3(31)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© Ю. В. Пушкарёв, Е. А. Пушкарёва DOI: 10.15293/2226-3365.1603.06
УДК 316.3/.4 + 140.8
ФИЛОСОФИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ
ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Ю. В. Пушкарёв, Е. А. Пушкарёва (Новосибирск, Россия)
В статье исследуются особенности непрерывного образования в условиях становления глобального социокультурного пространства. Цель статьи - определить основные концепты развития непрерывного образования личности как формирующего ее мировоззренческую позицию. Отмечается, что ведущей целью процесса непрерывного образования личности является не столько профессиональная подготовка и повышение квалификации на всех ступенях системы образования, сколько распространение культуры, в целом. Российское образование функционирует в контексте тенденций, формирующихся в современном мире и основанных на развитии высоких технологий, глобальной культуры. Под непрерывностью образования понимается следование определенной культурной традиции. Понимание непрерывного образования как продолжающегося всю жизнь процесса положено в основу стратегии образования для устойчивого развития общества. В связи с быстрым техническим прогрессом информационного общества развитие непрерывного образования определяется формированием специфических образовательных технологий, направленных на развитие инновационного мышления. Человек должен постоянно развиваться, чтобы оставаться актуальным и эффективным в новых условиях. Образование становится действительно непрерывным и продолжается на протяжении всей жизни личности, формируя ее мировоззренческую позицию, в целом.
Ключевые слова: непрерывное образование, распространение культуры, культурная традиция, устойчивое развитие общества, инновационное мышление.
Актуализация проблемы, обзор исследований
В последнее время в научных исследованиях существенно актуализированы проблемы непрерывности образовательного процесса, его направленности и содержания [10].
Исследователями поднимается проблема необходимости обоснования новой парадигмы образования, адекватной идеям глобального постиндустриального общества [14], актуализируется идея непрерывного образования как новой образовательной парадигмы [20].
Пушкарёв Юрий Викторович - кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
Пушкарёва Елена Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры права и философии, Новосибирский государственный педагогический университет. E-mail: [email protected]
© 2011-2016 Вестник НГПУ
Все права защищены
3(31)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
В условиях возрастающего значения непрерывного образования в развитии экономики, общества и отдельного человека существенно увеличивается внимание исследователей к данной проблеме, подчеркивается различие подходов к определению понятий непрерывного образования [8]: дополнительное профессиональное образование, образование взрослых [6], образование на протяжении всей жизни [4-5] и др.
Чаще всего непрерывное образование анализируется специалистами образовательной сферы как процесс постоянной профессиональной подготовки и повышения квалификации на всех ступенях системы образования, а также как дополнительное общее образование для всех. В последнее время много говорится о проблеме подготовки обучающихся к изменяющимся условиям общественного развития, но далеко не всегда такой анализ проводится в контексте проблем развития непрерывного образования. Менее всего проблема непрерывного образования раскрывается через призму ее ведущей цели, направленной на распространение культуры в целом.
Отметим, что философский анализ непрерывного образования позволяет исследовать его как процесс, как деятельность, когда акцент делается на субъект - объектные и субъект - субъектные отношения и механизм их взаимодействия; как структурно-организационные и структурно-функциональные явления.
Отражение глобализационных процессов в развитии образования
Характер развития современного образования тесно связан с характером исторической эпохи, в которой происходит его формирование. Современный мир находится в активном процессе становления глобального социокультурного пространства.
В современных научных исследованиях о глобализации, прежде всего, говорится в связи с интенсивным формированием единого мирового экономического и информационного пространства, институтов региональной интеграции государств [17]. В современном мире регионализация и глобализация развиваются как два динамичных процесса, оказывающих взаимное влияние друг на друга [15]. В качестве примеров глобализации приводятся: развитие транснациональных корпораций и мировой финансовой системы, всемирной сети компьютерных коммуникаций и Европейского Союза [16]. Менее всего говорится о глобализации как процессе культурной интеграции: «Даже попытки наполнить конкретным содержанием обсуждение проблемы общечеловеческих ценностей вызывают серьезные сложности» [13, с. 22].
Глобализационные процессы находят непосредственное отражение в развитии систем образования. В таких условиях, по мнению исследователей, образование следует понимать как продолжающийся всю жизнь процесс (формируется концепция непрерывного образования) [5; 11; 14]. Идея образования в течение всей жизни становится точкой отсчета социальной парадигмы образования, когда образование реализуется не только в образовательных учреждениях (school institutions), но и в течение всей жизни [2, p. 396].
В условиях развивающихся глобализаци-онных процессов ведущей целью непрерывного образования личности становится не столько профессиональная подготовка и повышение квалификации на всех ступенях системы образования, сколько распространение культуры, формирование мировоззренческой позиции личности в целом. Определим основные концепты.
© 2011-2016 Вестник НГПУ
Все права защищены
61
3(31)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Непрерывность образования как следование определенной культурной традиции
Современное образование функционирует в контексте тенденций, формирующихся в современном мире и основанных на развитии высоких технологий, глобальной культуры, которые нивелируют культурно-историческое движение «по вертикали», где под непрерывностью образования понимается следование конкретной культурной традиции. Именно в этом контексте образование выступает важным каналом трансляции, как общекультурных ценностей, так и ценностей отечественной культуры [21], способом формирования национального менталитета, чувства патриотизма, причастности к своим корням и истокам.
Исследователями все более актуализируется культуросозидательная и менталеобразу-ющая роль образования как сложнейшей формы общественной практики [22]. Духовность не является непосредственным результатом воспитания и образования, но воспитание и образование создают объективные условия, в которых личность осуществляет свой субъективный стратегический выбор [23]. Национальная система образования должна не только строиться с учетом требований инновационной экономики и формировать специалиста, готового реализовать свой интеллектуальный потенциал в экономике, а прежде всего, выполнять культуросозидательную и челове-кообразующую функции как основной институт, способствующий возрождению и обретению «человечности в человеке», формирующий национальную и культурную идентичность населения страны [21].
В европейской концепции непрерывного образования также отмечается, что необходимо учитывать существующие местные,
национальные и региональные условия; уважать права человека и культурное разнообразие с учетом нравственного аспекта. С позиции зарубежных исследователей, в процессе непрерывного образования особое внимание уделяется фактической индивидуальной инициативе воспитывать себя (an individual to educate himself) и брать руководство над своим образованием (to take over the guidance of his education) для его совершенствования и самореализации в ходе процесса обучения в течение всей жизни (lifelong education) [2, p. 396].
Непрерывность образования как противовес нестабильности
Растущая взаимозависимость государств и различных сообществ усиливает уязвимость мировой системы перед локальной и региональной нестабильностью, сбоями в работе информационных систем. М. Г. Делягин отмечает, что «глобальная конкуренция ведется разнородными и частично ненаблюдаемыми объектами, существующими в различных плоскостях, преследующими несопоставимые цели и действующими разнородными методами; в силу фундаментальных различий в системе ценностей и образе действия они не способны понять друг друга, что часто лишает их самой возможности прийти к долгосрочному, а не тактическому, заключаемому ради локальной цели, соглашению» [7, с. 330].
Кроме того, глобализация порождает столкновение культур, и в этих условиях особенно важно развитие в человеке толерантности, широкого взгляда на мир и ценности.
По мнению зарубежных исследователей, сегодня существует все возрастающая необходимость продолжить образование (to continue education) и приобрести определенные навыки, необходимые для адаптации к постоянно изменяющемуся миру (the ever-changing
© 2011-2016 Вестник НГПУ
Все права защищены
62
3(31)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
world) [5]. В современных условиях экологическое образование, равно как и другие отрасли образования, следует переориентировать на цели устойчивого развития. Образование в интересах устойчивого развития является междисциплинарной проблемой.
Новизна образовательных технологий и развитие инновационного мышления
Глобализация изменяет факторы успешного социально-экономического развития. На первый план выходят: уровень информатизации общества и развитие наукоемких технологий; способность социума, как к технологическим, так и социальным инновациям. Кроме того, процессы глобализации устраняют барьеры, препятствующие движению технологий, информации и иных ресурсов. Глобальная экономика и участвующие в ней общества все быстрее и быстрее изменяются, соответственно требуют все более и более компетенций, умений и знаний (require higher and higher competencies, skills and knowledge) [1]. Таким образом, в современных условиях существенно возрастает необходимость непрерывного (lifelong) и широко непрерывного обновления (lifewide widespreadly update) человеческих знаний, компетенций и навыков [1].
Современное общество становится все более зависимым от технологий (more dependent on technologies), новые возможности и способы интеграции технологий в образовательный процесс создаются каждый день [4]. Важным аспектом непрерывного образования в контексте распространения культуры являются специфические образовательные технологии, направленные на развитие инновационного мышления. Информационное общество характеризуется быстрым техническим прогрессом, в котором человек должен постоянно развиваться, чтобы оставаться актуальным и
эффективным в новых условиях [9]. Образование действительно становится непрерывным и продолжается на протяжении всей жизни человека. Необходимо развитие системы непрерывного образования как полноценной образовательной технологии, имеющей теоретическое обоснование, практические методы и способы оценки качества.
Так называемое информационное обучение (informational learning), которое понимается как приобретение новой информации путем ее добавления, с трудом отвечает на вызовы современного общества. Необходимо формировать преобразующее обучение (transformative learning), когда обучающиеся не только приобретают новые знания, но «преобразуют» свое мировоззрение, оценивая и адаптируя свои предположения относительно существующих проблем [3, p. 19]. Одним из основных методов, с помощью которого преобразующее обучение может быть сформировано - это эстетический опыт (aesthetic experience), предлагающий в своей основе разнообразные смыслы и символы, позволяющие учащимся сформулировать ответ (delicate meanings) на определенные проблемы, и что не может быть легко выполнено посредством рациональной аргументации [3]. Другими словами, такое образование должно стимулировать критический образ мышления.
Выводы
Основные концепты концепции непрерывного образования в контексте культуры глобализации следующие:
1. Российское образование функционирует в контексте тенденций, формирующихся в современном мире и основанных на развитии высоких технологий, глобальной культуры; под непрерывностью образования понимается следование конкретной культурной традиции.
© 2011-2016 Вестник НГПУ
Все права защищены
63
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
3(31)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
ISSN 2226-3365
2. Понимание непрерывного образования как продолжающегося всю жизнь процесса положено в основу стратегии образования для устойчивого развития общества.
непрерывного образования определяется формированием специфических образовательных технологий, направленных на развитие инновационного мышления.
3. В связи с быстрым техническим прогрессом информационного общества развитие
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Aleandri G., Refrigeri L. Lifelong Learning, Training and Education in Globalized Economic Systems: Analysis and Perspectives // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - Vol. 93. - P. 1242-1248. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.10.022
2. Hubackova S., Semradova I. Research Study on Motivation in Adult Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 159. - P. 396-400. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.sbspro.2014.12.395
3. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2015. - Vol. 180. - P. 19-24. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.sbspro.2015.02.079
4. Laal M. Lifelong Learning and Technology // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - Vol. 83. - P. 980-984. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.182
5. Laal M., Laal A., Aliramaei A. Continuing Education; Lifelong Learning // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 116. - P. 4052-4056. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.sbspro.2014.01.889
6. Nemeth B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Adult Learning and Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 142. - P. 97-103. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.sbspro.2014.07.594
7. Делягин М. Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 650 с.
8. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 7. - С. 106-109.
9. Карпенко М. Непрерывное образование на основе информационно -коммуникационных технологий // Высшее образование в России. - 2005. - № 6. - С. 8-18.
10. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. - Т. 1, № 1 (1). - С. 2-18.
11. Ломакина Т. Ю. Непрерывное профессиональное образование в условиях информационного общества: опыт, проблемы, пути реализации // Проблемы современного образования. -2011. - № 5. - С. 96-98.
12. Майер Б. О. Эпистемологические аспекты философии образования: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. - 213 с.
13. Мирский Э. М. Высшее гуманитарное образование в России в поисках ответов на вызовы XXI века // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 1. - С. 22-27.
14. Орланова А. И. Обществу знаний - непрерывное образование // Высшее образование в России. - 2011. - № 2. - С. 114-120.
15. Плотникова О. В. Влияние глобализации и регионализации на международное сотрудничество регионов государств // Сибирский международный. - 2014. - № 16. - С. 5-7.
© 2011-2016 Вестник НГПУ Все права защищены
3(31)2016 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
16. Плотникова О. В. Международные связи регионов государств: актуальность и степень исследования проблемы // Власть. - 2011. - № 4. - С. 147-151.
17. Плотникова О. В. Региональное измерение в современном мироустройстве (на примере унитарных государств) // Власть. - 2012. - № 9. - С. 72-75.
18. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 196 с.
19. Пушкарёва Е. А., Латуха О. А. Интеграция науки и образования: проблемы реализации в образовательном учреждении: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. - 184 с.
20. Рыбакина Н. А. Непрерывное образование как новая образовательная парадигма // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2013. - № 3. - С. 14-22.
21. Скрябина Н. Ю. Социально-аксиологические потенциалы системы непрерывного образования в перспективе развития современного общества // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2012. - № 6 (26). - С. 159-166.
22. Степашко Л. А. Философия и история образования. - М.: Флинта, 2003. - 320 с.
23. Чуринов Н. М. Российская система образования как фактор стабилизации общественной жизни // Философия образования. - 2007. - № 1 (18). - С. 146-152.
© 2011-2016 Вестник НГПУ
Все права защищены
2016, Vol. 6, No. 3 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1603.06
Yury Viktorovich Pushkarev, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Faculty of Law and Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-5919-7221 E-mail: [email protected] Elena Aleksandrovna Pushkareva, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of Faculty Law and Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-1857-6783 E-mail: [email protected]
CONTINUOUS EDUCATION PHILOSOPHY IN THE CONTEXT OF GLOBAL
The article examines the characteristics of lifelong education within global cultural environment.
The aim of this article is to identify the basic concepts of an individual's lifelong education which increases development ofpersonal view of the world. The author points out that the leading purpose of lifelong education encompasses not only training and professional development at all levels of the education system, but also transmission of culture in general. Russian education system operates in the context of emerging trends in the contemporary world and is based on the development of high technologies and global culture.
The term continuity of education is referred to as following certain cultural traditions. The strategy of education for sustainable development is based on understanding education as a lifelong process. Due to the rapid technical progress of information society, lifelong education is determined by specific educational technologies aimed at developing innovative thinking.
People need to update and develop their knowledge and skills to remain innovative and effective in a world of rapid changes. Education is a continuing and ongoing process of learning through life, which contributes to shaping personal view of the world.
Continuing education, lifelong education, dissemination of culture, cultural tradition, sustainable development, innovative thinking.
1. Aleandri G., Refrigeri L. Lifelong Learning, Training and Education in Globalized Economic Systems: Analysis and Perspectives. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013, vol. 93, pp. 1242-1248. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.10.022
2. Hubackova S., Semradova I. Research Study on Motivation in Adult Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014, vol. 159, pp. 396-400. DOI: http://dx.doi.org/ 10.1016/j.sbspro.2014.12.395
3. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015, vol. 180, pp. 19-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.sbspro.2015.02.079
© 2011-2016 Bulletin NSPU All rights reserved
CULTURE DEVELOPMENT
Abstract
Keywords
REFERENCES
66
2016, Vol. 6, No. 3 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
4. Laal M. Lifelong Learning and Technology. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013, vol. 83, pp. 980-984. DOI: http://dx.doi.org/10.10167j.sbspro.2013.06.182
5. Laal M., Laal A., Aliramaei A. Continuing Education; Lifelong Learning. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014, vol. 116, pp. 4052-4056. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/ j.sbspro.2014.01.889
6. Nemeth B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Adult Learning and Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014, vol. 142, pp. 97-103. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/ j.sbspro.2014.07.594
7. Delyagin M. G. World crisis: General theory of globalization. Moscow, INFRA-M Publ., 2003, 650 p. (In Russian)
8. Zaitseva O. V. continuing education: basic concepts and definitions. Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. 2009, no. 7, pp. 106-109. (In Russian)
9. Karpenko M. Continuing education based on information and communication technologies. Higher Education in Russia. 2005, no. 6, pp. 8-18. (In Russian)
10. Kolesnikova I. A. continuing education as a phenomenon of the XXI century: new research perspectives. Lifelong Education: the XXI century. 2013, vol. 1, no. 1 (1), pp. 2-18. (In Russian)
11. Lomakina T. Y. continuing professional education in the information society: experience, problems, ways of realization. Problems of modern education. 2011, no. 5, pp. 96-98. (In Russian)
12. Mayer B. O. Epistemological aspects ofphilosophy of education. Monograph. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2005, 213 p. (In Russian)
13. Mirskij E. M. Higher humanitarian education in Russia in searches of answers to calls of XXI century. Higher education today. 2002, no. 1, pp. 22-27. (In Russian)
14. Orlanova A. I. The knowledge Society - continuing education. Higher Education in Russia. 2011, no. 2, pp. 114-120. (In Russian)
15. Plotnikova O. V. Influence of globalization and regionalization on international cooperation of regions States. Siberian international. 2014, no. 16, pp. 5-7. (In Russian)
16. Plotnikova O. V. International relations of the regions States: the relevance and degree of research issues. Power. 2011, no. 4, pp. 147-151. (In Russian)
17. Plotnikova O. V. the Regional dimension in the modern world (for example, unitary States). Power. 2012, no. 9, pp. 72-75. (In Russian)
18. Pushkarev Y. V., Pushkareva E. A. Education of knowledge society: specificity of modern development. Monograph. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2014, 196 p. (In Russian)
19. Pushkareva E. A., Latuha O. A. Integration of science and education: problems of implementation in the educational institution. Monograph. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2014, 184 p. (In Russian)
20. Rybakina N. Continuous education as a new educational paradigm. Science review: Humanities research. 2013, no. 3, pp. 14-22. (In Russian)
21. Skryabina N. Yu. Socio-axiological potential of system of continuous education in the perspective of the development of modern society. Education. Science. Innovation: the Southern Dimension. 2012, no. 6 (26), pp. 159-166. (In Russian)
22. Stepashko L. A. Philosophy and history of education. Moscow, Flinta Publ., 2003, 320 p. (In Russian)
23. Churinov N. M. Russian education system as a factor of social stability. Philosophy of education. 2007, no. 1 (18), pp. 146-152. (In Russian)
© 2011-2016 Bulletin NSPU
All rights reserved
67