Научная статья на тему 'КОНЦЕПТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАЗВИТИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА'

КОНЦЕПТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАЗВИТИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парадигма / концепт / качество / концепция / подход / профессиональное самоопределение / функциональная грамотность / школьники / paradigm / concept / quality / conception / approach / professional self-determination / functional literacy / schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Галина Ивановна, Маринова Анна Андреевна

Подчеркивая значимость и актуальность процессов самоопределения, профессионального самоопределения и функциональной, академической грамотности старших школьников, отметим, что это те стратегические ориентиры и ведущие процессы, которые должны протекать не фрагментарно, а непрерывно, что, безусловно, даст свой положительный результат в устойчивом развитии молодого поколения. Раскрывая проблемное поле взаимосвязи процессов профессионального самоопределения и функциональной грамотности старших школьников, уточняем ведущие ценностно-смысловые концепты в образовательной практике. С одной стороны, ФГОС, Проект «Школа министерства просвещения, «Профминимум», Федеральные программы формирования УУД, Федеральные программы воспитания требуют высокого качества и результативности профессионального самоопределения и формирования функциональной грамотности. С другой стороны учителю трудно разобраться в концептуальности данных процессов. При этом обобщение исследований ученых все больше определяет характер не сливаемости парадигм профессионального самоопределения и функциональной грамотности С другой стороны доказательны практики параллельности парадигм профессионального самоопределения и функциональной грамотности, действующих в единой образовательной среде образовательного сообщества. Раскрытие концептов и констант взаимосвязи данных понятий в парадигмальном ключе, решает ключевой постулат – каков выбор субъектом характерной парадигмы, каковы концептуальные подходы, принципы, лежащие в основе стратегических ориентиров повышения качества профессионального самоопределения и функциональной грамотности учащихся старшей школы. Это то методологическое основание, которое развивает парадигмальное самоопределение самого учителя. Функциональная значимость парадигмальных концептов важна для управления качеством формирования профессионального самоопределения и функциональной грамотности старшего школьника, что позволяет четко ответить учителю на ряд вопросов. Каковы стратегии и тактики указанных процессов в условиях конкретной парадигмы, концепции как платформы социализации старшего школьника? Как решить ключевые задачи по самоопределению и формированию функциональной грамотности? В работе учитываем диалектику взаимосвязи понятий «ученик – самоопределение – профессиональное самоопределениефункциональная грамотность – профессиональный выбор – жизненные смыслы и ценности». Экспериментальная работа показывает положительную динамику результативности формирования ценностно-смысловых показателей профессионального самоопределения, самоопределения, функциональной грамотности старших школьников на обучающем (ЭО) и констатирующем (ЭК) этапах эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Галина Ивановна, Маринова Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND FUNCTIONAL LITERACY IN THE DEVELOPMENT OF A SENIOR STUDENT

Emphasizing the importance and relevance of the processes of self-determination, professional self-determination and functional, academic literacy of senior schoolchildren, we note that these are the strategic guidelines and leading processes that should take place not in fragments, but continuously, which, of course, will give its positive result in the sustainable development of the younger generation. Revealing the problematic field of the relationship between the processes of professional self-determination and functional literacy of senior schoolchildren, we clarify the leading value-semantic concepts in educational practice. On the one hand, the Federal State Educational Standard, the Project “School of the Ministry of Education, “Profminimum”, Federal programs for the formation of UUD, Federal education programs require high quality and effectiveness of professional self-determination and the formation of functional literacy. On the other hand, it is difficult for the teacher to understand the conceptuality of these processes. On the other hand, the practice of parallelism of the paradigms of professional self-determination and functional literacy operating in a single educational environment of the educational community is proven. The disclosure of concepts and constants of the interrelation of these concepts in a paradigmatic way solves the key postulate – what is the subject’s choice of a characteristic paradigm, what are the conceptual approaches, principles underlying strategic guidelines for improving the quality of professional self-determination and functional literacy of high school students. This is the methodological basis that develops the paradigmatic self-determination of the teacher himself. The functional significance of paradigmatic concepts is important for quality management of the formation of professional self-determination and functional literacy of an older student, which allows the teacher to clearly answer a number of questions. What are the strategies and tactics of these processes in the context of a specific paradigm, concept as a platform for the socialization of an older student? How to solve the key tasks of self-determination and the formation of functional literacy? In the work, we take into account the dialectic of the relationship between the concepts of “student – self–determination – professional self–determination – functional literacy professional choice life meanings and values”. The experimental work shows a positive dynamics (%) of the effectiveness of the formation of value-semantic indicators of professional self-determination, self-determination, functional literacy of senior schoolchildren at the educational (EO) and ascertaining (EC) stages of the experiment.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАЗВИТИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА»

DOI: 10.25198/1814-6457-241-14 УДК 378.147

Егорова Г.И., Маринова А.А.

Сургутский государственный педагогический университет, г Сургут, ХМАО-ЮГРА, Россия E-mail: egorovagi@list.ru, marinovaaa_imc86@mail.ru

КОНЦЕПТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В РАЗВИТИИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

Подчеркивая значимость и актуальность процессов самоопределения, профессионального самоопределения и функциональной, академической грамотности старших школьников, отметим, что это те стратегические ориентиры и ведущие процессы, которые должны протекать не фрагментарно, а непрерывно, что, безусловно, даст свой положительный результат в устойчивом развитии молодого поколения. Раскрывая проблемное поле взаимосвязи процессов профессионального самоопределения и функциональной грамотности старших школьников, уточняем ведущие ценностно-смысловые концепты в образовательной практике. С одной стороны, ФГОС, Проект «Школа министерства просвещения, «Профминимум», Федеральные программы формирования УУД, Федеральные программы воспитания требуют высокого качества и результативности профессионального самоопределения и формирования функциональной грамотности. С другой стороны учителю трудно разобраться в концептуальности данных процессов. При этом обобщение исследований ученых все больше определяет характер не сливаемости парадигм профессионального самоопределения и функциональной грамотности С другой стороны доказательны практики параллельности парадигм профессионального самоопределения и функциональной грамотности, действующих в единой образовательной среде образовательного сообщества. Раскрытие концептов и констант взаимосвязи данных понятий в парадигмальном ключе, решает ключевой постулат - каков выбор субъектом характерной парадигмы, каковы концептуальные подходы, принципы, лежащие в основе стратегических ориентиров повышения качества профессионального самоопределения и функциональной грамотности учащихся старшей школы. Это то методологическое основание, которое развивает парадигмальное самоопределение самого учителя. Функциональная значимость парадигмальных концептов важна для управления качеством формирования профессионального самоопределения и функциональной грамотности старшего школьника, что позволяет четко ответить учителю на ряд вопросов. Каковы стратегии и тактики указанных процессов в условиях конкретной парадигмы, концепции - как платформы социализации старшего школьника? Как решить ключевые задачи по самоопределению и формированию функциональной грамотности? В работе учитываем диалектику взаимосвязи понятий «ученик - самоопределение - профессиональное самоопределение - функциональная грамотность - профессиональный выбор - жизненные смыслы и ценности». Экспериментальная работа показывает положительную динамику результативности формирования ценностно-смысловых показателей профессионального самоопределения, самоопределения, функциональной грамотности старших школьников на обучающем (ЭО) и констатирующем (ЭК) этапах эксперимента.

Ключевые слова: парадигма, концепт, качество, концепция, подход, профессиональное самоопределение, функциональная грамотность, школьники.

Egorova G.I., Marinova A.A.

Surgut State Pedagogical University, Surgut, KhMAO-YUGRA, Russia E-mail: egorovagi@list.ru, marinovaaa_imc86@mail.ru

THE CONCEPTS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND FUNCTIONAL LITERACY IN THE DEVELOPMENT OF A SENIOR STUDENT

Emphasizing the importance and relevance of the processes of self-determination, professional self-determination and functional, academic literacy of senior schoolchildren, we note that these are the strategic guidelines and leading processes that should take place not in fragments, but continuously, which, of course, will give its positive result in the sustainable development of the younger generation. Revealing the problematic field of the relationship between the processes of professional self-determination and functional literacy of senior schoolchildren, we clarify the leading value-semantic concepts in educational practice. On the one hand, the Federal State Educational Standard, the Project "School of the Ministry of Education, "Profminimum", Federal programs for the formation of UUD, Federal education programs require high quality and effectiveness of professional self-determination and the formation of functional literacy. On the other hand, it is difficult for the teacher to understand the conceptuality of these processes. On the other hand, the practice of parallelism of the paradigms of professional self-determination and functional literacy operating in a single educational environment of the educational community is proven. The disclosure of concepts and constants of the interrelation of these concepts in a paradigmatic way solves the key postulate - what is the subject's choice of a characteristic paradigm, what are the conceptual approaches, principles underlying strategic guidelines for improving the quality of professional self-determination and functional literacy of high school students. This is the methodological basis that develops the paradigmatic self-determination of the teacher himself. The functional significance of paradigmatic concepts is important for quality management of the formation of professional self-determination and functional literacy of an older student, which allows the teacher to clearly answer a number of questions. What are the strategies and tactics of these processes in the context of a specific paradigm, concept

as a platform for the socialization of an older student? How to solve the key tasks of self-determination and the formation of functional literacy? In the work, we take into account the dialectic of the relationship between the concepts of "student -self-determination - professional self-determination - functional literacy - professional choice - life meanings and values". The experimental work shows a positive dynamics (%) of the effectiveness of the formation of value-semantic indicators of professional self-determination, self-determination, functional literacy of senior schoolchildren at the educational (EO) and ascertaining (EC) stages of the experiment.

Key words: paradigm, concept, quality, conception, approach, professional self-determination, functional literacy, schoolchildren.

Старшие школьники - особая социально-значимая группа современной молодежи, которая завтра должна активно включиться в социально-экономическое развитие региона, государства. Современное образовательное сообщество, учитывает аспекты социокультурных перемен, требования нормативно-правовых документов, ФГОС, четко понимает, что сформированный уровень развития и интеллектуальный потенциал старших школьников будет служить для решения государственных задач, ориентированных на качество и благополучие региона, государства в целом [9].

Однако следует отметить, что образовательное сообщество сегодня сталкивается со значимыми проблемами, как показывают результаты анкетирования учителей-практиков. Во-первых, проявляется эффект боязни у старшего школьника проявить себя, высказать свое мнение, Во-вторых, наблюдается ограничение самостоятельности школьников в выборе будущей профессии (что скажут родители?). В третьих, неопределенность, диффузность в развитии компетенций, навыков, для практики жизнедеятельности и социальной реальности.

Дополнительно отметим, что меняется роль современного учителя старшей школы. Понимая его высокую профессиональную нагрузку, ответственность за качество учебной и воспитательной деятельности, выполнение требований профстандарта, отметим, что именно на учителя старшей школы возложены вопросы развития профессионального воспитания и подготовки учащихся к жизни [2]. В рамках такого посыла, учитель старшей школы - это навигатор, наставник, консультант для старших школьников, который снижает уровень сопротивления переменам, формирует сознание старшего школьника с учетом параметров самоопределения, широкого спектра академической и функциональной грамотности. В этом аспекте сегодня важна высокая миссия школьного сообщества - формирование самодостаточной,

компетентной, духовно-образованной идентичности - выпускника школы для будущего нашего государства [6].

Подчеркивая значимость решаемых задач, отметим, что самоопределение, профессиональное самоопределение, функциональная, академическая грамотность современной российской молодежи - это стратегические ориентиры и ведущие процессы, которые должны протекать не фрагментарно, а непрерывно, что, безусловно, даст свой положительный результат в устойчивом развитии молодого поколения.

Термины «самоопределение», «профессиональное самоопределение», функциональная грамотность» широко обсуждаемы в научной литературе. Сформирован и накоплен теоретический, практический массив публикаций по этим вопросам, разработано множество подходов и моделей, что доказывает важность указанных понятий, их диалектическое взаимодействие в рамках множества концептов. В нашем понимании под концептом (с позиции ког -нитивной педагогики и психологии) понимаем систему ценностей и смыслов, способствующих интеграции, взаимопроникновению процессов самоопределения, профессионального самоопределения, функциональной грамотности [4].

Отметим тот факт, что в социокультурной практике сегодня представлено множество концептов, значимых для образовательной картины в отношении процессов самоопределения, профессионального самоопределения, функциональной грамотности. Сущность такой образовательной картины связываем с неограниченным пространством, в которое встраивается палитра парадигм, концепций, систем, методов, принципов, правил. В нашем понимании неопределенное множество векторов и вееров затрудняют деятельность обучающихся, педагогов [6], [12].

Эта парадигмальная множественность на первый взгляд теоретиков затрудняет выбор конкретной технологии жизненно важного знания. Как считает А.М. Лобок «... надо каждому

учащемуся создавать конструкцию пространства для свободного развития и выбора деятельности» [5]. С позиции учителей практиков сосуществование ключевых магистральных направлений (самоопределение, профессиональное самоопределение, функциональная грамотность) необходимо выстраивать с учетом не конкурирования концептуальных идей, а их интеграции в моделях реализации. С этих позиций, понимаем, что рассмотренные процессы важны на различных уровнях образования школьного и вузовского сообщества - это необходимый шаг к инновационной практике непрерывной передаче социокультурного опыта новому поколению. Поэтому концептуальные теории и практики, которые сложились в парадигмальном ключе, сегодня как никогда важны [1].

Говоря о современном идеале выпускника школы, отметим, что аспекты самоопределения, профессионального самоопределения, функциональной грамотности рассматриваем с позиции неизменных констант (константа духовности, константа нравственности) образа современного выпускника школы, которые делают «человека воспитывающимся и развивающимся» (таб. 1).

Таким образом, указанный методологический конструкт (таб. 1) является константой для процессов самоопределения, профессионального самоопределения, функциональной грамотности с учетом выделенных ценностей и смыслов.

Говоря о парадигмальности процессов самоопределения, профессионального самоопределения, функциональной грамотности,

надо четко представлять сущность понятия «парадигма». В нашем понимании парадигма рассматривается как система идей, взглядов, закономерностей о самом процессе, которые целостно характеризуют как значимость процесса сегодня, так и его дальнейшее развитие. Отметим важный момент, что парадигма - как исходная концептуальная схема, которая меняется во времени, и конечно эффективна на кон -кретном этапе развития общества.

В ходе литературного обзора по вопросам процессов самоопределения, профессионального самоопределения, функциональной грамотности, выдели множества парадигм в образовательной сфере, каждая из которых ориентирована на получение ценностного результата [12].

Данные парадигмы как совокупность теории, практики методологии и методических предпосылок, определяли конкретные научные исследования, которые были как руководство к действию не только чисто в образовательной деятельности, но и в процессах воспитания, в качестве образца для практической деятельности в воспитании на конкретном этапе.

Сегодня востребована гуманистическая парадигма, которая строится с акцентом на единство внутренних и внешних факторов в самоопределении каждого человека, при этом отдается приоритет позиции внутренней. Это так называемые самости (самообучение, самовоспитание, саморазвитие, самореализация), которые важны для внутреннего самосовершенствования, и для социализации современного ученика (рис. 1).

Таблица 1 - Константы образа современного выпускника школы

Константы образа выпускника Методологический конструкт Человек развивающийся

Антропологические константы Методологический конструкт, задающий вектор самоопределения, жизнедеятельности Человек трансцендирующий -обретающий способность преодолевать собственные границы и границы ситуаций

Аксиологические константы Вхождение Человека в мир ценностей и смыслов их усвоение активно по своей природе Человеку недостаточно увидеть нечто как ценность. Человек должен утвердить ценность для себя

Деятельностные константы Деятельность - как средство развития субъектности Человека. Деятельность согласно потребностям в самовыражении, саморазвитии и самореализации

Гуманистическая парадигма лежит в основе и современной модели образования, то есть такого образования, которое строится на принципах поддержки, наставничества, гуманности, благополучия, обеспечивающие организационные условия для свободной жизни и мысли человека.

Иначе говоря, гуманистическая парадигма способствует обретение каждым субъектом ценностей: кто я сам? В чем смысл жизни? Что сделать для самоопределения и самореализации? Все значимые ценности и смыслы гуманно-ориентированного образования проявляются в процессах деятельности, поведении, убеждениях - как важных результатов процессов самоопределения, профессионального самоопределения, функциональной грамотности, обеспечивающих качества ученика мыслящего и думающего [10], [11].

Парадигмальное видение процессов самоопределения, профессионального самоопределения, функциональной грамотности, связываем с вопросами обогащения инновационной среды региона (ХМАО-ЮГРА). Здесь ключевая роль отводится педагогическому образованию, подготовке учителя нового формата, который не

только ориентирован на решение круга упражнений и задач, получение знаний, умений в области действующих парадигм, концепций, подходов, но который выстраивает стратегию прогнозирования ключевых ориентиров развития молодого поколения ХМАО-ЮГРЫ. Итоговым ориентиром такой деятельности становится создание, осмысление и понимание старшими школьниками новых ценностей, смыслов, аксиом, социокультурных убеждений.

В ходе проведения контент-анализа выявлена многозначность ценностно-смысловых кон -цептов понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «функциональная грамотность» [7]. Диалектическое единство указанных понятий налицо: осмысливается научно; раскрывается в образовательной практике и сетевых взаимодействиях. Главные концепты имеют личностное ценностно-смысловое назначение - это воздействие на процесс развития каждого школьника как личности с нравственным началом [10]. Если говорить об общественно значимом концепте понятий, то здесь делаем уклон на проявлении поступков и действий в социокультурном окружении для становления общекультурности, человеческого в человеке [1].

Традиционная (знаниевая) ОП

Глубокие, прочные, разносторонние знания

J..I

Знания умения, навыки

" Л

Способы деятельности

д

Академическая грамотность

Деятельностная ОП Определение необходимых видов деятельности для формирования заданных качеств

д

Организация деятельности учащихся мотивирование, руководство, контроль У УД

Целенаправленность на мета УУД &

Самоопределение, профессиональное самоопределение через деятельность,

Самоопределение и образовательных парадигмах' (Oll)

Личностно-ориентированная ОП

Развитие субьектности &

Уникальная личность учащегося субъекта собственною развития "

а

Каждый ученик имеет свой вектор развития само стен Ö

Развитие личностных Качеств и самоопределение

Гуманистическая ОП Включение в систему отношений, осознание опыта, поддержка намерений, сопровождение

Потребностная деятельность, накопление опыта

а

Осознание своих особенностей, самоопределение на нравственной основе

Л

Формирование субъектных качеств, системы ценностей. жизненных целей

Рисунок 1 - Сущностные смыслы самоопределения в образовательных парадигмах

В работе учитываем диалектику взаимосвязи понятий в рамках диалектической взаимосвязи «ученик - самоопределение - профессиональное самоопределение - функциональная грамотность - профессиональный выбор - жизненные смыслы и ценности».

Понятие «самоопределение» раскрывается через внутренний стержень человека - совокупное множество «самостей». Профессиональное самоопределение раскрывается как система оценивания своих возможностей, склонностей, интереса к выбору профессии, в рамках требований рынка трудовой деятельности [10]. Важными для нас являются и жизненные смыслы и ценности, которые лежат в основе формирования жизнестойкости, поиска смысла жизни в рамках общечеловеческих ценностей. Ценностно-смысловые концепты профессионального самоопределения проявляются в сочетании актуального уровня достигнутых знаний о профессии и личностных установок на развитие профессиональных качеств [9], [11].

Диалектическая взаимосвязь рассматриваемых понятий реализуется непрерывно. Прежде всего, она должна встраиваться в школьное сообщество, продолжается совершенствоваться в вузе, непрерывно совершенствоваться всю жизнь для повышения уровня жизнестойкости каждого человека.

Диалектическая взаимосвязь рассматриваемых понятий работает и на безопасность, как в личностном формате, так и профессиональном. Если говорить о безопасности школьника в образовательном пространстве, то отметим качества (комфорт, эмоциональная устойчивость, благополучие, успешность и др.), которые напрямую зависят от уровня сформированности ценностно-смысловых параметров самоопределения человека [3], [10].

Согласно позиции А.Н. Леонтьева самоопределение - это личностный потенциал, ко -торый характеризует не сами способности, а способность использовать свои способности для жизнестойкости человека [7]. Вслед за ученым понимаем важность сохранения потенциала способностей в ситуации давления, стрессовой ситуации Здесь мы учитываем жизненные ценностно-смысловые компоненты, формируемые средствами функциональной грамотности шести направлений (ЧГ, МГ, ФГ, ЕНГ, КМ, ГК)

значимых для будущей профессиональной деятельности (рис. 2).

В нашей работе учитываем концепты диалектической взаимосвязи самоопределения, профессионального самоопределения, функциональной грамотности в процессе образовательной деятельности школьников.

Результативность оценивания прироста ценностно-смысловых показателей происходила по следующим методикам: оценка готовности школьников к профессиональному самоопределению (по К.Г. Кузнецовой, О.Л. Кувшиновой); методика оценки самоопределения (модифицированный тест Т.А. Нежновой, Д.Б. Элько-нина, А.Л. Венгера); тесты оценивания функциональной грамотности (модифицированные тесты центра оценки качества образования ИСРО РАО).

Экспериментальная работа осуществлялась в трех четырех лет в школьных сообществах Тюменского региона.

Динамика изменений ценностно смысловых показателей самоопределения школьников (ЭО) составила: прирост школьников на высоком уровне - 30%; на среднем уровне - 10%. На низком уровне уменьшение составило 30%. Динамика изменений по показателю профессиональное самоопределение (ЭО): приращение составило 34%; на среднем уровне количество учащихся увеличилось на 28%. Количество школьников на низком уровне осталось 14% (уменьшение в 4 раза). Динамика изменений по показателю функциональной грамотности - высокая на обучающем этапе (ЭО). Общий прирост значений составил на высоком уровне -55% (динамика увеличения в 3 раза).

Общие показатели свидетельствуют о том, что школьники имеют высокий уровень сфор-мированности ценностно-смысловых установок по процессам самоопределения, профессионального самоопределения, функциональной грамотности.

Выводы. Таким образом, современный этап развития образования требует понимания роли парадигмальности в решении ключевых вопросов самоопределения, профессионального самоопределения, функциональной грамотности. Учет в работе школы диалектики взаимосвязи понятий «ученик - самоопределение - профессиональное самоопределение - функциональная

Рисунок 2 - Диалектика взаимосвязи ценностно-смысловых концептов самоопределения, профессионального

самоопределения, функциональной грамотности

Таблица 2 - Динамика изменений (%) результативности формирования ценностно-смысловых показателей профессионального самоопределения, самоопределения, функциональной грамотности школьников на обучающем (ЭО) и констатирующем (ЭК) этапах эксперимента

Уровни Показатели Уровни по этапам (ЭК) и (ЭО)

высокий средний низкий

ЭК ЭО ЭК ЭО ЭК ЭО

Ценностно- смысловые показатели

Самоопределение 6 40 21 50 73 10

Профессиональное самоопределение 8 35 20 51 72 14

Функциональная грамотность 16 55 34 32 50 13

Среднее значение 10 45 24 45 65 9

60

50

чо

30

20

55 51

а 50

_Й-

Л

I I Г I I I

1 Самонределение I Проф. самоопределение ФГ

1 Средние значение

ЭК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭО

ЭК

ЭО

Рисунок 3 - Динамика изменений (%) результативности формирования ценностно-смысловых показателей профессионального самоопределения, самоопределения, функциональной грамотности школьников на обучающем (ЭО) и констатирующем (ЭК) этапах эксперимента

грамотность - профессиональный выбор - жизненные смыслы и ценности» в едином ключе и системно позволяет старшему школьнику проек-

тировать свою жизнедеятельность на основе ценностей и смыслов для безопасности и благополучия жизнедеятельности молодого поколения.

05.12.2023

Список литературы:

1. Бранский, В.П. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума социума / В.П. Бранский, С.Д. Пожарский. - СПб., 2002. - 476 с.

2. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. -№3. - С. 43-54.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер, Э.Э.Сыманюк. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд-во «Юрайт», 2023. - 234 с. ISBN 978-5-534-14387-4.

4. Литавор, В.С. Педагогический концепт как системное креативное проектирование образовательной ситуации / В.С. Литавор // Гуманитарный вектор. - 2013. - №4(36). - С . 265-261.

5. Лобок, А.М. Драматургия реального педагогического взросления, или Как возможен педагог вероятностного образования в современной школе / А.М. Лобок. - Екатеринбург: Изд. АМБ, 2002. - 166 с.

6. Луков, В.А. Парадигмы воспитания / В.А. Луков // Гуманитарные науки: теория и методология. - 2005. - №3. - С. 139-151.

7. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - Москва :Изд-во «Смысл», 2019. -230 с. ISBN: 978-5-89357-389-3

8. Митрофанов, К.Г. Современные институты и технологии профессионализации учителя в системе непрерывного педагогического образования : монография / К.Г. Митрофанов. - Красноярск: Красноярский краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования, 2012. - 315 с. ISBN 978-5-9979-0083-0

9. Мухин, М.И. Образование в XXI веке. Опережающее развитие. Монография / М.И. Мухин. - Москва : Изд-во «АРКТИ», 2021. - 192 с. ISBN: 978-5-89415-490-9

10. Чвякин, В.А. К вопросу о профессиональном самоопределении подростков и старших школьников. Монография / В.А. Чвя-кин, А.С. Филонова, Н.Ю. Григорьев. - Москва.: Мир науки, 2019. - 190 с. ISBN 978-5-6042806-2-1

11. Шадриков, В.Д. От индивида к индивидуальности. Введение в психологию / В.Д. Шадриков. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 35. ISBN 978-5-9270-0162-0

12. Щекотин, Е.В. Парадигмальный анализ концепций качества жизни / Е.В. Щекотин // Вестник экономики, права и социологии. - 2020. - №3. - С. 160-167.

References:

1. Branskij V.P., Pozharskij S.D. (2002) Social'nayasinergetika i akmeologiya. Teoriya samoorganizacii individuuma. Sociuma[Social synergetics and acmeology. The theory of individual self-organization. society]. SPb., 476 p.

2. Ginzburg M.R. (1994) Psihologicheskoe soderzhanie lichnostnogo samoopredeleniya [Psychological content of personal self-determination]. Voprosy psihologii [Psychology issues], №3, pp. 43-54.

3. Zeer E.F., Symanyuk E.E. (2023) Psihologiyaprofessional'nogo razvitiya [Psychology ofprofessional development]. 3-rd ed., corrected and expanded. Moskva : Izd-vo «YUrajt», 234 p. ISBN 978-5-534-14387-4.

4. Litavor V.S. (2013) Pedagogicheskij koncept kak sistemnoe kreativnoe proektirovanie obrazovatel'noj situacii [Pedagogical concept as a systemic creative design of an educational situation]. Gumanitarnyj vektor [Humanitarian vector], №4(36), pp . 265-261.

5. Lobok A.M. (2002) Dramaturgiya real'nogo pedagogicheskogo vzrosleniya, ili Kak vozmozhen pedagog veroyatnostnogo obrazovaniya v sovremennoj shkole [The dramaturgy of real pedagogical maturation, or How a teacher of probabilistic education is possible in a modern school]. Ekaterinburg: Izd. AMB, 166 p.

6. Lukov V.A. (2005) Paradigmy vospitaniya [Paradigms of education]. Gumanitarnye nauki: teoriya i metodologiya [Humanities: theory and methodology], №3, pp. 139-151.

7. Leont'ev A.N. (2019) Psihologicheskie osnovy razvitiya rebenka i obucheniya [Psychological foundations of child development and learning]. Moskva: Izd-vo «Smysl», 230 p. ISBN: 978-5-89357-389-3

8. Mitrofanov K.G. (2012) Sovremennye instituty i tekhnologiiprofessionalizacii uchitelya v sisteme nepreryvnogopedagogicheskogo obrazovaniya [Modern institutions and technologies for teacher professionalization in the system of continuous pedagogical education]: monografiya. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij kraev. in-t povysheniya kvalifikacii i prof. perepodgot. rabotnikov obrazovaniya, 315 p. ISBN 978-5-9979-0083-0

9. Muhin M.I. (2021) Obrazovanie v HKHI veke. Operezhayushchee razvitie [Education in the 21st century. Advanced development]. Monografiya. Moskva : Izd-vo «ARKTI», 192 p. ISBN: 978-5-89415-490-9

10. CHvyakin V.A., Filonova A.S., Grigor'ev N.YU. (2019) K voprosu o professional'nom samoopredeleniipodrostkov i starshih shkol'nikov [On the issue of professional self-determination of adolescents and high school students]. Monografiya. Moskva.: Mir nauki, 190 p. ISBN 978-5-6042806-2-1

11. SHadrikov V.D. (2009) Ot individa k individual'nosti. Vvedenie v psihologiyu [From individual to individuality. Introduction to psychology]. Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», p. 35. ISBN 978-5-9270-0162-0

12.SHCHekotin E.V. (2020) Paradigmal'nyj analiz koncepcij kachestva zhizni [Paradigmatic analysis of quality of life concepts]. Vestnik eko-nomiki, prava i sociologii [Bulletin of Economics, Law and Sociology], №3, pp. 160-167

Сведения об авторах:

Егорова Галина Ивановна, профессор кафедры педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук,

член-корреспондент РАЕ, профессор E-mail: egorovagi@list.ru; ORCID 0000-0003-3586-9139 Маринова Анна Андреевна, аспирант кафедры кафедры педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета E-mail: marinovaaa_imc86@mail.ru 628417, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 10/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.