Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 371.014
DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-61-67
Экологическое воспитание дагестанских школьников
в интересах устойчивого развития
© 2022 Недюрмагомедов Г. Г. 1, 2, Зайналова Л. А. 3
1 Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Новомугурухская СОШ Чародинского района (Уйташ) Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 3 Дагестанский государственный университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью исследования является выявление комплекса педагогических условий экологического воспитания дагестанских школьников в интересах устойчивого развития. Методы. Анализ, изучение и обобщение научно-методической литературы посвященной формированию экологической культуры; обобщение опыта применения моделей экологического образования в интересах устойчивого развития. Результат. Анализ опыта образовательной деятельности позволил определить эффективные педагогические условия формирования экологической культуры в процессе экологического воспитания. Вывод. Реализация «смешанной модели» с изучением междисциплинарного курса «Экология Дагестана» способствует повышению эффективности экологического воспитания в интересах устойчивого развития региона.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экологическое образование и воспитание, экологическое образование для устойчивого развития.
Формат цитирования: Недюрмагомедов Г. Г., Зайналова Л. А. Экологическое воспитание дагестанских школьников в интересах устойчивого развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 3-4. С. 61-67. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-61-67_
Environmental Education of Dagestan Students
for Sustainable Development
© 2022 Georgy G. Nedyurmagomedov 1, 2, Larisa A. Zainalova 3
1 Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Novomugurukhskaya Secondary School of Charodinsky District (Uytash)
Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 3 Dagestan State University Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the study is to identify a set of pedagogical conditions for the environmental education of Dagestan schoolchildren for sustainable development. Methods. Analysis, study and generalization of scientific and methodological literature devoted to the formation of ecological culture; generalization of the experience of applying models of environmental education for sustainable development. Result. An analysis of the experience of educational activities made it possible to determine effective pedagogical conditions for the environmental culture formatio in the process of environmental education. Conclusion. The implementation of the "mixed model" with the study of the "Ecology of Dagestan" interdisciplinary
••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022
••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 4. 2022
course helps to increase the effectiveness of environmental education for sustainable development in the region.
Keywords: sustainable development, environmental education and upbringing, environmental education for sustainable development.
For citation: Nedyurmagomedov G. G., Zainalova L. A. Environmental Education of Dagestan Students for Sustainable Development. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 3-4. Pp. 61-67. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-61-67 (in Russian)
Введение
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. резко обострились противоречия во взаимодействии общества и природы, следствием чего стал усиленно развивающийся глобальный (планетарный) экологический кризис, ведущий к гибели биосферы (А. Н. Захлеб-ный, Н. П. Несговорова, И. Т. Суравегина, З. И. Тюмасева, Е. К. Янакиева и др.) [9; 11].
Поскольку общеобразовательная школа - главный общественный институт воспитания, пока одним из основных направлений человеческой цивилизации остановить разрушение биосферы планеты «Земля» принадлежит еще именно школе, перед которой сформулирован новый социальный заказ, - формирование «экологической культуры» каждого школьника на всех возрастных уровнях (Г. Г. Недюрмагомедов, Н. М. Семчук, Д. Л. Тодорина и др.).
Однако экологическое образование и воспитание учащихся, в том числе и для устойчивого развития (ОУР), не отвечает современным социально-педагогическим требованиям, выпускники школы не владеют комплексом сложных экологических знаний; несформированы и часто остаются недейственными экологические компетенции; несформированы компоненты экологической культуры, социальные и психологические основы личности, выражающиеся в экологической ответственности; не реализуется опыт экологической деятельности.
Экологическое образование и воспитание для устойчивого развития не является приоритетным, однако оно имеет комплексный практико-ориентированный подход к взаимоотношениям природы, управления, экономики и общества, позволяет подготовить выпускников школы к поиску и выбору решений в условиях быстро меняющегося и непредсказуемого мира. Все это определяет актуальность совершенствования теории и практики эко-
логического воспитания (для устойчивого развития) школьников.
Таким образом, необходимо выявление и внедрение в школьную практику педагогических условий формирования и развития у школьников экологической культуры.
Цель - заключается в научно-теоретическом обосновании и разработке комплекса эффективных педагогических условий повышения качества экологического воспитания в интересах устойчивого развития.
Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, наблюдение, экспертная оценка, педагогический мониторинг, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты.
Результаты и обсуждение
Проблемы взаимоотношений в системе «Человек - Общество - Природа» достаточно остро стояли на всех этапах развития человечества, но в конце ХХ в. внутренние противоречия достигли особой остроты. Игнорирование фундаментальных природных законов привело к очень серьезному «глобальному экологическому кризису».
Гагарин А. В. отмечает, что глобальный экологический кризис - это «глобальные, часто необратимые изменения окружающей среды (изменения климата, суши, океана, потеря биоразнообразия и др.), происходящие вследствие бесконтрольного прагматического (пользовательского) отношения человека к природе» [2]. «Впервые в истории физическое выживание человеческого рода, - отмечал Э. Фромм, - зависит от радикального изменения человеческого сердца» [10].
Сложность экологической обстановки, ухудшение качества окружающей среды определили и новые задачи перед школой - экологическое воспитание школьников.
Экологическое воспитание - непрерывный процесс воспитания и развития личности, ценностных ориентаций, нрав-
ственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды (Сураве-гина И. Т. и др.) [9].
Впервые международная программа по образованию в области окружающей среды (environmental learning) была принята ЮНЕСКО в 70-е гг. ХХ в., и в настоящее время реализуется в той или иной форме во всех развитых государствах. Появились исследования, предметом которых были проблемы экологического воспитания школьников, имеющие общетеоретическое и методологическое значение (За-хлебный А. Н., Зверев И. Д., Иоганзен Б. Г., Рыков Н. А., Сидельковский А. И., Суравегина И. Т. и др.).
Так, Зверевым И. Д. был разработан новый аспект школьного образования (экологический); Захлебный А. Н. рассмотрел цели, задачи и принципы экологического образования; Суравегина И. Т. -экологическое образование как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе; Си-дельковский А. П. исследовал факторы формирования отношения школьников к природе, а Иоганзеном Б. Г. и Рыковым Н. А. анализировались мотивы бережного отношения к природе.
Формирование экологической культуры стало рассматриваться как необходимое условие рационального природопользования, заботы об улучшении природной среды, ее защиты от разрушения (Зверев И. Д., Матрусов И. С., Суравегина И. Т., Сластенина Е. С. и др.) [9].
Значение школьного экологического образования и воспитания объясняется тем, что «общеобразовательная школа» охватывает все население; в школьном возрасте - сочетаются любознательность со способностями к анализу явлений; в этот период используются различные методики обучения, воспитания и развития, опирающиеся на современные теории «экологического воспитания». В соответствии с этим процесс формирования «экологической культуры» школьников, как цели экологического воспитания, рассматривается на разных уровнях обучения, и с помощью различного дидактического и методического инструментария позволяет углублять систему экологических знаний и умений и формировать ос-
новы экологической культуры (Недюрмагомедов Г. Г.).
В 90-е годы возникли новые запросы к экологическому образованию и воспитанию школьников, которые связаны с новым концептуальным направлением экологического образования, это - экологическое образование для устойчивого развития (естественнонаучно-гуманитарное / интегрированное экологическое образование).
Концепция устойчивого развития (sustainable development), впервые была озвучена на заседании Комитета по окружающей среде и развитию при ООН в международном отчете Комиссии Брутланд «Наше общее будущее» (1987 г.) [6], основана на балансе экономического, экологического и социального спектров жизнедеятельности. Материалы этого доклада были положены в основу главного документа Межправительственной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. - «Повестки дня на XXI век». Программа действий по реализации концепции устойчивого развития одобрена главами большинства стран мира.
Суть стратегии в области «образования в интересах устойчивого развития» (ОУР) состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к способности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур.
Термин «устойчивое развитие» Комиссия Брутланд определила, как «такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [3], то есть антропогенное воздействие на окружающую среду не выходит за рамки естественных возможностей природы.
Таким образом, устойчивое развитие -это «поддерживаемое» развитие (вернее, «самоподдерживающееся»).
В работах специалистов, посвященных проблеме образования в интересах устойчивого развития отмечается, что это новая
••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022
••• йБРи JOURNAL. Уо!. 16. N0. 4. 2022
ступень экологического образования, которое приобретает статус экологического образования в интересах устойчивого развития.
Образованию, в том числе школьному, в создании данного баланса отводится приоритетная роль, состоящая в ориентации на формирование у учащихся «экологической культуры», ценностным ядром которой является экоразвитие. Признаком экологической культуры является отказ от «упрощенного» антропоцентризма и переход к системе взглядов, которая строится биосфероцентрически, при этом приоритет необходимо отдавать природным факторам, а не социально-экономическим.
Экологическое образование и воспитание в интересах устойчивого развития способствует переориентации основного внимания с «обеспечения знаний» на обучение учеников «проработке проблем и поиску возможных решений», так как экологические проблемы многоаспектны (включают политические, социально-экономические, экологические, педагогические и другие области жизни общества), имеют множество возможных и непредсказуемых путей решения, требуют для поиска решения привлечения знаний и опыта из многих школьных предметов.
Сегодня много говорят об экологизации образования, и общая позиция здесь определена достаточно точно: экологическое воспитание должно охватывать все возрасты, и экологическими знаниями должны обладать все [8].
Однако специалисты отмечают, что «несмотря на ряд попыток внедрить экологическое образование для устойчивого развития в школы РФ, оно не получило широкого распространения, не вышло за пределы единичных образовательных площадок» (Корякина Н. И. [5]).
Анализ практики экологического воспитания учащихся в современной школе характеризуется: аморфностью целей и состава содержания школьного экологического образования на разных возрастных этапах в целом и на этапе обучения «экологии» в частности; низким уровнем экологизации дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов; неопределенностью роли отдельных составляющих элементов социального опыта в обучении экологии; недостаточностью сведений по
дидактическому обоснованию и построению учебного процесса по экологическим дисциплинам; планируемый результат с трудом поддаётся оценке, поскольку нет общепризнанных его показателей, а образовательный процесс остаётся малотехнологичным (Недюрмагомедов Г. Г., Несго-ворова Н. П., Тодорина Д. Л. и др.).
С принятием новых школьных государственных стандартов (ФГОС) для всех ступеней обучения, были сформулированы уточненные общекультурные требования к экологическому образованию и воспитанию в виде предметных (экологическая грамотность), метапредметных (экоси-стемная познавательная модель, ключевые образовательные компетентности, экологическое мышление) и личностных результатов (экологические ценности) [1], на основе понимания основных законов экологии и концепции устойчивого развития. Эти требования школьных ФГОС отражают современную концепцию экологического образования и характеризуют разные стороны его главного результата - экологическую культуру учащихся, в том числе и в интересах устойчивого развития [4], и которая включает устойчивый образ жизни и потребления человека, личные ценности, смыслы и установки деятельности.
Захлебный А. Н. считает, что «в документах ФГОС на всех ступенях школы предусмотрена «сквозная» программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни с начальной школы, через основную и старшую ступень» в интересах устойчивого развития.
Формирование экологической культуры в современной дагестанской школе, возможно на основе трех моделей:
- однопредметная модель (широко распространена) - предполагает изучение «экологии» в рамках самостоятельной школьной дисциплины (рекомендована «Всемирной хартией охраны природы»). В дагестанской школе оказалась неэффективной (низкие уровни компонентов экологической культуры);
- многопредметная модель (реализуется в ряде городских школ) - предполагает экологизацию содержания школьных дисциплин (содержание экологических проблем «распыляется» по различным предметам), эффективность - больше предыдущей, однако на практике сталки-
вается с многочисленными проблемами, в том числе - со сложностями при конструировании единого содержания и реализации его на практике (не пользуется популярностью у школьных педагогов);
- смешанная модель (получила широкое распространение) - содержание экологических знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных дисциплин, а также целостно через самостоятельные интегрированные предметы экологической направленности (например, «Общая экология» / или «Экология Дагестана» [7] и др.) на уровне регионального или школьного компонента (Недюрмагомедов Г. Г.).
Однако в процессе экспериментальной работы (2010-2022 гг.) в общеобразовательных школах (гг. Махачкала, Каспийск, Кизилюрт), нами выявлена эффективность «смешанной модели», обеспечивающая эффективность «экологического воспитания» и формирование «экологической культуры школьников» в процессе учебной деятельности, при следующих педагогических условиях:
- методологическое и методическое обеспечение процесса;
- подготовка учителей по проблемам экологического образования в интересах устойчивого развития, и - формирования экологической культуры школьников;
- включение в учебный план основной или старшей школы (9/10 класс) - «Общей экологии» / или «Экологии Дагестана», в качестве интегрированных курсов;
- развитие учебно-познавательной мотивации с учетом психологических и возрастных особенностей школьников;
- практико-ориентированная учебная деятельность, предполагающая соотнесение содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы с преобразованием в различных видах экологической деятельности;
зации требований ФГОС ООО: учебно-методическое пособие. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2018. 180 с.
2. Гагарин А. В. Теория и менеджмент экологического образования. М.: Изд-во «Социум», 2002. 160 с.
3. Глазовский Н. Ф. и др. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и про-
- педагогически организованное, систематическое общение школьников с природой;
- признание учащимися аксиоматич-ности экологических императивов в любых видах и любых сферах деятельности;
- перестройку сознания школьников благодаря созданию условий, направленной на формирование, как оценочного подхода, так и системы взглядов, привычек, а, следовательно, и структуры поведения по отношению к природе.
Выводы
На фоне нарастающих экологических проблем планетарного масштаба в современных условиях, экологическое образование и воспитание в интересах устойчивого развития, являясь надпредметным системообразующим фактором, направленно на формирование «экологической культуры» личности, способной решать глобальные проблемы, обеспечивать выживание цивилизации и сохранение биосферы, потребностей ныне живущих поколений людей не в ущерб условиям жизни будущих поколений.
Наше исследование подтверждает, что эффективность экологического воспитания дагестанских школьников, целью которого является формирование их экологической культуры в интересах устойчивого развития, достигается путем применения различных моделей (однопредмет-ная, многопредметная, смешанная) экологического образования. Наиболее эффективна - экспериментально проверенная «смешанная модель», реализуемая в ряде школ при определенных педагогических условиях с учётом социо-природных условий региона, изучением междисциплинарного курса «Экология Дагестана» и направленная на переосмысление мировоззренческих и культурных ориентиров учащихся необходимых для жизни в современном обществе.
Мокрушина. М.: Изд-во КМК, 2002. 444 с.
4. Концепция общего экологического образования для устойчивого развития. М., 2010. 32 с.
5. Корякина Н. И. Школа устойчивого развития: проблемы и перспективы // Бюллетень Центра экологической политики России и института устойчивого развития Общественной
Литература
1. Воспитательный аспект в условиях реали- блемы России. / Под ред. Г. В. Сдасюк и Л. С.
••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022
••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 4. 2022
палаты Российской Федерации «На пути к устойчивому развитию». 2014. № 67. С. 38-44.
6. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М.: Прогресс, 1989. 125 с.
7. Недюрмагомедов Г. Г., Багирова И. А. Экология Дагестана (Западный Прикаспий): 9 класс: Учебное пособие для 9-х (10-х) классов общеобразовательных учреждений. Махачкала: АЛЕФ, 2014. 266 с.
8. Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития. Под ред. академика РАН Н. С.
zatsii trebovaniy FGOS OOO: uchebno-metodicheskoe posobie [Educational aspect in the context of the implementation of the requirements of OOO Federal State Educational Standard: a teaching aid]. Kemerovo, KRIPKiPRO Publ., 2018. 180 p.
2. Gagarin A. V. Teoriya i menedzhment ekologicheskogo obrazovaniya [Theory and management of environmental education]. Moscow, Socium Publ., 2002. 160 p.
3. Glazovsky N. F. Perekhod k ustoychivomu razvitiyu: global'nyy, regional'nyy i lokal'nyy urov-ni. Zarubezhnyy opyt i problemy Rossii [Transition to sustainable development: global, regional and local levels. Foreign experience and problems of Russia]. G. V. Sdasyuk and L. S. Mokrushin (eds.) Moscow, KMK publ., 2002. 444 p.
4. Kontseptsiya obshchego ekologicheskogo obrazovaniya dlya ustoychivogo razvitiya [The concept of general environmental education for sustainable development]. Moscow, 2010. 32 p.
5. Koryakina N. I. School of sustainable development: issues and prospects. Byulleten' Tsentra eko-logicheskoy politiki Rossii i instituta ustoychivogo razvitiya Obshchestvennoy palaty Rossiyskoy Federatsii «Na puti k ustoychivomu razvitiyu» [Bulletin of the Center for Environmental Policy of Russia and the Institute for Sustainable Development of the Civic Chamber of the Russian Federation "On the Way to Sustainable Development"]. 2014. No. 67. Рр. 38-44.
6. Nashe obshchee budushchee: doklad Mezhdunarodnoy komissii po okruzhayushchey
Касимова. М.: Географический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2008. 238 с.
9. Суравегина И. Т. Общеобразовательные цели экологии в контексте концепции устойчивого развития / Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвузовский сборник научных трудов. Нижний Новгород, 1998. 208 с.
10. Фромм Э. Иметь или быть? Пер. с англ. 2-е изд. М.: Прогресс, 1990. 330 с.
11. Янакиева Е. К. Методологически основи на екологическото възпитание // Педагогика. 2002. Кн. 4. С. 18-28.
Report of the International Commission on Environment and Development (ICED)]. Moscow, Progress Publ., 1989. 125 p.
7. Nedyurmagomedov G. G., Bagirova I. A. Ekologiya Dagestana (Zapadnyy Prikaspiy): 9 klass: Uchebnoe posobie dlya 9-kh (10-kh) klassov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Ecology of Dagestan (Western Caspian): Grade 9: Textbook for 9th (10th) grades of educational institutions]. Makhachkala, ALEF Publ., 2014. 266 p.
8. Education for sustainable development in higher education in Russia: scientific foundations and development strategy. Ed. Academician of the Russian Academy of Sciences N. S. Kasimov. M.: Faculty of Geography of Lomonosov Moscow State University. 2008. 238 p.
9. Suravegina I. T. Obshcheobrazovatel'nye tseli ekologii v kontekste kontseptsii ustoychivogo razvi-tiya / Ekologicheskoe obra-zovanie: problemy i perspektivy: Mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov [General educational goals of ecology in the context of the concept of sustainable development / Environmental education: issues and prospects: Interuniversity collection of scientific papers]. Nizhny Novgorod, 1998. 208 p.
10. Fromm E. To have or to be? Transl. from English. 2nd ed. Moscow, Progress Publ., 1990. 330 p.
11. Yanakieva E. K. Methodological foundations of environmental education. Pedagogika [Pedagogy]. 2002. Iss. 4. Рр. 18-28.
References
1. Vospitatel'nyy aspekt v usloviyakh reali- srede i razvitiyu (MKOSR) [Our Common Future:
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Принадлежность к организации Affiliations
Недюрмагомедов Георгий Гаджимирзо- Georgy G. Nedyurmagomedov, Ph.D. (Ped-
евич, кандидат педагогических наук, доцент, agogy), assistant professor, the chair of Peda-
кафедра педагогики, Дагестанский государ- gogy, Dagestan State Pedagogical University;
ственный педагогический университет; учи- teacher of biology and ecology, Novomugurukh
тель биологии и экологии, Новомугурухская secondary school of Charodinsky district (Uy-
СОШ Чародинского района (Уйташ), Россия; tash), Makhachkala, Russia; e-mail:
e-mail: [email protected]
Зайналова Лариса Арабшахова, старший преподаватель, кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, Дагестанский государственный университет; Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Благодарность
Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00081-22-01 на 2022 год в рамках научной темы «Национально-региональный опыт эколого-географического и туристско-краеведческого образования для устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия: история, теория, практика».
Принята в печать 15.10.2022 г.
Larisa A. Zainalova, senior lecturer, the chair of Natural Sciences and Humanities, Dagestan State University; Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Acknowledgment
The work was carried out according to the State Task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00081-22-01 for 2022 within the framework of the scientific topic "National-regional experience of ecological-geographical and tourist-local history education for the sustainable development in the region and the preservation of natural and cultural heritage: history, theory, practice".
Received 15.10.2022.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378.1:504
DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-67-75
Технологические аспекты профессиональной подготовки в рамках образования в интересах устойчивого развития
© 2022 Несговорова Н. П. 1 Савельев В. Г. 1 Недюрмагомедов Г. Г. 2 3
1 Курганский государственный университет, Курган, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected] 2 Новомугурухская СОШ Чародинского района (Уйташ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 3 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка технологии поэтапного вхождения обучающихся в системе профессионального образования в будущую профессию, на основе идей образования в интересах устойчивого развития. Методы. Логический, причинно-следственный, обобщения, нормативный, проектирования, прогнозирования, моделирования, системно-структурный и структурно-функциональный анализ, анализ внешнесредового воздействия. Результат. Разработана технология поэтапного вхождения обучающихся в системе профессионального образования в будущую профессию (в рамках образования в интересах устойчивого развития) на основе интеграции формирования мотивационно-ценностного компонента личности с аналитической, проектной и практико-ориентированной деятельностью в единый комплекс, который представлен следующими этапами: 1) мотивационно-ценностный, основная задача которого - формирование положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности; 2) вводно-социо-технико-экономико-экологический, его цель - приобретение знаний о профессии с трех основных позиций; 3) проектный, посвящен освоение метода проектов на примере поставленных проблем; 4) практико-ориентированный, основанный на двух формах практики: учебной и производственной; 5) культуролого-праксиологический. Вывод. Авторами исследования в работах ученых не выявлена интеграция рассматриваемых видов педагоги-