Научная статья на тему 'Интеракция традиционных религиозных убеждений и система образования влахов в регионе Хомолье Сербии'

Интеракция традиционных религиозных убеждений и система образования влахов в регионе Хомолье Сербии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеракция традиционных религиозных убеждений и система образования влахов в регионе Хомолье Сербии»

ИНТЕРАКЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ УБЕЖДЕНИЙ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАХОВ В РЕГИОНЕ ХОМОЛЬЕ СЕРБИИ1

Ж. Миленович

На территории Республики Сербии проживает значительное количество этнических сообществ. Все они в основном характеризуются наличием традиционных норм и связей внутри этнических общин. Сообщества отличаются эксплицитными элементами культуры: архаическими народными обычаями, фольклором и этноязыком. Особое место занимают элементы имплицитной культуры: знание, культурные ценности, нормы поведения, легенды, мифы, юмор. На современном этапе развития общества традиционный уклад жизни отрицательно влияет на этнические группы, способствуя их маргинализации во всех сферах общественной жизни.

Одной из особенно сегрегированных социальных групп является этническое сообщество влахов, проживающее на территории региона Хомолье. Оно характеризуется ярко выраженными религиозными традициями и верованиями в черную магию и знахарство, существование колдунов, волхвов и загробной жизни. Эти убеждения издавна были неотъемлемой частью их истории, культуры и образа жизни и занятий (сельского хозяйства и животноводства). Незначительное количество членов общины занимается деятельностью в бизнесе и сфере услуг. Природно-географические особенности и ресурсы региона Хомолье не предоставляют населению возможности развивать профитабельное сельское хозяйство.

На территории региона Хомолье, где было проведено данное исследование, в городе Влаола находится единственная начальная школа Миладин Бучанович, в которой организованы дошкольная группа и подготовительный класс. В близлежащих селах организованы классы-филиалы с первого по четвертый класс. Кадры из области Северовосточной Сербии полностью компетентны и квалифицированны для профессии учителя младших классов. Все учителя-предметники и классные руководители имеют высокое (двухлетнее высшее) или законченное высшее образование. На территории региона Хомолье нет средних школ. Они находятся в близлежащих городах Майдан-пек, Бор и муниципалитете Жагубица.

Сложившаяся ситуация является одной из причин неудовлетворительного состояния в сфере образования региона Хомолье. Начальное образование влахов, как правило, заканчивается в основной школе (восьмилетнее).

1 Работа является результатом исследования в рамках проекта «Материальная и духовная культура Косова и Метохии» (Регистрационный номер 178028) при финансовой поддержке Министерства образования, науки и технического развития Республики Сербии. Основным оператором реализации проекта является Институт сербской културы г. Приштина.

239

Незначительное количество влахов окончили среднюю школу, а высококвалифицированных (с законченным высшим образованием) почти нет. Таким образом, этническое сообщество влахов региона Хомолье представляют собой наиболее уязвимую этническую группу в Сербии.

Целью настоящего исследования является определение и описание факторов, указывающих на фактическое воздействие традиционных религиозных убеждений на систему образования влахов. Анализ ответов респондентов с различным уровнем образования показал значительные расхождения в оценке влияния религиозных убеждений на образование. В ходе анализа использована шкала измерения, созданная на основе 247 высказываний респондентов (населения Влашского региона Хомолье), оценивающих влияние религиозных убеждений на образование. Исследование оценивается с помощью порядковой пятипозиционной шкалы, разработанной Лайкертом. Шкала построена на основе 15 высказываний. После каждого высказвания сформирана шкала для из-мерения уровня интенсивности согласности: а) согласен (-а), б) не уверен (-а), в) не согласен (-а). Шкала конструирована для данного исследования. С помощью порядковой шкалы проведён анализ, обработаны полу-ченные данные и проведена необходимая коррекция. Исследование проведено в период с ноября по декабрь 2009 г. Эмпирической основой исследования являлся опрос респондентов, отбор которых осуществлялся методом поточной выборки. Общее количество респондентов - 247. Опрос проводился среди населения регионов Хомолье, Влаоле, Ясиково, Лесково и Дебели Луг. В процессе исследования использованы дескриптивная и трансверсальная (вероятностная) модели. Методиче-ский инструментарий - авторский.

Полученные в ходе исследования данные обработаны: анализом главных компонентов (статистическая процедура), факторным анализом и методом Varimax ротации с t-тестом (табл. 1). Значение КМО показателя (КМО=0.867) превышает рекомендуемое значение 0,60. Проверка достоверности данных, полученных с применением коэффициента сферичности Барт-лета показала, что между сравниваемыми перемен-ными существует статистическая погрешность на уровне p<0,001 (p=0,000). Это свидетельствует о надёжности вычисления корреляционной матрицы. Согласно данным, представленным в табл. 1, подтвердилась адекватность выборочного обследования. Анализом главных ком-понентов выделено три основных фактора с характерным значением, превышающим единицу: 1) черная магия (28,4236 %); 2) знахарство (24,3278 %); 3) загробная жизнь (22,1468 %). Это

трекомпонентное решение объясняет 74,8982 % от общей дисперсии (табл. 1).

240

Т аблица 1

Оценка влияния религиозных убеждений влахов на их образование

КМО=,86 p=0,000

КОМПОНЕНТЫ

Черная магия 28,4236%

а5 жизнь человека полностью зависит от предначертанного судьбой. а14 человек не может сам распоряжаться своей жизнью. а12 еще в раннем детстве старшие говорили, что моя судьба заранее предначертана кем-то свыше.

а9 не хочу соглашаться мыслью о существовании черной магии, но постоянно в мыслях возвращаюсь к ней.

а2 черная магия распространена по всей территории Сербии, и это невозможно оспорить.

Знахарство (целительство) 24,3278%

,862

,837

,832

,824

,817

а1 целители часто лечат болезни, которые не в состоянии вылечить официальная медицина.

а15 я не вижу оснований не верить знахарям и целителям, так как сами врачи посещают их.

а7 лечение кровью диких животных является самым эффективным лечебным средством.

а10 травы и ритуалы знахарей освобождают детей от страха, порчи, сглаза и злых духов.

а4 посещение врача - это сатанинский обряд, выполняемый вопреки слову Божьему.

Загробная жизнь_____________________________________________________

а3 человечество - это гости (космическая пыль) на планете Земля. а13 мирская жизнь проходит мимо, а духовная (настоящая) сбывается в другой жизни.

а6 я не испытываю страх перед смертью, потому что вхожу в Царствие небесное, в рай.

а11 наши покойники постоянно находятся рядом с нами; а8 я верю в существование духов.

,848

,844

,835

,826

,814

22,1468%

,842

,839

,828

,812

,806

Varimax-метод при помощи ортогонального преобразования представил решение с простой структурой, причем каждая переменная носит по 5 нагрузок для всех факторов, но наивысшая факторная нагрузка относится к одному определенному компоненту. Нагрузка отражает связь между переменной и фактором, являясь подобием коэффициента корреляции. Очевидно, что влашское этническое сообщество в регионе Хомолье характеризуется приверженностью к черной магии, знахарству и загробной жизни (Миленович, 2011). На протяжении всей истории существования сообщества это определяло культуру бытовой и трудовой жизнедеятельности влахов и до настоящего времени охватывало подавляющую часть населения данного региона. Все это отражалось на каче-стве общественной жизни, особенно на процессе образования как важного фактора в ревитализации руральных сообществ и эмансипации населения (табл. 2).

241

Т аблица 2

Уровень образования и оценка влахов влияния верований на их образование

(ANOVA)

Квадратическое df Среднее F p

отклонение отклонение

Внутригрупповая дисперсия 3736,121 4 1242,701 298,127 ,000

Межгрупповая дисперсия 1283,841 236 3,5471

Всего 5019,962 240

Из табл. 2 видно, что расчетное значение Ф-теста (F=298,127) с четырьмя степенями свободы для каждой из сравниваемых дисперсий (df=4) статистически значимо на уровне p<0,001 (p-0,000).

Данные показывают (табл. 3), что самый высокий уровень значимости (М) имеет группа влахов с высшим образованием (М=55,3748, SD=2,06357 и а=0,22489). Далее следуют влахи, закончившие гимназию и колледж (M=51,5441, SD=1,05214 и а=0,14136), а затем влахи со средним

специальным образованием (ПТУ, техникум) (M=47,8108, SD=1,84432 и а=0,12557).

Таблица 3

Уровень образования и оценка влахов влияния верований на их образование

(Descriptives)

N M SD а 95 % интервал среднестатистической значимости Нижняя Верхняя граница граница

без школы 72 39,5467 5.63204 2.68791 36,2354 51,2145

средняя

общеобразо- ательная школа 107 44,6612 5,64103 2,30451 38,7432 50,5947

ПТУ

техникум гимназия 56 47,8108 1,84432 ,12557 47,5635 48,0572

колледж, лицей 8 51,5441 1,05214 ,14136 51,2617 51,8271

высшее образование 4 55,3748 2,06357 ,22489 54,9222 55,8147

Всего: 247 47,7875 3,24662 1,09685 45,7452 51,5016

Самый низкий средний уровень значимости соответствует расчетному критерию у влахов, закончивших начальную школу (М=44,6612, sD=5,64103 и а=2,30451) или без какого-либо образования (М=39,5467, SD=5,63204 и а=2,68791). Дисперсионный анализ показал общую значимость различий 0,000. Результаты вычислений показали, что с повышением уровня

242

образования влахов возрастает и осознание его важности, что способствует пониманию негативного влияния верований, черной магии, загробной жизни и знахарства на образование.

Вышеизложенное говорит о том, что верования влахов в черную магию, знахарство и загробную жизнь являются важным компонентом повседневной жизни, их традиции и культуры и существенно влияют на качество жизни этнического сообщества региона Хомолье. С одной стороны, осознание важности традиции и культуры играет незаменимую роль в сохранении субэтноса влахов в самых суровых экзистенциальных условиях. С другой стороны, на современном этапе глобализации общества, традиционный уклад жизни отрицательно влияет на этнические группы влахов, являясь основной причиной их неравномерного развития и общественно-политической и экономической отсталости. (Миленович, 2011).

Тысячелетние народные обычаи и традиции являются исконными элементами культуры влахов, от которых они никогда не отступятся или сделают это частично (Дурлич, 1996, 2002, 2003). Эти общественные установления контрадикторны требованиям современной цивилизации, где образование и обучение считаются основными компонентами социального и экономического процветания. Результаты исследования показали, что верования влахов в черную магию, знахарство и загробную жизнь представляют главное препятствие на пути к образованию и модернизации региона Хомолье.

Данное исследование подтверждает предположение о том, что магия занимает господствующую позицию в культуре и жизнедеятельности влаш-ского этнического сообщества региона Хомолье ^о]ий, Павловски, 2009). Анализ результатов эксперимента позволил выделить стержневой фактор -верование в черную магию. Так, по совокупности оценок анкетированных реципиентов он получил наибольшее количество голосов. Таким образом, для всех влахов характерно верование в знахарство, черную магию и загробную жизнь. (Миленович, 2013; Дурлич, 2010; Дурлий и Бо]ковий, 2005). Учитывая гендерный аспект, с уверенностью можем сказать, что женщины-влашки безгранично верят в существование черной магии (Миленович, 2012). Они одержимы магией, уверены в ее истинную реальность и безграничную силу и связывают с черной магией все стрессогенные события, считая, что происходящее находится под управлением ее высшей воли.

В ходе теоретических и эмпирических исследований религиозных верований влахов в черную магию, знахарство и загробную жизнь, были получены следующие результаты:

1. Влахи являются группой этнических маргиналов, проживающих на территории региона Северо-Восточной Сербии. В определенных кругах о них рассуждают как о забытом Балканском этнорелигиозном меньшинстве. Влахи не имеют официального языка и письменности, они используют язык страны проживания. Желая улучшить овладение своими детьми официального языка страны проживания, влахи сталкиваются с новыми проблемами на этом пути. Во многих средних школах региона по-прежнему имеет место сегрегация по уровню знания языка: преподавание ведется не на родном, влашском языке, а на языке государства проживания - сербском. Поэтому определенная часть уча-щихся не в состоянии усвоить учебный материал, что в последующем находит отражение в процессе среднего специального образования. В

243

результате влашская молодежь с низким уровнем начального и среднего образования не в состоянии получить качественное высшее образование.

2. Влияние традиций, обычаев и верований в черную магию, знахарство, загробную жизнь и сегодня играет огромну роль во влашской среде. Эти убеждения издавна были неотъемлемой частью их истории, культуры, образа жизни и занятий, что существенно отразилось на квалитете образования.

3. Эмпирическое исследование установило наличие трех факторов: черная магия, знахарство и загробная жизнь. На основании анализа ответов респондентов с различным уровнем образования были выявлены значительные расхождения в оценке влияния религиозных убеждений на образование. Также необходимо отметить, что влахи, имеющие законченное высшее образование, понимают все его преимущества и осознают отрицательное влияние верования на образование членов этносообщества. Влахи с низким уровнем образования сомневаются в полезности знаний, получаемых в различных учебных заведениях.

4. С целью эффективного преодоления идентифицированной проблемы необходимо сделать обучение (минимально на уровне средней школы) открытым и доступным для влашского этнического сообщества в регионе Хо-молье. Для представителей этнических меньшинств проблема сохранения собственной культурной идентичности - одна из самых серьезных. Министерство образования Сербии выражает обеспокоенность в связи с ухудшением культурно-образовательной ситуации данного этно- меньшинства - одного из старейших на Балканском полуострове. С исчезновением влахов будет предана забвению богатая национальная культура, утрачен неповторимый этнический язык и поэтому необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы этого не допустить.

Список литературы

1. Дурли1т П., Бо^овиЬ, Б. (2005). Влашка митолошка песма о пореклу зла, из Рашанца на Млави. - Развитак, 55(221-222). - 138-144.

2. Дурли1т П. (2010). Свети укус влашког хлеба - Сликовница са речником у 40 слика. -Београд: Балкан Култ.

3. ДурлиЬ П. (2003). Небеска тела и обред Мартури)а у култу мртвих код Влаха Североисточне Срби)е. - Развитак, 53 (213-214).

4. Дурли1т П. (2002). Рарка све^а у култур мртвих код Влаха и Источно) Срби|и. - Развитак, 52(209-210), 124-143.

б.ДурлиЬ П. (1996). Леска као мушки апотропеон поречких Влаха.

6. Гласник Етнографског института САНУ, 44(45), 137-143.

7. Павловски J. (2009). Влашка мап/уа. - Нови Сад: Прометее

8. Миленови1т Ж. (2013). Образовав Влаха у Срби|и. У: Мултикултуралност и савремено друштво (314-328). - Нови Сад: Факултет за правне и пословне студне Др Лазар ВркатиЬ УСЕЕ у Новом Саду.

9. Миленови1т Ж. (2012). Упоредна анализа образовала женског становништва влашке реги)е Хомоле и метохи)ске жупе Гора. - Баштина, 22(33), 233-249.

10. МиленовиЬ Ж. (2011). Образовав у функции унапре(|ежа квалитета живота становништва влашке рел/уе Хомоле. У: Унапре(|еже квалитете живота деце и младих, (257-270). - Тузла: Удружеже за подршку и креативни разво) д|еце и младих, Едукаци)ско-рехабилитаци|ски факултет Универзитета у Тузли.

244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.