УДК 65
анализ развития транспортной системы российской федерации
Египко М.А., аспирант, ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС
(МИИТ))
В статье произведен анализ разделения пассажирского транспорта по видам деятельности с выведением основных причин, аккумулирующими финансовую угрозу транспортным предприятиям. Исследуется динамика распределения видов транспорта на территории РФ по грузообороту и пассажирообороту. Рассматривается вклад программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» в развитие транспортной системы РФ с обозрением подпрограмм: «Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт и «Гражданская авиация».
Ключевые слова: транспортное предприятие, железнодорожный транспорт, наземный общественный транспорт,автомобильный транспорт,водный транспорт,воздушный транспорт.
analysis of the development of the transport system of the
russian federation
Egipko M., the post-graduate student, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II»
(MGUPS (MIIT)
The article analyzes the division of passenger transport by types of activity with the elimination of the main causes accumulating a financial threat to transport enterprises. The dynamics of the distribution of modes of transport in the territory of the Russian Federation for freight turnover and passenger turnover is investigated. The contribution of the program «Development of the Transport System of Russia (2010-2020)» is considered in the development of the transport system of the Russian Federation with a review of the subprograms: Railways, Highways, Sea Transport, Inland Water Transport and Civil Aviation.
Keywords: transport enterprise, railway transport, overland public transport, road transport, water transport, air transport.
Национальные интересы России - это взаимосвязь интересов страны общества и личности в различных сферах (экономической (включая транспортную), внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.) Особое место в структуре национальных интересов Российской Федерации занимают интересы национальной экономической безопасности страны, неотъемлемой составной частью которой является обеспечение национальной экономической безопасности в транспортной системе РФ. Развитие транспортной системы это больше чем экономическая задача и масштабное развитие видов транспорта в регионах Российской Федерации позволит в целом достичь не только улучшения состояния дел в экономике, но и обеспечить национальную экономическую безопасность и единство страны.
В современных условиях функционирования хозяйствующих субъектов невозможно добиться их стабильного роста без разработки оптимальной стратегии на среднесрочную и долгосрочную перспективу, которая бы позволила обеспечить надежную финансовую безопасность. Для разработки такой стратегии необходимо проведение исследования с всесторонним анализом индикаторов финансовой безопасности, выявление тормозящих развитие факторов или угрожающих финансовой стабильности транспортных предприятий непосредственно находящихся на территории хозяйствующего субъекта.
Транспортным предприятием является предприятие, основной задачей которого является перевозка людей или транспортировка грузов. Транспортные предприятия осуществляют не только пассажирские перевозки или только грузовые перевозки, но и бывают смешанные предприятия, которые осуществляют как грузовые, так и пассажирские перевозки.
В Российской Федерации по виду транспорт делят:
• железнодорожный транспорт;
• наземный общественный и автомобильный транспорт;
• водный транспорт;
• воздушный транспорт.
Предприятия пассажирского транспорта обеспечивают базовые условия жизнедеятельности общества и являются одним из важных инструментов достижения экономических, социальных и внешнеполитических целей. В связи с этим такие предприятия должны являться объектом особого подхода к контролю и формированию финансовой безопасности.
Серьезными проблемами транспортных предприятий является обеспечение финансовой устойчивости, ликвидности и нормального хода операционного цикла. Основными причинами, аккумулирующими финансовую угрозу транспортным предприятиям,
являются:
• высокий износ основных фондов;
• высокая конкуренция на рынке между видами транспорта;
• частое отсутствие финансовых возможностей необходимого заблаговременного обновления подвижного состава на предприятиях;
• текучесть кадров;
• высокие цены на топливо и электроэнергию и др.
Следствием всего становится снижение объемов перевозок всех
видов транспортных предприятий.
До сих пор существует ряд проблем с развитием отдельных видов транспорта в регионах Российской Федерации. В последнее десятилетие в нашей стране шел ускоренный процесс старения морского и речного флота, а также гражданской авиации, что привело к угрозе вытеснения с рынка российских перевозчиков и увеличило рост безработицы в данных отраслях.
Наиболее важной задачей, которая стоит перед руководством страны и занимает особое место, является развитие транспортной инфраструктуры. В масштабах всей России - развитие транспортной инфраструктуры это больше чем экономическая задача и масштабное развитие видов транспорта в регионах Российской Федерации позволит в целом достичь не только улучшения состояния дел в экономике, но и обеспечить единство страны.
Одним из ведущих видов транспорта в Российской Федерации на сегодняшний день остается железнодорожный транспорт. Доля железных дорог по грузообороту страны составляет больше 80%, а пассажирооборота больше 40%. Из-за плачевного состояния с отдельными видами транспортов в регионах на данный момент не существует экономически выгодной альтернативы железнодорожному транспорту при перевозках грузов на средние и дальние расстояния.
На рисунке 1 представлен грузооборот по видам транспорта. Анализируя представленные данные можно заметить, что в 2015 году грузооборот транспорта в Российской Федерации вырос на 0,2 процента относительно предыдущего года и составил 5 088,9 млрд. ткм. Данный рост обусловлен ростом грузооборота на всех видах транспорта за исключением автомобильного и водного. Прирост железнодорожного транспорта в 2015 году составил 0,3 процента, также наблюдается значительный рост грузооборота на воздушном транспорте - 5,6% и на морском транспорте - 24,1%.
В процентном же соотношении весь грузооборот транспорта в Российской Федерации за 2015 год составивший 5 088,9 млрд. ткм. будет выглядеть как представлено на рисунке ниже (рисунок 2):
На рисунке 3 представлена структура грузооборота по видам транспорта со статистикой с 2011 года по 2015 год включительно.
Вид транспорта 2015 Доля видов транспорта в общем грузообороте, %
Млрд ТКМ + % 2014 2014 2015
Грузооборот транспорта 5 088,9 +0,2 100,0 100,0
в том числе
железнодорожного 2 304,8 +0,3 45,3 45,3
автомобильного 232,1 -5,9 4,9 4,6
морского 39,8 +24,1 0,6 0,8
внутреннего водного 62,6 -13,5 1,4 1,2
воздушного (транспортная авиация) 5,4 +5,6 0,1 0,1
трубопроводного 2 444,2 +0,9 47,7 48,0
Справочно: доля железнодорожного транспорта без учета трубопроводного 86,6 87,1
Рисунок 1 - Грузооборот по видам транспорта
Рассматривая пассажирооборот транспорта общего пользования в Российской Федерации в 2015 году заметим, что он составил 465,3 млрд пасс.- км, в том числе:
• железнодорожный - 120,4 млрд пасс.-км,
• автомобильный - 118,0 млрд пасс.-км,
• воздушный - 226,9 млрд пасс.-км.
Доля автомобильного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок транспортом общего пользования составляет 25,3 % с ростом 0,8 процентов к уровню 2014 года. В структуре пассажи-рооборота транспорта общего пользования воздушный транспорт составляет 48,8 % со снижением на 0,4 процента к уровню 2014 года, железнодорожный же транспорт составляет 25,9 % и наблюдается снижение на 0,4 процента к уровню 2014 года.
Пассажирооборот по видам транспорта в 2015 году представлен на рисунке 4.
В процентном же соотношении весь пассажирооборот транспорта общего пользования в Российской Федерации за 2015 год составивший 465,3 млрд. пасс.-км. будет выглядеть как представлено на рисунке 5.
На рисунке 6 рассмотрим структуру пассажирооборота по видам транспорта со статистикой с 2011 года по 2015 год включительно.
Плотность железных дорог у нас в Российской Федерации намного меньше, чем в Канаде, США и других странах, а развитие других транспортных предприятий оставлять желать только лучшего. В 10 субъектах Российской Федерации железнодорожная сеть очень слабо развита, а в 7 субъектах железных дорог нет вообще. На данный момент минимум 23 крупнейших месторождения ценных природных ресурсов не осваиваются из-за отсутствия транспортного обеспечения, в том числе и железнодорожного.
Транспортной стратегией Российской Федерации разработанной до 2020 года были обозначены главные цели, которые должны определять развитие железнодорожного транспорта. К этим целям относятся:
• повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
• развитие современной, эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения, снижение транспортных издержек;
Рисунок 2 - Структура грузооборота по основным видам транспорта, %
Рисунок 3 - Структура грузооборота по видам транспорта 2011-2015гг.
Вид транспорта 2015 Доля видов транспорта в общем пассажирообороте, %
Млрд пасс.-км + /- % 2014 2014 2015
Пассаж и рооборот транспорта общего пользования 465,3 -5,4 100,0 100,0
в том числе
железнодорожного 120,4 -6,5 26,3 25,9
автомобильного (автобусы) 118,0 -2,0 24,5 25,3
воздушного (транспортная авиация) 226,9 -6,0 49,2 48,8
Р исунок 4 - Структура пассажирооборота по основным видам транспорта, %
Рисунок 5 - Структура пассажирооборота по основным видам транспорта, %
Рисунок 6 - Структура пассажирооборота по видам транспорта 2011-2015гг.
• повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
• повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
• улучшение инвестиционного климата и развития рыночных отношений в транспортном комплексе.
Обратимся также к федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» государственным заказчиком и координатором которой является Министерство транспорта Российской Федерации, и оценим вклад данной программы в социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Программа «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» состоит из подпрограмм: «Железнодорожный транспорт», «Автомобильные дороги», «Морской транспорт», «Внутренний водный транспорт и «Гражданская авиация».
Анализируя подпрограмму «Железнодорожный транспорт» мы можем увидеть, что в 2016 году в рамках подпрограммы «Железнодорожный транспорт» начата реализация проекта «Строительство железнодорожной линии Прохоровка - Журавка - Чертково - Ба-тайск». В сложившейся нелегкой политической ситуации с 2015 года начат комплекс работ по проектированию и строительству
обводного двухпутного электрифицированного участка околоукра-инскогожелезнодорожного пути на участке Журавка - Миллерово протяжённостью 136,9 км.
В рамках подпрограммы «Железнодорожный транспорт» продолжена реализация проекта «Комплексная реконструкция участка им. М.Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла».
Проект реализуется в целях реконструкции железнодорожной инфраструктуры для обеспечения доставки грузов в порты Азово-Черноморского транспортного узла (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк и Грушевая) в планируемых на расчетные годы объемах (до 154 пар поездов в сутки) и оптимизации работы Краснодарского узла с переключением грузового движения в обход на участок Ти-машевская - Крымская.
Вместе с тем, данный проект является стратегически важным для решения задачи интеграции полуострова Крым в социально-экономическое пространство России, которую предполагается осуществить в первую очередь путем снятия инфраструктурных ограничений и обеспечения транспортной доступности полуострова.
Реализация подпрограммы «Морской транспорт» позволит обеспечить потребность российской экономики и внешней торговли в
перевалке экспортно-импортных, транзитных и каботажных грузов в морских портах за счет роста их производственной мощности, повышения технологического и организационного уровня; укрепить взаимосвязь морского транспорта со смежными видами транспорта, грузовладельцами, иностранными партнерами в рамках межотраслевой транспортной координации.
Реализация подпрограммы «Внутренний водный транспорт» позволит повысить уровень безопасности гидротехнических сооружений и создать благоприятные условия для развития транзитного потенциала внутренних водных путей.
Рассматривая подпрограмму «Гражданская авиация» можно сделать выводы, что модернизация объектов аэродромной инфраструктуры напрямую связана с увеличением авиаподвижности населения, активизацией бизнеса и увеличением транспортной доступности регионов страны.
За прошедший 2016 годРосавиация организовала проведение строительно-монтажных работ по реконструкции и строительству объектов аэродромной инфраструктуры в 23 аэропортах. Объем бюджетных инвестиций на 2016 год составляет 53 867 660,0 тыс. рублей (в рамках ФАИП).
В настоящий момент активно ведутся работы по строительству и реконструкции инфраструктуры аэропортов в аэропортах Домодедово, Внуково, Шереметьево, Калининград, Волгоград, Ростов-на-Дону, Саранск, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, которые в 2018 году будут принимать матчи Чемпионата мира по футболу.
Деятельность Росавиации направлена на формирование условий для устойчивого развития аэропортов и, как следствие, экономики субъектов Российской Федерации, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на создание единого экономического про-
странства нашей страны.
Подводя итоги анализа развития транспортной системы Российской Федерации иее влияния на национальную экономическую безопасность,хотелось бы заметить, чтопри развитии транспортной инфраструктуры и транспортных предприятий в регионах РФ должны учитываться места перспективного освоения новых месторождений, а также значимые проекты общегосударственного значения. При реализации проектов по развитию должен учитываться их многоцелевой характер, требующий сбалансированного развития инфраструктуры различных видов транспорта. Безусловно, также необходимо изменение и совершенствование существующей законодательной базы с внесением поправок в существующие законодательные акты и принятием новых федеральных законов затрагивающих все виды транспортных предприятий.
Литература:
1. Федотенков Д.Г. Основные проблемы и пути развития транспортной логистики [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013.
2. Алексеева О.А. Механизмы обеспечения финансовой безопасности транспортного предприятия [Текст / О.А. Алексеева, О.И. Курсиков] // Kant. - 2012. - №3 (6).
3. http://www.rzd.ru/ - Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги»
4. http://www.mintrans.ru/ - Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации
5. http://logistic-info.ru/ - справочный ресурс по логистике.
УДК 621.3.019.3
вероятностное моделирование влияния длительности восстановления на нАдежность судовых информационных
систем
Чернова А.И., к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», e-mail: ruzhay_ann@mail.ru Старжинская Н.В., к.т.н., доцент, ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», e-mail: karbovets_n@mail.ru
В современных условиях эксплуатации судового оборудования информационных систем восстановление работоспособности в случае возникновения отказа существенно зависит от выбранной системы технического обслуживания и ремонта. При этом, оценка фактического технического состояния судового оборудования и прогнозирование времени безотказной работы или остаточного ресурса на длительный период эксплуатации позволяют повысить эффективность мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту, в частности сократив время простоя оборудования за счет обеспечения необходимым комплектом запасных частей и своевременной заменой отказавших блоков и элементов. В статье рассмотрена методика применения вероятностной модели для прогнозирования остаточного ресурса оборудования судовых информационных систем при времени восстановления его работоспособности, соизмеримом со значением наработки на отказ. Применение средств компьютерной математики позволило получить основные количественные характеристики прогнозирования.
Ключевые слова: остаточный ресурс, надежность, прогнозирование, математическая модель, наработка на отказ, безотказная работа, предельное состояние.
probabilistic modelling of influence of maintenance duration on ship information systems reliability
Chernova A., Ph.D., assistant professor, FSEIHE «Admiral Ushakov Maritime State University», e-mail: ruzhay_ann@mail.ru Starzhinskaya N., Ph.D., assistant professor, FSEI HE «Admiral Ushakov Maritime State University», e-mail: karbovets_n@mail.ru
In modern conditions of exploitation of marine information systems equipment recovery in the event of failure significantly depends on the chosen system of maintenance and repair. Thus, assessment of the actual technical condition of ship equipment and forecasting uptime or residual life for a long period of operation allow to increase the efficiency of maintenance activities and repair, in particular reducing the downtime of equipment by providing the necessary set of spare parts and timely replacement of the failed units and elements. The article describes the methodology for applying probabilistic models to predict remaining life of equipment marine information systems at the time of the restoration of his health, commensurate with the value of the MTBF. The use of means of computer mathematics allowed us to obtain the basic quantitative characteristics offorecasting.
Keywords: residual life, reliability, prediction, mathematical model, MTBF, uptime, ultimate limit state.
Рост использования морского флота приводит к увеличению его численности и интенсивности судоходства на морских путях. В связи с этим одной из основных задач является повышение безопасности мореплавания, включающая, в том числе, внедрение на суда современных информационных систем. На современных морских судах от отдельных устройств и простых систем автоматизации управления судном, радиосвязи и навигации перешли к использованию интегрированных информационных систем, сложность, ответственность и уникальность задач которых определяют к ним высокие требования по надёжности. Кроме этого, применение микропроцессорной техники привело к развитию нового подхода к организации процесса технической эксплуатации судовых информационных систем, когда функции по ТО и Р