Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ'

КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Primo aspectu
ВАК
Область наук
Ключевые слова
самоопределение / профессиональное самоопределение / индикаторы устойчивого развития / школьники старших классов. / self-determination / professional self-determination / indicators of sustainable development / high school students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Галина Ивановна

В статье раскрыты особенности повышения качества профессионального самоопределения с учетом ключевых индикаторов устойчивого развития общества. Раскрыта доказательная база взаимообусловленности и диалектической взаимосвязи индикаторов целей устойчивого развития (ЦУР 1-17) и направлений выбора профессий старшими школьниками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY INDICATORS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN AS A CONDITION OF RESILIENCE AND CHOICE OF PROFESSION

The article reveals the features of improving the quality of professional self-determination, taking into account the key indicators of sustainable development of society. The evidence base of the interdependence and dialectical interrelation of the indicators of the Sustainable Development Goals (SDGs 1-17) and the directions of choice of professions by senior schoolchildren is revealed.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»

УДК 378 ББК 74

DOI: 10.35211/2500-2635-2024-2-58-87-93

КЛЮЧЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

KEY INDICATORS OF PROFESSIONAL

SELF-DETERMINATION OF SENIOR SCHOOLCHILDREN - AS A CONDITION OF RESILIENCE AND CHOICE OF PROFESSION

ЕГОРОВА Галина Ивановна

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье раскрыты особенности повышения качества профессионального самоопределения с учетом ключевых индикаторов устойчивого развития общества. Раскрыта доказательная база взаимообусловленности и диалектической взаимосвязи индикаторов целей устойчивого развития (ЦУР 1-17) и направлений выбора профессий старшими школьниками.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, индикаторы устойчивого развития, школьники старших классов.

EGOROVA Galina I.

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. The article reveals the features of improving the quality of professional self-determination, taking into account the key indicators of sustainable development of society. The evidence base of the interdependence and dialectical interrelation of the indicators of the Sustainable Development Goals (SDGs 1-17) and the directions of choice of professions by senior schoolchildren is revealed.

Keywords: self-determination, professional self-determination, indicators of sustainable development, high school students.

Мировой поиск адекватных преобразований современного образования в параметрах самоопределения и качества профессионального самоопределения продолжается. В рамках этого стоит отметить ряд взаимообусловленных факторов. Во-первых, старшая школа работает над проблемой повышения качества академической грамотности выпускников образовательного сообщества. Во-вторых, ученые все больше стали доказывать важность решения проблемы устойчивого развития каждого выпускника школы для создания общества устойчивого развития. В-третьих, обновленный ФГОС, дает четкое указание на развитие метапредметных компетенций, которые лежат в основе требований к специалисту в любой профессии.

© Егорова Г. И., 2024.

Взаимообусловленные факторы, рассматриваемые как три магистральные линии, важны для выпускников старшей школы. Академическая грамотность (АГ) обеспечивает профессиональный выбор для будущей жизнедеятельности. Метапредметные компетенции важны с позиции непрерывности формирования профессиональной культуры, для жизнестойкости и благополучия. Ценностные индикаторы устойчивого развития (УР) современного общества не только интегрально взаимосвязаны с академической грамотностью, метапредметными компетенциями, но и лежат в основе новых требований к профессионалу XXI века (Черникова 2022).

Важность данных постулатов приводит к вопросам, которые требуется решить уже сейчас в русле школьного образовательного сообщества. Что должны знать сегодняшние учащиеся старшей школы, какими качествами обладать, чтобы быть готовыми не только к выбору будущей профессии, но к жизни в стремительно меняющемся мире? Важны ли сегодня образовательные программы, актуальные для профессионального самоопределения и ориентированные на систему профессионального значимых индикаторов будущего специалиста?

В работе, в рамках профессионального самоопределения старших школьников, учитывается интегральная взаимосвязь академической грамотности, ме-тапредметных компетенций, ценностных идей для устойчивого развития личности в процессе обучения и воспитания. Прежде всего, оказывается содействие воплощению идей устойчивого развития через трансформацию целей, содержания, применения технологий в процессе не только в рамках образовательной деятельности, но и в рамках дополнительного образования.

При проведении методических объединений учителя-предметники знакомятся с идеальным образом старшего школьника, которому в рамках профессионального самоопределения известны новые требования к будущему специалисту (Заикин 2023). Это, прежде всего, открытие нового знания, идей, взаимосвязи знаний на основе принципов (межпредметности, интеграции), взаимопроникновения, идей из различных областей на основе принципа конвергентности. Данные принципы важны не только с позиции практического освоения новых профессий XXI века, но и с позиции субъектности старшего школьника, его мира - мета-познания. Значимую аксиому, что профессиональное самоопределение - это устойчивый процесс профессионального выбора старшим школьником с учетом интереса, мотивации, знаний, компетенций, практических навыков - никто не отрицает. В рамках данного исследования делается акцент на формирование внутреннего стержня (стержня самостей) личности каждого выпускника старшей школы на основе значимых качеств (критичность, коммуникация, креативность, нравственность, устойчивость), которые формируются в ходе реализации профессионального самоопределения. Дополнительно делается акцент на востребованных в каждой профессии грамотностях (экологической, здоровьесберегающей, цифровой), которые, в понимании автора, формируют будущего специалиста - человека с определенным уровнем мышления планетарного масштаба, то есть такой личности, которая понимает необходимость взаимосвязи всех людей и профессий для решения актуальных проблем планеты в области УР.

Это положение доказывается значимыми нормативно-правовыми документами, реалиями новых профессий, которые решают современные проблемы (технические, технологические, социокультурные, ресурсосберегающие) для устойчивого развития.

В исследовании делается акцент на научные идеи, которые имеют непосредственное значение для становления устойчивости образования и для выбора будущей профессии. Стоит отметить значимый факт, что профессиональное самоопределение строится с учетом личных ресурсов, приоритета накопления, передачи культурных образцов, уровня развития гражданской идентичности, учета целей устойчивого развития в будущей профессии (Егорова, Ионкина 2023). Важность учета диалектической зависимости параметров устойчивости и компонентов профессионального самоопределения позволяет снять с повестки ряд кризисных параметров профессионального выбора и обеспечить рост новых профессиональных качеств, в том числе устойчивости личности старшеклассника. Поэтому они становятся предметом пристального внимания образовательных, воспитательных программ в системе образовательных сообществ (школа, вуз).

В параметрах обновленного ФГОС, федеральной программы воспитания (ФПВ), в проекте «Школа Министерства просвещения» делается ориентир на формирование гармонично развитой личности и создание единого образовательного пространства с учетом реализации магистральных направлений деятельности (знание, здоровье, творчество, воспитание, профориентация, микроклимат, среда сообщества, учитель), которые требуется реализовать в единстве с идеями устойчивого развития российского сообщества (Вестник Унидо в России 2022) (см. таблицу).

Профессиональное самоопределение старших школьников на профессии будущего с учетом ЦУР

Профессии XXI века ЦУР

Проф. направленность по архитектуре и урбанистике

Менеджер экопланирования, специалист биофильного дизайна, озеленения территории, урбанист, специалист УР территорий ЦУР 13. «Борьба с изменением климата»

Проф. направленность по здравоохранению

Реабилитолог, специалист по гигиене окружающей среды, коуч ЗОЖ, специалист благополучия, диетолог, мастер шумового измерения ЦУР3. 33 «Здоровье, благополучие»

Проф. направленность по инновациями технологиям

Биоинформатик, специалист по устойчивому развития бизнес-структур, разработчик по персональному мониторингу здорового образа жизни, специалист безопасности рабочих мест, специалист защиты ОС, специалист моделирования в устойчивой среды ЦУР 17. «Партнерство в интересах УР»

Проф. направленность по маркетингу

Специалист моделирования и создания устойчивой среды организации, мастер цифровизации, блогер, маркетолог УР ЦУР 8 «Достойная работа и эконом. рост»

Окончание таблицы

Профессии XXI века ЦУР

Проф. направленность менеджмент, финансы и право

Мастер устойчивого финансирования, менеджер охраны труда и экологии, мастер экологизации рабочих мест, специалист по эколого-правовому сопровождению проектов, специалист трансформации компании, юрист в сфере переработки отходов ЦУР 12. «Потребление производств», ЦУР 10. «Уменьшение неравенства»

Проф. направленность территории природы

Реабилитолог-ветеринар, мастер по неосвоенной природе, реставратор ОС ЦУР 14. «Сохранение морских ресурсов»

Проф. направленность по образованию

Эковолонтер, экокоуч, эковожатый, менеджер по устойчивому обучению и трудоустройству выпускников, менеджер подготовки молодежи к реализации целей ЦУР, методолог в области УР, преподаватель в области инноваций и новейших технологий, специалист экологического просвещения, экологического обучения, координатор УР ЦУР4. «Качественное образование. ЦУР 17. «Партнерство в интересах УР»

Проф. направленность - промышленность

Инновационная инженерия, конструктор-дизайнер экопродуктов, мастер экомаркировки, специалист по качеству воды, специалист по аналитике климата, мастер ликвидации рисков, технолог бережного производства ЦУР 6. «Чистая вода и санитария», ЦУР 11 «Устойчивые города и насел. пункты»

Проф. направленность по переработке

Проектировщик замкнутых циклов, специалист экопереработки в текстильной промышленности, технолог замкнутого цикла ЦУР1. «Ликвидация нищеты»

Проф. направленность по сельскому хозяйству

Агроэколог, аналитик состояния сельскохозяйственного рынка, биотехнолог по увеличению продуктивности с/х (растение, животные), фермер городской, специалист - садовод городских садов, специалист ресурсосбережения, специалист бережливого производства, специалист по качеству с/х продуктов, специалист по биологической безопасности, экофермер ЦУР2. «Ликвидация голода» ЦУР 14. «Сохранение морских ресурсов»

Проф. направленность - строительство

Экоаналитик, экопроектировщик, эксперт «умных домов», эколог строительства предприятия, разграничитесь болотных угодий ЦУР 9. «Индустриализация, Инновации»

Проф. направленность по транспортной логистике

Механик устойчивого транспорта, мастер мониторинга экотребований, логист, эксперт транспортного планирования ЦУР 15. «Сохранение экосистем суши»

Проф. направленность туризм, отдых

Мастер эколагеря, руководитель квеста по экологии, экотуризм, интегратор принципов УР в культуру и искусство ЦУР 15. «Сохранение экосистем суши»

Проф. направленность по энергетике

Мастер устойчивой энергетики, проектировщик систем энергоснабжения, консультант энергопотребления, менеджер закупок и продаж по возобновляемым источникам энергии, специалист создания «умного дома», специалист ядерной безопасности, мастер энергетической устойчивости, планировщик энергоресурсосбережения ЦУР 7. «Чистая энергия», ЦУР 16. «Мир, правосудие и эффективные институты»

Следует отметить, что учащиеся старшей школы самостоятельно проводили анализ характера профессий, их функциональную роль в создании сообщества устойчивого развития, и соотносили с типологией выбранной профессии («человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»). Профессиональное самоопределение строилось с учетом разных форм и методов, на уроках, внеурочной деятельности, в рамках сетевого взаимодействия МАОУ СОШ г. Сургута, Сургутского района. Выполнение заданий на формирование академической грамотности строили с учетом индикаторов УР, что было автором апробировано в ходе реализации элективного курса для школьников 10-11 класса «Профессии XXI века в параметрах устойчивого развития общества». При этом учитывались те качества личности, которые влияют на показатели знаний и компетенций для будущей профессии, жизни и устойчивости (для себя и сообщества), что формирует особенности поведенческих характеристик обучающихся и в рамках выбора будущей профессии. Качества устойчивой, функционально-грамотной личности - это идеальный результат деятельности учителя по учету диалектической взаимосвязи (ЦУР - АГ) в школьной практике. Это тот ценный результат, который влияет и на выбор будущей профессии и качество профессионального самоопределения.

В работе были сформированы профессионально ориентированные задания, содержание которых опиралось на ведущие индикаторы устойчивого развития. Например, ведущие темы для ЦУР 1 «Ликвидация нищеты» в рамках профессионального самоопределения: роль профессии в ликвидации нищеты; профессия и богатство; современные профессии в борьбе с голодом; проявление нищеты и богатства на глобальном уровне, какую профессию выбрать для решения проблемы голода; профессия и сотрудничество, сотрудничество специалистов и коллективизм в решении вопросов нищеты; моя профессия и повышение качества жизнедеятельности. Ведущие темы ЦУР 2 «Ликвидация голода» в рамках профессионального самоопределения: продовольствие и безопасность; профессия в решении проблем истощения природных ресурсов; профессии в борьбе с голодом; профессии в повышении показателей здоровья; профессия и функциональная роль питания; питание и вес человека; импорт и экспорт. Ведущие темы ЦУР 3 «Здоровье и благополучие»: профессия и ее роль в благополучии человека; профессии в борьбе с инфекциями; профессии здоровьсберегающие; профессии здорового питания в семье. Ведущие темы ЦУР 4 «Качественное образование» в рамках профессионального самоопределения: учитель - новые форматы деятельности; я выбираю профессию учитель; образование и жизнь; инклюзивное образование, учитель-дефектолог - это важно.

Ведущие темы устойчивого развития общества легли в основу содержательных модулей по предметам, используемых в практике проведения проектных исследований по ведущим темам профессионального самоопределения. Здесь можно отметить, что наряду с повышением качества профессионального самоопределения старшие школьники значительно расширя-

ли свой научно-технический кругозор, мыслили глобально и критически, формировали метапредметные компетенции (коммуникативные, регулятивные, познавательные), что становилось фактором устойчивости и успешности молодого человека.

Индикаторы профессионального самоопределения каждого старшеклассника характеризуются последовательностью важных действий в отношении реализации целей УР (для себя и будущей профессии), что формирует особенности предсказуемости поведенческих характеристик.

На первом этапе эксперимента по использованию ценностей и смыслов индикаторов устойчивого развития в рамках профессионального самоопределения школьники старшей школы указали важность карьерного роста (21 %), высокой зарплаты (32 %), высокого интереса к профессии (21 %). Ценностно-смысловые аспекты УР отметили 8 % (рис. 1).

• интерес (21 %)

• высокая зарплата (32

• реализация идей устойчивого развития (У.Р.) (8 %)

• знание, опыт (6 %)

• комфорт в будущей профессии (12 %)

• карьерный рост (21

Рис. 1. Ведущие приоритеты для выбора направлений профессиональной деятельности

на первом этапе эксперимента

ИТОГО Универсальный Технологический Гуманитарный Социально-экономический Естественнонаучный

0 50 100 150 200 250

■ Выбрали профильный предмет для ЕГЭ ■ Кол-во учащихся

/

Рис. 2. Количество учащихся (11 классы), выбравших ЕГЭ по профилю обучения

На втором этапе профессионального самоопределения, после реализации программы, отмечалась положительная динамика в качественных показателях уровня сформированности академической грамотности. Результативность прироста следующая: академические знания выросли на 18 %; компетенции - на 17 %; автоматизированные навыки - на 24 %.

Необходимо отметить, что обучающиеся профильных классов Сургутского района (171 человек из 208) выбрали для сдачи предмет ЕГЭ согласно профилю обучения, что составило 87 % (рис. 2).

В работе обеспечивалось построение субъектного пространства в рамках «трех Р» (родитель - школьник, работодатель - школьник, родитель -работодатель). Все параметры профессионального самоопределения раскрывали новый формат ценностно-смысловых представлений о мире труда и мире профессий.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Новый азимут в образовании и карьере: как выжить в VUCA мире и приобрести знания и навыки будущего в области экологии и устойчивого развития? // Вестник Унидо в России. - 2022. - Режим доступа: https://www.unido-russia.ru/news/professii_ustoichivogo_razvitija/

2. Заикин, М. В. К вопросу взаимодействия Оренбургского президентского кадетского училища с военным учебным центром университета в профессиональном самоопределении воспитанников / М. В. Заикин // Primo aspectu. - 2023. - № 4. - С. 87-91.

3. Егорова, Г. И. Дискурс профессионального самоопределения обучающихся в условиях интерактивности образовательной среды дистанта / Г. И. Егорова, Н. Г. Ионнина // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2023. - № 2 (27). - С. 45-57.

4. Черникова, И. Ю. Организационные модели социально-педагогического сопровождения обучающихся профильной школы : монография / И. Ю. Черникова. - Пермь: ООО «ИЦ» Титул», 2022. - 358 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.