Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тетина Светлана Владимировна, Гутрова Юлия Владимировна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуализируется необходимость подготовки педагогов в области формирования функциональной грамотности обучающихся в образовательном процессе. Определяется цель, которая состоит в научном обосновании принципов построения программы повышения квалификации педагогов в поле готовности учителей к формированию функциональной грамотности обучающихся. Проводится обзор литературы, позволяющий выявить степень разработанности вышеобозначенной проблемы. Констатируется, что в научной периодике представлено незначительное количество исследований по вопросам совершенствования профессиональных компетенций педагогов по вопросам формования функциональной грамотности обучающихся. Контент-анализ научной литературы по проблеме исследования свидетельствует о наличии открытых вопросов ученых. В качестве методологического основания выступают идеи А. Н. Леонтьева о ведущей роли деятельности субъекта в его развитии. В качестве результатов исследования предложено описание принципов построения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогов по вопросам совершенствования профессиональных компетенций готовности формирования функциональной грамотности обучающихся. Описанные принципы могут дополняться разработчиками дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников образования. Теоретическая значимость состоит в развитии представлений о принципах формирования программ повышения квалификации, в полной мере обеспечивающих качественную подготовку педагогов к реализации требований стандарта в части формирования функциональной грамотности обучающихся. Предполагается, что результаты исследования несут практическую значимость и окажут методическую помощь для совершенствования программ повышения квалификации педагогов. В заключение представлены основные выводы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тетина Светлана Владимировна, Гутрова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE COMPETENCIES OF TEACHERS IN THE PROFESSIONAL FIELD ON THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY AMONG STUDENTS

The problem of research and justification of its relevance. The necessity of training teachers in the field of formation of functional literacy of students in the educational process is actualized. The goal is determined, which consists in the scientific substantiation of the principles of building a teacher training program in the field of teachers' readiness to form the functional literacy of students. A review of the literature is conducted to identify the degree of development of the above-mentioned problem. It is stated that the scientific periodicals present a small number of studies on the improvement of professional competencies of teachers on the formation of functional literacy of students. The content analysis of the scientific literature on the research problem indicates the presence of open questions of scientists. The methodological basis is the ideas of A. N. Leontiev about the leading role of the subject's activity in its development. As the results of the study, a description of the principles of building an additional professional training program for teachers on improving professional competencies and the formation of functional literacy of students is proposed. The described principles can be supplemented by developers of additional professional training programs for educational workers. The theoretical significance consists in the development of ideas about the principles of the formation of advanced training programs that fully ensure the quality training of teachers to implement the requirements of the Standard in terms of the formation of functional literacy of students. It is assumed that the results of the study are of practical significance and will provide methodological assistance for improving teacher training programs. In conclusion, the main conclusions of the study are presented.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

УДК 378.091.398+37.03

Совершенствование компетенций педагогов в профессиональном поле по вопросам формирования у обучающихся функциональной грамотности

С. В. Тетина

https://orcid.org/0000-0003-4360-2389 [email protected]

Ю. В. Гутрова

https://orcid.org/0000-0002-7295-4060 [email protected]

Improving the competencies of teachers in the professional field on the formation of functional literacy among students

S. V. Tetina Yu. V. Gutrova

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуализируется необходимость подготовки педагогов в области формирования функциональной грамотности обучающихся в образовательном процессе. Определяется цель, которая состоит в научном обосновании принципов построения программы повышения квалификации педагогов в поле готовности учителей к формированию функциональной грамотности обучающихся. Проводится обзор литературы, позволяющий выявить степень разработанности вышеобозначенной проблемы. Констатируется, что в научной периодике представлено незначительное количество исследований по вопросам совершенствования профессиональных компетенций педагогов по вопросам формования функциональной грамотности обучающихся. Контент-анализ научной литературы по проблеме исследования свидетельствует о наличии открытых вопросов ученых. В качестве методологического основания выступают идеи А. Н. Леонтьева о ведущей роли деятельности субъекта в его развитии. В качестве результатов исследования предложено описание принципов построения дополнительной профессио-

нальной программы повышения квалификации педагогов по вопросам совершенствования профессиональных компетенций готовности формирования функциональной грамотности обучающихся. Описанные принципы могут дополняться разработчиками дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников образования. Теоретическая значимость состоит в развитии представлений о принципах формирования программ повышения квалификации, в полной мере обеспечивающих качественную подготовку педагогов к реализации требований стандарта в части формирования функциональной грамотности обучающихся. Предполагается, что результаты исследования несут практическую значимость и окажут методическую помощь для совершенствования программ повышения квалификации педагогов. В заключение представлены основные выводы исследования.

Abstract

The problem of research and justification of its relevance. The necessity of training teachers in the field of formation of functional literacy of students in the educational process is actualized. The goal is determined, which consists in the scientific substantiation of the principles of building

a teacher training program in the field of teachers' readiness to form the functional literacy of students. A review of the literature is conducted to identify the degree of development of the above-mentioned problem. It is stated that the scientific periodicals present a small number of studies on the improvement of professional competencies of teachers on the formation of functional literacy of students. The content analysis of the scientific literature on the research problem indicates the presence of open questions of scientists. The methodological basis is the ideas of A. N. Le-ontiev about the leading role of the subject's activity in its development. As the results of the study, a description of the principles of building an additional professional training program for teachers on improving professional competencies and the formation of functional literacy of students is proposed. The described principles can be supplemented by developers of additional professional training programs for educational workers. The theoretical significance consists in the development of ideas about the principles of the formation of advanced training programs that fully ensure the quality training of teachers to implement the requirements of the Standard in terms of the formation offunctional literacy of students. It is assumed that the results of the study are of practical significance and will provide methodological assistance for improving teacher training programs. In conclusion, the main conclusions of the study are presented.

Ключевые слова: повышение квалификации педагогических работников, дополнительная профессиональная программа, принципы построения дополнительной профессиональной программы, функциональная грамотность обучающихся, готовность педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся.

Keywords: advanced training of teachers, additional professional program, development principles of additional professional program, functional literacy of students, teachers' readiness to form functional literacy of students.

Проблема формирования функциональной грамотности обучающихся напрямую зависит от уровня сформированное™ профессиональных компетенций педагога. Год от года работа в данном направлении усиливается, о чем сви-

детельствуют последние документы в образовании. Отсюда следует важность качественной готовности учителя к формированию функциональной грамотности современных школьников разных возрастных групп. Программы Челябинского института переподготовки и повышения квалификации, предлагаемые педагогам в рассматриваемом направлении, составлены в соответствии с профессиональными дефицитами и ориентированы на запросы педагогического сообщества. Однако имеется противоречие между необходимостью формировать функциональную грамотность у школьников и отсутствием сформированности общего представления о функциональной грамотности в целом и ее компонентов.

Цель исследования - определить и обосновать принципы составления дополнительных профессиональных программам курсов повышения квалификации работников образования, ориентированных на совершенствование компетенций педагогов в профессиональном поле по вопросам формирования у обучающихся функциональной грамотности.

Обзор литературы

Повышение профессиональной компетентности педагогов как исследовательская проблема постоянно вызывает интерес, в связи с чем достаточно глубоко представлена в работах Н. А. Виноградовой, А. Г. Асмолова, Д. Ф. Ильясова и других ученых [1].

Анализируя качество выполнения практико-ориентированных заданий НИКО (национальное исследование качества образования) и ВПР (всероссийские проверочные работы) выпускниками начального уровня образования, Л. В. Мусакова обозначает проблему низкой готовности обучающихся к решению нестандартных и приближенных к жизненным ситуациям задач. Исследователь рассматривает применение ситуационных задач в образовательном процессе в начальной школе как основное средство для формирования функциональной грамотности, а именно читательской грамотности и информационной компетентности [2].

Учеными О. А. Богданец и Г. О. Митиной была проведена работа по формированию языковой функциональной грамотности с третьеклассниками. В ходе исследования разработаны и выдвинуты критерии уровня сформированно-сти языковой функциональной грамотности

младших школьников. Среди критериев авторы выделяют следующие: владение лексическими единицами, осуществление выбора лексических единиц в зависимости от ситуации обобщения, владение умением интегрированного использования в речи лексических единиц. В результате проведенного диагностического исследования авторы делают вывод о недостаточном уровне сформированности функциональной языковой грамотности младших школьников [3].

Есть ряд исследований, посвященных изучению потенциальных возможностей существующих учебно-методических комплексов, используемых для формирования у школьников младших классов функциональной грамотности. Например, Г. В. Раицкая выдвигает гипотезу о соотношении учебных заданий педагогической системы Л. В. Занкова требованиям международной программе PISA - оценке образовательных достижений обучающихся [4]. Основной акцент исследователь делает на базовые положения системы, предложенной Леонидом Владимировичем Занковым:

1. Ориентированность заданий на ведущую деятельность младшего школьника.

2. Возможность использования заданий для формирования системы научных понятий.

3. Многовариантность формулировки заданий.

4. Многоаспектность формулируемых вопросов в рамках одного задания, ориентированных на обучающихся с разным типом познавательной деятельности.

5. Процессуальность содержания на основе логики встроенной системы заданий.

В статье В. Ю. Бодрякова и А. В. Кротовой поднимается вопрос формирования математической грамотности обучающихся 6-х классов при решении задач на движение в ходе учебной игры [5]. Авторы описывают свой опыт профессиональной деятельности, показывая стандартную работу с текстовыми задачами на движение, которые предлагают решать алгебраическим и арифметическим способами. В данном контексте мы не можем говорить о формировании математической грамотности шестиклассников, потому что не выполнены условия перевода математической задачи в разряд компетентностно-ориентированной. Авторы не предлагают приблизить задачу к опыту обучающихся. Отсутствует этап дополнения

задачи новыми данными, которые могли произойти в реальной жизни. Обучающимся не предлагается вспомнить личную похожую ситуацию и записать ее в виде математической задачи. Вышесказанное свидетельствует о недостаточном объективном понимании понятия «математическая грамотность», а следовательно, и о педагогических условиях формирования данной грамотности у шестиклассников.

Помимо исследовательских работ, в которых анализируются процессы формирования у обучающихся функциональной грамотности, есть незначительное количество исследований, связанных с профессиональной подготовкой педагогических работников к психолого-педагогической готовности формировать функциональную грамотность обучающихся. Так, О. В. Тумашева анализирует систему профессиональной подготовки педагогов, предметом исследования обозначает процесс готовности будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся [6]. Автор указывает на отсутствие системных исследований процесса готовности будущих педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся средствами предметных областей. Ученым определен компонентный состав готовности студентов педагогических университетов к формированию функциональной грамотности обучающихся. Выделены следующие компоненты: мотивационный, деятельностный, когнитивный, эмоционально-волевой, рефлексивно-оценочный.

Вместе с тем описание компонентов вызывает ряд противоречий. Так, например, в эмоционально-волевой компонент автор включает умение будущих учителей мобилизовать имеющиеся когнитивные и технологические ресурсы. Напрашиваются вопросы: о каких технологических ресурсах идет речь в структуре готовности будущего учителя и каковы механизмы его мобилизации. Когнитивный компонент готовности будущего учителя, по мнению О. В. Тумашевой, включает систему предметных знаний специалиста и ситуаций их применения в реальной жизни. Таким образом, исследователь не выходит на необходимость развития и формирования у будущих учителей ме-тапредметных знаний, метакогнитивных умений для работы с обучающимися по формированию функциональной грамотности. Возника-

ет вопрос, каким образом специалист, не владеющий метапредметными компетенциями, будет готов формировать рассматриваемую компетенцию у обучающихся. Предметом исследования Н. В. Поселенной стал образовательный процесс в педагогическом колледже, направленный на систему подготовки студентов к работе по формированию математической грамотности у младших школьников [7].

Автор детально подходит к изучению структуры формирования математической грамотности у школьников младших классов. Следует отметить, что, раскрывая понятие «функциональная грамотность младшего школьника», автор узко трактует описываемую дефиницию, что приводит к отдельно взятому толкованию направлений функциональной грамотности: читательской, языковой, математической, естественно-научной грамотности. Таким образом, наблюдается недооценка исследователем начального уровня образования в части формирования креативного мышления и глобальных компетенций обучающихся. Можно выделить противоречие в исследовании Н. В. Поселенной между необходимостью формирования математической грамотности младших школьников и отсутствием должного внимания к развитию креативного мышления, оказывающего влияние на качество мыслительных операций, выдвижение гипотез, решение нестандартных задач обучающимися.

Контент-анализ исследований по вопросам функциональной грамотности, приводит к следующим выводам: во-первых, ученые отмечают невысокий (либо формулируется «недостаточный») уровень сформированности исследуемых компонентов функциональной грамотности обучающихся как на уровне начального общего, так и на уровне основного общего образования; во-вторых, отсутствуют системные исследования по вопросам готовности будущих педагогов и действующих педагогов к созданию образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности обучающихся.

В подтверждении вышесказанного можно привести исследование А. Л. Плотниковой, отражающее готовность педагогов к образовательной деятельности в области общероссийской оценки по модели международных исследований [8]. Автор наглядно описывает недо-

статочную осведомленность учителей по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся. Так, например, обследуемые не видят корреляции между формированием универсальных учебных действий, «мягких навыков» и уровнем сформированно-сти функциональной грамотности обучающихся. Педагоги не склонны к профессиональному взаимодействию по вопросам разработки педагогических условий, эффективно влияющих на формирование функциональной грамотности. Формированию рассматриваемой компетентности отводят, как правило, часы внеурочной деятельности. Вместе с тем стандарт общего образования регламентирует достижение планируемых результатов обучающихся в освоении основной образовательной программы общего образования во взаимосвязи с урочной и внеурочной деятельностью. Таким образом, можно сказать, что проблема готовности педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся остается актуальной для современного педагогического сообщества.

Методология (материалы и методы)

В качестве ведущей идеи, определяющей методологию научного исследования, были приняты идеи А. Н. Леонтьева о решающей роли деятельности в формировании новых смыслов субъекта [9]. В нашем случае речь идет о деятельности как системе, имеющей свое развитие.

Результаты и их описание

Принцип соответствия профессиональному стандарту «Педагог». Разрабатываемые практические занятия для дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогических работников, предлагаемые программы по формированию функциональной и читательской грамотности учитывают требования к трудовым функциям и трудовым действиям учителя начального общего образования. Фундаментом формирования является положении о чтении как результате действия всех когнитивных процессов личности, чтение - это целостная, интегрированная деятельность высших интеллектуальных функций, и отдельные ее составляющие не существуют изолированно. Чтение как целеполагающая деятельность, влияет на мировоззрение, поведение и восприятие личности на окружающую действительность.

Следовательно, при организации работы по формированию читательской грамотности педагогам в начальной школе необходимо создавать педагогические условия, мотивирующие к самостоятельной организации процесса чтения, выявления новых смыслов и чувства радости от прочитанного.

Педагог, проектируя урок по учебному предмету «Литературное чтение», обязательно включает в работу с обучающимися содержательный анализ текстов. Рассмотрение темы художественного произведения подразумевает определение главной мысли, сюжетной линии, анализа художественных особенностей текста, поиск выразительных средств, особенностей языка героев, в системе проводится составление плана текста, различных видов пересказа, подбора информации для оценки реальных жизненных ситуаций и т. п.

Приведем пример из реализуемой программы повышения квалификации: занятие по теме «Читательская грамотность в контексте обновленных ФГОС НОО». На учебном занятии слушателям предлагаются на рассмотрение и обсуждение вопросы о методах и формах организации обучения на уроке литературное чтение, проектируется учебная ситуация, в процессе которой слушатели обсуждают вопросы, связанные с моделированием реальной ситуации на уроке (прорабатывается постановка вопросов). Предлагается следующая работа: проводится сравнительный анализ авторских и народных (фольклорных) сказок; заполняются сопоставительные таблицы по различным линиям сравнения; проводится театрализация отрывков художественных произведений. Обязательно проводится со слушателями курсов повышения квалификации аналитическая работа по созданию календарно-тематического планирования на основе примерных программ учебных предметов: русский язык, окружающий мир, математика с позиции формирования читательской грамотности младших школьников.

Рассматривая со слушателями вопрос о связи предметных и метапредметных результатов освоения программы по литературному чтению необходимо акцентировать внимание на следующих пунктах из федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО): «письменно формулировать простые выводы

на основе прочитанного/услышанного текста; задавать вопросы к познавательным, учебным и художественным текстам; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии (сравнивать героев, их поступки по предложенным критериям, а также уметь самостоятельно определять критерии для сравнения героев)1. В целях повышения компетентности педагогов начального уровня образования в формировании у обучающихся читательской грамотности, на занятиях поднимаются и обсуждаются приоритетные направления в формировании читательской грамотности младших школьников. Так, например, в обновленном ФГОС НОО отсутствуют требования к прочтению не только литературных текстов, но и других жанров. На уроках литературного чтения вполне вероятно предложить для слушателей работу с учебными, научно-популярными, публицистическими текстами.

Рассмотрение вопросов формирования математической грамотности младших школьников начинается с определения приоритетов математических знаний в современном мире. В настоящее время требования к преподаванию и изучению математики в школе значительно изменились. Практические математические навыки становятся необходимыми в повседневной жизни: бытовые расчеты, операция с финансами, правильно оценивать с математической точки зрения личностно-значимые ситуации. Важно научить школьников применять математические знания в решении финансовых вопросов.

Обновленный стандарт образования регламентирует требования к планируемым образовательным результатам, которые могут успешно достигаться в рамках изучения вопросов финансовой грамотности на уроках математики и окружающего мира.

Например, в дополнительной профессиональной программе курсов повышения квалификации по формированию функциональной грамотности младшего школьника выделена отдельная тема: «Формирование финансовой грамотности у младших школьников». Для изучения данной темы отводится один теоретиче-

1 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

ский час - лекция и 2 часа - практическое занятие. В ходе лекционного занятия слушатели рассматривают понятие «финансовая грамотность», анализируют возможности учебных предметов «математика» и «окружающий мир» в формировании финансовой грамотности младших школьников, выявляют особенности оценки финансовой грамотности младших школьников, моделируют игровые образовательные технологии в формировании финансовой грамотности младших школьников: игра-квест, игра-путешествие, сюжетно-ролевые игры. Здесь же слушателям предлагается апробировать диагностический инструментарий в формировании финансовой грамотности младших школьников. Слушателям представлена форма работа, такая как интерактивная лекция и лекция-консультация. Практическое занятие предполагает инсценирование реальной профессиональной деятельности, в связи с чем слушателям предлагается проиграть технологию сюжетно-деловой игры по формированию финансовой грамотности обучающихся начальной школы. На этапе рефлексии проводится анализ игровой ситуации с позиции обучающихся. Итоговая форма работы предполагает написание эссе.

Формированию математической грамотности на уроках в начальной школе способствует формированию и развитию универсальных познавательных действий. Важную роль для формирования математической грамотности играют организация учителем межпредметных связей на уроке и создание мотивационных ситуаций. Приобретенные обучающимися умения грамотно выстроить последовательность учебных действий, применять рациональные приемы устных и письменных вычислений, а также распознавать геометрические фигуры и величины.

Подтвердим данные положения примером из программы «Формирование функциональной грамотности младших школьников» для слушателей курсов повышения квалификации. В ходе лекционных занятий со слушателями анализируются, обсуждаются вопросы, связанные с математической грамотностью.

Особое внимание педагогов акцентируется на создании проблемной ситуации по формированию универсальных учебных действий, которые служат основой для формирования матема-

тической грамотности младших школьников. На практическом занятии слушателям предлагаются практико-ориентированные задания по формированию математической грамотности младших школьников. Организуется работа круглого стола со слушателями по вопросам изменения в методической работе педагога, планирования работы педагога с отдельными группами обучающихся (мотивированными/ слабомотивированными), проведения индивидуально-дифференцированной работы с отдельными обучающимися (с низкой/средней/ высокой академической грамотностью). В качестве промежуточной аттестации слушателям предлагается составление методических рекомендаций по подбору заданий на формирование математической грамотности младших школьников.

Принцип контекстуальности. Данный принцип предполагает организацию взаимодействия слушателей для решения профессиональных задач. В ходе учебных занятий организуются фокус-группы, работа в малых группах, нумерованное обсуждение, ротационные группы и т. д.

Приведем ряд примеров практического занятия из дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Формирование читательской грамотности младших школьников», входящей в федеральный реестр. На практическом занятии организуется работа в фокус-группах. Слушатели подбирают текст с фактическими, а возможно и с логическими ошибками, рассматривают разные виды текстовой информации, составляют схемы, таблицы к текстам.

На следующем занятии организуется несколько фокус-групп из слушателей для аналитической работы по тексту. Приемы, предлагаемые слушателям, раскрывают ориентировочный, исполнительный этапы чтения. Со слушателями рассматриваются приемы: чтение с пометками, чтение с вопросами про себя, чтение с остановками и т. п. Работа слушателей организуется в фокус-группах, каждая группа на конкретном текстовом материале для младших школьников демонстрирует вышеперечисленные приемы работы с текстом. Для полной картины представления работы со слушателями на курсах повышения квалификации приведем пример практического занятия, на котором работа организуется в малых группах, слушатели

работают с конкретными приемами и текстовым материалом. Итогом работы являются материалы, подготовленные слушателями в результате совместной работы.

Таким образом, подтверждается принцип контекстуальности в моделировании учебной деятельности обучающихся.

Принцип искусство художественного слова. Реализация данного принципа предполагает развитие интереса у педагога, изучаемых педагогических явлений через художественные тексты.

Авторами настоящего исследования разработана рабочая тетрадь для слушателей повышения квалификации педагогических работников «Формирование, развитие и становление индивидуального методического стиля деятельности учителя». Структурно тетрадь представлена двумя блоками: первый блок направлен на ознакомление и обсуждение теоретических психолого-педагогических знаний, второй блок направлен на реализацию профессиональных моделей поведения педагога. Для рефлексии и осмысления профессиональных ценностей и смыслов слушателям предлагаются отрывки из художественных произведений Владислава Крапивина «Колыбельная для брата» (диалоги учитель - ученик, учитель - ученики), «Оруженосец Кашка» (педагогический совет вожатых, диалоги вожатый-ребенок, вожатый -директор лагеря). Также для занятий слушателей используются отрывки из произведения Анатолия Георгиевича Алексина «Безумная Евдокия», Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского», Владимира Карповича Железникова «Чучело» и т. д. До ознакомления с отрывком из художественного произведения перед слушателями ставится учебная задача. Приведем несколько образцов.

1. Определите особенности коммуникации Николая Николаевича с внучкой. Как прочитанное может повлиять на ваше профессиональное взаимодействие с обучающимися? (В. К. Железников)

2. Опираясь на критерии индивидуального методического стиля деятельности учителя, опишите профессиональный стиль деятельности героини. Насколько близок вам индивидуальный стиль деятельности Лидии Михайловны? Прочитайте выразительно слова Лидии Михайловны. Каковы ваши ощущения? Как

индивидуальность учителя влияет на обучающихся? (В. Г. Распутин)

3. Опишите профессиональный образ учителя Евдокии Савельевны. Выберите любой критерий индивидуального методического стиля деятельности учителя и опишите профессиональное поведение персонажа из предложенного отрывка. Инсценируйте диалоги из отрывка. Как вы представляете голос учителя, ее невербальные средства? Какие чувства у вас возникают во время демонстрации героини? (А. Г. Алексин)

Отрывки из художественных произведений являются мощным аффективным компонентом занятий со слушателями, несут эстетическую информацию с помощью, которой можно выйти и на личностные смыслы профессиональной деятельности педагогов.

Обсуждение

Описанные принципы легли в основу разработки дополнительных профессиональных программ курсов повышения квалификации, ориентированных на формирование у педагогов профессиональной компетенции по формированию у обучающихся функциональной грамотности.

Анализ занятий на курсах повышения квалификации с использованием рефлексивных вопросов рабочей тетради позволил сделать выводы о положительном влиянии рассмотренных принципов построения программы повышения квалификации. Какое открытие я сделал(а) благодаря занятию? Как занятие может повлиять на мою профессиональную деятельность? Что я хочу узнать о себе как о профессионале благодаря занятию? Как меняется образ учителя? Что нового о себя я открыл(а) на занятии? Что ценного для меня было на занятии? Чем я хочу поделиться после занятия?

Выдвинутые принципы построения программы повышения квалификации мотивируют педагогов к самостоятельному и уверенному применению практико-ориентированных заданий в образовательном процессе по формированию функциональной грамотности обучающихся. Моделируемые в ходе программы повышения реальные профессиональные ситуации способствуют профессиональной зрелости педагогов. Данный факт подтверждается включенным методом наблюдения, интервьюирова-

нием педагогов, анализом проделанной слушателями работы.

Данные принципы обладают свойствами эффективности, применимости, органичности, возможностью реализации. Могут найти применение в профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных организаций по формированию функциональной грамотности обучающихся. Рассмотренные принципы могут дополняться и не являются исчерпывающими.

Заключение

Совершенствование профессиональной компетенции педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся отвечает приоритетным требованиям современного образования. Проблема, затронутая в данной статье, остается актуальной и значимой для отечественного образования и требует дальнейшего изучения и диагностирования результатов педагогических практик по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Библиографический список:

1. Ильясов, Д. Ф. Роль сетевых методических объединений учителей общеобразовательных организаций в поддержании их позитивной личностной самооценки / Д. Ф. Ильясов. -Текст : непосредственный // Развитие науки и образования в условиях мировой нестабильности: современные парадигмы, проблемы, пути решения : материалы Международной научно-практической конференции. В 2 ч., Ростов-на-Дону, 29 октября 2021 года. - Ростов-на-Дону : ООО «Издательство ВВМ», 2021. - С. 227-231.

2. Мусакова, Л. В. Ситуационная задача как инструмент формирования функциональной грамотности младших школьников / Л. В. Му-сакова. - Текст : непосредственный // Калининградский вестник образования : научно-методический электронный журнал. - 2021. -№ 4 (12). - С. 67-75.

3. Богданец, О. А. Программа формирования языковой функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности / О. А. Богданец, Г. В. Митина. - Текст : непосредственный // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2021. - Т. 12, № 2. -С. 44-53.

4. Раицкая, Г. В. Формирование функциональной грамотности младших школьников

средствами технологии развивающего обучения Л. В. Занкова / Г. В. Раицкая. - Текст : непосредственный // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2021. - № 3. - С. 12-17.

5. Бодряков, В. Ю. Формирование функциональной математической грамотности обучающихся 6 классов при решении задач на движение в ходе учебных игр / В. Ю. Бодряков, А. В. Кротова. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - 2021. - № 6. - С. 197-208.

6. Тумашева, О. В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся / О. В. Тумашева. -Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, № 3 (36).

7. Поселеннова, Н. В. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию функциональной математической грамотности младших школьников / Н. В. Поселеннова. -Текст : непосредственный // Поволжский педагогический поиск. - 2018. - № 2(24). -С.106-117.

8. Болотов, В. А. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников / В. А. Болотов, Г. С. Ковалёва. - Текст : непосредственный // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 5. -С. 3-11.

9. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - 5-е изд., стер. - Москва : Смысл ; Academia, 2010. - 509 с. - Текст : непосредственный.

References:

1. Ilyasov, D. F. The role of network methodological associations of teachers of general education organizations in maintaining their positive personal self-esteem [Rol' setevyh metodicheskih ob"edinenij uchitelej obshcheo-brazovatel'nyh organizacij v podderzhanii ih pozitivnoj lichnostnoj samoocenki], Development of science and education in the context of global instability: modern paradigms, problems, solutions : Proceedings of the International Scientific-Practical Conference. In 2 parts, Rostov-on-Don, 10/29/2021. Rostov-on-Don: Publishing House BBM, 2021, pp. 227-231.

2. Musakova, L. V. Situational task as a tool for the formation offunctional literacy of younger schoolchildren [Situacionnaya zadacha kak instrument formirovaniya funkcional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov], Scientific and methodological electronic journal Kaliningrad Bulletin of Education, 2021, No. 4 (12), pp. 67-75.

3. Bogdanets, O. A. The program of formation of linguistic functional literacy of younger schoolchildren in extracurricular activities [Programma formirovaniya yazykovoj funkcional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti], Herzen readings. Primary education, 2021, Vol. 12, No. 2, pp. 44-53.

4. Raitskaya, G. V. Formation of functional literacy of younger schoolchildren by means of technology of developing learning L. V. Zankova [Formirovanie funkcional'noj gramotnosti mlad-shih shkol'nikov sredstvami tekhnologii razvivay-ushchego obucheniya L. V. Zankova], Bulletin of Institute for Continuing Education and Professional Retraining of Educators of Tula region. Tula Educational Space, 2021, No. 3, pp. 12-17.

5. Bodryakov, V. Yu., Krotova, A. V. Formation of functional mathematical literacy of students of grades 6 in solving problems for movement during educational games [Formiro-vanie funkcional'noj matematicheskoj gramot-

nosti obuchayushchihsya 6 klassov pri reshenii zadach na dvizhenie v hode uchebnyh igr], Topical issues of teaching mathematics, computer science and information technology, 2021, No. 6, pp. 197-208.

6. Tumasheva, O. V. Readiness of the future teacher for the formation of functional literacy of students [Gotovnost' budushchego uchitelya k formirovaniyu funkcional'noj gramotnosti obuchayushchihsya], Bulletin of Mininsky University, 2021, Vol. 9, No. 3 (36).

7. Poselennova, N. V. Training students of pedagogical college for the formation of functional mathematical literacy of junior high schoolchildren [Podgotovka studentov pedagogicheskogo kolledzha k formirovaniyu funkcional'noj ma-tematicheskoj gramotnosti mladshih shkol'nikov], Volga Pedagogical Search, 2018, No. 2 (24), pp.106-117.

8. Bolotov, V. A., Kovalyova G. S. Experience of Russia in the assessment of educational achievements of schoolchildren [Opyt Rossii v ob-lasti ocenki obrazovatel'nyh dostizhenij shkol'ni-kov], Innovative projects and programs in education, 2010, No. 5, pp. 3-11.

9. Leontiev, A. N., Leontieva, D. A., Sokolo-va, E. E. Lectures on General Psychology [Lekcii po obshchej psihologii], Moscow, 2010. 509 p.

Образец для цитирования статьи:

Тетина, С. В. Совершенствование компетенций педагогов в профессиональном поле по вопросам формирования у обучающихся функциональной грамотности / С. В. Тетина, Ю. В. Гутрова. -Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2022. - № 3 (52). - С. 94-102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Example for article citation:

Tetina S. V., Gutrova, Yu. V. Improving the competencies of teachers in the professional field on the formation of functional literacy among students [Sovershenstvovanie kompetencij pedagogov v professionalem pole po voprosam formirovaniya u obuchayushhixsya funkcional'noj gramotnosti], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 3 (52), pp. 94-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.