Научная статья на тему 'ДИСКУРС-АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДИСКУРС-АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ / ЭКОГРАМОТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Галина Ивановна, Семухин Сергей Петрович, Егоров Андрей Николаевич

Введение. Показано обращение педагогов, ученых к научному концепту «функциональная грамотность» как своевременная необходимость в связи с вопросами трансформации, устойчивого развития общества, глобальными изменениями, введением федерального государственного образовательного стандарта нового поко ления. Выбор темы обусловлен накопленным опытом, научными исследованиями в вопросах формирования функциональной грамотности будущих бакалавров, магистров в области экологизации профессиональной деятельности. Цель - провести дискурс-анализ формирования функциональной грамотности в области экологизации профессиональной деятельности в условиях трансформации современного образования. Материал и методы. Теоретические: анализ педагогической, философской, социологической, литературы, нормативно-правовых документов, дискурс-анализ. Эмпирические: анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, опросные методы (анкетирование, беседа), статистическая обработка результатов. Результаты и обсуждение. Дискурс-анализ доказывает, что формирование функциональной грамотности в области экологизации обусловливает развивающий эффект педагогического и технического образования, который связан с появлением новых ценностей (экосознание, экомышление, экогуманность), востребованных в практике будущего бакалавра, магистра, специалиста (педагога, инженера). Показано новое видение экологизации профессиональной деятельности как необходимого процесса, принципа, метода стабилизации и устойчивого развития в системе «человек - природа - социум» в условиях трансформации общества, образования. Раскрыты особенности построения образовательного процесса с учетом разработанных направлений и содержательных модулей, включенных в дисциплины педагогических, технических направлений, ориентированных, прежде всего, на ценности, гармонию с окружающим миром, личностную ответственность за экологию окружающего мира, ее сохранность, здоровьесбережение как важных показателей экограмотности выпускника вуза и нового качества жизни человека XXI в. Реализована программа «Экологическая метадидактика» по направлению 44.04.01 (педагогическое образование, уровень магистратуры), основная цель которой связана с освоением будущими магистрами дидактических систем, технологий обучения и воспитания экологической личности. Программа реализована через совокупность занятий разного плана, где бóльший уклон шел на практическую отработку умений, навыков решения проблемы, отработку механизмов в рамках осознанности, приращения знаний в области дидактики, воспитания как особых экологических систем. Заключение. Реализация процесса экологизации встраивается в содержательный и деятельностный компоненты профессионального образования и предполагает активную включенность будущих бакалавров в научно-практическую, проектную деятельность экологической направленности для получения качественного результата, что обеспечивает новый формат объемности мышления, креативности, тех качественных показателей, которые позволяют думать глобально и действовать локально современному выпускнику высшей школы в совокупности с системой экоценностей, что обеспечивает устойчивость развития системы «человек - природа - социум».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Галина Ивановна, Семухин Сергей Петрович, Егоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOURSE ANALYSIS OF THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF ECOLOGIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Introduction. The article shows the appeal of teachers and scientists to the scientific concept of “functional literacy” as a timely necessity in connection with the issues of transformation, sustainable development of society, global changes, the introduction of a new generation of FSES. The choice of the topic of the article is due to the accumulated experience, scientific research in the formation of functional literacy of future bachelors, masters in the field of ecologization of professional activity. The aim of the study is to conduct a discourse analysis of the formation of functional literacy in the field of ecologization of professional activity in the context of the transformation of modern education. Material and methods. Theoretical: analysis of pedagogical, philosophical, sociological, literature, normative legal documents; discourse analysis. Empirical: analysis of pedagogical experience, pedagogical experiment, observation, survey methods (questionnaire, conversation), statistical processing of results. Results and discussion. The discourse analysis proves that the formation of functional literacy in the field of ecologization determines the developing effect of pedagogical and technical education, which is associated with the emergence of new values (eco-awareness, eco-thinking, eco-humanity), which are in demand in the practice of the future bachelor, master, specialist (teacher, engineer). A new vision of the greening of professional activity as a necessary process, principle, method of stabilization and sustainable development in the “man - nature society” system in the conditions of transformation of society and education is shown. The features of the construction of the educational process are revealed, taking into account the developed directions and content modules included in the disciplines of pedagogical and technical directions, focused primarily on values, harmony with the surrounding world, personal responsibility for the ecology of the surrounding world, its safety, health preservation - as important indicators of the eco-literacy of a university graduate and a new quality of life of a person of the XXI century. The program “Ecological metadidactics” was implemented in the direction 44.04.01 (pedagogical education, master's degree level), the main goal of which is related to the development of didactic systems, technologies of teaching and upbringing of an ecological personality by future masters. The program was implemented through a set of classes of different plans, where a greater emphasis was on practical development of skills, problem-solving skills, working out mechanisms within the framework of awareness, increasing knowledge in the field of didactics, education as special ecological systems. Conclusion. The implementation of the greening process is integrated into the content and activity components of professional education and assumes the active involvement of future bachelors in scientific, practical, project activities of an environmental orientation to obtain a high-quality result, which provides a new format of voluminous thinking, creativity, those qualitative indicators that allow a modern graduate of a higher school to think globally and act locally in conjunction with a system of eco-values, which ensures the sustainability of the development of the “man nature society” system.

Текст научной работы на тему «ДИСКУРС-АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 378.1

00! 10.23951/1609-624Х-2021-5-53-61

ДИСКУРС-АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г. И. Егорова1, С. П. Семухин2, А. Н. Егоров2

1 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

2 Тюменский индустриальный университет, Тюмень

Введение. Показано обращение педагогов, ученых к научному концепту «функциональная грамотность» как своевременная необходимость в связи с вопросами трансформации, устойчивого развития общества, глобальными изменениями, введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Выбор темы обусловлен накопленным опытом, научными исследованиями в вопросах формирования функциональной грамотности будущих бакалавров, магистров в области экологизации профессиональной деятельности.

Цель - провести дискурс-анализ формирования функциональной грамотности в области экологизации профессиональной деятельности в условиях трансформации современного образования.

Материал и методы. Теоретические: анализ педагогической, философской, социологической, литературы, нормативно-правовых документов, дискурс-анализ. Эмпирические: анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, опросные методы (анкетирование, беседа), статистическая обработка результатов.

Результаты и обсуждение. Дискурс-анализ доказывает, что формирование функциональной грамотности в области экологизации обусловливает развивающий эффект педагогического и технического образования, который связан с появлением новых ценностей (экосознание, экомышление, экогуманность), востребованных в практике будущего бакалавра, магистра, специалиста (педагога, инженера). Показано новое видение экологизации профессиональной деятельности как необходимого процесса, принципа, метода стабилизации и устойчивого развития в системе «человек - природа - социум» в условиях трансформации общества, образования. Раскрыты особенности построения образовательного процесса с учетом разработанных направлений и содержательных модулей, включенных в дисциплины педагогических, технических направлений, ориентированных, прежде всего, на ценности, гармонию с окружающим миром, личностную ответственность за экологию окружающего мира, ее сохранность, здоровьесбережение как важных показателей экограмотности выпускника вуза и нового качества жизни человека XXI в. Реализована программа «Экологическая метадидактика» по направлению 44.04.01 (педагогическое образование, уровень магистратуры), основная цель которой связана с освоением будущими магистрами дидактических систем, технологий обучения и воспитания экологической личности. Программа реализована через совокупность занятий разного плана, где больший уклон шел на практическую отработку умений, навыков решения проблемы, отработку механизмов в рамках осознанности, приращения знаний в области дидактики, воспитания как особых экологических систем.

Заключение. Реализация процесса экологизации встраивается в содержательный и деятельностный компоненты профессионального образования и предполагает активную включенность будущих бакалавров в научно-практическую, проектную деятельность экологической направленности для получения качественного результата, что обеспечивает новый формат объемности мышления, креативности, тех качественных показателей, которые позволяют думать глобально и действовать локально современному выпускнику высшей школы в совокупности с системой экоценностей, что обеспечивает устойчивость развития системы «человек - природа - социум».

Ключевые слова: бакалавр, функциональная грамотность, экологизация, экограмотность, профессиональная деятельность.

Введение

Понятие «функциональная грамотность» сегодня широко используется в практике профессиональной подготовки будущего выпускника школы и вуза. Для уточнения ряда понятийно-функциональных позиций проведем дискурс-анализ, результаты которого станут некоторой отправной точкой для педагога в рамках усиления экологической безопасности и экологической грамотности [1].

Необходимость дискурс-анализа экологизации мы связываем с глобальными идеями устойчивого

развития общества, вопросами современной трансформации образования, что является целью данной статьи [2].

Значение понятийного дискурс-анализа формирования функциональной грамотности очевидно как с позиции глобалистики, так и локальных региональных практик. С одной стороны, идет последовательное построение новых параметров реализации глобальных идей устойчивого развития общества, теории и практики исследований в области экологизации гуманитарного и технического науч-

ного направления [3]. С другой стороны, в условиях глобалистики и педагогических реалий дискурсивная аналитика задает параметры необходимости конструирования концептуальных оснований для объяснения способов формирования функциональной грамотности в области экологизации профессиональной деятельности с учетом педагогической и инженерной инноватики, смысловых параметров форм и методов построения учебной и воспитательной деятельности. С третьей стороны, дискурсивный анализ выявляет скрытность некоторых смысловых параметров понятия «формирование функциональной грамотности в области экологизации» через раскрытие и учет деятельностного, когнитивного, диагностического компонента и их интерпретации [4].

Проводя дискурс-анализ, отмечаем, что формирование функциональной грамотности в области экологизации (как особой миссии) доказывает развивающий эффект педагогического и технического образования, который связываем с появлением новых ценностей (экосознание, экомышление, экогу-манность), востребованные в практике будущего бакалавра, специалиста (педагога, инженера) [5].

Характер новых ценностей подводит к осознанию характера антропоэкологичности педагогического образования, а именно образования для жизни и образования на всю жизнь [6]. В рамках такого осознания экологические знания и умения, полученные в вузе, уже недостаточны для молодого выпускника, чтобы ему быть всегда успешным и креативным.

Здесь уместно вспомнить концептуальные идеи ученого-педагога С. И. Гессена, основанные на идеях гуманизма (во всех деталях обучения, воспитания). Сотворчество, духовность, устремленные в будущее и утверждающие главенство идей в диалектической зависимости «добро - истина - красота», актуальны в реализации экологизации современного образования [7].

Действительно, само педагогическое образование становится особой экосистемой, которая обеспечивает качественное развитие современного общества с учетом принципов экологичности, рациональности, гуманности, кооперации, коллабора-ции, проблемности, культуросообразности [8].

Меняется и сам педагог и выпускник. Каждый педагог имеет возможность непрерывно обогащать функциональную грамотность как особый профессиональный показатель с позиций экорацио-нальности, экоинновационности процессов, заданных логикой бифуркации устойчивого развития общества и образовательных систем [9, 10].

Дискурс-анализ раскрывает нам сущностные основы двух понятий. Первое понятие - «функциональная грамотность» - рассматриваем как прио-

ритет современного образования, получившее распространение в конце 1960-х гг. (документы ЮНЕСКО). Продолжение и развитие понятия «функциональная грамотность» стало строиться с учетом и в динамике с компетенциями, компетентностью различных стратегий (социальная, культурологическая, политическая, математическая, экономическая и т. д.). В таком контексте функциональная грамотность в области экологизации профессиональной деятельности выступает как некий способ социально-профессиональной ориентации личности, интегрирующей связь функциональной грамотности с многоплановой экологической деятельностью. Возникает простой вопрос: «Обладают ли выпускники образовательного учреждения, получившие высшее педагогическое, техническое образование, функциональной грамотностью в области экологизации профессиональной деятельности, необходимой для полноценного функционирования в современном обществе, для решения проблемных задач экологической безопасности, природоохранного, здоровьесберегающего характера в различных сферах человеческой деятельности?» [11].

Второе понятие - «процесс экологизации» -рассматриваем как междисциплинарное направление в условиях глобалистики, которое получило широкое распространение после международного конгресса по окружающей среде (Стокгольм, 1972) и активно внедряется в практику профессиональной деятельности.

Материал и методы

Материал исследования - процесс экологизации профессиональной деятельности с учетом основных направлений устойчивого развития общества как среды жизнедеятельности настоящего и будущего обучающихся высшей школы. Применен метод дискурс-анализа для раскрытия понятия «экологизации» как принципа, процесса, метода с включением ведущих идей устойчивого развития образовательных, технических сообществ в рамках сравнительного, сопоставительного анализа. Эмпирическая база исследования формировалась с помощью анализа педагогического опыта, педагогического эксперимента, наблюдений, опросных методов (анкетирование, беседа), статистической обработка результатов.

Результаты и обсуждение

Актуальность и глобальное значение процесса экологизации профессиональной деятельности подчеркнуты в одном из последних значимых документов «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Указ Президента РФ

07.05.2018) с учетом различных направлений: комфортность, повышение качества жизни, здоро-вьесбережение и др.

Данные идеи не новы, они получили отражение в самой экологии и педагогике, экологической педагогике и психологии, делающих акцент на рациональности взаимоотношений в системе «человек -природа» [11]. Таким образом, процесс экологизации на современном этапе эволюционировал: от рассмотрения взаимоотношений организмов и окружающей среды до рассмотрения взаимоотношений в системе «человек - природа - социум». Этот факт послужил основанием для рассмотрения экологизации как эффективного принципа, процесса, метода в рамках ведущих приоритетов профессиональных, общественных, природных взаимодействий.

С учетом всемирных идей устойчивого развития общества экологизация как принцип профессиональной деятельности стратегически ориентирует на экологическую безопасность, новизну целевых, концептуальных оснований [12].

Экологизация как метод профессиональной деятельности предусматривает изменение содержательных, методологических оснований с позиции гармонизации взаимоотношений (человек, природа, социум) в любой отрасли деятельности. Экологизация как метод профессиональной деятельности требует новизны форм, средств познания, критериев оценки эффективности деятельности экологической направленности.

Экологизацию как процесс мы связываем с идеей непрерывного включения экологического подхода не только в изучение традиционных фактов, законов науки экологии, но и современных явлений, возникающих в условиях трансформации общества. Здесь становятся значимыми совокупность навыков, система ценностей, развитие которых ведет к пониманию, коммуникативному обсуждению, коллаборации сущности экологических положений, связанных с изучением экологических потребностей, интересов, здоровьесбережения человека.

Таким образом, процесс экологизации особенно актуален в условиях трансформации современного общества, который мы рассматриваем как комплексное научное направление, обладающее внутренним единством, общими понятиями, принципами и подходами, что позволяет формировать современную экологическую картину действительности на основе экологических знаний, умений, навыков, опыта деятельности, лежащих в основе функциональной экограмотности [13].

Такое построение образовательного процесса можно отнести к педагогике в ее глобальном измерении и назначении (педагогика «Ненасилия»,

«Нравственная» педагогика, «Гуманная» педагогика, «Зеленая» педагогика), ориентированных, прежде всего, на ценности экологической направленности, гармонию с окружающим миром, личностную ответственность за окружающий мир, его сохранность, здоровьесбережение, что обеспечит в будущем новое качество жизни человека XXI в. [14].

Для активизации процесса экологизации нами разработаны ключевые направления, рассмотрим их особенности:

- методологическое направление раскрывает экологизацию как действенный подход к современным технологиям и видам деятельности профессионального образования, технического производства, снижающий негативность воздействия на среду, с учетом минимизации экологических рисков;

- социальное направление рассматривает экологизацию как действенный подход к современному социуму с учетом применения комплекса мер, направленных на заботу об окружающей среде, каждого человека [15];

- общественное направление тесно переплетено с процессом формирования общественного сознания, распространения, пропаганды взглядов, связанных с сохранением живой среды;

- технико-технологическое направление ориентировано на разработку, внедрение в производство такой техники и технологий, которые при максимальном получении высокого качества продукции обеспечивали бы сохранение экологического равновесия в природе, круговороте веществ;

- правовое направление раскрывает внедрение и конкретизацию экологических императивов в правовых нормах, документах и правилах, регламентирующих хозяйственную и рекреационную и иную деятельность, оказывающих влияние на окружающую природную среду;

- научно-исследовательское направление доказывает широкое участие различных наук в решении экологических проблем;

- воспитательное направление представляет собой особую ветку педагогического знания с учетом создания интегрированной системы природо-и культуросообразного образования (воспитания, обучения, развития) [16]. Это новый тип построения воспитательно-образовательных систем нравственного, гуманного характера, который обеспечивает целостное единение в системе «человек -природа - социум».

На основе данных направлений нами разработан учебно-методический комплекс «Экологизация профессиональной подготовки» будущего бакалавра, внедренный в образовательный процесс высшей школы Тюменской области, с включением курсов по выбору для педагогических и технических на-

правлений («Моя профессия в решении глобальных проблем цивилизации», «Приоритетные технологии и техники в энергоресурсосбережении», «Новые экопрофессии в инженерии», «Новые экопро-фессии в образовании», «Методология и принципы реализации экологизации профессиональной деятельности», «Функциональная экограмотность и устойчивое развитие общества» и др.).

В практике нашей работы дополнительно реализована программа «Экологическая метадидакти-ка» по направлению 44.04.01 (педагогическое образование, уровень магистратуры), основная цель которой связана с освоением будущими магистрами дидактических систем, технологий обучения и воспитания экологической личности. Степень осознанности программы строилась с элементами рефлексии выполненных заданий, самостоятельности, диалога, работы в команде. Программа была реализована через совокупность занятий разного плана, где больший уклон шел на практическую отработку умений, навыков решения проблемы, отработку механизмов в рамках осознанности, приращения знаний в области дидактики, воспитания как особых экологических систем.

Следует отметить результативность реализации программы в содержательном плане - это представление об экологической дидактике как особой междисциплинарной теории обучения, ориентированной на отработку элементов функциональной экограмотности. Результативность реализации программы в деятельностном плане связана с приобретением опыта эффективности педагогической работы как особой экодеятельности в обучении через осуществление самопознания, самоопределения, формирования собственного взгляда. Результативность реализации программы в личностном плане связана с приобретением опыта формирования экологически воспитанной личности, характеризующейся высоким уровнем функциональной экограмотности и экологического мировоззрения. Результативность реализации программы в научно-методическом плане была определена возможностью создания авторских дидактических разработок для обучения и воспитания в режиме моделирования экологически ориентированных технологий.

Раскроем кратко содержание разделов программы.

Раздел 1. Актуальность и значение научного направления «Экологическая метадидактика». Экологическая метадидактика как метанаука. Запросы зеленой экономики, теория устойчивого развития общества - глобальные современные тренды как факторы трансформации современной теории обучения. Адаптация системы обучения к факторам трансформации дидактики в современной эпохе. Построение теории обучения и воспитания как

экологических систем - значимые приоритеты государственной политики Российской Федерации, федеральных документов, федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. «Экологическая метадидактика» и дидактика. Сопоставительный дискурс-анализ.

Раздел 2. История и развитие экологической ме-тадидактики. Философские, педагогические основы, степень общности, сферы применения. История зарождения и развитие направления «Экологическая метадидактика».

Идеи экологической метадидактики в трудах классиков. Вольфганг Ратке - природосообразное обучение. «Великая дидактика» - классика обучения всему для жизнедеятельности и формирования личного кругозора на окружающий мир. И. Гер -барт - воспитательные возможности учебных предметов, методы развития внимания. Прогрессивист-ская школа Дьюи и ее приверженцы (Ж.-Ж. Руссо, Ф. А. Дистерверг, Л. Н. Толстой). Теория и практика свободного природосообразного свободного воспитания и развития.

Раздел 3. Экологическая метадидактика как особая дидактическая система. Смысл и цели обучения экологической метадидактики как личност-но ориентированной и природосообразной системы. Развитие природной сущности ученика. Принципы, закономерности экологической метадидак-тики, отбор содержаний, технологий, форм, методов, средств, контроль, осознание и оценка результатов обучения.

Раздел 4. Методологические предпосылки создания экологической метадидактики. Методологические предпосылки российских и зарубежных ученых. Характеристика идей русского философа Н. О. Лосского: космологизм, софиология, соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм). Взаимодействие в системе «человек - мир» с позиции ученых-космистов (Л. Н. Толстой, Н. Ф. Федоров, Вл. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. А. Бердяев, Д. А. Андреев и др.). Человек как микромир, подобность Вселенной как макромиру. Глобальность и локальность перемен в системе «человек - природа - общество», уровень организации природных вселенских изменений.

Раздел 5. Миссия экологической метадидакти-ки. Экологическая метадидактика и развитость человека сообразно общечеловеческим проблемам. Построение индивидуальной траектории обучения. Построение отношений в системе «я - природа -культура - космос - мы». Мое самоопределение и движение в окружающем мире. Способы экодея-тельности (оценка, корректировка происходящего обучения). Человек нового «облагороженного»

образа (умственный образ: интеллектуально независим, свободен; эстетичный образ: понимает, искусство, любое творчество; нравственный образ: имеет развитые чувства (деятельная доброта, единство общечеловеческого, космического); религиозный образ: духовное восприятие, знание религиозных форм, потребность в духовной реальности; телесный образ: стройное телосложение, пластика движений).

Раздел 6. Педагогическое образование как экологическая система. Миссия образования человека во Вселенной, его предназначение. Продуктивная экодеятельность образовывающегося человека. Экопродукты и сферы деятельности человека. Содержание сфер познаваемой действительности. Связь человека и социума. Уровень Биосферы как сферы живого (В. И. Вернадский). Уровень Ноосферы - сферы разума. Уровень Пневматосферы -сферы духа (П. А. Флоренский). Уровень Инфосферы - сферы информации, телекоммуникации, интернет-ресурсов. Педагогическое образование (открытость, инновационность). Базовые закономерности в создании нового экознания. Образование как творчество, искусство, мастерство. Образование как экологическая система: связь времен от прошлого до создания будущего. Экологические коммуникации, взаимодействия, общность дел для изменения жизни последующих поколений. Человек как участник социокультурных процессов «прошлое - настоящее - будущее». Главные принципы экообразования - креативность, экологизация смыслов, чувств, образа жизни, безопасности, здоровья.

Раздел 7. Функциональная экограмотность как результат экологической метадидактики. Теория и практика обучения с позиции функциональной экограмотности. Отечественные и зарубежные мыслители о функциональной экограмотности, смысловые характеристики грамотности человека и его образования, отношение к себе, окружающему миру.

Образовательная система и функциональные грамотности XXI в. Масштабы обучения как особой мировоззренческой ориентации на самореализацию обучающегося в окружающем мире. Дидактическая значимость функциональной экограмот-ности для любой школы и человека будущего, осознающего причастность ко Вселенной. Становление функциональной экограмотности: от семейных традиций до реальной действительности образовательной среды. Здровьесберегающие методы, средства обучения.

В содержании разделов были использованы практические задания различной направленности: «Я в окружающем мире», «Мысли глобально», «Действуй локально». Так, в шестом разделе программы

«Педагогическое образование как экологическая система», говоря о здоровье человека, предложены следующие проблемные вопросы. Назовите основные показатели кризиса здоровья в мире? Как функциональная грамотность населения связана с показателями здоровья? Что такое индивидуальное самочувствие педагога, обучающегося и как они связаны с деградацией окружающей среды?

В практическом разделе «Я и окружающий мир» обучающиеся изучали влияние индекса качества жизни на самочувствие педагога, обучающегося. Ранжировали по степени негативности влияния, предлагали меры по снижению негативного влияния этих индексов на самочувствие. Определяли параметры здоровья педагога и личной безопасности. Практический раздел «Мысли глобально» был связан с выяснением влияния экологических кризисов на здоровье школьников в различных странах. Практический раздел «Действуй локально» раскрывал вопросы по осознанию негативных конфликтов на здоровье педагога, обучающегося. При этом происходило осознание здоровья как особой ценности человека.

Большой популярностью стали научно-исследовательские проекты по следующим темам: «Экологизация и качество жизни», «Влияние отходов на здоровьесбережение человека», «Экологизация региональной среды», «Воспитательный потенциал экологизации образовательной среды вуза».

Дополнительно были разработаны модули, которые встраивались вертикально и горизонтально в содержание предметных областей будущих бакалавров:

- экогуманитарный модуль учитывал параметры развития критичности мышления, экологических навыков, умений;

- экосоциальный модуль раскрывал параметры качества жизни, зависимость развития социума от факторов загрязнения;

- экотехнический модуль делал уклон на инновационных технологиях, технике для переработки отходов с учетом сохранности природных экосистем;

- экоздоровьесберегающий модуль раскрывал вопросы сохранения здоровья, негативность токсичных веществ (табак, алкоголь, наркотики) на здоровье человека.

Теоретический и практический результат реализации учебно-методического комплекса проявился в уровне сформированности функциональной экограмотности будущих бакалавров как индивидуального и социально значимого качества выпускника.

В ходе реализации учебно-методического комплекса, выстроенного с учетом ключевых направлений, были решены поставленные задачи, экспе-

риментально проверено внедрение новых интегрированных курсов, проектов развития экограмотно-сти как надпредметного качества субьектов образовательной деятельности.

Результаты проведенной диагностики педагогов, обучающихся педагогических и технических вузов свидетельствуют о том, что проблема экологизации будущей профессиональной деятельности является актуальной. Число обучающихся, обеспокоенных слабым уровнем развития функциональной экограмотности, увеличилось с 16 % в 2019 г. до 76 % в 2021 г.

Исходя из концепции устойчивого развития современного образования, можно сказать, что оно строится, опираясь на процесс экологизации, однако данная категория практически не представлена в общепрофессиональных программах, а целевой ориентир в нормативно-правовых документах присутствует. Учитывая данные параметры, в образовательный процесс подготовки будущего бакалавра педагогических, технических направлений были включены развивающие блоки, раскрывающие ключевые области экологизации.

Оценку уровня выраженности показателей функциональной экограмотности (ФЭГ) покажем в виде лепестковой диаграммы. Динамика общего прироста составила: экознаний (ЭЗ) - 14 %, экоуме-ний (ЭУ) - 11 %, эконавыков (ЭН) - 8 %, ценностные ориентации: экогуманность (ЭГ) - 12 %, здоро-вьесбережение (ЭЗ) - 21 %. Максимум прироста в точке ЭЗ (экологические знания) - 26 %. Существенно выросли (от 12 до 21 %) ценностные показатели (ЭГ) (гуманность в решении вопросов экологизации). Показали прирост компоненты по экологическим навыкам (ЭН) - от 8 до 16 % (рисунок).

Динамика изменений функциональной экограмотности будущего бакалавра по ведущим показателям

Высокий прирост показателей функциональной экограмотности будущего бакалавра был связан с высокой мотивацией и интересом к содержанию выделенных направлений. При проведении собеседования с будущим бакалавром выявляются скрытые моменты формирования экограмотности на основе ряда вопросов: С какой целью Вы формируете экологическую грамотность? Как данная цель соотносится с целями и задачами профессиональной деятельности? Удалось ли Вам достичь запланированных результатов? Как Вы это можете обосновать и раскрыть свой уровень развития функциональной экограмотности? Какие методические и дидактические материалы Вы используете для развития функциональной экограмотности? В какой мере Вам помогает экограмотность участвовать в подготовке проектов экологического направления? Можно ли утверждать, что функциональная эко-грамотность - платформа вашей будущей жизнедеятельности и профессионального роста?

Заключение

Быстрые темпы трансформации профессионального знания подчеркивают стратегическую необходимость высокого уровня развития функциональной экограмотности выпускника вуза, которая формирует новый формат устойчивого развития общества и природы. В этих условиях трансформации и перехода к информационному обществу высшая школа обеспечивает новое качество образования - качество, которое заключается в получении выпускником высокого уровня развития экознаний, экоумений, эконавыков, функциональная роль которых важна на различных уровнях деятельности. Глобальная роль функциональной экограмотности раскрывается как новый формат объемности мышления, креативности. Это тот качественный показатель, который позволяет думать глобально и действовать локально современному выпускнику высшей школы в совокупности с системой экоценностей, что обеспечивает устойчивость развития системы «человек - природа -социум».

Локальная роль раскрывает функциональную экограмотность как источник, ресурс личностного, профессионального развития, обеспечивающий прогресс образовательного сообщества и индивидуальность каждого субъекта, что востребовано в жизнедеятельности и будущей профессии.

Список литературы

1. Агранович М. Л. Индикаторы достижения целей устойчивого развития в сфере образования и национальная образовательная политика // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 242-264.

2. Кутковая Е. С. Дискурс-анализ эмоций и теория позиционирования в исследовании социального // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 34. С. 6.

3. Egorov A. N., Loseva N. I., Egorova G. I. Siberian arts and crafts as basis for development of cultural traditions and innovations of / Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations // Advances in Intelligent Systems and Computing 677. Springer International Publishing AG, 2018. P. 93-100. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_13

4. Бондаревская Е. В. Инновационные процессы в современном педагогическом образовании. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. 314 с.

5. Егорова Г. И. Миссия образования в развитии интеллектосферы и ноосферы глобализирующегося мира. Развитие ноо-сферных идей в педагогической науке и образовательной практике. Санкт-Петербург; Тюмень: ТОГИРРО - РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. 80 с.

6. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: учеб. и практикум для акад. бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 223 с.

7. Гессен С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 2016. 448 с.

8. Кривых С. В. Инновационные социальные технологии // Технологии в деятельности службы сопровождения: учеб.-ме-тод. пособие. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. С. 216.

9. Егорова Г. И. Подготовка обучающихся школы и вуза в контексте социокультурного развития // Академия профессионального образования. 2020. № 5. С. 25-31.

10. Кривых С. В. Дистанционное обучение как средство индивидуализации профессионального образования // Академия профессионального образования. 2020. № 4. С. 3-13.

11. Егорова Г. И. Формирование научно-технического кругозора будущего специалиста. Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. 160 с.

12. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2016. 416 с.

13. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 241 с.

14. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 198-202.

15. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

16. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. E. H. Степанова. М.: Сфера, 2000. 348 с.

Егорова Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Сургутский государственный педагогический университет (ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, Сургут, Россия, 628417). E-mail: egorovagi@list.ru

Семухин Сергей Петрович, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет (ул. Володарского, 38, Тюмень, Россия, 625100). E-mail: semuhin.sereja@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Егоров Андрей Николаевич, кандидат технических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет (ул. Володарского, 38, Тюмень, Россия, 625100). E-mail: egorovandre@mail.ru

Материал поступил в редакцию 12.07.2021

DOI 10.23951/1609-624X-2021-5-53-61

DISCOURSE ANALYSIS OF THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF FUTURE BACHELORS IN THE FIELD OF ECOLOGIZATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY

G. I. Egorova1, S. P. Semukhin2, A. N. Egorov2

1 Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russian Federation

2 Tyumen Industrial University, Tyumen, Russian Federation

Introduction. The article shows the appeal of teachers and scientists to the scientific concept of "functional literacy" as a timely necessity in connection with the issues of transformation, sustainable development of society, global changes, the introduction of a new generation of FSES. The choice of the topic of the article is due to the accumulated experience, scientific research in the formation of functional literacy of future bachelors, masters in the field of ecologization of professional activity.

The aim of the study is to conduct a discourse analysis of the formation of functional literacy in the field of ecologization of professional activity in the context of the transformation of modern education.

Material and methods. Theoretical: analysis of pedagogical, philosophical, sociological, literature, normative legal documents; discourse analysis. Empirical: analysis of pedagogical experience, pedagogical experiment, observation, survey methods (questionnaire, conversation), statistical processing of results.

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2021. 5 (217)

Results and discussion. The discourse analysis proves that the formation of functional literacy in the field of ecologization determines the developing effect of pedagogical and technical education, which is associated with the emergence of new values (eco-awareness, eco-thinking, eco-humanity), which are in demand in the practice of the future bachelor, master, specialist (teacher, engineer). A new vision of the greening of professional activity as a necessary process, principle, method of stabilization and sustainable development in the "man - nature society" system in the conditions of transformation of society and education is shown. The features of the construction of the educational process are revealed, taking into account the developed directions and content modules included in the disciplines of pedagogical and technical directions, focused primarily on values, harmony with the surrounding world, personal responsibility for the ecology of the surrounding world, its safety, health preservation - as important indicators of the eco-literacy of a university graduate and a new quality of life of a person of the XXI century. The program "Ecological metadidactics" was implemented in the direction 44.04.01 (pedagogical education, master's degree level), the main goal of which is related to the development of didactic systems, technologies of teaching and upbringing of an ecological personality by future masters. The program was implemented through a set of classes of different plans, where a greater emphasis was on practical development of skills, problem-solving skills, working out mechanisms within the framework of awareness, increasing knowledge in the field of didactics, education as special ecological systems.

Conclusion. The implementation of the greening process is integrated into the content and activity components of professional education and assumes the active involvement of future bachelors in scientific, practical, project activities of an environmental orientation to obtain a high-quality result, which provides a new format of voluminous thinking, creativity, those qualitative indicators that allow a modern graduate of a higher school to think globally and act locally in conjunction with a system of eco-values, which ensures the sustainability of the development of the "man nature society" system.

Keywords: bachelor's degree, functional literacy, ecologization, eco-literacy, professional activity.

References

1. Agranovich M. L. Indikatory dostizheniya tseley ustoychivogo razvitiya v sfere obrazovaniya i natsional'naya obrazovatel'naya politika [Indicators for achieving the Sustainable Development Goals in education and national education policy]. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies Moscow, 2017, no. 4, рp. 242-264 (in Russian).

2. Kutkovaya E. S. Diskurs-analiz emotsiy i teoriya pozitsionirovaniya v issledovanii sotsial'nogo [Discourse analysis of emotions and the theory of positioning in the study of the social]. Psikhologicheskiye issledovaniya, 2014, vol. 7, no. 34. p. 6 (in Russian).

3. Egorov A. N., Loseva N. I., Egorova G. I. Siberian arts and crafts as basis for development of cultural traditions and innovations. Linguistic and Cultural Studies: Traditions and Innovations. Vol. 677. Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer International Publ., 2018. Pp. 93-100. DOI: 10.1007/978-3-319-67843-6_13 AG (in Russian).

4. Bondarevskaya E. V. Innovatsionnye protsessy v sovremennom pedagogicheskom obrazovanii [Innovative processes in modern teacher education]. Rostov-on-Don, IPO PI YUFU Publ., 2010. 314 p. (in Russian).

5. Egorova G. I. Missiya obrazovaniya v razvitii intellektosfery i noosfery globaliziruyushchegosya mira Razvitiye noosfernykh idey v pedagogicheskoy nauke i obrazovatel'noy praktike [The mission of education in the development of the intellect sphere and the noosphere of the globalizing world The development of noosphere ideas in pedagogical science and educational practice]. Saint Petersburg-Tyumen', TOGIRRO - Herzen University Publ., 2018. 80 p. (in Russian).

6. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskaya antropologiya: uchebnik i praktikum dlya akadem. bakalavriata [Educational Anthropology: textbook and workshop for academic bachelor's degree]. Moscow, Yurayt Publ., 2018. 223 p. (in Russian).

7. Gessen S. I. Osnovy pedagogiki: vvedeniye v prikladnuyu filosofiyu [Fundamentals of Pedagogy: an Introduction to Applied Philosophy]. Moscow, Shkola-Press Publ., 2016. 448 p. (in Russian).

8. Krivynh S. V. Innovatsionnye sotsial'nye tekhnologii [Innovative social technologies]. Tekhnologii v deyatel'nosti sluzhby soprovozhdeniya. Uchebno-metodicheskoye posobiye [Technologies in the activities of the escort service: a training manual]. Saint Petersburg, Herzen University Publ., 2020. P. 216. (in Russian).

9. Egorova G. I. Podgotovka obuchayushchihsya shkoly i vuza v kontekste sotsiokul'turnogo razvitiya [Training of school and university students in the context of socio-cultural development]. Akademiya professional'nogo obrazovaniya - Academy of professional education, 2020, no. 5, pp. 25-31 (in Russian).

10. Krivykh S. V. Distantsionnoye obucheniye kak sredstvo individualizatsii professional'nogo obrazovaniya [Distance learning as a means of individualization of professional education]. Akademiya professional'nogo obrazovaniya - Academy of professional education, 2020, no. 4, pp. 3-13 (in Russian).

11. Egorova G. I. Formirovaniye nauchno tekhnicheskogo krugozora budushchego spetsialista [Formation of the scientific and technical outlook of the future specialist]. Tyumen, TyumGNGU Publ., 2013. 160 p. (in Russian).

12. Rean A. A. Psikhologiya lichnosti. Sotsializatsiya, povedeniye, obshcheniye [Psychology of personality. Socialization, behavior, communication]. St. Petersburg, Praym - Evroznak Publ., 2016. 416 p. (in Russian).

13. Fokin Yu. G. Teoriya i tekhnologiya obucheniya. Deyatel'nostnyy podkhod: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Theory and technology of training. Activity-based approach: textbook for universities]. Moscow, Yurayt Publ., 2020. 241 p. (in Russian).

14. Pozdeyeva S. I. Otkrytoye sovmestnoye deystviye pedagoga i rebyonka: soderzhaniye, priznaki, rezul'taty [Open joint programme of teacher and a child: content, evidence, results]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2012, vol. 4 (119), pp. 198-202 (in Russian).

15. Khutorskoy A. V. Sovremennaya didaktika: uchebnik dlya vuzov [Modern didactics: a textbook for universities]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001. 544 p. (in Russian).

16. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskayapsikhologiya [Educational psychology]. Editor E. H. Stepanova. Moscow, Sfera Publ., 2000. 348 p. (in Russian).

Egorova G. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Surgut State Pedagogical University (ul. 50 let VLKSM, 10/2,

Surgut, Russian Federation, 628417).

E-mail: egorovagi@list.ru

Semukhin S. P., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tyumen Industrial University (ul. Volodarskogo,

38, Tyumen, Russian Federation, 625100).

E-mail: semuhin.sereja@yandex.ru

Egorov A. N., Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Tyumen Industrial University (ul. Volodarskogo, 38,

Tyumen, Russian Federation, 625100).

E-mail: egorovandre@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.