Научная статья на тему 'Ключевые факторы и условия развития предпринимательства в Республике Калмыкия (на основе данных опроса предпринимателей)'

Ключевые факторы и условия развития предпринимательства в Республике Калмыкия (на основе данных опроса предпринимателей) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манцаева А.А., Деликова Т.Г.

В статье представлены результаты обработки эмпирических данных, полученных в ходе экспертного социологического опроса представителей предпринимательского сектора Республики Калмыкия в 2017 году. Посредством ранжирования выявлены актуальные риски развития предпринимательства в регионе, а основные проблемы предпринимателей оценены по степени остроты. Исследовано влияние различных факторов на развитие предпринимательства, осуществленное для четырех групп респондентов: осуществляющих свою деятельность в районах, в г. Элиста, отдельно сельхозпроизводителей, а также в целом по республике без сельхозпроизводителей. Проанализированы основные меры поддержки и развития собственного бизнеса, осуществленные предпринимателями в течение прошлого года. По ряду вопросов проведено сравнение с оценками, полученными в ходе аналогичного опроса предпринимателей в 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ключевые факторы и условия развития предпринимательства в Республике Калмыкия (на основе данных опроса предпринимателей)»

ЭКОНОМИКА

МАНЦАЕВА А. А., ДЕЛИКОВА Т. Г.

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ (на основе данных опроса предпринимателей)

Аннотация: В статье представлены результаты обработки эмпирических данных, полученных в ходе экспертного социологического опроса представителей предпринимательского сектора Республики Калмыкия в 2017 году. Посредством ранжирования выявлены актуальные риски развития предпринимательства в регионе, а основные проблемы предпринимателей оценены по степени остроты. Исследовано влияние различных факторов на развитие предпринимательства, осуществленное для четырех групп респондентов: осуществляющих свою деятельность в районах, в г. Элиста, отдельно сельхозпроизводителей, а также в целом по республике без сельхозпроизводителей. Проанализированы основные меры поддержки и развития собственного бизнеса, осуществленные предпринимателями в течение прошлого года. По ряду вопросов проведено сравнение с оценками, полученными в ходе аналогичного опроса предпринимателей в 2011 г.

Ключевые слова: предпринимательство, малые предприятия, факторы развития предпринимательства, региональная экономика, факторный анализ.

В современном мире малое и среднее предпринимательство стало неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, определяющим функционирование и развитие экономики и общества в целом. Как и любая экономическая система, предпринимательская организация является открытой, зависящей от исходных и создаваемых условий развития, и подвержена влиянию различных факторов.

С точки зрения экономистов, фактор представляет собой причину, движущую силу, ресурс какого-либо процесса, а также явление, определяющее характер или отдельные черты этого процесса [1]. Различные факторы оказывают влияние на результат как производственной, так и экономической деятельности предпринимательства, и могут быть классифицированы по сферам и уровням влияния (табл. 1). При этом абсолютно закономерной является межрегиональная дифференциация набора факторов и степени их влияния на конечный результат предпринимательской деятельности.

В целях выявления и анализа факторов и условий развития предпринимательства в Республике Калмыкия в феврале 2017 в рамках государственного задания авторами было проведено социологическое исследование - массовый анкетный опрос предпринимателей. Анкета включала нескольких блоков вопросов, касающихся оценки респондентами факторов и условий для развития предпринимательства, эффективности мер государственной поддержки в регионе, а также инвестиционной активности самих респондентов.

В исследовании приняли участие 125 хозяйствующих субъектов, среди которых основная масса -89 - индивидуальные предприниматели, 19 - общества с ограниченной ответственностью, 15 -крестьянско-фермерские хозяйства. Основные виды деятельности участвовавших в опросе хозяйствующих субъектов: производство сельхозпродукции (38,4%), розничная торговля (39,2%), услуги населению (24,8%) и т.д. Такое распределение организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности соответствует реально сложившейся структуре предприятий региона.

В исследовании проверялась гипотеза о том, что существуют экономические факторы, которые влияют на развития предпринимательства в Республике Калмыкия не меньше, чем состояние конкурентной среды. К ним относятся:

- рыночные спрос и предложение товаров;

- цены ресурсов (ставка процента по кредитам, ставка заработной платы, тарифы на электроэнергию, цены сырья и материалов и т.д.);

- налоги, субсидии;

- избыток или дефицит рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, и таким образом на их платежеспособность;

- состояние инфраструктуры и пр.

Кроме того, по ряду вопросов проведено сравнение с оценками, полученными в ходе опроса предпринимателей в 2011 г.

■ n u ■ ■

я g t-. о ra о s w в g ц G pi, и о

О й

11 *

M S fS

fi й 3

H Ë

я я S

woo

s g я

3 & a

S, g я

К S u

m ù h

e p< q

Ш S g g <■> s ^

g! S Cr1 5

Fi

Гъ M ' n s

й « s

P-e- a

О к о

g I ее:

s й S

s я g

"" л s

Й Й I

И i

s В a s i g

d 9 g tí g P

g |g|ï

* I S Й I s

E S B-E S I

11 s i i 8

5 M ü S ta tr1

6 о p. & S о В ч fr & О G et и a " G u

ü y Я u С Й

« & д

о S n

3 ñ.§

h s я F ö

sas-

g. u «5 g p. s

8

p< и si

h s « I & M

&r й

y s g &&

i

Í

род

о & „

â «S ñ ^ S

. U Ы W W Ы

5 ft я î О ï й

И ra & Я P й &

w er & 3 b G &

ее о о u и g

I?i i

s m и h «

о ь 2 r » r

^ h u

й ■ « m s и u

II!

о « s

4 a 5

5 ft ft

ü g

w w ü i

О О ft

*S s G

h s g

G ч

R S о

в s i

й h ю

а. & о

ее о q

С G « н

о о 9 S

g g a & ю S s y .

R 3 2 « й

U S s w о

s О 8 I i ës и„ ä t,

I« S I 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

fa s Й

G R О r о ее

ray??, § § &

~ h и

a a q

rt в g a S.

И t-t a4 ГГ1

в я эй га о я; ra n u n ft

f s i

w S

s « w

га о a u

G Й S О

Таблица 2.

Средние ранги рисков по развитию предпринимательства (от 1 - наиболее актуальный, до 9 - наименее актуальный)

Средний ранг Место

2011 2017 2011 2017

Ухудшение состояния экономики Республики Калмыкия (падение доходов, сокращение спроса) 2,44 1,96 2 1

Рост цен, тарифов на топливо, электроэнергию и т.п. 3,09 2,72 3 2

Рост арендных платежей 2,13 3,73 1 3

Необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п. 4,33 4,57 5 4

Изменения в законодательстве 4,71 4,65 6 5

Появление крупного/ых монополиста/ов 4,26 4,76 4 6

Вымогательство со стороны государственных структур 6,60 6,21 8 7

Незаконные попытки отнять или ликвидировать бизнес 5,94 6,27 7 8

Вымогательство со стороны криминальных структур 7,09 7,67 9 9

Так, в первой тройке актуальных рисков предпринимательства произошли заметные изменения по сравнению с 2011 г. На первый план в данный момент вышло состояние экономики региона (падение доходов, сокращение спроса). Значение среднего ранга при этом снизилось (табл. 2), т.е. больше респондентов выделяли именно этот риск как основной. В большей мере предпринимателей стали волновать и риски повышения тарифов. Напротив, в условиях стагнации сектора недвижимости угроза роста арендных платежей потеряла свою значимость.

Положительно следует оценить снижение рисков необоснованных штрафов и нарушений, попыток отнять или ликвидировать бизнес, вымогательства со стороны криминальных структур. В то же время по сравнению с 2011 годом респонденты несколько чаще указывали на вероятность вымогательства со стороны государственных структур.

В вопросе: «Каковы, на Ваш взгляд, наиболее острые проблемы, мешающие предпринимательской деятельности в Вашей отрасли?» предпринимателям было предложено оценить степень остроты по 21 пункту. Распределение ответов представлено (табл. 3).

Как следует из ответов, наиболее острые проблемы для предпринимателей создают растущие цены на энергоносители, сырье и материалы.

При этом низкий платежеспособный спрос лишь следующая по остроте проблема. Таким образом, предприниматели достаточно четко проводят разницу между рисками и проблемами бизнеса. Рациональный подход заключается в том, что риски анализируются «до наступления», а проблемы -«после». Говоря о проблемах, респонденты отмечают, в первую очередь оперативные, текущие сложности. А в условиях низкого спроса они функционируют уже несколько лет и, по всей видимости, адаптировались, хотя и ощущают это как серьезное ограничение. Возвращаясь к рискам, вероятная реализация главного риска - еще большего падения спроса из-за ухудшения состояния экономики - очевидно, скорее приведет к стратегическому решению закрыть бизнес, чем очередное повышение тарифов.

Помимо указанных, в списке главных проблем - высокие налоги. Кроме того, в 2017 году среди острых проблем - доступ к банковским кредитам.

Обработав полученные ответы, мы выделили несколько наиболее информативных факторов, несущих в себе основную смысловую нагрузку и оказывающих наибольшее влияние на предпринимательскую среду в Республике Калмыкия. Данная процедура была осуществлена с помощью факторного анализа - метода многомерного статистического анализа, позволяющего снижать размерность исходных признаков с минимальной потерей информации. Мы провели его для четырех групп респондентов: осуществляющих свою деятельность в районах, в г. Элиста, отдельно сельхозпроизводителей, а также в целом по республике без сельхозпроизводителей. При этом, чтобы не искажать полученные результаты, из выборки были исключены ответы «Затрудняюсь ответить».

Для предпринимателей г. Элиста не удалось выделить наиболее значимые факторы (мера адекватности Кайзера-Мейера-Олкина < 0,5), а вот для остальных категорий факторный анализ дал хорошие результаты, представленные в таблице 4. Нами были отобраны факторы, нагрузки по которым составили более 0,75, в последней строке таблицы отражен процент объясненной дисперсии.

Как видим, предпринимателей республики (без сельхозпроизводителей) в целом и в районах беспокоят практически одни и те же трудности, а вот ряд проблем, острых с точки зрения сельхозпроизводителей, оказался совсем иным.

Таким образом, для сельхозпроизводителей не актуальны факторы узкого рынка и растущих цен на сырье. В то же время достаточно острыми являются проблемы (что должно вызывать серьезную обеспокоенность) административных барьеров, неэффективного государственного управления и защиты прав собственности и контрактных прав (угроза рейдерского захвата и т. п.).

Таблица 4.

Основные факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Калмыкия

В целом в Республике Калмыкия (без сельхозпроизводителей) В районах Сел ьхозпроизводители

1. Сложность доступа к производственным, офисным и торговым помещениям в собственность 0,860 2. Низкий платежеспособный спрос, отсутствие спроса 0,845 3. Рост цен на сырье, материалы, комплектующие 0,794 4. Сложность доступа к производственным, офисным и торговым помещениям в аренду 0,791 5. Недобросовестная (нечестная) конкуренция 0,790 6. Рост цен на топливо, тарифов на электроэнергию и т.п. 0,774 1. Сложность доступа к производственным, офисным и торговым помещениям в аренду 0,897 2. Сложность доступа к производственным, офисным и торговым помещениям в собственность 0,844 3. Низкий платежеспособный спрос, отсутствие спроса 0,833 4. Рост цен на сырье, материалы, комплектующие 0,791 5. Высокие налоги/ неэффективное налоговое администрирование 0,785 6. Недобросовестная (нечестная) конкуренция 0,783 7. Сложность с доступом к помощи государственных и/или муниципальных фондов/ институтам микрофинансирования 0,777 8. Недостаток квалифицированных кадров 0,771 9. Неразвитость транспортной инфраструктуры 0,769 1.Неразвитость транспортной инфраструктуры 0,812 2. Неразвитость сбытовой инфраструктуры 0,807 3. Административные барьеры 0,804 4. Неэффективность государственного управления, излишний бюрократизм 0,796 5. Дефицит рабочей силы 0,793 6. Недостаточная защита прав собственности и контрактных прав (угроза рейдерского захвата и т.п.) 0,791 7. Сложность с доступом к банковским кредитам 0,787

69,9% 71,9% 79,3%

Подобная характеристика состояния делового климата не может не оказывать негативного влияния на процесс развития предпринимательства в секторе. В этих условиях малые предприятия, стремящиеся к максимизации прибыли, склонны избирать краткосрочную стратегию и эксплуатировать ограниченные объемы основного капитала, ресурсов (сырья, материалов, рабочей силы), т.е. сохранять малые размеры, не позволяющие создать высокодоходную производственную базу в перспективе.

В этой связи были дополнительно исследованы оценки административных барьеров, данные респондентами, относящимися к сектору сельскохозяйственного производства (48 респондентов).

Как показано на рисунке 1, для данной категории предпринимателей наиболее острыми административными барьерами являются предоставление земельных участков в аренду или собственность и недоступность инфраструктуры. Остальные административные барьеры при входе на рынок, а также при осуществлении текущей деятельности сельхозпроизводители расценивают как средне-острые, что тоже далеко от совершенства и требует системной работы органов управления по части смещения основной массы оценок к уровню «минимальная острота» проблемы.

Следует отметить, что высокие значения факторов неразвитости транспортной и сбытовой инфраструктуры согласуются с результатами экспертных интервью, проведенных в 2014 и 2016 гг. с представителями секторов государственного управления, науки и бизнеса Республики Калмыкия [2, 3]. Они свидетельствуют о том, что для всех категорий хозяйств в большей или меньшей степени существует проблема сбыта произведенной продукции. Характеризуя рынок сбыта продукции животноводства, подавляющее большинство экспертов отмечали слабое развитие рынка, отсутствие эффективных каналов сбыта, низкие цены на продукцию.

@ Высокая острота К Средняя острота

Рис. 1. Распределение респондентов-сельхозтоваропроизводителей по оценке величины административных барьеров

Конкуренция животноводческой продукции с заведомо более дешевым импортным продуктом обусловливает необходимость модернизации производства, внедрения ресурсосберегающих технологий, а также усиления внимания к аспектам маркетинговой деятельности. Как видно по результатам опроса, сельхозпроизводителями предпринимаются определенные попытки (приобретение нового оборудования, реконструкция помещений), однако основная тенденция выглядит как экстенсивное развитие за счет новых рынков сбыта (рис. 3).

Попутно отметим, что исходя из распределения сельхозпроизводителей по оценке собственного финансового положения нельзя сделать вывод о более благоприятных условиях развития в аграрном секторе. Так, из опрошенных сельхозпроизводителей две трети оценили свое финансовое состояние как устойчивое и достаточное для поддержания бизнеса, четвертая часть - как неустойчивое и недостаточное для поддержания текущего состояния бизнеса (рис. 2), что в целом не отличается от структуры оценок, полученных по всей массе респондентов.

В целом среди основных мероприятий по развитию бизнеса, осуществленных предпринимателями региона в течение 2016 года, наиболее популярными оказались «Повышение качества продукции (услуг)», «Меры по сокращению издержек» и «Ремонт/реконструкция существующих помещений». Реже всего респонденты отмечали «Поставки по государственным заказам», «Экспорт продукции».

Устойчивое, достаточное для поддержания бизнеса, есть источники для его развития

Относительно устойчивое для поддержания бизнеса, для развития - нет

Неустойчивое, недостаточное для

поддержания текущего состояния бизнеса

Неуклонно ухудшается

Затрудняюсь ответить

Рис. 2. Распределение ответов респондентов-сельхозтоваропроизводителей по оценке своего финансового положения

К Без_СХ

ЕЕ СХпроизводители

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Осуществлялось ли на Вашем предприятии в течение прошлого года что-либо из перечисленного?»

По сравнению с 2011 годом предприниматели в меньшей степени ориентируются на развитие бизнеса: снизилась доля тех, кто осваивал новую продукцию или технологии, приобретал оборудование или инвестировал в строительство, а поставки по госзаказам сократились почти в три раза (табл. 5).

Таблица 5.

Распределение ответов на вопрос «Осуществлялось ли на Вашем предприятии в течение прошлого года что-либо из перечисленного?» в 2011 и 2017 гг.

2011 2017

Да Нет Затрудняюсь ответить Да Нет Затрудняюсь ответить

Меры по сокращению издержек 57,4 29,8 12,8 51,2 42,4 6,4

Освоение новой продукции, новых

технологий, новых видов деятельности 54,3 35,9 10,8 31,2 64,8 4,0

Выход на новые рынки сбыта 40,4 43,7 15,9 38,4 51,2 10,4

Приобретение нового оборудования, модернизация производства 61,7 27,7 10,6 42,4 51,2 6,4

Внедрение новых (современных) методов

управления предприятием 33,0 51,0 16,0 16,8 72,0 11,2

Ремонт/реконструкция существующих помещений 45,8 40,5 13,7 45,6 48,8 5,6

Сокращение численности сотрудников более чем на 10% 16,0 73,3 10,7 13,6 80,0 6,4

Кредитование поставщиков, покупателей 26,6 58,5 14,9 19,2 70,4 10,4

Поставки по госзаказам 23,4 66,0 10,6 8,0 83,2 8,8

Экспорт продукции (услуг) 4,3 83,0 12,7 7,2 84,0 8,8

Строительство новых зданий 17,0 71,3 11,7 11,2 82,4 6,4

Увеличение численности сотрудников более

чем на 10% 14,9 69,1 16,0 14,4 79,2 6,4

Повышение качества продукции (услуг) 75,5 14,9 9,6 64,8 28,0 7,2

Аренда, покупка дополнительных помещений 27,7 59,6 12,7 19,2 76,0 4,8

Подготовка, повышение квалификации

кадров 36,2 53,2 10,6 22,4 68,8 8,8

Также предпринимателями региона практически не осуществляются инвестиционные вложения. Среди основных причин, препятствующих этому, респонденты назвали «Недостаток собственных финансовых средств», «Высокие ставки процента по банковским и другим кредитам», а также «Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов» (табл. 6).

Таблица 6.

Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность предпринимателей Республики Калмыкия

Факторы Средние ранги (1 -самый важный и т.д.)

Недостаток собственных финансовых средств 2,24

Ограниченность доступа к заемным финансовым средствам 3,56

Высокие ставки процента по банковским и др. кредитам 2,24

Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов 3,27

Необходимость предоставления отчета об использовании привлеченных средств 5,51

Низкая инвестиционная привлекательность отрасли 5,17

Отсутствие налоговых льгот 4,70

Отсутствие информации о возможностях инвестирования 5,68

Мерами государственной поддержки бизнеса на регулярной основе пользуются около 40% всех респондентов, причем больше 53% из них - сельхозпроизводители. Самой востребованной мерой государственной поддержки оказались «Финансы (ссуды, кредиты, субсидии)» (75,5%), на втором месте - «Информационная и консультационная поддержка бизнеса» (26,5%).

Вместе с этим, по мнению предпринимателей в республике практически отсутствуют такие меры государственной поддержки, как «Организация бизнес-инкубаторов и технопарков» (73,1%), «Льготная аренда государственных и муниципальных помещений» (65,5%) и «Помощь в продвижении на региональный и иные рынки, организация выставок и ярмарок» (65,2%).

Таким образом, на основании результатов обработки собранных эмпирических данных мы можем утверждать, что динамичному развитию предпринимательства в Республике Калмыкия противостоит ряд серьезных проблем. В комплексе все эти проблемы отрицательно влияют не только на уже существующие в регионе предпринимательские организации, но и сдерживают появление новых. Особое внимание необходимо обратить на нужды сельхозпроизводителей как одной из основных категорий, осуществляющих свою деятельность в регионе.

В целом сложившаяся в Республике Калмыкия ситуация требует существенного расширения форм и механизмов эффективной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абдукаримов, В.И. Предпринимательство в системе факторов социально-экономического развития региона / В.И. Абдукаримов, Е.Н. Ильина // Социально-экономические явления и процессы. 2007. Вып. 4.

2. Оценка условий экономического роста в Республике Калмыкия: экспертный опрос [5 анкет, июнь 2014 г., Элиста, Республика Калмыкия] / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; Т.Г. Деликова // Электронный архив отдела экономических исследований.

3. Бизнес по-калмыцки: опыт конкурентоспособных производств: экспертное интервью [ИП Иванов С.Д., дата 09.03.2016 г., Элиста, Республика Калмыкия] / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; Т.Г. Деликова // Электронный архив отдела экономических исследований.

ДЕЛИКОВА Т.Г., МАНЦАЕВА А.А.

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

Аннотация: В статье представлены результаты анализа занятости в малом бизнесе Республики Калмыкия. Показано, что в текущих условиях потенциал занятости в сфере малого бизнеса в Республике Калмыкия ограничен и снижается, что обусловливает необходимость усиления мер поддержки предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство (малый бизнес), малые предприятия, занятость населения, занятость в малом бизнесе, Республика Калмыкия.

В Республике Калмыкия продолжается сжатие сектора «крупных и средних предприятий»: крупные предприятия в регионе отсутствуют, а средние - постепенно сокращаются до размера малых или в ряде случаев закрываются [1]. Сузившееся пространство производственной деятельности концентрируется в малом предпринимательстве, которое, пользуясь определенными регуляторными послаблениями, но не имея достаточных ресурсов и стимулов для роста, выступает своего рода резервацией бизнес-инициативы. Как следствие, малый бизнес является основным источником занятости в частном секторе.

В экономически развитых странах рабочие места в малом бизнесе обеспечивают значительную долю занятости (например, в Великобритании - 43,9%, во Франции - 45,2; в Германии - 39,4, в Норвегии

- 50,2). В России этот показатель не превышает от общего объема занятости, а в Республике Калмыкия

- менее 20%. В Италии и Испании, где традиционно широко представлены ремесленные производства, небольшие семейные предприятия и сервисы, доля занятости в сфере малого бизнеса превышает 60% [рассчитано по данным 2]. Таким образом, потенциал роста занятости за счет развития малых форм хозяйствования нуждается во внимательном изучении и оценке, особенно в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда, таких как Республика Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.