Научная статья на тему 'Исследование биографической рефлексии в ситуациях жизненных изменений'

Исследование биографической рефлексии в ситуациях жизненных изменений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
729
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / СОБЫТИЯ ЖИЗНИ / ЖИЗНЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / BIOGRAPHICAL REFLECTION / LIFE COURSE / LIFE EVENTS / LIFE CHANGES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Клементьева Марина Владимировна

Рассматриваются психологические особенности биографической рефлексии взрослых людей, переживающих ситуации жизненных изменений. Показано, что ранней и средней взрослости стремление найти смысл жизни ведет к самоанализу жизненного пути, а в поздней взрослости биографическая рефлексия составляет смысл жизни взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF BIOGRAPHICAL REFLECTION AT THE TIME OF LIFE CHANGES

The author examined the psychological circumstances of biographical reflections of adults experiencing situations of life changes. It is shown that the early and middle adulthood desire to find the meaning in life leads to the reflection of a life course. In late adulthood the biographical reflection becomes the meaning of people’s life.

Текст научной работы на тему «Исследование биографической рефлексии в ситуациях жизненных изменений»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ БИОГРАФИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В СИТУАЦИЯХ ЖИЗНЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

М.В. Клементьева

Рассматриваются психологические особенности биографической рефлексии взрослых людей, переживающих ситуации жизненных изменений. Показано, что ранней и средней взрослости стремление найти смысл жизни ведет к самоанализу жизненного пути, а в поздней взрослости биографическая рефлексия составляет смысл жизни взрослых.

Ключевые слова: биографическая рефлексия, жизненный путь, события жизни, жизненные изменения

Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое как.

Ф.Ницше

Современный интерес к жизненному пути в объяснении специфики человеческой жизни связан с ростом значения индивида: удлинением той части жизненного пути, когда происходит накопление индивидуального опыта, и нарастанием морфологической, физиологической и психической вариантности внутри вида, а также структурном сдвиге в сторону индивидуального выбора конфигурации жизненного пути. То обстоятельство, что членение жизненного пути не только значительно варьирует, в межкультурном сравнении и в историческом процессе, но и в большей степени имеет индивидуальные вариации, является исходным пунктом современной психологической концептуализации жизненного пути.

Приоритетное направление изучения жизненного пути связано с исследованием жизненных событий, ситуаций жизненных изменений, обнаружением их влияния на фактические изменения в дальнейшем развитии человека.

События жизни рассматриваются как «узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека». [12, с. 643]. Исследователи подчеркивают, что в событии кристаллизуется не только реальный факт, но и субъективное отношение к свершившимся фактам - ответ на вопрос «Зачем жить?». Субъект наделяет статусом события лишь те жизненные ситуации, которые осмысляются как жизненные изменения, которые оказывают значительное влияние на жизнь в целом.

Жизненные изменения могут происходить в разных сферах (семья, здоровье, работа, обучение и пр.) и разном возрасте; могут быть ожидаемыми (нормативными) или неожиданными (ненормативными); могут быть детерминированы внешними, независящими от субъекта факторами (например, экономическими, политическими, природными), а могут быть мотивированы желанием субъекта измениться, жить по-другому [1; 5; 10; 11; 13; 15; 16; 17; 20] и пр. Исходя из разнообразия жизненных изменений, в современной психологии выделяются различные основания классификаций событий: события среды - события поведения человека - события внутренней жизни [7]; нормативные возрастно-ранжированные события -исторически ранжированные события - ненормативные события [17], переломные - важные - характерные - яркие [10]; события жизни, отрывающие или закрывающие возможности - события жизни, которые изменяют окружающую среду человека - события жизни, которые меняют самопонимание человека, его убеждения и ожидания [20] и др.

То есть событие жизни является переломным моментом, формирующим траекторию жизненного пути. Жизненные изменения, составляющие суть события жизни, могут стать точками поворота жизненного пути в зависимости от оценки личности его важности.

Ситуативный контекст жизни, как отмечают исследователи [5; 14; 20; 21], отличается от событийности жизненного пути контекстом жизненных изменений, осознаваемых субъектом. Если событие жизненного пути конструируется в сознании человека как фрагмент собственного уже прожитого опыта жизни, то жизненная ситуация отличается непосредственным восприятием жизненных изменений, переживанием здесь-и-сейчас - это «фрагмент среды как внешних объективных обстоятельств жизнедеятельности, с которыми происходит непосредственный контакт» [5, с.59] субъекта.

Ситуация жизненных изменений рассматривается в психологии как стрессовая, а величина жизненных изменений, отраженная в событиях жизни, используется как система определения стрессоустойчивости, например, шкала SRRS [20], график событий жизни, разработанный Paykel, E. S., & Cooper, Z. C. [21], полуструктурированное интервью LEDS, разработанное Brown, G. W., Harris, T. O. [21], нарративно-рейтинговая методика

SEPRATE [19] и др. Согласно рейтинговой шкале социальной санации T.Holmes и R.Rahe (SRRS), наибольший стресс связан со следующими жизненными изменениями: смерть супруга (или другого близкого родственника), развод, разлука с супругом, лишение свободы, травма или болезнь, брак, безработица, выход на пенсию [20].

Исследователи пытаются обнаружить механизм, который связывает между собой события жизни и характер развития человека, его психическое и соматическое здоровье, социальные коммуникации и психологическое благополучие и пр. В исследованиях показано, что негативные жизненные события влияют на последующее неблагополучное развитие человека [5; 20 и др.] опосредованно, например, через социальные (мера социальной поддержки, бедность и пр.) и психологические факторы. Среди психологических факторов наибольшее значение приобретает способность человека быть субъектом жизни: иметь активную жизненную позицию, прикладывать усилия в преодолении жизненных затруднений, обладать развитой рефлексией [1; 11; 12; 14; 15 и др.]

То есть субъектность человека в контексте жизненных изменений определяется не только тем, какие ситуации жизни он превращает в события, но и тем, как эти события будут, в конечном итоге, влиять на его жизнь. Психологическим средством, с помощью которого человек способен управлять влиянием жизненных ситуаций и событий жизни на свое развитие, мы рассматриваем биографическую рефлексию.

Биографическая рефлексия - предметная форма рефлексии, направленная на самоанализ и осмысление субъектом своей жизни. Мы выделяем два типа биографической рефлексии - рефлексию жизненного опыта и рефлексию жизненного пути. Предметом рефлексии жизненного опыта является уникальный непосредственный опыт жизни, а продуктом - жизненный путь, упорядоченный и легализованный, который становится предметом рефлексии жизненного пути. Различия между типами рефлексии связаны не только с объектом рефлексии, но и с качественными характеристиками рефлексивного отношения субъекта: субъект рефлексии жизненного пути децентрирован относительно жизненного пути, а субъект рефлексии жизненного опыта отличается слабой децентрацией [1; 3; 4].

В исследованиях [3; 4] было обнаружено, что типы биографической рефлексии имеют качественно различные профили связей с психологическими переменными, описывающими психологическую адаптацию, саморегуляцию, осмысленность жизни, благополучие человека, особенности отношения к себе, характер включенности субъекта в жизненную ситуацию, а также степень готовности действовать вопреки тревоге потери смысла жизни. Субъект рефлексии жизненного опыта относится к себе как неспособному вызвать уважение у окружающих, его отличает критичность в сочетании с неуверенностью в себе, ригидность и самодостаточность, он замкнут, в ситуациях жизненных изменений проявляет тревогу и беспокой-

ство, не использует произвольную саморегуляцию, переживает смысло-утрату, плохо адаптирован. Субъект рефлексии жизненного пути адаптирован к социокультурным условиям жизни, рассматривает себя как автора своей жизни, доверяет себе и одобряет свою жизнь в целом, но имеет тенденцию к отрицанию своей вины в проблемно-конфликтных ситуациях.

Выявление различий между типами биографической рефлексии связано с обнаружением предикторов типов биографической рефлексии.

Профиль связи рефлексии жизненного опыта с психологическими переменными адаптации, психологического благополучия, самоотношения субъекта, переживающего жизненные изменения, позволяет предположить, что ситуация жизненных изменений обуславливает структурный «сдвиг» в биографической рефлексии, но этот сдвиг может быть обусловлен внутренними, психологическими переменными.

Одним из путей обнаружения психологических переменных, опосредующих влияние событий жизни на последующее развитие человека, является изучение различий в психологических особенностей людей, по-разному реагирующих на один на тот же тип события жизни. Следовательно, субъекты, способные и не способные к преодолению дефициетности биографической рефлексии, будут по-разному реагировать на жизненные изменения.

Опираясь на результаты исследований рейтинговых оценок степени жизненных изменений, отраженных в событиях жизни, мы выделили следующие жизненные ситуации, имеющие наиболее высокие оценки напряженности при изменении:

а) социокультурных условий жизни (миграция и лишение свободы);

б) профессиональной жизни (безработица);

в) со-бытия с Другим (смерть близкого человека и развод);

г) телесности (инвалидность и хирургическое вмешательство)

В представленном ниже эмпирическом исследовании нас интересовал вопрос о психологических переменных, позволяющих преодолевать дефициентностъ биографической рефлексии, факторов, определяющих выбор типа рефлексии в ситуациях жизненных изменений.

С целью проверки зависимости биографической рефлексии от психологического профиля человека, переживающего ситуацию жизненных изменений, было проведено структурное моделирование в конфирматор-ный факторный анализ (КФА). В качестве актуальных переменных мы применяли парселы - шкалы методики оценки биографической рефлексии. Мы проверяли пригодность двух моделей биографической рефлексии для показателей участников исследования.

"Прогрессивная" модель "Регрессивная" модель

структуры биографической рефлексии структуры биографической рефлексии

Прогрессивная и регрессивная модели биографической рефлексии [ 4, с. 180]

На рисунке показаны две модели, соответствующие двум типам биографической рефлексии: «прогрессивная» модель соответствует структуре рефлексии жизненного пути, «регрессивная» модель - структуре рефлексии жизненного опыта с регрессией к личностной составляющей. Для рефлексии жизненного пути характерны линейная положительная взаимосвязь между составляющими, наличие детерминации структуры со стороны общего фактора биографической рефлексии. Структура рефлексии жизненного опыта отличается детерминацией личностной составляющей относительно других составляющих в сочетании с отрицательной регрессии общего фактора биографической рефлексии.

Гипотеза исследования - осмысленность жизни и произвольная саморегуляция людей, обращающихся к разным типам биографической рефлексии в ситуациях жизненных изменений, отличается.

Объект исследования - биографическая рефлексия, а предмет исследования - тип биографической рефлексии.

Методика

Исследование проводилась на выборке в 450 человек в возрасте от 17 до 65 лет, переживающих ситуацию жизненных изменений. Учитывая влияние возрастного этапа на актуализацию ресурса биографической рефлексии, все протоколы были разделены на 3 группы в соответствии с возрастом респондента: до 25 лет (N=180); 26-45 лет (N=170); 46-65 лет (N=100).

Исследование проводилось с использованием авторской методики оценки биографической рефлексии [2; 4], теста смысложизненных ориен-таций [6], опросника «Стиль саморегуляции поведения» [9]. Бланки методик заполнялись письменно.

Также мы использовали демографические вопросы, позволяющие собрать информацию о возрасте, половой принадлежности респондентов и наличии (отсутствии) ситуации жизненных изменений.

Статистическую обработку данных мы проводили с помощью пакета статистических программ SPSSv.21 с модулем AMOS.

Для вероятностной оценки информативности показателей классификации респондентов по типу биографической рефлексии проводилось построение ROC-кривых с определением их площадей. Хорошее качество определялось с помощью ROC-анализа при показателях AUC (Area Under Curve - площадь под кривой) > 0.7 при р < 0.05. Оценка относительного соответствия выражена через 95 % доверительный интервал.

Нормальность статистики распределения показателей определялась с помощью одновыборочного теста Колмогорова-Смирнова приp > 0.05.

Статистику различий дисперсий показателей между группами мы рассчитывали с помощью F-теста. Значение показателей распределения при p > 0.05 отмечалось как однородное распределение.

Оценка степени влияния психологических переменных на тип биографической рефлексии осуществлялась с помощью логистической регрессии (методом принудительного включения). Логистическая регрессия позволяет исследовать зависимость дихотомической переменной (тип биографической рефлексии) от нескольких независимых переменных, имеющих любой тип шкалы. Значимость показателей регрессионной модели мы рассчитывали при помощи статистики Вальда и количестве степеней своды (df) = 1. При значении р < 0.05 отмечали значимость влияния. Для каждого показателя мы рассчитывали коэффициент регрессии (В) и его стандартную ошибку, а также экспонент коэффициента (Exp(B)). Качество модели мы оценивали по критерию согласия % при р > 0.05, а оценка доли совокупной дисперсии, описываемой построенной моделью, осуществлялась с использованием R2. Положительным результатом считалась величина

R2,

превышающая 0,50. При описании модели мы учитывали показатель корректных предсказаний, который выражался в процентах [8].

Степень соответствия теоретической модели биографической рефлексии экспериментальным данным в конфирматорном факторном анализе мы оценивали по критериям согласия: уровень значимости CMIN при р > 0.05; CMIN/DF < 2.0, RMSEA < 0.05, CFI > 0.95. При сравнении нескольких моделей мы использовали критерий информации AIC, где низкие значения указывают на сравнительно более хорошее соответствие. Для проверки структурных моделей типов биографической рефлексии - метод максимального правдоподобия (ML — Maximum Likelihood Estimation) [18].

Результаты и их обсуждение

На основании данных первичного интервьюирования были выбраны протоколы участников, давших утвердительный ответ на вопрос о наличии в их жизни ситуации изменений.

В итоге, на следующем этапе исследования были использованы 152 протокола, заполненные участниками в возрасте от 20 до 65 лет. Из них, 61% продемонстрировали рефлексию жизненного опыта (N=92), а 49% -рефлексию жизненного пути (N=60).

В табл. 1 приведены оценки информативности показателей классификации респондентов по типу биографической рефлексии на основании построения ЯОС-кривых. Результаты анализа свидетельствуют об оптимальности выбора точек отсечения показателей биографической рефлексии для диагностики ее типа.

Таблица 1

Показатели информативности классификации респондентов

Тестовая пере- ЛИС Стд. Уровень 95 %-й доверительный

менная ошибка значимо- интервал

сти, р Нижняя граница Верхняя граница

Личностная 0.78 0.04 0.000 0.72 0.88

Когнитивная 0.84 0.03 0.000 0.78 0.95

Социально- 0.83 0.04 0.000 0.78 0.94

перцептивная

Конфигуративная 0.85 0.04 0.000 0.82 0.91

Распределение показателей биографической рефлексии не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р > 0.22). Распределение показателей СЖО не отличается от нормального по критерию Колмогорова-Смирнова (р > 0.36). Дисперсии имеют однородное распределение по Б-тесту (р > 0.05).

В табл. 2 представлены статистические данные, полученные в результате логистической регрессии.

Таблица 2

Показатели уравнения логистической регрессии

Модель Независимые переменные B Стд. ошибка Вальд Степени свободы, df Уровень значимости, р Exp(B)

Модель 1 20-25 лет (N=52)

Возраст 0.82 0.46 3.18 1 0.047 2.27

Общая осмысленность жизни 0.12 0.05 5.91 1 0.015 1.13

Качество модели: х =13.79; df=2; р = 0.001; R =0. 58; показатель корректных предсказаний = 76.0%

Модель 2 26-45 лет (N=50)

Результативность жизни 0.18 0.06 9.27 1 0.02 1.19

Качество модели: х 2=12.34; df=1; р = 0.000; R2=0.25; показатель корректных предсказаний = 66.7 %

Исходя из данных, представленных в табл. 2, статистика х2 указывает на высокую значимость моделей и отдельных показателей. Доля сово-

Л

купной дисперсии ^ ), описываемой регрессионной моделью, достаточна лишь для первой модели. Показатель корректных предсказаний принадлежности к тому или иному типу биографической рефлексии на основе логистической регрессионной модели в соотнесении с реально наблюдаемыми показателями довольно высок для двух моделей. Первая модель (воз-раст+общая осмысленность) позволяет корректно классифицировать 76 % испытуемых, вторая (результативность жизни) - 66.7 % испытуемых. Полученные данные указывают на пригодность построенных моделей для анализа данных, а также свидетельствуют о корректности классификации для каждой из рассматриваемых групп. В группе 46-65 лет не было обнаружено смысловых предикторов выбора типа биографической рефлексии.

Интерпретируя результаты, мы можем отметить разные факторы, влияющие на преодоление «личностного» дефицита биографической рефлексии в ситуациях жизненных изменений в молодости и средней взрослости. Для молодых людей тип биографической рефлексии детерминирован возрастом и общей осмысленностью жизни, что косвенно может свидетельствовать о влиянии объема накопленных знаний о жизни. В период средней взрослости наибольшее значение придается осознанию результативности своей жизни, осмысленности опыта прошлого. Возможность найти смысл в уже прожитом опыте жизни обуславливает выбор рефлек-

сии жизненного пути в ситуациях жизненных изменений, вписывая эти ситуации в жизненный путь.

Жизненные изменения переживаются как стрессовая ситуация; обращение к ресурсам биографической рефлексии обусловлено наличием или отсутствием осознанного смысла. Можно предположить, что если жизненные изменения оцениваются субъектом как необходимые и ожидаемые, если вписываются в его «модель жизни», то, используя рефлексию жизненного пути, он хорошо адаптируется к новым условиям жизни. Если жизненные изменения разрушают его «модель жизни» и если субъект утрачивает смысл жизни, то он обращается к рефлексии жизненного опыта, пытаясь обнаружить смысл в себе самом. Это «самокопание» спряжено с дезадаптаптивными тенденциями и не ведет к открытию новых смыслов, новых «моделей жизни».

Мы согласны с В.Франклом [16], Д.А.Леонтьевым [6] и другими исследователями [11; 14 и др.] в том, что смысл жизни (события жизни) раскрывается в направленности на что-то лежащее за пределами самого человека, но не обнаруживается человеком в самом себе. «Провозглашая, что человек отвечает за потенциальный смысл своей жизни и его реализацию, я хочу подчеркнуть, что истинный смысл жизни надо найти во внешнем мире, а не внутри человека и его собственной души, как в какой-то замкнутой системе. Я дал определение этой существенной характеристике "выйти за пределы себя" (self-transcedence). Она указывает, что бытие человека всегда направлено к чему-то или кому-то иному, чем он сам -будь это смысл, который надо осуществить, или другой человек, с которым надо встретиться. Чем больше человек забывает себя - отдавая себя служению важному делу или любви к другому человеческому существу -тем более он человечен и тем более он реализует себя» [16, с.123].

Как показывает наш анализ, адекватным подходом к преодолению «личностного» дефицита биографической рефлексии является обнаружение смыслов в прошлом (для группы 26-45 лет), например, нереализованных когда-то ценностей, жизненных установок, стремлений, долгое время существовавших лишь как возможности, и выстраивание на их базе новых «моделей» жизни.

Следует отметить, что в группе 46-65 лет не было обнаружено смысловых предикторов выбора типа биографической рефлексии, что может указывать на относительную независимость типа биографической рефлексии от осмысленности жизни в период поздней взрослости. Данное обстоятельство особенно примечательно на фоне возрастного снижения влияния смыслового фактора на тип биографической рефлексии (в молодости смысловой фактор объясняет 58 % общей дисперсии, а в среднем возрасте - уже 25 %) и увеличения влияния биографической рефлексии на осмысленность жизни [3; 4]. Развивающий ресурс биографической рефлексии обнаруживается в направленности взрослого человека на обобщение

результатов жизненного пути, что приводит к уточнению смыслов уже прожитой жизни, интеграции жизненных стратегий, ценностей жизни и пр. В ситуациях жизненных изменений только тот взрослый субъект обретает смысл жизни, ответ на вопрос «Зачем жить?», кто обладает развитой биографической рефлексией. Неудовлетворенность жизнью в сочетании с готовностью субъекта к самоизменению, рефлексивностью и стремлением к поиску смысла жизни в условиях отсутствия культурных ресурсов развития стимулирует обращение к жизненному опыту, «высваиванию» (термин М.Хайдеггера) жизненного знания, формированию мудрости.

Вывод

Биографическая рефлексия выступает внутренним ресурсом развития взрослого, который актуализируется в ситуациях жизненных изменений. Продуктивный самоанализ жизненного пути (в отличие от самокопания в непосредственных переживаниях) позволяет обрести смысл жизни и адаптироваться к изменившимся условиям жизни, выстроив адекватную «модель жизни». Но если желание найти смысл в прошлом детерминирует биографическую рефлексию в средней взрослости, то в период поздней взрослости сама биографическая рефлексия становится источником смыслов жизни.

Список литературы

1. Клементьева М.В. Исследование биографической рефлексии в ситуации биографического кризиса // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 341-351.

2. Клементьева М.В. Разработка методики оценки биографической рефлексии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С.176-184.

3. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия в контексте психологического анализа. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. 156 с.

4. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия субъекта жизни // Идеи О.К.Тихомирова и А.В.Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (К 80-летию со дня рождения): материалы Всерос. науч. конф. (с иностранным участием). Москва, 30 мая-1 июня 2013 года. М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2013. С. 178-182.

5. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с.

6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.

7. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы: Казак университет^ 2001. 172 с.

8. Митина О.В. Математические методы в психологии. М.:Аспект Пресс, 2008. 238 с.

9. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 44 с.

10. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000. 320 с.

11. Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы / под ред. Н.А. Логиновой, К.В. Карпинского. Гродно: ГрГУ, 2012. 423 с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000.

712 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Сапогова Е.Е.Экзистенциальная психология взрослости. М.: Смысл, 2013. 767с.

14. Старовойтенко Е.Б. Отношения личности: Философско-психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. 2006. № 4. С.26-38

15. Фельдман И.Л. Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов-психологов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 4. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 351-363.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

17. Baltes P. B., Reese H. W., Lipsitt L. P. Life-span developmental psychology // Annual Review of Psychology. 1980. V.31. P. 65-110.

18. Brown T.A. Confirmatory Factor Analysis for Applied Research. N.Y.: The Guilford Press, 2006. 493 р.

19. The structured event probe and narrative rating method for measuring stressful life events . / Dohrenwend B. P. [et al.]// In L. Goldberger (eds.) Handbook of stress. New York: Free Press, 1993. P. 174-199.

20. Dimensions of Human Behaviour: The changing life course. Hutchison E.D. (ed.). Sage Publications Inc, 2011. 568 р.

21. Monroe S. M. [et al.] // The Journal of Nervous and Mental disease. 2001. V. 189. N. 3. Р. 168-175.

Клементьева Марина Владимировна, канд. психол. наук, доц., доцент кафедры психологии, domadresalist. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

STUDY OF BIOGRAPHICAL REFLECTION AT THE TIME OF LIFE CHANGES

M.V. Klementyeva

The author examined the psychological circumstances of biographical reflections of adults experiencing situations of life changes. It is shown that the early and middle adulthood desire to find the meaning in life leads to the reflection of a life course. In late adulthood the biographical reflection becomes the meaning of people's life.

Key words: biographical reflection, life course, life events, life changes

Klementyeva Marina Vladimirovna, PhD (Psychology), Associate Professor, do-madres@,list.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 159.9

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА

У МЕНЕДЖЕРОВ

И.Л. Фельдман

Представлен анализ понятия « жизненный успех», рассмотрены различные теории, подходы к его изучению и основные компоненты, влияющие на представление о себе как об успешном человеке. Автором приводятся сравнительные результаты эмпирического исследования менеджеров по рекламе, проанализирована зависимость главных составляющих жизненного успеха и отслежена динамика изменения жизненных приоритетов от половозрастных особенностей.

Ключевые слова: жизненный успех, личный успех, профессиональный успех, субъективное благополучие, объективное благополучие, удовлетворенность качеством жизни, менеджер по рекламе, жизненные приоритеты, половозрастные особенности.

Актуальность данного исследования определяется тем, что в современном обществе наблюдается заметное возрастание установки людей на жизненный, личный и профессиональный успех. Тем не менее, проблема жизненного успеха изучена недостаточно и требует разработки вопросов, касающихся структуры, критериев жизненного успеха, особенностей жизненного успеха в представлении различных людей. Безусловно, данная проблема заслуживает психологического рассмотрения.

Практически все люди стремятся к достижению жизненного успеха. Однако для каждого человека существуют свои убеждения, критерии, представления о том, что для него является успехом.

В представлении одних жизненный успех заключается в престижной работе, перспективной карьере, а для других приоритетом является счастье в личной жизни, благополучие в семье, наличие детей. Кому-то для счастья необходимо всеобщее признание, слава, популярность, а кому-то достаточно уважения близких людей. Некоторые люди считают себя успешными, добившись высоких результатов в спорте. Есть и те, кто видит успех в создании нового, в собственных творениях, открытиях.

Таким образом, существуют абсолютно разные мнения, представления и определения жизненного успеха.

О жизненном успехе можно говорить в том случае, когда человек достигает своих истинных целей, к которым так усердно стремился; когда он может вести такой образ жизни, который ему нравится, получая удовлетворенность от событий, происходящих в жизни; когда человек испытыва-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.