Научная статья на тему 'Событие развода в биографической рефлексии взрослых мужчин и женщин'

Событие развода в биографической рефлексии взрослых мужчин и женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
601
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ВЗРОСЛОСТЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / РАЗВОД / BIOGRAPHICAL REFLECTION / MIDLIFE / PURPOSE IN LIFE / LIFE COURSE / DIVORCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клементьева Марина Владимировна

Рассматриваются психологические особенности биографической рефлексии взрослых мужчин и женщин, переживших развод. Структурное моделирование корреляций показало, что субшкалы теста биографической рефлексии по-разному сформированы для разведенных и семейных людей, и подтвердило влияние события развода, опосредованное биографической рефлексией, на осмысленность жизни взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVORCE IN BIOGRAPHICAL REFLECTION OF ADULT MEN AND WOMEN

We examined the psychological circumstances of biographical reflection of men and women after divorce. The structure modeling of correlations revealed that the subscales of the "Biographical Reflection Test" were modeled with different solutions for divorced and married adults and supported the influence of divorce on a purpose in life mainly via biographical reflection the more reflective divorced people have a higher level of purpose in life.

Текст научной работы на тему «Событие развода в биографической рефлексии взрослых мужчин и женщин»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

СОБЫТИЕ РАЗВОДА В БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ВЗРОСЛЫХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

М.В. Клементьева

Рассматриваются психологические особенности биографической рефлексии взрослых мужчин и женщин, переживших развод. Структурное моделирование корреляций показало, что субшкалы теста биографической рефлексии по-разному сформированы для разведенных и семейных людей, и подтвердило влияние события развода, опосредованное биографической рефлексией, на осмысленность жизни взрослых.

Ключевые слова: биографическая рефлексия, взрослость, жизненные цели, жизненный путь, развод.

Взрослость - период жизни, который характеризуется и как вершина функционирования человека, и как период кризиса, - представляет особый интерес для психологической теории и практики. Развитие взрослого обусловлено влиянием многочисленных факторов (пол, социальноэкономический статус, раса, этнос, личностные свойства, семейное положение, родительский статус, статус занятости, состояние здоровья и пр.). Многообразие и вариативность факторов определяет жизненный путь - индивидуально-биографическую линию развития взрослого человека, единицами которой являются события жизни.

В современной психологии существуют попытки представить концептуальные рамки изучения закономерностей развития взрослого в контексте жизненного пути [1; 2; 9; 10; 17; 18; 10; 22]. Продуктивные изменения во взрослости связываются с переоценкой ценностей и смыслов, обретением ответственности в жизненных выборах, определением жизненных перспектив и целей с их ориентацией на весь жизненный путь в целом, совер-шенствовнием, формированием собственной «жизненной философии» и обретением мудрости, пересмотром ценностно-смысловых оснований собственной жизни, генеративностью и пр.

Отвечая на вопрос о ресурсах развития, использование или не использование которых обуславливает продуктивные или регрессивные изменения во взрослых возрастах, большинство авторов отмечают рефлексию. Для взрослости, как замечает М.Е. Lachman, естественно оглянуться в прошлое, чтобы проанализировать достижения и посмотреть в будущее, чтобы определить перспективы развития [22, р.310]. «С рефлексивной оценкой пройденного пути, осознанием возможностей и перспектив дальнейшего развития» [12, с.235] связывает изменения взрослого и В.И. Сло-бодчиков. C.D. Ryff и B. Singer замечают, что культура не предоставляет ресурсов для развития взрослого человека [23]. Лишаясь тех ресурсов, которые стимулировали развитие на ранних этапах онтогенеза, взрослый человек ищет новые источники смысла жизни. И тогда одним из ресурсов развития становится рефлексия личностных новообразований и ожидаемых перспектив развития [9], задач развития [2], системы деятельностей [7], осознание экзистенциальных вопросов и рисков в открытии новых перспектив развития жизненного пути [10; 12; 18; 22; 24]. Углубленный самоанализ и рефлексия жизненных выборов и стратегий, открытие нового в «Я», ретроспективное осмысление жизненной продуктивности и жизненных потерь - ресурс оптимизации физических и социальных напряжений, адаптации к изменениям, связанным с физическими, социальными, личностными потерями [1; 2; 3; 9; 12; 13; 15; 17; 20; 21; 22; 23].

Библиографический анализ показывает, что наибольший интерес исследователей вызывают профессиональная и семейная сферы жизни взрослого, образующие траекторию его развития - жизненный путь. Взрослые проявляют заботу в отношении членов семьи, друзей и коллег, участвуют в производстве культуры. События профессиональной (выбор профессии, трудовая занятость и пр.) и семейной жизни (выбор партнера, брак, рождение детей, смерть супруга и пр.) рассматриваются исследователями в качестве рубежных периодов жизни, этапов жизненного пути [16; 20]. Ресурсы развития взрослого в ситуациях, нарушающих нормативную последовательность событий жизненного цикла, связываются с рефлексией [3; 5; 10; 18; 20]. Мы разделяем мнение авторов о том, что развитие взрослого обусловлено рефлексией, совершаемой в отношении собственной жизни, и рассматриваем перспективными попытки обнаружить закономерности развития взрослого в рефлексии явлений и феноменов жизненного пути.

Опираясь на положения системного подхода, в соответствии с которым рефлексия рассматривается как механизм саморазвития системы, как компонент того целого, которое она рефлектирует-изменяет, в биографической рефлексии мы обнаруживаем феномены и общепсихологические законы саморазвития и адаптации человека в контексте жизненного пути.

Биографическая рефлексия рассматривается как предметная форма рефлексии, направленная на осмысление субъектом своей жизни. Это самоанализ жизненного пути, соотносящий жизнь человека с его «Я», результа-

том которого становится знание о своей жизни (ее этапах, закономерностях и пр.). Мы выделяем два типа биографической рефлексии - рефлексию жизненного опыта и рефлексию жизненного пути. Предметом рефлексии жизненного опыта является бытийно-экзистенциальное содержание опыта жизни, а продуктом - жизненный путь, упорядоченный и легализованный, который становится предметом рефлексии жизненного пути. Субъект рефлексии жизненного пути децентрирован относительно жизненного пути, а субъект рефлексии жизненного опыта отличается слабой децентрацией. Указанные особенности определяют характер личностных диспозиций. Субъект рефлексии жизненного опыта дезадаптирован, склонен к «самокопанию», неудовлетворен жизнью, но стремиться к изменению себя и своей жизни, открыт новому опыту самопознания. Субъект рефлексии жизненного пути хорошо адаптирован к социальным условиям жизни, рассматривает себя как автора своей жизни, доверяет себе и одобряет свою жизнь. Субъект биографической рефлексии стремится в рефлексии осмыслить жизнь, управлять жизнью с помощью рефлексии и адаптировать свой вариант «модели» жизни к социокультурным условиям. Но если в рефлексии жизненного опыта субъект высваивает знания о жизни из своего уникального опыта, то в рефлексии жизненного пути субъект интериоризирует «модель» жизни, заданную в системе социокультурных практик в форме нормативной последовательности событий жизни (типа: «родился, крестился, женился, умер») [5; 6].

Структурные и содержательные характеристики биографической рефлексии обусловлены событиями жизни человека. Переживание кризисов жизни, анормативных событий жизни, связано с изменением типа биографической рефлексии, обуславливающей смысловые и адаптационные механизмы. В попытках рационально объяснить неудачный жизненный опыт субъект стремится обрести смыслы жизни в прошлом, осмысляя события жизни фрагментарно. В нашем исследовании была обнаружена тенденция обращения взрослых к рефлексии жизненного опыта в ситуациях, связанных с нарушением нормативной последовательности событий жизненного цикла. Г отовность субъекта к самоизменению в сочетании с рефлексивностью и стремлением к поиску нового смысла жизни в условиях отсутствия культурных ресурсов развития стимулирует обращение к ресурсам собственного жизненного опыта, «заглядыванию» в себя, порождению знания

[5; 6].

Осталась нерешенной задача выявления событий, нарушающих нормативный семейный цикл, в биографической рефлексии. Это определило цель дальнейших исследований.

Одним из анормативных, кризисных событий семейной жизни является развод. Развод рассматривается как семейный конфликт, в результате которого разрушаются брачные отношения. Событие развода связано с утратой близкого человека, «смертью отношений». Исследователи связывают с раз-

юз

водом дестабилизацию всего жизненного пути взрослого, а также деформацию жизненного уклада всех вовлеченных участников (родителей, детей и пр.). Событие развода переживается субъектом как кризис, вызывая отрицание, озлобленность, депрессию, дезадаптацию. Психологическими следствиями развода являются: ухудшение здоровья, увеличение смертности, алкоголизация, суицид, психические заболевания, снижение производительности профессиональной деятельности и пр. (Р.Кочунас, Ж.Лофас, Г.Навайтис и

др.)

В представленном ниже эмпирическом исследовании нас интересовал вопрос о различиях в структуре биографической рефлексии у взрослых людей, переживших развод, и взрослых, жизненный путь которых не включает событие развода, а также о влиянии биографической рефлексии на их адаптацию и осмысленность жизни.

Гипотезой исследования было предположение о том, с целью адаптации и поиска смысла жизни разведенные и женатые взрослые обращаются к разным типам биографической рефлексии.

Объект исследования - биографическая рефлексия, а предмет исследования - тип биографической рефлексии.

Методика

Исследование проводилась на выборке в 102 человека. Выборка была ранжирована на 2 группы. Первая группа - разведенные взрослые (N=50). Вторая группа - неразведенные взрослые (N=52). Возраст участников - 3560 лет. Г руппы были уравнены по полу. Другие характеристики не учитывались (например, время жизни после развода и стадия переживания развода; опыт семейной жизни и пр.).

Исследование проводилось с использованием авторской методики оценки биографической рефлексии [4], методики диагностики социальнопсихологической адаптации К.Роджерса и РДаймонда [14] и теста смысложизненных ориентаций [8]. Бланки методик заполнялись письменно.

Авторская методика оценки биографической рефлексии представляет шкалу самоотчета из 30 пунктов, где каждый пункт оценивается по дихотомической шкале (0-1) с использованием ключа. Методика состоит из четырех шкал, соответствующих четырем составляющим биографической рефлексии (когнитивной, личностной, социально-перцептивной и конфи-гуративной). Когнитивная составляющая - выделение и анализ действий и средств рефлексии событий жизни. Личностная составляющая - наделение смыслами событий своей жизни. Социально-перцептивная составляющая - интерпретация событий жизни других людей. Конфигуративная составляющая - формирование жизненного нарратива. После подсчета баллов для каждой из субшкал определялся тип биографической рефлексии.

Статистическую обработку данных мы проводили с помощью пакета статистических программ SPSSv.21 с модулем AMOS.

Нормальность статистики распределения показателей определялась с помощью одновыборочного теста Колмогорова-Смирнова при р > 0,05. Статистику различий дисперсий показателей между группами мы рассчитывали с помощью Б-теста. При значении статистики р > 0,05 отмечалось однородное распределение показателей. Проверка групповых различий исследовалась с использованием Ц-критерия Манна-Уитни. При значении статистики р < 0,05 отмечалось различие между выборками. Выявление связей между показателями осуществлялось с использованием корреляционного анализа (коэффициент Спирмена). При значении статистики р < 0,05 отмечалась линейная связь между показателями [11].

Оценка степени влияния показателей биографической рефлексии на адаптацию и смысложизненные ориентации осуществлялась с помощью линейной регрессии. Значимость регрессионной модели мы рассчитывали с помощью Б-теста, а значимость предикторов в регрессионной модели - с помощью 1-критерия. При значении р < 0,05 отмечалась значимость влияния. Степень соответствия теоретической модели экспериментальным данным в конфирматорном факторном анализе мы оценивали по критериям согласия: уровень значимости СМШ при р > 0,05; CMIN/DF < 2.0, ЯМЗЕА < 0,05, CFI > 0,95. При сравнении нескольких моделей мы использовали критерий информации А1С и В1С, где низкие значения указывают на сравнительно более хорошее соответствие [19].

Результаты и их обсуждение

Распределение показателей биографической рефлексии, смысложизненных ориентаций и адаптации не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р > 0,06, р > 0,15, и р > 0,45, соответственно). Все показатели демонстрируют однородное распределение (р > 0,05).

Были обнаружены значимые различия между группами. Так, разведенные взрослые отличаются меньшей осмысленность жизни (р < 0,001) и осознанностью жизненных задач и событий жизни (личностная составляющая биографической рефлексии; показатель р = 0,03), чем неразведенные мужчины и женщины.

Корреляционный анализ показателей биографической рефлексии, смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптации выявил следующие особенности.

В группе разведенных взрослых обнаружена положительная связь биографической рефлексии с осмысленностью жизни, прежде всего, с оценкой ее результативности (р < 0,01), а отрицательная - с эмоциональной комфортностью (р < 0,02). В группе неразведенных взрослых обнаружена положительная связь биографической рефлексии с осмысленностью жизни, прежде всего, с оценкой жизненных целей (р < 0,02), авторством жизни (р < 0,02), а также с адаптированностью (р < 0,01), интернальностью (р < 0,02), стремлением к доминированию (р < 0,02), отрицательная - с эскапизмом (р < 0,04).

Различия в структуре линейных связей между показателями указывают на то, что взаимосвязь биографической рефлексии с осмысленностью жизни и адаптацией субъекта опосредуется «наличием-отсутствием» события развода в структуре жизненного пути. Дефицит рациональности в группе разведенных взрослых компенсирует связь биографической рефлексии с эмоциональными механизмами адаптации; чем более взрослый погружается в «самокопание» в прошлом опыте, тем более он испытывает эмоциональный дискомфорт и дезадаптацию. В группе неразведенных взрослых биографическая рефлексия направлена на продуктивный самоанализ жизни в настоящем и будущем; субъект использует рефлексию в механизмах самоконтроля, адаптации, конструктивного решения проблемных ситуаций.

Конфирматорный факторный анализ. С целью проверки зависимости типа биографической рефлексии от события развода было проведено структурное моделирование. В качестве актуальных переменных применялись шкалы методики оценки биографической рефлексии. Проверялась также пригодность двух моделей биографической рефлексии [5] для показателей участников двух групп.

Таблица 1

Результаты проверки пригодностей структурных моделей

Разведенные взрослые

СМШ Р СМШ ЮБ ЯМБЕЛ СБІ ВІС ЛІС

Модель рефлексии жизненного пути 2,35 2 0,31 1,18 0,13 0,99 21,5 18,4

Модель рефлексии жизненного опыта 2,39 3 0,50 0,79 0,000 1,00 19,2 16.4

Неразведенные взрослые

Модель рефлексии жизненного пути 2,87 2 0,24 1,43 0,08 0,97 35,9 18,8

Модель рефлексии жизненного опыта 13,03 3 0,01 4.34 0.23 0,65 41,9 27,0

Как мы видим из данных, представленных в табл. 1, модель рефлексии жизненного пути пригодна для интерпретации биографической рефлексии в группе неразведенных. В группе разведенных взрослых обе модели демонстрируют соответствие эмпирическим данным. Однако значения В1С и А1С для модели являются ниже, что указывает на большее соответствие эмпирических данных структурной модели рефлексии жизненного опыта. То есть событие развода влияет на тип биографической рефлексии.

Событие развода нарушает нормативную последовательность событий семейного цикла, актуализируя рефлексию жизненного опыта. Переживание события развода осмысляется взрослыми как жизненный кризис; рефлексия обнаруживается в «самокопании», усиливая дезадаптивные тенденции. Преодоление кризисных переживаний требует поиска новых ресурсов, одним из которых является культура. Если проживание этого события сопряжено с усвоенными культурными сценариями жизни, задающими такую последовательность событий жизни, субъект вписывает событие развода в собственную биографию.

Регрессионный анализ. Обнаруженные различия в структуре линейных связей между показателями биографической рефлексии с осмысленностью жизни и адаптацией у разведенных и неразведенных взрослых обусловили необходимость проведения регрессионного анализа, который позволяет выявить каузальные связи между исследуемыми явлениями. В нашем исследовании задача стояла в выявлении тех показателей биографической рефлексии, которые являются предикторами осмысленности жизни и адаптации во взрослости.

Таблица 2

Показатели регрессионной модели адаптации неразведенных взрослых людей

Коэффициенты Предикторы адаптации

Общий показатель биографической рефлексии Социальноперцептивная составляющая биографической рефлексии

В 0,62 -0,50

1-критерий 3,33 -2,70

Уровень значимости 0,002 0,01

Я-квадрат 0,19

Скорректированный Я-квадрат 0,16

Б-критерий 5,64

Уровень значимости 0,006

Результаты анализа, где в качестве зависимой переменной вступал общий показатель адаптации, представлены в табл. 2. Вероятность успешной социально-психологической адаптации у неразведенных взрослых определяется общим показателем биографической рефлексией и ее социально-перцептивной составляющей. Поскольку показатели социальноперцептивной имеют отрицательное значение, то сравнение своей жизни с жизнью дрегого снижает адаптационные ресурсы взрослых. Осознание подлинности своей жизни, углубленный самоанализ жизненного пути значимо повышают адаптивность взрослых; в своем жизненном пути взрослый обнаруживает образец, меру жизни.

Из данных, представленных в табл. 2, видно, что данная характеристика является значимой, объясняя 16 % общей дисперсии.

Значимых влияний биографической рефлексии на адаптацию разведенных взрослых людей не обнаружено.

Таблица 3

Показатели регрессионной модели осмысленности жизни

Коэффициенты Показатели

Неразведенные Разведенные

Личностная соста биографической 1вляющая рефлексии

В 0,34 0,64

1-критерий 2,55 2,37

Уровень значимости 0,01 0,04

Я-квадрат 0,12 0,41

Скорректированный Я-квадрат 0,10 0,34

Б-критерий 6,50 5,61

Уровень значимости 0,01 0,04

Данные, представленные в табл. 3, свидетельствуют о том, что осмысленность жизни у взрослых определяется личностной составляющей биографической рефлексии - осознанности жизненных задач и событий жизни, обнаружения аутентичности своей жизни. Данная характеристика является значимой, объясняя 34 % общей дисперсии в группе разведенных взрослых и 10 % общей дисперсии в группе неразведенных взрослых.

Таким образом, влияние событий семейной жизни на адаптацию и осмысленность жизни взрослых опосредовано биографической рефлексией. Развод - кризисное событие, которое снижает осмысленность жизни и изменяет адаптационные механизмы взрослого.

Стимуляция биографической рефлексии, прежде всего продуктивный самоанализ событий жизни и жизненных задач, обнаружение подлинности жизненного пути, способствует повышению осмысленности и удовлетво-

ренности во взрослом возрасте. С целью поиска смысла жизни разведенные и неразведенные взрослые обращаются к разным типам рефлексии; неразведенные взрослые обращаются к рефлексии жизненного пути, а разведенные - к рефлексии жизненного опыта. Повышение осмысленности жизни и удовлетворенности разведенных взрослых возможно в условиях изменения типа биографической рефлексии - дентрация субъекта относительно события развода, углубленный самоанализ экзистенциального опыта, смыслов событий жизни и жизненных задач, признания собственного влияния на ход жизни.

Позитивное влияние сохранения семейно-брачных отношений у взрослых людей на адаптацию опосредовано рефлексией жизненного пути. Обнаружение соответствия своего жизненного пути интериоризированной «модели» жизни, не допускающей вариативности, способствует успешной социально-психологической адаптации.

Событие развода, нарушающее нормативную последовательность событий жизни, блокирует рефлексивные механизмы адаптации. В условиях дефицита рациональности адаптация разведенных взрослых не обусловлена биографической рефлексией; актуализируются арефлексивные механизмы (например, защитные). Анализ арефлексивных адаптационных механизмов не являлся целью данного исследования.

Выводы

Рефлексия событий семейной жизни сравнительно больше влияет на осмысленность жизни разведенных взрослых и социальнопсихологическую адаптацию неразведенных. Различия в смысловых и адаптационных механизмах связаны с функционированием биографической рефлексии. С целью адаптации и поиска смысла жизни неразведенные взрослые обращаются к рефлексии жизненного пути. Событие развода изменяет адаптационные механизмы взрослого и снижает осмысленность его жизни. С целью поиска смысла жизни неразведенные взрослые обращаются к рефлексии жизненного опыта. Повышение осмысленности жизни и удовлетворенности разведенных взрослых возможно в рамках коррекционно-развивающей работы, направленной на осознание смыслов событий жизни и жизненных задач, признание собственного влияния на ход жизни, обнаружение аутентичности своей жизни. В условиях дефицита рациональности адаптация разведенных взрослых не связана с рефлексивными механизмами.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.

288 с.

2. Белорусец А.С., Фролов Ю.И. Всевозрастная схема структуры психологического возраста и ее содержательное наполнение на примере

старости // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2010. № 3. С.60-74.

3. Василенко Т.Д. Ситуация бесплодия как фактор трансформации жизненного пути личности // Российский научный журнал. № 24. 2011.

С. 118-123

4. Клементьева М.В. Разработка методики оценки биографической рефлексии // Известия ТулГУ, Гуманитарные науки. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С.176-184

5. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия субъекта жизни // Идеи О.К.Тихомирова и А.В.Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (К 80-летию со дня рождения): материалы Всеросс. науч. конф. (с иностранным участием). Москва, 30 мая-1 июня 2013 года. М.: Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 2013. С. 178-182

6. Клементьева М.В. Исследование биографической рефлексии в ситуации жизненного кризиса // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.

7. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 228 с.

8. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.

9. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1981. 84с.

10. Сапогова Е.Е.Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013. 767с.

11. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2010. 350 с.

12. Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.

13. Фельдман И.Л. Копинг-стратегии и защитные механизмы в развитии личностного самопознания медицинских работников // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013.

С. 200-206

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.

15. Фомина Ю.И. Специфика этнических представлений иностранных студентов, проживающих на территории РФ // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 207-215

16. Шихи Г. Возрастные кризисы: ступени личностного роста. СПб: Изд-во «Ювента», 1999. 436 с.

17. Baltes P. B., Lindenberger U., Staudinger U.M. Life Span Theory in Developmental Psychology // Handbook of Child Psychology. Volume 1: Theoretical Models of Human Development. NJ.: John Wiley & Sons, 200б.

P. 5б9-бб4.

1S. Birren J.E., Cochran K. Telling the Stories of Life through Guided Autobiography Groups. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press. 2001. 20S р.

19. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. N.Y.: The Guilford Press, 200б. 493 р.

20. Heckhausen J. Developmental regulation in adulthood: Age-normative and sociostructural constraints as adaptive challenges. New York, NJ: Cambridge University Press, 200б. 2б4 р.

21. Helson R., Soto J. Up and Down in Middle Age: Monotonic and Nonmonotonic Changes in Roles, Status, and Personality and Christopher // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. Vol. S9. No. 2. P.194-204

22. Lachman М.Е. Development in Midlife // Annual Review of Psychology. 2004 Vol. 55. P. 305-331.

23. Ryff C.D., Singer B. The role of purpose in life and personal growth in positive human health // The human quest for meaning. Mahwah, NJ: Erlbaum, 199S. P. 213-235.

24. Sadler W.A. Changing Life Options: Uncovering the Riches of the Third Age // The LLIReview, 200б. Р.11-20.

Клементьева Марина Владимировна, канд. психол. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.

DIVORCE IN BIOGRAPHICAL REFLECTION OF ADULT MEN AND WOMEN

M.V. Klementyeva

We examined the psychological circumstances of biographical reflection of men and women after divorce. The structure modeling of correlations revealed that the subscales of the "Biographical Reflection Test" were modeled with different solutions for divorced and married adults and supported the influence of divorce on a purpose in life mainly via biographical reflection - the more reflective divorced people have a higher level of purpose in life.

Key words: biographical reflection, midlife, purpose in life, life course, divorce.

Klementyeva Marina Vladimirovna, PhD (Psychology), Associate Professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.