ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.992
РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
М.В. Клементьева
Обоснована необходимость изучения биографической рефлексии как предмета психологического исследования. Рассмотрена авторская модель биографической рефлексии, образованной единством четырех составляющих (конфигуративной, социально-перцептивной, когнитивной и личностной). Предложена авторская методика оценки биографической рефлексии. Представлены эмпирические результаты исследования валидности и надежности методики. Результаты могут применяться в психодиагностике личностного развития.
Ключевые слова: биографическая рефлексия, жизненный путь, автобиография, развитие, личность, сознание
Для современных психологических исследований характерным является онтологическое и методологическое изменение статуса биографической рефлексии, превращающее традиционный метод психобиографического исследования жизненного пути личности в специальный предмет исследования.
Биографическая рефлексия представляет собой предметную форму рефлексии, непосредственно направленную на осмысление индивидуальной жизни субъекта.
Теоретико-методологическими предпосылками изучения биографической рефлексии выступают следующие положения:
1) традиция понимания в психологии человеческой жизни как рефлексивного отношения субъекта к себе и собственному бытию, заданной работами С. Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко и их последователями;
2) понимание онтологической природы рефлексии в механизмах прогрессивного саморазвития человека, составляющего основу сознательной активности его личности [2, 3, 6, 7, 9, 12 и др.];
3) функционально-уровневое представление рефлексии, связанное с противопоставлением низших и высших уровней рефлексии. Высшие уровни связываются с личностным уровнем самоопределения [6, 7], духовным уровнем развития субъектности [4, 9], достижением самоотношения и самопринятия [3,
11, 12], а низшие - с автоматизированной активностью [7, 180-187], сопоставлением ситуации с промежуточными результатами действия [7, 133-148] и пр.
4) системный принцип, согласно которому развитие рефлексии определяет саморазвитие системы, в которую включена как компонент того целого, которое рефлексируется [4, 6, 7, 9, 11, 12 и др.];
5) представление рефлексии в единстве личностного, коммуникативного, интеллектуального и корпоративного аспектов [7, 12 и др.];
6) положение о влиянии рефлексии биографического опыта на процессы развития и саморазвития взрослого человека в современной психологии развития [2, 8, 10, 11, 13, 15, 16 и др.], психологии жизненного пути [1, 5 и др.] и других областях психологического знания [11, 14 и др.].
Опираясь на данные положения, биографическую рефлексию мы представляем в виде модели, образованной системой сменяющих друг друга модусов - «слоев» рефлексии, где последующий слой в качестве объекта рефлексии включает продукт рефлексии предыдущего.
Представленная на рисунке модель биографической рефлексии включает поверхностный и глубинный слои рефлексии, функционирование которых определяется системой функциональных составляющих.
Модель биографической рефлексии
Поверхностный слой образует рефлексия жизненного опыта, продуктом которой является жизненный путь. В свою очередь, жизненный путь становится объектом глубинного слоя - рефлексии жизненного пути. В глубинном слое биографической рефлексии субъект способен преодолеть позицию «наивного реализма», бытийного переживания жизни и приобрести свободу в выборе средств осуществления жизненного пути, ценностей и смыслов жизни. В качестве функциональных составляющих биографической рефлексии мы рассматриваем четыре аспекта рефлексии: когнитивный, личностный, социально-перцептивный и конфигуративный.
Специфика биографической рефлексии как предметной формы рефлексии проявляется в ситуации автобиографирования - специфической ситуации со-
здания текстов о себе [9]. Поэтому особенности проявления функциональных составляющих рефлексии соотнесены со специфическими процессами создания автобиографии.
Когнитивная составляющая проявляется в выделении, анализе и соотношении с ситуацией автобиографирования собственных рефлексивных действий и средств рефлексии, например, способа упорядочивания событий жизни.
Личностная составляющая реализуется в наделении смыслами поступков и событий жизни, а также в осознании собственных личностных свойств, проявляющихся в событиях жизни.
Социальная составляющая проявляется в осознании внутреннего мира других людей через объяснение причин их поступков и отношений к себе, понимание личностных свойств других людей.
Конфигуративная составляющая обнаруживается в формировании комплексного представления, объединяющего несколько контекстов осознания жизни. Комплексные представления - конфигураторы, т.е. представления «конфигураторного типа» [8, с.7-13], объединяющих разные точки зрения, «проекции», контексты и пр. Например, «конфигуратора» биографических позиций (автора и слушателя) или совмещения разных «Я» в тексте (Я-наличное и Я-проектное, Я-будущее и Я-прошлое, Я-реальное и Я-нарративное и пр).
Разработка качественно новой единицы психологического анализа -биографической рефлексии - требует проведения эмпирического исследования, для осуществления которого необходим новый методический инструментарий. Необходимость разработки новой методики обусловлена существующей методологией исследования рефлексии, в соответствии с которой рефлексию можно исследовать только в конкретной ситуации, а также отсутствием адекватных диагностических методик, направленных на оценку биографической рефлексии.
С целью разработки новой психодиагностической методики оценки биографической рефлексии, а также установления структуры биографической рефлексии и выраженности ее составляющих в зависимости от факторов пола, возраста, образования и профессиональной принадлежности нами была проведена серия исследований.
Гипотезой эмпирического исследования было предположение о структуре биографической рефлексии, образованной взаимодействием четырех составляющих: когнитивной, социально-перцептивной, личностной и конфигура-тивной.
Объект исследования - рефлексия, а предмет исследования - структура биографической рефлексии.
Методика
Исследование проводилась на выборке в 270 человек: 153 женщины и 117 мужчин в возрасте от 16 до 66 лет - студентов тульских и московских вузов, а также преподавателей тульских вузов и школ, медицинских работников, ИТР, представителей управленческого персонала ряда предприятий и организаций Тулы и Тульской области. Средний возраст 30,8 ± 12,9 лет.
Процедура разработки методики включала ряд основных этапов. На первом этапе нами было проведено исследование, направленное на разработку параметров оценки биографической рефлексии на материале создания автобиографического нарратива. Были проанализированы 300 автобиографических нарративов, созданных людьми в возрасте от 17 до 70 лет. Полученные данные стали основой для разработки методики оценки биографической рефлексии.
Анализ собранных автобиографических нарративов позволил нам выделить и классифицировать 172 пары суждений о жизни. Ранжирование осуществлялось с учетом критерия соответствия одного из пары суждений рефлексии жизненного опыта (Ржо), а другого - рефлексии жизненного пути (Ржп). Пары суждений были сгруппированы в 4 кластера, соответствующие 4 теоретически обоснованным шкалам (составляющим) рефлексии.
Так, шкала конфигуративной составляющей включала такие пары суждений: «Отдельный эпизод моей жизни только тогда становится настоящим событием, когда я рассказываю о нем» (Ржп) - «События моей жизни - это не то, что рассказываю о своей жизни» (Ржо) и др. В шкалу социально-перцептивной составляющей входили следующие пары суждений: «Я замечаю, некоторые из моих знакомых, рассказывая истории из своей жизни в разных ситуациях и разным людям, часто рассказывают их по-разному» (Ржп) - «Меня не интересуют истории из жизни других людей» (Ржо) и др. Шкала когнитивной составляющей, к примеру, имела такую пару суждений: «Я знаю, что значит «быть собой» только тогда, когда размышляю о своей жизни» (Ржп) - «Я редко размышляю о своей жизни» (Ржо) и др. А шкала личностной составляющей: «Думаю, что я смогу изменить свою жизненную стратегию, если захочу» (Ржп) - «Мне трудно сказать, какая стратегия жизни будет для меня наилучшей» (Ржо) и др.
Испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Внимательно прочтите каждую пару суждений. Выберите из каждой пары то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики Вас и Вашей жизни. Обведите кружком соответствующую букву».
Обработка данных осуществлялась с использованием ключа. Каждое из выбранных испытуемым суждений, относимое к Ржп, оценивалось в 1 балл. Выбранные из пары суждения, относимые к Ржо, оценивались в 0 баллов. Затем подсчитывались баллы по каждой из субшкал и суммарный показатель биографической рефлексии.
Разработанный вариант методики был подвергнут проверке методом экспертных оценок, а затем статистическому анализу в соответствии с психометрическими требованиями. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием пакета статистических программ бр88у13.0. Рассматривались следующие статистические показатели для каждой пары суждений:
- индекс сложности, в соответствии с которым были исключены пункты с индексом сложности < 0.20 и > 0.80;
- коэффициент корреляции с общим показателем БР (с использованием рангового коэффициента Спирмена, при а = 0.95);
- параметры распределения показателей биографической рефлексии и субшкал (личностной, когнитивной, социально-перцептивной и конфигуратив-ной) по тесту Колмогорова-Смирнова (приp > 0.05);
- факторный вес для пары суждений > 0.40 при использовании экспло-раторного факторного анализа (методом главных компонент) с учетом показателя теста Кайзера-Майера > 0.60 и величины ошибки показателя теста сферичности Бартлета при p > 0.05.
При проверке итоговой формы методики на надежности-согласованности вычислялись показатели по формуле Кудера-Ричардсона 20 (при а = 0.95) и по формуле Спирмена-Брауна (методом расщепления методики). Статистическая обработка данных в ходе проверки методики на критериальную валидность включала вычисление средних и оценку достоверности межгрупповых различий по U-критерию Манна-Уитни (приp < 0.05).
Результаты и их обсуждение
В результате анализа данных нами был сформирован итоговый вариант методики, состоящей из 30 пар суждений, удовлетворяющих следующим условиям:
- значения индекса сложности находятся в диапазоне от 0.21 до 0.78;
- коэффициент корреляции с итоговым баллом БР не менее 0.26;
- распределение ответов не отличается от нормального (значение р =
0.359);
- факторный вес > 0.45 (показатель теста Кайзера-Майера составил 0.87, показатель теста сферичности Бартлета составил 2068.27 со степенью 435).
По результатам ЭФА было выделено 6 факторов с собственными значениями > 1.0, объясняющих 74.82 % общей дисперсии. Визуальный анализ кривой собственных значений факторов свидетельствует об оптимальности 4-факторного решения, объясняющего 62.29 % дисперсии. Анализ факторного решения после вращения Varimax normalized свидетельствует о наличии сходства между выделенными факторами и теоретически обоснованными шкалами биографической рефлексии - личностной, когнитивной, социально-перцептивной и конфигуративной. Распределение между факторами: 1 фактор - конфигуративная шкала (23,63 %); 2 фактор - социально-перцептивная шкала (13,95 %); 3 фактор - когнитивная шкала (12,97 %); 4 фактор - личностная шкала (11,74 %).
Таким образом, измерительная модель биографической рефлексии включала следующие шкалы:
1 фактор - конфигуративная шкала - 9 пунктов, объединение которых обусловлено «формированием нарратива в сознании субъекта», объединяющего биографические позиции, фрагменты жизненного опыта, разные «Я»;
2 фактор - социально-перцептивная шкала - 8 пунктов, которые можно объединить наличием конструкта «осознания субъектом внутреннего мира других людей»;
3 фактор - когнитивная шкала - 8 пунктов, группировка которых связана с выделением, анализом и соотнесением с ситуацией автобиографирования собственных рефлексивных действий и средств рефлексии;
4 фактор - личностная шкала - 6 пунктов, объединение которых связано с осознанием субъектом смыслов поступков и событий жизни, осознании собственных личностных свойств, проявляющихся в событиях жизни.
Описанная измерительная модель биографической рефлексии была подвергнута повторной процедуре факторного анализа. Показатель теста Кайзера-Майера составил 0,74, показатель теста сферичности Бартлета составил 178,45 со степенью 6.
По результатам ЭФА было выделено 4 фактора с собственными значениями > 1.0, объясняющих 100 % общей дисперсии. Качественный анализ полученного факторного решения после вращения Varimax normalized свидетельствует о сходстве между факторами и шкалами биографической рефлексии. Распределение между факторами: 1 фактор (25,55 %) - личностная составляющая (факторная нагрузка 0,95); 2 фактор (25,54 %) - социально-перцептивная составляющая (факторная нагрузка 0,94); 3 фактор (24,75 %) -когнитивная составляющая (факторная нагрузка 0,92); 4 фактор (24,16 %) -конфигуративная составляющая (факторная нагрузка 0,90).
Анализ полученных данных свидетельствует о репрезентативности и высокой факторной валидности методики.
Высокую надежность-согласованность (по критерию Кудера-Ричардсона 20) показали все шкалы - конфигуративная (0,90), социально-перцептивная (0,81), когнитивная (0,79) личностная (0,72), а также общий показатель биографической рефлексии (0,91). Полученные данные доказывают формирование измерительной шкалы для одной переменной - биографической рефлексии и, в сущности, подтверждают обоснованность теоретической модели.
Показатель надежности-согласованности методики по формуле Спирмена-Брауна составил 0,817, что также указывает на высокую согласованность методики.
На высокую внутреннюю согласованность субшкал указывают значимые корреляции показателей между собой (при р = 0,001) и с общим показателем биографической рефлексии (при р = 0,0001).
Данные проверки авторской методики на критериальную валидность с использованием критериев образования, пола, профессиональной принадлежности и возраста представлены в таблице.
Во-первых, обнаружено значимое влияние пола на показатели биографической рефлексии. У женщин значимо выше общий показатель биографической рефлексии и ее составляющие (социально-перцептивная и когнитивная). Женщины демонстрируют большее внимание и интерес к внутреннему миру другого человека и более склонны анализировать собственные рефлексивные действия, чем мужчины.
Средние значения показателей биографической рефлексии по критериям пола, возраста, образования и профессии и значимость различий при попарном сравнении групп
Критерий Средние значения Уровень значимости различий по и-критерию (р)
БР Кф Сп Кг Л БР Кф Сп Кг Л
Пол Мужчины (К = 69) 19,9 5,2 5,6 5,6 3,5 0,02 0,25 0,004 0,002 0,74
Женщины (К = 68) 23,3 6,0 6,8 6.7 3,7
Об- разо ва-ние Среднее специальное (К = 30) 19,9 4,3 6,1 5,2 3,5 0,04 0,2 0,11 0,41 0,02
Высшее (К = 32) 23,1 5,7 6,6 6,0 4,8
Профессия Психологи (К = 30) 25,2 6,6 7,2 7,4 4,0 0,01 0,05 0,06 0,000 0,48
ИТР (К = 32) 19,9 4,9 5,9 6,2 3,7
Возраст < 35 лет (К = 70) 25,5 6,2 6,8 6,8 4,7 0,004 0,02 0,07 0,001 0,06
> 35 лет (К = 67) 20,1 4,5 6,1 5,5 3,9
Примечания: БР- биографическая рефлексия; Кф - конфигуративная составляющая; Кг - когнитивная составляющая; Л - личностная составляющая; Сп -социально-перцептивная составляющая
Во-вторых, показатели биографической рефлексии по критерию образования значимо различаются. Более высокие показатели биографической рефлексии и ее личностной составляющей у взрослых с высшим образованием, по сравнению со взрослыми, имеющими среднее специальное образование. Система высшего образования способствует ориентации субъекта на осознание смыслов собственных поступков и событий жизни.
В-третьих, профессиональная принадлежность влияет на биографическую рефлексию. Биографическая рефлексия и ее составляющие (когнитивная и конфигуративная) у психологов значимо выше, чем у ИТР. Психологии более ориентированы на анализ и самомониторинг рефлексивных действий в ситуации автобиографирования, чем ИТР. Это может быть связано с содержанием профессиональной деятельности психолога, ориентированной на формирование нарратива - «конфигуратора» собственной позиции и внутреннего мира клиента.
В-четвертых, показатели биографической рефлексии зависят от возраста. У молодых людей значимо выше показатели биографической рефлексии и ее составляющих (конфигуративной и когнитивной). Можно предположить, что формирование «нарратива» в сознании субъекта, выполняющего функцию «конфигуратора» биографических позиции, фрагментов жизненного опыта, разных «Я-в-событии» субъекта, выступает особым психологическим инструментом, использование которого обеспечивает молодому человеку наращивание ресурсов развития и достижение зрелости (личностной, профессиональной и пр.). Значимая роль биографической рефлексии, вероятно, связана с большей готовностью молодых людей к осмыслению жизненного пути - часто ввиду коррекции жизненных стратегий и установления баланса между различными сферами жизни.
В целом представленные результаты подтверждают соответствие степени надежности-согласованности, валидности (факторной и критериальной) и репрезентативности разработанной методики психодиагностическим требованиям.
Выводы
1. Данные первых серий исследований подтверждают существование структуры биографической рефлексии, образованной единством четырех составляющих (конфигуративной, социально-перцептивной, когнитивной и личностной).
2. Разработанная авторская методика является репрезентативным, надежным и валидным психодиагностическим средством для оценки биографической рефлексии.
3. В ходе эмпирической проверки методики обнаружено значимое влияние факторов пола, возраста, образования и профессиональной принадлежности на показатели биографической рефлексии.
4. Окончательное решение вопроса о функционировании «двухслойной» структуры биографической рефлексии требует дополнительных исследований. Изучение возможностей представленной методики в оценке качественно различных типов проявления биографической рефлексии (рефлексии жизненного пути и рефлексии жизненного опыта) составляет ближайшую задачу исследования.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, Смысл, 2004. 1136 с.
3. Знаков В.В. Самопонимание как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. 2005. Т.26. № 1.
4. Личностный потенциал: структура и диагностика/под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 679 с.
5. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы: Изд-во «Казак университет!», 2001. 176 с.
6. Мириманова М.С. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем // Развитие личности. 2011. №2. С. 37 - 51.
7. Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В.Е. Леп-ского. М.: Когито-Центр, 2009. 447 с.
8. Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс самодетерминации // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 63 - 74.
9. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
10. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 241с.
11. Старовойтенко Е.Б. Отношения личности: Философско - психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. 2006. №4. С. 26 - 37.
12. Степанов С. Ю. Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология творчества: Школа Я.А. Пономарева / под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 482 - 511.
13. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / пер. с нем. А. Боковни-кова . М.: Флинта, Изд-во МПСИ, Прогресс, 2006. 336 с.
14. Bruner J.S. Life as narrative // Social Research. 1987. Vol. 54. No.1. Р. 11
- 32.
15. Helson R. Up and Down in Middle Age: Monotonic and Nonmonotonic Changes in Roles, Status, and Personality and Christopher // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. Vol. 89. No.2. Р.194 - 204.
16. Handbook of midlife development / М.Е. Lachman (Ed.). N.-Y.: John Wiley & Sons, 2001. 672 р.
Клементьева Марина Владимировна, канд. психол. наук, доц., domadres@,list.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
DEVELOPMENT OF TECHNIQUE FOR ASSESSING BIOGRAPHICAL REFLECTION
M.V. Klementyeva
Subject of the article is an analysis of structure of a biographical reflection. Object of the research was of components the biographical reflection: configurational, social, cognitive and personality. In the research the following methods of data gathering were used: author's technique for assessing biographical reflection, as well statistical methods of its processing are used. Basic conclusions of the research are following statements: technique for assessing biographical reflection of the reliability and validity is. Results of the research can be applied in psychological diagnostics of the person.
Key words: biographical reflection, life course, avtobiografie, development, person, consciousness
Klementyeva Marina Vladimirovna, candidate of psychological sciences, lecturer, do-madres@,list.ru, Russia, Tula, Tula State University.