Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ КАК УСЛОВИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ КАК УСЛОВИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура профессиональной успешности / самоопределение / благополучие / будущий учитель / culture of professional success / self-determination / well-being / future teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осин Максим Владиславович, Галина Ивановна Егорова

Социокультурный дискурс осмысления понятия «культура профессиональной успешности» связываем с несколькими фактами. Во-первых, с общей тенденцией появления таких феноменов, как «человеческий капитал», «карьерный рост», «непрерывное профессиональное образование», «карьерная успешность», «ценности профессиональной деятельности». Во-вторых, новые закономерности социокультурных изменений требуют расширения поля профессионального знания в рамках концепта «культура профессиональной успешности» – как важного профессионального качества будущего учителя и условия благополучия в социальной и образовательной деятельности. В-третьих, традиционное профессионально образование меняется в силу новых смыслов и ценностей – самореализация, самоопределение, развитие личности. Современная лидирующая модель профессионального развития (Э.Ф. Зеер) строится на таких дескриптах, как метапредметность, непрерывность, качество. Смыслообразующим качеством модели становится культура профессиоеальной успешности – как система и процесс удовлетворения потребностей каждой личности в саморазвитии, самоопределении, успешной самореализации в профессиональной деятельности. Учет данных дескриптов, прежде всего, ориентирован на разработку целостной концепции развития культуры профессиональной успешности, которую следует встраивать в различные уровни, направления профессионального образования для мотивирования профессионального роста; обогащения социально-профессиональной компетентности; обеспечения самосохранности, благополучия; совершенствование профессионального поведения и прогнозирование профессиональной карьеры учителя. Культура профессиональной успешности раскрывается в рамках концептуальности и практики. Такой подход выражает единство и взаимосвязь трех аспектов познания: общетеоретический, социально-научный, конкретно-эмпирический. Общетеоретический аспект представлен, методологическими, теоретическими основаниями (генезис понятия, подходы, принципы, функциональная роль, структурные компоненты). Социально-научный аспект предполагает выделение и комплексное изучение сторон культуры профессиональной успешности и ее роль в самоопределении, благополучии будущего учителя. Конкретно-эмпирический аспект строится на основе системной организации процессов развития и саморазвития культуры профессиональной успешности субъектов образовательного пространства педагогического вуза. Экспериментальная работа показала необходимость и готовность будущего учителя к развитию культуры профессиональной успешности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осин Максим Владиславович, Галина Ивановна Егорова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL DISCOURSE OF DEVELOPMENT CULTURE OF PROFESSIONAL SUCCESS AS A CONDITION FOR SELF-DETERMINATION, WELL-BEING OF THE FUTURE TEACHER

We associate the sociocultural discourse of understanding the concept of «culture of professional success» with several facts. Firstly, with the general tendency of the emergence of such phenomena as «human capital», «career growth», «continuing professional education», «career success», «professional values». Secondly, new patterns of sociocultural changes require expanding the field of professional knowledge within the framework of the concept of «culture of professional success» – as an important professional quality of a future teacher and a condition for well-being in social and educational activities. Thirdly, traditional vocational education is changing due to new meanings and values – self-realization, self-determination, personal development. The modern leading model of professional development (E.F. Zeer) is based on such descriptors as metasubject, continuity, quality. The meaning-forming quality of the model is the culture of professional success – as a system and process of satisfying the needs of each individual for self-development, self-determination, and successful self-realization in professional activities. Taking these descriptors into account, first of all, is focused on developing a holistic concept for the development of a culture of professional success, which should be built into various levels and areas of professional education to motivate professional growth; enrichment of social and professional competence; ensuring self-preservation, well-being; improving professional behavior and predicting a teacher’s professional career. The culture of professional success is revealed within the framework of conceptuality and practice. This approach expresses the unity and interconnection of three aspects of knowledge: general theoretical, social scientific, specific empirical. The general theoretical aspect is presented by methodological, theoretical foundations (genesis of the concept, approaches, principles, functional role, structural components). The socio-scientific aspect involves identifying and comprehensively studying the aspects of the culture of professional success and its role in self-determination and well-being of the future teacher. The specific empirical aspect is built on the basis of the systemic organization of processes of development and self-development of a culture of professional success of subjects of the educational space of a pedagogical university. The experimental work showed the need and readiness of the future teacher to develop a culture of professional success at the university.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ КАК УСЛОВИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-196

УДК 378.147

Осин М.В., Егорова Г.И.

Сургутский государственный педагогический университет, г Сургут, ХМАО-ЮГРА, Россия

E-mail: [email protected], [email protected],

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ КАК УСЛОВИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ, БЛАГОПОЛУЧИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Социокультурный дискурс осмысления понятия «культура профессиональной успешности» связываем с несколькими фактами. Во-первых, с общей тенденцией появления таких феноменов, как «человеческий капитал», «карьерный рост», «непрерывное профессиональное образование», «карьерная успешность», «ценности профессиональной деятельности». Во-вторых, новые закономерности социокультурных изменений требуют расширения поля профессионального знания в рамках концепта «культура профессиональной успешности» - как важного профессионального качества будущего учителя и условия благополучия в социальной и образовательной деятельности. В-третьих, традиционное профессионально образование меняется в силу новых смыслов и ценностей - самореализация, самоопределение, развитие личности. Современная лидирующая модель профессионального развития (Э.Ф. Зеер) строится на таких дескриптах, как метапредметность, непрерывность, качество. Смыслообразующим качеством модели становится культура профессиоеальной успешности - как система и процесс удовлетворения потребностей каждой личности в саморазвитии, самоопределении, успешной самореализации в профессиональной деятельности. Учет данных дескриптов, прежде всего, ориентирован на разработку целостной концепции развития культуры профессиональной успешности, которую следует встраивать в различные уровни, направления профессионального образования для мотивирования профессионального роста; обогащения социально-профессиональной компетентности; обеспечения самосохранности, благополучия; совершенствование профессионального поведения и прогнозирование профессиональной карьеры учителя. Культура профессиональной успешности раскрывается в рамках кон-цептуальности и практики. Такой подход выражает единство и взаимосвязь трех аспектов познания: общетеоретический, социально-научный, конкретно-эмпирический. Общетеоретический аспект представлен, методологическими, теоретическими основаниями (генезис понятия, подходы, принципы, функциональная роль, структурные компоненты). Социально-научный аспект предполагает выделение и комплексное изучение сторон культуры профессиональной успешности и ее роль в самоопределении, благополучии будущего учителя. Конкретно-эмпирический аспект строится на основе системной организации процессов развития и саморазвития культуры профессиональной успешности субъектов образовательного пространства педагогического вуза. Экспериментальная работа показала необходимость и готовность будущего учителя к развитию культуры профессиональной успешности в вузе.

Ключевые слова: культура профессиональной успешности, самоопределение, благополучие, будущий учитель.

Osin M.V., Egorova G.I.,

Surgut State Pedagogical University, Surgut, KhMAO-UGRA, Russia E-mail: [email protected], [email protected]

SOCIO-CULTURAL DISCOURSE OF DEVELOPMENT CULTURE OF PROFESSIONAL SUCCESS AS A CONDITION FOR SELF-DETERMINATION, WELL-BEING OF THE FUTURE TEACHER

We associate the sociocultural discourse of understanding the concept of «culture of professional success» with several facts. Firstly, with the general tendency of the emergence of such phenomena as «human capital», «career growth», «continuing professional education», «career success», «professional values». Secondly, new patterns of sociocultural changes require expanding the field of professional knowledge within the framework of the concept of «culture of professional success» -as an important professional quality of a future teacher and a condition for well-being in social and educational activities. Thirdly, traditional vocational education is changing due to new meanings and values - self-realization, self-determination, personal development. The modern leading model of professional development (E.F. Zeer) is based on such descriptors as meta-subject, continuity, quality. The meaning-forming quality of the model is the culture of professional success - as a system and process of satisfying the needs of each individual for self-development, self-determination, and successful self-realization in professional activities. Taking these descriptors into account, first of all, is focused on developing a holistic concept for the development of a culture of professional success, which should be built into various levels and areas of professional education to motivate professional growth; enrichment of social and professional competence; ensuring self-preservation, well-being; improving professional behavior and predicting a teacher's professional career. The culture of professional success is revealed within the framework of conceptuality and practice. This approach expresses the unity and interconnection of three aspects of knowledge: general theoretical, social scientific, specific empirical. The general theoretical aspect is presented by methodological, theoretical foundations (genesis of the concept, approaches, principles, functional role, structural components). The socio-scientific aspect involves identifying and comprehensively studying the aspects of the culture of professional success and its role in self-determination and well-being of the future teacher. The specific empirical aspect is built on the basis of the systemic organization of processes of development and self-development of a culture of professional success of subjects of the educational space of a pedagogical university. The experimental work showed the need and readiness of the future teacher to develop a culture of professional success at the university.

Key words: culture of professional success, self-determination, well-being, future teacher.

В условиях современности культура профессиональной успешности понимается как многогранное явление, в котором заложен определенный ресурс развития будущего учителя для повышения качества жизни, роста человеческого капитала российского образовательного сообщества. Внимание научного сообщества обращено к понятию «культура профессиональной успешности» (далее - КПУ) в большей степени с позиции профессионального, социокультурного дискурсов, позволяющих глубоко рассмотреть понятие как предмета научного знания, с учетом переосмысленности подходов к пониманию категорий «успех» и «успешность». Обновление концептуальных подходов, методов, принципов профессионального образования в рамках преобразований обществе и культуре, требует переосмысленности целевых, инструментальных, методологических оснований и результативности вузовского образования с учетом новых профессиональных качеств выпускника.

Доказательность значимости феномена «культура профессиональной успешности» в рамках социокультурной теории и практики очевидна, ибо феномен связывает законодательное поле профессиональной подготовки и культурно-исторические традиции успешности учительства с опорой на экзистенциальные ценности культуры, поддержки инициатив, лучшей практики для профессионального сообщества и российского просвещения [10].

Раскроем некоторые основы социокультурного дискурса. С позиции Л.Г. Ионина социокультурный дискурс рассматривается как значимое направление теоретического исследования, применяющее методологию, аналитический аппарат культурной антропологии, социологии, философии культуры, который обнаруживает новые закономерности, факторы междисциплинарной интеграции с учетом синтеза различных областей знания [4]. Следовательно, такой подход выражает единство и взаимосвязь трех аспектов познания КПУ: общетеоретический, социально-научный, конкретно-эмпирический. Общетеоретический аспект представлен, методологическими, теоретическими основаниями (генезис понятия, подходы, принципы, функциональная роль, структурные компоненты). Социально-научный аспект предполагает выде-

ление и комплексное изучение сторон культуры профессиональной успешности и ее роль в самоопределении, благополучии будущего учителя. Конкретно-эмпирический аспект строится на основе системной организации процессов развития и саморазвития культуры профессиональной успешности субъектов образовательного пространства педагогического вуза.

Каждый субъект развивает культуру профессиональной успешности через универсальные способы и образцы деятельности. Достижение КПУ актуально для любой деятельности, в том числе профессиональной, для получения положительных духовных и материальных результатов с наименьшей степенью затраченных средств, ресурсов [6]. С позиции Е.О. Кузьмен-ко, успешность и культуру в современном мире принято считать факторами самоопределения и благополучия [7].

Ряд исследований констатируют о снижении работоспособности в педагогической профессии уже в течение первых трех лет работы, что влияет на профессиональное здоровье, как платформы КПУ. индикатора успешной жизни, показателя благополучия и качества профессиональной деятельности работника [5], [9].

В связи с этим молодые преподаватели должны понимать важность такого профессионального качества, как культура профессиональной успешности. С учетом данного факта возникает необходимость и потребность научить выпускника вуза важным компетенциям: проводить целеполагание, владеть методами индивидуального роста, определять средства и владеть технологиями самоуправления, организацией режима труда, отдыха, что обеспечивает высокий уровень развития КПУ.

Для четкого понимания культуры профессиональной успешности (КПУ), проведен анализ понятия «успешность», выявлено его многозначность и видовое многообразие: профессиональная успешность (Е.А. Климов, 1997; НС. Пряжников 2007) [5], [9]. Широко получили развитие личностная успешность, успешность в обучении (Б.Н. Коршков, Н.А. Ки-бальченко, 2010) [6], объективная успешность (С. Л. Рубинштейн, 1980) [11]. Классический взгляд на понятие «профессиональная успешность» позволяет рассматривать его как качественную характеристику личности про-

фессионала и индивидуальную траекторию, детерминированную формированием и развитием основных новообразований личности.

Контент - анализ научных статей раскрывает понятие «культура профессиональной успешности» (КПУ) многогранно, как: предмет научной рефлексии и инновационного осмысления в рамках социокультурности (Г.Г. Геворкян, 2015) [1].; условия карьерного роста (Э.Ф. Зеер, 2023) [3]; средства благополучия, духовности (М. Селигман, 2010) [12]; условия выживания человека в социуме (Л.Г. Ионин, 2004) [4]; феномена современного общества - как проявление нового уровня стандартизации культурных образцов (Е.О. Кузьменко, 2017) [7] и другие точки зрения. Дополнительно отметим, что КПУ включает совокупность личностных, профессиональных качеств (уровень работоспособности, интеллектуального развития). Нам близка позиция И.Ю. Черниковой о необходимости развивать элементы КПУ со школьной скамьи в рамках урочной, внеурочной деятельности, профильного обучения [14], [15]. Контент-анализ научных статей раскрывает понимание культуры профессиональной успешности, как части профессиональной культуры учителя, построенной на высоком уровне сочетания актуального развития профессиональных, социально-значимых достижений. Таким образом, культура профессиональной успешности - это интегральное качество ценностно-смысловых, профессиональных установок, идей, знаний, обеспечивающих успешное включение учите -ля в любой вид деятельности, с учетом уровня способностей, профессиональных знаний, умений (интеллектуальных, компетентностных). Достижение высокого уровня КПУ при обучении зависит и от работоспособности, мотивов самого обучающегося.

В целом развитие КПУ важно для любой профессии (инженера, учителя, программиста), но при этом обязательным условием является учет методологических подходов и вытекающих принципов, которые задают характер содержания (вариативность и инвариантность модулей содержания КПУ), деятельности по развитию личной и профессиональной успешности, на основе внешних факторов (особенности образовательного сообщества, проектирование индивидуально-образовательной

траектории, интерактивность, цифровые технологии, формы, средства, методы) и внутренних факторов (возраст, психотип, личностные качества, поведение, мышление, работоспособность) [2], [8], [16], [17].

Понимание культуры профессиональной успешности (КПУ) выстраиваем в рамках кон -цептуальности и практики социокультурного инновационного опыта (рис.1).

Сформированный уровень КПУ (личностный, профессиональный, интегральный) оказывает влияние на духовное, материальное удовлетворение, в целом на благополучие человека и его самоопределение в социуме.

Важным элементом достижения культуры профессиональной успешности в будущей профессии является выявление уровня мотивации будущего учителя к культуре профессиональной успешности (рис. 2).

В эксперименте приняли участие две группы студентов (направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)) первого и второго года обучения. Для оценки уровня понимания роли КПУ в будущей профессиональной деятельности проведено анкетирование по двум анкетам «Влияние КПУ на результат, стрессоустойчивость, благополучие», «Надо ли планировать работу по развитию КПУ»? Анализируя результаты анкет «Влияние КПУ на результат и стрессоустойчи-вость», «Надо ли планировать работу по развитию КПУ», отметим, что обучающиеся готовы прикладывать усилия для выполнения конкретной задачи даже при возникновении препятствий на пути их решения. Результат зависит от значимости задачи и от благоприятности сопутствующих обстоятельств, они могут ставить перед собой достаточно сложные и амбициозные задачи.

У большинства опрошенных обучающихся (контроль) выявлены низкие и средние показатели культуры профессиональной успешности, что свидетельствует об умеренности в достижениях результатов, низкой готовности прилагать усилия для реализации задач при развитии КПУ. Вместе с тем, такие студенты не всегда готовы идти до достижения цели, так как трудности, ошибки вызывали разочарование и снижали показатели деятельности.

Высокий уровень ориентации обучающихся (ЭГ) на результат означал, что респонденты

Рисунок 1 - Культура профессиональной успешности (КПУ) в рамках концептуальности и практики

Рисунок 2 - Результаты анкетирования «Влияние КПУ на результат, стрессоустойчивость, благополучие»,

«Надо ли планировать работу по развитию КПУ»?

готовы браться за любую задачу, воспринимая ее как вызов, они с настойчивостью движутся к поставленным целям, доводят высоким уровнем стрессоустойчивости, они преодолевали трудности и восстановились после стрессов. Высокий уровень стрессоустойчивости характерен для 76% обследованных студентов (ЭГ).

В вопросах о возможности индивидуального планирования КПУ обучающиеся контрольных и экспериментальных групп ответили равнозначно: 69% (эксперимент), 57% (контроль), что свидетельствует о понимании и важности культуры профессиональной успешности будущего учителя, ее роли в профессиональной среде.

Дополнительно нами была установлена взаимосвязь показателей КПУ и лидерских качеств обучающихся при переходе от теоретико-методологического осмысления КПУ к практической апробации социально-культурных и педагогических технологий.

Приведем результаты опросника «Ценностные установки лидерства», которые отражали такие качества, как: осознанность взаимосвязи КПУ и лидерских качеств, роль команды в развитии КПУ, роль ответственности, склонность к руководству.

Осознанность взаимосвязи КПУ и лидерских качеств максимальное значение показали обучающиеся (ЭГ) экспериментальных групп -67%. Высокая оценка получена в вопросе о роли команды в развитии КПУ - 58% (ЭГ) и 42%

(КГ). В анализе ответов по взаимосвязи КПУ и склонности к руководству показатели имели низкие значения как в контрольных (16%), так и экспериментальных группах (12%).

В рамках нашего исследования была установлена взаимосвязь влияния показателей работоспособности на уровень развития КПУ. С этой целью выявлены и раскрыты показатели субъективной представленности разных состояний по снижению работоспособности (ДОРС).

Установлено, что обучающиеся как контрольных, так и экспериментальных групп к концу учебного года испытывают психическое пресыщение (ИП), это состояние характеризующееся непринятием слишком простой и субъективно неинтересной (малоосмысленной) деятельности, которое проявляется в отказе от деятельности или внесения разнообразия в стереотип исполнения. Состояние повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов (ИС), которые развиваются в ответ на повышение сложности или субъективной значимости выполняемой деятельности, с доминированием мотивации на преодоление трудностей наблюдалось у большинства обучающихся (76%) экспериментальных групп.

Таким образом, аспекты социокультурного дискурса выявляют и обосновывают тенденции важности культуры профессиональной успешности, ее универсального назначения как системы и процесса для самоопределения и благополучия будущего учителя.

18.09.2023

Список литературы:

1. Геворкян Г.Г. Профессиональная успешность как предмет научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии// Гуманизация образования. 2015. №5. с. 12-19.

2. Дорогина О.И., Печеркина А. А. Работоспособность как ключевой показатель профессионального здоровья учителя//Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23. №2 (162). с. 81-87.

3. Зеер Э.Ф., Резер Т.М., Сыманюк Н.В. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы//Образование и наука. 2023. Т. 25. №5. с. 12-48.

4. Ионин Л.Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов / Л.Г.Ионин. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. с. 42. ISBN 5-7598-0252-6

5. Климов, Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, 1997. 295 с.

6. Коршиков Б.Н., Современные зарубежные исследования феномена успешности// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. №4. с. 189-193.

7. Кузьменко Е.О. Успешность как феномен современного массового общества и проявление нового уровня стандартизации культурных образцов / Е.О. Кузьменко // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, №3 (165). с. 178.

8. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Москва: Просвещение, 1990. 192 с.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н.С. Пряжников. М.: Академия, 2007. С 54-69.

10. Резник Ю.М. Социокультурный подход как методология исследований вопросы социальной теории. 2008. Том II. Вып. 1(2) с. 305.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во: «Питер», 2002. С.72.

12. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М., 2006.С.338

13. Руднева Т.И. Профессиональное развитие - фактор профессиональной успешности// Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27. №2. с. 61-65.

14. Черникова И.Ю. Формирование начального профессионального самоопределения старшеклассников// Мир образования -образование в мире. 2022. №1 (85). с. 143-151.

15. Черникова И.Ю. Научно-методическое сопровождение деятельности педагогов современной профильной школы//Известия Российской академии образования. 2022. №2 (58). с. 145-152.

16. Шадриков В.Д. Профессиональные способности /В.Д. Шадриков. М., 2010.С. 28-34.

17. Шабунова А.А., Доброхлеб В.Г. Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты исследования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. №6. с. 27-50. DOI: 10.15838/esc.2019.6.66.2

References:

1. Gevorkyan, G.G. (2015) Professional'naya uspeshnost' kak predmet nauchnoj refleksii v zarubezhnoj i otechestvennoj psihologii [Professional success as a subject of scientific reflection in foreign and domestic psychology]. Gumanizaciya obrazovaniya, №5, pp. 12-19.

2. Dorogina O.I. and Pecherkina, A.A. (2017) Rabotosposobnost' kak klyuchevoj pokazatel' professional'nogo zdorov'ya uchitelya [Performance as a key indicator of the teacher's professional health]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury, vol. 23, №2 (162), pp. 81-87.

3. Zeer E.F., Rezer T.M. and Symanyuk N.V. (2023) Transformaciya funkcij prepodavatelej vysshej shkoly v usloviyah neopredelennosti: postanovka problem [Transformation of the functions of higher education teachers in conditions of uncertainty: problem setting]. Obrazovanie i nauka, vol. 25, №5, pp. 12-48.

4. Ionin, L.G. (2004) Sociologiya kul'tury: ucheb. posobie dlya vuzov [Sociology of culture: a textbook for universities]. 4th ed., revised and extended. M.: Izd. dom GU VSHE, pp. 42. ISBN 5-7598-0252-6

5. Klimov, E.A. (1997) Osnovypsihologii [Fundamentals ofpsychology]. Uchebnik dlya vuzov. M.: Kul'tura i sport, 295 p.

6. Korshikov, B.N. (2021) Sovremennye zarubezhnye issledovaniya fenomena uspeshnosti [Modern foreign studies ofthe success phenomenon]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika, vol. 27, №4, pp. 189-193.

7. Kuz'menko, E.O. (2017) Uspeshnost' kak fenomen sovremennogo massovogo obshchestva i proyavlenie novogo urovnya standartizacii kul'turnyh obrazcov [Success as a phenomenon of modern mass society and manifestation of a new level of standardization of cultural samples]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 1, Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury, vol. 23, №3 (165), pp. 178.

8. Markova, A.K., Matis, T. A. and Orlov, A.B. (1990) Formirovanie motivacii ucheniya: kniga dlya uchitelya [Formation of the motivation of teaching: a book for a teacher]. Moskva: Prosveshchenie, 192 p.

9. Pryazhnikov, N.S. (2007) Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika[Professional self-determination: theory and practice]. M.: Akademiya, pp. 54-69.

10. Reznik, YU.M. (2008) Sociokul'turnyj podhod kak metodologiya issledovanij [Sociocultural approach as a research methodology]. Voprosy social'noj teorii, vol. II, issue 1(2), p. 305.

11. Rubinshtejn, S.L. (2002) Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of general psychology]. SPb.: Izd-vo: «Piter», p. 72.

12. Seligman, M. (2006) Novaya pozitivnaya psihologiya: Nauchnyj vzglyad na schast'e i smysl zhizni [New positive psychology: A scientific view of happiness and the meaning of life.]. M., p. 338.

13. Rudneva, T.I. (2021) Professional'noe razvitie - faktor professional'noj uspeshnosti [Professional development is a factor of professional succe]. VestnikSamarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya, vol. 27, №2, pp. 61-65.

14. CHernikova, I.YU. (2022) Formirovanie nachal'nogo professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov [Formation of the initial professional self-determination of high school students]. Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire, №1 (85), pp. 143-151.

15. CHernikova, I.YU. (2022) Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie deyatel'nosti pedagogov sovremennoj profil'noj shkoly [Scientific and methodological support of the activities of teachers of a modern specialized school]. Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya, №2(58), p. 145-152.

16. SHadrikov, V.D. (2010) Professional'nye sposobnosti [Professional abilities]. M., pp. 28-34.

17. SHabunova, A.A. and Dobrohleb V.G. (2019) Uspeshnost' sovremennogo cheloveka: teoretiko-metodologicheskie aspekty issledovaniya [Success of modern man: theoretical and methodological aspects of research]. Ekonomicheskie i social'nyeperemeny: fakty, tendencii, prognoz, vol. 12, №6, pp. 27-50. DOI: 10.15838/esc.2019.6.66.2

Сведения об авторах:

Осин Максим Владиславович, старший преподаватель кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета E-mail: [email protected]

Галина Ивановна Егорова, профессор кафедры педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор

E-mail: [email protected] ORCID 0000-0003-3586-9139

628417, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, дом 10/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.