Научная статья на тему 'Взаимосвязь знания и концепции устойчивого развития1'

Взаимосвязь знания и концепции устойчивого развития1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / знание / LifeLong learning / обучающееся общество / устойчивое развитие / learning / knowledge / lifelong learning / learning society / sustainable de-velopment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миленович Живорад Милислав, Цветкович Раиса

В статье изложены результаты исследования, связанные с оценкой студентами взаимозависимости знания и концепции устойчивого развития. Эмпирической основой исследования явился социологический опрос, который проводился среди студентов педагогического факультета в г. Прѝзрене (Республика Сербия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents results of a research, connected with the student’s assessment of knowledge and lifelong learning concept interdependence. The empirical basis of the re-search is a sociological survey among students of Teacher Training Faculty of Prizren Uni-versity (Republic of Serbia).

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь знания и концепции устойчивого развития1»

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗНАНИЯ И КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ1

Ж. Миленович Р. Цветкович

В статье изложены результаты исследования, связанные с оценкой студентами взаимозависимости знания и концепции устойчивого развития. Эмпирической основой исследования явился социологический опрос, который проводился среди студентов педагогического факультета в г. Прйзрене (Республика Сербия).

The paper presents results of a research, connected with the student's assessment of knowledge and lifelong learning concept interdependence. The empirical basis of the research is a sociological survey among students of Teacher Training Faculty of Prizren University (Republic of Serbia).

Ключевые слова: обучение, знание, LifeLong learning, обучающееся общество, устойчивое развитие.

Key words: learning, knowledge, lifelong learning, learning society, sustainable development

Введение. Концепция устойчивого развития предполагает установление баланса между потреблением ресурсов и восстановительной способностью природных комплексов. Устойчивое развитие как доктринальная концепция подразумевает удовлетворение насущных потребностей нынешнего поколения, которые не лишают такой возможности будущие поколения из-за деградации окружающей среды. В настоящее время существуют многочисленные варианты определения понятия «устойчивое развитие». В современных исследованиях чаще всего это понятие связывают с решением проблемы равноценного сосуществования человека и природы на основе сбалансированного удовлетворения насущных потребностей и сохранения жизненно важных ресурсов для будущих поколений (Salem, 2012). Ряд авторов отмечает, что устойчивое развитие является балансом между потреблением ресурсов и регенеративной способностью природных резервов (Van Poeck & Vandenabeele, 2012). Устойчивое развитие является интегральным показателем оценки экономического, технологического, социального и культурного развития, позволяющего преобразовывать окружающую природную среду применительно к нуждам и потребностям человечества как социализированного вида. Приведенные выше примеры и рассуждения приводят нас к выводу, что концепция устойчивого развития обхватывает три институциональных аспекта: экологический, экономический и социальный. В ряде научно-исследовательских работ существует мнение, что культурная сфера является четвертым аспектом устойчивого развития, о чем говорилось в приведенном выше определении (Buchs & Blandchard, 2011). Таким образом, культуру можем рассматривать как четвертую институциональную составля-

1 В статье представлены результаты исследования, выполненного в рамках проекта „Материальная и духовная культура Косово и Метохии" (регистрационный № 178028), осуществляемого при финансовой поддержке Министерства образования, науки и технологического развития Республики Сербии. Основным оператором реализации проекта является Институт сербской культуры в Приштине с временным расположением в Лепосавиче.

220

ющую устойчивого развития. Концепция устойчивого развития может внести значительный вклад в знания на современном этапе всеобучающегося общества. В обучающемся обществе непрерывное образование как важнейшая составляющая образа жизни и социальный регулятив профессиональной жизнедеятельности человека, основывается на положениях концепции устойчивого развития. Личность использует все имеющиеся у нее потенциалы для формирования собственных интересов и становления национального иденти-тета. (Edwards, 1995).

В современных условиях общество сталкивается с глобальными явлениями, к важнейшим из которых относятся следующие: (1) межличностные и межнациональные отношения; (2) область гражданских и политических прав и основных свобод человека; (3) защита окружающей среды; (4) защита и улучшение здоровья; (5) питание населения; (6) присмотр и уход за родителями и детьми; (7) эмансипация женщин; (8) защита и эмансипация инвалидов, маргинальных категорий и групп населения, нуждающихся в социальной защите; (9) занятость населения; (10) экономический рост; (11) профессиональная компетентность и производительность труда населения; (12) поиски смысла жизни и формирование личной идентичности.

Метод. Проблема данного теоретического и эмпирического анализа -определение взаимозависимости знания и концепции устойчивого развития. Цель исследования - оценка студентами взаимозависимости знания и концепции устойчивого развития. Эмпирической основой исследования являлся опрос респондентов, который проводился среди студентов Педагогического факультета в Прйзрене в течение января 2015 г. Отбор респондентов осуществлялся методом поточной выборки. Общее количество респондентов N = 104. Методический инструментарий - авторский.

Исследование началось с общего предположения о существенном вкладе знания в концепцию устойчивого развития и выдвинутой гипотезе о статистически значимых различиях, возникающих при оценке важности концепции устойчивого развития у студентов профиля «дошкольное образование» и профиля «начальное образование». Диагностикой различий были экстрагированы принципы, которыми руководствовались студенты педагогического факультета при определении значимости знаний в концепции устойчивого развития. В процессе исследования использованы дескриптивная и трансверсальная (вероятностная) модели. Исследование оценивается с помощью порядковой шкалы ЗКУР - Знания в Концепции Устойчивого Развития, разработанной на основе 15 высказываний респондентов, выражающих различные нюансы мнений. После каждого высказывания проводился факторный анализ текстовых показателей, документированных критериями отбора. Экстракция факторов проводилась методом главных компонент (статистическая процедура) с последующим центроидным методом Varimax ротации и Mann-Whitney U тестом.

Результаты. Полученные в ходе исследования данные предварительно обработаны непараметрическим Mann-Whitney U тестом (табл. 1).

221

Таблица 1

Результаты Mann-Whitney U-test

Взаимозависимость знания и концепции устойчивого развития

N Учителя 52

воспитатели 52

U 850,500

W 2228,500

z -3,266

p 0,001

r -0,320

Медианы Учителя 19.5000

воспитатели 25.0000

По результатам корреляционного анализа тестовых показателей Mann-Whitney U-тестом наблюдаются существенные различия между показателями, в рассматриваемых выборках в понимании важности концепции устойчивого развития у студентов, специализирующихся на дошкольном образовании (Md = 25.0000, n = 52) и студентов, специализирующихся на начальном образовании (Md = 19,5000, n = 52), U = 850500, z = -3,266, р = 0,001. Фактическая величина воздействия в соответствии с критериями Коэна является минимальной (г = -0,320).

Таблица 2

Результаты факторизации корреляционных матриц

Группирующие переменные

a7 Управление знаниями (knowledge management) содействует развитию экономики.

a12 Знания способствуют преобразованию традиционной в современную, знание - ёмкую экономику. a2 Новые знания способствуют сохранению природных ресурсов.

a5 Инвестиция в прогрессирующее знание является лучшим ресурсом экономики.

a15 Страны со скудными природными ресурсами инвестируют в знание как доминирующий компонент развития постиндустриального общества.

a8 Страны с более высоким уровнем экономического и социального развития инвестируют значительные средства в образование своих членов.

a3 В реальном мире не существует стран с высоким уровнем бедности и одновременно высоким уровнем образования. a9 Уверен, что в современных условиях невозможно преуспеть в жизни без целенаправленого овладения новыми знаниями. a10 Общество, которое не инвестирует в знания как важнейший компонент развития, не может прогрессировать. a14 Для меня первостепенное значение имеют конструктивные знания, нежели общие.____________________________________

Компоненты

__1_____________|I

0,845

0,799

0,782

0,771

0,737

0,737

0,721

0,709

0,708

0,707

222

a13 Сбережение культурной самобытности общества возможно осуществить исключительно при приобретении новых знаний. all Всегда считал, что прогрес в образовании эквивалентен общественному прогрессу.

а6 Знание является характерным отличием културы гражданского общества.

а1 Культура общества, не инвестирующего в знание и обучение

0,929

0,849

0,833

0,806

КМО тест Бартлетов тест сферичности % вариация % вариация

0,760 p = 0,000 38,184 26,004

Факторный анализ показал положительную корреляцию KMO теста

(KMO = 0,760). Тест сферичности Бартлетта показывает статистически достоверный результат p>0,001, р = 0,000), что свидетельствует о надёжности вычисления корреляционной матрицы. Анализ главных компонентов показал наличие двух компонентов с характерными значениями больше > 1.

Первый фактор называется экономическое развитие, и он определяется одиннадцатью категориями и объясняет 38,184 % от общей дисперсии. Второй фактор называется культурное развитие и он определяется четырьмя категориями и объясняет 26,004 % от общей дисперсии (табл. 2).

Выводы и дискуссия. Факторный анализ статистических показателей, проведенный на основе высказываний студентов, показал, что знание является доминирующей составляющей и важнейшим фактором экономического роста и социального прогресса. Это подтверждается отдельными фактами, в соответствии с которыми знания вносят существенный вклад в разработку концепции устойчивого развития и культурного прогресса общества. Знание является важнейшим ресурсом мировой экономики начала XXI в. Эффективное использование знаний достигается посредством результативной бизнесстратегии управления знаниями (Grice & Franck, 2014). Управление знаниями - основная тенденция обучающейся организации к реализации поставленных целей и развития современного общества. Концепция устойчивого развития была создана во время зарождения обучающегося общества и афирмации знаний и образования как важнейшего ресурса развития.

Концепция устойчивого развития базируется на сбалансированном экономическом, социальном и культурном развитии, при котором нынешнее поколение удовлетворяет свои собственные нужды и потребности без ущерба для будущей генерации посредством коэволюции и коэкзистенции общества и природы. На данном этапе основной целью устойчивого развития является реорганизация традиционных учебных организаций. Эта цель предопределяется фундаментальными требованиями экономики, запросами рыночных отношений и социальными потребностями (Dahibeck, 2014). Маргинализация традиционной экономики со стороны наукоёмкой экономики обязует членов гражданского общества стать неотъемлемой частью обучающегося общества и концепции устойчивого развития. Таким образом, экономические и общественные организации превращаются в демиургов знания, а их сотрудники в деятелей из различных отраслей знаний. Слияние различных сетевых форм обучения является важным предусловием для достижения многоаспектных возможностей. В большинстве исследований взаимодействие различных структур обучения создает условия для обретения особых, специфичных зна-

223

ний, которые невозможно получить посредством давно приобретенного опыта (Koehn, 2012; Lee & Schottenfeld, 2012). Другая возможность содержится в объединении различных объектов экономики и общества.

Кроме этого, совмещение форм сетевого обучения позволяет совершенствовать систему и улучшить организацию обучения, направленную на вовлечение в образовательную деятельность по охране окружающей среды и обеспечение устойчивого развития. Таким образом, учебные организации должны константно совершенствоваться, учитывая специфичности развития индивида, его ментальные модели и системное мышление. Именно эти особенности были осознаны студентами и признаны как важнейшие в осуществлении концепции устойчивого развития. Несмотря на существование определенных различий в оценках студентов, обучающихся по профилям учитель начальных классов и воспитатель дошкольных учреждений, это не означает, что они не считают знания доминантным фактором в концепции устойчивого развития. Это подтверждают данные о различиях между показателями в рассматриваемых выборках о важности концепции устойчивого развития (см. табл. 2: r = -0,320), которые в соответствии с критериями Коэна оказывают незначительное влияние.

Теоретический анализ и результаты данного исследования показали, что студенты в процессе обучения должны получить современное представление о концепции устойчивого развития, включающее ее основные понятия и принципы. Это способствует оптимальному осмыслению концепции устойчивого развития. С другой стороны, студентам необходимо овладеть основными сведениями о коэкзистенции общества и природы, воздействии и управлении качеством окружающей среды и ее ресурсами без ущерба для будущей генерации.

Список литературы

1. Buchs, A., Blandchard, O. (2011). Exploring the Concept of Sustainable Development through Role-Playing. Journal of Economic Education, 42(4), 388-394.

2. Van Poeck, K., Vandenabeele, J. (2012). Learning from Sustainable Development: Education in the Light of Public Issues. Environmental Education Research, 18(4), 541 -552.

3. Grice, M., Franck, O. (2014). A Phronesian Strategy to the Education for Sustainable Development in Swedish School Curricula. Journal of Education for Sustainable Development, 8(1), 29-42.

4. Dahibeck, J. (2014). Hope and Fear in Education for Sustainable Development. Critical Studies in Education, 55(2), 154-169.

5. Edwards, R. (1995). Behind the Banner: whither the learnig society? Adults Learning, 6(6), 125-134.

6. Koehn, P. (2012). Transnational Higher Education and Sustainable Development: Current Initiatives and Future Prospects. Policy Futures in Education, 10(3), 274-282.

7. Lee, Y., Schottenfeld, M. (2012). Internationalising Experiential Learning for Sustainable Development Education. Journal of Education for Sustainable Development, 6(2), 341-354. 8.Salem, B. (2012). ESD as a Means to Strengthen the Sustaniable Menagement of Marginal Drylands in Egypt. Journal of Education for Sustainable Development, 6(2), 279-286.

9. Filho, W. (2011). About the Role of Universities and Their Contribution to Sustainable Development. Higher Education Policy, 24(4), 427-438.

10. Watts, P., Pajaro, M. (2014). Collaborative Philipphine-Canadian Action Cycjels for Strategic International Coastal Ecohealth. Canadian Journal of Action Research, 15(1), 3-21.

224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.