Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как путь формирования методологической грамотности будущих бакалавров профессионального обучения в вузе'

Самостоятельная работа как путь формирования методологической грамотности будущих бакалавров профессионального обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ЗАКОН СМЕНЫ ЛОГИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / BACHELOR OF VOCATIONAL EDUCATION / THE LAW CHANGE THE LOGIC OF SOCIAL BEHAVIOR / METHODOLOGICAL LITERACY / METHODOLOGICAL PEDAGOGICS / COMPETENCE APPROACH / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Наталья Сергеевна

Рассмотрены ретроспективные особенности наполнения понятия «грамотность», их влияние на формирование понятия «методологическая грамотность». Обоснована актуальность формирования методологической грамотности будущих бакалавров профессионального обучения. Сформулировано определение методологической грамотности, признаки методологически грамотной личности и условия формирования составляющих методологической грамотности. Раскрываются возможности самостоятельной работы для формирования методологической грамотности будущих бакалавров профессионального обучения в качестве основы развития их профессионально-педагогической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK AS A WAY OF FORMATION OF METHODOLOGICAL LITERACY OF FUTURE BACHELORS OF PROFESSIONAL TRAINING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The paper considers the retrospective features of filling the concept of “literacy” and their influence on the formation of the concept of “methodological literacy”. Based on the retrospective analysis and the phenomenon of change in the logic of social behavior the author formulated the definition of methodological literacy and defined the signs if the methodologically competent person. The article states the urgency of forming of methodological literacy of future bachelors of professional training and presents the conditions of formation of the components of the methodological literacy in the process of teaching subjects of vocational training. It also reveals the possibility of independent work for the formation of methodological literacy of future bachelors of vocational training as the basis of their professional and pedagogical competence, provided this form of independent work, the factors affecting the performance of independent work, as well as forms and methods of control of independent work are considered as the basis of development of professional-pedagogical competence of future bachelors of professional training.

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как путь формирования методологической грамотности будущих бакалавров профессионального обучения в вузе»

УДК 378.147.88

Н. С. Ваганова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПУТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Рассмотрены ретроспективные особенности наполнения понятия «грамотность», их влияние на формирование понятия «методологическая грамотность». Обоснована актуальность формирования методологической грамотности будущих бакалавров профессионального обучения. Сформулировано определение методологической грамотности, признаки методологически грамотной личности и условия формирования составляющих методологической грамотности. Раскрываются возможности самостоятельной работы для формирования методологической грамотности будущих бакалавров профессионального обучения в качестве основы развития их профессионально-педагогической компетентности.

Ключевые слова: бакалавр профессионального обучения, закон смены логики социального поведения, методологическая грамотность, методологическая педагогика, компетентностный подход, самостоятельная

работа.

Необходимо поменять вектор цели народного образования: от информационно-кодирующей фактологической педагогики следует перейти к педагогике методологической, способной привить прежде всего навыки и методологию новых знаний.

В.А. Ефимов

Реформирование системы профессионального образования диктует необходимость в подготовке специалистов с новым типом мышления и уровнем грамотности. В связи с обозначенными обстоятельствами в современном постиндустриальном обществе проблема формирования грамотности становится все более актуальной.

Проведенный анализ исследовательских материалов [1, 2] показывает, что наполнение понятия «грамотность» кардинально изменилось за последние 50 лет. Наряду с классической интерпретацией грамотности, характеризующей умения человека читать, писать и производить арифметические расчеты, с конца 60-х гг. ХХ в. стал активно использоваться функциональный аспект грамотности, в трактовке которого подчеркиваются связи между грамотностью, производительностью труда и социально-экономическим развитием общества в целом. В дальнейшем функциональный аспект объединил

Частота биологического времени (неизменна = раз/25 лет)

Старая логика социального поведения (актуально накопление и герметизация знаний)

культурную, экономическую, политическую и другие виды грамотности как способ социальной ориентации личности. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. к характеристикам функционального аспекта грамотности были добавлены организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникационные умения. В современных научных исследованиях происходит расширение понятия «грамотность» за счет включения в него методологического аспекта, что выражается в появлении понятия «методологическая грамотность».

Обсуждая проблемы методологической грамотности в системе отечественного образования, необходимо обратить существенное внимание на качественно новое явление в жизни человеческого общества, которое исследователи [3, 4] назвали сменой логики социального поведения. Это явление, обусловленное выравниванием частот базовых биологических и социальных процессов, по сути, означает, что к началу ХХ1 в. человечество окончательно вступило в принципиально новый период своего развития, когда неизменный такт смены поколений (25 лет) впервые в истории человечества сравнялся с постоянно уменьшающимся тактом смены господствующих на нашей планете технологий (рисунок).

Новая логика

Период «резонанса» (совпадения частот -начала двух мировых войн)

социального поведения

(актуально быстрое освоение новых знаний)

=1800 г.

=1850 г.

1914 г. 1939 г.

=2000 г.

=2050 г.

Условная схема смены логики социального поведения

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 1 (153)

Если изначально технологические орудия (например, каменный топор) имели период жизни тысячелетия, следующие технологии (паровой двигатель) использовались столетиями, то сегодня, по мнению японских ученых, дальнейшее развитие связано с полным обновлением господствующих технологий каждые 5-10 лет, т. е., многократно при жизни одного поколения. Аналогичные процессы развиваются и в общественном сознании.

В. А. Ефимов справедливо отмечает, что в этом кроется радикально новый вызов системе образования ХХ1 в.: «Раньше можно было сформировать у учащихся некоторую сумму фактологических знаний и быть уверенным, что их хватит на всю оставшуюся жизнь, за время которой не происходило никаких перемен. На этом этапе была эффективна система фактологической педагогики... Теперь эта логика социального поведения становится недееспособной. Следовательно, необходимо поменять вектор цели народного образования: от информационно-кодирующей фактологической педагогики следует перейти к педагогике методологической, способной привить прежде всего навыки и методологию новых знаний» [1, с. 25].

Таким образом, под методологической грамотностью будем понимать способность будущего специалиста пользоваться информацией, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в едином и целостном мозаичном мире, добывать новое знание, а также определять цели и задачи своей деятельности на основе взаимно обусловленных явлений и процессов, реализуемых в рамках единой меры развития. Терминологическая трактовка методологической грамотности позволяет определить основные признаки методологически грамотной личности, к числу которых следует отнести:

- мозаичное мировоззрение как систему взглядов на единый и целостный мир совокупности вза-имовложенных и взаимообусловленных явлений и процессов;

- самостоятельность, наличие волевых характеристик и навыков личностного самосовершенствования;

- психологические умения, понимание соотношения сознательных и бессознательных уровней психики, наличие навыков концентрации мысли, приемов релаксации и психологической поддержки;

- интеллектуальные и информационные умения, в том числе скорочтение, пользование информационно-коммуникационными технологиями, свободное владение иностранными языками;

- ценностно-смысловые, социально-трудовые и коммуникативные умения.

Следовательно, в целях формирования методологической грамотности образовательная политика общества и государства должна носить непрерывный методологический характер и воспитывать человека, владеющего методологической культурой мышления.

В педагогических исследованиях проблема методологической грамотности рассматривалась в работах В. В. Краевского, Е. В. Бережновой, В. А. Ефимова, И. В. Солонько, В. А. Дмитриева, Е. Н. Михайловой и др. [1, 4-7]. Однако следует отметить, что проблема формирования методологической грамотности у будущих бакалавров профессионального обучения еще на нашла должного отражения в педагогической науке.

В современной педагогической теории и практике понятие методологической грамотности рассматривается в рамках компетентностного подхода, согласно которому процесс обучения будущих специалистов ориентирован на реализацию концепции «образование через всю жизнь». Формирование же методологической грамотности будущих бакалавров профессионального обучения должно являться основой для дальнейшего развития их профессионально-педагогической компетенции, при этом компетентностный подход дает возможность усилить личностную ориентацию содержания профессионального образования.

Цикл дисциплин профессиональной подготовки будущих бакалавров профессионального обучения в силу наличия в нем интегративного методологического содержания обеспечивает возможность формирования методологической грамотности у студентов вуза [8].

Составляющие методологической грамотности могут быть приобретены будущими специалистами, если соблюдены следующие условия:

- образовательный процесс ориентирован на формирование мозаичного мировоззрения, развитие самостоятельности, навыков личностного самосовершенствования и ответственности студентов за результаты своей деятельности;

- обучение носит деятельностный характер, используются формы продуктивной творческой деятельности;

- предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели.

В русле обозначенных условий самостоятельная работа студентов является одним из важнейших направлений формирования методологической грамотности будущих бакалавров профессионального обучения.

Авторы разделяют позицию А. Н. Ковальчук о сущности самостоятельной работы студентов в современных обстоятельствах как «деятельности по усвоению знаний и умений без непосредствен-

ного участия преподавателя, но под его контролем. При самостоятельной работе студент сам осознает характер выполняемой работы, определяет и находит новые способы преодоления возникающих трудностей и организует свою деятельность» [9, с. 90].

При этом в процессе самостоятельной работы будущих бакалавров профессионального обучения основным становится не усвоение готовых знаний, а развитие у студентов способностей к овладению методами самостоятельного поиска информации, творческого ее осмысления на основе известных и вновь создаваемых способов и средств деятельности. Вышесказанное определяет необходимость совершенствования традиционных и поиска новых форм организации и контроля самостоятельной работы будущих специалистов. Новое звучание также приобретают четкая организация и сопровождение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы будущих бакалавров профессионального обучения.

Практика профессиональной подготовки будущих бакалавров профессионального обучения подтвердила целесообразность использования следующих форм самостоятельной работы: аналитическая обработка текста, графическая интерпретация текстового материала, составление презентаций, выполнение эссе, подготовка и защита курсовых проектов, учебно-исследовательская работа. Особо следует отметить целесообразность использования групповых форм организации внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы, которые, по мнению ряда исследователей [10-15], учат студентов выстраивать отношения в группах, сотрудничать, быстро находить необходимую информацию в процессе коллективного поиска.

В качестве факторов, влияющих на результативность самостоятельной работы, выделены следующие:

- цель, время и характер самостоятельной работы;

- способ актуализации знаний и умений, необходимых для выполнения самостоятельной работы;

- использование заданий продуктивного характера;

- методика работы над ошибками.

Контроль своевременности и качества выполнения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы будущих бакалавров профессионального обучения является залогом формирования их методологической грамотности.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы студентов выступают тестирование, выполнение синквейнов, защита презентаций, представление проектов, коллоквиумы, участие в студенческих научно-практических конференциях.

Таким образом, в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров профессионального обучения необходимо максимально активизировать познавательные интересы и самостоятельность студентов, развить их способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению для проявления и реализации их возможностей. При этом основополагающим в профессиональном становлении будущих бакалавров профессионального обучения является формирование их методологической грамотности как основы профессионально-педагогической компетентности, включающей развитие способности самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т. е. практический опыт продуктивной самостоятельной работы.

Список литературы

1. Ефимов В. А. Концептуально-мировоззренческие проблемы системы российского образования // Ректор вуза. 2007. № 9. С. 23-27.

2. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: Науч.-внедрен. предприятие «ИНТЭК», 2007. 327 с.

3. Ефимов В. А. Прозрение. Многонациональная русская цивилизация: взгляды на человека, общество и мироздание. СПб., 2007. 142 с.

4. Ефимов В. А., Солонько И. В. Основы эффективного управления: краткий курс лекций. СПб.: СПбГАУ, 2008. 68 с.

5. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики. Новый этап. М.: Академия, 2008. 394 с.

6. Дмитриев В. А. Методологические основы творческой подготовки инженеров на базе технологии инновационного проектирования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 2 (46). С. 109-114.

7. Михайлова Е. Н. Исследовательская деятельность педагогов в системе непрерывного педагогического образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 7 (70). С. 32-34.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение» (по отраслям) (квалификация (степень) «Бакалавр») / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2009. 29 с.

9. Ковальчук А. Н. Организация самостоятельной работы студентов при реализации ФГОС // Инновационная деятельность в системе образования: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф., 3 декабря 2012 г., Калуга. Калуга, 2012. С. 90-93.

10. Иванова Л. Н. Самостоятельная работа как способ формирования компетентности будущего специалиста // Проф. образование. Столица. 2006. № 5. С. 21-22.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)

11. Виштак О. В., Оржинская С. В. Система планирования самостоятельной работы студентов // Проф. образование. Столица. 2011. № 1. С. 41-42.

12. Пакулина С. А. Психолого-педагогическая диагностика организации, управления и руководства самостоятельной работой студентов // Науч. исследования в образовании. 2008. № 11. С. 41-51.

13. Булынский Н. Н., Парская Н. В., Крапивина Е. А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов вуза. Челябинск: Энциклопедия, 2008. 44 с.

14. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия, 2006. 176 с.

15. Пилипенко Г.И. Формирование творческой самостоятельности как основы профессиональной деятельности будущего специалиста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2000. Вып. 8 (24). С. 26-28.

Ваганова Н. С., кандидат педагогических наук, доцент. Челябинская государственная агроинженерная академия.

Пр. Ленина, 75, Челябинск, Россия, 454080. E-mail: blago.daru@yahoo.com; masterskaya_N@mail.ru

Материал поступил в редакцию 30.05.2014.

N. S. Vaganova

INDEPENDENT WORK AS A WAY OF FORMATION OF METHODOLOGICAL LITERACY OF FUTURE BACHELORS OF PROFESSIONAL TRAINING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The paper considers the retrospective features of filling the concept of "literacy" and their influence on the formation of the concept of "methodological literacy". Based on the retrospective analysis and the phenomenon of change in the logic of social behavior the author formulated the definition of methodological literacy and defined the signs if the methodologically competent person. The article states the urgency of forming of methodological literacy of future bachelors of professional training and presents the conditions of formation of the components of the methodological literacy in the process of teaching subjects of vocational training. It also reveals the possibility of independent work for the formation of methodological literacy of future bachelors of vocational training as the basis of their professional and pedagogical competence, provided this form of independent work, the factors affecting the performance of independent work, as well as forms and methods of control of independent work are considered as the basis of development of professional-pedagogical competence of future bachelors of professional training.

Key words: bachelor of vocational education; the law change the logic of social behavior; methodological literacy; methodological pedagogics, competence approach, independent work.

References

1. Efimov V. A. Kontseptual'no mirovozzrencheskie problemy sistemy rossiyskogo obrazovaniya [Conceptual and ideological problems of the Russian education system]. Rektor vyza - The Rector of the University, 2007, no. 9, pp. 23-27 (in Russian).

2. Kompetentsii v obrazovanii: opyt proektirovaniya: sbornik nauchnykh trudov pod redaktsiey A.V. Khutorskogo [Competencies in education: design experience: Sat scientific. tr. Ed. A. V Khutorskoy]. Moscow, INTEK Publ., 2007. 327 p. (in Russian).

3. Efimov V. A. Prozreniye. Mnogonatsional'naya russkaya tsivilizatsiya: vzglyady na cheloveka, obshchestvo i mirozdanie [Insight. Multinational Russian Civilization: views on human society and the universe]. St. Petersburg, 2007. 142 p. (in Russian).

4. Efimov V. A., Salon'ko I. V. Osnovyeffektivnogo upravleniya: kratkiy kurs lektsiy [Essentials of Effective Management: a short course of lectures]. St. Petersburg, SPbGAU Publ., 2008. 68 p. (in Russian).

5. Krayewsky V. V., Berezhnova E. V. Metodologiya pedagogiki. Novyy etap [Methodology of pedagogy. New stage]. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 394 p. (in Russian).

6. Dmitriev V. A. Metodologicheskie osnovy tvorcheskoy podgotovki inzhenerov na baze tekhnologii innovatsionnogo proektirovaniya [Methodological fundamentals of creative preparation of engineers on the basis of technology of innovative design]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2005, no. 2 (46), pp. 109-114 (in Russian).

7. Mikhaylova E. N. Issledovatel'skaya deyatel'nost' pedagogov v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Research activity of teachers in the system of continuous pedagogical education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2007, vol. 7 (70), pp. 32-34 (in Russian).

8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 051000 Professional'noye obuchenie (po otraslyam) (kvalifikatsiya (stepen') "BakalaviJ) [Federal state educational standard of higher professional education on a direction of preparation 051000 Vocational training (according to branches) (the degree "Bachelor")]. Moscow, MO RF, 2009. 29 p. (in Russian).

9. Koval'chuk A. N. Organizatsiya samostoyatel'noy raboty stydentov pri realizatsii FGOS [The organization of independent work of students in the implementation of the FSES]. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (II mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Innivatsionnaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya). [Materials of the Interregional Scientific and Practical Conference (II Interregional Scientific and Practical Conference "Innovative activity in the education system"). Kaluga, Aydos Publ., 2012. Pp. 90-93 (in Russian).

10. Ivanova L. N. Samostoyanel'naya rabota kak sposob formirovaniya kompetentnosti budushchego spetsialista [Independent work as a method of forming competence of the future specialist]. Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa, 2006, no. 5, pp. 21-22 (in Russian).

11. Vishtak O. V., Orzhinskaya S. V. Sistema planirovaniya samostoyatel'noy raboty studentov [The system of planning of students' independent work]. Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa, 2011, no. 1, pp. 41-42 (in Russian).

12. Pakulina S. A. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika organizatsii, upravleniya i rukovodstva samostoyatel'noy rabotoy studentov [Psychological-pedagogical diagnostics organization, management and leadership students' independent work]. Nauchnyye issledovaniya v obrazovanii, 2008, no. 11, pp. 41-51 (in Russian).

13. Bulynskiy N. N., Parskaya N.V., Krapivina E. A. Organizatsiya vneauditornoy samostoyatel'noy raboty studentov [Organization of extracurricular independent work of students of the University]. Chelyabinsk, Entsyklopediya Publ., 2008. 44 p. (in Russian).

14. Panina T. S., Vavilova L. N. Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya [Modern ways of enhancing learning]. Moscow, Akademiya Publ., 2006. 176 p. (in Russian).

15. Pilipyenko G. P. Formirovanie tvorcheskoy samostoyatel'nosti kak osnovy professional'noy deyatel'nosti budushchego spetsialista [Formation of creative independence as the basis of professional activity of the future specialists]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2000, no. 8 (24), pp. 26-28 (in Russian).

Chelyabinsk State Agroengineering Academy.

Pr. Lenina, 75, Chelyabinsk, Russia, 454080.

E-mail: blago.daru@yahoo.com; masterskaya_N@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.