Научная статья на тему 'Некоторые аспекты стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований'

Некоторые аспекты стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
907
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПЛАН / ПРОГРАММА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вильчинская Ольга Витальевна

В статье рассматриваются вопросы реализации стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований. Автором описан механизм реализации стратегического планирования в муниципальных образованиях Краснодарского края, обозначены проблемы формирования плана стратегического развития на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вильчинская Ольга Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований»

ре ответственности государства останутся лишь сбор, хранение и предоставление геологической информации, научные и региональные геологические исследования, гидрогеология и инженерная геология, геологические опасности, то есть все то, что находится в ведении геологических служб США, Канады, Австралии и других развитых стран. Во-вторых, геологоразведочный процесс в России будет жить естественной жизнью, то есть расширяться в периоды высоких цен на сырье и, соответственно, сокращаться, в то время, когда цены находятся на низком уровне. При этом государство сможет плавно, но уверенно регулировать процесс недропользования, изменяя при этом размер налоговых льгот, стоимость предоставления прав пользования недрами и другие параметры.

Библиографический список

1. Ставский А.П. Альтернативная концепция развития геологоразведочных работ в России / А.П. Ставский, В.Н. Войтенко. - М., март 2007. - 45 с.

2. Геологоразведка углеводородов в России - проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. -URL http://www.promvest.info

О.В. Вильчинская

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы реализации стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований. Автором описан механизм реализации стратегического планирования в муниципальных образованиях Краснодарского края, обозначены проблемы формирования плана стратегического развития на муниципальном уровне.

Ключевые слова: стратегия, план, программа, социально-экономическое развитие, муниципальное образование

В настоящее время все регионы России формируют региональные (территориальные) стратегии развития в соответствии с общенациональной стратегией развития. Стратегическое планирование - признанный в мировой практике элемент в системе городского управления и регулирования, оно позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей. В условиях рыночной экономики и децентрализации региональных и местных властей открываются уникальные возможности проведения самостоятельной экономической политики, направленной на поддержание местной экономики и привлечение новых инвестиций, с учетом потребности местных жителей.

Территориальное стратегическое планирование - это самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной конкурентной среде [1]. В настоящее время на муниципальном уровне стратегическое планирование реализуется в различных формах. В горо-

© Вильчинская О.В., 2014

дах основной формой реализации стратегического планирования стали стратегия или стратегический план долгосрочного социально-экономического развития, в муниципальных районах субъектов Федерации такие документы, как правило, отсутствуют. При этом как в городах, так и в муниципальных районах органы местного самоуправления разрабатывают программы социально-экономического развития на среднесрочный период и уже на их основе осуществляются процессы разработки и реализации муниципальных целевых программ, инвестиционное и бюджетное планирование, маркетинг территории [2].

Стратегический план разрабатывается и реализуется публично на основе частно-общественного партнерства. Стратегический план - это свод решений и действий, имеющих значимость для муниципального образования, необходимых для развития экономики и улучшения качества жизни населения. В стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза, но среднесрочным по характеру включенных в него мер.

В каждом муниципальном образовании, разрабатывающем или уже реализующем свою стратегию, существуют свои специфические причины, послужившие катализатором стратегической работы. Соответственно, в каждом муниципальном образовании проявляются особенности как в части организации работы, так и в части содержательной стороны разрабатываемых планов, даже с учетом того, что для большинства территорий присущи схожие проблемы. Несмотря на индивидуальность и уникальность формируемых программ и мероприятий в основном рабочие группы всех муниципальных образований придерживаются стандартной схемы работы.

В процессе стратегического планирования выполняются следующие содержательные этапы: анализ, целеполагание, планирование, реализация стратегии, мониторинг реализации, причем реализация и мониторинг проводятся параллельно. Анализ становится основой для последующего выбора небольшого числа приоритетных направлений и проектов, поэтому он очень важен. Вторым этапом разработки стратегического плана является этап целеполагания. Выбор цели стратегического плана города должен основываться на результатах анализа. Таким образом, и появляется главная цель или перспектива. Главная цель должна быть достигнута посредствам выполнения второстепенных (промежуточных) целей. Следующим этапом стратегического планирования является разработка стратегического плана - формирование стратегических направлений и выбор приоритетов. Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при минимальных затратах. Заключающим этапом планирования считается мониторинг стратегического плана. Мониторинг выполняется в процессе реализации стратегии. Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности стратегического плана.

В процессе разработки общей стратегии развития муниципальных образований должна решаться задача согласования и объединения названных этапов планирования. От соблюдения всех основных правил и последовательности действий зависит результативность стратегии развития. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования - выраженное документально представление о желаемом будущем состоянии уровня развития муниципального образования и о системе мер и ресурсов, используемых муниципальными органами власти для приближения этого будущего [3].

В Краснодарском крае 16 апреля 2008 г. принят Закон «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года». Главная его цель - реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Российской Фе-

дерации на Юге России и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения края на основе создания потенциала опережающего развития. Для реализации стратегической цели развития Краснодарского края определены следующие стратегические направления: повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры; обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста края; создание потенциала опережающего развития края для выполнения функции опорного региона в реализации целей Правительства РФ на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества. В стратегии говорится о важности реализации Краснодарским краем интересов России в зоне Азово-Черноморского и Средиземноморского экономического сотрудничества.

В 2001 году принят Закон Краснодарского края № 384 (от 29 июня 2001 г.) «О прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Краснодарского края». Данный Закон определяет правовые и организационные основы формирования стратегий развития на территории Краснодарского края и его муниципальных образований. Основными инструментами, предусмотренными этим законом, являются [4]:

- прогнозы социально-экономического развития (система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития края на перспективу, основанных на законах рыночного хозяйствования и анализе сложившихся тенденций, факторов и условий функционирования экономики края);

- концепции социально-экономического развития (система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики на долгосрочный период, о важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей);

- целевые программы (комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение приоритетных стратегических задач социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического развития края, а также развития внешнеэкономической деятельности);

- годовые индикативные планы социально-экономического развития (система показателей социально-экономического, научно-технического, инвестиционного, экологического развития, а также развития внешнеэкономической деятельности на предстоящий год, обеспечивающих реализацию целей и приоритетов социально-экономического развития, а также механизмы реализации указанных целей и приоритетов).

Прогнозы и годовые индикативные планы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа научно-технического и ресурсного потенциала, развития отраслей экономики, сложившейся социально-экономической ситуации и экономического положения края, целей и задач государственной политики в экономической и социальной сферах. Разработка ведется на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации по установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти формам и показателям с учетом его методических указаний и рекомендаций.

Прогнозы и годовые индикативные планы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Краснодарскому краю и по его муниципальным образованиям. Годовые индикативные планы социально-экономического развития муниципальных образований являются основой для разработки местных бюджетов. В целях разработки объективных го-

довых индикативных планов социально-экономического развития муниципальных образований и недопустимости ухудшения условий жизни населения Краснодарского края органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендуется осуществлять:

- ежеквартально с нарастающим итогом анализ социально-экономической ситуации на территории муниципального образования;

- согласование с организациями независимо от форм собственности, расположенными на подведомственной территории, муниципальных заказов на производство продукции (работ, услуг), необходимых для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;

- рассмотрение и согласование предложений по размещению новых или расширению и реконструкции действующих промышленных объектов;

- взаимодействие с организациями независимо от форм собственности и получение от них предложений и материалов для разработки прогнозов социально-экономического развития;

- поиск (формирование) дополнительных источников доходов местных бюджетов.

Годовые индикативные планы социально-экономического развития муниципальных

образований Краснодарского края на предстоящий год утверждаются представительными органами местного самоуправления муниципальных образований. Прогнозы и годовые индикативные планы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Они включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления товаров и услуг, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Долгосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется при разработке годового индикативного плана. Основные параметры долгосрочного и среднесрочного прогнозов социально-экономического развития Краснодарского края подлежат опубликованию.

На основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития края администрация Краснодарского края организует разработку концепции социально-экономического развития края на десятилетний период. А эта концепция в свою очередь служит основой разработки целевых программ. Каждая целевая программа должна содержать паспорт программы, включающий краткие сведения о программе и ее основные параметры: наименование, основание для разработки, сведения о заказчике программы, разработчике программы, координаторе программы, государственных заказчиках и (или) исполнителях программы, цели и задачи, срок реализации программы, объемы и источники финансирования, контроль за выполнением программы. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление краевой целевой программы на подпрограммы осуществляется в зависимости от масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

В ходе проведенного анализа развития механизма стратегического планирования в муниципальных образованиях Краснодарского края выявлен ряд проблем. Как правило, стратегическое планирование социально-экономического развития в муниципальных образованиях представлено Стратегией социально-экономического развития муниципального образования до 2020 года и краткосрочными (годовыми) программами социально-экономического развития. Годовая программа социально-экономического развития формируется на основе бюджетных заявок, предоставляемых по каждому направлению социально-экономического развития муниципального образования исполнителями программы, ответственными за реализацию ее основных направлений. При планировании основными направлениями расходования имеющихся ресурсов является реализация муниципальных целевых программ. Программа социально-экономического развития рассматривается на заседании Коллегии администрации города или района и утверждается городской думой муниципального образования одновременно с бюджетом муниципального образования на очередной финансовый год. Отчет об исполнении программы разрабатывается и предоставляется в представительный орган в порядке, установленном положением «О комплексной программе социально-экономического развития...». Большая часть ключевых норм, определяющих деятельность органов местного самоуправления по вопросам стратегического планирования, рассредоточена в отдельных решениях и постановлениях. Это приводит к их рассогласованию и создает значительные сложности для пользователя в поиске нужных нормативно-правовых актов.

Специфика российской экономики - еще одна объективная проблема развития принципов стратегического планирования в муниципальном образовании. Современной экономике страны присущи быстрые и неравномерные изменения, и это является одним из основных факторов, затрудняющих муниципальное планирование и прогнозирование. Анализ факторов внешней и внутренней среды проводится не в полной мере. Недостаточное количество специалистов, уровень их профессиональной подготовки затрудняет осуществление стратегического планирования согласно существующим методикам.

Стратегические планы и программы в своей постановке опираются на имеющиеся ресурсы в конкретный момент времени. Разработанные стратегии опираются на положительные тенденции развития, но не учитывают другие возможные сценарии, в том числе негативные. Подобный подход снижает гибкость стратегического планирования.

Основной базой для стратегического плана в муниципальных образованиях является бюджет, соответственно планируемые мероприятия заведомо ограничены, планирование на длительную перспективу осложнено. Одной из основных проблем стратегического планирования в муниципальных образованиях является недостаточная конкретизация основной цели. Цели как среднесрочных, так и ежегодных планов носят обобщающий характер.

В процессе разработки стратегического плана ограничено участие общественности, градообразующих предприятий и других заинтересованных сторон. В составлении стратегии участвует узкая группа людей, которым свойственно так называемое групповое мышление. Таким образом, стратегия является результатом группового мышления и групповых решений, что представляет собой еще одно ограничение в стратегических разработках.

Слабая общественная поддержка стратегического планирования - следующая проблема долгосрочного планирования. Жители города не имеют полноценного доступа к подобным документам. Чаще всего населению в широком доступе представляются отчеты о проделанной работе. Как правило, население расценивает подобные действия администрации как предвыборную агитацию и пропаганду той или иной политической силы или канди-

дата. В случае если освещение стратегических решений будет носить регулярный характер, стратегический план будет являться доступным, действенным и социально значимым документом, у населения города выработается понимание того, что стратегическое планирование - это необходимая составляющая часть развития города, а не средство агитации или пиара.

Сам процесс формирования и реализации стратегии достаточно сложный, поэтому необходим инструментарий, позволяющий наилучшим образом довести информацию о социально-экономическом положении и самой стратегии развития муниципального образования до населения, муниципальных служащих и местного бизнес-сообщества и оценить эффективность результатов деятельности по всем уровням управления.

Библиографический список

1. Жихаревич Б. С. Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России / Б.С. Жихаревич, Э. Лимонов [и др.]. - СПб.: ГП МЦСЭИ «Леон-тьевский центр», 2003. - С. 10.

2. Герасимова В.В. Методические подходы к разработке и оценке качества муниципальной программы социально-экономического развития / В.В. Герасимова, Т.Б. Иванова // Муниципальная власть. - 2013. - № 3. - С. 48-51.

3. Закиров И. Д. Формирование стратегии развития и оценка эффективности деятельности муниципальных образований / И. Д. Закиров, И. А. Тажитдинов, В.В. Казаков // Вестник Томского университета. - 2009. - № 323 - С. 254-258.

4. Вильчинская О.В. Муниципальные образования Азово-Черноморского побережья Краснодарского края: современное состояние, проблемы и перспективы устойчивого развития / О.В. Вильчинская, Е.А. Камбарова // Муниципальная власть. - 2010. - № 6. - С. 79-89.

Д.А. Гавриленко

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: в статье приводится генезис понятия корпорации, его значение и применение в различных отраслях науки. Автор проводит сравнительный анализ института корпорации и региональных интеграционных объединений, проводит анализ природы и институтов Европейского союза как корпорации.

Ключевые слова: региональная интеграция, региональные интеграционные объединения, корпоративное управление.

Термин «корпорация» произошел от латинского сотротайо, что значит «объединение, союз, общество» [2]. Согласно словарю иностранных слов термин «корпорация» означает общество, соединенное какой-либо общей целью, имеющее свой устав и особые предоставленные ему права [8]. Современный экономический словарь дает термину корпорация следующее определение: корпорация - совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права [7].

© Гавриленко Д.А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.