Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии'

Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
731
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ВОЗРАСТ / КОНФИРМАТОРНЫЙ АНАЛИЗ / BIOGRAPHICAL REFLECTION / SENSE OF LIFE / AGE / CONFIRMATORY FACTOR ANALYSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клементьева М. В.

Рассматривается взаимосвязь показателей теста смысложизненных ориентаций и методики оценки биографической рефлексии на выборке 80 человек людей в возрасте от 18 до 45 лет. Структурное моделирование ковариаций показало, что субшкалы тестов были наилучшим образом сформированы при решении, состоящем из двух факторов первого порядка, и подтвердило влияние фактора возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EXAMINATION OF THE INTERCONNECTION OF A BIOGRAPHICAL REFLECTION AND OF SENSE OF LIFE

We examined the interconnection of author psycho diagnostic measure of a biographical reflection and of a Russian translation of the "Purpose in Life Test", using data 80 peoples from 18 to 45 years. Correlation structure modeling indicated that the ubscales of the tests were best modeled with a solution consisting of two first order factors and supported the influence of age.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

М.В. Клементьева

Рассматривается взаимосвязь показателей теста смысложизненных ориентаций и методики оценки биографической рефлексии на выборке 80 человек людей в возрасте от 18 до 45 лет. Структурное моделирование ковариаций показало, что субшкалы тестов были наилучшим образом сформированы при решении, состоящем из двух факторов первого порядка, и подтвердило влияние фактора возраста.

Ключевые слова: биографическая рефлексия, смысл жизни, возраст, конфир-маторный анализ

Традиция психологического исследования рефлексии определяет методологический принцип ее дефиниций - не существует рефлексии вообще, рефлексия - это всегда «рефлексия над ...», в том смысле, что она не субстанциональна, а интенциональна.

Биографическая рефлексия - предметная форма рефлексии, непосредственно направленная на осмысление индивидуальной жизни субъекта.

Методологическое изменение статуса биографической рефлексии в современной психологии развития превращает традиционный метод исследования жизненного пути личности в специальный предмет исследования. Биографическая рефлексия обнаруживается в механизмах самопознания личности, саморегуляции жизненного пути, в процессах порождения смыслов жизни и взаимовлияния жизненного пути личности и социокультурной действительности.

Теоретическому и эмпирическому обоснованию конструкта биографической рефлексии была посвящена серия исследований, в ходе которых была разработана, апробирована и валидизирована новая психодиагностическая методика оценки биографической рефлексии [2].

Мы рассматриваем структуру биографической рефлексии как систему, образованную системой четырех составляющих: личностной,

когнитивной, социально-перцептивной и конфигуративной. Когнитивная составляющая - выделение и анализ действий и средств рефлексии, связанной с осмыслением и упорядочиванием событий жизни. Личностная составляющая - наделение смыслами поступков и событий жизни, осознании личностных свойств, проявляющихся в событиях жизни. Социально-перцептивная составляющая - осознание жизненного пути других людей через объяснение причин их поступков и событий. Конфигуративная составляющая - формирование нарратива, выполняющего функцию «конфигуратора» (термин В.Лефевра [4]) разных точек зрения, «проекций», контекстов жизненного пути.

Взаимодействие составляющих определяет модус проявления биографической рефлексии - рефлексии жизненного опыта или рефлексии жизненного пути. Предметом рефлексии жизненного опыта является содержание непосредственного опыта жизни человека, а продуктом становится жизненный путь. Акцент на уникальность жизненного опыта в рефлексии позволяет обнаружить в ее продукте оригинальное, подлинное понимание себя и своей жизни субъектом жизни. Такой жизненный путь -это «личная жизнь» (термин С.Л.Рубинштейна [5]), включающая как неповторимое многообразие событий, так и абстрактную иерархию их отношений. Жизненный путь как социокультурная модель жизни («модус жизни» [6], «вариант жизни» [1] и пр.) становится предметом рефлексии жизненного пути. Жизненный путь как относительно стабильное и независимое от индивида образование становится доступным для рефлексии субъекта лишь тогда, когда он способен представить свою жизнь отвлеченно и соотнести с «Я», как представляющим. В этом процессе мы видим творческое, активное начало субъекта, неразрывно связанное с присвоением социокультурных («типичных») моделей жизни.

Наиболее значимые изменения в развитии личности связываются с повышением роли рефлексии, направленной на осознание и осмысление фактов и явлений жизненного пути, что обуславливает гибкость в оценке жизненного пути, прежде всего его смысловой насыщенности. Так, рефлексия рассматривается как: осознанное отношение личности [5 и др.], поиск смысла жизни [3, 6 и др.], самопроектирование и самоосуществле-ние [8] и пр. Занимая позицию рефлексирующего субъекта, человек поднимается до уровня субъекта, автора своего жизненного пути, приобретает свободу выбора, делая свой жизненный путь «предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (изменения и развития)» [7, с. 161]. Подчеркивается роль рефлексии в «расширении» сознания смыслов событий жизни, принятии личностью своих возможностей, ограничений, тревог ответственности и свободы и пр. Наиболее актуальным включение рефлексии в процесс смыслообразова-ния признается в ситуациях жизненных противоречий, где рефлексия, выполняя регулятивную функцию, выступает фактором и условием развития

жизненного пути личности [5, 8 и др.]. Как подчеркивают авторы, содержание и функционирование рефлексивных механизмов осмысления жизни качественно различно в разные периоды онтогенеза. Наиболее значимые изменения происходят во взрослых возрастах (этапах ранней, средней и поздней взрослости) и касаются анализа способа самореализации, жизненных выборов, установления баланса между различными сферами жизни и др.

Обнаруживаемая связь между рефлексией и процессами осмысления жизни позволяет рассматривать нам в качестве гипотетического фактора, взаимосвязанного со структурой биографической рефлексии, смысл жизни.

В представленном ниже эмпирическом исследовании нас интересовал вопрос о различиях в связях между функциональными составляющими биографической рефлексии и смысложизненными ориентациями личности на этапах ранней взрослости (молодости) и средней взрослости.

Гипотезой эмпирического исследования было предположение о различии в структуре связей между показателями биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций в молодости и взрослости.

Объект исследования - биографическая рефлексия, а предмет исследования - взаимосвязь показателей биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций.

Методика

Исследование проводилась на выборке в 80 человек (40 женщины и 40 мужчин в возрасте от 18 до 45 лет). Выборка была ражирована по критерию возраста на 2 группы: молодую (18-27 лет) и взрослую (30-45 лет). Г руппы были уравнены по полу.

Авторская методика оценки биографической рефлексии представляет собой шкалу самоотчета из 30 пунктов, где каждый пункт оценивается в баллах по дихотомической шкале (0-1). Методика состоит из четырех шкал, соответствующих четырем составляющим биографической рефлексии: конфигуративной - 9 п., социально-перцептивной - 8 п., когнитивной - 8 п. и личностной - 5 п. Первичная обработка данных осуществлялась с использованием ключа. За каждое совпадение с ключом присваивался один балл. Затем подсчитывались баллы по каждой из субшкал и суммарный показатель биографической рефлексии. Помимо авторской методики оценки биографической рефлексии был использован тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [3]. Бланки методик заполнялись письменно.

Статистическую обработку данных мы проводили с помощью пакета статистических программ SPSSv.21 с модулем AMOS, а также с использованием пакета расширения «SPSSING RASCH».

Исходные результаты авторской методики были трансформированы в шкалу Раша. Приемлемость теоретической шкалы Раша оценивалась с помощью статистики критерия CMIN (хи-квадрат) при р > 0.05 [10].

Нормальность статистики распределения показателей определялась с помощью одновыборочного теста Колмогорова-Смирнова приp > 0.05.

Выявление связей между показателями биографической рефлекси-ии и смысложизненными ориентациями осуществлялась с использованием корреляционного анализа (с использованием рангового коэффициента Спирмена). При p < 0.05 отмечалась линейная связь между показателями.

Степень соответствия теоретической модели взаимосвязи биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций экспериментальным данным в конфирматорном факторном анализе мы оценивали по критериям согласия: уровень значимости CMIN (CMIN - критерий хи-квадрат) р > 0.05; CMIN/DF < 2.0 (CMIN - критерий хи-квадрат; DF - число степеней свободы), RMSEA < 0.05 (Root Mean Square Error of Approximation — квадратичная усредненная ошибка аппроксимации), CFI > 0.85

(Comparative Fit Index - показатель сравнительного соответствия.). При сравнении нескольких моделей мы использовали критерий информации AIC, где низкие значения указывают на сравнительно более хорошее соответствие [9].

Результаты и их обсуждение

Анализ статистики критерия CMIN показал, что модель Раша является адекватной для анализа тестовых заданий в выбранной совокупности участников исследования (р > 0.28).

Распределение показателей биографической рефлексии не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р > 0. 06). Распределение показателей СЖО не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р > 0. 19).

Таблица 1

Описательные статистики для показателей

биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций

Показатели Среднее значение

СЖО Общий показатель осмысленности жизни 125.5

Цели в жизни 32.3

Процесс жизни 28.5

Результат жизни 25.3

Локус контроля -Я 20.1

Локус контроля - Жизнь 19.3

Методика оценки биографической рефлексии Общий показатель биографической рефлексии 21.6 (1.0)

Конфигуративная составляющая 5.5 (0.53)

Социально-перцептивная составляющая 6.2 (1.1)

Когнитивная составляющая 6.0 (1.0)

Личностная составляющая 3.9 (0.61)

Примечание. Преобразованные показатели методики оценки биографической рефлексии указаны в скобках.

Средние значения показателей биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций представлены в табл.1. Показатели соответствуют стандартным значениям.

Корреляционный анализ показателей авторской методики и теста СЖО выявил значимые корреляционные связи.

Данные табл. 2 демонстрируют наличие значимых положительных связей между общим показателем биографической рефлексии и ее личностной составляющей в двух выборках. Это значит, что ключевая роль биографической рефлексии реализуется посредством механизмов, направленных на поиск и открытие смыслов жизни. Актуализация личностной составляющей, сопряженной с размышлениями о смыслах событий собственной жизни, является значимой в процессах переживания онтологической значимости жизни и убежденности в свою способность осуществлять контроль жизни.

Таблица 2

Коэффициенты корреляции показателей биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций

Показатели биографической рефлексии

Шкалы СЖО Общий показатель биографической рефлексии Конфигура-тивная составляющая Когнитивная составляю- щая Личностная составляющая Социально-перцептивная составляющая

Осмыс- ленность жизни +0.49** / +0.38* +0.36*/ +0.39* +0.41* / +0.01 +0.44** / +0.39* 0.31 / 0.05

Цели жиз- +0.41* / +0.28 / +0.25 / +0.41* / 0.30 /

ни +0.38* +0.43** 0.04 +0.29 0.08

Процесс +0.50** / +0.50** / +0.20 / +0.46** / 0.29 /

жизни +0.33* +0.32* +0.01 +0.33* 0.02

Результа- тивность жизни +0.45** / +0.40* +0.30 / 0.37* +0.39* / +0.04 +0.42* / +0.30 0.27 / 0.12

Локус кон- +0.48** / +0.30 / +0.49** / 0.49** / 0.26 /

троля -Я 0.23 +0.32* -0.14 0.24 0.01

Локус контроля -жизнь +0.41* / +0.21 +0.31 / +0.24 +0.45** / -0.04 0.35*/ 0.34* 0.24 / - 0.07

Условные обозначения. * р<0.05; **р< 0.01

Примечание. Через «/» показаны корреляции в двух выборках, где первое значение соответствуют молодой группе.

Наряду с этим можно отметить различие в системе связей между возрастными группами. Наибольшее количество связей со шкалами СЖО во взрослой выборке обнаруживает конфигуративная составляющая. Для

молодой выборки значимыми являются связи между шкалами СЖО и когнитивной составляющей.

Данный факт, на наш взгляд, может свидетельствовать о возрастном различии в функционировании биографической рефлексии. Актуализация биографической рефлексии в молодом возрасте связана с попытками осмысления собственного «Я» в контексте построения жизненных целей, реализации проекта жизненного пути, коррекции жизненных стратегий, попытками установления баланса между различными сферами жизни. Это обуславливает обращение молодого субъекта к анализу средств рефлексии и рефлексивных действий.

Биографическая рефлексия на этапе средней взрослости обнаруживает прагматическую направленность, связанную со стремлением сделать свой опыт доступным для других, не только сделать свою жизнь предметом собственного осмысления, но и транслировать ее содержание в качестве приемлемых моделей и смыслов жизни. Выраженное стремление к обнаружению смыслов жизни в нарративах (усиление связи между шкалами СЖО и конфигуративной составляющей) у испытуемых взрослой выборки является реализацией потребности оказывать влияние не только на себя, свое «Я» и собственную жизнь, но и на более широкий контекст жизни: семью, коллектив, нацию, этнос, культуру и т.п.

Закономерно, что внимание к жизненному пути другого человека (социально-перцептивная составляющая) не обнаруживает корреляционных связей со шкалами СЖО, поскольку они направлены на измерение концептуально различных психических свойств. Социальноперцептивная составляющая направлена на анализ жизни другого человека, а суть смысложизненных ориентаций заключается в переживании онтологической значимости своей жизни.

Конфирматорный факторный анализ. С целью проверки валидности теоретической модели взаимосвязи биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций было проведено структурное моделирование. В качестве актуальных переменных мы применяли парселы - шкалы методики оценки биографической рефлексии и шкалы СЖО.

Мы проверяли две модели взаимосвязи биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций: «вневозрастную» (модель 2) и

«возрастно-дифференцированную» (модель 1). На рисунке представлены две структурные модели взаимосвязи биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций.

Структурные модели связи биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций

Результаты проверки пригодности моделей демонстрируют высокую степень согласованности теоретической модели и эмпирических данных. Критерии согласия модели 1 составили: CMIN=6.23; DF=7;

CMIN/DF=0.89; Г=0.51; CFI=1.0; RMSEA=0.000; AIC=98.6. Критерии согласия для 2 модели: CMIN=4.21; DF=4; CMIN/DF=1.05; P=0.38; CFI=1.0; RMSEA=0.03; AIC=104.2.

Обе модели показали хорошую согласованность, но показатель AIC ниже для «возрастно-дифференцированной» модели (модель 1). Полученные данные подтверждают влияние возраста на структуру взаимосвязи биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций.

Наличие обусловленной возрастом системы связей между показателями биографической рефлексии и смысложизненными ориентациями указывает на возрастное изменение функций биографической рефлексии. Влияние возраста обнаруживается в системе связей конфигуративной, когнитивной и личностной составляющих биографической рефлексии с такими шкалами СЖО, как «цели в жизни», «результативность жизни» и «ло-кус контроля». В молодой выборке осмысление жизненных целей и оценка результативности жизни сопряжены с рефлексией конкретных поступков и событий жизни, осознании своих личностных свойств, проявляющихся в событиях жизни. Во взрослой выборке степень развития смысложизненных ориентаций, направленных на цели и результат жизни, связана со способностью личности к автобиографической наррации.

Выводы

1. Рефлексивные механизмы осмысления жизни могут быть обнаружены в системе связей биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций.

2. Наиболее значимой в процессах переживания онтологической значимости жизни и убежденности в своей способности осуществлять контроль жизни является личностная составляющая биографической рефлексии, сопряженная с размышлениями о смыслах событий собственной жизни.

3. Возрастное изменение рефлексивных механизмов осмысления жизни связано с увеличением влияния фактора нарративизации жизненного опыта и уменьшением влияния фактора рефлексии средств сознания на смысложизненные ориентации. Поиск смысла жизни на этапе ранней молодости связан, преимущественно, с рефлексией конкретных поступков и свойств личности, а на этапе средней взрослости - с формированием автобиографического нарратива.

Список литературы

1. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки по экзистенциальной психологии. СПб: ИМАТОН-М, 2000. 58с.

2. Клементьева М.В. Разработка методики оценки биографической рефлексии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 1.

3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.

4. Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В.Е.Лепского. М.: Когито, 2009. 447с.

5. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.:Наука, 1997. 190с.

6. Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс самодетерми-нации // Культурно-историческая психология. 2011. № 2.

7. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.

8. Степанов С.Ю. Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология творчества: Школа Я.А. Пономарева / под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 482 - 511.

9. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. New York, 2006.

10. Wilson M., Zheng X., McGuire L. Formulating Latent Growth Using an Explanatory Item Response Model Approach // Journ. of Applied Measurement. 2012. Vol. 13. № 1.

Клементьева Марина Владимировна, канд.психол.наук, доцент, доцент кафедры психологии, domadresalist.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

ANEXAMINATION OF THE INTERCONNECTION OF A BIOGRAPHICAL REFLECTION AND OF SENSE OF LIFE

M. V. Klementyeva

We examined the interconnection of author psycho-diagnostic measure of a biographical reflection and of a Russian translation of the "Purpose-in-Life Test", using data 80 peoples from 18 to 45 years. Correlation structure modeling indicated that the ubscales of the tests were best modeled with a solution consisting of two first-order factors and supported the influence of age.

Key words: biographical reflection, sense of life, age, confirmatory factor analyses

Klementyeva Marina Vladimirovna, candidate of psychological sciences, lecturer, lecturer of the psychological department, domadres@list.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 621.833

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ЖИЗНЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.А. Чуева

Рассмотрены структура и содержание жизненного проекта. Выделены три формы жизненного проекта: событийный проект, проект изменения личностных характеристик, экзистенциальный проект. Экзистенциальный проект рассмотрен как самая сложная форма жизненного проекта. Экзистенциальная рефлексия рассмотрена как основной механизм формирования экзистенциального жизненного проекта.

Ключевые слова: жизненное проектирование, жизненный проект, экзистенциальная рефлексия, событие, смысл жизни.

Становление и развитие человека с давних пор привлекало в себе внимание со стороны ученых и философов. Попытки выделить периоды физического, интеллектуального и духовного развития человека предпринимали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо. Их работы стали первыми периодизациями, которые можно отнести к возрастной психологии. На ранних этапах развития возрастной психологии считалось, что развитие человека ограничивается определённым возрастом, после которого начинается неизбежное угасание, спад в развитии. Большинство возрастных классификаций опиралось на физиологическое развитие человека и ограничивается юношеским возрастом или молодостью. К подобным работам можно отнести классификации Ж. Пиаже, Л.С Выготского, Д.Б. Элькони-на. К примеру, в основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.