Научная статья на тему 'Формирование культуры устойчивого развития выпускника школы, вуза как ценности личности и социума'

Формирование культуры устойчивого развития выпускника школы, вуза как ценности личности и социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цели устойчивого развития / культура устойчивого развития / обучающиеся школы и вуза / модель устойчивого развития образовательного сообщества / sustainable development goals / culture of sustainable development / student of school and university / model of sustainable development of the educational community

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галина Ивановна Егорова, Бибинур Мутовна Чабарова, Андрей Николаевич Егоров, Сергей Петрович Семухин

В статье раскрыты особенности понятия «культура устойчивого развития личности выпускника школы и вуза». Выбор темы статьи обусловлен накопленным опытом, научными исследованиями в вопросах формирования культуры устойчивого развития. Цель – раскрыть теоретико-методологические основы формирования культуры устойчивого развития как особого качества личности и социокультурной ценности общества. Были использованы теоретические методы исследования: анализ педагогической, философской, социологической литературы, нормативно-правовых документов, дискурс-анализ; эмпирические: анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, опросные методы (анкетирование, беседа), статистическая обработка результатов. Раскрыты сущностные основы понятия «культура устойчивого развития личности». Показаны особенности построения образовательного сообщества устойчивого развития с учетом компонентов (ценностно-мотивационный, креативно-деятельностный, когнитивно-системный, эмоционально-поведенческий), содержательных модулей, включенных в дисциплины гуманитарного и естественно-научного направления. Приведены примеры выполнения проектных задач с учетом возможной трансформации содержания, форм, методов, технологий образовательного сообщества в зависимости от целей устойчивого развития. Формирование культуры устойчивого развития выпускников школы и вуза строится с учетом модернизации содержательного и деятельностного компонентов образовательного сообщества, аспектов интеграции формального, неформального и информального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галина Ивановна Егорова, Бибинур Мутовна Чабарова, Андрей Николаевич Егоров, Сергей Петрович Семухин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the culture of sustainable development of a school or university graduate as personality and society values

The article reveals the features of the concept of “culture of sustainable development of the personality of a school and university graduate”. The choice of the topic of the article is due to the accumulated experience, scientific research in the formation of a culture of sustainable development. The purpose of the article is to reveal the theoretical and methodological foundations for the formation of a culture of sustainable development as a special quality of the individual and the socio-cultural value of society. Among the theoretical research methods were used: analysis of pedagogical, philosophical, sociological literature, legal documents, discourse analysis; among the empirical methods were analysis of pedagogical experience, pedagogical experiment, observation, survey methods (questionnaires, conversation), statistical processing of results. The essential foundations of the concept of “culture of sustainable development of the individual” are revealed. The features of building an educational community for sustainable development are shown, taking into account the components (value-motivational, creative-activity, cognitive-systemic, emotional-behavioral), content modules included in the disciplines of the humanities and natural sciences. Examples of the implementation of project tasks are given, taking into account the possible transformation of the content, forms, methods, technologies of the educational community, depending on the goals of sustainable development. The formation of a culture of sustainable development of school and university graduates is built taking into account the modernization of the content and activity components of the educational community, aspects of the integration of formal, non-formal and informal education.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры устойчивого развития выпускника школы, вуза как ценности личности и социума»

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 5 (229). С. 103-111. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2023, vol. 5 (229), pp. 103-111.

высшее образование

УДК 378.1

https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-103-111

Формирование культуры устойчивого развития выпускника школы, вуза как ценности личности и социума

Галина Ивановна Егорова1, Бибинур Мутовна Чабарова2, Андрей Николаевич Егоров?,

Сергей Петрович Семухин4

1 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия

2 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия

3 4 Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

4 [email protected]

Аннотация

В статье раскрыты особенности понятия «культура устойчивого развития личности выпускника школы и вуза». Выбор темы статьи обусловлен накопленным опытом, научными исследованиями в вопросах формирования культуры устойчивого развития. Цель - раскрыть теоретико-методологические основы формирования культуры устойчивого развития как особого качества личности и социокультурной ценности общества.

Были использованы теоретические методы исследования: анализ педагогической, философской, социологической литературы, нормативно-правовых документов, дискурс-анализ; эмпирические: анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, опросные методы (анкетирование, беседа), статистическая обработка результатов.

Раскрыты сущностные основы понятия «культура устойчивого развития личности». Показаны особенности построения образовательного сообщества устойчивого развития с учетом компонентов (ценностно-моти-вационный, креативно-деятельностный, когнитивно-системный, эмоционально-поведенческий), содержательных модулей, включенных в дисциплины гуманитарного и естественно-научного направления. Приведены примеры выполнения проектных задач с учетом возможной трансформации содержания, форм, методов, технологий образовательного сообщества в зависимости от целей устойчивого развития.

Формирование культуры устойчивого развития выпускников школы и вуза строится с учетом модернизации содержательного и деятельностного компонентов образовательного сообщества, аспектов интеграции формального, неформального и информального образования.

Ключевые слова: цели устойчивого развития, культура устойчивого развития, обучающиеся школы и вуза, модель устойчивого развития образовательного сообщества

Для цитирования: Егорова Г И., Чабарова Б. М., Егоров А. Н., Семухин С. П. Формирование культуры устойчивого развития выпускника школы, вуза как ценности личности и социума // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 5 (229). С. 103-111. https://doi.org/10.23951/1609-624Х-2023-5-104-112

© Г И. Егорова, Б. М. Чабарова, А. Н. Егоров, С. П. Семухин, 2023

HiGHER EDUCATiON

Formation of the culture of sustainable development of a school or university graduate as personality and society values

Galina I. Egorova1, Bibinur M. Chabarova2, Andrey N. Egorov3, Sergey P. Semukhin4

1 Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russian Federation

2 Tyumen Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation

3 4 Tyumen Industrial University, Tyumen, Russian Federation

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

4 [email protected]

Abstract

The article reveals the features of the concept of "culture of sustainable development of the personality of a school and university graduate". The choice of the topic of the article is due to the accumulated experience, scientific research in the formation of a culture of sustainable development. The purpose of the article is to reveal the theoretical and methodological foundations for the formation of a culture of sustainable development as a special quality of the individual and the socio-cultural value of society.

Among the theoretical research methods were used: analysis of pedagogical, philosophical, sociological literature, legal documents, discourse analysis; among the empirical methods were analysis of pedagogical experience, pedagogical experiment, observation, survey methods (questionnaires, conversation), statistical processing of results.

The essential foundations of the concept of "culture of sustainable development of the individual" are revealed. The features of building an educational community for sustainable development are shown, taking into account the components (value-motivational, creative-activity, cognitive-systemic, emotional-behavioral), content modules included in the disciplines of the humanities and natural sciences. Examples of the implementation of project tasks are given, taking into account the possible transformation of the content, forms, methods, technologies of the educational community, depending on the goals of sustainable development.

The formation of a culture of sustainable development of school and university graduates is built taking into account the modernization of the content and activity components of the educational community, aspects of the integration of formal, non-formal and informal education.

Keywords: sustainable development goals, culture of sustainable development, student of school and university, model of sustainable development of the educational community

For citation: Egorova G. I., Chabarova B. M., Egorov A. N., Semukhin S. P. Formirovaniye kul'tury ustoychivo-go razvitiya vypusknika shkoly, vuza kak tsennosti lichnosti i sotsiuma [Formation of a culture of sustainable development of a graduate of a school, university as values of personality and society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2023, vol. 5 (229), pp. 103-111 (in Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-5-103-111

Введение

Рассматривая многие сценарии развития российского образования на долгосрочный период (2025-2030), следует отметить ведущие стратегии, которые ориентированы на качество, непрерывность, всеобщую доступность образования, гуманизацию, гармонию, в том числе с природой для справедливого и устойчивого будущего для человечества [1]. Одна из ведущих стратегий - стратегия

устойчивого развития современного общества, осуществление которой невозможно без формирования культуры устойчивого развития личности как особой ценности современного поколения [2].

Устойчивое развитие общества связываем с необходимостью формирования культуры устойчивого развития личности выпускника образовательного сообщества в силу некоторых причин. Во-первых, определена стратегия развития молодого

поколения Российской Федерации на период до 2025 г., разработанная на основе положений Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 62/126 от 05.02.2007; прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. и др. Во-вторых, сегодня общеизвестно, что будущий выпускник школы и вуза рассматривается как активный субъект преобразования общества, драйвер развития и лидерства страны, так и объект социализации, ценнейший ресурс экономического роста и обеспечения благосостояния поколений. В-третьих, развитие самостоятельности выпускника школы и вуза, формирование его позитивного мировоззрения и востребованных компетенций признается главным приоритетом современного образования. В-четвертых, общеизвестна международная «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.», ориентирующих систему образования на подготовку нового типа личности в параметрах рационального взаимодействия в системе «человек - природа - общество», что является потребностью любой сферы деятельности [3].

Отметим тот факт, что понятие «устойчивое развитие» (УР) развивалось в научной теории и практике с 1987 по 1992 г. в рамках системной интеграции с понятиями «культура», «общество», «образование» через освоение, присвоение, применение, распространение целей устойчивого развития. Целевое поле устойчивого развития ориентировано на такие значимые компоненты жизнедеятельности человека. Отмечая факт значимости целей УР, работающих на устранение негативных барьеров при создании сообщества устойчивого развития, отметим их ценностное назначение: обеспечение обучающегося личностной устойчивостью для благополучия, справедливости социальной жизни сейчас и в будущем [4]; решение проблемных вопросов в параметрах глобальности, которые имеют жизненную значимость для всего человеческого сообщества с учетом его выживаемости; понимание значимости природных ресурсов и ориентирование на искоренение жизненных проблем. Указанные ценностные ориентиры требуют изменения подходов к образованию, его ориентации на формирование культуры устойчивого развития -как стратегического направления модернизации образования. Налицо проявляется диалектическая зависимость взаимосвязанных понятий «цели УР -образование - культура устойчивого развития - сообщество УР» [5].

Раскроем особенности понятия «культура устойчивого развития», которое имеет разную трактовку. В рамках нашего исследования делаем уклон на философскую позицию Н. М. Мамедова, раскрывающую культуру устойчивого развития с разных направлений [6]. Первое направление пока-

зывает культуру устойчивого развития как инновационный способ интеграции человека и природы с учетом более углубленного взаимодействия. Второе направление доказывает значимость формирования культуры устойчивого развития в рамках интеграции национальных культур, на основе диалога. Третье направление доказывает значение культуры устойчивого развития как особой универсалии воплощения социокультурного опыта для индивидуального и коллективного сознания. С позиции многих авторов, культура устойчивого развития учитывает значимые факторы: сочетание самобытности и универсальности, национального и общечеловеческого на основе идей УР [7, 8].

Подробный дискурсивный взгляд на понятие «культура устойчивого развития» представлен участниками международной встречи «Образова-ние-2030. Дорожная карта». Профессор Ю. Л. Мазуров рассматривает понятие с позиции конвенциональной концепции (А. Пуанкаре), когда новое понятие строится на результатах взаимного соглашения. Сущность конвенциональной трактовки определена двумя ключевыми феноменами -«культура» и «устойчивое развитие» [9]. Сущностные основы культуры определены как совокупность духовных, материальных, интеллектуальных, эмоциональных компонентов коллектива, общества. Сущность устойчивого развития предлагает непрерывность социальной динамики и формирования качественной жизнедеятельности в будущем. Таким образом, в социокультурном понимании под культурой устойчивого развития понимаем совокупность отличительных духовных, материальных, интеллектуальных, эмоциональных характеристик общества, социальная динамика которого направлена на формирование благополучного будущего всей человеческой цивилизации.

Психолого-педагогический аспект раскрывает понятие «культура устойчивого развития личности» как интегральное качество личности, имеющей высокий уровень развития духовных, интеллектуальных, эмоциональных качеств, направленных на решение проблем устойчивого развития для индивидуального благополучия и благополучия общества. Формирование культуры устойчивого развития выпускника школы и вуза связываем с разработанной моделью устойчивого развития образовательного сообщества, целевые характеристики которой ориентированы на формирование готовности к практическим действиям обучающихся по решению проблем УР.

Материал и методы

Теоретические методы: анализ педагогической, философской, социологической литературы, нормативно-правовых документов; дискурс-анализ.

Эмпирические: анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение, опросные методы (анкетирование, беседа), статистическая обработка результатов.

Результаты и обсуждение

Модель устойчивого развития образовательного сообщества на основе целей, идей УР - своевременная необходимость опережающего, стратегического значения. Стратегия прогнозирования важна с позиции создания мирового сообщества устойчивого развития (МСУР) и парадигмы развивающего образования для устойчивого развития (УР) - платформы новых поколений ФГОС. Учет новых нормативно-правовых документов доказывает зарождение нового направления в образовании - педагогики устойчивого развития, которая строится на отказе от «когнитивно-знаниевой» педагогики к педагогике, формирующей общекультурный, мировоззренческий контекст умственной деятельности, ценностей в интересах сохранения для будущих поколений природного, культурного наследия, на созидание нового типа субъект-субъектных, субъект-объектных отношений с учетом меж-, над-, транспредметности, философии педагогики [10]. Данная закономерность связана с необходимостью перехода от распространения простого транслирования знаний по проблемам УР сообщества, включая экологические, социальные проблемы, к необходимости организации целенаправленной деятельности на основе диалектической связи (понимание - осознание - решение - управление) проблемой [11].

Модель образовательного сообщества устойчивого развития рассматриваем как целенаправленную систему самореализации обучающихся школы и вуза на основе целей устойчивого развития сообщества. При этом стратегические задачи модели важны для организации образовательной деятельности. Социализация важна с позиции готовности и способности обучающихся к практике в интересах устойчивого развития с учетом важных позиций личного опыта. Это прежде всего приобщение к познанию целей УР, их усвоение для осознания модели УР сообщества. Ориентирование в системе нравственных категорий, этики, осознанности и реализации целей УР. Воспитание мировоззренческой позиции личности, приверженной общенациональным ценностям; гражданственности; готовности к социальному партнерству. Понимание негативного отношения к любым формам неравенства - экономического, расового, гендерного, возрастного, образовательного - как источников неустойчивого развития. Формирование готовности действовать, жить в обществе, осваивать технологии для устойчивого развития. Совершенствова-

ние индивидуального опыта, компетенций для устойчивого развития сообщества устойчивого развития и безопасности, здоровья людей, качества окружающей среды [12]. Наша концептуальная позиция исходит из того, что формирование модели устойчивого развития - многофакторный процесс, который зависит от семьи, воздействия СМИ, культуры общества, общеобразовательной школы, вуза как социальных институтов, влияющих на формирование молодого человека. Отметим три группы целей (планируемых результатов) образовательного сообщества в интересах УР, отражающие универсальный характер деятельности по освоению целей, идей УР. Предметные результаты раскрывают фундаментальный характер знаний по устойчивому развитию сообщества. Личностные результаты ориентируют на самоопределение, сформированность нравственной и гражданской позиции по проблемам УР сообщества. Метапред-метные результаты связаны с миром ценностей, востребованных в любой области деятельности (гуманитарной, естественно-научной, технической) при оценке интегральной взаимосвязи в системе (природа - социум - культура - техника). Метапредметность связываем с умениями устанавливать причинно-следственные связи при возникновении и решении проблем УР, оценивать их значимость для качества среды, здоровья человека, безопасности жизни, устойчивого развития общества [13]. Здесь следует учитывать и коллективный характер деятельности, опыта по решению проблем УР в рамках сетевого партнерства, инклюзии, волонтерства, привлечению выпускников образовательного сообщества. Данные тезисы подтверждают факт, что личность как социально-психологический феномен - это жизненно устойчивое образование. Параметры устойчивости каждой личности характеризуются последовательностью важных действий в отношении реализации целей устойчивого развития как себя, так и сообщества, раскрывают особенности предсказуемости поведенческих характеристик, что носит закономерный характер. Устойчивость каждой личности рассматриваем с разных позиций. Во-первых, это стратегия действий в современном мире каждого человека. Во-вторых, это особое состояние, востребованное для благополучной жизнедеятельности, для установления бесконфликтного взаимоотношения с окружением [14]. В-третьих, устойчиво развитая личность, согласно многим официальным документам устойчивого развития, это формат новой идентичности человека XXI в., обладающего качественными характеристиками (креативность, коммуникация, инициативность, продуктивность, критичность и глобальность мышления) (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты модели устойчивого развития образовательного сообщества

Компонент Содержание деятельности Показатели деятельности

Креативно-деятель-ностный Преобразование информации об УР из одной формы в другую (моделировать, проектировать), нестандартность, углубленное решение проблемы, прогнозирование, собственное решение Умения решать проблемы, креативный опыт деятельности, критичность, рефлексия. Глобальность

Когнитивно-системный Система целей УР, система нормативных документов по УР сообщества Знание целей УР, знание - действие, знание нравственных норм, правила

Эмоционально-поведенческий Обсуждение и решение проблем УР в команде, отзывчивое обсуждение, коммуникация Инициативность. Убеждение и аргументирование позиции, отстаивание своей точки зрения, бесконфликтность, коммуникация

Ценностно-мотива-ционный Устойчивая мотивация к познанию целей УР, решение проблемных ситуаций на УР, личностная смысложизнен-ная позиция Мотивация, интерес к решению проблем УР

Совокупность выделенных компонентов модели обеспечивает интеграцию логичности и образности форм познания окружающего мира.

Реализация модели формирования культуры устойчивого развития строилась по этапам. Первый этап - фактические знания параметров УР -базы познавательного, нормативного компонента. Второй этап - накопление опыта способов деятельности по усвоению параметров УР для формирования умений и навыков по сохранению социокультурных достижений. Третий этап - накопление опыта эмоциональных, ценностных качеств, мировоззренческих позиций. Четвертый этап - накопление опыта креативной деятельности по поиску решений новых проблем УР, их преобразование, решение [15].

В формировании культуры устойчивого развития учитывали совокупность интегрированных модулей, включенных в дисциплины гуманитарного и естественно-научного направления. Модуль первый раскрывает сущность идеи устойчивого развития как платформы жизнедеятельности. Модуль второй показывает полипарадигмальный подход и качественные результаты устойчивого развития личности и образовательного сообщества (школа, вуз). Модуль третий строится с учетом значения мотивированной команды и корпоративной культуры для образовательного сообщества. Модуль четвертый раскрывает аспекты сетевого взаимодействия для устойчивого развития сообщества с учетом создания особой инклюзивно-образовательной среды, партнерства, волонтерства, наставничества - инновационных взаимоотношений сообщества и социума. Модуль пятый делает уклон на финансовые инструменты реализации модели устойчивого развития образовательного сообщества (фандрай-зинг, эндаумент-фонд). Теоретико-методологическое обоснование способствовало разработке программы «Модель устойчивого образовательного

сообщества», реализованной в практике высшей школы (44.04.01 «Педагогическое образование», 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (44.04.01)).

Раскроем кратно значение концептуальных подходов, которые позволяют выстраивать деятельность субъектов образовательного сообщества с учетом понимания ценностей, гармонизации взаимодействий в системе «природа - общество - человек» на основе диалога и сотрудничества, что является необходимым показателем сообщества устойчивого развития. Системно-деятельностный подход ориентирует на максимальную самостоятельность в решении проблем УР человека, сообщества. Про-ектно-корпоративный указывает на реализацию проектов. Социально-экологический подход обеспечивает преобразование деятельности на основе гармонизации в системе «природа - общество - человек». Компетентностный подход ориентирует на новые компетенции реализации целей УР. Культурологический подход важен с точки зрения содержательной, поведенческой позиции (рис. 1).

Здоровьесберегающий подход ориентирует на приоритет ценностей здоровьесбережения (психического, физического). Конвергентный подход необходим для взаимопроникновения наук в решении проблем УР и технологических практик. Сре-довый подход учитывает особенности региональной среды сообщества. Каждый рассмотренный подход ориентирует на особые методы, формы реализации идей, целей устойчивого развития. Ключевые направления модели школьного образовательного сообщества: реализовывались в рамках сетевого партнерства «школа - университет» с включением направлений устойчивого развития (культурный концепт, зеленые аксиомы, мотивированная команда, волонтерство, краудсорсинг, инклюзия, природоохранная практика, бренд сообщества) (табл. 2).

дольное образовательное сообщество

рщщелшясредасоой

Рис. 1. Модель школьного образовательного сообщества устойчивого развития (УР), где Ц 1-17 - цели устойчивого развития сообщества

Таблица 2

Примеры проектов, методов, приемов для реализации ЦУР в образовательном процессе школы и вуза

ЦУР Методы, приемы, проекты

ЦУР 1 «Ликвидация нищеты» Проекты «Мировые масштабы нищеты», «Решение проблем нищеты в развитых странах», «Решение проблем нищеты в городах-миллионниках». Практико-ориентированные исследования по проблемам нищеты «Мой город без нищих». «Бедность не порок»

ЦУР 2 «Ликвидация голода» Проекты «Стратегия управления с голодом», «Пищевые отходы как ресурс развития сельского хозяйства», «Технология переработки пищевых отходов», «Технология выращивания пшеницы». Исследования «Культура еды», «От зерна до хлеба», «Народные традиции и технологии»

ЦУР 3 «Здоровье и благополучие» Проекты «Мое здоровье», «Причины болезней», «Болезни XXI века», «Факторы здорового образа жизни», «Почему вредны эмульгаторы», «Что я знаю о наркотиках», «Здоровье, благополучие, долголетие»

ЦУР 4 «Качественное образование Проекты «Школьное сообщество - сообщество УР», «Почему говорим об инклюзивном образовании», «Навыки XXI века». Творческие встречи, приуроченные к праздничным дням: Всемирный день навыков (15.07), Международный день грамотности (08.09), День учителя (05.10)

ЦУР 5 «Гендерное равенство» Проекты «Ценности современной семьи», «Борьба и насилие», «Гендерное равенство - утопия или реальность?», «Равноправие и социальная справедливость», «Смена пола - причины и здоровье человека»

ЦУР 6 «Чистая вода, санитария» Проекты «Рациональное водопользование», «Расчет объема воды для приготовления 1 кг сахара», «Рациональное водоснабжение», «Вода - эликсир жизни». Исследования «Мониторинг качества воды в реках Обь, Иртыш», «Химический состав воды», «Исследование вредных примесей»

ЦУР 7 «Чистая энергия» Проекты «Возобновляемые источники энергии», «Невозобновляемые источники энергии», «Исследование энергетических затрат на приготовление воды для бассейна», «Плюсы и минусы газовой энергетики»

ЦУР 8 «Достойная работа и экономика» Проекты «Мой жизненный путь - мое устойчивое развитие», «Я выбираю профессию учителя», «Моя профессиональная карьера в нефтепереработке», «Важные профессии для устойчивого развития экономики региона». Ролевая игра «Критик экономических моделей»

ЦУР 9 «Индустриализация, инновации Проекты «Индустриализация в XXI веке», «Зачем нам электроэнергия», «План восстановления после стихийного бедствия», «Исследование вопросов по снижению энергопотребления», «Перспективы не углеводородных видов топлива», «Умный транспорт», «Инновации в моем городе»

ЦУР 10 «Уменьшение неравенства» Проекты «Мигранты в моем городе», «Признаки неравенства людей», «Социальные категории в моем университете», «Параметры неравенства в торговле», «Санкции против России в торговле и энергетике»

Окончание табл. 1

ЦУР Методы, приемы, проекты

ЦУР 11 «Устойчивые города, пункты» Проекты «Мой город - город устойчивого развития», «Биотехнологии и качество жизни в устойчивом городе», «Путешествие по городу: от искусства до промышленности», «Великие люди города в науке, искусстве, технике, архитектуре», «Территории повышенного внимания»

ЦУР 12 «Ответственное потребление» Проекты «Ответственность в потреблении, и производстве», «Фетишизм и устойчивость человека», «Расчет экологического следа человека», «Анализ жизненного цикла (АЖЦ) моего компьютера и телефона», «Производство экологически чистой продукции»

ЦУР 13 «Борьба с изменением климата» Проекты «Сжигание факелов на нефтепромыслах влияет ли на климат?», «Озоновые дыры - причины возникновения», «Климат - варианты и последствия изменений», «Защита климата», «Ущербы для планеты», «Защита планеты от негативных последствий», «Ноосфера как сфера разума»

ЦУР 14 «Сохранение морских ресурсов» Проекты «Живые ресурсы морей и океанов», «Устойчивость и рациональность рыбных ресурсов», «Культурная и имманентная связь человека с морем в различных странах», «Закисленность морей и океанов», «Влияние современного человека на территорию океана»

ЦУР 15 «Сохранение экосистем суши» Проекты «Исследование территории проживания», «Карта-схема распространения дикой флоры и фауны», «Автомобильные дороги - барьеры для флоры и фауны», «Приготовление органического вещества из отходов», День Земли (22.04), Всемирный день ОС (05.06)

ЦУР 16 «Мир, правосудие» Проекты «Жертвы произвола», «Межрелигиозный диалог о справедливости и равенстве», «Как я понимаю справедливость?», «История и культура функционирования правосудия». День мира (21.09), «Мир и война»

ЦУР 17 «Партнерство в интересах УР» Проекты «Страны мира и цели УР», «Прогресс общества и цели устойчивого развития», «Нужна ли информационно-пропагандистская кампания для реализации целей УР», «История партнерства в реализации ЦУР», «Выдающиеся ученые мира о партнерстве в достижении целей УР»

Показатели культуры устойчивого развития учитывались на каждом курсе (с 1-го по 4-й курс) для бакалавриата высшей школы, 1-м, 2-м курсах магистратуры, в выпускных классах общеобразовательной школы (рис. 2). Анализ полученных результатов показывает, что в экспериментальных группах величина прироста показателей формирования культуры устойчивого развития выпускников школы и вуза значительно выше, чем в контрольных группах, что доказывает решение поставленных задач и достижение цели проведенного исследования.

Заключение

Формирование культуры устойчивого развития выпускников школы и вуза строим с учетом проектирования особой образовательной среды, с отбором концептуальных подходов, содержательных модулей, где системообразующим понятием являются цели устойчивого развития. Реализация модели устойчивого развития строилась непрерывно с учетом аспектов интеграции формального, неформального и информального образования. Формальное образование строилось с учетом реализации ФГОС направления «Педагогическое образование», через наполнение учебного плана дисциплинами («Модель устойчивого развития образовательного сообщества», «Личность устойчивого развития», «Зеленые аксиомы»). В процессе неформального образования студенты включались в педагогическую практику, а также в проектную, научно-исследовательскую, творческую деятельность.

Интерпретация контрольных срезов позволяет проследить положительную динамику формирования культуры устойчивого развития выпускников школы и вуза. Отметим, что основные компоненты модели формирования культуры устойчивого развития выпускников школы и вуза были внедрены в экспериментальные группы (Э), количество респондентов - 128 человек. В контрольных группах (К) количество респондентов - 130 человек, обучение строилось традиционно, согласно рабочим программам. Описание характера задач соотносили по трем направлениям (познавательные, социально-эмоциональные, поведенческие).

36

>= Э I _I 451

| </////////////////S//////j 50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* К

14

РЗ

18

О 25

г) 36

| '/////////////////У/J 40

^ _

о к

42

45

50

/////////////////////у 43

_ = Ц-МК (убеждения,

мотивация) ДК (умения решать

эх )

1 Г////> 10

и

s

Я К

//////////S////S 32

36 проблемы на УР) I 37 /У КК (знания целей УР)

10

20

30

40

50

60%

Рис. 2. Уровни сформированности культуры устойчивого развития личности выпускников вуза (бакалавриат): Ц-МК - ценностно-моти-вационный компоненты; ДК - креативно-деятельностный компонент; КК - когнитивно-системный компонент

Список источников

1. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М., 1989. 242 с.

2. Современные стратегии устойчивого развития государства и общества в контексте глобальных вызовов: сборник трудов Третьей Международной научно-практической конференции SOCIAL SCIENCE / под ред. Т. В. Игнатовой, Н. В. Брюха-новой. Ростов н/Д: ЮРИУ РАНХиГС. 2021. С. 4.

3. Цели образования в интересах устойчивого развития: задачи обучения. Paris: UNESCO Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 2017. С. 3.

4. Луков В. А. Молодежная политика: концепция И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 2. С. 13-24.

5. Урсул А. Д. Концепция устойчивого развития. Устойчивое развитие ноосферной ориентации // Психологическая наука и образование. 2003. № 1. С. 52-62.

6. Мамедов Н. М. Концепция устойчивого развития: глобальное видение и российская действительность // Экопоэзис: эко-гуманитарные теория и практика. 2021. T. 2, № 1. URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 25.01.2023).

7. Мамедов Н. М. Исторический процесс и концепция устойчивого развития // Век глобализации. 2010. № 2. С. 33-47.

8. Дзятковская Е. Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Трансдис-циплинарность. М.: Образование и экология, 2015. 328 с.

9. Мазуров Ю. Л. Культура устойчивого развития: термин и контекст // Сб. статей международной научно-практической конференции «Образование-2030. Дорожная карта» 15 июня 2021 г. М.: Перо, 2021. С. 270.

10. Мамедов Н. М. Культура устойчивого развития: от идеи к реальности / сост. и отв. ред. Н. М. Мамедов. Баку, 2013. С. 34.

11. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993. 300 с.

12. Социология образования: учебник и практикум для вузов / А. М. Осипов и др.; под ред. А. М. Осипова. М.: Юрайт, 2021. 365 с. URL: https://urait.ru/bcode/471692 (дата обращения: 22.01.2023).

13. Игумнова Е. А. Метапредметный подход как условие профессионального роста магистрантов педагогического образования // Педагогическое образование: история, традиции и перспективы. Чита: ЗабГУ, 2019. С. 69-77.

14. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Развитие теории содержания экологического образования в Российской академии образования // Образование и общество. 2018. № 3-4 (110-111). С. 36-41.

15. Егорова Г. И. Ценностные приоритеты концепции устойчивого развития для образовательного сообщества. От теории к практике // Материалы международной научно-практической конференции. Сургут, 2022. С. 36-43.

References

1. Nashe obshcheye budushcheye. Doklad Mezhdunarodnoy komissii po okruzhayushchey srede i razvitiyu (MKOSR) [Our common future. Report of the International Commission on Environment and Development (ICED)]. Moscow, 1989. 242 p. (in Russian).

2. Sovremennyye strategii ustoychivogo razvitiya gosudarstva i obshchestva v kontekste global 'nykh vyzovov: sbornik trudov Tret'yey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii SOCIAL SCIENCE [Modern strategies of sustainable development of the state and society in the context of global challenges: collection of proceedings of the third international scientific and practical conference "SOCIAL SCIENCE"]. Edited by T. V. Ignatova, N. V. Bryukhanova. Rostov-on-Don, YURIU RANHiGS Publ., 2021. P. 4 (in Russian).

3. Tseli obrazovaniya v interesakh ustoychivogo razvitiya: zadachi obucheniya [Goals of education for sustainable development: learning objectives]. Paris, UNESCO Publ., 2017. Pp. 3.

4. Lukov V. A. Molodyozhnaya politika: kontseptsiya I. M. Il'inskogo [Youth policy: the concept of I. M. Ilyinsky]. Znaniye. Poni-maniye. Umeniye - Knowledge. Understanding. Skill, 2016, no. 2, pp. 13-24 (in Russian).

5. Ursul A. D. Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya. Ustoychivoye razvitiye noosfernoy oriyentatsii [The concept of sustainable development. Sustainable development of noospheric orientation]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye - Psychological Science and Education, 2003, no. 1, pp. 52-62 (in Russian).

6. Mamedov N. M. Kontseptsiya ustoychivogo razvitiya: global'noye videniye i rossiyskaya deystvitel'nost' [The concept of sustainable development: global vision and Russian reality]. Ekopoezis: ekogumanitarnye teoriya i praktika - Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice, 2021, vol. 2, no. 1 in Russian). URL: http://ecopoiesis.ru (accessed 25 January 2023).

7. Mamedov N. M. Istoricheskiy protsess i kontseptsiya ustoychivogo razvitiya [Historical process and the concept of sustainable development]. Vek globalizatsii - Age of Globalization, 2010, no. 2, pp. 33-47 (in Russian).

8. Dzyatkovskaya E. N. Obrazovaniye dlya ustoychivogo razvitiya v shkole. Kul'turnyye kontsepty. "Zelyonyye aksiomy". Transdis-tsiplinarnost' [Education for sustainable development in the school. Cultural concepts. "Green Axioms". Transdisciplinarity]. Moscow, Obrazovaniye i ekologiya Publ., 2015. 328 p. (in Russian).

9. Mazurov Yu. L. Kul'tura ustoychivogo razvitiya: termin i kontekst [Culture of sustainable development: term and context]. Sbornik statey mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "0brazovaniye-2030. Dorozhnaya karta" 15 iyunya 2021 g. [Collection of articles of the international scientific and practical conference "Education-2030. Roadmap" June 15, 2021]. Moscow, Pero Publ., 2021. Pp. 270 (in Russian).

10. Mamedov N. M. Kul'tura ustoychivogo razvitiya: ot idei k real'nosti [Culture of sustainable development: from idea to reality]. Compiler and executive editor N. M. Mamedov. Baku, 2013. Pp. 34 (in Russian).

11. Programma deystviy. Povestka dnya na XXI vek i drugiye dokumenty konferentsii OON v Rio-de-Zhaneyro [Program of action. Agenda for the XXI century and other documents of the UN conference in Rio de Janeiro]. Geneva, 1993. 300 p.

12. Osipov A. M. et al. Sotsiologiya obrazovaniya: uchebnik ipraktikum dlya vuzov [Sociology of education: textbook and workshop for universities]. Ed. A. M. Osipov. Moscow, Yurayt Publ., 2021. 365 p. (in Russian). URL: https://urait.ru/bcode/471692 (accessed 22 January 2023).

13. Igumnova E. A. Metapredmetnyy podkhod kak usloviye professional'nogo rosta magistrantov pedagogicheskogo obrazovaniya [Metasubject Approach as a Condition for Professional Growth of Undergraduates in Pedagogical Education]. In: Pedagogicheskoye obrazovaniye: istoriya, traditsii iperspektivy [Pedagogical Education: History, Traditions and Perspectives]. Chita, ZabGU Publ., 2019. Pp. 69-77 (in Russian).

14. Dzyatkovskaya E. N., Zakhlebnyy A. N. Razvitiye teorii soderzhaniya ekologicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Development of the theory of the content of environmental education in the Russian Academy of Education]. Obrazovaniye i obshchestvo - Education and Society, 2018, no. 3-4 (110-111), pp. 36-41 (in Russian).

15. Egorova G. I. Tsennostnyye prioritety kontseptsii ustoychivogo razvitiya dlya obrazovatel'nogo soobshchestva. Ot teorii k prak-tike [Value priorities of the concept of sustainable development for the educational community. From theory to practice]. In: Ma-terialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Materials of the international scientific and practical conference]. Surgut, 2022. Pp. 36-43 (in Russian).

Информация об авторах:

Егорова Г. И., доктор педагогических наук, профессор, Сургутский государственный педагогический университет (ул. 50 лет ВЛКСМ, 10, Сургут, Россия, 628417).

Чабарова Б. М., кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет (ул. Семакова, 10, Тюмень, Россия, 625003).

Егоров А. Н., кандидат технических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет (ул. Володарского, 38, Тюмень, Россия, 625100).

Семухин С. П., кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет (ул. Володарского, 38, Тюмень, Россия, 625100).

Information about the authors

Egorova G. I., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Surgut State Pedagogical University (ul. 50 let VLKSM, 10, Surgut, Russian Federation, 628417).

Chabarova B. M., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tyumen State University (ul. Semakova, 10, Tyumen, Russian Federation, 625003).

Egorov A. N., Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Tyumen Industrial University (ul. Volodarskogo, 38, Tyumen, Russian Federation, 625100).

Semukhin S. P., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Tyumen Industrial University (ul. Volodarskogo, 38, Tyumen, Russian Federation, 625100).

Статья поступила в редакцию 31.01.2023; принята к публикации 01.08.2023 The article was submitted 31.01.2023; accepted for publication 01.08.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.