УДК 327:94
МАКЕДОНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИЯ: «ЯБЛОКО РАЗДОРА» НА БАЛКАНАХ
© 2007 А.Н. Сквозников
Поволжский филиал Института российской истории РАН
В статье рассматривается жесточайшая этноконфессиональная борьба между балканскими государствами (Грецией, Болгарией, Сербией и Румынией) за преобладание в македонских землях в конце XIX - начале XX в.
«Яблоко раздора для всех, последний уголок еще не замиренных страстей Восточного вопроса, вечная угроза для всеобщего мира на Балканах -вот вам Македония и Македонский вопрос».
А.А.Башмаков (1858 -1943) - российский публицист
В конце XIX - начале XX столетия Македония - историческая область на юге Балканского полуострова, входившая в состав трех вилайетов (областей) Османской империи (Салоникско-го, Битольского и Косовского) и населенная, в основном, славянами православного вероисповедания (болгарами и сербами), а также греками и румынами.
Национально-освободительная борьба христианского населения Македонии против турецкого гнета, тесно переплетавшаяся с экспансионистскими устремлениями балканских государств (Болгарии, Греции, Сербии и Румынии) в отношении македонских земель и затрагивавшая интересы великих держав, имевших свои планы в отношении Македонии как важнейшего стратегического региона на Балканах, составила сущность так называемого македонского вопроса.
С конца XIX века в связи с ожидаемым распадом Османской империи1 в европейской политике возникла проблема определения будущих границ балканских государств (Болгарии, Греции, Сербии и Румынии), интересы которых в случае раздела балканских владений Османской империи должны были неизбежно столкнуться в Македонии. В связи с этим, Македония в конце XIX - начале XX века становится объек-
1 См. об этом: Восточный вопрос во внешней политике России. Конец ХУШ - начало ХХ в. / Отв. ред. Н.С.Киняпина. - М.: 1978; Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. - Нью-Йорк, 1977; Пер. с англ. М.Пальникова. - М.: 1999; В «пороховом погребе Европы». 1878 - 1914. / Отв. ред. В.Н.Виноградов, В.И.Косик, О.В.Соколовская. - М.: 2003.
том острого политического, религиозного и культурного соперничества между вышеназванными государствами, претендовавшими на владение этой областью или её частью.
Для обоснования своих территориальных притязаний в Македонии Афины, София, Белград и Бухарест использовали различные аргументы: этнические, конфессиональные и так называемое «историческое право».
Греки заявляли о том, что Македония, являясь колыбелью эллинской цивилизации, есть исконная территория проживания греческого народа.
Болгары, основываясь на языковом, религиозном и культурном родстве с македонскими болгарами, безапелляционно объявляли Македонию неотъемлемой частью Болгарского государства.
Сербы базировали свои претензии, в основном на кратковременном сербском господстве в Македонии во время правления Стефана Душана (1327 - 1358 гг.), а также исходя из того, что Македония перешла в руки турок в конце XIV в. не из-под болгарского, а из-под сербского владычества 2.
Вплоть до последней четверти XIX века наиболее сильные позиции в Македонии имела греческая сторона. Это было связано с тем, что все христианское население Македонии подчинялось Константинопольской патриархии, которая активно проводила политику эллинизации подвластных ей христиан, открывая греческие школы и церкви в тех областях Османской империи, где преобладало православное славянское население. Еще в 1844 г. официальной программой гре-
2 См. об этом: АВПРИ. Ф. 192. Миссия в Софии. Оп.
527/1. 1905. Д. 10. Л. 183, 291.
ческого национального движения на Балканах стала так называемая «Великая идея», которая предполагала воссоздание «Великой Греции» в границах бывшей Византийской империи. В состав нового греческого государства, согласно «Великой идее», должны были войти и македонские земли, а славянское население, живущее в Македонии, предполагалось насильно огречить .
В 1870 году был издан фирман (указ) турецкого султана об учреждении самостоятельной болгарской церкви - Болгарского экзархата. Вслед за этим начался переход значительной части православного населения Македонии под юрисдикцию болгарской церкви, что привело к заметному ослаблению греческого влияния в македонских землях.
Экзархат способствовал открытию в Македонии болгарских школ с целью формирования болгарского национального сознания у славянского населения Македонии. В связи с этим десятки тысяч македонских славян-патриархистов (причем не обязательно этнических болгар) с радостью приняли «схизму» и стали называться болгарами только ради того, чтобы слушать богослужение и получать образование на родственном и понятном им болгарском языке. Православных христиан, перешедших под юрисдикцию болгарской церкви, стали называть «болга-романами», в отличие от патриархистов, име-
4
нуемых «грекоманами» .
Константинопольская патриархия крайне болезненно отреагировала на появление Болгарской экзархии: болгары были объявлены схизматиками и отлучены от Вселенской церкви.
В свою очередь греческое правительство после создания болгарской экзархии, активизировало деятельность в Македонии и Фракии, где началась настоящая «битва за умы и сердца» местного христианского населения.
В 1894 г. в Афинах была создана греческая националистическая организация ЕЛшке Не1аша («Этники Этерия») или «Национальное общество». Главной целью данной организации было провозглашено освобождение всех греков от турецкого гнета, но ее первоочередная задача состояла в том, чтобы противостоять болгарскому влиянию в Македонии. С этой целью Нацио-
3 Тошев Д. Гръцката въоръжена пропаганда в Македония (1903-1912 гг.) // Военноисторически сборник. - София: 1998. №5. - С. 26.
4 Теплое В. Греко-болгарский церковный вопрос по неизданным источникам. - СПб.: 1889. - С. 80.
нальное общество Греции стало щедро финансировать греческие школы в Македонии. В результате, к началу XX века в Македонии действовало, согласно греческим данным, свыше 1 400 школ, где обучались 80 000 учеников 5.
Сербия включилась в борьбу за установление своего влияния в Македонии в конце 60-х годов XIX века. В 1868 г. в Сербии был создан специальный «Комитет школ и учителей в Старой Сербии и Македонии», деятельность которого была сосредоточена в северо-западных районах Македонии, прежде всего в Косовском вилайете.
В 1887 г. при Министерстве просвещения Сербии было создано «Отделение школ и церквей вне Сербии», называемое также «Политико-просветительским отделением» при МИД, ставшее вскоре руководящим органом всей сербской национальной пропаганды в Македонии. Главными ее проводниками стали сербские консульства, открытые в 1886 г. в Скопье (Ускюбе) и в Солуни, а в 1889 г. в Битоли и Приштине 6.
О том, насколько сильны были сербские притязания на македонские земли, говорит следующий факт. В апреле 1901 г. король Сербии Александр Обренович в частной беседе с российским публицистом А. В. Амфитеатровым заявил, что Македония наряду со Старой Сербией (Косово и Метохия) является исконной землей сербского народа, которую Сербия никому не уступит.7 При этом сербский генеральный консул в Салониках Ненадович в доверительной беседе с российским генконсулом А.А.Гирсом в декабре 1902 г. признавал, что «хотя в Солуни и ряде других пунктов Солунского вилайета открыты сербские гимназии и школы, настоящих сербов там не имеется» 8.
5 StavrianosL.S. The Balkans 1815 - 1914. - N. Y.: 1963. - P. 100.
6 Косик В.И. Македония - споры, соглашения, войны // На путях Югославии: за и против. Очерки истории национальных идеологий южнославянских народов. Конец XVII - начало XX вв. - М.: 1997. - С. 323.
7 Амфитеатров А.В. В моих скитаниях. Балканские впечатления. - СПб.: 1903 // Русские о Сербии и сербах. Т. 1: Письма, статьи, мемуары / Сост. А. Л. Шемякина. СПб., 2006. С. 456.
8 Ямбаев М.Л. Македония в 1878 - 1912 гг. // В «поро-
ховом погребе Европы». 1878 - 1914. - М.: 2003. - С.
301.
Центральное правительство и местные турецкие власти Македонии для ослабления позиций болгар, в которых они видели основных своих противников, действуя по принципу «разделяй и властвуй», стали в противовес им поддерживать в Македонии влияние сербского патриарха и деятельность сербских школ. В результате северо-восток Македонии стал главным полем столкновения болгарской и сербской националистической пропаганды.
Таким образом, турецкие власти, умело используя в своих интересах борьбу балканских государств, добивались одновременно самоистребления христиан в Македонии.
Главным проводником идеологического и политического влияния балканских государств в Македонии, как мы видим, была церковь и подчиненные ей школы. В каждом македонском селе, насчитывавшем не менее 30 семей, та или иная христианская община имела право открыть свою школу. По отзывам русских консулов, школа в Македонии стала своеобразным «национальным знаменем»: посылая своих детей в то или иное училище, родители тем самым выражали свое политическое тяготение к той или иной национальности. Жители Македонии ок-рещивали себя своеобразными этнографическими названиями «грекоманов», «болгароманов», «сербоманов», в зависимости от принадлежности к той или иной националистической идее 9. По словам российского консула в Солуни А.Петряева, большая часть населения Македонии представляла собой «благодатную почву для национальной агитации, поскольку не имело ярко выраженного национального самосознания».
Американский корреспондент «Daily Express» Фредерик Моор, посетивший Македонию в 1903 г., отмечал необычный феномен, присутствующий во многих частях Македонии: «Три брата из одной семьи придерживаются разных национальных предпочтений, принадлежат к трем разным национальным партиям» 10. Подобную же ситуацию описывал и известный российский публицист А.В. Амфитеатров, побывавший в Македонии в начале XX века. По словам А.В.Амфитеатрова, «македонцы не имеют национального сознания, для македонца не важно
9 Исаева О.Н. Исторические перипетии формирования македонской нации // Новая и новейшая история. Выпуск 20. - Саратов: 2002. - С. 166.
10 The Macedonian question: Culture, Historiography, Politics / Edited by Victor Roudometof. - New York: 2000. - P. 103.
считать себя болгарином или сербом. В Македонии можно найти семейства, в которых один брат скажет «я болгарин», а другой будет уверять, что он серб».11 Следует заметить, что сам Амфитеатров склонен был считать македонцев «самостоятельной ветвью славянства промежуточною между болгарст-вом и сербством» 12.
Интересное наблюдение в связи с этим сделал во время поездки в Македонию в 1897 - 1899 гг. известный русский историк и политический деятель П.Н.Милюков: «Патри-архисты» - сербоманы высмеивали «экзархи-стов» насмешливой фразой: «Ке дадешь пари, биту булгарином», то есть «дашь денег, стану болгарином» 13.
Обосновывая свои претензии на македонские земли, Сербия, Греция и Болгария ссылались также на этнический состав населения Македонии, который трактовался ими в соответствии с собственными интересами. Так, по болгарским данным, опубликованным в 1900 г., в Македонии всего проживало 2 258 224 человека. В том числе: 1 181 336 болгар, 228 702 греков, 700 сербов, 80 767 влахов, 128 711 албанцев, 499 204 турок, 67 840 евреев 14 Официальной сербской статистикой в Македонии насчитывалось 2 048 320 сербов, 57 600 болгар, 201 140 греков, 165 620 албанцев, 231 400 турок, 69 665 влахов, 64 645 евреев 15. В свою очередь, греческая сторона исходила из того, что в Македонии (без Косовского вилайета) проживало 1 724 818 человек: из них 652 795 греков, 332 162 болгарина, 634 017 турок, 25 101 валах, 53 147 евреев 16.
Таким образом, искаженные статистические данные о национальном составе населения Македонии, где каждая из сторон старалась преувеличить численность своего этноса, использовались балканскими государствами в качестве идеологического обеспечения их территориальных претензий на ма-
11 Амфитеатров А.В. Страна раздора: Балканские впечатления. - СПб.:1907. - С.13.
12 Там же. - С. 238.
13 Милюков П.Н. Воспоминания (1859 - 1917): в 2-х т. - М.: 1990. Т. 1. - С. 193.
14 История южных и западных славян в 2-х т. - М.: 1998. Т. 1. - С. 522.
15 Там же.
16 Там же.
кедонские земли. При этом у нас не вызывает сомнений тот факт, что болгарское население в Македонии превалировало. Об этом же свидетельствуют более достоверные данные россий-
17
ских консулов в македонских землях .
Позднее других балканских государств в борьбу за македонские земли вступила Румыния, действовавшая через влахов, говоривших на одном из диалектов румынского языка, имеющих румынские корни и проживавших, в основном, на юге Македонии.
В начале XX века влахи упорно добивались от османских властей признания за ними прав отдельной народности и независимости от Греческой патриархии.
Греки, с огромным беспокойством взиравшие на пробуждение национального самосознания влахов в Македонии и не без основания опасавшиеся потерять свое вековое влияние на них, всячески старались отслеживать и сдерживать это движение. Греческое духовенство в начале XX в. заявляло, что все влахи, домогающиеся богослужения на своем родном языке, будут отлучаться от церкви 18. Несмотря на это, румынское правительство намеренно поощряло употребление румынского языка при богослужении в церквях, находящихся в центрах проживания влашского населения в Македонии, полагая, что со временем Патриархия вынуждена будет признать независимость румынской церкви как в самой Македонии, так и в остальных частях Европейской Турции.
В начале мая 1905 г. правительство Румынии обратилось к Порте с нотой, в которой содержалось требование об официальном признании румынской народности в Османской империи. В ноте указывался срок ответа - до 10 мая 1905 г. - добавлялось, что в случае отказа, Румыния разорвет дипломатические отношения с Османской империей 19. Порта, имея свои собственные политические расчеты в отношении македонских румын, приняла это ультимативное требование.
17 См., например: Ростковский А.А. Распределение жителей Битольского вилайета по народностям и вероисповеданиям в 1899 г. // Живая старина.1899. №1. - С. 62 - 112; Ростковский А.А. Распределение жителей Солунского вилайета по народностям и вероисповеданиям в 1899 г. // Живая старина. 1904. №4. - С. 393 - 425, 565 - 583.
18 Депеша И.А.Зиновьева - В.Н.Ламздорфу. 5 мая 1907 г. // АВПРИ. Ф. 166. Миссия в Белграде. Оп. 508/1. 1907. Д. 114. Л. 56.
19 Новое время. 1905. 3 мая. - С. 2.
10 мая 1905 г. султан Абдул-Хамид II подписал ирадэ (указ), в котором официально признавалось наличие влашской (румынской) национальности в Турции и в частности в Македонии.20 Влахам были предоставлены те же права, которыми пользовались в Османской империи прочие немусульманские народности: право вести богослужения на родном языке и иметь своих делегатов в административных советах вилайетов 21. Влашские общины в Турции, в том числе в Македонии, получили также право открывать свои национальные школы, но при условии, что влахи останутся в подчинении Греческой патри-
22
архии .
Официальное признание турецкими властями влашской народности позволило Бухаресту открыть в Македонии свои консульства, что, в свою очередь, дало румынскому правительству легальные основания для поддержки своих единоплеменников -влахов. Расходы румынского правительства на содержание в Македонии румынских школ росли и достигли к 1912 г. 1 млн франков в год. В Македонии в начале XX века функционировало уже свыше 30 ру-
23
мынских школ .
Порта сочувственно отнеслась к усилению деятельности румын в Македонии и косвенно оказывала им поддержку, так как последние, как и греки, были более лояльно настроены к турецким властям, нежели другие христианские народности Македонии.
После открытия румынских консульств в Македонии румынская пропаганда там значительно активизировалась, а это дало повод для новых враждебных акций со стороны греков в отношении влахов. Греческие четы, пользуясь негласной поддержкой греческого правительства, стали совершать карательные акции против влашских сел в Македонии, изъявивших желание выйти из-под юрисдикции Греческого патриархата. В ответ на это в румынских городах прошли массовые антигреческие митинги. Греки, проживавшие в
20 Arslan Ali. Greek-Vlach conflict in Macedonia // Etudes Balkaniques. Sofia, 2003. № 2. P. 85.
21 Новое время. 1905. 13 мая. - С. 2.
22 Там же. 14 мая. - С. 2.
23 Stavrianos L. S. The Balkans... - P. 101.
24
Румынии, стали подвергаться гонениям . В свою очередь, греческие общины Македонии (в Монастыре, Крушеве, Преспе) стали решительно требовать у патриархата отмены льгот, предоставленных влахам (право открывать свои национальные церкви, школы и проч.) 25.
Греко-румынский конфликт из-за Македонии достиг своего апогея в сентябре 1905 г. 8 сентября Румынию неожиданно покинул греческий посланник Томбазис. В ответ румынское правительство отозвало из Афин и своего дипломатического представителя. Фактически это был разрыв дипломатических отношений, хотя официально обе стороны не объявили об этом. 13 сентября Бухарест объявил о закрытии всех существующих в Румынии греческих школ и церквей, а 22 сентября румынское правительство заявило о расторжении греко-румынского торгового договора 1900 г., что впоследствии нанесло
26
существенный урон греческой экономике .
Следует отметить, что румынское движение в Македонии в начале XX века встретило сочувствие и поддержку у македонских болгар. В этот период наблюдается сближение влахов и болгар на фоне общего соперничества с греками в Македонии. Болгарский экзархат в 1904 г. разрешил даже влашским священникам проводить службы на их родном языке в церквях, принадлежащих болгарам 27. В свою очередь, руководители болгарских революционных комитетов в Македонии, ослабленных после разгрома Илинденского восстания 1903 г., в лице македонских влахов нашли себе надежных союзников для совместной борьбы с греками. Следствием этого союза стало появление в Македонии смешанных болгаро-влашских чет,
28
сражавшихся с греческими отрядами .
Греческая сторона, наблюдая за успехами болгарской и румынской пропаганды в македонских землях, способствовавшей переманиванию
24 Първанов А. Македонският въпрос от освобождението 1878 до Балканската война 1912 г. // Изследвания по маке-донския въпрос. - София: 1993. Книга I. - С. 409.
25 Новое время. 1905. 21 мая. - С. 2.
26 Новое время. 1905. 22 сентября. - С. 2.
27 Управляющий российским Генеральным консульством в Салониках Дьяченко - российскому поверенному в делах в Константинополе А.Н.Свечину. 18 мая 1904 г. // АВПРИ. Ф. 319. Гражданское агентство в Македонии. Оп. 631. Д. 14. Л. 27 об.
28 Руски документа за Македонща и македонското праша-нье (1859 - 1918). - Скопье: Державен архив на Республика Македонф. 2004. - С. 372 - 373.
славян и влахов в свой лагерь, стала прибегать к насилию, чтобы, запугав болгарское и влашское население Македонии, удержать их на своей стороне. Так, например, в начале марта 1906 г. греческие четники вырезали 60 человек беззащитного болгарского населения в селе Загоричани Костурской казы 29, а в конце июня 1907 г. греческие четы сожгли весь сжатый хлеб на полях, арендованных болгарами в селе Карлыкей Сересской казы 30. В одном только Битольском вилайете в
1905 - 1906 гг. действовало от 800 до 1000 греческих четников (андартов) 31. По сведениям австро-венгерского гражданского агента в Македонии в 1906 - 1908 гг. андарты убили 531 и ранили 175 жителей Македонии (в основном болгар) 32. Греческие четы придерживались той же тактики, что и болгарские - они старались избегать стычек с подразделениями турецкой армии и полиции, нападая, в основном, на болгарские села и заставляя болгар - экзархистов переходить в подчинение к Греческому патриархату 33. По сведениям российского генерал-майора Ф.А.Шостака, участвовавшего с 1904 г. наряду с представителями других европейских держав в реорганизации турецкой жандармерии в Македонии, греческие четы, прибывавшие в Македонию из Греции, состояли, преимущественно, в основном из жителей острова Крит, получавших за свое участие в четах солидное для того времени вознаграждение - по 50 франков в месяц 34 По данным российского консула в Солуни А.Петряева, каждый грек, арестованный турецкими властями за свое участие в деятельности чет на территории Македонии, получал от греческо-
29 Н.Демерик - И.А.Зиновьеву. 4 марта 1905 г. // АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. 1907. Д. 2865. Л. 58.
30 Генконсул России в Солуни Н.Н.Кохманский - российскому послу в Константинополе И.А.Зиновьеву. 21 июля 1907 г. // АВПРИ. Ф. 319. Гражданское агентство в Македонии. Оп. 631. 1907. Д. 14. Л. 294.
31 История македонского народа. - Скопье: 1986. - С. 152.
32 Австриски документа за исторщата на македонски-от народ 1907 - 1908. - Скоще: 1981. Т. 2. - С. 110 -111.
33 ЯмбаевМ.Л. Македония в 1878 - 1912 г.... - С. 313.
34 Рапорт Ф.А.Шостака - Начальнику Главного управления Генерального штаба России. 25 июля
1906 г. // АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. 1905/1906. Д. 2726. Л. 237.
го правительства за все время нахождения в тюрьме от 50 до 100 франков в месяц 35.
В ответ на действия греческих чет, направленных на истребление болгарского населения Македонии, в некоторых болгарских городах в июле 1906 г. прошли антигреческие митинги. Так, 16 июля состоялся антигреческий митинг в городе Филипополе, в ходе которого в домах греческого квартала были перебиты стекла. Кроме того, в городе разгромили более 60 греческих лавок, несколько кофеен и две греческие школы
36 п
. 17 июля в результате греческих погромов в городах Бургас и Станисмак убили несколько греков, а 23 июля 1906 г. в Софии прошел крупный антигреческий митинг, в котором участвовало более 20 000 человек 37. Собравшиеся на митинге составили обращение к болгарскому правительству, в котором потребовали: 1) прервать с Грецией дипломатические отношения; 2) уволить всех греков, состоящих на службе в болгарских правительственных учреждениях; 3) изгнать из Болгарии греческих епископов и учителей, «сеющих смуту и вражду к болгарам». Собрание также предложило болгарскому народу бойкотировать греческие товары 38.
Необходимо отметить, что отношение центральной турецкой власти к различным оттенкам националистической пропаганды в Македонии было далеко не одинаковым. Это - типичный прием национальной политики Турции: поддерживать слабую, менее опасную национальную группу, против сильной. Осуществлялось это при помощи армии и посредством поддержки прочих национальных течений. Так, например, в Косовском вилайете, где сербское население преобладало над болгарским, турецкие власти в церковном и школьном вопросах становились на сторону болгар. В центральной части Македонии, где основную массу населения составляли болгары, турецкие власти поддерживали греков, а в греческих районах, на юге Маке-
39
донии - влахов .
35 А.Петряев - И.А.Зиновьеву. 17 июля 1907 г. // АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. 1907. Д. 2867. Л. 112.
36 Новое время 1906. 18 июля. - С. 2.
37 Там же. 25 июля. - С. 2.
38 Новое время 1906. 25 июля. - С. 2.
39 Управляющий российским Гражданским агентством в
Македонии А.Петряев - российскому послу в Константи-
нополе И.А.Зиновьеву. 6 января 1909 г. Годовой отчет за
1908 г. о политическом положении в Македонии // АВ-
Корреспондент газеты «Новое время» Н.И.Рус в связи с этим отмечал, что «нельзя не заметить по меньшей мере странного отношения турецких властей к греческим бандам. Вторжение их в Македонию из Греции продолжается постоянно... Редкий день проходит без того, чтобы в одном или другом болгарском селе не было убийства. Турецкие власти оказываются не в состоянии им помешать, а арестованных греческих четников
40
зачастую отпускают» .
Период начала XX века в истории Македонии справедливо охарактеризовался российскими консулами как «смута». Македонская смута была вызвана целым рядом причин.
В начале XX века, по словам министра иностранных дел России В.Н.Ламздорфа, в Македонии «прорвалась наружу давнишняя взаимная ненависть разноплеменных христианских народностей, в результате чего несчастная страна стала ареной братоубийственных кровавых распрей» 41. В свою очередь, российский посланник в Болгарии Ю.П.Бахметьев отмечал, что «злоба христианских рабов против угнетателей турок была менее сильна, чем фанатическое соперничество между различными ветвями православной церкви, в особенности болгарами и греками» 42. И в этом российский дипломат был абсолютно прав. Подобный антагонизм между двумя ветвями одной религиозной конфессии можно сравнить, пожалуй, лишь с кровавой враждой между католиками и лютеранами после Реформации. Однако здесь к нему прибавлялась еще и национальная ненависть между греками и славянами, последние только совсем недавно избавились от многовекового засилья греческого духовенства на Балканах и, в частности, в Македонии.
Российские консулы, начиная с 1904 г. в своих донесениях постоянно сообщали о взаимных убийствах и нападениях друг на друга греков, болгар и сербов, влахов в Ма-
ПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. 1909. Д. 2869. Л. 2 об.
40 Новое время 1905. 27 января. - С. 2.
41 АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. 1904/1905. Д. 3386. Л. 57.
42 Ю.П.Бахметьев - И.А.Зиновьеву. 11 мая 1904 г. // АВПРИ. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. 1904. Д. 2648. Л. 159 об.
кедонии. Российский гражданский агент в Македонии Н.Демерик, в свою очередь, отмечал, что убийства, поджоги и насилия являются обыденными средствами «патриотической» пропаганды, а местное духовенство, особенно греческое, «открыто проповедует племенное ненавистничество» 43.
Наиболее ожесточенная борьба происходила в центральной части Македонии, где в период с 1904 по 1908 гг. совершались самые жестокие насилия и массовые убийства. «Пуля, нож, поджог и новомодная бомба, а с другой стороны - доносы властям, угрожающие письма и взаимное бойкотирование получают все большее употребление между христианами-соперниками», - отмечал Н.Демерик.
Необходимо отметить, что наиболее ожесточенная борьба в Македонии происходила между греками, с одной стороны, и болгарами и влахами - с другой, а также между болгарами и сербами. Отношения греков с сербами в Македонии были не так напряжены благодаря заключенному в начале XX в. между греческими и сербскими консулами в Македонии и одобренному обоими правительствами негласному соглашению о разграничении сфер влияния и совместной борьбы с болгарами. По этому соглашению сферы влияния и пропаганда греческой церкви простирались на юг от Битоли, сфера же сербской пропаганды - на север от Крушева и Прилепа. Однако на территории между Крушевом, Прилепом и Битоли все же происходили отдельные столкновения между греками и сербами 44. Российский посол в Константинополе И. А. Зиновьев в связи с этим справедливо отмечал, что вооруженные столкновения между «экзархистами» и «патри-архистами» в Македонии приводят лишь к их взаимному уничтожению и ослаблению местного христианского населения, а также к обострению отношений между Сербией и Болгарией, «что, в свою очередь, как нельзя более на руку Австро-Венгрии и Турции» 45.
Следует отметить, что борьба между раз-
43 Выписка из донесений Н. Демерика - И.А.Зиновьеву. 9 -10 августа 1905 г. // АВПРИ. Ф. 165. Миссия в Афинах. Оп. 507. 1905. Д. 1369. Л. 184 об.
44 А.К.Беляев - И.А.Зиновьеву. 9 марта 1904 г. // АВПРИ. Ф. 319. Гражданское агентство в Македонии. Оп. 631. 1904. Д. 15. Л. 56 об.
45 Секретная депеша И.А.Зиновьева - А.П.Извольскому. 9 мая 1907 г. // АВПРИ. Ф. 166. Миссия в Белграде. Оп. 508/1. 1907. Д. 114. Л. 77.
личными христианскими народностями за преобладание в македонских землях способствовала в начале XX века активизации в Македонии и албанского национального движения. Лидеры македонских албанцев с начала XX века стали настойчиво требовать от турецких властей официального признания существующих в Македонии албанских национальных общин и предоставление им тех же прав, которые имели остальные общины Македонии, прежде всего возможность открывать свои национальные школы 46. Управляющий российским Гражданским агентством в Македонии А.Петряев в связи с этим пророчески отмечал в 1908 г., что теперь «албанский элемент будет играть весьма важную роль в дальнейшей судьбе Маке-
47
донии» .
В результате младотурецкой революции в Османской империи в 1908 - 1909 гг. национальный вопрос в Македонии получил новый виток своего развития. Младотурки, придя к власти, объявили своей официальной доктриной в национальном вопросе осма-низм, зародившийся в Османской империи еще в 1830-е гг. и предполагавший объединение всех народностей, проживающих в Османской империи, в один «оттоманский» народ на основе всеобщего равенства перед законом. Так, согласно 8 статье младотурецкой конституции «все подданные Османской империи без различия и независимо от исповедуемой ими религии», называются «оттоманами» 48. Однако, как справедливо отмечал управляющий российским Гражданским агентством в Македонии А.Петряев, равенство всех национальностей в Македонии, как и в во всей Османской империи, было вряд ли достижимо, поскольку «сами турки стремятся к преобладанию над остальными народно-
46 Российский Генконсул в Солуни А.Петряев - российскому консулу в Битоли А.Н.Свечину. 21 июля 1906 г. // АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. 1906. Д. 2866. Л. 128 - 128 об.
47 Управляющий российским Гражданским агентством в Македонии А.Петряев - российскому послу в Константинополе И.А.Зиновьеву. 6 января 1909 г. Годовой отчет за 1908 г. о политическом положении в Македонии // АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. 1908. Д. 2869. Л. 6 об.
48 Миллер А. Ф. Турция: актуальные проблемы новой и
новейшей истории. - М.: 1983. - С. 62.
49
стями» .
Следует заметить, что смена турецкого правительства летом 1908 г. и провозглашение нового курса в национальном вопросе привело к временному ослаблению кровавых межнациональных усобиц в Македонии. Лидеры враждующих в Македонии национальных общин заняли выжидательную позицию, решив пока не распускать четы, а лишь временно прекратить вооруженные действия.
С введением в Османской империи конституционного строя, запрещенные ранее болгарские, греческие, сербские, румынские и албанские национальные комитеты в Македонии превратились в различные политические клубы и начали легально осуществлять свою национальную пропаганду.
Наиболее активно свою национальную пропаганду в Македонии после младотурецкой революции стали осуществлять албанцы. В сентябре 1908 г. в Солуни был учрежден албанский национальный комитет Македонии. Наряду с комитетом в Македонии были также открыты албанские политические клубы в Солуни, Бито-ли, Ускюбе и в некоторых других городах. На заседаниях этих клубов обсуждалась необходимость политической консолидации македонских албанцев, принадлежавших к разным религиозным конфессиям (мусульман, католиков, православных). С этой целью предполагалось активно способствовать открытию в Македонии большого числа албанских национальных школ и широкому распространению албанского языка50.
Албанская национальная пропаганда в Македонии, по словам управляющего российским Гражданским агентством в Македонии А.Пет-ряева, достигла при младотурках значительных успехов. Лидеры македонских албанцев вновь заговорили о создании «Великой Албании» (впервые идея создания на Балканах «Великой Албании» была озвучена во время заседания так называемой Призренской лиги в 1878 г. в Косово и Метохии - С. А.). «Албанцы, - писал А.Петряев, - делают то, что в свое время делали болгарские и греческие четы, т.е. угрозами или обещаниями привлекают на свою сторону македонские села, пытаясь доказать, что населяющие Македонию болгары, греки, сербы и влахи - не что иное, как распропаган-
49 Турецкая революция 1908 - 1909 гг. Документальная публикация // Красный архив. 1930. Т. 6. - С. 36.
дированные албанцы» 51.
По инициативе младотурок различные национальные клубы Македонии осенью 1908 г. разработали и представили на рассмотрение турецкому правительству свои проекты по решению остро стоящего в этом крае национального вопроса. Основным пунктом во всех национальных программах различных общин Македонии было право открывать в Македонии средние и высшие учебные заведения с преподаванием на родном языке. Младотурки выступили против такого предложения, заявив, что образование на всей территории Турции, в том числе в Македонии, должно быть унифицированным и осуществляться только на государственном
52
турецком языке 52
Таким образом, младотурки, формально выступая за равенство всех народностей в Турции, фактически стали под лозунгом ос-манизма, проводить политику насильственного отуречивания христианского населения Турции, в том числе Македонии.
Нежелание младотурецкого правительства решать в Македонии национальный вопрос приемлемым для проживающих там народов способом привело к тому, что к концу 1908 г. в Македонии после кратковременного затишья вновь вспыхнули межнациональные распри.
Подводя некоторые итоги, следует отметить, что обострение борьбы между балканскими государствами (Болгарией, Грецией, Сербией и Румынией) за преобладание в Македонии превратило эту область в начале XX века в арену братоубийственной войны между балканскими народами, невинными жертвами которой стало население этого края и, в первую очередь славянское, как наиболее многочисленное.
50. А.Петряев - И.А.Зиновьеву. 13 сентября 1908 г. // АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. 1908. Д. 2868. Л. 258 - 258 об.
51 Исаева О.Н. «Македонская смута»: взгляд русских консулов // Славянский сборник. - Саратов: 2003. Выпуск 6. - С. 116.
52. А.Петряев - И.А.Зиновьеву. 6 января 1909 г. Годовой отчет за 1908 г. о политическом положении в Македонии // АВПРИ. Ф. 180. Посольство в Константинополе. Оп. 517/2. 1908. Д. 2869. Л. 5 об.
MACEDONIA IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURY: «APPLE OF DISCORD» IN THE BALKANS
© 2007 AN.Skvoznikov
Volga Branch of Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences, Samara
The paper is aimed at studying the most fierce ethno-confessional strife among the Balkan states (Bulgaria, Serbia, Greece and Romania) for dominance in Macedonian lands in the late XIXth - early XXth centuries.