ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
М.В. Клементьева
Рассматривается взаимосвязь показателей теста смысложизненных ориентаций и методики оценки биографической рефлексии на выборке 80 человек людей в возрасте от 18 до 45 лет. Структурное моделирование ковариаций показало, что субшкалы тестов были наилучшим образом сформированы при решении, состоящем из двух факторов первого порядка, и подтвердило влияние фактора возраста.
Ключевые слова: биографическая рефлексия, смысл жизни, возраст, конфир-маторный анализ
Традиция психологического исследования рефлексии определяет методологический принцип ее дефиниций - не существует рефлексии вообще, рефлексия - это всегда «рефлексия над ...», в том смысле, что она не субстанциональна, а интенциональна.
Биографическая рефлексия - предметная форма рефлексии, непосредственно направленная на осмысление индивидуальной жизни субъекта.
Методологическое изменение статуса биографической рефлексии в современной психологии развития превращает традиционный метод исследования жизненного пути личности в специальный предмет исследования. Биографическая рефлексия обнаруживается в механизмах самопознания личности, саморегуляции жизненного пути, в процессах порождения смыслов жизни и взаимовлияния жизненного пути личности и социокультурной действительности.
Теоретическому и эмпирическому обоснованию конструкта биографической рефлексии была посвящена серия исследований, в ходе которых была разработана, апробирована и валидизирована новая психодиагностическая методика оценки биографической рефлексии [2].
Мы рассматриваем структуру биографической рефлексии как систему, образованную системой четырех составляющих: личностной,
когнитивной, социально-перцептивной и конфигуративной. Когнитивная составляющая - выделение и анализ действий и средств рефлексии, связанной с осмыслением и упорядочиванием событий жизни. Личностная составляющая - наделение смыслами поступков и событий жизни, осознании личностных свойств, проявляющихся в событиях жизни. Социально-перцептивная составляющая - осознание жизненного пути других людей через объяснение причин их поступков и событий. Конфигуративная составляющая - формирование нарратива, выполняющего функцию «конфигуратора» (термин В.Лефевра [4]) разных точек зрения, «проекций», контекстов жизненного пути.
Взаимодействие составляющих определяет модус проявления биографической рефлексии - рефлексии жизненного опыта или рефлексии жизненного пути. Предметом рефлексии жизненного опыта является содержание непосредственного опыта жизни человека, а продуктом становится жизненный путь. Акцент на уникальность жизненного опыта в рефлексии позволяет обнаружить в ее продукте оригинальное, подлинное понимание себя и своей жизни субъектом жизни. Такой жизненный путь -это «личная жизнь» (термин С.Л.Рубинштейна [5]), включающая как неповторимое многообразие событий, так и абстрактную иерархию их отношений. Жизненный путь как социокультурная модель жизни («модус жизни» [6], «вариант жизни» [1] и пр.) становится предметом рефлексии жизненного пути. Жизненный путь как относительно стабильное и независимое от индивида образование становится доступным для рефлексии субъекта лишь тогда, когда он способен представить свою жизнь отвлеченно и соотнести с «Я», как представляющим. В этом процессе мы видим творческое, активное начало субъекта, неразрывно связанное с присвоением социокультурных («типичных») моделей жизни.
Наиболее значимые изменения в развитии личности связываются с повышением роли рефлексии, направленной на осознание и осмысление фактов и явлений жизненного пути, что обуславливает гибкость в оценке жизненного пути, прежде всего его смысловой насыщенности. Так, рефлексия рассматривается как: осознанное отношение личности [5 и др.], поиск смысла жизни [3, 6 и др.], самопроектирование и самоосуществле-ние [8] и пр. Занимая позицию рефлексирующего субъекта, человек поднимается до уровня субъекта, автора своего жизненного пути, приобретает свободу выбора, делая свой жизненный путь «предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования (изменения и развития)» [7, с. 161]. Подчеркивается роль рефлексии в «расширении» сознания смыслов событий жизни, принятии личностью своих возможностей, ограничений, тревог ответственности и свободы и пр. Наиболее актуальным включение рефлексии в процесс смыслообразова-ния признается в ситуациях жизненных противоречий, где рефлексия, выполняя регулятивную функцию, выступает фактором и условием развития
жизненного пути личности [5, 8 и др.]. Как подчеркивают авторы, содержание и функционирование рефлексивных механизмов осмысления жизни качественно различно в разные периоды онтогенеза. Наиболее значимые изменения происходят во взрослых возрастах (этапах ранней, средней и поздней взрослости) и касаются анализа способа самореализации, жизненных выборов, установления баланса между различными сферами жизни и др.
Обнаруживаемая связь между рефлексией и процессами осмысления жизни позволяет рассматривать нам в качестве гипотетического фактора, взаимосвязанного со структурой биографической рефлексии, смысл жизни.
В представленном ниже эмпирическом исследовании нас интересовал вопрос о различиях в связях между функциональными составляющими биографической рефлексии и смысложизненными ориентациями личности на этапах ранней взрослости (молодости) и средней взрослости.
Гипотезой эмпирического исследования было предположение о различии в структуре связей между показателями биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций в молодости и взрослости.
Объект исследования - биографическая рефлексия, а предмет исследования - взаимосвязь показателей биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций.
Методика
Исследование проводилась на выборке в 80 человек (40 женщины и 40 мужчин в возрасте от 18 до 45 лет). Выборка была ражирована по критерию возраста на 2 группы: молодую (18-27 лет) и взрослую (30-45 лет). Г руппы были уравнены по полу.
Авторская методика оценки биографической рефлексии представляет собой шкалу самоотчета из 30 пунктов, где каждый пункт оценивается в баллах по дихотомической шкале (0-1). Методика состоит из четырех шкал, соответствующих четырем составляющим биографической рефлексии: конфигуративной - 9 п., социально-перцептивной - 8 п., когнитивной - 8 п. и личностной - 5 п. Первичная обработка данных осуществлялась с использованием ключа. За каждое совпадение с ключом присваивался один балл. Затем подсчитывались баллы по каждой из субшкал и суммарный показатель биографической рефлексии. Помимо авторской методики оценки биографической рефлексии был использован тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [3]. Бланки методик заполнялись письменно.
Статистическую обработку данных мы проводили с помощью пакета статистических программ SPSSv.21 с модулем AMOS, а также с использованием пакета расширения «SPSSING RASCH».
Исходные результаты авторской методики были трансформированы в шкалу Раша. Приемлемость теоретической шкалы Раша оценивалась с помощью статистики критерия CMIN (хи-квадрат) при р > 0.05 [10].
Нормальность статистики распределения показателей определялась с помощью одновыборочного теста Колмогорова-Смирнова приp > 0.05.
Выявление связей между показателями биографической рефлекси-ии и смысложизненными ориентациями осуществлялась с использованием корреляционного анализа (с использованием рангового коэффициента Спирмена). При p < 0.05 отмечалась линейная связь между показателями.
Степень соответствия теоретической модели взаимосвязи биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций экспериментальным данным в конфирматорном факторном анализе мы оценивали по критериям согласия: уровень значимости CMIN (CMIN - критерий хи-квадрат) р > 0.05; CMIN/DF < 2.0 (CMIN - критерий хи-квадрат; DF - число степеней свободы), RMSEA < 0.05 (Root Mean Square Error of Approximation — квадратичная усредненная ошибка аппроксимации), CFI > 0.85
(Comparative Fit Index - показатель сравнительного соответствия.). При сравнении нескольких моделей мы использовали критерий информации AIC, где низкие значения указывают на сравнительно более хорошее соответствие [9].
Результаты и их обсуждение
Анализ статистики критерия CMIN показал, что модель Раша является адекватной для анализа тестовых заданий в выбранной совокупности участников исследования (р > 0.28).
Распределение показателей биографической рефлексии не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р > 0. 06). Распределение показателей СЖО не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р > 0. 19).
Таблица 1
Описательные статистики для показателей
биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций
Показатели Среднее значение
СЖО Общий показатель осмысленности жизни 125.5
Цели в жизни 32.3
Процесс жизни 28.5
Результат жизни 25.3
Локус контроля -Я 20.1
Локус контроля - Жизнь 19.3
Методика оценки биографической рефлексии Общий показатель биографической рефлексии 21.6 (1.0)
Конфигуративная составляющая 5.5 (0.53)
Социально-перцептивная составляющая 6.2 (1.1)
Когнитивная составляющая 6.0 (1.0)
Личностная составляющая 3.9 (0.61)
Примечание. Преобразованные показатели методики оценки биографической рефлексии указаны в скобках.
Средние значения показателей биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций представлены в табл.1. Показатели соответствуют стандартным значениям.
Корреляционный анализ показателей авторской методики и теста СЖО выявил значимые корреляционные связи.
Данные табл. 2 демонстрируют наличие значимых положительных связей между общим показателем биографической рефлексии и ее личностной составляющей в двух выборках. Это значит, что ключевая роль биографической рефлексии реализуется посредством механизмов, направленных на поиск и открытие смыслов жизни. Актуализация личностной составляющей, сопряженной с размышлениями о смыслах событий собственной жизни, является значимой в процессах переживания онтологической значимости жизни и убежденности в свою способность осуществлять контроль жизни.
Таблица 2
Коэффициенты корреляции показателей биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций
Показатели биографической рефлексии
Шкалы СЖО Общий показатель биографической рефлексии Конфигура-тивная составляющая Когнитивная составляю- щая Личностная составляющая Социально-перцептивная составляющая
Осмыс- ленность жизни +0.49** / +0.38* +0.36*/ +0.39* +0.41* / +0.01 +0.44** / +0.39* 0.31 / 0.05
Цели жиз- +0.41* / +0.28 / +0.25 / +0.41* / 0.30 /
ни +0.38* +0.43** 0.04 +0.29 0.08
Процесс +0.50** / +0.50** / +0.20 / +0.46** / 0.29 /
жизни +0.33* +0.32* +0.01 +0.33* 0.02
Результа- тивность жизни +0.45** / +0.40* +0.30 / 0.37* +0.39* / +0.04 +0.42* / +0.30 0.27 / 0.12
Локус кон- +0.48** / +0.30 / +0.49** / 0.49** / 0.26 /
троля -Я 0.23 +0.32* -0.14 0.24 0.01
Локус контроля -жизнь +0.41* / +0.21 +0.31 / +0.24 +0.45** / -0.04 0.35*/ 0.34* 0.24 / - 0.07
Условные обозначения. * р<0.05; **р< 0.01
Примечание. Через «/» показаны корреляции в двух выборках, где первое значение соответствуют молодой группе.
Наряду с этим можно отметить различие в системе связей между возрастными группами. Наибольшее количество связей со шкалами СЖО во взрослой выборке обнаруживает конфигуративная составляющая. Для
молодой выборки значимыми являются связи между шкалами СЖО и когнитивной составляющей.
Данный факт, на наш взгляд, может свидетельствовать о возрастном различии в функционировании биографической рефлексии. Актуализация биографической рефлексии в молодом возрасте связана с попытками осмысления собственного «Я» в контексте построения жизненных целей, реализации проекта жизненного пути, коррекции жизненных стратегий, попытками установления баланса между различными сферами жизни. Это обуславливает обращение молодого субъекта к анализу средств рефлексии и рефлексивных действий.
Биографическая рефлексия на этапе средней взрослости обнаруживает прагматическую направленность, связанную со стремлением сделать свой опыт доступным для других, не только сделать свою жизнь предметом собственного осмысления, но и транслировать ее содержание в качестве приемлемых моделей и смыслов жизни. Выраженное стремление к обнаружению смыслов жизни в нарративах (усиление связи между шкалами СЖО и конфигуративной составляющей) у испытуемых взрослой выборки является реализацией потребности оказывать влияние не только на себя, свое «Я» и собственную жизнь, но и на более широкий контекст жизни: семью, коллектив, нацию, этнос, культуру и т.п.
Закономерно, что внимание к жизненному пути другого человека (социально-перцептивная составляющая) не обнаруживает корреляционных связей со шкалами СЖО, поскольку они направлены на измерение концептуально различных психических свойств. Социальноперцептивная составляющая направлена на анализ жизни другого человека, а суть смысложизненных ориентаций заключается в переживании онтологической значимости своей жизни.
Конфирматорный факторный анализ. С целью проверки валидности теоретической модели взаимосвязи биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций было проведено структурное моделирование. В качестве актуальных переменных мы применяли парселы - шкалы методики оценки биографической рефлексии и шкалы СЖО.
Мы проверяли две модели взаимосвязи биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций: «вневозрастную» (модель 2) и
«возрастно-дифференцированную» (модель 1). На рисунке представлены две структурные модели взаимосвязи биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций.
Структурные модели связи биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций
Результаты проверки пригодности моделей демонстрируют высокую степень согласованности теоретической модели и эмпирических данных. Критерии согласия модели 1 составили: CMIN=6.23; DF=7;
CMIN/DF=0.89; Г=0.51; CFI=1.0; RMSEA=0.000; AIC=98.6. Критерии согласия для 2 модели: CMIN=4.21; DF=4; CMIN/DF=1.05; P=0.38; CFI=1.0; RMSEA=0.03; AIC=104.2.
Обе модели показали хорошую согласованность, но показатель AIC ниже для «возрастно-дифференцированной» модели (модель 1). Полученные данные подтверждают влияние возраста на структуру взаимосвязи биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций.
Наличие обусловленной возрастом системы связей между показателями биографической рефлексии и смысложизненными ориентациями указывает на возрастное изменение функций биографической рефлексии. Влияние возраста обнаруживается в системе связей конфигуративной, когнитивной и личностной составляющих биографической рефлексии с такими шкалами СЖО, как «цели в жизни», «результативность жизни» и «ло-кус контроля». В молодой выборке осмысление жизненных целей и оценка результативности жизни сопряжены с рефлексией конкретных поступков и событий жизни, осознании своих личностных свойств, проявляющихся в событиях жизни. Во взрослой выборке степень развития смысложизненных ориентаций, направленных на цели и результат жизни, связана со способностью личности к автобиографической наррации.
Выводы
1. Рефлексивные механизмы осмысления жизни могут быть обнаружены в системе связей биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций.
2. Наиболее значимой в процессах переживания онтологической значимости жизни и убежденности в своей способности осуществлять контроль жизни является личностная составляющая биографической рефлексии, сопряженная с размышлениями о смыслах событий собственной жизни.
3. Возрастное изменение рефлексивных механизмов осмысления жизни связано с увеличением влияния фактора нарративизации жизненного опыта и уменьшением влияния фактора рефлексии средств сознания на смысложизненные ориентации. Поиск смысла жизни на этапе ранней молодости связан, преимущественно, с рефлексией конкретных поступков и свойств личности, а на этапе средней взрослости - с формированием автобиографического нарратива.
Список литературы
1. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки по экзистенциальной психологии. СПб: ИМАТОН-М, 2000. 58с.
2. Клементьева М.В. Разработка методики оценки биографической рефлексии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 1.
3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
4. Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В.Е.Лепского. М.: Когито, 2009. 447с.
5. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.:Наука, 1997. 190с.
6. Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс самодетерми-нации // Культурно-историческая психология. 2011. № 2.
7. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. 416 с.
8. Степанов С.Ю. Психология творчества и рефлексии в современных социальных практиках // Психология творчества: Школа Я.А. Пономарева / под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. С. 482 - 511.
9. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. New York, 2006.
10. Wilson M., Zheng X., McGuire L. Formulating Latent Growth Using an Explanatory Item Response Model Approach // Journ. of Applied Measurement. 2012. Vol. 13. № 1.
Клементьева Марина Владимировна, канд.психол.наук, доцент, доцент кафедры психологии, domadresalist.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
ANEXAMINATION OF THE INTERCONNECTION OF A BIOGRAPHICAL REFLECTION AND OF SENSE OF LIFE
M. V. Klementyeva
We examined the interconnection of author psycho-diagnostic measure of a biographical reflection and of a Russian translation of the "Purpose-in-Life Test", using data 80 peoples from 18 to 45 years. Correlation structure modeling indicated that the ubscales of the tests were best modeled with a solution consisting of two first-order factors and supported the influence of age.
Key words: biographical reflection, sense of life, age, confirmatory factor analyses
Klementyeva Marina Vladimirovna, candidate of psychological sciences, lecturer, lecturer of the psychological department, domadres@list.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 621.833
ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ЖИЗНЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Н.А. Чуева
Рассмотрены структура и содержание жизненного проекта. Выделены три формы жизненного проекта: событийный проект, проект изменения личностных характеристик, экзистенциальный проект. Экзистенциальный проект рассмотрен как самая сложная форма жизненного проекта. Экзистенциальная рефлексия рассмотрена как основной механизм формирования экзистенциального жизненного проекта.
Ключевые слова: жизненное проектирование, жизненный проект, экзистенциальная рефлексия, событие, смысл жизни.
Становление и развитие человека с давних пор привлекало в себе внимание со стороны ученых и философов. Попытки выделить периоды физического, интеллектуального и духовного развития человека предпринимали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо. Их работы стали первыми периодизациями, которые можно отнести к возрастной психологии. На ранних этапах развития возрастной психологии считалось, что развитие человека ограничивается определённым возрастом, после которого начинается неизбежное угасание, спад в развитии. Большинство возрастных классификаций опиралось на физиологическое развитие человека и ограничивается юношеским возрастом или молодостью. К подобным работам можно отнести классификации Ж. Пиаже, Л.С Выготского, Д.Б. Элькони-на. К примеру, в основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и