Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НЕАВИАЦИОННЫХ УСЛУГ АЭРОПОРТА КАК ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НЕАВИАЦИОННЫХ УСЛУГ АЭРОПОРТА КАК ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЭРОПОРТА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИЗИС ЭКОНОМИКИ / НЕАВИАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ / ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокроносов А. Г., Денежкина К. Л.

В статье рассматривается проблема ускорения перехода деятельности аэропорта на инновационные технологии в условиях цифровой экономики. Дается обзор передовой зарубежной и отечественной практики акселерации инновационных технологий в сфере аэропортового бизнеса. Определены приоритетные направления технологического переоснащения отечественных аэропортов для повышения уровня качества предоставляемых услуг. Также отражены результаты анализа существующей ситуации в области цифровизации аэропортового бизнеса в период мирового кризиса экономики. Приведены данные по распределению структуры неавиационных доходов аэропорта, дан обзор мировых тенденций в развитии цифровой экономики неавиационного бизнеса в условиях кризиса и методов оценки данного направления предпринимательской деятельности аэропорта с позиций экосистемного подхода в ведущих аэропортах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF ENTREPRENEURIAL NON-AERONAUTICAL SERVICES OF AN AIRPORT AS AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

The article discusses the problem of accelerating the transition of airport activities to innovative technologies in the digital economy. An overview of the best foreign and domestic practice in the acceleration of innovative technologies in the field of airport business is given. Priority areas of technological re-equipment of domestic airports have been identified, which ensure an increase in the quality of services provided in accordance with international standards. The expediency of using econometric models for forecasting passenger traffic as an effective tool for managing airport services has been substantiated. The results of the analysis of the current situation in the field of digitalization of the airport business during the global economic crisis are also reflected. The data on the distribution of the structure of non-aviation revenues of the airport are presented, an overview of global trends in the development of the digital economy of non-aviation business in the context of the crisis and methods for assessing this direction of business activities of the airport from the standpoint of the ecosystem approach at the leading airports of the Russia is given.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НЕАВИАЦИОННЫХ УСЛУГ АЭРОПОРТА КАК ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

Мокроносов А.Г.

Уральский государственный экономический университет

Россия, г.Екатеринбург Денежкина К.Л.

Уральский государственный экономический университет

Россия, г.Екатеринбург

СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НЕАВИАЦИОННЫХ УСЛУГ

АЭРОПОРТА КАК ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация: В статье рассматривается проблема ускорения перехода деятельности аэропорта на инновационные технологии в условиях цифровой экономики. Дается обзор передовой зарубежной и отечественной практики акселерации инновационных технологий в сфере аэропортового бизнеса. Определены приоритетные направления технологического переоснащения отечественных аэропортов для повышения уровня качества предоставляемых услуг. Также отражены результаты анализа существующей ситуации в области цифровизации аэропортового бизнеса в период мирового кризиса экономики. Приведены данные по распределению структуры неавиационных доходов аэропорта, дан обзор мировых тенденций в развитии цифровой экономики неавиационного бизнеса в условиях кризиса и методов оценки данного направления предпринимательской деятельности аэропорта с позиций экосистемного подхода в ведущих аэропортах России.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность аэропорта, инновационные технологии, кризис экономики, неавиационные доходы, экосистемный подход.

Mokronosov A. G.

Ural State University of Economics Russia, Yekaterinburg Denezhkina K.L.

Ural State University of Economics Russia, Yekaterinburg

STRATEGIES FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF ENTREPRENEURIAL NON-AERONAUTICAL SERVICES OF AN AIRPORT AS AN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Abstract: The article discusses the problem of accelerating the transition of airport activities to innovative technologies in the digital economy. An overview of the best foreign and domestic practice in the acceleration of

innovative technologies in the field of airport business is given. Priority areas of technological re-equipment of domestic airports have been identified, which ensure an increase in the quality of services provided in accordance with international standards. The expediency of using econometric models for forecasting passenger traffic as an effective tool for managing airport services has been substantiated. The results of the analysis of the current situation in the field of digitalization of the airport business during the global economic crisis are also reflected. The data on the distribution of the structure of non-aviation revenues of the airport are presented, an overview of global trends in the development of the digital economy of non-aviation business in the context of the crisis and methods for assessing this direction of business activities of the airport from the standpoint of the ecosystem approach at the leading airports of the Russia is given.

Key words: airport business, innovative technologies, economic crisis, non-aviation revenues, ecosystem approach.

Введение

Современная аэропортовая деятельность задает темпы развития экономики региона, туризма и является ключевым фактором развития региональной экономики и внутреннего туризма. Именно аэропорт является драйвером в развитии и применении новых цифровых технологий (например, искусственный интеллект). Каждый аэропорт формирует уникальный инвестиционный климат в рамках своей деятельности. Особенности развития аэропорта позволяют с помощью сильных сторон увеличивать эффективность деятельности и уменьшать риски от убыточной деятельности.

В докризисный период согласно отчету ACI 2018 (Международный совет аэропортов), доходы аэропортов продолжают расти, поскольку мировой пассажиропоток достигает рекордных уровней. Последний отчет Международного совета аэропортов (ACI) показал, что доходы отрасли выросли на 5,8 % до $1,61 млрд (£1,25 млрд) в 2018 году [1, С. 39].

Актуальность исследования обусловлена ростом цифровых технологий и их внедрения в повседневную жизнь, в процесс оказания услуг. Стимулирование роста деятельности аэропорта обуславливает повышение доли неавиационных доходов аэропорта. Вместе с тем актуальность исследования обусловлена повышенным интересом к направлению развития экономики в области «предпринимательской деятельности» и «экосистемности» бизнеса. Увеличение спроса научного сообщества к теме исследования «экосистем» и «предпринимательской деятельности» представлено в таблице 1 и на рисунке 2.

Таблица 1

Библиометрический анализ опубликованных статей по запросам в _2020 году_

№ п/п Термин Доля статей 2020, %

1 Экосистема 3%

2 Цифровая экономика 17%

3 Услуги аэропорта 6%

4 Инновационные технологии 17%

5 Стратегическое партнерство 6%

6 Технологии аэропорта 10%

7 Предпринимательская экосистема 4%

8 Экосистема аэропорта 1%

9 Предпринимательская деятельность аэропорта 37%

10 Конверсия покупателя 1%

Источник: [2]

Соответственно, исходя из данных за 20 лет с 2000 года можно сделать вывод о динамике каждого запроса (рисунок 1):

Рис. 1. Динамика показателей по публикационной активности Интернет -

ресурса ЕНЬгагу Источник: составлено авторами

Высокая динамика также наблюдается среди защит кандидатских диссертаций. Увеличивается с 2017 года количество защит, и с 2018 года происходит устойчивый рост данного направления исследования, что говорит о популярности с точки зрения науки и бизнеса у данного направления (рисунок 2).

140 120 100 80 60 40 20 0

Динамика защит кандидатских диссертаций по ключевым запросам по отраслям наук по данным сайта ВАК 2011-2021 гг.

120

000 0 0

2011 2012

000 000 0 0 0 2013 2014 2015 2016 2017 Биологические науки 03.02.08 - Экология Аэропорт

0 2018

3.5

3

2.5

2

1.5 1

0.5 13

2019 2020 2021 (до 30.06.21)

I Технические науки 05.22.14 - Эксплуатация воздушного транспорта 05.13.01 - Системный анализ,

управление и обработка информации 05.26.02 - Безопасность в чрезвычайных ситуациях 05.23.22 -

Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов Аэропорт I Экономические науки 08.00.05 - Экономика и управление народньгм хозяйством Аэропорт

I Экономические науки 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством Экосистема

■ Экономические науки 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством Предпринимательство

Log. (Экономические науки 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством Аэропорт) Log. (Экономические науки 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством Экосистема)

Рис. 2. Динамика количества защит кандидатских диссертаций по ключевым запросам по отраслям наук ВАК 2011 -2021 гг.

Источник: составлено авторами

Таким образом, развитие экономической науки в рамках деятельности аэропорта в условиях цифровизации экономики является значимым направлением для исследования, т.к. может послужить обоснование долгосрочной стратегии развития технологий не только в самом аэропорту, но и в экономике в целом.

Основная часть

Материалы и методы

Методологической основой исследования является материал и публичная отчетность с официальных сайтов по отечественным и зарубежным аэропортам в области доходов, развития предпринимательской деятельности. В исследовании использовался метод систематизации, синтеза информации, а также анализ данных и моделей прогноза по отчетности в рамках предмета исследования.

3

0

Аэропорт-это субъект предпринимательства, осуществляющий деятельность по предоставлению взлетно -посадочной полосы и осуществлению сопутствующих услуг для пассажира во время поездки. Современный аэропорт становится частным объектом с высокой добавленной стоимостью. Соответственно, к нему проявляет повышенный интерес исполнительная дирекция и собственники бизнеса.

Эволюция форм развития аэропортового бизнеса представлена в таблице 1.

Таблица 2

_Развитие форм собственности аэропортового бизнеса в России

Период экономики в РФ Форма собственности Примечание

Командная экономика Государственная Аэропорт Шереметьево,

(до 90-х гг.) собственность Домодедово, Внуково,

Кольцово, Толмачево и др. региональные аэропорта_

1. Аэропорт Омск, Иркутск

2. Аэропорт Пулково

3. Аэропорт Шереметьево, холдинг Аэродинамика, холдинг Аэропорты регионов, холдинг Новапорт

Источник: составлено авторами

Рыночная экономика (после 90-х гг.)

1. Государственная собственность

2.Государственно-частное партнерство

3.Частная собственность

Исходя из особенностей модели ведения бизнеса современного аэропортового комплекса, аэропортового холдинга. Можно увидеть существенное отличие в модели менеджмента каждого аэропорта в отдельности. Состав форм собственности аэропортового бизнеса в условиях рыночной экономики РФ представлен на рисунке 3.

Рыночная экономика

Государственная собственность Директивное управление

Концессиионное

Государственно-частное партнерство соглашение между городом и управляющей

Аэропорт Омск

Воздушные ворота Северной столицы (Санкт-Петербург)

компанией аэропорта

Частная собственность

Управляющая компания

Аэроопрт Шереметьево

Холдинг аэропортов

Аэродинамика

Аэропорты регионов

Новопорт

Долевое владение аэропортами

Аэропорт Магадан

Аэропорт Тобольск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Состав форм собственности аэропортового бизнеса в условиях рыночной экономики РФ (составлено авторами)

Каждый аэропорт является в рамках федерального территориального уклада является субъектом предпринимательства. Каждый стремится быть конкурентоспособным для осуществления финансовой деятельности. Если деятельность аэропорта заключается в рамках холдинга, то финансовая и предпринимательская модель транслируется на все аэропорты внутри структуры.

Конкуренция аэропортов заключается в развитии основных направлений аэропортов:

1. Трансфер пассажиров на транзитных рейсах (с дозаправкой или «стыковкой»),

2. Прибытие пассажиров (пассажиры с конечной точкой прибытия в аэропорт назначения).

В условиях кризиса экономической системы из-за эпидемиологической ситуации в мире деятельность аэропортов также претерпевает свои изменения. В условиях пандемии происходит резкое сокращение самолето-вылетов, снижается пассажиропоток и выручка аэропорта. Для снижения рисков от пандемии аэропорты вынуждены развивать деятельность в рамках наземного обслуживания пассажиров.

Например, многие аэропорты, инвестируют в инновационные объекты и услуги, например: аэропортовой парковке, розничной торговле в рестораны и т. д. В настоящее время основным источником неавиационных доходов во многих аэропортах, где они составляют более 50 % дохода, является доход от парковки автомобилей и аренды [3].

Таким образом, направления для развития аэропортовой деятельности обусловлены не только мировыми стандартами аэропортовой деятельности, но и особенностями развития рынка услуг и предпринимательской деятельности аэропорта [4] (рис. 4).

Услуги аэропорта Кольцово

услуги по обслуживан

воздушных -судов

заправка, обслуживан

подготовка —к рейсу

общепит, ритейл, вендинг, рзавлекател ьные точки

бизнес зал,

вип обслуживан ие, упаковка

вип обслуживан ие, парковка

Рис. 4. - Направления развития цифровой экономики аэропорта в соответствии с требованиями ИКАО

Источник: [5,6,7]

Особое место в приведенной схеме деятельности аэропорта отводится грузоперевозкам, т.к. они являются объединениями специфических логистических структур: авиатранспорт, железнодорожный транспорт и автомобильный транспорт.

Предпринимательство аэропорта представлено в рамках неавиационной деятельности, т.к. именно оно не регулируется антимонопольным законодательством и набор услуги формируется исходя из региональных особенностей аэропорта и специфики полетов и направлений рейсов. Особенности неавиационной услуги в соответствии с Руководством по экономике аэропортов Международной организации гражданской авиации ИКАО виды неавиационной деятельности, осуществляемой в зданиях аэропорта и на его территории, многочисленны и разнообразны. К ним относятся: деятельность большого числа магазинов и предприятий обслуживания, служебные и другие помещения,

занимаемые авиакомпаниями и правительственными учреждениями, а также открытые зоны. К неавиационным видам деятельности аэропортов также можно отнести предоставление концессий (права на деятельность)

[4].

Наиболее распространенные концессии (совместное взаимодействие аэропорта и бизнеса) в международных аэропортах:

— Поставщики авиационного топлива,

— Концессии на продажу продуктов питания и напитков (рестораны, бары, кафе, торговые автоматы и т. д.),

— Различные магазины (торгующие не освобожденными от пошлины товарами),

— Банки/пункты обмена иностранной валюты,

— Службы обеспечения бортового питания при авиакомпаниях,

— Такси, Прокат автомобилей, Стоянки автомобилей,

— Реклама в аэропорту,

—Общественный транспорт/ транспорт, обеспечивающий сообщение между аэропортом и городом (автобусы, лимузины и т. д.),

— Заправочные станции/станции техобслуживания автомобилей,

— Женские и мужские парикмахерские,

— Торговые автоматы, за исключением автоматов по продаже продуктов питания и напитков,

— Гостиницы/мотели,

Однако в сфере оснащения инновациями наши аэропорты значительно отстают от зарубежных. Разрыв в технологиях и внедрении инноваций происходит за счет отставания в развитии самой сферы услуг. Инновации в аэропортовой деятельности в предоставлении услуг представлены на рисунке 5.

Роботы Иннов ации в Блокчейн

аэропорту Искусственный интеллект Ед иная система API

Рис. 5. Инновационные технологии обработки данных в предоставлении

услуг аэропорта [8, С.7]

Большое внимание уделяется внедрению нововведений в области технологий авиационного транспорта с применением бесконтактных технологий, биометрии и роботов:

1. Регистрация багажа на рейс, автоматический прием багажа.

2. Увеличение спектра концессионных соглашений.

3. Применение новых сканеров на зоне досмотра пассажиров.

4. Онлайн оплата сервисов аэропортов (предварительный заказ услуг аэропорта-парковка, покупки Duty Free, Duty Paid).

5. Бесконтактная проверка пассажиров при входе в аэропорт.

6. Бесконтактная регистрация пассажиров на рейс.

7. Обслуживание пассажиров во время ожидания в аэропорту.

8. Предоставление услуг аэропорта в цифровом формате.

9. Контроль качества обслуживания пассажиров в аэропорту и во время рейса на борту самолета.

Обзор литературы

Обзор литературы по заявленной теме исследования (таблица 3)

Таблица 3

Цифровые инновационные технологии в предоставлении услуг в _аэропортовом бизнесе_

№ Инновационн Описание инновационной Зарубежный опыт Отечественн

ая технология технологии ый опыт

1 2 4

1 «Бесшовная» Специализированные Международный -

безопасность коридоры, контрольно - аэропорт Инчхон,

в аэропорту пропускные пункты с автоматической системой сенсоров. Биометрическая система с распознаванием лиц для упразднения талонов Южная Корея

2 Цифровая Проверка личности Чанги, Сингапур; Международ

идентификаци пассажира и Международный ный

я индивидуального ID-кода аэропорт Логан, аэропорт

Цифровая позволит пассажирам Бостон совместно с Домодедово

автоматизиро самостоятельно определять, авиакомпанией Jet

ванная какие аспекты их личности Blue; Рим, Болонья,

посадка на должны быть раскрыты во Неаполь,

рейс самолета время путешествия и с какой целью, Использование пассажирской биометрии ПО VisionLabs совместно с авиакомпанией S7 Airlines

3 Децентрализа Каждый субъект/объект Международный -

ция поездки путешествия (пассажир, багаж, груз) будет отслеживаться во время путешествия, независимо от используемого транспорта. аэропорт Брюсселя, Бельгия. British Airways и аэропорты Хитроу, Женевы и Майами

4 Алгоритмы Воздушные гавани будут Международный -

искусственног использовать аэропорт Schiphol,

о интеллекта технологию Digital Twin для работы в реальном времени со всеми заинтересованным сторонами, оптимизируя работу и улучшая качество обслуживания пассажиров Амстердам

5 Автоматизаци Роботизация Международный Международ

я производстве нных процессов аэропорта производственного процесса аэропорта позволит увеличить производительность каждого этапа работы с пассажирами. аэропорт Хитроу, Великобритания Международный аэропорт Сидней, Австралия ный аэропорт Домодедово, Шереметьев о, Пулково, Кольцово

6 Адаптация к потребностям пассажиров Персонализация услуги для каждого пассажира, предоставление услуги в любой момент на каждом этапе поездки в любом месте для пассажира (онлайн-бронирование). Услуга теперь не привязана к определенному месту-аэропорту. (Чанги, Сингапур; Международный аэропорт Нью-Дели имени Индиры Ганди, Индия). Рейн-Майнский аэропорт, Германия Международ ный аэропорт Домодедово, Шереметьев о, Кольцово, Пулково

8 Оснащение аэропортовог о комплекса огромными светодиодны ми экранами Оснащение аэропортового комплекса огромными светодиодными экранами для демонстрации пейзажей региона, в котором находится сам аэропорт. Виртуальная гостиная - New Media, которая с помощью проекции и голограммы позволяет провести время ожидания в аэропорту за осмотром достопримечательностей и окрестностей региона, в котором находится аэропорт Международный аэропорт Лос-Анджелеса, США; Аэропорт Линдберг-Филд, США Международ ный аэропорт Платов, Ростов-на-Дону

9 Ресурсосберег ающие технологии Применение альтернативной энергии Международный аэропорт Кувейт

10 Трансферное сообщение Создание дополнительной инфраструктуры железной/автомобильной дороги Международный аэропорт Дубай Международ ный аэропорт Сочи, Шереметьев о, Кольцово

7 Инновационн ый трансфер Аэропорты станут гигантскими центрами «перехватывающей парковки». Предоставление пассажирам инновационных средств транспорта для передвижения к 2030 году, например, воздушные такси, которые обеспечат гораздо более эффективный трансфер

как в аэропорт, так и из аэропорта.

Источник: [6]

Исходя из структуры основных операторов концессии, контрагентов, способов взаимодействия и предоставления услуг аэропорта, можно сделать вывод о целесообразности исследования предпринимательской деятельности аэропорта с позиций экосистемного подхода [6, С. 190]. Экосистема аэропорта в данной модели является сетевым объединением субъектов предпринимательства на цифровой платформе с учетом взаимовыгодного сотрудничества в оказании услуг максимальной потребительной ценности для пассажиров и авиакомпаний.

В настоящее время существуют различные трактовки содержания экосистемы (таблица 4):

Таблица 4

_Основные подходы к определению сущности экосистемы_

№ п/п Автор Определение термина «экосистема»

1. 1ашеБ Б. Мооге Экосистема - система новаторства и возникновения новых решений, система стратегического партнерства с целью управления изменениями.

2. 1асоЫёев, Сеппашо, Gawer, 2015 Экосистема - группа организаций, в значительной степени взаимозависимых по отношению к факторам производства и выпуску продукции; система взаимосвязанных технологий

3. Аёпег, 2006 Инновационные экосистемы рассматриваются как механизмы сотрудничества, с помощью которых фирмы объединяют свои индивидуальные предложения в некоторое связное и ориентированное на клиента

4. 1ашШ, Ьеу1еп, 2004 Бизнес-экосистемы представляют собой свободные сети поставщиков, дистрибьюторов, аутсорсинговых фирм, производителей сопутствующих товаров или услуг, технологий, провайдеров и множества других организаций, которые влияют на компанию и находятся под ее влиянием путем создания и доставки собственных предложений.

5. Теесе, 2007 Бизнес-экосистема анализируется как сообщество организаций, учреждений и лиц, оказывающих влияние на предприятие, его клиентов и поставки

6. Кароог, Ьее, 2013 Бизнес-экосистема это взаимозависимые действия, совершаемые фирмой, клиентами, копаниями, создающими дополнительные продукты, и поставщиками

7. Клейнер, 2018 Экосистема - локализованный в пространстве комплекс неконтролируемых иерархически организаций, бизнес-процессов, инновационных проектов и инфраструктурных систем, взаимодействующих между собой в ходе создания и обращения материальных и символических благ и ценностей, способный длительно и самостоятельно функционировать за счет кругооборота указанных благ и систем

8. Zhang Xiaoren, Ding Lingand, Chen Xiangdong 2018 В рамках теории было подчеркнуто, что сотрудничество, конкуренция и коэволюция в системе опираются на инновации. Теория бизнес-экосистем решила проблему, как добиться синергетического эффекта за счет взаимодействия в открытой сетевой среде и прорваться через ограничения традиционных аналитических методов. Концепция бизнес-экосистем стала новой теоретической базой для инноваций

9. Андросик Ю.Н. 2019 Бизнес-экосистемы могут представлять собой органично и гармонично устроенную совокупность кластеров, а значит кластер может являться переходной (промежуточной) формой бизнес-экосистемы, частным видом бизнес-экосистемы либо его отдельной частью. Отличие экосистемы от кластера состоит в форме регулирования и способах интеграции бизнесов.

10. Шеломенцев А.Г. 2019 Региональная предпринимательская экосистема-это совокупность взаимосвязанных субъектов предпринимательства (как потенциальных, так и осуществляющих хозяйственную деятельность), среды их функционирования и взаимодействий между ними (системы обмена), определяющих степень генерации, развития и угасания предпринимательских процессов в локальной пространственной среде.

11. ПАО Сбербанк 2020 Экосистема-это набор маркетплейсов для клиентов, инструмент продвижения бизнеса с целью увеличения конверсии покупателя и роста выручки нефинансовых сервисов бизнеса. Состав экосистемы: Электронная коммерция, включает в себя сервисы электронной коммерции и логистические сервисы. Фудтех и Мобильность, Объединяет сервисы доставки готовой еды, такси и каршеринг. Развлечения, сервисы видео- и аудиостриминга и другие медиасервисы. Здоровье, включает цифровые сервисы в здравоохранении, такие как телемедицина, онлайн запись к врачу, вызов врача на дом, дистанционный мониторинг пациентов, электронная медкарта и другие. B2B-сервисы, нефинансовые сервисы для юридических лиц, которые включают: облачные сервисы, кибербезопасность, прочие сервисы. Дополнительные услуги в Экосистеме, включают в себя ряд непрофильных активов и нераспределенных статей.

12. ПАО МТС 2020 Экосистема-это большой набор продуктов из совершенно разных отраслей, где каждый продукт поддерживает развитие бизнеса. Создание собственной экосистемы - это способ удержать позиции на рынке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: [6]

Экосистемы начинают все чаще использоваться как единицы экономического анализа, однако наблюдаются различные подходы к

направлению их исследования, в том числе организационный и технологический подходы [8, 9, 10].

В рамках организационного подхода возможно выделить кластерный подход, в соответствии с которым экосистема рассматривается как разновидность кластера, отдельная форма организации бизнеса, а также сетевой подход, рассматривающий экосистему с точки зрения создания предпринимательских взаимодействий по созданию общих ценностей для потребителей.

Технологический подход к исследованию экосистем предполагает объединение бизнесов на базе единой технологической инновационной платформы. Чаще всего, в роли такой платформы - интегратора выступает информационно - цифровая платформа. В современных условиях цифровой платформой для предоставления услуг является сайт компании, или Интернет-приложение на мобильное устройство.

В современном дискурсе, Г.Б. Клейнером подчеркивается необходимость рассмотрения структуры и содержания экосистем с позиций системной экономической теории, в качестве основного элемента ландшафта экономики. При этом, возможно отражение процессов взаимодействия основных компонентов экосистемы между собой и с внешним окружением как обмена ресурсами пространства и времени, исследование интенсивности и активности их использования. Такими компонентами являются: инфраструктурная (абсорбент пространственно -временных ресурсов), инфраструктурная (аккумулятор потенциальных способностей эффективного использования ресурсов), организационная (преобразователь ресурсов) [10].

Результаты

Авторы полагают, что применительно к аэропортовой деятельности необходимо сочетание организационного, технологического, процессного и средового подходов к построению ее экосистемной модели. В организационной структуре этой модели своеобразным «якорным» предприятием является аэропорт, устанавливающий системные цели бизнес-процессов, выполняющий функции регулятора и координатора связей, согласования интересов стейкхолдеров. В экосистемной модели аэропорт играет также роль «визитной карточки» региона и территории его ближайшего окружения. Особенностью экосистемной модели является ее ориентация на высокий уровень омникальности, обеспечивающий взаимную интеграцию всех платформ взаимодействия на основе принципа - «везде и одновременно». Омникальные блага рассматриваются в контексте предоставляемых услуг, как одно из направлений привлечения клиентов и достижения более точного соответствия их потребностям. Один из эффективных способов применения принципа омникальности -запуск принципиально новых продуктов на основе цифровых технологий [6].

В экосистемной модели управления развитием аэропортов большую значимость также приобретают экзистенциональные факторы и ресурсы, обеспечивающие оказание всего спектра услуг на гуманитарной парадигме, когда каждый обслуживаемый человек, рассматривается как огромная ценность с уникальным неповторимым внутренним миром.

В соответствии с экосистемным подходом развитие предпринимательской деятельности аэропорта целесообразно рассматривать как сложную систему бизнеса, которая с каждым годом ориентируется на максимально полный учет потребностей потребителя -пассажира, интересов аэропорта, контрагентов, а также самого региона и приаэропортовой местности, где данный субъект предпринимательства находится. Особую важность приобретает развитие приаэропортовых территорий, которое носит стратегическое значение в отношениях аэропорта и самого города [11, С. 66].

В настоящее время соотношение доходов между авиационной и неавиационной деятельностью ведущих международных аэропортов составляет 70% к 30% (аэропорт Кольцово). Среднее значение неавиационных доходов составляет 40-45% от выручки аэропорта [12]. Распределение неавиационных доходов в международных аэропортах представлено на рисунке 3.

Доля неавиационных доходов аэропортов 2018 г., %

80% 70% 60% 50% 40%

30% -22%'

20% 15%15%

10% 0%

70%70%

53%53%55%55%

45%45%46%47%47%47%48%48%48%

350/ 37%38%39%40%

27%27%

* ' SS

I Доля неавиационных доходов аэропорта 2018 г., %

•Средняя доля по отрасли

Рис. 6. Доля неавиационных доходов ведущих мировых аэропортов 2018 г. Источник: [12]

Увеличение неавиационных доходов аэропорта возможно за счет появления уникальных услуг аэропорта, не имеющих аналогов в других мировых аэропортах. Например, международный аэропорт Чанги, Сингапур (лучший в мире аэропорт, который удостоен премии 5 звезд Skytrax World Airport Awards )- в центре терминала стоит горка-спуск в форме трубы 12 метров с панорамным стеклянным обзором аэропорта,

скорость спуска с горки составляет 6 метров в секунду, спуск бесплатный для пассажира аэропорта за каждые потраченные 10 долларов в терминале, в терминале имеется также водопад, кинотеатр, театр, тропические сады, детские площадки, игровые выставки, бассейн, SPA-салон, выставка скульптур, авиационная галерея, сад бабочек, экскурсия в Сингапур длительностью 2,5 ч. (данная услуга бесплатна для посетителей с ожиданием более 5 часов в аэропорту) [12]. Аэропорт Стамбула предоставляет посетителям с ожиданием в несколько часов бесплатную экскурсию в город. Также в аэропортах могут быть представлены уникальные экспонаты (от античных артефактов, до передовых технологий производства), например, в аэропорту Веллингтона в Новой Зеландии для фанатов кинематографа есть выставка с героями фильма «Властелин колец». Данные уникальные направления деятельности аэропортов позволяют им увеличивать свою конкурентоспособность и быть более привлекательными для посещения туристами из разных стран.

В условиях кризиса экономики аэропорты также начинают следовать общемировым тенденциям в рамках переориентации бизнеса, приспособления к новым условиям в рамках глобализации экономики. Так, например, авиакомпания Singapore Airlines свой парк самолетов, который уже не может быть в эксплуатации и самолеты, которые простаивают используются в качестве помещений для предоставления ресторанных услуг. Теперь в самолет можно посетить не только для перемещения, но и приема пищи и духовных ценностей.

Дополнительное исследование неавиационных доходов дает четкое разделение аэропортов по популярности и доходам. Распределение доли доходов аэропорта во всей выручке аэропорта по направлениям деятельности (таблица 5).

Таблица 5

Распределение доли неавиационнных доходов в выручке в международных

аэропортах, %

№ п/п Аэропорт Деятельность аэропорта Направление бизнеса Вид бизнеса Доля, %

1 Европейский Авиационные доходы, 50%

аэропорт Неавиационны Собственный Парковка 18%

Амстердам, 2017 е доходы, 50% бизнес Реклама 5%

г. Аренда авто 3%

Прочие доходы 2%

Арендный бизнес Магазины Duty Free 55%

Обменники 6%

Общепит 5%

Розничная торговля 6%

2 Отечественный Авиационные Обслуживани Аэропортовые 49%

аэропорт доходы, 58% е сборы

Шереметьево, авиакомпани Наземное 8%

2018 г. й обслуживание

Прочие 1%

авиационные

доходы

Неавиационны Арендный Сдача в аренду 37%

е доходы, 48% бизнес коммерческих площадей

Коммунальные 2%

услуги

Прочие 3%

неавиационные

доходы

3 Европейский Авиационные доходы, 60%

аэропорт Неавиационны Собственный Парковка 18%

е доходы, 40% бизнес Реклама 5%

Аренда авто 3%

Прочие доходы 2%

Арендный бизнес Магазины Duty Free 55%

Обменники 6%

Общепит 5%

Розничная торговля 6%

4 Отечественный Авиационные доходы, 70%

аэропорт Неавиационны Собственный бизнес 70%

е доходы, 30% Арендный бизнес 30%

Источник: [12]

Структура неавиационных доходов выглядит следующим образом: наибольшая доля приходится на магазины, второе место заняла аренда помещений, третье — автостоянки, четвёртое — кафе и иные точки питания, пятое — аренда автомобилей Развитие неавиационной деятельности может осуществляться двумя путями: увеличение количества объектов неавиационной деятельности, а также создание собственного бренда за счёт эффективности управления и развития. Розничная торговля является самым сильным исполнителем в неавиационных доходах, внося 28 % всех неавиационных доходов; в частности, на Ближнем Востоке на нее приходится 56 %.

Исследование распределения различных точек в отечественных аэропортах показывает, что примерное распределение между торговлей и общепитом в отечественных аэропортах 50% на 50% (таблица 6).

Таблица 6

Сравнение количества концептов неавиационной деятельности ведущих аэропортов России 2019 г.

Аэропорт Количество Доля

арендаторов арендаторов,

2019 г., ед. %

Шереметьево

Общепит 80 52%

Ритейл 75 48%

ВВСС Пулково

Общепит 29 44%

Ритейл 37 56%

Аэропорты

регионов

Общепит 64 33%

Ритейл 130 67%

Аэродинамика

Общепит 31 44%

Ритейл 39 56%

Общий итог 485 100%

Источник: составлено авторами

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что особое развитие уделяется торговой индустрии в аэропортах, т.к. там пассажиры могут приобрести товары длительного пользования. Общепит, наоборот является продуктом, который носит эмоциональный характер, и разовое применение.

140 120 100 80 60 40 20 0

52%

80

29

37

31

56%

39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

80% 60% 40% 20% 0%

Доля арендаторов, %

■Количество арендаторов 2019 г., ед.

е ?

ю О

е ?

ю О

е ?

ю О

е ?

ю О

Шереметьево ВВСС Пулково Аэропорты Аэродинамика

регионов

Рис. 7. Сравнение количества концептов неавиационной ведущих

аэропортов России 2019 г. Источник: составлено авторами

Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод о практическом результате исследования. В данном исследовании были определены направления развития неавиационной деятельности аэропортов мира и России. Были исследованы количественные показатели доли концептов в деятельности аэропортов. Проведен анализ концептов крупных аэропортов России, который показал зависимость личности пассажира и характера поездки на услуги, которые необходимо развивать в аэропорту.

Заключение

Таким образом, при анализе международных тенденций внедрения инноваций в процесс оказания услуг в аэропорту, можно сделать вывод, что мировая практика показывает высокие результаты во внедрении высоких технологий в повседневную жизнь (от способов анализа данных, до способа оказания услуги). Современные инновации могут сопровождать пассажира от входа в сам аэропорт до момента бронирования гостиницы в любом месте. Увеличение качества предоставляемых услуг в кризисное время особенно важно, т.к. повышает возможность аэропорта увеличить свой доход и привлекательность. Таким образом, неавиационная деятельность является важной частью для внедрения цифровых технологий для генерации доходов для большинства аэропортов мира. Под неавиационной деятельностью понимается широкая сфера работ, находящихся в зоне аэропортов: банков, гостиниц, бизнес-центров, автостоянок, магазинов, ресторанов и т. д. Каждое направление на сегодняшний день представлено в цифровой форме. Развитие неавиационных направлений деятельности с целью получения дополнительных доходов — важный элемент стратегии для любого аэропорта. Мировая практика показывает сложность формирования стратегии развития неавиационной деятельности. В данном контексте эффективное управление неавиационной деятельностью вместе с гармоничным развитием дополнительных видов услуг может стать выигрышной и успешной стратегией устойчивого развития аэропорта в целом.

Использованные источники:

[1] Тешебаев, А. А. Увеличение неавиационных доходов / А. А. Тешебаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 36 (274). — С. 39-41. —URL: https://moluch.ru/archive/274/62278/ (дата обращения: 11.02.2021).

[2] Даринская Л.А. Библиометрический анализ как способ вхождения в проблему исследования / Л.А. Даринская, А.С.Гуслина // Вестник Санкт -Пеьербургского университета. - 2010. - Вып. 3. - С. 71-79. ((дата обращения 05.10.2021).

[3] Байбеков Ш. Эффективное управление аэропортами — целая наука // «Экономика и жизнь» №20 (9536). - 2014. URL: https://www.eg-online.ru/article/247783 (дата обращения 19.04.2021).

[4] Руководство по экономике аэропортов // URL: http://aviaspec.com/images/9562_ru.pdf (дата обращения 10.02.2021).

[5] Веретенникова К. В. Учет влияния аэропорта в процессе градостроительного планирования приаэропортовых территорий крупнейших городов / К. В. Веретенникова // Урбанистика. - 2018. - № 1. - С. 66-73. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=25894 (дата обращения 11.02.2021).

[6] Денежкина К.Л. Акселерация инновационных технологий в сфере аэропортовых услуг/ Денежкина К.Л., Мельников В.Б. // Акселерация инноваций - институты и технологии». Сборник статей научного делового форума / Под ред. А.Н. Дегтярева, А.Р. Кузнецовой. Уфа: Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, 2020. С. 189 -196.

[7] Морозов М.А., Морозова Н.С. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гестеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2020. - Т.14. - №4. - С. 27-36. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-tsifrovoy-ekosistemy-industrii-turizma-i-gostepriimstva (дата обращения 18.04.2021).

[8] Абросимова А.А., Климов Е.З. Формирование и развитие цифровой экосистемы современного предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №7(65). - С. 6-10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7formirovanie-i-razvitie-tsifrovoy-ekosistemy-sovremennogo-predpriyatiya (дата обращения 10.02.2021).

[9] Тимиргалиев Р.Р., Гришин И.Ю., Бабаян Е.Б., Коротицкая В.В. Целевая модель развития цифровой экосистемы региона // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - №21(3). - С. 135-144. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselevaya-model-razvitiya-tsifrovoy-ekosistemy-regiona (дата обращения 10.03.2021).

[10] Чистякова Е.А. Общие цифровые экосистемы стран ЕАЭС / Чистяква Е.А., Соколова О.Ю., Захарова С.В. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического универистета. - 2020. -№2(81). - С. 38-40. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-tsifrovye-ekosistemy-stran-eaes (дата обращения 19.04.2021).

[11] Алейникова Ю.В., Матвеев В.В. Цифровая экосистема. Анализ применения искусственного интеллекта // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути решения. - 2020. - С. 1480-1487. - URL: https://cyberlenmka.ru/article/ntsifrovaya-ekosistema-analiz-primeneniya-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения 19.04.2021).

[12] Высокая сфера услуг // URL:https://konkurent.ru/article/10302 (дата обращения: 12.02.2021).

[13] Консолидированная финансовая отчетность Шереметьево 2018 URL: https://www.svo.aero/bitrix/upload/sprint.editor/07a/07a4954553b961006113da 8ac26553be.pdf (дата обращения 11.02.2021).

[14] Акаткин М.Ю, Карпов О.Э, Конявский В.А., Ясиновская Е.Д. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли // Бизнес-информатика. - 2017. - № 4(42). - С. 17-28. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-kontseptualnaya-arhitektura-ekosistemy-tsifrovoy-otrasli (дата обращения 17.04.2021).

[15] Артамонов, Б.В. Маркетинг. Часть 1. Маркетинг как концепция современного бизнеса: учебное пособие / Б.В. Артамонов. - М.: Московский государственный технический университет гражданской авиации, 2007. - 88 с. (дата обращения 19.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.