Научная статья на тему 'Актуальные акценты стратегирования социально-экономического развития муниципальных образований, на территории которых находятся оопт (на материалах Краснодарского края)'

Актуальные акценты стратегирования социально-экономического развития муниципальных образований, на территории которых находятся оопт (на материалах Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИРОВАНИЕ / МЕСТНАЯ ЭКОНОМИКА / LOCAL ECONOMY / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОГО РАЗВИТИЯ / ECOLOGICAL MODEL OF LOCAL DEVELOPMENT / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / SPECIALLY PROTECTED NATURAL RESERVATIONS / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мясникова Т. А.

Статья посвящена анализу актуальных акцентов стратегирования местного развития муниципальных образований, на территории которых находятся ООПТ, на материалах Краснодарского края. ООПТ рассматриваются как стратегический ресурс развития муниципальных образований. Результатом данного исследование являются обоснованные автором рекомендации по стратегированию развития муниципальных образований на основе «Экологической модели местного развития».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мясникова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ACCENTS OF A STRATEGIC MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES IN THE TERRITORY OF WHICH THERE ARE SPNR (ON MATERIALS OF KRASNODAR REGION)

Rticle is devoted to the analysis of actual accents of strategic management of development of municipalities in the territory of which there are SPNR on materials of the Krasnodar region. SPNR are considered as a strategic resource of development of municipalities. The result of this study is the recommendations about a strategic management of development of municipalities. Recommendations are based on «Ecological model of local development».

Текст научной работы на тему «Актуальные акценты стратегирования социально-экономического развития муниципальных образований, на территории которых находятся оопт (на материалах Краснодарского края)»

УДК 332,145

Т. А. Мясникова

АКТУАЛЬНЫЕ АКЦЕНТЫ СТРАТЕГИРОВАННЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ ООПТ (НА МАТЕРИАЛАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)*

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект Nq 16-22-03001 а (м)

Аннотация: статья посвящена анализу актуальных акцентов стратегирования местного развития муниципальных образований, на территории которых находятся ООПТ на материалах Краснодарского края. ООПТ рассматриваются как стратегический ресурс развития муниципальных образований. Результатом данного исследование являются обоснованные автором рекомендации по стратегированию развития муниципальных образований на основе «Экологической модели местного развития».

Ключевые слов а: стратегирование; местная экономика; экологическая модель местного развития; особо охраняемые природные территории.

УДК 332.145

Т. A. Myasnikova

ACTUAL ACCENTS OF A STRATEGIC MANAGEMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES IN THE TERRITORY OF WHICH THERE ARE SPNR (ON MATERIALS OF KRASNODAR REGION) *

*The paper is prepared by the financial support of the Russian Humanitarian Science

Foundation, project 16-22-03001 a (m)

Abstract: article is devoted to the analysis of actual accents of strategic management of development of rnunicipalities in the territory of which there are SPNR on materials of the Krasnodar region. SPNR are considered as a strategic resource of development of municipalities. The result of this study is the recommendations about, a strategic management of development of municipalities. Recommendations are based on «Ecological model of local developmen t».

Keywords: strategic management; local economy; ecological model of local development,; specially protected, natural reservations.

Введение

Стр атегир ование социально -экономике -ского развития муниципальных образований — инновационный подход к управлению местным развитием, включающий логико -эмоциональную, институциональную, социокультурную, управленческую и инструментальные составляющие [1, 2].

В целом технология стратегирования универсальна и включает весь спектр управленческих процессов: долгосрочное прогнозирование, стратегическое планирование и проектирование, организацион-

ное сопровождение, работу с местными сообществами (мотивацию), контроль за исполнением принятых решений. [3, 4]

По нашему мнению, технология стратегирования, как социальная технология, ориентированная на управление Будущем особенно актуальна для муниципальных образований, на территории которых расположены особо охраняемые природные территории (ООПТ). Это связано с тем, что развитие ООПТ всегда поиск компромисса между целями экономического развития и сохранения природной и культурной среды.

Концептуальные аспекты стратеги-ровання развития муниципальных образований на основе «Экологической модели»

Обращаясь к метафорам экономического развития, которые призванные содействовать глубокому осмыслению сущности местного развития [5, С. 12], следует особо уделить внимание группе метафор под общим названием «Экономическое развитие как сохранение природной и социальной среды» [6]. Эта группа метафор носит название «экологической» или «территориальной модели» и акцентирует внимание на демистификации экономического роста и праве местных сообществ на самоопределение и сохранение окружающей и природной среды.

«Экологическая модель» расставляет важные акценты стратегирования местного развития [6]:

— планирование нельзя осуществлять вне экологического и культурного контекста территории;

— важнейшей целью развития является сохранение/улучшения среды обитания, в которой социальные и природные характеристики дополняют друг друга;

— социальная ответственность приоритетнее экономической автономии;

ООГ1Т федерального значения в расположены в следующих муниципальных образованиях:

1) государственный природный заповедник «Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. X. Г. Ша-

— корпоративное управление эффективнее централизованного управления;

— местные интересы и внутренние катализаторы важнее внешних экономических стимулов;

— человеческие взаимоотношения, эмоциональный фон играют важное значение в принятии управленческих решений.

ООПТ, вне зависимости от формы собственности на землю, являются центром сосредоточения интересов федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественности, важным ресурсом местного экономического развития (за счет развития экотуризма, участи в федеральных природоохранных программах).

Например, Краснодарский край традиционно рассматривается как сельскохозяйственный регион активного земледелия и, в то же время, туристский регион. Сельское хозяйство, промышленное производство, туризм подразумевают значительное антропогенное воздействие на территорию края.

Между тем на территории Краснодарского края расположены: 6 ООПТ федерального значения; 372 ООПТ регионального значения; 12 ООПТ местного значения.

пошникова» — расположен в трех субъектах Российской Федерации, в том числе в Краснодарском крае в Апшеронском районе и МО гор оде-кур орте Сочи;

2) государственный природный заповедник «Утри ш» — в МО городе-курорте Анапа;

Таблица 1

Состав ООПТ Краснодарского края (составлено автором по [7])

Уровень ООПТ Федерального значения (6 ООПТ) Регионального значения (372 ООПТ) Местного значения (12 ООПТ)

Состав 1) государственный природный заповедник «Кавказский государственный природный биосферный заповедник им. X. Г. Шапошникова»: 2) государственных! природный заповедник «Утриш»); 3) «Сочинский национальный парк»; 4) государственный природный заказник «Приазовский»; 5) государственный природный заказник «Сочинский»; 6) памятник природы «Дендропарк совхоза «Южные культуры». — «Природный орнитологический парк в Имеретинской; низменности»; — 17 государственных природных заказников; — 353 памятника природы; — «Дендрологический парк «Зеленая роща»). — 11 природных рекреационных зон; — 1 природная достопримечательность

3) «Сочинский национальный парк» — в МО городе-курорте Сочи;

4) государственный природный заказник «Приазовский» — в Славянском районе Краснодарского края;

5) государственный природный заказник «Сочинский» в МО городе-курорте Сочи;

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости учитывать ООПТ как ресурс развития более половины муниципальных образований Краснодарского края. В то же время этот ресурс предполагает необходимость большего внимания к экологической составляющей местного развития.

Однако ни в стратегии социально-экономического развития Краснодарского края 2020 [8], ни в стратегиях развития муниципальных образований Кубани ООПТ не рассматриваются как стратегический ресурс развития.

Исключением являются стратегии развития муниципальных образований, важным стратегическим направлением развития которых является туризм.

Например, в стратегии развития МО г-к Сочи стратегической целью является развитие «горноклиматического, бальне-

6) памятник природы «Дендропарк совхоза «Южные культуры» в МО гор оде-кур орте Сочи (Адлерский район).

ООПТ регионального значения расположены в таких муниципальных образованиях, к&к г. Новороссийск, Туапсинский район, Темрюкский район, Красноармейский район и другие (таблица 2).

ологического, морского курорта и крупного национального событийно-спортивного центра». [9] Стратегическая цель конкретизируется в задачах, которые включают создание эффективной системы природопользования, организацию и обустройство ООПТ регионального значения.[9]

В стратегии развития МО г-к Анапа одним из акцентов стратегической цели развития является «обеспечение сохранности природы и улучшение экологической ситуации» [10], однако ООПТ не рассматриваются как стратегический ресурс развития.

Анализируя стратеги и развития муниципальных образований Краснодарского края, разработанных в 2007 году, к сожалению можно сделать неутешительный вывод, что в тексте существует подмена понятия «устойчивое развитие». Практически во всех 44 стратегиях упоминается устойчивое

Таблица 2

Распределение заказников Краснодарского края в разрезе муниципальных

образований [7])

Муниципальное образование Название заказника

г. Анапа Большой Утрнш Красная горка

г. Горячий ключ Горячек лючевской

г. Новороссийск Абраусский Красная горка

Апшер оиск ий р а йон Камышанова поляна Черногорье

Белореченский район Белореченский

Выселковскнй район Ново-Березанский

Кореновский район Ново-Березанский

Красноармейский район Красный лес

Крымский район Крымский

Курганинекий район Средне-Лабинскнй

Мостовской район Псебайский

Приморско-Ахтарскпй район Лотос

С ев ер ск н й р а йон Горячек лючевской

Темрюкский район Запорожско-Таманский

Тихорецкий район Тихорецкий

Туапсинский район Агрийский Туапсинский

развитие, но не в контексте экологизации развития, а в контексте обеспечения устойчивых темпов роста местной экономики.

Разработка и утверждение новой Стратегии развития Краснодарского края до 2030 года может дать инновационный импульс для изменения методологии стратегического планирования развития муниципальных образований края.

Стратегия 2030 уделяет внимание экологической составляющей развития Краснодарского края: развитию «зеленой экономики», устойчивости экономического развития, улучшению состояния окружающей среды.

Одним из стратегических направлений конкуренции Краснодарского края Стратегия 2030 рассматривает природные ресурсы (С5), в том числе особо охраняемые природные территории, которые занимают площадь 376,3 га, что составляет 5 % от территории Краснодарского края [11]. Одним из флагманских проектов в рамках стратегии является «Экологическая тропа Кубани», который предусматривает, в том числе развитии экотуризма.

За разработкой и утверждением Стратегии развития Краснодарского края до 2030 года должен последовать новый цикл стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований. Низкое качество большинства существующих муниципальных стратегий не позволяет говорить об их реновации, необходимо коренное изменение методологии и технологии стратегического планирования.

Заключение

Методологической основой стратегического планирования развития муниципальных образований Краснодарского края может стать концепция стратегирования местного развития [14]. По нашему мнению при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, на территории которых находятся особо охраняемые природные территории, необходимо особое внимание уделить следующим акцентам стратегирования:

— необходимо учитывать особо охраняемые природные территории как стратегический ресурс устойчивого развития муниципального образования, вне зависимости

от структуры местной экономики; ООПТ — ресурс не только (и не столько) экономического, но социально-культурного и духовного развития;

— ООПТ являются центром интересов различных уровней публичного управления, институтов гражданского общества (НКО, бизнес-сообщества, экологов и т. п.), следовательно, модель системы управления стратегией должна учитывать необходимость привлечения к управлению представителей этих групп интересов; при проектировании организационной структуры управления стратегией развития можно опереться на концепцию совместного управления;

— особо охраняемые природные территории являются народным достоянием, поэтому при планировании необходимо особое внимание уделять балансу целей экономической эффективности и сохранения окружающей природной и культурной среды; это может поставить местную экономику в менее выгодное положение по сравнению с экономиками-конкурентами; тем не менее, органы местного самоуправления могут сознательно пойти на этот шаг; на региональном уровне управления необходимо разработать механизм поддержки таких муниципальных образований;

— ООПТ, особенно федерального уровня, в фокусе интересов органов федеральной власти; это дает большие возможности привлечения средств федеральных программ;

— стратегирование муниципальных образований, на территории которых находятся ООПТ, развития нельзя осуществлять вне экологического и культурного контекста территории;

— при разработки стратегии развития муниципального образования необходимо особо учитывать такие направления, как развитие «зеленой экономики», экологического туризма; одним из инструментов развития может стать создание муниципальной системы поддержки экопредприятий;

— стратегирование развития муниципального образования обязательно должно сопровождаться разработкой и реализацией программы экологического образования местного населения — это необходимое условие интренализации планируемых изменений в рамках стратегии развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клейнер Г. Системная структура экономики и экономическая политика / Г. Клейнер // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — № 5. — С. 8—21.

2. Мясникова Т. А. Технологии стратеги-рования местного развития / Т. А. Мясникова // Управление изменениями в социально-экономических системах : сборник статей XI Международной научно-практической конференции. — Воронеж : ИГ1Ц ВГУ, 2012, — Вып. 11. Ч. 2. — С. 56—72.

3. Филиппов Ю. В. Стратегическое планирование развития местных сообществ / Ю.В.Филиппов, Т.Т.Авдеева, Н.Г.Козловская, А. В. Пенюгалова. — Краснодар, 2003, —98 с.

4. Трещевский Ю. И. Выбор стратегических приоритетов развития как принцип формирования и реализации политики муниципального образования / Ю. И. Трещевский, К. Е. Гринфельд // Современная экономика: проблемы и решения. — 2010. — № 1 (2). — С. 38—55.

5. Theories of Local Economic Development. Perspectives from Across the Disciplines / Ed. By Richard P. Bingham, Robert Mier. Sage Publications. 1993.

6. Филиппов Ю. В. Основы развития местного хозяйства : учебное пособие / Ю. В. Филиппов, Т. Т. Авдеева. — М. : Логос, —2011, — 276 с.

7. Доклад о состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2016 году [Электронный ресурс] // Сайт Министерства природных ресурсов Краснодарского края. — URL: http://www.mprkk.ru/media/main/attachment/ attach/6__doklad_ob_oos_kk_v_2016.pdf

8.0 Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года : Закон Краснодарского края № 1465-КЗ от 16 апреля 2008 года // Гарант. Информационно-правовой портал [Элек-

тронный ресурс]. — URL: http://base.garant, ru (дата обращения: 01.11.17).

9. Стратегия инвестиционного развития МО г. Сочи [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал муниципального образования город-курорт Сочи. — URL: http://www.sochiadm.ru/ (дата обращения: 01.11.17).

10. Стратегия развития МО г. Анапа [Электронный ресурс] // Официальный сайт муниципального образования город-курорт Анапа. — URL: http://www.anapa-official.ru/ (дата обращения: 01.11.17).

11. Проект Стратегии развития Краснодарского края 2030 [Электронный ресурс]. — URL: htl;p://kuban.Ic-av.ru/ (дата обращения: 01.11.17).

12. Мясникова Т. А. Потенциал развития экологического туризма в Краснодарском крае / Т. А. Мясникова, Е. А. Родина // Научные достижения и открытия 2017 : сборник статей II Международного научно-практического конкурса ; под общ.ред. Г. Ю. Гуляева. — Пенза : МЦНС «Наука и просвещение», 2017. — С. 50—55.

13. Мясникова Т. А. Экологический туризм как ключевой ресурс развития сельской территории / Т. А. Мясникова, Е. А. Родина // Наука и образование: новое время. — 2017. — № 2 (19). — С. 78—82.

14. Мясникова Т. А. Стратегирование социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России: теория, методология, методическое обеспечение [Текст] : монография / Т. А. Мясникова. — Воронеж : Издательско-полиграфиче-ский центр «Научная книга», 2015. — 271 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Мясникова Т. А., доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления

E-mail: [email protected]

Тел.: +7 (918) 231-58-24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.