3-

о

X

о со

44

Та). Каждый аэропорт формирует уникальный инвестиционный климат в рамках своей деятельности. Особенности менеджмента компании аэропорта (введение маркетинговых кли-ентоориенгироеанных программ, оснащение аэропорта высокотехнологичным оборудованием) позволяют увеличивать эффективность деятельности и уменьшать риски от убыточной деятельности и диверсифицировать риски от потерь в авиационном направлении.

Повышенный интерес на сегодняшний день направлен на введение новых форм ведения бизнеса в связи с оснащением объектов аэропортовых услуг инновационными технологиями. Экосистемный подход ведения бизнеса позволяет бизнесу оперативно найти пути решения для снижения рисков от падения доходов от основной и дополнительной деятельности {введение новых направлений непрофильной деятельности). Для снижения рисков от снижения доходов аэропорта в кризисное время экосистемный подход предполагает активное развитие неавиационных предпринимательских направлений. Данное развитие может быть обусловлено не только в рамках увеличения самих направлений деятельности, но и качественном росте повышения оказания услуг. При исследовании основных направлений предпринимательской деятельности были использованы данные аэропортов Кольцовой Толмачево. Данные аэропорты являются ведущими аэропортами транспортными ха-бами после столичных аэропортов. В этой связи актуальность данного исследования заключается в определении доли неавиационных доходов отечественных и зарубежных аэропортов в структуре финансовых результатов, определении распределения данных доходов предпринимательской деятельности по направлениям в аэропортах Кольцово (г. Екатеринбург) и Толмачево (г. Новосибирск).

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) определение доли неавиационных доходов отечественных и зарубежных аэропортов в структуре финансовых результатов, 2) определение распределения данных доходов предпринимательской деятельности по направлениям в аэропортах Кольцово (г. Екатеринбург) и Толмачево (г. Новосибирск). Для осмысления объекта исследования, в статье применяются следующие методы исследования: анализ,синтез, визуализация показателей.

Теоретической базой исследования послужили публикации по теме исследования аэропортов и предпринимательской деятельнос-

ти аэропортов Дж. Касарда, К В. Веретенни-ковой, А.А. Тешебаева Также для проведения анализа были использованы статистические источники Росавиации, а также данные с официальных сайтов аэропортов Кольцово и Толмачево.

Основная часть

Неа виа ц и онная деятел ьность я вляется важной частью для внедрения цифровых технологий для генерации доходов для большинства аэропортов мира. Под неавиационной деятельностью понимается широкая сфера работ, находящихся в зоне аэропортов: банков, гостиниц, бизнес-центров, автостоянок, магазинов, ресторанов и т. д. Каждое направление на сегодняшний день представлено в цифровой форме. Развитие неавиационных направлений деятельности с целью получения дополнительных доходов - важный элемент стратегии для любого аэропорта. Мировая практика показывает сложность формирования стратегии развития неавиационной деятельности для региональных аэропортов по сравнению с крупными аэропортзми-хабами,

В условиях кризиса экономической системы из-за эпидемиологической ситуации в мире деятельность аэропортов также претерпевает свои изменения. В условиях пандемии происходит резкое сокращение самолето-вылетов, снижается пассажиропоток и выручка аэропорта. Для снижения рисков от пандемии аэропорты вынуждены развивать деятельность в рамках наземного обслуживания пассажиров. Многие аэропорты инвестируют в инновационные объекты и услуги, например: аэропортовой парковке, розничной торговле в рестораны и т. д. В настоящее время основным источником неавиационных доходов во многих аэропортах, где они составляют более 50% дохода, является доход от парковки автомобилей и аренды [5].

Таким образом, направления для развития аэропортовой деятельности обусловлены не только мировыми стандартами аэропортовой деятельности, но и особенностями развития рынка услуг и предпринимательской деятельности аэропорта [11] (рис. 1),

Особое место в приведенной схеме деятельности аэропорта отводится грузоперевозкам, т.к. они являются объединениями специфических логистических структур: авиатранспорт, железнодорожный транспорт и автомобильный транспорт.

Предпринимательство аэропорта представлено в рамках неавиационной деятельности, т.к. именно оно не регулируется антимо-

Услуги аэропорта Кольцов»

авиационные

услуги по обслуживанию воздушных судов

заправка, обслуживание. подготовка к рейсу

услуги по лредпгтгянпе нню взлетно-посадочной

ПОЛО»!

услуги ДЛЯ пассажиров

т&ргивая деятельность

услуги е аэропорту

бизнес san. ВЦП

обслуживание, упэиоеив

услугм энв аэропорта

вил обслуживание. парковка

кон неси и арендаторов

общепит, рктейл.

не иди г г, р}ввлекатель -нывточки

Рисунок 1 - Направления развития цифровой экономики аэропорта в соответствии с требованиями ИКАО [11]. Составлено автором по [б, 8,10]

нолольным законодательством и набор услуги формируется, исходя из региональных особенностей аэропорта и специфики полетов и направлений рейсов. Особенности неавиационной услуги в соответствии с Руководством по экономике аэропортов Международной организации гражданской авиации (ИКАО) виды неавиационной деятельности, осуществляемой в зданиях аэропорта и на его территории, многочисленны и разнообразны. К ним относятся:деятельность большого числа магазинов и предприятий обслуживания, служебные и другие помещения, занимаемые авиакомпаниями и правительственными учреждениями, а также открытые зоны. К неавиационным видам деятельности аэропортов также можно отнести предоставление концессий (права на деятельность) [11]

Однако в сфере оснащения инновациями наши аэропорты значительно отстают от зарубежных, Иностранные аэропорты применяют бесконтактные технологии в обслуживании пассажиров, а отечественные, в свою очередь, внедряют роботов на услугах по предоставлению предполетных услуг (регистрация пассажиров, автоматическая сдача багажа). Разрыв в технологиях аэропортов и внедрении инноваций происходит за счет отставания самих стран в развитии самой инновационной сферы услуг.

Применение инноваций в оказании услуг аэропорта охватывает направления от анализа данных (Big Data на основе технологии API) для глубокой аналитики по показателям деятельности аэропорта, до автоматического оказания услуг перед полетом с помощью роботов (роботы и блокчейн). Масштаб применения

данных услуг является как локальным, так и глобальным (объединение данных крупных аэропортов для уменьшения влияния человеческого фактора в оказании услуг пассажирам). На сегодняшний день зарубежные аэропорты используют все направления, а отечественные -применяют методы роботизации и API.

Большое внимание в отечественных аэропортах уделяется внедрению нововведений в области технологий увеличения спектра концессионных соглашений и оплаты онлайн товаров и услуг. Исходя из структуры основных операторов концессии, контрагентов, способов взаимодействия и предоставления услуг аэропорта, можно сделать вывод, что эффективное управление данной предпринимательской деятельностью аэропорта возможно в рамках экосис-темного подхода [8, С. 190]. Особенность подхода заключается в сочетании эффектов от экономической, социальной и экологической деятельности всех элементов (предпринимательских единиц) в рамках данного комплекса предпринимательских структур. Экосистема аэропорта в данной модели является сетевым объединением субъектов предпринимательства на цифровой платформе с учетом взаимовыгодного сотрудничества в оказании услуг максимальной потребительной ценности для пассажиров и авиакомпаний.

В соответствии с экосистемным подходом развитие предпринимательской деятельности аэропорта целесообразно рассматривать как сложную систему бизнеса, которая с каждым годом ориентируется на максимально полный учет потребностей потребителя-пассажира, интересов аэропорта, контрагентов, а также самого региона и приаэропортовой местности, где данный субъект предпринимательства находится. Особую важность приобретает развитие приаэропортовых территорий, которое носит стратегическое значение в отношениях аэропорта и самого города [3, С 66],

В настоящее время соотношение доходов между авиационной и неавиационной деятельностью ведущих отечественных международных аэропортов составляет 70% к 30% (например, аэропорт Кольцово, Толмачево),

си ftj о

OJ

ь-

Q. <

£

сч

-vT

S

45

LH

S X О

LH

X о

X

о tc л

46

70% 70S

53% S3* 55*

45% 45% +7% «*

37N ¿¿% +:•»,--■■■■■■!

fJ //// у / ^ </>V ✓

>

^yv у

Доги) доходов аэрэпорта 2018 г., % Срвдя-ля дога ю отр&сгш

Рисунок 2 - Доля неавиационныж доходов ведущих мировых аэропортов [9]

Среднее значение неавиационных доходов составляет 40-45 % от выручки аэропорта [7]. Рае-пределе ни е неа в и а ци он н ы х доход ов в между на-родных аэропортах представлено на рисунке 2.

Дополнительное исследование неавиационных доходов дает четкое разделение аэропортов по популярности и доходам (табл.).

Таблица - Структура авиационных и неавиационнных доходов в международных аэропортах, % [9]

№ п/п Аэропорт Деятельность аэропорта Направление бизнеса Вид бизнеса Доля, %

1 Европейский аэропорт Амстердам, 2017 г. Авиационные доходы, 50%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неавиацианные доходы, 50% Собственный бизнес Парковка 18

Реклама 5

Аренда авто 3

Прочие доходы 2

Арендный бизнес Магазины Duty Free 55

Обменники 6

Общепит 5

Розничная торговля 6

2 Отечественный аэропорт Авиационные доходы, 58% Обслуживание авиакомпаний Аэропортовые сборы 49

Шереметьево, 2018 г. Наземное обслуживание a

Прочие авиационные доходы 1

Неавиационные доходы, 48% Арендный бизнес Сдача в аренду коммерческих площадей 37

Коммунальные услуги 2

Прочие неавиацианные доходы 3

Структура неавиационных доходов выглядит следующим образом: наибольшая доля приходится на направление "торговые точки" (магазины), второе место заняла аренда помещений, третье - автостоянки,четвёртое - сфера общепита (кафе и иные точки питания), пятое - аренда автомобилей. Распределение между торговлей обусловлено тем, что пассажир прибывает незадолго до осуществления

посадки на борт, соответственно при выборе, куда ему пойти и какую услугу выбрать, он будет руководствоваться либо тратой времени на поиск подарка/нужной ему вещи, либо проведет время ожидания за чашкой чая в ресторане с видом на взлетную полосу.

Исследование распределения различных точек в отечественных аэропортах показывает, что примерное распределение между торговлей и общепитом в отечественных аэропортах - 50% на 50%.

При исследовании транспортных хабов аэропортов Кольцове и Толмачево (аэропорты с пассажиропотоком в год более 6 млн пасс.) можно сделать вывод,что в Кольцово большее внимание уделяется торговле, что обусповленоха-рактером поездки пассажиров (командировки, небольшие по времени пересадки, путешествия на короткие расстояния; цель поездки - деловая). Толмачево, в свою очередь, активно развивает сферы туризма и общепита. Данный факт обусловлен дальностью поездки и большим транспортным узлом между Европой и Азией (рис. 3).

Применение цифровых услуг по разным видам деятельности осуществляется с помощью раннего бронирования услуг аэропорта через сайт/приложение, оплата покупок онлайн, применение автоматизированных систем в предполетном обслуживании. Следовательно, при повышенном спросе на услуги

онлайн торговли, данное направление необходимо активно развивать в условиях спроса данных услуг.

50

45

а 55 й Е

5- зо

" 20 I

I 15

Кол

ьцоно. Pin^iin; 47

Кольцова. 06menifr; 21

Т о м| ч е&о. О бтеп wr; 15

Толмачево, Ритайп 13

Толмачево. Развлечения; I

Толмачево. Почта; I

Толмачево. Турлгенствв; 2

Рисунок 3 - Виды предпринимательской неавиационной деятельности аэропортов Кольцово и Толмачево (по данным 2020 г.)

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие ВыВОДьК

1. Доля неавиационных доходов отечественных и зарубежных аэропортов в структуре финансовых результатов в среднем занимает 35-55 %. Среднеотраслевой показатель составляет 43%.

2, Распределение доходов предпринимательской деятельности по направлениям в аэропортах Кольцово (г. Екатеринбург) и Толмачево (г. Новосибирск) делится на два основных направления ритейл и общепит. По указанным видам деятельности больше всего субъектов предпринимательства. Также предпринимательскую деятельность можно развивать в направлениях: почта, развлечения и турагентства. Данные виды представлены в небольших объемах и имеют определенный потенциал роста,

3, Направления предпринимательской деятельности аэропорта развиваются в зависимости от запроса пассажира (от цели поездки). Именно неавиационная деятельность позволяет аэропорту распределить уровень рисков от получения доходов в нестабильное для экономики время. Каждый аэропорт с точки зрения развития собственной маршрутной сети и направлений полетов самостоятельно выбирает направления, приоритетные для развития предпринимательства,

4. Развитие предпринимательской неавиационной деятельности может осуществляться двумя путями: с помощью увеличения количе-

ства объектов неавиационной деятельности, а также создания собственного бренда за счёт эффективности управпения и развития. Розничная торговля является главным доходным направлением аэропорта в неавиационных доходах, внося 28 % всех неавиационных доходов.

5. Эффективное развитие предпринимательской аэропортовой деятельности тесно связано с гармоничным развитием дополнительных видов услуг. Следовательно, данный фактор может стать выигрышной и успешной стратегией устойчивого развития аэропорта в целом.

Литература:

1. Абросимова A.A., Климов Е.З. Формирование и развитие цифровой экосистемы современного предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №7(65). - С. 6-10. - URL: https:// су bei le n i n ka, ru/a rti с le/ n/forrn i tova n ¡e -i - razvl tie-ts ifr ovoy-e kos istemy-sov rem e n nog o-predp riy atlya (дата обращения 10.02.2021).

2. Акаткин М.Ю, Карпов О.Э, Конявский 6.А., Яси-ноеская Е.Д, Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли II Бизнес-информатика. - 2017. - № 4(42), - С. 17-28,-URL;https://cyberleninka,r(j/artkle/n/ts¡frovaya-ekori о mi ka kontseptuainaya-arhitektur a ■ ekosisterny-tsifrovoy-otrasli (дата обращения 19.04,2021).

3. Алейникова Ю.В., Матвеев B.ß. Цифровая экосистема. Анализ применения искусственного интеллекта II Здоровье-основа человеческого потенциала; проблемы и пути решения. - 2020. - С 1480-1487. - URL: https://cyberleriinka.ru/artkle/ri/ tsifrovaya-ekosisterna-a naliz-pt imeneniya-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения 17.04,2021).

4. Артамонов Б,В. Маркетинг. Часть 1. Маркетинг как концепция современного бизнеса : учебное пособие / Б.8. Артамонов, - М., 2007. - 88 с.

5. Байбеков Щ. Эффективное управление аэропортами - целая наука // "Экономика и жизнь". -2014. - N-20 (9536).- URL: https://www.eg-online.ru/ article/247783.

6. Веретенникова K.S. Учет влияния аэропорта в процессе градостроительного планирования приаэропортовых территорий крупнейших городов/КБ. Веретенникова //Урбанистика. - 2018. - №¡ 1. - С. 66-73. - URL: https://nbpublish.com/ libraryreadarticle. php?íd-25894(flaTa обращения 11.02,2021).

7. Высокая сфера услуг.- URL: https://konkurent.rij/ article/10302 (дата обращения: 12.02.2021).

8. Денежкина К.Л. Акселерация инновационных технологий в сфере аэропортовых услуг / Денеж-

CU

OJ

о

OJ

h-

Q-<

X

сч

41"

S

47

кина К.Л., Мельников В.Б. // Акселерация инноваций - институты и технологии ; сб. ст, научного делового форума / под ред. А,Н. Дегтярева, А,Р. Кузнецовой, - Уфа, 2020. С 189-196.

9. Консолидированная финансовая отчетность Шереметьево. - 201 8.- URL: https://www.svo.aero/ bitrix/upload/sprint.editor/07a/07a4954553b96 1006113da8ac26553be.pdf (дата обращения 11.02.2021).

10. Морозов М.А., Морозова H.C. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2020. - Т. 14. - №4. - С. 27-36. - URL: https://cyber[enlnka.nj/article/ri/kontseptsiya-tsi frovoy-e ko si sie m y-i n d ustr i i-t u rizm э-i-g о ste pri imstva (дата обращения 1й,04,2021).

11. Руководство по экономике аэропортов. - URL: http://avia spec.com/images/9562_ru.pdf й(атз об ращен Ий 10.02.2021).

12. Тешебаев A.A. Увеличение неавиационных доходов //Мол одой ученый, - 2019,- №36(274).-С 39-41URL: https://rnoluch.ru/archiue/274/6227e/ (дата обращения: 11.02.2021).

13. Тимиргалиев P.P., Гришин И.Ю., Бабаян Е.Б., Коротицкая В.В. Целевая модель развития цифровой экосистемы региона // Естестве нио-гума-нитарные исследования. -2018.- №21(3). -С. 135-144. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/ri/ tselevaya-modei-razvitiya-tsifrovoy-ekosisterny-pegiona (дата обращения 10.03.2021).

14. Чистякова Е.А. Общие цифровые экосистемы стран ЕАЭС/Чистнква Е.А., Соколова О.Ю., Захарова C.S. // Ёестник Саратовского государственного социально-экономического университета. -2020. - №2(31). - С. 38-40,- URL: https://cyberleninka. г и/а rticle/n/obsch]e-tsifrovye-ekosistenny-stra п-eaes(flara обращения 19.04.2021).

IDENTIFICATION OF INVESTMENT DIRECTIONS INTHE REGIONS OFTHE NORTH-WEST BASED ON THE DATA OFTHE DIGITAL PLA TFORM INVESTMENT PROJECTS"

Pesotskiy Audrey Alekseevieh, PhD of Economics, Associate Professor, Junior Researcher, institute for Regional Economic Studies RAS, Saint-Petersburg

The purpose of the research is to identify the structure of investment projects in the regions included in the Northwestern Federal District on the basis of the data of the digital platform "Investment Projects". The scientific novelty consists in determining the sectoral structure of investments in the Northwestern Federal District, based on the forms of systematization of information used on this porta/. The result of the study is the identification of industry specifics of each region and the selection of three groups of regions based on the level of investment attractiveness.

Keywords: in vestment; innovation; in vestment and innovation potential; industry; regional specialization; industry; regional economy.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-42.8

УДК 338.2

ВАК РФ 5.2.3/08,00.05

<0 Песоцкий A.A., 2022

ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНАХ СЕВЕРО-ЗАПАДА НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ЦИФРОВОЙ ПЛА ТФОРМЫ "ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ"

Цель исследования - выявить структуру инвестиционных проектов в регионах, входящих в Северо-Западный федеральный округ, на основе данных цифровой платформы "Инвестиционные проекты". Научная новизна заключается в определении отраслевой структуры инвестиций в СЗФО, исходя из форм систематизации информации, используемых на данном портале. Результат исследования - выявление отраслевой специфики каждого из регионов и выделение трех групп регионов, исходя из уровня инвестиционной привлекательности.

Ключевые слова: инвестиции; инновации; инвестиционно-инновационный потенциал; промышленность; региональная специализация; отрасль; региональная экономика.

ПЕСОЦКИЙ Андрей Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент, мл. научный сотрудник, Институт проблем региональной экономики РАН, Санкт-Петербург

Введение

При рассмотрении инвестиционного потенциала Северо-Запад-ного федерального округа стоит отметить неравномерность его развития. Различные субъекты Российской федерации, относящиеся к СЗФО, демонстрируют отличающиеся друг от друга тенденции, вызванные широким спектром факторов - географическим положением, численностью и плотностью проживания населения, струк-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.