2. Радченко А.В. Архивы в цифровую эпоху: ближе к людям, организациям и Интернету. Отечественные архивы. 2018. № 6.
3. Сагынбекова А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России. Международный научно-технический журнал «Теория. Практика. Инновации». 2018, апрель.
4. Хорхордина Т.И. Российские архивы. История и современность: учебник для вузов. М.: РГГУ, 2012. 415 с.
5. Храмцовская Н.А. Текущее состояние и развитие законодательно-нормативной базы в сфере хранения электронных документов. Секретарь-референт. 2019. № 4.
6. Цеменкова С.И. История архивов России с древнейших времен до начала XX века: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 155 с.
7. Шишлова М.В. Архивы и государство: новая роль и значение архивов для горожан российской провинции (19912007 гг.). [Текст]: монография / М.В. Шишлова; Курск. институт социального образования (филиал) РГСУ. Курск, 2008. 194 с.
8. Юмашева Ю.Ю. Информационные технологии в архивах и музеях // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2013. С. 92-101.
9. Юмашева Ю. Ю. Нормативно-методическое регулирование процессов оцифровки -обязательная составляющая цифровизации культурного наследия / Ю. Ю. Юмашева // Справочник руководителя учреждения культуры. 2013. N 7. С. 414.
10. Программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Утв. распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 №o 1815-р.
11. Архивы России. URL: http://unikdoc.rusarchives.ru/. (дата обращения: 23.11.2019).
12. XXV Международная научно-практическая конференция "Документация в информационном обществе: задачи архивоведения и документоведения в условиях цифровой экономики» http://www.vniidad.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2536 (дата обращения: 23.11.2019).
Sources:
1. Gavrilin A.P. Osnovnyye napravleniya sovremennykh zarubezhnykh issledovaniy po probleme sokhraneniya tsifrovoy informatsii na mikrofilmakh/ A.P. Gavrilin. P.E.Zavalishin// Fundamentalnoye issledovaniye. 2012. 21 s.
2. Radchenko A.V. Arkhivy v tsifrovuyu epokhu: blizhe k lyudyam. organizatsiyam i Internetu. Otechestvennyye arkhivy. 2018. № 6.
3. Sagynbekova A.S. Tsifrovaya ekonomika: ponyatiye. perspektivy. tendentsii razvitiya v Rossii. Mezhdunarodnyy nauchno-tekhnicheskiy zhurnal «Teoriya. Praktika. Innovatsii». 2018. aprel.
4. Khorkhordina T.I. Rossiyskiye arkhivy. Istoriya i sovremennost: uchebnik dlya vuzov. M.: RGGU. 2012. 415 s.
5.Khramtsovskaya N.A. Tekushcheye sostoyaniye i razvitiye zakonodatelno-normativnoy bazy v sfere khraneniya elektronnykh dokumentov. Sekretar-referent. 2019. № 4.
6. Tsemenkova S.I. Istoriya arkhivov Rossii s drevneyshikh vremen do nachala XX veka: ucheb. posobiye. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta. 2015. 155 s.
7. Shishlova M.V. Arkhivy i gosudarstvo: novaya rol i znacheniye arkhivov dlya gorozhan rossiyskoy provintsii (1991-2007 gg.). [Tekst]: monografiya / M.V. Shishlova; Kursk. institut sotsialnogo obrazovaniya (filial) RGSU. Kursk. 2008. 194 s.
8. Yumasheva Yu.Yu. Informatsionnyye tekhnologii v arkhivakh i muzeyakh // Istoricheskaya informatika. Informatsionnyye tekhnologii i matematicheskiye metody v istoricheskikh issledovaniyakh i obrazovanii. 2013. S. 92?101.
9. Yumasheva Yu. Yu. Normativno-metodicheskoye regulirovaniye protsessov otsifrovki -obyazatelnaya sostavlyayushchaya tsifrovizatsii kulturnogo naslediya / Yu. Yu. Yumasheva // Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kultury. 2013. N 7. S. 4-14
10. Programma Rossiyskoy Federatsii «Informatsionnoye obshchestvo (2011-2020 gody)». Utv. rasporyazheniyem Pravitelstva RF ot 20.10.2010 №o 1815 -r.
11. Arkhivy Rossii. URL: http://unikdoc.rusarchives.ru/. (data obrashcheniya: 23.11.2019).
12. XXV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Dokumentatsiya v informatsionnom obshchestve: zadachi arkhivovedeniya i dokumentovedeniya v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki» http://www.vniidad.ru/index.php?option= com_content&view=article&id=2536 (data obrashcheniya: 23.11.2019).
Д.В. Ланская - доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация, [email protected],
D.V. Lanskaya - Associate Professor, Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation, toscha_ [email protected];
А.Н. Панченко - аспирант кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация, [email protected],
A.N. Panchenko - Postgraduate Student, Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes, Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation, [email protected];
Д.В. Третьяков - магистрант кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация, [email protected],
D.V. Tretyakov - graduate student of the Department of General, Strategic, Information Management and Business Processes Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation, [email protected].
СТРАТЕГИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
STRATEGING AS AN INSTRUMENT FOR THE IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE
SOCIAL SPHERE OF MUNICIPAL EDUCATIONS
Аннотация. В статье рассматривается стратегирование в муниципальных образованиях Краснодарского края как инструмент реализации государственной политики в социальной сфере. Стратегирование есть суть реализации муниципальных проектов и программ развития в социальной сфере. Такие программы развития должны быть направлены в первую очередь на повышение качества жизни населения. При реализации программ социального развития муниципальных образований необходимо учитывать собственные ресурсы и ресурсы региона в виде субсидий и субвенций, специфику субъекта стратегического управления, а также возможности корпоративного сектора и малых предприятий. Важным ресурсным элементов выступаю социальные и другие гранты российских фондов.
Концентрация ресурсов из различных источников для инвестиционного обеспечения стратегирования муниципальных социальных проектов является актуальной проблемой в стратегическом управлении.
Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена тем, что потребность в эффективной реализации стратегий развития социальной сферы муниципальных образований возрастает.
Annotation. The article discusses strategic planning in the municipalities of the Krasnodar Territory as an instrument for implementing state policy in the social sphere. Strategy is the essence of the implementation of municipal projects and development programs in the social sphere. Such development programs should be aimed primarily at improving the quality of life of the population. When implementing programs for the social development of municipalities, it is necessary to take into account the region's own resources and resources in the form of subsidies and subventions, the specifics of the strategic management entity, as well as the capabilities of the corporate sector and small enterprises. An important resource element is social and other grants from Russian foundations.
Concentration of resources from various sources for the investment support of the planning of municipal social projects is an urgent problem in strategic management.
The relevance of the study of this problem is due to the fact that the need for effective implementation of development strategies of the social sphere of municipalities is increasing.
Ключевые слова: стратегирование, стратегическое управление, ресурсы, социальная сфера, государственная политика, человеческий капитал
Keywords: strategy, strategic management, resources, social sphere, public policy, human capital
1. Введение
Стратегическое планирование на всех уровнях управления имеет развитую нормативную базу. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования [7].
Развитие социальной сферы муниципального образования в современных условиях невозможно без разработки соответствующей стратегии, которая нацелена на реализацию эффективной экономической политики, связанной с формированием точек местного роста и развития, а также консолидации ресурсной базы.
Одним из основных документов системы стратегического планирования развития Российской Федерации является Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития РФ. Он определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
В настоящее время при разработке стратегий развития необходимо провести инвентаризацию имеющихся ресурсов муниципального образования и возможностей развития [2].
Система стратегического управления муниципальным образованием включает в себя составные части, представленные на рисунке 1.
• получение, анализ и оценка необходимой информации
Рисунок 1 - Система стратегического управления муниципальным образованием
Таким образом, стратегирование развития муниципального образования в целом предполагает процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.
Для формирования стратегии развития муниципальных образований важно учитывать все имеющиеся возможности и угрозы региона, то есть в рамках анализа необходимо четко обозначить проблемы и определить направления деятельности по их преодолению. Особая проблема - консолидация ресурсной базы. Ее формирование зависит о множества факторов, но одним из главных - инвестиционная привлекательность. Существует ряд факторов, снижающих инвестиционную привлекательность муниципальных образований, в их числе:
- дефицит проектов деиндустриализации сохранившихся предприятий;
- отсутствие проектов неоиндустриализации и формирования малых инновационных производственных предприятий, осваивающих технологии шестого технологического уклада;
- непрофессиональный менеджмент на промышленных и аграрных предприятиях, инновационная активность явно недотягивает до требуемого уровняот потребностей по формированию местных точек роста;
- низкое качество местного человеческого капитала;
- разобщенность невещественных капиталов муниципальных образований;
- слабость местной власти в коллаборации;
- изношенность основных производственных фондов;
- низкое качество товаров отдельных местных производителей;
- моральная устарелость технологий;
- отсталость инновационной и информационной инфраструктуры;
- владельцы собственности на территориях муниципальных образований не включены в воспроизводственный процесс и не инвестируют личные ресурсы в развитие и реализацию общественно значимыъ производственных и социальных проектов.
Структуризация проблемного поля муниципальных образований приводит к четырем типам проблем:
- результирующие - являющиеся следствием других проблем,
- корневые - вызывающие или обостряющие другие проблемы,
- узловые - зависящие от некоторых проблем, но вызывающие или обостряющие некоторые другие проблемы,
Проблематизация состояния и развития муниципального образования крайне важна для установления глубинных причин, без обнажения которых линейка инструментов стратегирования будет неэффективна.
2. Особенности стратегического управления в муниципальных образованиях
В муниципальных образованиях ежегодно разрабатываются и утверждаются различные документы стратегического планирования. Все планы по развитию подчинены одной цели - обеспечить улучшение условий жизни населения, создание комфортной и благоприятной среды для проживания.
На сегодняшний день основным методом муниципального управления в рыночной экономике является создание экономических, правовых, организационных, социально-психологических условий, обеспечивающих максимальное отражение общественных интересов для социально-экономического развития муниципального образования в рамках имеющихся полномочий и выделяемых ресурсов. К формам влияния на процессы жизни и функционирования муниципального образования относятся бюджетная, налоговая, законодательная, социально-политическая, рыночная, ресурсная, информационная и другие.
К числу основных инструментов механизма муниципального управления относятся: финансовое управление; выпуск и обращение муниципальных ценных бумаг; маркетинг местных экономических и социальных процессов, товаров и услуг, потребителей; управление муниципальной недвижимостью; вовлечение населения в решение местных проблем социально-экономического развития, например, в разработку и реализацию стратегических планов; меры по поддержке малого бизнеса и предпринимательства в целом; повышение уровня образования и квалификации населения; открытость деятельности органов местного самоуправления [6].
На первом этапе разработки стратегии развития муниципального образования анализируются имеющиеся ресурсы, возможности внутренней и внешней среды и различные факторы, влияющие на дальнейшее развитие муниципального образования [1].
Важным этапом в структуре стратегического управления муниципальным образованием является разработка миссии, целей стратегической программы развития, выделение ключевых направлений деятельности и ресурсов, необходимых на реализацию программы.
Таким образом, среди ключевых задач, прописанных в стратегических программах, выделяют:
- рост потенциала муниципального образования,
- обеспечение его конкурентными преимуществами на региональном, федеральном и международном уровнях,
- изменения в лучшую сторону уровня и качества жизни населения.
Любой стратегический план развития муниципального образования должен обеспечить повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования. Сама стратегия должна быть уникальна и способствовать устойчивому социально-экономическому развитию муниципального образования и обеспечению национальной безопасности.
Процесс разработки стратегических планов развития муниципальных образований должен выстраиваться на основе анализа различных моделей стратегического менеджмента.
На рисунке 2 представлена одна из популярных моделей стратегического менеджмента, которая может применяться при разработке стратегий муниципальных образований.
Обратная Связь
Рисунок 2 - Модель стратегического менеджмента (по Дэвиду)
Таким образом, систему стратегического управления муниципальным образованием можно представить как стратегический процесс, полный цикл которого включает следующие этапы [5]:
1) Стратегический анализ - исследование внутренней и внешней среды муниципального образования,
2) Стратегическое планирование - определение миссии, постановка целей, формулирование стратегий, рассмотрение альтернатив, выбор стратегии.
3) Реализация стратегии - разработка политики и годовых целей, распределение ресурсов,
4) Оценка стратегии с последующей корректировкой.
На рисунке 3 представлена последовательность этапа разработки стратегических документов (программ развития муниципальных образований).
Рисунок 3 - Этапы разработки стратегических документов
Разработанная стратегия развития должна отвечать всем требованиям, при возникновении проблем в ходе реализации стратегий необходимо проводить корректировку целей и задач, осуществлять поиск необходимых инвестиций. В целом стратегическое управление в муниципальных образованиях обеспечивает контроль над исполнением поставленных задач по устойчивому развитию территорий, улучшению качества жизни населения.
3. Местная ресурсная база развития Краснодарского края
Одним из ключевых полюсов роста России является Южный полюс роста, в котором лидерами являются Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край и Волгоградская область.
Краснодарский край является регионом-лидером, привлекательным для жизни, отдыха и ведения бизнеса, качественно использующим природно-ресурсный потенциал и инвестиции, успешно выполняющим международные и федеральные функции и проекты [3].
По состоянию на 2019 год в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России Краснодарский край занимает 13 место. При этом необходимо отметить, что позиции по сравнению с предыдущим 2018 годом ухудшились. Результаты рейтинга представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России
Регион Место в рейтинге 2019 Место в рейтинге 2018 Изменение позиций 2018-2019
Москва 1 2 1
Республика Татарстан 2 3 1
Тюменская область 3 1 -2
Калужская область 4 13 9
Санкт-Петербург 5 4 -1
Тульская область 6 5 -1
Московская область 7 9 2
Белгородская область 8 11 3
Ленинградская область 9 12 3
Ульяновская область 10 10 0
Чувашская Республика 11 8 -3
Тамбовская область 12 16 4
Краснодарский край 13 6 -7
Новгородская область 14 29 15
Воронежская область 15 7 -8
Республика Башкортостан 16 23 7
Ханты-Мансийский автономный 17 14 -3
округ - Югра
Ярославская область 18 17 -1
Новосибирская область 19 19 0
Смоленская область 20 31 11
Конкурентные преимущества и ключевые проблемы Краснодарского края представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Анализ конкурентных преимуществ и проблем Краснодарского края [4]
Конкурентные преимущества Ключевые проблемы
1) амЬицнн и опьгг российского региона-лидера: большой пятимиллионный внутренний рынок; 2) административный ресурс - опыт успешного выполнения международных н федеральных функций и проектов; 3) Еысокая привлекательность для жнзни: отдыха и ведения бизнеса; 4) Еысокая предпринимательская активность; 5) потенциал развития умной экономики; 6) богатые и эффективно используемые природные ресурсы; 7) южный форпосг России - уникальное геостратегическое положение (пересечение торгово-транспортно-логистических потоков, морская и сухопутная государственные границы) и высокий уровень развития инфраструктуры (ключевые южные транспортные артерии и поргы Азово-Черноморского бассейна): 8) высокая инвестиционная привлекательность и развитая кредитно-финансовая инфраструктура края. 1) низкая глобальная конкурентоспособность ключевых экономических комплексов; 2) инертность институциональной системы; 3) системные проблемы в области развития человеческого капитала; 4) отсутствие экосистемы инновации; 5) высокая антропогенная нагрузка и низкое качество системы устойчивого развития; 6) значительные пространственно-инфраструктурные ограничения; 7) высокая зависимость от внешних финансовых институтов при недостаточном качестве внутренней системы управления финансами и привлечения инвестиций.
Основными конкурентами Краснодарского края являются: Москва, Московская область, Республика Татарстан, Санкт-Петербург, а также Самарская, Свердловская и Ростовская области. В то же время, с точки зрения глобальной конкурентоспособности, в области есть системные проблемы в развитии человеческого капитала, инноваций и пространства.
Однако, о стабильности социально-экономического развития региона свидетельствует положительная динамика роста населения и доходов на душу населения.
Преимущества географического положения, а также близость к динамично развивающимся регионам юга России и государствам создают условия для развития Краснодарского края как одного из ключевых российских транспортно-логистических узлов, характеризующегося высокой активностью на внешних рынках, устойчивым ростом экспорта и значительным потенциалом для его дальнейшего роста.
- независимые - достаточно значимые проблемы, не связанные, по мнению экспертов, с другими проблемами.
Таким образом, инструмент реализации муниципальной стратегии должен обеспечивать эффективность муниципального управления и, следовательно, неизбежно должен основываться на показателях, детализирующих стратегию. Эффективный механизм реализации муниципальной стратегии должен в полной
мере детализировать стратегию, основываться на показателях, имеющих иерархию, содержать встроенный механизм контроля и разумную систему стимулов. Таким механизмом является сбалансированная система показателей (ССП).
Решение проблем в ходе реализации стратегий развития муниципальных образований должно обеспечить повышение уровня и качества жизни населения, рациональное распределение имеющихся в распоряжении администрации муниципалитета ресурсов, эффективный контроль.
4. Ключевые факторы стратегического управления муниципальных образований
Устойчивое развитие муниципалитета имеет место, если разработаны различные скорректированные варианты стратегии развития. Таким образом, различные целевые программы развития муниципалитетов обязательно должны быть увязаны с ранее определенными приоритетами развития.
Поскольку задачи местного самоуправления заключаются в решении проблем удовлетворения потребностей населения в вопросах жизнедеятельности, органы местного самоуправления должны управлять портфелем местных вопросов. Для разработки качественной стратегии развития муниципальных образований необходимо оценивать текущую стратегию с позиции качества. Показателями качества в этом случае будут целостность и последовательность текущей стратегии.
В рамках разработки стратегий развития Краснодарского края, проанализировано текущее положение края в разрезе семи направлений конкуренции (таблица 4).
При анализе стратегий развития также необходимо учитывать количественные результаты преобразований, которые проявляются в статистических отчетах о состоянии социально-экономического положения регионов. Эффективность и результативность текущей стратегии развития будет определяться социальной активностью жителей, притоком инвестиций.
Стратегия развития муниципального образования — это важнейший элемент, который формирует окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах и механизме его достижения, а также методах управления этим развитием.
Таблица 4 - Стратегическое видение в разрезе семи направлений конкуренции
Направление Характеристика региона
Рынки Ключевые экономические комплексы края конкурентоспособны на российском рынке, лидеры - глобально конкурентоспособны. Сформированы сбалансированные кластеры-лидеры развития Южного полюса роста.
Институты «Край предпринимательства» (на уровне крупного, среднего и малого бизнеса), конкурентоспособных кластеров и эффективного государственного управления на основе сбалансированной системы государственных, частных, государственно-частных и общественных институтов.
Человеческий капитал Регион-лидер в накоплении человеческого капитала как ключевого актива - основы долгосрочной конкурентоспособности, обеспечивший лучшие условия для развития и самореализации жителей Краснодарского края - гостеприимных, открытых, мотивированных людей, умеющих находить баланс консервативного и прогрессивного, ценящих здоровье, семью и дружеское общение, наслаждающихся долголетием.
Инновации и информация Территория умной экономики, ориентированной на реализацию потенциала молодых талантов и предпринимателей, обеспечивающих глобальное технологическое лидерство России.
Природные ресурсы и устойчивое развитие Регион, обладающий разнообразными (в т.ч. уникальными) природными системами, сберегаемыми для будущих поколений, и высоким уровнем экологической безопасности, эффективно использующий природные ресурсы на основе соблюдения принципов устойчивого развития для обеспечения высокого качества жизни жителей края и воспроизводства человеческого потенциала России.
Пространство и реальный капитал Лидер Южного полюса роста, территория, обладающая устойчивой системой расселения в парадигме «умных городов и сел», созданных для людей, сохраняющих и развивающих поликультурные традиции и природу Кубани и Азово-Черноморского побережья, рационально и эффективно используемое комфортное пространство жизнедеятельности населения и гостей региона с высоким качеством среды обитания.
Инвестиции и финансовый капитал Краснодарский край и его ключевые субъекты инвестиционно привлекательны на мировом уровне, создана эффективная инвестиционная среда, ориентированная на инновации в традиционных и новых секторах экономики, бюджет края сбалансирован и имеет низкую зависимость от федерального уровня.
Для разработки стратегий развития любого муниципалитета необходимо изучить сильные стороны, выявить ключевые компетенции и угрозы. То есть для изучения возможностей и угроз объекта стратегического управления может быть применен SWOT-анализ. В рамках разработки стратегии любого муниципального
образования предусматривается изучение генезиса муниципального образования, движущих сил и источников его организации и развития.
Также целесообразно в данном случае использовать методы сравнительно-исторического анализа в сочетании со структурно-функциональным анализом, а также изучением влияния окружающей среды [6]. Актуальность анализа заключается в том, что для формирования стратегии развития необходимо учитывать внешние и внутренние факторы и стандартных решений. В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать сильные и слабые стороны муниципальных образований, то есть внутренние параметры развития,
- выявить возможности и угрозы, предоставляемые внешней средой,
- исследовать типовые стратегии развития.
Для проведения исследования целесообразно использовать методы PEST и SWOT - анализа, методы экспертных оценок, метод парных сравнений, анкетирование, методы интервью и наблюдений.
SWOT - анализ является типичным, довольно простым и одновременно эффективным методом анализа. В рамках исследования проведен SWOT - анализ муниципальных образований, входящих в Краснодарский край.
Таблица 5 - SWOT - анализ муниципальных образований, входящих в Краснодарского края.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
1) Выгодное географическое положение большинства МО, входящих в ВЭЗ 1) Малый процент лесных ресурсов, недостаток энергоресурсов
2) Высокий уровень развития сельского хозяйства 2) Недостаточная конкурентоспособность продукции
3) Развитая система образования, здравоохранения и культуры, низкий уровень безработицы 3) Относительно низкий уровень заработной платы, нерешенные демографические проблемы
4) Устойчивое развитие торговли и жилищного строительства 4) Дефицит качественных складских помещений
5) Отсутствие крупных экологически грязных производств 5) Неразвитость инновационной инфраструктуры
6) Ключевые экономические комплексы края конкурентоспособны на российском рынке 6) Недостаток современных технологий
ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ УГРОЗЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
1) Высокий интерес инвесторов к территории Краснодарского края 1) Нерешенные структурно-функциональные проблемы в финансовой системе
2) Новые возможности социально-экономического развития территории в рамках Стратегии развития Краснодарского края до 2030г. 2)Техническое и технологическое отставание от конкурентов
3) Природно-рекреационные ресурсы края 3) Риск возникновения техногенных и экологических проблем
4) Трудовые ресурсы (миграционный приток из других регионов) 4) Отток квалифицированных кадров из АПК
5) Возможность вхождения в международные транспортные коридоры 5) Усиление конкуренции
6) Получение государственной поддержки для реализации крупных инфраструктурных проектов 6) Сырьевая модель развития
Из проведенного анализа следует, что сильные стороны муниципального образования определяются совокупностью способностей населения, его навыков, опыта, организационных ресурсов, конкурентных возможностей и т.д. Слабые стороны - это, прежде всего, отсутствие чего-то важного для функционирования и развития муниципального образования.
5. Заключение
Формирование стратегии развития муниципального образования включает в себя аналитический модуль, модуль разработки и принятия стратегических целей и стратегии, модуль формирования линейки адаптивных инструментов стратегирования развития. Инструменты стратегирования развития муниципального образования предопределяет успешность реализации стратегии.
В Краснодарском крае, как в регионе с высоким уровнем социально-экономического развития и достаточно высокой инвестиционной привлекательностью, главным приоритетом социально-экономического развития должно стать развитие инвестиционной деятельности, реализация стратегии реиндустриализации в купе со стратегией неоиндустриализации. В регионе необходимо развивать институты инновационного развития, системы венчурного финансирования проектов, системы поддержки ученых, молодых предпринимателей и
изобретателей. Край имеет все условия быть не только житницей России, но ее «долиной» инноваций -полигоном внедрения результатов интеллектуальной деятельности.
В Краснодарском крае должно быть создано конкурентоспособное производство как за счет собственных инноваций, так и за счет локализации иностранных компаний и передачи их технологий.
Приоритетной сферой была и остается социальная сфера в муниципальных образованиях. Она имеет потенциал для инновационного развития.
Источники:
1. Абрамов В.С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Ч.2: Функциональные стратегии / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов; под ред. В. С. Абрамова. - М.: Юрайт, 2017. -246 с. [Электронный ресурс] URL: https://biblio-online.ru/book/87A2240B-97C9-474C-A3AE-33E19DC70D58. (дата обращения: 23.05.2019).
2. Волкова Л.И., Ермоленко В.В. Неоиндустриализация - путь к развитию регионального сектора экономики знаний Краснодарского края // В сборнике: ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И СИСТЕМНО-КОГНИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 121 -127.
3. Ермоленко В.В. Желания новой экономики // В книге: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ НЕОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ РОССИИ сборник научных статей молодых исследователей. Краснодар, 2015. С. 3-5.
4. Ермоленко В.В., Ланская Д.В., Яковленко А.Е. "Живая" система государственного управления стратегированием развития региона: проблемы, свойства, критерии и механизмы деятельности // Вестник Академии знаний. 2018. № 4 (27). С. 112-120.
5. Ермоленко В.В., Ланская Д.В., Геращенко М.М. Методы диагностики внешней среды региона и корпорации в стратегическом управлении // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 129. С. 1194-1223.
6. Мясникова Т.А. Стратегирование социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России: теория, методология, методическое обеспечение: монография / Т. А. Мясникова; [науч. ред. Ю. И. Трещевский]. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2015. - 271 с.
7. Орлов А. А. Анализ и перспективы развития инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1387-1392 [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/116/31875/ (дата обращения: 09.06.2019).
8. О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (с изменениями на 5 мая 2019 года) // Консорциум Кодекс - Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550301926 (дата обращения: 2.06.2019)
9. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение - цели - изменения: учебно-практическое пособие / С. А. Попов. - М.: Юрайт, 2017. - 447с. [Электронный ресурс] URL: https://biblio-online.ru/book/A10622EA-FF40-4578-8360-001863335627. (дата обращения 23.05.2019)
10. Факторы стратегического развития / Под ред. проф. Ю.Н. Лапыгина. - Владимир: Владимирская книжная типография, 2009. - 165 с.
11. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 N 172-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 1.06.2019)
Sources:
1. Abramov V.S. Strategic management: a textbook and a workshop for undergraduate and graduate programs: Part 2: Functional strategies / V. S. Abramov, S. V. Abramov; under the editorship of V.S. Abramova. - M .: Yurayt, 2017 .-- 246 p. [Electronic resource] URL: https://biblio-online.ru/book/87A2240B-97C9-474C-A3AE-33E19DC70D58. (Date of treatment: 05/23/2019).
2. Volkova L.I., Ermolenko V.V. Neo-industrialization - the path to the development of the regional sector of the knowledge economy of the Krasnodar Territory // In the collection: KNOWLEDGE ECONOMY: STRATEGIC PROBLEMS AND SYSTEM-COGNITIVE SOLUTIONS materials of the VIII international scientific and practical conference. 2016.S. 121-127.
3. Ermolenko V.V. Desires of the new economy // In the book: ACTUAL PROBLEMS OF ECONOMICS AND KNOWLEDGE MANAGEMENT IN THE PROCESS OF NEO-INDUSTRIALIZATION OF RUSSIA A collection of scientific articles by young researchers. Krasnodar, 2015.S. 3-5.
4. Ermolenko V.V., Lanskaya D.V., Yakovlenko A.E. "Living" system of state management by regional development strategy: problems, properties, criteria and mechanisms of activity // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018.No 4 (27). S. 112-120.
5. Ermolenko V.V., Lanskaya D.V., Gerashchenko M.M. Methods for diagnosing the external environment of a region and a corporation in strategic management // Political Mathematical Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University. 2017. No. 129. S. 1194-1223.
6. Myasnikova T.A. Strategy for the socio-economic development of municipalities in the regions of Russia: theory, methodology, methodological support: monograph / T. A. Myasnikova; [scientific ed. Yu. I. Treschevsky]. -Voronezh: Publishing and printing center "Scientific Book", 2015. - 271 p.
7. Orlov A. A. Analysis and prospects for the development of investment attractiveness of the municipal formation of the city of Krasnodar // Young scientist. - 2016. - No. 12. - S. 1387-1392 [Electronic resource] URL: https://moluch.ru/archive/116/31875/ (accessed: 09.06.2019).
8. On the Strategy for the socio-economic development of the Krasnodar Territory until 2030 (as amended on May 5, 2019) // Consortium Code - Electronic Fund for Legal and Technical Documentation [Electronic resource] Access mode: http: //docs.cntd. com / document / 550301926 (accessed date: 2.06.2019)
9. Popov S.A. Actual strategic management. Vision - goals - changes: a training manual / S. A. Popov. - M.: Yurait, 2017 .-- 447s. [Electronic resource] URL: https://biblio-online.ru/book/A10622EA-FF40-4578-8360-001863335627. (accessed 05.23.2019)
10. Factors of strategic development / Ed. prof. Yu.N. Lapygina. - Vladimir: Vladimir Book Printing House, 2009. - 165 p.
11. Federal Law "On Strategic Planning in the Russian Federation" dated 06.06.2014 N 172-ФЗ [Electronic resource] Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (accessed: 1.06.2019)
Г.У. Магомедбеков - к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» Дагестанского государственнго университета,
G.U. Magomedbekov - associate professor of «Management», Dagestan State University;
М.А. Рабаданов - магистрант кафедры «Менеджмент» Дагестанского государственного университета,
M.A. Rabadanov - undergraduate of «Management», Dagestan State University.
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В БИЗНЕС-СТРУКТУРАХ ОРГАНИЗАЦИИ CONFLICT MANAGEMENT IN ORGANIZATION BUSINESS STRUCTURES
Аннотация. Управление конфликтными процессами в организации является одной из самых важных функций менеджера и занимают пятую часть его рабочего времени.
Для успешного управления проблемными ситуациями необходимо знание видов конфликтов, умение определить причины конфликтов, особенности их протекания и возможные последствия. В статье рассмотрены основные теоретические основы управления конфликтами в бизнес-структурах организации, выделены основные элементы конфликтов в современных организациях. Изучены современные методы управления, а также их взаимосвязь с классическими способами. Проработан понятийный аппарат, а также сделаны выводы по использованию методик управления конфликтами на современном этапе развития экономики. К современным подходам к управлению предприятием, позволяющим превентивно управлять конфликтами, авторами отнесены: организация инновационных процессов во всех сферах жизнедеятельности коллектива и предприятия, настрой на сплоченность коллектива, внедрение инновационного менеджмента, значительное расширение функций руководителей, внедрение самоуправления, создание обстановки коллегиальности и партнерства в коллективе, создание долгосрочной перспективы и использование информационных технологий.
Наиболее эффективным подходом к управлению конфликтами в бизнес-структурах организации, по мнению авторов, является комбинирование и модификация стилей и методов управления конфликтами.
Annotation. Managing conflict processes in an organization is one of the most important functions of a manager and occupy a fifth of his working time.
For successful management of problem situations, it is necessary to know the types of conflicts, the ability to determine the causes of conflicts, especially their course and possible consequences. The article discusses the basic theoretical foundations of conflict management in the business structures of the organization, identifies the main elements of conflict in modern organizations. Studied modern management methods, as well as their relationship with classical methods.
The conceptual apparatus has been worked out, and conclusions have been drawn on the use of conflict management techniques at the present stage of economic development. The authors relate to modern approaches to enterprise management allowing proactive conflict management: organization of innovative processes in all spheres of the life of the team and enterprise, a spirit of team cohesion, the introduction of innovative management, a significant expansion of the functions of managers, the introduction of self-government, the creation of an atmosphere of collegiality and partnership in the team , creating a long-term perspective and the use of information technology.
The most effective approach to conflict management in the organization's business structures, according to the authors, is the combination and modification of conflict management styles and methods.
Ключевые слова: конфликт, элемент конфликта, методы управления конфликтом.
Keywords: conflict, element of conflict, conflict management methods.
Основу любой организации составляет трудовой коллектив — группа людей, объединенная совместной деятельностью для достижения поставленных целей. Но каждый работник в процессе труда преследует