УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ СРАВНЕНИЯ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ШИЗОФРЕНИЕЙ)
М.В.Клементьева, С.И.Кузнецова
Рассматриваются психологические особенности биографической рефлексии у больных шизофренией. Структурное моделирование корреляций показало, что субшкалы теста биографической рефлексии по-разному сформированы для больных шизофренией и психически здоровых людей, продемонстрировало влияние биографической рефлексии, опосредовано психическим здоровьем взрослых, на осмысленность их жизни.
Ключевые слова: биографическая рефлексия, осмысленность жизни, шизофрения.
В современных исследованиях функция рефлексии в психическом развитии и психическом здоровье человека мыслится неоднозначно.
С одной стороны, в рефлексии исследователи обнаруживают ресурсы прогрессивного развития, источники саморегуляции, смыслообразова-ния, механизмы творчества [1; 2; 3; 4; 5; 8; 10; 11; 13; 16; 17]. Субъект рефлексии, таким образом, является инициатором собственного развития. Не удивительно, что авторы отмечают возрастающую роль рефлексии прожитого опыта жизни и самоанализа возможностей будущего в развитии взрослого человека, его адаптации к изменениям, связанным с физическими, социальными, личностными потерями [8; 10; 11].
С другой стороны, в исследованиях фиксируется связь рефлексии с патологическими симптомами и дезадаптивными тенденциями: депрес-сивностью, сниженной интеллектуальной продуктивностью, социофобией, эскапизмом, пьянством, самовредительством, алкоголизмом, булимией, пессимизмом и пр. [5; 7; 10; 16; 17]. Как замечают S. Nolen-Hoeksema и другие исследователи, рефлексия сопутствует дезадаптивным тенденциям, а в ряде случаев может предсказывать их приступы, но сама рефлексия не является причиной дезадаптивных тенденций и психопатологии [16].
Обнаружение «амбивалентного эффекта» рефлексии исследователи связывают с функционированием принципиально несводимых друг к другу форм, уровней или моделей рефлексий [11; 16; 17]. Авторы дифференцируют рефлексию как продуктивный самоанализ и рефлексию как «самокопание», навязчивое размышление о негативных событиях и переживаниях. «Самокопание», в отличие от рефлексии-самоанализа, обнаруживает отрицательную связь с внимательностью и памятью, но положительную с депрессивными и дезадаптивными тенденциями.
Изучая биографическую рефлексию как самоанализ и самоосмысле-ние субъектом своей жизни, М.В.Клементьева выделяет два типа: рефлек-
сию жизненного пути и рефлексию жизненного опыта. Рефлексия жизненного пути представляет собой продуктивный самоанализ, опосредующий саморазвитие, хорошую адаптацию, личностный рост и целеполагание. Рефлексия жизненного опыта сопряжена с навязчивыми размышлениями, тревожностью, внимательностью к своим переживаниям; субъекты рефлексии жизненного опыта отличаются меньшим психологическим благополучием, расплывчатыми жизненными целями и беспокойством, чем субъекты рефлексии жизненного пути. Вместе с тем субъекты рефлексии жизненного опыта отличаются готовностью к самоизменению, стремлением к поиску смысла жизни, открытию нового знания [3; 4; 5; 6; 7; 8]. Данная функциональная направленность рефлексии жизненного опыта обусловлена структурой биографической рефлексии - детерминацией личностной составляющей биографической рефлексии относительно других составляющих и регрессией общего фактора биографической рефлексии (в отличие от рефлексии жизненного пути, структура которой характеризуется линейной взаимосвязью между составляющими и детерминации со стороны общего фактора биографической рефлексии). Личностная составляющая - наделение смыслами поступков и событий жизни, осознание собственных личностных свойств, проявляющихся в событиях жизни, ретроспективное переживание жизни и пр. является структурообразующей в рефлексии жизненного опыта, определяя «высваивание» знаний из жизненного опыта.
В исследованиях М.В. Клементьевой была обнаружена тенденция обращения взрослых к рефлексии жизненного опыта в ситуациях, связанных с нарушением нормативной последовательности событий жизненного цикла. Автор описывает психологические особенности биографической рефлексии у психически здоровых людей, переживающих жизненные кризисы в ситуациях развода, жизни за границей, продолжения трудовой деятельности после выхода на пенсию, социальной изоляции и пр. [5; 7; 8]. Не имея возможности использовать те культурные ресурсы, которые стимулировали развитие на ранних этапах онтогенеза, взрослый человек в ситуации жизненных изменений обнаруживает новые источники смысла жизни с помощью биографической рефлексии. Психически здоровый взрослый человек «высваивает» знания о жизни из своего уникального жизненного опыта, испытывая жизненные затруднения.
В настоящем исследовании у нас была возможность изучить влияние биографической рефлексии на осмысленность жизни, опосредованное психическим здоровьем (на примере сравнения с результатами лиц, страдающих шизофренией).
Под шизофренией понимают полиморфное психическое расстройство, связанное с фундаментальной деформацией мыслительных процессов и эмоциональных реакций. Наряду с центральным когнитивным дефицитом при шизофрении нарушаются социальные навыки и снижается способ-
ность испытывать удовольствие от жизни. Расстройство когнитивных процессов затрудняет актуализацию продуктивных рефлексивных механизмов, усиливая дезадаптивные тенденции. Авторы отмечают эффективность когнитивной терапии в психологической реабилитации больных шизофренией, позволяющей восстановить когнитивный дефицит [14; 18]. Программы компенсации когнитивных и социальных дефицитов построены на стратегиях, актуализирующих рефлексию в психотерапевтических ситуациях. Так, в результате рефлексивного обсуждения бредовых убеждений и поиска их альтернативных объяснений, осознания своих дефицитов больные были способны разработать новые стратегии совладания с болезнью
[14].
В представленном ниже эмпирическом исследовании нас интересовал вопрос о различиях влияния биографической рефлексии в норме и патологии (на примере сравнения с результатами больных шизофренией).
Гипотезой исследования было предположение о том, что снижение осмысленности жизни у больных шизофренией частично объясняется более низким уровнем биографической рефлексии по сравнению со здоровыми людьми.
Объект исследования - биографическая рефлексия, а предмет исследования - тип биографической рефлексии.
Методика
Исследование проводилась на двух выборках. Первую выборку составили 50 пациентов (25 женщин и 25 мужчин) в возрасте от 17 до 40 лет, ведущим диагнозом которых была шизофрения. Исследование проводилось на базе «Научного центра психического здоровья» РАМН. Группу сравнения составили психически здоровые молодые и взрослые люди (N=50). Группа сравнения сопоставима с группой больных шизофренией по полу, возрасту и образовательному уровню и не имеет статистических различий (показатель р > 0.05).
Исследование проводилось с использованием авторской методики оценки биографической рефлексии [3; 6] и теста смысложизненных ориентаций [9]. Бланки методик заполнялись письменно.
Статистическую обработку данных мы проводили с помощью пакета статистических программ SPSSv.21 с модулем AMOS.
Нормальность статистики распределения показателей определялась с помощью одновыборочного теста Колмогорова-Смирнова приp > 0.05.
Оценка степени влияния показателей биографической рефлексии на смысложизненные ориентации осуществлялась с помощью линейной регрессии. Значимость регрессионной модели мы рассчитывали с помощью F-теста, а значимость предикторов в регрессионной модели - с помощью t-критерия. При значении р < 0.05 отмечалась значимость влияния. Выявление связей между показателями осуществлялась с использованием корре-
ляционного анализа (коэффициент Спирмена). При значении статистики р< 0.05 отмечалась линейная связь между показателями [12].
Степень соответствия теоретической модели биографической рефлексии экспериментальным данным в конфирматорном факторном анализе мы оценивали по критериям согласия: уровень значимости СМЩ при р > 0.05; СМШУББ < 2.0, ЯМБЕЛ < 0.05, СБ1 > 0.95. При сравнении нескольких моделей мы использовали критерий информации Л1С, где низкие значения указывают на сравнительно более хорошее соответствие [15].
Модель рефлексии жизненного пути Модель рефлексии жизненного опыта Модель рефлексии жизненного опыта
(детержация личностной составляющей) (детерминация когнитивной составляющей)
Рис. 1. Модели биографической рефлексии
На рисунке 1 показаны три модели биографической рефлексии, которые сравнивались с целью определения влияния переменной (психическое расстройство) на тип биографической рефлексии. Модель рефлексии жизненного опыта (детерминация личностной составляющей) и модель рефлексии жизненного пути были апробированы в предыдущих исследованиях [3; 5; 7; 8]. Модель рефлексии жизненного опыта (детерминация когнитивной составляющей) была разработана нами для данного исследования.
Результаты и их обсуждение
Распределение показателей биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций в группе больных шизофренией не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р=0.23 и р=0.92 соответственно). Распределение показателей биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций в контрольной группе не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р=0.52 и р=0.98 соответственно).
Были обнаружены значимые различия между группами. Так, больные шизофренией отличаются меньшей осмысленностью жизни (показатель р<0.01) и более низким уровнем анализа средств и действий рефлексии (когнитивная составляющая биографической рефлексии; показатель р<0.001), чем здоровые мужчины и женщины. У больных шизофренией
наблюдается тенденция к снижению общего показателя биографической рефлексии (показатель р=0.051).
В соответствии с ключом методики оценки биографической рефлексии для каждого испытуемого мы определили тип биографической рефлексии. На рис.2 показана статистика распределения частоты встречаемости типов биографической рефлексии (рефлексии жизненного опыта и рефлексии жизненного пути) в двух группах.
больные шизофренией здоровые
рефлексия жизненного пути 45%
Рис. 2. Частота встречаемости типов биографической рефлексии в двух группах
Данные диаграмм, представленные на рисунке, демонстрируют тенденцию обращения к рефлексии жизненного опыта больных шизофренией и к рефлексии жизненного пути - здоровых людей. Поскольку процентное соотношение типов биографической рефлексии в представленных группах является лишь иллюстративным, с целью проверки зависимости типа биографической рефлексии от психического заболевания было проведено структурное моделирование.
Конфирматорный факторный анализ. В качестве актуальных переменных мы применяли шкалы методики оценки биографической рефлексии. Проверялась пригодность трех моделей биографической рефлексии для показателей участников двух групп.
Как мы видим из данных, представленных в табл. 1, модель рефлексии жизненного пути пригодна для интерпретации биографической рефлексии в контрольной группе здоровых участников. В группе больных шизофренией значения для модели рефлексии жизненного опыта (с регрессией к когнитивной составляющей) являются сравнительно лучшими, что указывает на большее соответствие эмпирических данных структурной модели. Сопоставляя с данными, полученными в других исследованиях биографической рефлексии [3; 4; 5; 6; 7; 8], мы можем отметить, что психическое здоровье влияет на тип биографической рефлексии.
Таблица 1
Результаты проверки пригодностей структурных моделей
Контрольная группа
Модель смш Р СМШБ Б ЯМБЕЛ СБІ ЛІС
Модель рефлексии жизненного пути 2.9 1 0.06 2.9 0.07 0.95 21.9
Модель рефлексии жизненного опыта (детерминация личностной составляющей) 22.6 2 0.00 11.3 0.33 0.65 46.6
Модель рефлексии жизненного опыта (детерминация когнитивной составляющей) 16.03 2 0.00 8.02 0.28 0.76 32.0
Больные шизофренией
Модель рефлексии жизненного пути 3.7 2 0.16 1.84 0.13 0.84 19.7
Модель рефлексии жизненного опыта (детерминация личностной составляющей) 30.5 2 0.00 15.3 0.54 0.00 54.5
Модель рефлексии жизненного опыта (детерминация когнитивной составляющей) 1.05 2 0.59 0.53 0.000 1.0 17.1
Заболевание деформирует биографическую рефлексию, затрудняя осмысление и продуктивный самоанализ субъектом индивидуального опыта. Несмотря на то, что больные шизофренией рассказывают о событиях своей жизни, своих переживаниях, дисфункция мышления делает их неспособными к анализу и извлечению смыслов. У больных шизофренией биографическая рефлексия отличается детерминацией когнитивной составляющей относительно других составляющих в сочетании с отрицательной регрессии общего фактора биографической рефлексии. Поэтому низкий уровень когнитивной составляющей - анализа средств и действий рефлексии жизненного опыта - снижает биографическую рефлексию.
Корреляционный анализ показателей биографической рефлексии и смысложизненных ориентаций в группе больных шизофренией выявил следующие особенности. Были обнаружены положительные связи между общим показателем осмысленности жизни, шкалой Локус контроля-жизнь и биографической рефлексией и ее личностной составляющей (при р < 0.03).
В группе здоровых взрослых обнаружены значимые положительные связи между всеми шкалами теста СЖО и показателями биографической рефлексии, за исключением ее социально-перцептивной составляющей (при р<0.03).
Различия в структуре линейных связей между показателями указывают на то, что взаимосвязь биографической рефлексии с осмысленностью жизни субъекта опосредуется психическим здоровьем. Очевидно снижение роли биографической рефлексии как механизма осмысленности жизни в группе больных шизофренией. Больные испытывают значительные трудности в рефлексии смысла жизни. Примечательным представляется отсутствие линейных связей между смысложизненными ориентациями и социальноперцептивной составляющей в контрольной группе участников. Статистическая независимость социально-перцептивной шкалы и шкал оценки смысложизненных ориентаций обусловлена измерением концептуально различных психических свойств - осознании значимости жизни другого и переживании значимости своей жизни здоровым взрослым человеком.
Регрессионный анализ. Обнаруженные различия в структуре линейных связей между показателями биографической рефлексии и осмысленности жизни обусловили необходимость проведения регрессионного анализа, который позволяет выявить каузальные связи между исследуемыми явлениями. В нашем исследовании задача стояла в выявлении тех показателей биографической рефлексии, которые являются предикторами осмысленности жизни больных шизофренией. В качестве зависимой переменной вступал общий показатель осмысленности жизни.
Результаты анализа, представленные в табл. 2, демонстрируют, что влияние биографической рефлексии на осмысленность жизни больных шизофренией отсутствует. Однако личностная составляющая биографической рефлексии - осознанность жизненных задач и событий жизни - обнаруживает незначительное влияние на общую осмысленность жизни, объясняя около 7 % общей дисперсии.
Таблица 2
Регрессия общей осмысленности жизни к составляющим биографической рефлексии
Показатели биографической рефлексии Данные регрессии
Личностная составляющая В = 0.32; 1=2.1 (р=0.03)
Социально-перцептивная составляющая В = - 0.11; 1= - 0.74 (р=0.46)
Когнитивная составляющая В = 0.15; 1= 1.01 (р=0.31)
Конфигуративная составляющая В = 0.07; 1= 0.43 (р=0.64)
Сводка для модели 2 аёЯ =0.04; Б=1.57 (р=0.19)
Таким образом, влияние биографической рефлексии на осмысленность жизни взрослых опосредовано психическим здоровьем субъекта рефлексии. Значительное снижение роли биографической рефлексии в процессах поиска смысла жизни у больных шизофренией (при сравнении с результатами предыдущих исследований [5; 7; 8]) указывает на деформацию рефлексивного механизма осмысления. Эта деформация связана с регрессий биографической рефлексии к ее когнитивной составляющей, связанной с функцией анализа средств и действий рефлексии. Низкий уровень когнитивной составляющей не только снижает рефлексию, но и не позволяет субъекту использовать рефлексию в процессах осмысления жизненного опыта, что, в свою очередь, усиливает дезадаптивные тенденции.
Повышение влияния рефлексивного ресурса на осмысленность жизни в условиях психологической реабилитации больных шизофренией, на наш взгляд, может осуществляться средствами стимуляции когнитивной составляющей биографической рефлексии - анализа рефлексивных средств и действий. Только такой анализ жизненного опыта может повысить осмысленность жизни.
Выводы
Психическое заболевание, связанное с когнитивной дисфункций психики, значительно снижает влияние биографической рефлексии на осмысленность жизни. Больные шизофренией, испытывая когнитивный дефицит, не могут использовать рефлексивный механизм в процессах осмысления жизни. Психологическая реабилитация больных шизофренией может включать меры по стимуляции биографической рефлексии, анализу рефлексивных средств и действий.
Список литературы
1. Бородачева О.В. Исследование инструментального блока речевой компетентности в рассказах о себе// Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. С. 288-298.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл, 2004.
3. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия в контексте психологического анализа. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 156 с.
4. Клементьева М. В. Исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций и биографической рефлексии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 276-283.
5. Клементьева М.В. Исследование биографической рефлексии в ситуации жизненного кризиса // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. С. 341-350.
6. Клементьева М.В. Разработка методики оценки биографической рефлексии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С.176-184.
7. Клементьева М.В. Событие развода в биографической рефлексии взрослых мужчин и женщин // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.
8. Клементьева М.В. Исследование трудовой занятости в биографической рефлексии профессионала // Акмеология. 2014. № 2.
9. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
10. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. М.:Смысл, 2011. 679 с.
11. Сапогова Е.Е.Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013. 767с.
12. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2010. 350 с.
13. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
14. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Программа тренинга когнитивных и социальных навыков (ТКСН) у больных шизофренией // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. № 4. Т. 17. С.67-77.
15. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. N.Y.: The Guilford Press, 2006. 493 р.
16. Nolen-Hoeksema S., Wisco B.E., Lyubomirsky S. Rethinking Rumination // Perspectives on Psychological Science. 2008. 3 (5). Р. 400-424.
17. Tornstam L. Gero-transcendence: A theoretical and empirical exploration. // In L. E. Thomas & S. A. Eisenhandler (Eds.), Aging and the religious dimension. London: Auburn House, 1994. Р. 203-225.
18. Zimmermann G, Favrod J, Trieu VH, Pomini V The effect of cognitive behavioral treatment on the positive symptoms of schizophrenia spectrum disorders: a meta-analysis // Schizophrenia Research. 2005. 77 (X). P. 1-9. D0I:10.1016/j.schres.2005.02.018.
Клементьева Марина Владимировна, канд. психол. наук, доц., доц. каф. психологии, domadres@list.ru,
Кузнецова София Игоревна, психолог, domadres@list.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE BIOGRAPHICAL REFLECTION IN NORMAL AND PATHOLOGICAL CONDITIONS (BASED ON THE COMPARISON WITH THE RESULTS OF SCHIZOPHRENIA PATIENTS)
M.V. Klementyeva, S.I. Kuznezova
The authors examined the psychological circumstances of biographical reflection with schizophrenia patients. The correlations structure modeling indicated that the subscales of the "Biographical Reflection Test" were modeled with different solutions for mentally healthy and schizophrenia patients. The biographical reflection has an impact on the meaningfulness of life mainly via psychic health of people - the schizophrenics do not use the reflection in meaningfulness of life.
Key words: biographical reflection, meaningfulness of life, schizophrenia
Klementyeva Marina Vladimirovna, PhD (Psychology), Associate Professor, do-madres@ Jisl.ru, Russia, Tula, Tula State University.
Kuznezova Sofia Igorevna, specialist, domadres@,list.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОПОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ
И.Л.Фельдман
Рассматриваются некоторые аспекты личностного и профессионального самопознания, проводится анализ развития самопознания у студентов-медиков. Приводятся сравнительные результаты эмпирического исследования личностного и профессионального самопознания студентов- будущих врачей младших и старших курсов медицинского института ТулГУ.
Ключевые слова: личностное самопознание; профессиональное самопознание;
эмпирическое исследование личностного самопознания, студенты- будущие врачи.
Одной из существенных проблем образования, на наш взгляд, является формирование необходимого уровня психологической готовности студентов к профессиональной деятельности, где ведущее место должно занимать профессиональное самопознание. Как и для формирования любой другой структуры личности, для профессионального самопознания существуют свои сензитивные периоды. Одним из первых крупных периодов является время обучения в вузе. Именно в это время будущий специалист усваивает категориально-понятийный аппарат своей науки и приобретает необходимые знания и умения, позволяющие студенту осознавать свою некоторую принадлежность к профессиональному сообществу.