Научная статья на тему 'СТРАТЕГИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

СТРАТЕГИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / координация / ревитализация / социальная политика / стратегирование / стратегия развития / управление / человеческий капитал / экономика знаний / investment / coordination / revitalization / social policy / strategizing / development strategy / management / human capital / knowledge economy

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — В.В. Ермоленко, А.Г. Вересов, А.Н. Панченко

В статье рассматривается решение проблемы стратегирования социального и экономического развития относительно нового интеграционного образования из одиннадцати муниципальных образований, отнесенных к Восточной экономической зоне, принятой Стратегией социально – экономического развития Краснодарского края на период 2030 года. в условиях экономики знаний. Основным структурообразующим элементом выделенной экономической зоны выступает стратегическая транспортная ось. Выделение экономических зон на территории края можно рассматривается в контексте общей идеи агломерационных процессов. Восточная экономическая зона представлена как территория интенсивного развития обрабатывающей промышленности. В ближайшие годы здесь будут созданы пять промышленных парков. Основным инфраструктурным ограничением для реализации портфеля проектов – недостаточные мощности электроснабжения, обеспечения водой и газом, дорожной инфраструктурой. Выделено семь актуальных направлений развития потенциала Восточной зоны. Проводимая политика реиндустриализации связана с возрождением промышленного потенциала и промышленной славы городов Армавир, Тихорецк и других флагманов промышленного производства Краснодарского края. Формирование функционально полной инфраструктуры инновационной экосистемы региона далеко не завершено. Так не получило развитие венчурное финансирование, акселерационные программы и др. Поставлена проблема “воссоздания и оживления” малых городов Кубани и сельских пространств (ревитализации), которая может стать естественным продолжением региональной политики реиндустриализации, применительно к аграрно – промышленным территориям. Инвентаризация местной ресурсной базы муниципальных образований выявила восемь нереализованных возможностей. Рассматривается решение проблем интеграции, координации деятельности и управления Восточной экономической зоной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — В.В. Ермоленко, А.Г. Вересов, А.Н. Панченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIZING THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE EASTERN ECONOMIC ZONE OF THE KRASNODAR TERRITORY

The article deals with the solution of the problem of social and economic development strategizing in relation to a new integration formation of eleven municipalities assigned to the Eastern economic zone, adopted By the strategy of socio – economic development of the Krasnodar territory for the period of 2030. in the knowledge economy. The main structural element of the selected economic zone is the strategic transport axis. The allocation of economic zones on the territory of the region can be considered in the context of the General idea of agglomeration processes. The Eastern economic zone is represented as an area of intensive development of the manufacturing industry. In the coming years, five industrial parks will be created here. The main infrastructure limitation for the implementation of the project portfolio is insufficient power supply, water and gas supply, and road infrastructure. Seven topical areas of development of the potential of the Eastern zone are identified. The ongoing policy of reindustrialization is associated with the revival of the industrial potential and industrial glory of the cities of Armavir, Tikhoretsk and other flagships of industrial production in the Krasnodar territory. The formation of a functionally complete infrastructure of the region's innovation ecosystem is far from complete. Haven't had the development of venture-backed startups, acceleration programs, etc. The problem of “reconstruction and revitalization” of small cities of Kuban and rural areas (revitalization), which can become a natural continuation of the regional policy of reindustrialization, in relation to agricultural and industrial territories, is posed. An inventory of the local resource base of municipalities revealed eight unrealized opportunities. The solution of problems of integration, coordination of activities and management of the Eastern economic zone is considered.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

9. Climate Change Financial Risk Act of 2019 (2019) Retrieved from: https://www.schatz.senate.gov/imo/media/doc/Cli-mate%20Change%20 Financial%20Risk%20Act%20of%202019 .pdf

10. UNPRI (2019). Retrieved from https://www.unpri.org/climate-change/the-inevitable-policy-response-policy-fore-casts/4849.article

11. Deloitte (2019). Climate Risk: Regulators sharpen their focus

12. Therefore, in general, some banks can be more vulnerable to climate risks than others. For instance, within the scope of corporate loans, banks in underdeveloped countries have some disadvantages since there are fewer corporates assured and less Nationally Determined Contribution (NDC)

13. UNFCCC definition: Nationally determined contributions (NDCs) are at the heart of the Paris Agreement and the achievement of these long-term goals. NDCs embody efforts by each country to reduce national emissions and adapt to the impacts of climate change implementation, which increases the impact of climate risks. Nevertheless, banks are largely diversified in different sectors, and successful portfolio management decisions can help financial institutions to seize opportunities if they identify, evaluate and build a strategy according to climate risk assessment. Financial institutions, especially banks, are a vital element for making progress with risk assessment.

14. I4CE (2019). For another approach to climate risk in finance: Taking uncertainties fully into account.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10708

В.В. Ермоленко - заведующий кафедрой общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, д-р экон. наук, доцент, Кубанский государственный университет, Oleda93@gmail.com,

V.V. Ermolenko - Head of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes Doctor of Economics, Associate Professor, Kuban State University;

А.Г. Вересов - студент магистерской программы «контроллинг в организации» Кубанского государственного университета, veresov.1985@inbox.ru,

A. G. Veresov - student of the master's program "controlling in the organization" of Kuban state University;

А.Н. Панченко - аспирант Кубанского государственного университета, toscha_7up@mail.ru, A. N. Panchenko-post-graduate student of Kuban state University.

СТРАТЕГИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ STRATEGIZING THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE EASTERN ECONOMIC ZONE

OF THE KRASNODAR TERRITORY

Аннотация. В статье рассматривается решение проблемы стратегирования социального и экономического развития относительно нового интеграционного образования из одиннадцати муниципальных образований, отнесенных к Восточной экономической зоне, принятой Стратегией социально - экономического развития Краснодарского края на период 2030 года. в условиях экономики знаний. Основным структурообразующим элементом выделенной экономической зоны выступает стратегическая транспортная ось. Выделение экономических зон на территории края можно рассматривается в контексте общей идеи агломерационных процессов. Восточная экономическая зона представлена как территория интенсивного развития обрабатывающей промышленности. В ближайшие годы здесь будут созданы пять промышленных парков. Основным инфраструктурным ограничением для реализации портфеля проектов - недостаточные мощности электроснабжения, обеспечения водой и газом, дорожной инфраструктурой. Выделено семь актуальных направлений развития потенциала Восточной зоны. Проводимая политика реиндустриализации связана с возрождением промышленного потенциала и промышленной славы городов Армавир, Тихорецк и других флагманов промышленного производства Краснодарского края. Формирование функционально полной инфраструктуры инновационной экосистемы региона далеко не завершено. Так не получило развитие венчурное финансирование, акселерационные программы и др. Поставлена проблема "воссоздания и оживления" малых городов Кубани и сельских пространств (ревитализации), которая может стать естественным продолжением региональной политики реиндустриализации, применительно к аграрно -промышленным территориям. Инвентаризация местной ресурсной базы муниципальных образований выявила восемь нереализованных возможностей. Рассматривается решение проблем интеграции, координации деятельности и управления Восточной экономической зоной.

Abstract. The article deals with the solution of the problem of social and economic development strategizing in relation to a new integration formation of eleven municipalities assigned to the Eastern economic zone, adopted By the strategy of socio - economic development of the Krasnodar territory for the period of 2030. in the knowledge economy. The main structural element of the selected economic zone is the strategic transport axis. The allocation of economic zones on the territory of the region can be considered in the context of the General idea of agglomeration processes. The Eastern economic zone is represented as an area of intensive development of the manufacturing industry. In the coming years, five industrial parks will be created here. The main infrastructure limitation for the implementation of the project portfolio is insufficient power supply, water and gas supply, and road infrastructure. Seven topical areas of development of the potential of the Eastern zone are identified. The ongoing policy of reindustrialization is associated with the revival

of the industrial potential and industrial glory of the cities of Armavir, Tikhoretsk and other flagships of industrial production in the Krasnodar territory. The formation of a functionally complete infrastructure of the region's innovation ecosystem is far from complete. Haven't had the development of venture-backed startups, acceleration programs, etc. The problem of "reconstruction and revitalization" of small cities of Kuban and rural areas (revitalization), which can become a natural continuation of the regional policy of reindustrialization, in relation to agricultural and industrial territories, is posed. An inventory of the local resource base of municipalities revealed eight unrealized opportunities. The solution of problems of integration, coordination of activities and management of the Eastern economic zone is considered.

Ключевые слова: инвестиции, координация, ревитализация, социальная политика, стратегирование, стратегия развития, управление, человеческий капитал, экономика знаний.

Keywords: investment, coordination, revitalization, social policy, strategizing, development strategy, management, human capital, knowledge economy.

Введение

Одна из актуальных задач, стоящих перед регионами - поиск новых источников экономического роста для социального развития и повышения качества жизни населения. Такими источниками могут выступать системное развитие традиционных и качественно новых отраслей региональной экономики на базе шестого технологического уклада, формирования кластеров «умной» экономики. С.Ю. Глазев говорит и пишет о "переходе к политике опережающего развития нового технологического уклада" [4].

Экономика знаний представляет собой принципиально новый межотраслевой сектор и систему генерации, накопления и применения знаний в воспроизводственном процессе, доведение их до стадии инновационных товаров и услуг, а также бизнес - процессов. Главным содержание развития является применение современных инструментов вовлечения новых полюсов роста и их вовлечение в воспроизводственный процесс, развития капиталов и измерения состояния и динамики роста, прежде всего, интеллектуального человеческого и производственного капитала [6,8].

Реализация стратегии развития муниципальных образований должна сопровождаться системными инновационно - инвестиционными проектами (на Кубани, на региональном уровне они носят название флагманских) и программами развития экономической зоны, в которые входят однородные территории (муниципальные образования). Особенность таких программ развития состоит в том, что они переворачивают сложившиеся представления, прежде всего в том, что первична социальная сфера, а экономика - есть средство решения социальных проблем. Подобную мысль высказал еще в 2004 г. академик В.С. Абалкин [1]. Такие программы развития должны быть направлены в первую очередь на повышение качества жизни населения. И российские академики предложили "видение социальных сил и институтов, обеспечивающих успех намеченной программы преобразований" [1].

При разработке программ развития муниципальных образований необходимо учитывать параметры внутренней и внешней среды, специфику субъектов стратегического управления, местные и консолидированные источники развития. Необходимо, таким образом, выделить ключевые факторы развития муниципальных образований.

Актуальность исследования способов решения поставленной проблемы обусловлена тем, что потребность не только разработки стратегий развития, но и стратегирования развития муниципальных образований возрастает, а на теоретические и практические наработки в отмеченной сфере деятельности возрастает спрос.

1. Анализ потенциалов развития муниципальных образований и Восточной экономической зоны

Территориально - экономическое зонирование Краснодарского края выполнено, исходя из общности экономической специализации и стратегических приоритетов. Так основным структурообразующим элементом выделенной экономической зоны выступает стратегическая логистическая или транспортная ось, соединяющая города Ростов - на - Дону и Махачкалу (Азовское и Каспийское моря). К этой ключевой автомагистрали исторически «привязаны» одиннадцать муниципальных образований. Пространственное зонирование Восточной экономической зоны графически представлено на рисунке 1. От стратегической транспортной магистрали идут четыре рокадные магистрали, ведущие к Черному морю. А в перспективе к ним может и должна добавиться пятая -кратчайшая магистраль, ведущая из Ставрополья к Черному морю. Краснодарский край входит в список регионов - лидеров:

Рисунок 1 - Пространственное развитие Восточной экономической зоны

Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области, ХМАО, ЯНАО, Красноярский край, Татарстан и Башкирия, которые в совокупности формируют 52,1% ВРП [12].

Стратегия развития «Кубань 2030», предусматривает деление региона на семь экономических зон [9,12]. На Российском инвестиционном форуме «Сочи-2019» состоялась презентация экономических зон Краснодарского края и основных направлений их перспективного развития.

На рисунке 2 представлены ключевые системы, определяющие развитие региона.

Рисунок 2 -Ключевые системы, определяющие развитие региона [12]

Выделение экономических зон на территории края можно рассматривать в контексте общей идеи агломерационных процессов и усиление экономической и социальной значимости муниципальных образований, идущих по пути интеграции, которые связывает некая общность (специализация и общность хозяйственной деятельности, мощная транспортная сеть, выход к морям, консолидация вокруг "ядер развития" и др.) [3].

Объединение территорий одиннадцати муниципальных образований в единое экономическое пространство создает предпосылки, связанные с проведение целого ряда интеграционных мероприятий и, прежде всего, реализацию совместных разноуровневых проектов по всем приоритетным направлениям деятельности. Восточная зона - территория с высоким промышленным, транспортным и инновационным потенциалом. В настоящее время муниципалитеты работают над проектами по развитию инфраструктуры, которые Минэкономики края на

конкурсной отберет для финансирования и реализации. Инфраструктурные проекты включат в региональную государственную программу, которые будут иметь надежный источник финансирования - бюджет края.

Восточная экономическая зона представлена как территория интенсивного развития обрабатывающей промышленности. В ближайшие годы, согласно стратегии, здесь будут созданы пять промышленных парков:

- технопарк перспективного машиностроения и агропромышленный парк «Агробиотех» в Армавире;

- агропромышленный парк по типу «^геепйеШ» на территории Новокубанского района;

- промышленные парки в Тихорецком и Кавказском районах.

Кроме того, портфель инвестиционных проектов Восточной экономической зоны дополнен следующими проектами:

- проект реконструкции ООО «Крахмальный завод Гулькевичский»;

- строительство второй линии завода по производству тротуарной плитки и элементов благоустройства в Курганинском районе;

Всего в стадии реализации и проработки, по которым приняты решения находятся более 100 инвестиционных проектов.

Кроме того, с начала октября 2019 года ведутся работы по созданию первого индустриального парка в Южном федеральном округе «Достояние» в Кропоткине в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». На создание индустриального парка направлены инвестиции в размере 6,4 млрд рублей. Выполнено свыше 40% работ на семи объектах из пятнадцати. Этот масштабный проект позволит в ближайшее время создать условия для развития новых производств. Благодаря этому появится более 600 новых рабочих мест, в том числе не менее 300 — высокопроизводительных, а платежи в бюджеты всех уровней — свыше 600 миллионов рублей в год. По условиям нацпроекта резидентами в первую очередь станут предприятия малого и среднего бизнеса. На территории «Достояния» планируют производить пищевую и целлюлозно-бумажную продукцию.

В Восточной зоне, согласно стратегии, предполагается повышать конкурентоспособность создаваемых товаров, развивать культурно-исторический и промышленный туризм, строить заводы по переработке отходов производства. Отдельно подчеркивается необходимость минимизации экологического ущерба от промышленности и защиты от наводнений. Также ставится задача «формирование сообщества Восточной экономической зоны с участием стейкхолдеров от культуры, промышленности, бизнес - сообщества и исполнительной власти».

Основным инфраструктурным ограничением для реализации портфеля проектов - недостаточные мощности электроснабжения, обеспечения водой и газом, дорожной инфраструктурой.

1. Стратегические направления развития

К числу актуальных направлений развития потенциала Восточной зоны, исходя из современной экономической науки, позитивной хозяйственной практики и Стратегии развития Краснодарского края на период до 2030 года, а также истории соседского проживания следует отнести:

- проведение реиндустриализации (восстановления) предприятий, которые за последние 25 лет потеряли свой потенциал и деятельность которых представляет интерес местного и регионального сообщества, направив необходимый поток инвестиций и организовав межмуниципальный кредит;

- реализацию политики новой индустриализации в развитие реиндустриализации на идеях шестого технологического уклада, связанного с освоением 1МВ1С8 - технологий; открытие принципиально новых предприятий в аграрно - промышленном и машиностроительном комплексах;

- реализовать новый поход к ее пространственному развитию, разместить новые предприятия в большинстве поселений зоны;

- направление молодежи на повышение квалификации на авангардные предприятия России с целью освоения необходимых компетенций для создаваемых и реанимируемых предприятий;

- закрепление молодежи на территориях поселений, выделив централизованном образом кредитные линии для ипотечного строительства сельского жилья, школьных и дошкольных учреждений, сетевых магазинов и современных центров досуга;

- формирование регионального государственного заказа на подготовку необходимой номенклатуры специалистов с различными уровнями подготовки в интересах муниципальных образований для образовательных учреждений края, сопрягая их подготовку с запуском (вводом в эксплуатацию) предприятий зоны;

- повышение внимания к институту сельской семьи, принять межмуниципальную программу стимулирования кардинального улучшения демографических показателей. В одном из "ядер развития" зоны создать современный медицинский центр лечения наиболее распространенных заболеваний и родовспоможения, завязав их в единую сеть в краевом масштабе.

По мнению авторов, наиболее важным направлением в реализации указанной стратегии является - человеческий капитал и создание достойных рабочих мест в каждой территориальной единице (поселении). Человеческий капитал - многогранное явление, формирующееся в результате интеграции различных форм организации личностного и интеллектуального потенциалов. Отсюда - многообразие форм его проявления, которое, в свою

очередь, обусловливает множество практических способов реализации потенциала всеобщего обновления в развитии системы экономических отношений на сельских территориях. Утверждение инновационного типа воспроизводства приводит к интенсивному разветвлению человеческого капитала и, соответственно, к задаче классификации его форм, в решении которой нуждается, прежде всего, процесс формирования современного производственного капитала [1].

На этапах разработки и реализации программ развития муниципальных образований необходимо исключить распыление ресурсов и возможное сопротивление изменениям со стороны крупного капитала. Создать на краевом уровне систему стимулов для повышения социальной ответственности крупного бизнеса (холдинги, предприятия, банки, страховые компании, пенсионные фонды) перед население территорий, где он осуществляет свою бизнес - деятельность. Разработать механизмы согласования мест размещения субъектов бизнеса и квотирования рабочих мест для местных жителей, принимаемых коллективно межмуниципальным советом представителей. Сформировать их правовой статус.

Отсюда главной задачей на перспективу должно стать воссоздание некогда сильной инженерно-технической инфраструктуры.

Проводимая политика реиндустриализации связана с возрождением промышленного потенциала и промышленной славы городов Армавир, Тихорецк и других флагманов промышленного производства Краснодарского края. Реиндустриализация набирает обороты и материализуется в системных флагманских проектах традиционной и новой направленности. Для их реализации созданы такие институты регионального развития как фонд поддержки промышленных предприятий, инвестиционный фонд, региональный фонда развития бизнеса и научный фонд Краснодарского края. Однако формирование функционально полной инфраструктуры инновационной экосистемы региона далеко не завершено. Так не получило развитие венчурное финансирование, акселерацион-ные программы, Дома творчества и поддержки талантливых детей и молодежи, муниципальные проекты развития местных креативных индустрий и др.

Так, фонд развития промышленности Краснодарского края создан в 2018 году. Его капитализация составила 500 млн рублей. Фонд был докапитализирован за два с половиной года деятельности до 2 млрд рублей. В Фонде действует широкая линейка программ Фонд предлагает широкий спектр кредитных услуг на различных условиях базовых ставок от1% до 5%, что ниже банковской. Сегодня Фонд является институтом развития полного цикла. Всего за 2018—2020 годы фондом заключено 80 договоров заемного финансирования на сумму более 1,6 млрд рублей.

Так крупные займы получили следующие компании из Армавира:

- "Кубаньжелдормаш" 57 млн рублей;

- "Белая линия", производящую материалы для дорожных разметок.

Кроме того, "Северокавказский Завод Металлоконструкций" (производство дорожных ограждений и знаков) из Успенского района

Восточная экономическая зона обладает необходимым для реализации этих проектов потенциалом: территорией, трудовыми ресурсами, транспортной инфраструктурой, образовательным и научным потенциалом. Она характеризуется наличием благоприятных условий для развития человеческого капитала и производством конкурентоспособных товаров и услуг. Здесь расположены важные предприятия в сфере промышленности, переработки и сельского хозяйства.

Нужно ставить проблему "воссоздания и оживления" малых городов Кубани и сельских пространств (ревитализации), которая, как показывает опыт Англии и Франции и др., может стать естественным продолжением региональной политики реиндустриализации, применительно к аграрно - промышленным территориям. Основной ее принцип состоит в раскрытии возможностей (второго дыхания) старых территорий и построек с целью сохранения исторических ресурсов поселенческих сред, составляющих немалый духовный потенциал [10]. Зажиточная Кубань всегда была сильна богатыми станицами. Ревитализация в XIX веке значительное влияние оказала на инфраструктуру и демографическую ситуацию в населенных пунктах. Внимание возрождению самобытных малых городов и станиц Кубани должно стать предметом обсуждения в представительном органе регионе. Слушания в профильном комитете помогли бы отрефлексировать проблему и сформировать комплексную программу сохранения идентичности. Примеры успешной реализации политике ревитализации есть и в России, и на Кубани [2,11].

2. Решение проблем интеграции, координации деятельности и управления Восточной экономической зоной

На чем необходимо сосредоточить усилия в интеграционном взаимодействии?

Отвечая на подобные вопросы, стоит иметь в виду, что их решение подразумевает достижение синерге-тических эффектов. Каждое муниципальное образование, входящее в Восточную экономическую зону должно получить выигрыш от проводимых интеграционных процессов.

Итак, инвентаризация местной ресурсной базы муниципальных образований третьей по потенциалу в Краснодарском крае экономической зоны показывает следующее:

- доминирование использования природного капитала в развитии;

- источники финансового и инвестиционного капиталов недостаточно консолидированы под реализуемые и перспективные проекты;

- недооценена включенность нематериальных ресурсов в воспроизводственные процессы;

- инновационно - инвестиционные проекты, реализующие идеи шестого технологического уклада, ожидают своего рассмотрения;

- пока не реализована возможность межрегионального кредитования развития, как нового источника инвестиций, с нефте - и газоносными субъектами Российской Федерации;

- не предприняты шаги по законодательному оформлению возможности межмуниципального и корпоративного кредитования развития;

- не получила развития идея объявления одного-двух экономических зон, стратегически важных для региональной экономики, как зон свободного экономического развития;

- крупный корпоративный бизнес не вовлечен в региональный инвестиционный процесс и на этапе разработки стратегии развития Кубани отмечался крайне индифферентное его позиционирование.

В представительном и исполнительных органах власти целесообразно рассмотреть должности функциональных специалистов, курирующих деятельность подобных зон экономического развития. При этом надо оценить деятельность инвестиционных уполномоченных краевой администрации муниципальных образованиях. Этот опыт был бы полезен в ходе выстраивания системы управления экономическими зонами.

Выделение таких зон в крае в ходе стратегического планирования стимулировало новые подходы к пространственному планированию, связанному с выделением семи экономических зон. И с принятием на законодательном уровне «Стратегии развития Краснодарского края на период до 2030 года» в последующем идея зонирования пока не получила развития. Она зависла. Экономические зоны не нашли отражения ни в системе управления региона, ни в статистике, ни в содержании организаторской и проектной деятельности.

Заманчиво пойти по пути укрупнения муниципальных образований до уровня муниципальных районов, но это сформирует еще один уровень управления со своим аппаратом. Многоуровневая система местного самоуправления может стать без полноценных бюджетов обременительной, которая еще сильнее осложнит межбюджетные отношения.

Но Джин почти выпущен... Идея витает в головах. Получает развитие идея городских агломераций. В экономических зонах структурированы муниципальные образования по потенциалу развития и они названы "ядрами развития 1, 2, 3 порядков". Дело за экономическими районами. И тогда без развития государственного регионального управления и местного самоуправления не обойтись. К числу таких шагов можно отнести: укрупнение ряда регионов и муниципальных образований, изменение статуса региональных столиц, пересмотр налогов и передача их части на городской государственный уровень и укрупненный муниципальный уровень (уровень экономического района). В России велико как число дотационных регионов, так и муниципальных образований и необходимы серьезные шаги по решению давней проблемы

Одним из вариантов межмуниципального и приграничного сотрудничества с муниципалитетами соседнего Ставропольского края и их интеграции могла бы стать стратегия «Прорыв в будущее», в рамках которой уделяется внимание долговременным ценностям и общественным благам на основе активизации ресурсов местных сообществ и развитии особенных и уникальных преимуществах общей территории Восточной зоны.

Проблематика управления муниципальными образованиями с образованием Восточной экономической зоной остро стоит в повестке дня.

В Армавире в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития региона на период до 2030 года заключено соглашение о межмуниципальном сотрудничестве и взаимодействии всех муниципальных образований. Создан Совет муниципальных образований Восточной экономической зоны, который возглавил глава Армавира.

Совет муниципальных образований - важный институт интеграции муниципальных образований имеет совещательный общественный и координационный характер, формируемый из представителей и руководителей бизнеса, и ветвей представительной, и исполнительной власти. Совет интеграции мог бы стать площадкой обсуждения и продвижения межмуниципальных социальных и производственных проектов интеграции, решения по которым бы подлежали вынесению на очередные сессии муниципальных образований. Заседания совета могли бы проходить в разных муниципальных образованиях при сменяемых модераторах.

Однако на краевом уровне экономические зоны не представлены ни в законодательной ветви власти и ни в исполнительной. При принятии решений на краевом уровне практически не слышен консолидированный голос экономической зоны. Необходимо наполнять прорывным содержанием их деятельность и механизмами влияния на принятие решений. Системы. Поэтому нужны разработки и реальное наполнение полномочиями и функциями субрегионального и субмуниципального уровней управления. Актуален поиск "форм межмуниципального сотрудничества, создания муниципалитетами совместных органов управления, совместных фондов финансовых ресурсов и пр. Этот подход к системе территориального управления часто используется за рубежом»" [7].

Заключение

Уровень социально-экономического развития поселений, входящих в экономическую зону - это итог совместной деятельности, основная цель которой неизменна - повышение уровня благосостояния населения.

Главными задачами в работе администрации любого уровня, в том числе сельских поселений является исполнение бюджета, развитие бизнеса, создание рабочих мест, благоустройство населенных пунктов, вовлечение молодежи в и других вопросов.

Развитие любого муниципального образования связано с включение их потенциалов в экономическое и социальное интеграционного объединение в масштабе экономической зоны. А это невозможно без разработки соответствующей интегрированной стратегии экономической зоны, которая направлена в первую очередь на построение качественной экономической и социальной политики развития территории и достижение синергетиче-ских эффектов.

Важно отметить тот факт, что в муниципальных образованиях ежегодно разрабатываются и утверждаются различные документы стратегического планирования. Все планы по развитию подчинены одной цели -обеспечить улучшение условий жизни населения, создание комфортной и благоприятной среды для проживания.

При разработке стратегии развития муниципального образования необходимо учитывать широкий круг факторов внутренней и внешней среды, отражающих специфику каждого муниципального образования экономической зоны. Важным также является анализ ее ресурсной базы и инвестиционной привлекательности.

Источники:

1. Абалкин Л. И. Стратегический ответ России на вызовы нового века Издательство: Экзамен, 2004. 608 с.

2. Барабанов, А. А. Социально-культурные и семантические принципы ревитализации индустриального наследия / А. А. Барабанов // Эко-потенциал. — 2013. — № 3-4. — С. 237—248.

3. Бухвалд Е.М., Валентик О.Н. Муниципальные стратегии в России: новые условия и новые задачи // Региональная экономика. Юг России. 2020, том 8, №1. С.26-37

4. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. («Коллекция Избо-рского клуба»). - М.: Книжный мир, 2018. - 768 с.

5. Государственное и муниципальное управление: разработка и реализация стратегии / Под ред. проф. Ю.Н. Лапыгина - Владимир: ВлГУ, 2005. - 480 с.

6. Ермоленко Ал.А., Ермоленко Ан.А. Человеческий капитал //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2010. №1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Зотов В.Б., 2018. Стратегическое планирование в системе местного самоуправления (проблемный обзор и рекомендации) // Научные труды Вольного экономического общества. Т. 210, № 2. С. 412-421.

8. Ланская Д.В., Панченко А.Н., Третьяков Д.В. Стратегирование как инструмент реализации государственной политики в социальной сфере муниципальных образований // Международный журнал «Естественно-гуманитарные исследования» 2019, №25(3), г.

9. О реализации Закона Краснодарского края "О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года" // Постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 16 июля 2019 года N 1245.

10. Пилипенко Е.В., Баталов Ю.В. Духовное производство как основа новой экономической теории // Известия ИГЭА. 2013. № 1 (87). С.8-12.

11. Ревитализация (урбанистика). Википедия — свободная энциклопедия. URL:// https://ru.wikipedia.org/wiki.

12. Стратегия развития Краснодарского края до 2030 года // http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/Kratkaia_versiia_Strategii.pdf/ (дата обращения: 12.11.2020).

References:

1. Abalkin L. I. Strategicheskij otvet Rossii na vyzovy novogo veka Izdatel'stvo: Ekzamen, 2004. 608 s.

2. Barabanov, A. A. Social'no-kul'turnye i semanticheskie principy revitalizacii industrial'nogo naslediya / A. A. Barabanov // Eko-potencial. — 2013. — № 3-4. — S. 237—248.

3. Buhvald E.M., Valentik O.N. Municipal'nye strategii v Rossii: novye usloviya i novye zadachi // Regional'naya ekonomika. YUg Rossii. 2020, tom 8, №1. S.26-37

4. Glaz'ev S.YU. Ryvok v budushchee. Rossiya v novyh tekhnologicheskom i mirohozyajstvennom ukladah. («Kollekciya Iz-borskogo kluba»). - M.: Knizhnyj mir, 2018. - 768 s.

5. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie: razrabotka i realizaciya strategii / Pod red. prof. YU.N. Lapygina - Vladimir: VlGU, 2005. - 480 s.

6. Ermolenko Al.A., Ermolenko An.A. CHelovecheskij kapital //Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika, 2010. №1.

7. Zotov V. B., 2018. Strategicheskoe planirovanie v sisteme mestnogo samoupravleniya (problemnyj obzor i rekomendacii) // Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva. T. 210, № 2. S. 412-421.

8. Lanskaya D.V., Panchenko A.N., Tret'yakov D.V. Strategirovanie kak instrument realizacii gosudarstvennoj politiki v so-cial'noj sfere municipal'nyh obrazovanij // Mezhdunarodnyj zhurnal «Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya» 2019, №25(3), g.

9. realizacii Zakona Krasnodarskogo kraya "O Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Krasnodarskogo kraya do 2030 goda" // Postanovlenie Zakonodatel'nogo sobraniya Krasnodarskogo kraya ot 16 iyulya 2019 goda N 1245.

10. Pilipenko E.V., Batalov YU.V. Duhovnoe proizvodstvo kak osnova novoj ekonomicheskoj teorii // Izvestiya IGEA. 2013. № 1 (87). S.8-12.

11. Revitalizaciya (urbanistika). Vikipediya — svobodnaya enciklopediya. URL:// https://ru.wikipedia.org/wiki.

12. Strategiya razvitiya Krasnodarskogo kraya do 2030 goda // http://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/Krat-kaia_versiia_Strategii.pdf/ (data obrashcheniya: 12.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.