Научная статья на тему 'Ключевые факторы, влияющие на мотивацию к изучению русского языка студентами педагогических факультетов Сербии'

Ключевые факторы, влияющие на мотивацию к изучению русского языка студентами педагогических факультетов Сербии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
130
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые факторы, влияющие на мотивацию к изучению русского языка студентами педагогических факультетов Сербии»

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ,

ВЛИЯЮЩИЕ НА МОТИВАЦИЮ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ СЕРБИИ

Р. Цветкович

В Сербии русский язык издавна считается одним из важнейших иностранных языков для изучения. Сербский и русский языки относятся к группе славянских языков и имеют единую лингвистическую и культурную основу. Образование в Сербии идентично российской системе обучения, и сербская педагогическая наука основывается преимущест-венно на принципах российской педагогической мысли. В связи с этим для студентов педагогических факультетов Республики Сербии теоретический анализ и реферирование современной психолого-педагогической литературы на русском языке является обязательным. В первую очередь это относится к педагогическим словарям и энциклопедиям.

На педагогических факультетах Сербии траектория обучения выстроена таким образом, что студенты овладевают русским языком в течение трех семестров. В данной работе будет рассмотрено, какими принципами руководствовались студенты педагогических факультетов Сербии при выборе русского языка в качестве иностранного. Также проанализируем, какой тип мотивации оказывал наибольшее влияние на студентов в процессе выбора иностранного языка.

Целью данного теоретического и эмпирического исследования является определение и описание факторов оценки студентами педагогических факультетов Сербии значения и необходимости изучения русского языка и определение роли мотивации к его изучению. В процессе исследования использованы дескриптивная и трансверсальная (вероятностная) модели. Методический инструментарий - авторский. Исследование проведено в период с октябрь по декабрь 2013 г. Эмпирической основой исследования являлся опрос респондентов. Общее количество респондентов N = 105.

Полученные в ходе исследования данные обработаны анализом главных компонентов (статистическая процедура), факторным анализом, методом VARIMAX ротации и Н-критерия Краскела-Уоллиса (Kruskal &Wallis, 1952). Мера выборочной адекватности модели (критерий Кайзера-Мейера-Олкина) КМО = 0,626 (высокая адекватность). Результат может считаться вполне удовлетворительным. Тест сферичности Бартлетта показывает статистически достоверный результат на уровне р < 0,001 (р = 0,000), что свидетельствует о надёжности вычисления корреляционной матрицы (табл. 1).

439

Таблица 1

КМО-тест и коэффициент сферичности Бартлета

KMO ,626

X2 226.474

Коэффициент df 45

сферичности Бартлета Р .000

По критериям Кайзера-Гутмана анализом главных компонентов (Principal Components Analysis) выделено три основных фактора с характерным значением, превышающим единицу. Определен идентичный процент от общей дисперсии до и после VARIMAX ротации, который составляет 57,950 %. Разница состоит в характерных значениях и насыщении отдельных факторов до и после VARIMAX ротации (табл. 2а и б).

Таблица 2

Характерные корни и проценты дисперсии до и после VARIMAX ротации

а) до VARIMAX ротации

Главные компоненты Типичный корень % общей дисперсии Кумулятивный % дисперсии

1. 2.604 26.045 26.045

2. 1.653 16.530 42.575

3. 1.537 15.374 57.950

б) после VARIMAX ротации

Главные компоненты Типичный корень % общей дисперсии Кумулятивный % дисперсии

1. 1.943 19.426 19.426

2. 1.940 19.404 38.830

3. 1.912 19.120 57.950

440

Первый фактор определяется тремя категориями: 6, 5 и 10. Объясняет 19,426 % дисперсии результативного признака и называется «Использование русской литературы». Второй фактор определяется тремя категориями: 7, 4 и 3. Объясняет 19,404 % дисперсии результативного признака и называется «Взаимосвязь сербского и русского языков». Третий фактор определяется четырьмя категориями: 1, 9, 8 и 2. Объясняет 19,120 % дисперсии результативного признака и называется «Укрепление ведущих позиций русского языка» (табл. 3).

Статистический анализ результатов исследования был проведен на основе Н-критерия Краскела-Уоллиса и выявил статистически значимые различия мотивации студентов педагогических факультетов Сербии к изучению русского языка на уровне р <0,001 (х 2 = 67,335, DF = 3 и р = 0,000) (табл. 4).

Таблица 3

Ротированная матрица факторных коэффициентов по VARIMAX ротации

Категории

Компоненты

а6 Знание русского языка помогает мне использовать современную психолого-педагогическую литературу. а5 В Сербии классические и современные произведения русской литературы изучаются в большем объеме. а10 Знание мировой истории невозможно без знания русской .829 -.389

.813

.711

литературы и русского языка.

а7. Система образования в Сербии изначально создавалась по образцу российской системы образования. а4 Сербская педагогическая наука основывается преимущественно на .798

.784

принципах российской педагогической мысли.

а3 Сербский и русский языки отличаются единой лингвистической и культурной основой. -.441 .380

а1 В Сербии испокон веков учат русский язык. а9 Русский язык изучается в большинстве стран мира. а8 Учить русский становится все более престижным. а2 В системе образования Сербии доминирует русский язык как .457 .846 .724 .588 .347

иностранный.

2

3

Н - критери Крускала-Уоллиса

Таблица 4

Мотивация студентов к изучению русского языка

Х2 67.335

df 3

Р .000

441

Среднее значение ранга по годам обучения показывает, что при переходе на следующий курс повышается и мотивация студентов педагогических факультетов Сербии к изучению русского языка: (I: N=28, MR=23,64; II: N=28, MR=43,50; III: N=31, MR=64,44 и IV: N=18, MR=93,75) (табл. 5).

Таблица 5

Среднее значение ранга по годам обучения и мотивации студентов к изучению русского языка

Срок обучения (по годам) N MR

I 28 23.64

II 28 43.50

Шкала МСПФС-ИРЯ III 31 64.44

IV 18 93.75

Всего: 105

В результате проведенного исследования были выделены три фактора, указывающих, какими принципами руководствовались студенты педагогических факультетов Сербии при выборе русского языка в качестве иностранного. Студенты подтверждают, что знание языка необходимо для теоретического анализа и реферирования психолого-педаго-гической литературы на русском языке. Также студенты подчеркивают, что в содержание основной общеобразовательной программы разного уровня обучения (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и высшего образования Республики Сербии должны входить художественная и научная литература на русском языке. Поэтому студенты полагают, что в странах Восточной Европы и на западе Балканского полуострова, в том числе Сербии, русский язык остаётся самым популярным иностранным языком. В процессе учебы студенты непрерывно получают новые знания из области русского языка. Результаты проведенного исследования показали, что при переходе на следующий год обучения усиливается мотивация студентов педагогических факультетов Сербии к изучению русского языка.

Список литературы

1. Бондаренко А., Матусик А. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1983.

2. Бородовская А., Реан А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2004.

3. Вигман Л. Педагогика. - М.: Проспект, 2005.

4. Джуринский А. История педагогики. - М.: Владос, 2000.

5. Ефремов Ю. Педагогика. - СПб.: Питер, 2010.

6. Корнетов Г. Педагогика. - М.: УРАО, 2003.

7. Миленови^ Ж. (2012). Мотивац^а наставника за рад у инклузивноj настави. Зборник радова Учителског факултета у Призрену-Лепосави^у, 8(6), 89-101.

8. Осмоловская И. Дидактика. - М.: Академия, 2008.

9. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия,

2002.

10. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая российская

энциклопедия,1999.

11. Якунин А. Педагогическая психология. - СПб.: Полиус, 1998.

12. Hagger M., Chatzisarentis N. (2012). Transfering Motivation from Educational to Extramul

Contexts: A Review of the Trans-Contextual Model. European Journal of Psychology of

Education, 27(2), 195-212.

442

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.