Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
972
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Захарова Ирина Юрьевна, Лилякова Дарья Сергеевна

Транспортный комплекс Краснодарского края является важнейшим сектором экономики края. Объекты транспортной инфраструктуры, расположенные на территории Краснодарского края (в частности, морские портовые комплексы, разветвленная сеть железнодорожных путей и автомобильных дорог, железнодорожные станции, вокзалы, аэропорты, а также магистральные газопроводы), имеют стратегическое значение не только для развития региона, но и для страны в целом. В статье анализируется состояние транспортной инфраструктуры Краснодарского края, выявляются недостатки развития, связанные с устаревшим парком (морских, воздушных судов, железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта), с наличием «узких» мест в автомобильном и железнодорожном сообщении. Предлагаются долгосрочные мероприятия по модернизации транспортного комплекса Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED DEVELOPMENT OF KRASNODAR KRAI TRANSPORT INDUSTRY

The transport complex of Krasnodar Krai is the most important sector of this area economy. The facilities of the transport infrastructure located in the territory of Krasnodar Krai (in particular, the seaport complexes, the extensive network of railway tracks and highways, railway stations, airports, and also trunk gas pipelines) have a strategic importance not only for development of the region, but also for the country in general. The article analyzes the condition of the transport infrastructure of Krasnodar Krai, discloses its development shortcomings related with the outdated fleet of ships, aircrafts, railway rolling stock and motor transport, the existence of bottleneck problems in automobile and railway communication. Long-term actions aimed at modernization of the transport complex of Krasnodar Krai are offered.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

УДК 332.1

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

INTEGRATED DEVELOPMENT OF KRASNODAR KRAI TRANSPORT INDUSTRY

И. Ю. Захарова, Д. С. Лилякова

I. Yu. Zakharova, D. S. Lilyakova

Ключевые слова: транспортный комплекс; проблемы транспортной отрасли; перспективы развития транспорта Key words: transport complex; problems of transport industry; prospects of transport development

Транспортный комплекс Краснодарского края является важнейшим сектором экономики края. Объекты транспортной инфраструктуры, расположенные на территории Краснодарского края (в частности, морские портовые комплексы, разветвленная сеть железнодорожных путей и автомобильных дорог, железнодорожные станции, вокзалы, аэропорты, а также магистральные газопроводы), имеют стратегическое значение не только для развития региона, но и для страны в целом. В статье анализируется состояние транспортной инфраструктуры Краснодарского края, выявляются недостатки развития, связанные с устаревшим парком (морских, воздушных судов, железнодорожного подвижного состава и автомобильного транспорта), с наличием «узких» мест в автомобильном и железнодорожном сообщении. Предлагаются долгосрочные мероприятия по модернизации транспортного комплекса Краснодарского края.

The transport complex of Krasnodar Krai is the most important sector of this area economy. The facilities of the transport infrastructure located in the territory of Krasnodar Krai (in particular, the seaport complexes, the extensive network of railway tracks and highways, railway stations, airports, and also trunk gas pipelines) have a strategic importance not only for development of the region, but also for the country in general. The article analyzes the condition of the transport infrastructure of Krasnodar Krai, discloses its development shortcomings related with the outdated fleet of ships, aircrafts, railway rolling stock and motor transport, the existence of bottleneck problems in automobile and railway communication. Long-term actions aimed at modernization of the transport complex of Krasnodar Krai are offered.

Геополитическое расположение Краснодарского края обусловливает большую долю транспортного комплекса для экономики края в целом. Деятельность предприятий комплекса напрямую зависит от общего объема экспортно-импортных операций и развития отраслей экономики края (аграрного, промышленного, рекреационного комплексов) и отражает в своем развитии процессы, происходящие в экономике края, России в целом.

Доля транспорта в общем объеме производства хозяйственного комплекса Краснодарского края — 8,5 %. Транспортный комплекс формирует 11 % доходной части консолидированного бюджета края [1].

Проблемы развития отдельных видов транспорта.

• В железнодорожном транспорте. На сегодняшний день железнодорожный транспорт не имеет разумной альтернативы при перевозках массовых грузов на дальние и средние расстояния.

• В дорожном хозяйстве:

- все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к городам и транспортным узлам края;

- низкий технический уровень дорог обусловливает увеличение себестоимости перевозок в 1,5 раза, а расхода горючего — на 30 % по отношению к аналогичным показателям развитых зарубежных стран;

- не обеспечена связь по автомобильным дорогам с твердым покрытием с некоторыми населенными пунктами.

• Воздушный транспорт является преимущественно пассажирским.

• Морской транспорт. Преобладают заграничные перевозки грузов. В структуре перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руда, строительные материалы, лесные и хлебные грузы.

На территории Краснодарского края развиты морской, внутренний водный, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный виды транспорта.

Морской транспорт. На территории Краснодарского края находятся восемь морских портов. Более 35 % внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через порты Российской Федерации, перерабатываются стивидорными компаниями портов Краснодарского края.

Крупнейшие в России морские порты Новороссийск и Туапсе обеспечивают перевалку более 130 млн т внешнеторговых и транзитных грузов России, обслуживая треть российского нефтеэкспорта. Мелководные порты Кавказ, Темрюк и Ейск обрабатывают суда грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. Порты Сочи, Анапа, Геленджик расположены в санаторно-курортной зоне и в основном обеспечивают обслуживание пассажирских перевозок.

Порт Новороссийск самый крупный по объему грузопереработки не только в Южном бассейне, но и во всей Российской Федерации. Грузооборот Новороссийского порта в 2014 году составил 113 млн тонн грузов, в том числе наливных — 87,5 млн тонн [1]. Это единственный универсальный глубоководный порт России в Азово-Черноморском бассейне.

Помимо развитой причальной инфраструктуры Новороссийский порт связан разветвленной сетью железных дорог и автомагистралей с важнейшими промышленными центрами в России, Закавказье и Средней Азии.

Порт Туапсе — второй по величине порт в России на Черном море. Порт расположен в стратегически выгодном районе побережья Северного Кавказа, в небольшой бухте к юго-востоку от мыса Кадош. Основные виды перерабатываемых грузов: нефть и нефтепродукты, каменный уголь, металл, сахар-сырец.

Порт Сочи специализируется на обслуживании и перевозках пассажиров и переработке небольших партий грузов. К порту Сочи относятся причалы в 13 портопунктах: Имеретинская бухта, Южные культуры, Адлер, Кургородок, Кудепста, Мацеста, Курпарк, Новые Сочи, Мамайка, Дагомыс, Лоо, Аше.

Порт Анапа располагает одним грузовым причалом длиной 113 метров, способным обеспечить безопасную стоянку судов грузоподъемностью до 3,5 тыс. тонн, длиной 120 метров и осадкой до 4 м. Подъездные железнодорожные пути в порту отсутствуют, грузы перевозятся автомобильным транспортом [2].

Порт Геленджик расположен на побережье Геленджикской бухты и имеет в своем составе 120 м причального фронта; склады временного хранения общей площадью 28,3 тыс. м2; стоянку для отстоя грузового (до 200 автомобилей) и легкового (до 400 автомобилей) транспорта; площадки-накопители для формирования судовых партий [2].

Порт Темрюк расположен на Таманском побережье Азовского моря. С 1999 года порт открыт для захода иностранных судов и включен в перечень морских портов России. В порту имеется 1 332 погонных метра оборудованных причалов. Основная номенклатура перерабатываемых грузов: металлопрокат, металлолом, круглый лес, пакетированные пиломатериалы, минеральные удобрения в мешках и биг-бегах, негабаритные грузы.

Порт Кавказ был построен в 1953 году для обеспечения работы железнодорожной и автомобильной пассажирской паромной переправы Крым — Кубань и расположен на косе Чушка в Керченском проливе. Основная номенклатура перерабатываемых грузов: нефть, нефтепродукты, легковые автомобили, зерновые грузы и минеральные удобрения.

В настоящее время ведется реконструкция действующих и строительство новых портовых перегрузочных комплексов в портах Новороссийск, Туапсе, Темрюк. Строится новый морской порт Тамань.

Внутренний водный транспорт. Общая протяженность внутренних водных путей Кубанского бассейна составляет 477,5 км. Используемая протяженность для судоходства составляет 205 км (43 %). В настоящее время для нужд судоходства используется порядка 90 км водных путей Кубанского бассейна. Сквозного судоходства по р. Кубань от Краснодарского водохранилища до устья не существует.

Основу грузопотоков составляют нерудные строительные материалы (НСМ) — песок и песча-но-гравийная смесь (ПГС), добываемые собственными силами ОАО «Кубанское речное пароходство» из месторождений на Краснодарском водохранилище и р. Кубань.

Для складирования добытого песка оборудованы четыре склада готовой продукции: два емкостью 130-200 тыс. м3, один — 100 тыс. м3, один — 45 тыс. м3 [2].

В связи с отсутствием инфраструктуры для перевозок пассажиров, для обеспечения намечаемых объемов перевозок необходимо строительство дополнительных причалов с павильонами и вокзалов. Объекты инфраструктуры внутренних водных путей по-прежнему остаются в зоне ограниченно работоспособного состояния.

Железнодорожный транспорт. Длина главных путей отделения дороги составляет 2 768,7 км и объединяет в себе 11 дистанций пути: Тихорецкую, Кавказскую, Армавирскую, Белореченскую, Туапсинскую, Сочинскую, Краснодарскую, Новороссийскую, Тимашевскую, Староминскую, Горячий-Ключ и две дистанции лесонасаждения: Тихорецкую и Туапсинскую. Длина приемо-отправочных и станционных путей составляет 1 578,8 км, подъездных путей — 237,5 км (33 % от общей протяженности железных дорог по ЮФО и 2,5 % от общей протяженности по России).

Непосредственно в Краснодарском крае открыты: железнодорожное паромное сообщение между Краснодарским краем (порт Кавказ) и Республикой Крым через Керченский пролив, прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Сухуми, новые маршруты курсирования скоростных электропоездов повышенной комфортности на участках Краснодар — Минеральные Воды, Минеральные Воды — Белореченская, Туапсе — Адлер.

К особенностям железнодорожной системы Краснодарского края можно в первую очередь отнести:

• круглогодичные растущие объемы перевалки в портах экспортно-импортных грузов по широкой номенклатуре грузов, с тяготением производителей от Европейской части России до Западной Сибири и Средней Азии;

• сезонность пассажиропотока, массовые перевозки в летние месяцы, пик которых приходится на конец августа. Основные пассажирские маршруты направлены на курорты Азово-Черноморского побережья из Европейской части России, Урала, Западной и Восточной Сибири и стран СНГ.

В связи с этим, характерной проблемой, возникающей в процессе железнодорожных перевозок грузов и доставки пассажиров, является сгущенность поездопотоков на основных направлениях к портам и курортной зоне. Значительная нагрузка в летние месяцы, в особенности в конце августа, приходится на станции Краснодар, Новороссийск, Адлер, Анапа и Туапсе.

Воздушный транспорт. Аэродромная сеть и аэропортовая инфраструктура Краснодарского края представлена аэропортами Краснодар, Сочи, Анапа, Геленджик. Аэропорты Краснодар, Сочи и Анапа относятся к аэропортам федерального значения, являются международными аэропортами и в настоящее время выполняют основной объем пассажирских и грузовых авиаперевозок в крае (99 % общего объема перевозок).

На долю аэропортов Краснодарского края приходится 5 % всех пассажирских авиаперевозок в России, 4,5 % всех отправлений осуществляется из аэропортов г. Сочи и г. Краснодара.

Аэропорт Краснодар (Пашковский) входит в перечень аэропортов национальной опорной аэродромной сети. Пропускная способность аэровокзального комплекса аэропорта Краснодар (Пашков-ский) составляет 700 пассажиров/час, грузового терминала — 1000 кг/час из них:

• на внутренних воздушных линиях — 500 пассажиров/час, грузов — 600 кг/час;

• на международных воздушных линиях — 200 пассажиров/час, грузов — 400 кг/час [3].

В аэропорт Краснодар (Пашковский) выполняют регулярные и чартерные рейсы более 30 российских и зарубежных авиакомпаний.

В агропромышленном комплексе края активно используется авиация для проведения работ, связанных с обработкой полей, лесов удобрениями и химическими смесями. Ежегодно общая площадь обработки полей летательными аппаратами составляет от 1,5 до 2,5 млн га, что соответствует 25-38 % от всей площади полей по подкормке удобрениями озимых колосовых, по борьбе с болезнями растений, вредителями культур.

Автомобильный транспорт. По территории Краснодарского края проходят ответвления автодорожных маршрутов двух международных транспортных коридоров:

1) «Север - Юг» (N8):

- ответвление N8X2 (Кашира — Воронеж — Каменск-Шахтинский — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск/Сочи) проходит по автомобильным дорогам общего пользования феде-

рального значения М-4 «Дон», А-146 Краснодар — Верхнебаканский, А-290 Новороссийск — Керченский пролив (граница с Украиной), А-147 Джубга — Сочи (граница с Республикой Абхазия);

- ответвление К8Л8 (Ростов-на-Дону (от Павловской) — Минеральные Воды — Нальчик — Владикавказ — Верхний Ларс (граница с Грузией) проходит по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения М-4 «Дон», Р-217 «Кавказ».

2) «Транссиб» (Т8):

- ответвление Т8Л4 (Саратов — Волгоград — Каменск-Шахтинский — Ростов-на-Дону — Новороссийск) проходит по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения М-4 «Дон», А-146 Краснодар — Верхнебаканский, А-290 Новороссийск — Керченский пролив (граница с Республикой Крым).

Краснодарский край занимает одно из лидирующих мест в Российской Федерации по количеству, плотности и качеству автомобильных дорог, общая протяженность которых по территории региона составляет около 40 тысяч километров. Плотность сети автомобильных дорог в Краснодарском крае в настоящее время составляет 130 м на 1 км2 территории региона (в целом по России данный показатель составляет 70 метров на 1 км2) [4].

Для Краснодарского края, как и для Южного федерального округа в целом, характерна концентрация сети дорог в районе административных центров и крупных городов (Краснодар, Новороссийск, Кропоткин, Тихорецк и другие), а также вдоль железнодорожных линий и в рекреационных зонах (Анапа, Геленджик, Сочи).

Самым низким транспортным освоением характеризуются юго-восточные горные и предгорные районы, наименее развитые в экономическом отношении.

Наиболее загруженными направлениями на текущий момент являются автодороги «Краснодар — Новороссийск», «Джубга — Сочи», магистраль «Дон» и «Кавказ».

Все автомобильные дороги в Краснодарском крае имеют твердое покрытие. Конфигурация сети дорог позволяет достаточно комфортно и быстро добраться до центра любого муниципального образования, а также обеспечивает возможности выхода в соседние регионы Южного Федерального округа.

Изменение грузо- и пассажирооборота различных видов транспорта на территории Краснодарского края рассмотрено в таблице.

Динамика грузо- и пассажирооборота видов транспорта в Краснодарском крае [1 ]

Год

Вид транспорта 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014

Грузооборот транспорта общего пользования, млрд ткм

Железнодорожный 16,7 27,6 31,1 31,4 30,0 30,5 31,5

Автомобильный 1,9 1,6 3,1 3,9 4,2 4,7 4,5

Магистральный трубопроводный 24,4 69,0 68,4 74,1 75,5 76,4 77,9

Морской 46,0 5,2 2,5 1,2 2,4 1,3 0,1

Внутренний водный, млн ткм 18,0 45,1 27,5 31,3 14,9 15,8 16,6

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн пасс. км

Железнодорожный 4784 5345 5503 5478 5300 5036 5058

Автомобильный 4378 3071 3794 3663 3523 3537 4260

Трамвайный 1016 280 288 298 274 261 264

Троллейбусный 1169 274 260 265 229 205 193

Морской, тыс. пасс. км 11890 11877 10206 10619 11245 8155 7538

Внутренний водный, тыс. пасс. км 590 585 746 649 601 530 539

Воздушный 930 795 802 912 771 973 1370

На основании проведенного анализа динамики грузо- и пассажирооборота различных видов транспорта в Краснодарском крае, можно сделать следующие выводы:

• грузооборот железнодорожного транспорта в 2014 году вырос почти вдвое, по сравнению с 2000 годом. За последние пять лет он оставался примерно на одном уровне;

• пассажирооборот в 2014 году возрос, по сравнению с 2000 годом на 274 млн пасс. км. За последние пять лет наблюдается снижение пассажирооборота железнодорожного транспорта. Это связано с отменой льгот при перевозке пассажиров по железной дороге;

• грузооборот автомобильного транспорта в 2014 году вырос, по сравнению с 2000 годом, в 2,4 раза, а за последние пять лет — в 1,5 раза;

• пассажирооборот автомобильного транспорта уменьшился в 2014 году, по сравнению с 2000 годом, на 118 млн пасс. км, а в период с 2010 года увеличился на 466 млн пасс. км;

• грузооборот магистрального трубопроводного транспорта за последние пять лет увеличился на 6,5 млрд ткм, при этом в 2000 году грузооборот был меньше в 3,2 раза, чем в 2014 году. Это связано со строительством и вводом в эксплуатацию газопровода «Голубой поток», поставляющего газ по дну Черного моря в Турцию. По этой же причине уменьшился в 46 раз грузооборот морского транспорта;

• пассажирооборот морского транспорта за 2010-2014 годы уменьшился в 1,4 раза за счет увеличения числа пассажиров, пользующихся воздушным транспортом;

• грузооборот внутреннего водного транспорта незначительно менялся в течение исследуемого периода, как и пассажирооборот. Это связано с тем, что не развита причальная инфраструктура на реке Кубань, не обновлены грузовые и пассажирские суда;

• пассажирооборот воздушного транспорта вырос в 1,5 раза, что связано с увеличением числа туристов, как внутренних, так и внешних.

Социально-экономическое развитие транспортного комплекса характеризуется поступательным и динамичным развитием [5].

Проанализировав транспортный комплекс Краснодарского края, можно сделать вывод, что его бесперебойная отлаженная работа обеспечивает доставку туристов и отдыхающих на Черноморское побережье, а также обслуживает транзитные грузопотоки, осуществляемые в рамках российской экспортной деятельности, включая экспорт нефти. При этом были отмечены недостатки в организации работы транспортного комплекса.

По мнению автора, необходимо предложить долгосрочный комплексный план по развитию транспортного комплекса Краснодарского края. Для решения проблем в транспортной отрасли необходимо принять неотложные меры:

• Техническое перевооружение транспорта в сложившихся условиях является ключевой задачей. Без него нельзя добиться существенного улучшения использования транспортного потенциала края и эффективного обслуживания экономики и населения, а также обеспечить в полной мере безопасность перевозок и охрану окружающей среды.

• Необходимо также улучшить состояние и техническую оснащенность объектов инфраструктуры, привести их в соответствие с современными требованиями, ликвидировать имеющиеся «узкие» места, увеличить пропускную и провозную способность звеньев, ограничивающих перевозки, создать условия для полной реализации технических возможностей современных подвижных средств.

• На железнодорожном транспорте предстоит продолжить электрификацию участков, работающих на тепловозной тяге, усилить подходы к морским портам, на ряде магистральных направлений выполнить работы, связанные с включением их в состав международных транспортных коридоров.

• Большие работы предстоит осуществить на сети автомобильных дорог. Необходимо реконструировать многие автомобильные магистрали, улучшить их дорожные покрытия, построить обходы населенных пунктов, развязки на разных уровнях и объекты дорожного сервиса, увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием.

• Для обеспечения надежного и безопасного функционирования гражданской авиации необходимы масштабные мероприятия по обновлению парка воздушных судов и их модернизации, реконструкция объектов наземной производственной базы, развитие и оснащение этой базы современным оборудованием в соответствии с установленными нормативами.

• Для эффективного освоения прогнозируемых объемов перевозок морским транспортом и уменьшения грузопотоков, следующих в настоящее время через порты сопредельных стран, необходимы существенное наращивание мощности перегрузочных комплексов в отечественных морских портах и модернизация погрузочно-разгрузочного оборудования в них.

• В области развития инфраструктуры приоритетным направлением развития железнодорожного транспорта является развитие железнодорожной инфраструктуры на припортовых и пограничных станциях с целью увеличения экспортного потенциала страны.

Список литературы

1. Краснодарский край в цифрах. Статистический сборник. - Краснодар, 2014 - 323 с.

2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.krsdstat.ru

3. Захарова И. Ю., Лилякова Д. С. Анализ и перспективы развития воздушного транспорта Краснодарского края // Сборник: Социально-экономический ежегодник. - Краснодар, 2014. - С. 49-55.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Захарова И. Ю. Модернизация автодорожного комплекса краснодарского края // Сборник: Социально-экономический ежегодник. - Краснодар, 2014. - С. 56-62.

5. Хайруллина Н. Г. Социально-политическая ситуация: региональные оценки // Современные проблемы науки и образования. -2015.-№ 1.-С. 1433.

Сведения об авторах

Захарова Ирина Юрьевна, к. э. н., доцент кафедры Гостиничного и туристского бизнеса, Южный институт менеджмента, г. Краснодар, тел. 89054723079, е-mail: zaharova71-15@mail.ru

Лилякова Дарья Сергеевна, преподаватель, Южный институт менеджмента, г. Краснодар, е-mail: dari-l@mail.ru

Zakharova I. Yu., Candidate of Science in Economics, associate professor, Southern Institute of Management, Krasnodar, рhone: 89054723079, е-mail: zaharova71-15@mail.ru

Lilyakova D. S., senior lecturer, Southern Institute of Management, Krasnodar, e-mail: dari-l@mail.ru

УДК 338

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

FORMATION OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISE INVESTMENT POLICY

Н. М. Зиновьева

N. M. Zinovieva

Ключевые слова: инвестиционная политика промышленного предприятия; инвестиционная деятельность; жизненный цикл предприятия; инвестиционная политика государства; инвестиционные вложения;

управление инвестициями

Key words: investment policy of the industrial enterprise; investment; life cycle of the company; state investment policy;

investments; investments management

В статье рассматриваются вопросы влияния внешних и внутренних факторов на процесс формирования и осуществление инвестиционной политики промышленного предприятия. Так, инвестиционная политика предприятия напрямую зависит от стадии жизненного цикла, и определение этой стадии позволяет выявить различные проблемы, возникающие в финансовой сфере, и построить эффективную инвестиционную политику в зависимости от направления развития предприятия и необходимости инвестиций в данный период. По итогам проведенного исследования выделены две основные группы факторов, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность и являющихся основными, на наш взгляд, при формировании инвестиционной политики предприятия.

The article examines the influence of external and internal factors on formation and implementation of the industrial enterprise investment policy. It is shown that the investment policy of the company depends on the life cycle stage and the definition of this stage enables to reveal the various problems in the financial sector and to create an effective investment policy depending on the direction of the company development and the need of investment in the given period. At the end of the research two main groups of factors have been identified that influence on the investment policy and are critical, in our opinion, in forming the investment policy of the company.

В настоящее время инвестиционная деятельность становится одним из ключевых факторов, определяющих динамику капитала в экономике, а также темпы экономического роста. Для большинства развивающихся промышленных предприятий привлечение инвестиций и осуществление инвестиционной деятельности является важнейшей функцией эффективного управления производственным процессом. Но на современном этапе становится недостаточным просто удовлетворение инвестиционных потребностей, таких как замена выбывающих активов или приобретение новых в связи с изменением структуры производства. Необходимо сознательное управление инвестициями на основе научной методологии, определяющей наиболее рациональные пути для реализации поставленных целей и получения ожидаемых эффектов с учетом изменяющихся условий и влияния различных факторов. Поэтому для осуществления инвестиционной деятельности предприятие вырабатывает инвестиционную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.