Современная школа
УДК 371.123+37.03
Готовность учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом общего образования
С. В. Тетина
кандидат педагогических наук, доцент https://orcid.org/0000-0003-4360-2389 tetina_sv@ipk74. ru
Ю. В. Гутрова
кандидат педагогических наук
https://orcid.org/0000-0002-7295-4060
Teacher readiness for the formation of functional literacy of schoolchildren in accordance with the updated Federal State Educational Standard for General Education
S. V. Tetina
Yu. V. Gutrova
Аннотация
Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Проблема готовности педагогов к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся диктуется требованием времени, а также нормативными документами, например федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и Федеральными образовательными программами. В статье представлены личностные и мета-предметные компетенции, формирование которых, является обязательным компонентом освоения обучающимися федеральной образовательной программы общего образования. Качество обучения школьников корре-лируется с уровнем профессионального ма-
стерства учителя, его готовностью к проектированию и организации образовательной среды, ориентированной на формирование обозначенных в нормативных документах критериев качества образования, а именно формирования функциональной грамотности. Настоящее исследование посвящено разрешению следующих противоречий:
- между потребностью формирования и развития компетенций обучающихся в совокупности составляющих функциональную грамотность обучающихся как условие непрерывного самообразования и отсутствием у учителей готовности для решения этой проблемы;
- между необходимостью повышения профессиональной готовности учителя к форми-
рованию и развитию функциональной грамотности обучающихся, а также недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории (структура готовности учителя к профессиональной деятельности).
Проведен обзор литературных источников, свидетельствующих о разработанности проблемы. Методологической основой исследования является деятельностный подход, представленный в работах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева.
В связи с этим проблема исследования определена необходимостью детального анализа и структурирования теоретико-методологических основ формирования профессиональной готовности учителя к проектированию образовательной среды в условиях формирования и развития функциональной грамотности обучающихся.
В качестве результатов исследования предложены выявленные формирующие функциональную грамотность ряд компетенций и представлены их подробные характеристики. Теоретическая значимость исследования заключается в представлении готовности учителя к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся в образовательной среде всех субъектов профессиональной деятельности всех уровней образования. Предполагается, что результаты исследования несут практическую значимость и окажут методическую помощь учителям. В заключение представлены выводы исследования.
Abstract
The research problem and the rationale for its relevance. The problem of teachers' readiness to form and develop functional literacy of schoolchildren is dictated by the requirements of the time, as well as regulatory documents, such as the Federal State Educational Standard of General Education and the Federal Educational Programs.
The article presents personal and meta-disciplinary competences, formation of which is a compulsory component of schoolchildren's mastering of the Federal Educational Program of General Education. The quality of schoolchildren learning is correlated with the level of professional skills of a teacher, his/her readiness to design and organize an educational environment, focused on the formation of the educational quality criteria
indicated in the normative documents, namely, the formation of functional literacy. The present research is devoted to resolving the following contradictions:
- between the need to form and develop school-children's competencies in the aggregate constituting functional literacy of schoolchildren as a condition of continuous self-education and the lack of teachers' readiness to solve this problem;
- between the need to improve the professional readiness of teachers to form and develop functional literacy schoolchildren, as well as the lack of development of this problem in pedagogical theory (structure of the readiness of the teacher to professional activities).
The review of literary sources, indicating the development of the problem was carried out. The methodological basis of the research is the activity approach presented by S. L. Rubinstein, L. S. Vygot-sky, A. N. Leontiev.
Therefore, the research problem is determined by the need for detailed analysis and structuring of theoretical and methodological foundations for the formation of professional readiness of the teacher to design the educational environment in the formation and development of functional literacy schoolchildren.
As the results of the research a number of competencies that form functional literacy are proposed and their detailed characteristics are presented. Theoretical relevance of the research lies in the presentation of teacher readiness for the formation and development of functional literacy of schoolchildren in the educational environment of all subjects of professional activity of all levels of education. It is assumed that the results of the research have practical relevance and will provide methodological assistance to teachers. The conclusions of the research are presented in the conclusion.
Ключевые слова: компетенции, компетентность, функциональная грамотность, готовность учителей к формированию функциональной грамотности.
Keywords: skills, competence, functional literacy, teachers' readiness to form functional literacy.
Введение. Профессиональная деятельность учителя опирается на нормативно-правовые документы в области образования, а именно: закон об образовании в РФ, федеральные госу-
дарственные образовательные стандарты общего образования, федеральные образовательные программы (далее - ФОП) по каждому уровню образования, а также на ведущие научные исследования в области отечественной и зарубежной психологии и педагогики. Базовые методологические принципы, раскрывающие системообразующие элементы современного образования заложены в системно-деятельностном, личностно ориентированном и компетентностном подходах. Перечисленные научные подходы находятся во взаимосвязи и интеграции, подчеркивая совокупность идей, принципов, методов, лежащих в основе решения глобальной задачи образования.
Обновление ФГОС общего образования, в первую очередь, связано с конкретизацией планируемых результатов обучающихся, то есть в детализации тех компетенций, которые в единстве образуют компетентность взрослой адаптивной развивающейся личности. Процесс обучения обеспечивает освоение всеми обучающимися базовых навыков, в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных компетенций. Функция формируемых компетенций определяется в оказании помощи подрастающему поколению в жизненной самореализации, дальнейшему профессиональному самоопределению.
Методология (материалы и методы)
Ряд научных исследователей, И. А. Зимняя [1], А. В. Хуторской [2] соотносят понятие «компетенция» с формой активного взаимодействия личности с окружающим миром, содержание которого составляет его целесообразное преобразование.
Дефиниция «компетентность» предполагает умение личности устанавливать разнообразные взаимосвязи между различными областями знаний, можно провести такие аналогии, как «кругозор в действии», находить способы действий в незнакомых, непривычных обстоятельствах. Компетенции и компетентность обучающихся формируются при реализации основных принципов деятельностного подхода, таких как природосообразность, учет зоны ближайшего развития личности, субъектности, организованного сотрудничества и др., наиболее полно представленные в работах С. Л. Рубинштейна [3], Л. С. Выготского [4], А. Н. Леонтьева [5].
Проведем анализ компетенций, формирование которых является обязательной частью общего образования. Первый блок компетенций отражают предметную составляющую и является базой для формирования у обучающихся спсобности к работе с различного рода информацией, аналитико-синтетической, рефлексивно-оценочной деятельности. Второй блок компетенций определяют умения обучающихся в области ин-формационно-коммуникационых технологий (далее - ИКТ). Это умения, связанные с поиском, анализом, обобщением информации из сети Интернет, важной составляющей компетенции является умение безопасного использования средств ИКТ.
Третий блок компетенций, выделенные во ФГОС общего образования, сопряжены с формированием личностных компетенций, которые необходимы личности для успешной социализации, установлению гармоничных отношений с окружающими людьми по типу «взрослый-взрослый», формированию ответственного отношения за свое настоящее и будущее, принятие на себя различных социальных ролей, таких как, «гражданин страны», «правовой гражданин», «член семьи» и т. д.
На уровне общего образования в нормативном плане (ФГОС ОО) рассматривается формирование у обучающихся ключевых компетенции, которые позволяют личности овладеть профессиональными умениями и навыками, пройти путь профессионализации и быть адаптивным в меняющихся социальных условиях.
Понятие «ключевая компетенция» рассматривается нами как категория, отражающая субъектность личности в области самопознания (другими словами отношения с самим собой), общения с другими людьми и производственные отношения. Теоретическим основанием для рассмотрения изучаемой категории в «трехмерной плоскости» явились труды Б. Г. Ананьева [6], И. А. Зимней [1] и др. Обобщая материалы научных исследований, делаем вывод, что компетенции - это психические новообразования, сознательные и бессознательные механизмы психики, интериоризи-рованная система знаний, представлений, образы действий, обобщенные способы действий,
Таблица 1
Название компетенции Характеристика компетенции
Когнитивная компетенция Умение воспринимать учебную задачу, сознательное восприятие и переработка информационно-содержательного материала, аналитическая и обобщающая деятельность, (синтез) оценка содержательной стороны учебной задачи
Компетенция самообразования Система взаимодополняемых качеств личности (смысловых ориентаций, стойкий познавательный интерес, умение реконструировать учебную задачу), необходимых для осознанного непрерывного совершенствования самостоятельной образовательной деятельности
Коммуникативная компетенция Умение эффективно общаться, излагать собственную позицию. Умение соотносить собственное поведение с поведением других
Лингвокоммуникативная компетенция Общекультурные понятия, положения, идеи, обеспечивающие процесс вхождения обучающихся в языковое и речевое пространство
Межкультурная компетенция Умение устанавливать диалог с представителями разных культур, национальностей. Проявление познавательного интереса к истории, психологии, традициям народов мира
Информационные компетенции Умение эффективно и безопасно использовать ресурсы электронно-образовательной среды
Компетенция в области социально-трудовой деятельности Идентификация себя с определенной профессиональной ролью, умение оценивать собственную профессиональную направленность, потребность в профессиональном самовыражении, владеть орудиями и техниками труда, конструировать собственные способы профессионального продвижения
Компетенция в быту Самостоятельность и инициативность в решении бытовых вопросов
Компетенция в области физической культуры и спорта Умение оценивать уровень и качество своего здоровья, эффективно использовать режим нагрузок и ограничений. Умение создавать и планировать недельный, месячный режим
Гражданско-общественная компетенция Умения решать конфликты, обладание аргументацией в принятии решений, а также применение в жизненных ситуациях ряда качеств и навыков как креативность, общение, дискуссионные навыки, активное слушание, решение проблем в условиях неопределенности, оценки риска, сотрудничество. Права и обязанности человека, история и текущая политика, культурное разнообразие и наследие, критическая рефлексия
Культурно-досуговая компетенция Понимание и принятие норм поведения и правил поведения в обществе
Компетенция в бытовой сфере, включая здоро-вьесбережение, физическую культуру и спорт Характеризуется креативностью, стремлением к творчеству, поиску нестандартных решений и подходов
Таблица 2
Структура личностной компетентности Характеристика компонентов
Когнитивный конструкт Саморефлексия, антиципация, стратегическое планирование, уверенность, гибкость в ролевых ситуациях, ситуативность
Мотивационно-волевой конструкт Субъективный контроль, метапотребности, внутренний локус контроля, инициативность, автономия
Ценностно-смысловой конструкт Чувство собственного достоинства, альтруизм, самоуважение, ответственность
ценностная ориентация индивида, которые в совокупности образуют систему компетентности личности обучающегося.
Представим формируемые компетенции обучающихся на уровне основного общего образования. Отметим, рассмотренные компетенции в совокупности формируют функциональную компетентность или функциональную грамотность обучающихся. ФГОС общего образования, а также федеральные образовательные программы по каждому уровню предусматривают развитие компетентностей обучающихся, согласующиеся с соответствующими направлениями функциональной грамотности. Обозначенные компетентности формируются средствами содержания предметных областей и учебных предметов.
Так, например, содержание учебного предмета «Русский язык» направлено на формирование интегративного качества личности, умения работать с различными видами, типами, жанрами текстов; использовать информационную составляющую текстов разных форматов, критически оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать поставленных целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Обратим внимание, что в нормативном документе, федеральной образовательной программе основного общего образования, рассматриваемое интегративное качество личности коррелируется с понятием «грамотность».
Отметим, что к личностном компетенциям обучающихся, в нашем понимание, являются межкультурные и коммуникативные компетенции, а также умения принимать и генерировать идеи, даже если они принципиально новые и необычные, включая психологиче-
скую живость и восприимчивость к опыту других людей. Сюда же возможно отнести навыки выявления и связывания воспринимаемых образов, обладание способностью порождать новые знания, в том числе способностью формулировать гипотезы, понятия, предположения об объектах и явлениях, даже вместе с ранее неизвестными.
Важным, на наш взгляд, является умение осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей и обладание навыком планирования своего развития. Таким образом, личностные компетенции способствуют формированию проактивного поведения, осознанного выбора модели поведения, в равной мере включая глубокую рефлексию происходящих событий, контроль и управление эмоциональным состоянием личности. Отметим, образовательная среда, ориентированная на личностные компетентности, положительно влияет на развитие в личности обучающегося психологической резилентности, что, несомненно, способствует повышению субъективного контроля, самоэффективности, жизнестойкости, прогнозированию ситуаций, готовности брать под контроль обстоятельства жизни, инициативность и упорство в достижении отдаленных по времени целей.
Опираясь на научные изыскания автора экзистенциально-гуманистического направления А. Маслоу [7], теории самодетерминации, представим компонентную структуру личностной компетентности обучающихся на уровне среднего общего образования.
Обозначая проблему формирования компетенций, грамотности и компетентности обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС общего образования, следует обратить внима-
ние и на профессиональную готовность учителя к организации образовательной среды, ориентированной на формирование проанализированных компетенций [8]. Следовательно, второй аспект научной проблемы заключается в постановке проблемы, насколько учитель готов к реализации своих профессиональных компетенций, которые сопряжены и благотворно влияют на формирование соответствующих компетенций у обучающихся.
Проблема профессиональной готовности учителя не нова в истории педагогики, и вместе с тем процессы обновления, происходящие за последние пять лет в образовании, мотивируют исследователей вновь обратиться к научно-прикладным аспектам готовности педагогических работников. Научно-методологической базой для рассмотрения вышеобозначенной проблемы явились исследования, в которых профессиональная готовность к деятельности рассматривалась и как состояние и как качество личности в работах многих отечественных исследователей.
Большинство авторов определяют профессиональную готовность педагога как системное качество личности, устойчивую характеристику, которая «интегрируется ценностными ориента-циями и уровнем умений и навыков, поэтому функционально в ее составе выделяют компоненты, соответствующие классическому положению отечественной науки о взаимосвязи всех сторон жизни человека - единстве разума, чувств, действий, проявляющихся в наличии у педагога знаний об ответственности, гуманистической позиции и опыта ответственности1» (Л. С. Выготский [4], С. Л. Рубинштейн [3] и др.).
В научном познании готовность к педагогической деятельности наиболее полно изучена как система требований, квалификационных характеристик к учителю. В структуре готовности выделяют, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую готовность к профессиональной деятельности как основу профессионализма В. А. Сластёнин [9] и др.
1 Гривусевич, Г. В. Формирование готовности учителя к профессиональному самосовершенствованию в системе повышения квалификации : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2010.
Результаты и их описание
В ходе исследования были определены состав и содержание функций профессиональной готовности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся. Результаты исследования позволяют выделить ряд функций учителя: гносеологическую, развивающую, коммуникативную, образовательную, консалтинговую, мотивационную, регулятивно-коррекционную, прогностическую, контрольно-диагностическую.
В качестве структурной основы профессиональной готовности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся выбрана совокупность компетенций, необходимо и достаточно отражающие структуру деятельности современного педагога. В эту совокупность включены следующие компетенции: мотивационно -ценностный, содержательно-деятельностный, эмоционально-интуитивный, научно-методический, рефлексивно-преобразующий.
Исследование заключается в том, что учитываются обновленные требования к условиям организации образовательной среды, ориентированной на достижение планируемых результатов обучения с учетом достижений современной науки изменен и подход к структуре педагогической готовности педагога, направленной на формирование заявленных в нормативных документах конкретизированных компетенций и компетентностей обучающихся на каждом образовательном уровне.
Готовность учителя к формированию компетенций и компетентностей в соответствии с ФГОС общего образования и ФОП общего образования строится на признании факта, что профессионально-развивающая среда выступает ведущим системообразующим фактором в объединении всех усилий в создании условий для освоения педагогической деятельности в области формирования функциональной грамотности обучающихся.
Профессиональная среда в нашем контексте рассматривается как функциональное и пространственное объединение субъектов профессиональной педагогической деятельности, между которыми устанавливается профессиональное сотрудничество. Структурно профессиональное сотрудничество представлено рядом компонентов, а именно: мотивационно-
ценностный, содержательно-деятельностный, эмоционально-интуитивный, научно-методический, рефлексивно-преобразующий.
Мотивационно-ценностный компонент образовательно-развивающего пространства профессиональной среды отвечает за интеграцию знаний и профессиональный опыт субъектов педагогической деятельности, а также интеграцию усилий всех субъектов педагогической деятельности по развитию профессионального самосознания. Данный компонент отражает направленность личности учителя на себя и окружающее сообщество, включает устойчивую мотивацию к профессиональному самосовершенствованию, непрерывному обучению. Учитель склонен к самомотивации и внутреннему ло-кусу контроля. Предполагается, чем выше мотивация учителя, тем он чувствует себя в профессиональной деятельности надежно, ориентирован на ситуацию успеха, проявляет психологическую готовность к применению нестандартных заданий [10]. Теоретическим основанием выделения рассматриваемого структурного компонента явились труды А. К. Марковой [11] и других о роли мотивации.
Содержательно-деятельностный компонент: отражает систему компетенций учителя, когда творческий подход сопряжен с нормативными образовательными требованиями. Корреляция творческого воображения, информационного мышления, умений применять цифровые образовательные ресурсы.
Эмоционально-интуитивный компонент: отражает уровень сформированности у учителя эмоционального интеллекта. Чем выше эмоциональный интеллект, тем устойчивее самооценка учителя и его готовность к построению ответственных форм общения, ас-сертивность, толерантность личности учителя. Такой учитель ориентирован на повышение качества обучения через индивидуальные и дифференцированные формы работы с обучающимися [12]. Чаще применяет диалогические формы общения, продуктивное сотрудничество по типу «ученик - учитель - ученик», активно организуют групповые формы работы на уроке. В большей степени проявляет способность управлять собой и способность управлять людьми.
Научно-методический компонент: учитель реализует в профессиональной деятельности принцип «образование через всю жизнь». Проявляет готовность к модификации существующих образовательных технологий, методов и приемов обучения [13]. Высокий уровень владения содержательной стороной учебного предмета позволяет достичь высоких образовательных результатов. Умеет просто, доступно, наглядно объяснить материал любого уровня сложности.
Рефлексивно-преобразующий компонент: динамика и направленность профессионально-личностного роста и самосовершенствования педагога опосредованы субъектно-рефлексивным развитием учителя, грамотно выстраивает отношения образов «Я-реальное и Я-идеальное». Целенаправленный, осознанный и непрерывный поиск и анализ роста на основе внутреннего побуждения учителя, расширение границ субъектного бытия.
В результате была разработана и апробирована критериальная база для оценки профессиональной готовности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся, чек-лист для выявления готовности учителей для формирования и развития функциональной грамотности школьников. Мониторинговые исследования самоконтроля общеобразовательной организации и самопроверки учителей по чек-листу позволяют выявить профессиональные дефициты и спланировать индивидуальную программу развития педагога. Предложенные нами критерии для выявления готовности учителей к формированию и развитию функциональной грамотности апробированы и являются достаточными для показателя результативности деятельности педагога по заявленному направлению. Приведем ряд критериев для понимания сути, заявленного выше.
1. Уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся (диагностика).
2. Уровень развития профессиональной готовности учителя к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся (базовый, повышенный и высокий).
3. Уровень мотивации к повышению собственной профессиональной компетентности учителя (стремление к новизне, дифференциа-
ция содержательных линий учебных предметов / учебных курсов, положительная динамика обучающихся).
Таким образом, выявив показатели и критерии оценки результативности развития профессиональной готовности учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся, мы определили, по каким возможным направлениям можно ожидать качественных изменений и приращений в профессионально-личностном росте учителей.
Реализация теоретической модели профессиональной готовности учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом общего образования проходила в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Образовательный центр № 5 г. Челябинска» и муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Образовательный центр № 2 г. Челябинска». В рамках реализации научно-прикладного проекта «Формирование функциональной грамотности обучающихся в соответствии с обновленными ФГОС общего образования» апробировались педагогические технологии, методы, приемы, в основе которых заложены, во-первых, детализированная структура формируемых метапред-метных компетентностей обучающихся (табл. 1), во-вторых, организация образовательной среды по формированию функциональной грамотности соответствовала представленным в настоящем исследовании компонентам (мотивационно-ценностный, содержа-тельно-деятельностный, эмоционально-
интуитивный, научно-методический, рефлексивно-преобразующий). Следовательно, поставленная цель научно-прикладных проектов есть создание оптимальных условий для формирования функциональной грамотности обучающихся, была достигнута в полном объеме. Полученные результаты в ходе проекта демонстрируют повышение уровня обучающихся в овладении функциональной грамотностью. Дидактическим средством достижения заявленного планируемого результата явились электронные образовательные платформы, а именно «Российская электронная школа», а также цифровой сервис для формирования и развития функциональной грамотности уче-
ников 5-9-х классов издательства «Просвещение». В ходе Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся» представлены эффективные практики по формированию и развитию функциональной грамотности в рамках научно -прикладных проектов.
Обсуждение
Заслуживает внимание выявленная структура готовности учителя к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся. Поскольку в последних изменениях ряда нормативных документов отмечается тенденция к обязательному формированию функциональной грамотности как показателю качества общего образования, особое внимание уделяется проектированию образовательной среды и деятельности учителя. Наиболее актуальным направлением дальнейших исследований в этой области видится в расширении критериальных уровней и показателей профессиональной готовности учителя, детализации структурных компонентов, которые могут видоизменяться и трансформироваться в соответствии с научным прогрессом и изменениями в сфере образования. Не исключаем факт дальнейшего исследования для разработки диагностического материала с помощью, которого можно определять профессиональные дефициты учителей в области готовности к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся. В настоящее время практическая значимость исследования в области подготовки учителей по вопросам функциональной грамотности в рамках курсов повышения квалификации остается актуальной.
Заключение
Контент-анализ позволил нам убедиться в актуальности нашего исследования. Несмотря на интерес научных кругов к проблеме готовности учителя к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся, вопрос остается до конца не исследованным. Особенно заметно это проявляется в отсутствии конкретизации планируемых метапред-метных компетенций и компетентности, которые составляют базу функциональной грамотности. Предложенная детализация в настоящем исследовании опирается как на нормативные
документы, так и на требования научно-технологического прогресса, что, в свою очередь, обуславливает необходимость в организации повышения квалификации учителей по вопросам готовности к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся. В качестве основного механизма формирования профессиональной готовности учителя к формированию компетенций и различных видов функциональной грамотности рассматривается образовательно-формирующее взаимодействие субъектов педагогической деятельности соответствующей направленности. Оно нацелено на обеспечение субъективации данного процесса, то есть привнесение личностного начала в педагогическую деятельность. Апробация представленных материалов проходила в рамках научно-прикладных проектов под руководством специалистов Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования на базе общеобразовательных организаций Челябинской области. Структурные компоненты готовности учителя к формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся включены в систему лекционных и практических занятий на курсах повышения квалификации учителей Челябинской области.
Библиографический список:
1. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя. - Текст : непосредственный // Профессиональное образование. - 2006. -№ 2.- С. 18-21.
2. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской. -Текст : непосредственный // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 712 с. - Текст : непосредственный.
4. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский. -Москва : Юрайт, 2023. - 336 с. - Текст : непосредственный.
5. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - 5-е изд., стер. - Москва :
Смысл ; Academia, 2010. - 509 с. - Текст : непосредственный.
6. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 282 с. - Текст : непосредственный.
7. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность /
A. Г. Маслоу. - Санкт-Петербург : Евразия, 1999. - 214 с. - Текст : непосредственный.
8. Санжаева, Р. Д. Готовность и психологические механизмы ее формирования / Р. Д. Санжаева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Бурятский государственный университет. - Улан-Удэ : Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2017. - 208 с. - Текст : непосредственный.
9. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сла-стенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред.
B. А. Сластенина. - Москва : Академия, 2013. -576 с. - Текст : непосредственный.
10. Тюняева, Т. В. Формирование готовности будущего учителя к применению инновационных педагогических технологий / Т. В. Тюняева, И. В. Парешина. - Текст : непосредственный // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста : материалы XIV Международной научно-практической Internet-конференции, Тамбов, 25 июня 2018 года / Министерство образования и науки РФ, Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина ; редколлегия: О. В. Бескровная, А. В. Королева, Л. Н. Макарова (отв. ред.), Ю. П. Прокудин, Г. Ф. Терещенко, И.А. Шаршов (отв. ред.). - Тамбов : Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, 2018. - С. 185-188.
11. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. - Москва, 2010. -192 с. - Текст : непосредственный.
12. Абрамян, Г. В. Формы, технологии и критерии эффективности профессионального становления учителя в информационной среде : монография / Г. В. Абрамян ; Министерство образования РФ, Правительство Ленинградской области, Ленинградский государственный областной университет им. А. С. Пушкина. - Санкт-Петербург : Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2001. - 191 с. - Текст : непосредственный.
13. Пирютко, О. Н. Некоторые условия формирования готовности педагогов математического профиля к формированию функциональной грамотности обучающихся / О. Н. Пирютко. - Текст : непосредственный // Инновационные технологии обучения физико-математическим и профессионально-техническим дисциплинам : материалы XIV Международной научно-практической интернет-конференции, Мозырь, 29 марта 2022 года / редколлегия: И. Н. Ковальчук (отв. ред.) [и др.]. - Мозырь : установа адукацьи «Ма-зырсю дзяржауны педагапчны ушверсгат iмя I. П. Шамякша» - учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина», 2022.- С. 119-121.
14. Тетина, С. В. Функциональная грамотность : от истории вопроса к современности /
C. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. - Челябинск : Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2021. - 97 с. - Текст : непосредственный.
References:
1. Zimnya, I. A. General culture and socio-professional competence of a person [Obshchaya kul'tura i social'no-professional'naya kompetent-nost' cheloveka], Professional Education, 2006, No. 2, pp. 18-21.
2. Khutorskoy, A. V. Key competences as a component of personality-centered education paradigm [Klyuchevye kompetencii kak kompo-nent lichnostno orientirovannoj paradigmy obra-zovaniya], Narodnoe Obrazovanie, 2003, No. 2, pp.58-64.
3. Rubinstein, S. L. Fundamentals of general psychology [Osnovy obshchej psihologii], Saint Petersburg: Peter Publishing House, 2000. 712 p.
4. Vygotsky, L. S. History of the Development of Higher Mental Functions [Istoriya razvitiya vys-shih psihicheskih funkcij], Moscow: Yurite Publishing House, 2023. 336 p.
5. Leontiev, A. N. Lectures in General Psychology [Lekcii po obshchej psihologii], ed. by
D. A. Leontiev, E. E. Sokolova, Moscow, 2010. 509 p.
6. Ananyev, B. G. Man as a subject of knowledge [CHelovek kak predmet poznaniya], Moscow, 2010. 282 p.
7. Maslow, A. G. Motivation and personality [Motivaciya i lichnost'], Saint Petersburg: Eurasia, 1999.214 p.
8. Sanzhaeva, R. D. Readiness and psychological mechanisms of its formation [Gotovnost' i psi-hologicheskie mekhanizmy ee formirovaniya], Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Buryat State University. Ulan-Ude: Dorzhi Banzarov Buryat State University, 2017.208 p.
9. Slastenin, V. A., Isaev, I. F., Shiyanov, E. N. Pedagogy [Pedagogika], Moscow: Academy, 2013.576 p.
10. Tyunyaeva, T. V., Pareshina, I. V. The formation of future teacher's readiness to apply innovative pedagogical technologies [Formiro-vanie gotovnosti budushchego uchitelya k primeneniyu innovacionnyh pedagogicheskih tekhnologij], Personal and professional development of the future specialist: proceedings of XIV International scientific-practical Internetconference, Tambov, June 25-01, 2018. Mini s-try of Education and Science of the Russian Federation, Tambov State University named after G. R. Derzhavin; Editorial Board:
0. V. Beskrovnaya, A. V. Koroleva, L. N. Ma-karova , Y. P. Prokudin, G. F. Tereschenko,
1. A. Sharshov. Tambov: Derzhavin Tambov State University, 2018, pp. 185-188.
11. Markova, A. K. Formation of learning motivation at school age [Formirovanie motivacii ucheniya v shkol'nom vozraste], Moscow, 2010.192 p.
12. Abramyan, G. V. Forms, technologies and criteria for the effectiveness of professional formation of the teacher in the information environment: monograph [Formy, tekhnologii i kriterii effektivnosti professional'nogo stanovleniya uchitelya v informacionnoj srede : monografiya], Ministry of Education of the Russian Federation, Government of the Leningrad region, St. Petersburg: Pushkin Leningrad State University, 2001.191 p.
13. Piryutko, O. N. Some conditions of formation of readiness of teachers of a mathematical profile to formation of functional literacy of students [Nekotorye usloviya formirovaniya gotov-nosti pedagogov matematicheskogo profilya k formirovaniyu funkcional'noj gramotnosti obuchayushchihsya], Innovative technologies of teaching physico-mathematical and professional-
technical disciplines: Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Internet Conference, 2022, pp. 119-121.
14. Tetina, S. V., Gutrova, Y. V. Functional literacy: from the history of the issue to the
present [Funkcional'naya gramotnost': ot istorii voprosa k sovremennosti], Chelyabinsk: Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators, 2021.97 p.
Образец для цитирования статьи:
Тетина, С. В. Готовность учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся в соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом общего образования / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2023. - № 1 (54). - С. 113-123.
Example for article citation:
Tetina S. V., Gutrova Yu. V. Teacher readiness for the formation of functional literacy of schoolchildren in accordance with the updated Federal State Educational Standard for General Education [Gotovnost uchitelya k formirovaniyu funkcionalnoj gramotnosti obuchayushhixsya v sootvetstvii s obnovlennym Federalnym gosudarstvennym obrazovatelnym standartom obshhego obrazovani-ya], Scientific support of a system of advanced training, 2023, No. 1 (54), pp. 113-123.