Научная статья на тему 'Стратегическое управление социальной сферой в муниципальном образовании'

Стратегическое управление социальной сферой в муниципальном образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1219
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ПРИНЦИП СОГЛАСОВАННОСТИ ПРОГРАММ / ПРИНЦИП СУБСИДИАРНОСТИ / ПРИНЦИП ПАРТИСИПАТИВНОСТИ / ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННОГО СОГЛАСИЯ / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / STRATEGIC PLANNING / SOCIAL PROBLEMS / SOCIAL POLICY / MUNICIPAL LEVEL / PRINCIPLE OF PROGRAM COORDINATION / PRINCIPLE OF SUBSIDIARITY / PRINCIPLE OF PARTICIPATION / PRINCIPLE OF PUBLIC CONSENT / PROGRAM OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Ирина Васильевна

В статье рассматривается сущность стратегического управления социальным развитием муниципального образования на основе принципов согласованности программ, субсидиарности, партисипативности и общественного согласия. Применение такого управленческого подхода позволит сократить потери и затраты на текущие расходы и снизить риск крупных потерь в будущем. Проведен анализ стратегического планирования социальной сферы в Тихорецком районе Краснодарского края

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC MANAGEMENT OF SOCIAL SPHERE IN A MUNICIPAL ENTITY

The article deals with a strategic management of social development of the municipal entity based on the principles of subsidiarity, program coordination, participation and public consent. Application of such a management approach allows cutting losses and costs of the current expenditures and reducing the risk of major losses in future. The author reviews the strategic planning of the social sphere in the Tikhoretsk district of the Krasnodar Krai.

Текст научной работы на тему «Стратегическое управление социальной сферой в муниципальном образовании»

УДК 338.2 Кузнецова Ирина Васильевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ), филиала в г. Кропоткине

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Kuznetsova Irina Vasilyevna

PhD in Economics, Assistant Professor, State and Municipal Administration Department, Kropotkin branch of the Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)

STRATEGIC MANAGEMENT OF SOCIAL SPHERE IN A MUNICIPAL ENTITY

Аннотация:

В статье рассматривается сущность стратегического управления социальным развитием муниципального образования на основе принципов согласованности программ, субсидиарности, пар-тисипативности и общественного согласия. Применение такого управленческого подхода позволит сократить потери и затраты на текущие расходы и снизить риск крупных потерь в будущем. Проведен анализ стратегического планирования социальной сферы в Тихорецком районе Краснодарского края

Ключевые слова:

стратегическое управление, социальные проблемы, социальная политика, муниципальный уровень, принцип согласованности программ, принцип субсидиарности, принцип партисипативно-сти, принцип общественного согласия, программа социально-экономического развития.

Summary:

The article deals with a strategic management of social development of the municipal entity based on the principles of subsidiarity, program coordination, participation and public consent. Application of such a management approach allows cutting losses and costs of the current expenditures and reducing the risk of major losses in future. The author reviews the strategic planning of the social sphere in the Tikhoretsk district of the Krasnodar Krai.

Keywords:

strategic planning, social problems, social policy, municipal level, principle of program coordination, principle of subsidiarity, principle of participation, principle of public consent, program of socio-economic develop-ment.

С ростом экономической и политической самостоятельности разграничением полномочий федерального, регионального и муниципального уровней власти в полицентрической системе управления Российской Федерации в ходе рыночных реформ усилилась дифференциация социально-экономического положения как регионов, так и отдельных муниципальных образований. Обострилось множество противоречий экономического и социального развития, что привело к серьезным социальным проблемам.

Наиболее острой проблемой страны россияне считают ситуацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). Важнейшей проблемой ее назвали 53 % респондентов, второе место заняла инфляция - 50 % (согласно опросам ВЦИОМ, сентябрь 2013 г.). В пятерку главных проблем страны вошли также: низкий уровень жизни населения (46 %), коррупция и бюрократизм (44 %). Говоря о требующих скорейшего решения вопросах, россияне вспоминали про алкоголизм (34 %), удручающую ситуацию в сфере здравоохранения (34 %), низкие пенсии (32 %), положение молодежи (31 %), состояние морали и нравственности (30 %) и безработицу (28 %) [1].

Деятельность администраций муниципальных образований должна быть направлена на удовлетворение социальных потребностей населения в образовании, культуре, здравоохранении, физкультуре и спорте, ЖКХ и другом. Низкая эффективность решения приоритетных вопросов местного значения и соответствующий организационно-управленческий потенциал, противоречия между целями, поставленными в муниципальных программах и реальными потребностями местного сообщества, могут вызвать рост неудовлетворенности населения.

Деятельность по решению социальных проблем не носит разовый характер, необходимо комплексно и системно решать такие задачи, используя стратегическое управление. Для решения социальных проблем необходим подход, основанный на привлечении научных специалистов для обеспечения системного, взаимосвязанного осуществления целого комплекса организационных, технических, экономических и социальных мероприятий.

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления [2]. Были сделаны многочисленные модификации, чтобы классический

процесс стратегического планирования отвечал особенностям государственного и муниципального управления [3]. Хотя адаптация принципов стратегического планирования, разработанных для сферы производства, в социальной сфере общественного устройства является достаточно сложным процессом, это необходимо в современных быстро меняющихся условиях.

План и утверждаемые им ценности, принципы и цели служат основой для руководства, мотивации совместной деятельности, а также основанием для осуществления контроля, обратной связи в управлении [4].

Стратегические планы в области социального развития должны быть разработаны так, чтобы они оставались целостными в течение длительного времени, а также сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой [5].

Социальная политика - это часть политики государства, которая направлена на нивелирование негативных последствий социального неравенства, социально-экономических проблем в обществе.

В настоящее время комплексное долгосрочное планирование осуществляется на трех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном.

Социальная политика на муниципальном уровне - представляет собой систему целей и механизмов их реализации, которая направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования: здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, культуры и т.п. Социальная политика на муниципальном уровне строится на основе государства и субъектов РФ. Муниципальная социальная политика реализует как полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Стратегическое планирование социального развития как процесс предполагает последовательность взаимно согласованных процедур: определение миссии, целевых приоритетов и целей; анализ сравнительных преимуществ и недостатков современного потенциала и уровня развития социальной системы местного сообщества; определение перспективного потенциала, объема и структуры потребностей в плановом периоде; подготовка и экспертное ранжирование проектов и программ для реализации стратегического плана.

Социальная политика на муниципальном уровне реализуется через стратегическое планирование, социальное партнерство и управление, используя систему социальных мероприятий, проектов и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

Муниципальный уровень социальной политики, как наиболее приближенный к населению, позволяет конкретизировать методы и инструменты достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики. Задачей органов местного самоуправления является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, приближенных к особенностям конкретных территорий и обеспечивающих повышение качества жизни населения.

Рассмотрим процесс стратегического планирования социальной сферы на примере муниципального образования Тихорецкого района. В 2010 г. была разработана Стратегия инвестиционного развития муниципального образования Тихорецкий район на период до 2020 г. Документ достаточно качественный, но социальная сфера упоминается в нем вскользь.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 10 июля 2001 г. № 384-КЗ «О прогнозировании, индикативном планировании, стратегиях и программах социально-экономического развития Краснодарского края», постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 августа 2011 г. № 924 «О разработке стратегии социально-экономического развития Краснодарского края на долгосрочный период» и в целях совершенствования процесса организации разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования Тихорецкого района на долгосрочный период был утвержден Порядок разработки и согласования стратегии социально-экономического развития данного муниципального образования на долгосрочный период.

Основные направления стратегии социально-экономического развития муниципального образования Тихорецкого района до 2020 г. [6] представлены на сайте администрации, но в документе в основном указаны общие фразы, перечень стандартных направлений развития и инвестиционные проекты со сроками реализации на 2012-2013 гг. Документ на первый взгляд «некачественный». Можно предположить две причины: либо «Стратегии» как таковой нет (возможно находится в разработке), либо она не выложена на сайте (что мало вероятно, так как нет и нормативно-правового акта, утверждающего Стратегический план).

Решение социальных проблем в муниципальном образовании осуществляется на основе муниципальных программ, таких как: Долгосрочная муниципальная целевая программа «Социальная

поддержка населения Тихорецкого городского поселения Тихорецкого района на 2012-2013 гг.»; Долгосрочная муниципальная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 гг.: «Обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства, в том числе земельных участков, предполагаемых для предоставления семьям, имеющим 3 и более детей»; Долгосрочная муниципальная целевая программа «Культура муниципального образования Тихорецкий район» на 2012-2014 гг. и другое. Значимость данных программ для развития безусловно важна, однако слово «долгосрочная» не уместно, так как долгосрочное планирование предполагает срок как минимум 10 лет.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., Законом Краснодарского края от 29 апреля 2008 г. № 1465-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г.», Стратегией социально-экономического развития муниципального образования Тихорецкий район до 2020 г., иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования Тихорецкого района разработана Программа социально-экономического развития Тихорецкого района на период 2013-2017 гг. (далее -Программа).

Основанием для составления Программы послужил анализ динамики показателей развития (SWOT-анализ не проведен) и, безусловно, она играет важное значение для повышения качества жизни населения и развития местного сообщества, для оценки эффективности реализации программы используются принципы бюджетирования, ориентированного на результат. Продолжительность программы составляет 4 года.

Важно понимать, что стратегическое планирование (срок 10-12 лет) связано с поиском и использованием ресурсов для развития социальной сферы. Это не обязательно означает большой рост затрат местными органами власти или крупные государственные субсидии, напротив чаще это приводит к сокращению потерь и затрат на текущие расходы и к снижению риска крупных потерь в будущем.

Эффективность стратегии определяется качеством анализа внутренних и внешних факторов развития муниципального образования. SWOT-анализ - это инструмент, позволяющий на основе экспертных оценок сильных и слабых сторон, возможностей и угроз выработать конкретные решения по устранению проблем местного сообщества, определить точки роста («точку развития», «сенсорную точку») и наметить стратегически значимые действия органов местного самоуправления.

Стратегическое планирование представляет собой сложный процесс, требующий высокого профессионализма, всесторонней подготовки к осмысленным действиям. Необходимо обучение персонала местных органов управления с целью освоения навыков и умений творчески воспринимать и анализировать информацию, владения логикой выработки и совместного принятия решений, умения сотрудничать с населением и предпринимателями, с представителями различных местных и внешних организаций и т.п.

В заключении можно сказать, что на практике инициатором разработки стратегического плана муниципального образования, как правило, выступает местная администрация. Важно понимать, что стратегическое планирование социальной системы должно осуществляться на основе принципов согласованности программ, субсидиарности, партисипативности и общественного согласия, в соответствии с которым власти, стейкхолдеры и общество принимали бы на себя определенные обязательства по совместному продвижению стратегических проектов и программ социально-экономического развития, направленных на положительные преобразования на данной территории.

Ссылки:

1. ВЦИОМ: Главные проблемы России - ЖКХ и инфляция // РБК Краснодарский край. URL: http://top.rbc.ru/econom-^/18/09/2013/877624^1^ (дата обращения: 21.02.2014).

2. Кузнецова И.В., Королюк Е.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. Краснодар, 2012.

3. Игнатовский П. Экономика и человечность // Экономист. 2009. № 2.

4. Бобков В. К формированию социальной доктрины России // Там же. 2008. № 7.

5. Корецкая С. Экономический механизм согласования экономики и социальной политики // Новая экономика. 2007.

№ 1-2.

6. Основные направления стратегии социально-экономического развития муниципального образования Тихорецкий район до 2020 г. // Официальный сайт администрации муниципального образования, Тихорецкий район. URL: http://admin-tih.ru/ (дата обращения: 21.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.