http://edumag.mrsu.ru ISSN 1991-9468 (Print), 2308-1058 (Online)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE INTEGRATION
OF EDUCATION
УДК 37.316.3(470+571) DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.438-445
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ: ИНТЕГРАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Е. А. Пушкарева
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск, Россия, pushkarev73@mail. ru
Ведение: в статье проводится анализ проблемы формирования непрерывного образования в современных изменяющихся условиях, выявляются характерные особенности и механизмы функционирования непрерывного образования, интегрируются основные исследовательские позиции по проблеме в России и за рубежом. Цель статьи - определить характер таковых изменений, отражающихся на процессе функционирования непрерывного образования и их специфику.
Материалы и методы: методологией исследования является обобщающий философский анализ проблем непрерывности образования, его направленности и содержания на различных уровнях современной образовательной системы, который позволяет исследовать непрерывное образование прежде всего как процесс.
Результаты исследования: автором статьи сравниваются ключевые подходы к проблеме, осуществляемые российскими и зарубежными исследователями. Отмечается, что в зарубежной исследовательской литературе также уделяется существенное внимание разнообразным подходам к определению понятий в сфере непрерывного образования: прежде всего таким как «образование на протяжении всей жизни» (lifelong learning) или «продолжающееся образование» (continuing education), а также такому подходу как «образование взрослых» (adult education). Акцентируется внимание на том, что основополагающим фактором функционирования непрерывного образования является его определение как процесса адаптации личности к разнообразным и постоянно изменяющимся условиям общественного развития.
Обсуждение и заключения: в заключении статьи автором исследования делаются выводы, раскрывающие определяющую специфику происходящих изменений, отражающихся на процессе функционирования непрерывного образования. Автором подчеркивается, что постоянно изменяющиеся разнообразные условия существенно определяют и характер развития непрерывного образования в развитии как всего общества, так и отдельной личности.
Ключевые слова: непрерывное образование; непрерывный образовательный процесс; непрерывная подготовка личности; изменяющиеся условия общественного развития; образование на протяжении всей жизни; образование взрослых
Для цитирования: Пушкарева Е. А. Непрерывное образование в развитии изменяющихся общества и личности: интеграция исследовательских позиций в России и за рубежом // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 4. С. 438-445. DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.438-445
© Пушкарева Е. А., 2016
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 20, no. 4. 2016
CONTINUING EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF CHANGING SOCIETY AND PERSONALITY: THE INTEGRATION OF RESEARCH POSITIONS IN RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES
E. A. Pushkareva
Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia, pushkarev73@mail.ru
Introduction: the article analyzes the problems of continuous education (lifelong education) formation in the modern changing environment. The author identify characteristic features and mechanisms of Continuous Education functioning, to integrate basic research position on the issue in Russia and foreign countries. The purpose of this article is to determine the nature of those changes which affect the operation of continuous education and their details.
Materials and Methods: the research methodology is a synthesis of the philosophical analysis of the education continuity problems, its orientation and contents at different levels of the modern educational system that allows you to explore Continuing Education primarily as a process.
Results: the author of the article compares key approaches to the problem, the Russian and foreign researchers. It is noted that in the foreign research literature also pays considerable attention to various approaches to the definition of concepts in the field of Continuous Education: primarily, such as "education throughout life" (lifelong learning) or "continuing education" (continuing education); and, to this approach as the "adult education" (adult education). The author focuses on the fact that the fundamental factor in the functioning of Continuing Education is its definition, primarily as a process of personality adaptation to the diverse and constantly changing conditions of social development.
Discussion and Conclusions: in conclusion of this article author's research conclusions, revealing defining the specifics of the changes affecting the operation of Continuing Education. The author emphasizes that the conditions of society and the personality development constantly changing and significantly determine the character of Continuous Education development.
Keywords: continuing education; continuous education process; continuous training of the personality; changing conditions of social development; lifelong learning; adult education
For citation: Pushkareva EA. Continuing education in the development of changing society and personality: the integration of research positions in Russia and foreign countries. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2016; 4(20):438-445. DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.438-445
Введение
В современных постоянно изменяющихся условиях существенно возрастает роль непрерывного образования в развитии общества в целом и отдельной личности в частности. Соответственно, в исследовательской литературе значительно актуализировано внимание исследователей и практиков образовательной сферы к проблеме не только определения [1; 2], но и практической реализации [3; 4] непрерывного образования на разных этапах и разных уровнях образовательной системы. Тем не менее отмечается отсутствие устоявшейся терминологии, касающейся непрерывного образования, делаются немногочисленные попытки обобщить существующие подходы [5] и сформулировать предложения по выработке единого понятийного аппарата в данной сфере. Различные,
представленные в явном и неявном виде исследовательские результаты в данном направлении необходимо интегрировать и обобщать, выявляя специфические закономерности, адекватные в новых условиях общественного развития.
Важно отметить, что в современных условиях без интеграционного знания о данной исследовательской области всех накопившихся проблем в практике организации непрерывного образовательного процесса решить невозможно. При этом специфика решаемой проблемы такова, что необходимо искать ответы не в конкретных научных областях, раскрывающих содержание отдельных подсистем образовательной системы (образование высшей школы или экономика образования; профессиональное образование или система дополнительного образования), но интегрировать
знание многих научных областей об образовательной системе, осуществлять поиск общих закономерностей, характеризующих специфику осуществления непрерывности образовательного процесса в целом.
Обзор литературы
Большей частью в исследовательской литературе непрерывное образование определяется как часть общей системы образования в контексте ее социальных функций [5], а также как средство культурного и особенно профессионального формирования личности [6], где образование понимается как функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Данная функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно замещающими друг друга поколениями людей1.
Зарубежными исследователями также уделяется существенное внимание разнообразным подходам к определению понятий в сфере непрерывного образования: прежде всего таким как «образование на протяжении всей жизни» (lifelong leaming) или «продолжающееся образование» (continuing éducation) [7; 8], а также такому подходу как «образование взрослых» (adult éducation) [9-11].
Специфика идеи образования в течение всей жизни, представленная в зарубежных исследованиях, становится точкой отсчета социальной парадигмы образования, когда образование реализуется не только в образовательных учреждениях (school institutions), но и в течение всей жизни человека [9, p. 396]. Также в данном контексте особо отмечается, что в настоящее время существует возрастающая необходимость продолжить образование (to continue education) и приобрести определенные навыки, необходимые для адаптации
к постоянно изменяющемуся миру (the ever-changing world) [7].
Другими словами, основополагающим фактором функционирования непрерывного образования является его определение прежде всего как процесса адаптации личности к разнообразным и постоянно изменяющимся условиям общественного развития. В настоящей статье определим характер таковых изменений и их специфику.
Материалы и методы
Важно отметить, что когда концептуальные и методологические основы понимания непрерывного образования, сложившиеся ранее, применяются для исследования такого образования в изменяющихся условиях информационного общества и общества знания, возникают определенные несоответствия и противоречия. Поиск выхода из сложившихся противоречий заключается в расширении контекста концептуального анализа современной парадигмы непрерывного образования и методологическом уточнении основ такого анализа в соответствии со сложившимися условиями. Этому же будет способствовать и выявление общих черт характера происходящих изменений.
На наш взгляд, именно обобщающий философский анализ проблем непрерывности самого образовательного процесса, его направленности и содержания на различных уровнях современной образовательной системы позволяет исследовать непрерывное образование в качестве процесса, как деятельность, когда акцент делается на субъект-объектные и субъект-субъектные отношения и механизм их взаимодействия; как взаимообусловленные структурно-организационные и структурно-функциональные явления.
Результаты исследования
Изменение пространственно-временных свойств образовательных процессов в открытом информацион-
1 Мацкевич В. В. Образование // Всемирная энциклопедия. Философия. М. : АСТ; Мн.: Харвест; Современный литератор, 2001. С. 717.
INTEGRATION OF EDUCATION. Vol. 20, no. 4. 2016 ШШтШ^^^
ном обществе. Прежде всего необходимо отметить, что в ситуации развития информационного общества и общества знания постоянно выявляются разнообразные противоречия, обусловливающие изменения в системе непрерывного образования во всей его сложности как социального феномена, где определяющими становятся информационные потоки и ресурсы знания [12].
Исследователями выявляется существенное изменение пространственно-временных свойств процессов обучения в открытом информационном обществе, что неизбежно определяет и новые трактовки свойств непрерывности, преемственности, дополнительности образования [13, с. 3]. Действительно, только сейчас, в условиях складывающегося информационного общества и общества знания, внутренний временной масштаб жизни человеческой популяции в несколько раз меньше длительности человеческой жизни, чего ранее не наблюдалось, и это выявляет те противоречия социального анализа, которые напрямую связаны с временным фактором и, следовательно, внутренним характерным масштабом времени в социуме [6].
Образование как механизм стабилизации в условиях глобализацион-ных процессов. Глобальная экономика и участвующие в ней общества стремительно меняются, соответственно, требуют все более развитых компетенций, умений и знаний (require higher and higher competencies, skills and knowledge) [8]. Другими словами, исследователями подчеркивается необходимость непрерывного (lifelong) и широко непрерывного обновления (lifewide widespreadly update) человеческих знаний, компетенций и навыков [8].
Широкомасштабное непрерывное экономическое и культурное обновление привносит ситуацию нестабильности и неустойчивости в развитии как всего общества [14; 15], так и отдельной личности, обновляя или нивелируя сложившиеся традиции.
Важно отметить, что в такой ситуации именно система образования сама
является фактором, стабилизирующим ситуацию в обществе. Так, Н. М. Чу-ринов в своем исследовании пишет, что российская система образования «является участницей многих мировых событий, глобализационных процессов, объектом глобализационного давления <...>. В силу всего этого система образования чувствительна к общественным деформациям и во всех сегментах ее функциональности имеет прямое отношение к процессам стабилизации общественной жизни страны» [16, с. 146]. Также исследователь особо подчеркивает, что российская система образования распределена по всем возможным уровням непрерывной образовательной деятельности, охватывает все регионы России, является связующим звеном практически всех социальных групп, социальных институтов [16,с.146-152].
Изменение познавательных возможностей современной личности. Современными исследователями все более пристально анализируются факторы изменения антропологических характеристик современного человека, существенно изменяющие его познавательные возможности [17; 18]: оценивается психофизиологическая специфика личности информационной эпохи, актуализируются вопросы общей мотивации на продолжение учения людей разного возраста, уделяется внимание вопросам готовности личности к постоянному самосовершенствованию.
В связи с чем широко обсуждается и обосновывается необходимость формирования такой образовательной модели и образовательной парадигмы, которая бы соответствовала не только идеям постиндустриального общества, но и новым познавательным возможностям и характеристикам современного человека.
Обычно в числе наиболее существенных направлений развития образовательной системы называются обеспечение преемственности и непрерывности образования, мобильности и полноты моделирования будущей деятельности
специалиста [17], а также повышение активности обучающейся личности и ее творческого потенциала.
Специалистами образовательной сферы отмечается, что происходящие изменения в системе образования России должны перенаправить усилия разработчиков с построения «дисциплинарно-организационных» моделей обучения на проектно-созидательные модели образования (А. Ж. Жафяров [18]). Проектно-созидательный подход должен стимулировать поиски ведущих, системообразующих факторов.
В зарубежных исследованиях также актуализирована идея о формировании такой обучающей системы, которая бы соответствовала запросам информационной эпохи и позволяла человеку адекватно формировать свой знаниевый потенциал. К примеру, отмечается, что так называемое информационное обучение (informational learning), которое понимается как приобретение новой информации путем ее добавления, с трудом отвечает на вызовы современного общества [10, p. 19]. В современных условиях необходимо формировать преобразующее обучение (transformative learning), когда обучающиеся не только приобретают новые знания, но «преобразуют» свое мировоззрение, оценивая и адаптируя свои предположения относительно существующих проблем [10, p. 19].
Важно отметить тот способ преобразования своего мировоззрения, на котором акцентируется внимание в указанном исследовании: одним из основных методов, с помощью которого преобразующее обучение может быть сформировано - это эстетический опыт (aesthetic experience), предлагающий в своей основе разнообразные смыслы
и символы, позволяющие учащимся сформулировать ответ (delicate meanings) на определенные проблемы, и что не может быть легко выполнено посредством рациональной аргументации [11].
Обсуждение и заключения
Таким образом, основополагающим фактором функционирования непрерывного образования в контексте данного исследования стало его определение как процесса адаптации личности к разнообразным и постоянно изменяющимся условиям общественного развития. На наш взгляд, определяющая специфика происходящих изменений, отражающихся на процессе функционирования непрерывного образования, заключается в следующем.
Во- первых, существенное изменение пространственно-временных свойств процессов обучения в открытом информационном обществе, что неизбежно определяет и новые трактовки свойств непрерывности, преемственности, дополнительности образования.
Во-вторых, непрерывное экономическое и культурное обновление привносит ситуацию нестабильности и неустойчивости в развитии как всего общества, так и отдельной личности, обновляя или нивелируя сложившиеся традиции; в такой ситуации именно система образования сама является фактором, стабилизирующим ситуацию в обществе.
В-третьих, факторы изменения антропологических характеристик современного человека, существенно изменяющие его познавательные возможности, благодаря чему возникает определенная необходимость формирования адекватной образовательной модели и образовательной парадигмы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Рыбакина Н. А. Непрерывное образование как новая образовательная парадигма // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013. №№ 3. С. 14-22. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20365236 (дата обращения: 05.10.2016).
2. Орланова А. И. Обществу знаний - непрерывное образование // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 114-120. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15631408 (дата обращения: 05.10.2016).
3. Латуха О. А. О вкладе нобелевских лауреатов в инновационную экономику // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 74-80. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1503.07
4. Латуха О. А. Формирование кадрового резерва для здравоохранения: вузовский аспект // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 4. С. 77-84. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1504.08
5. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 7. С. 106-109. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=12912928 (дата обращения: 05.10.2016).
6. Майер Б. О., Евзрезов Д. В. Изменения в системе современного общества и реформы высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 6. С. 37-43. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18319343 (дата обращения: 05.10.2016).
7. Laal M., Laal A., Aliramaei A. Continuing Education; Lifelong Learning // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 4052-4056. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.889
8. Aleandri G., Refrigeri L. Lifelong Learning, Training and Education in Globalized Economic Systems: Analysis and Perspectives // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 93. P. 1242-1248. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.10.022
9. Hubackova S., Semradova I. Research Study on Motivation in Adult Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 159. P. 396-400. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.395
10. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 19-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.079
11. Nemeth B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Adult Learning and Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 142. P. 97-103. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.07.594
12. Протченко А. Н. Образование в информатизации социума // Интеграция образования. 2014. Т. 18, № 3. С. 77-82. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22297401 (дата обращения: 05.10.2016).
13. Колесникова И. А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Т. 1, № 1. С. 2-18. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=21279079 (дата обращения: 05.10.2016).
14. Латуха О. А., Пушкарев Ю. В. Экономическое развитие современного общества и проблема подготовки инновационных кадров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 5. С. 50-56. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18082220 (дата обращения: 05.10.2016).
15. Латуха О. А., Пушкарева Е. А. Экономика общества знания: научно-образовательные приоритеты развития (обзор проблемы) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 5. С. 99-110. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1405.11
16. Чуринов Н. М. Российская система образования как фактор стабилизации общественной жизни // Философия образования. 2007. № 1 (18). С. 146-152. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=9471709 (дата обращения: 05.10.2016).
17. Андронов В. П. Типы и основные компоненты профессионального мышления специалиста // Интеграция образования. 2014. № 1. С. 77-81. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21760478 (дата обращения: 05.10.2016).
18. Жафяров А. Ж. Предложения по реализации концепции развития математического образования в Российской Федерации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 84-92. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1402.08
Поступила 13.10.2016; принята к публикации 17.11.2016; опубликована онлайн 30.12.2016.
Об авторе:
Пушкарева Елена Александровна, профессор кафедры права и философии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28), доктор философских наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1857-6783, pushkarev73@mail.ru
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
^S^mSMMM HHTErPAU,Hií 0EPA30BAHHÜ. T. 20, № 4. 2016
REFERENCES
1. Rybakina NA. Nepreryvnoye obrazovaniye kak novaya obrazovatelnaya paradigma [Lifelong education as a new educational paradigm]. Nauchnoye obozreniye: gumanitarnye issledovaniya = Science review: Humanities research. 2013; 3:14-22. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=20365236 (accessed 05.10.2016). (In Russ.)
2. Orlanova AI. Obshchestvu znaniy - nepreryvnoye obrazovaniye [The knowledge Society requires continuing education]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. 2011; 2:114-120. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=15631408 (accessed 05.10.2016). (In Russ.)
3. Latukha OA. O vklade nobelevskikh laureatov v innovatsionnuyu ekonomiku [On contribution of Nobel laureates in innovative economy]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2015; 3:74-80. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1503.07 (In Russ.)
4. Latukha OA. Formirovaniye kadrovogo rezerva dlya zdravookhraneniya: vuzovskiy aspekt [Formation of personnel reserve for public health: institutional aspect]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2015; 4:77-84. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1504.08 (In Russ.)
5. Zaytseva OV. Nepreryvnoye obrazovaniye: osnovnye ponyatiya i opredeleniya [Lifelong education: basic concepts and definitions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2009; 7:106-109. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=12912928 (accessed 05.10.2016). (In Russ.)
6. Mayer BO, Evzrezov DV. Izmeneniya v sisteme sovremennogo obshchestva i reformy vysshego obrazovaniya [Changes in the system of modern society and reforms of higher education]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2012; 6:37-43. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=18319343 (accessed 05.10.2016). (In Russ.)
7. Laal M, Laal A, Aliramaei A. Continuing Education; Lifelong Learning. Procedia - Social and Behavioural Sciences. 2014; 116:4052-4056. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.889
8. Aleandri G, Refrigeri L. Lifelong Learning, Training and Education in Globalized Economic Systems: Analysis and Perspectives. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013; 93:1242-1248. DOI: http://dx.doi.org/10.10167j.sbspro.2013.10.022
9. Hubackova S, Semradova I. Research Study on Motivation in Adult Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014; 159:396-400. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.395
10. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015; 180:19-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.079
11. Németh B. Research and Development of Adult Education through Higher Education Institutions: A Challenge and Perspective for Better Adult Learning and Education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014; 142:97-103. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.07.594
12. Protchenko AN. Obrazovaniye v informatizatsii sotsiuma [Education in informatisation of society]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2014; 3:77-82. Available from: http://elibrary.ru/ item.asp?id=22297401 (accessed 05.10.2016). (In Russ.)
13. Kolesnikova IA. Nepreryvnoye obrazovaniye kak fenomen XXI veka: novyye rakursy issledovaniya [Lifelong education as a phenomenon of the XXI century: new research perspectives]. Nepreryvnoye obrazovaniye: XXI vek = Lifelong Education: 21st century. 2013; 1:2-18. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=21279079 (accessed 05.10.2016). (In Russ.)
14. Latukha OA, Pushkarev YuV. Ekonomicheskoye razvitiye sovremennogo obshchestva i problema podgotovki innovatsionnykh kadrov [Economic development of modern society and problem of training innovative staff]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2012; 5:50-56. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=18082220 (accessed 05.10.2016). (In Russ.)
15. Latukha OA, Pushkareva EA. Ekonomika obshchestva znaniya: nauchno-obrazovatelnye prioritety razvitiya (obzor problemy) [Economy of the knowledge society: research and educational development priorities (overview of the problem)]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2014; 5:99-110. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1405.11 (In Russ.)
16. Churinov NM. Rossiyskaya sistema obrazovaniya kak faktor stabilizatsii obshchestvennoy zhizni [Russian education system as a factor of social stability]. Filosofiya obrazovaniya = Philosophy of Education. 2007; 1(18):146-152. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=9471709 (accessed 05.10.2016). (In Russ.)
17. Andronov VP. Tipy i osnovnye komponenty professionalnogo myshleniya spetsialista [Types and main components of professional thinking of a specialist]. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2014; 1:77-81. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=21760478 (accessed 05.10.2016). (In Russ.)
18. Zhafyarov AZh. Predlozheniya po realizatsii kontseptsii razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Suggestions on the implementation of the concept of development of mathematical education in the Russian Federation]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2014; 2:84-92. DOI: http://dx.doi. org/10.15293/2226-3365.1402.08 (In Russ.)
Submitted 13.10.2016; revised 17.11.2016; published online 30.12.2016.
About the author:
Elena A. Pushkareva, professor of law and philosophy faculty, Novosibirsk State Pedagogical University (28, Vilyuyskaya St., Novosibirsk, Russia), Dr.Sci. (Philosophy), ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-1857-6783, pushkarev73@mail.ru
The author have read and approved the final manuscript.