Мерами государственной поддержки бизнеса на регулярной основе пользуются около 40% всех респондентов, причем больше 53% из них - сельхозпроизводители. Самой востребованной мерой государственной поддержки оказались «Финансы (ссуды, кредиты, субсидии)» (75,5%), на втором месте - «Информационная и консультационная поддержка бизнеса» (26,5%).
Вместе с этим, по мнению предпринимателей в республике практически отсутствуют такие меры государственной поддержки, как «Организация бизнес-инкубаторов и технопарков» (73,1%), «Льготная аренда государственных и муниципальных помещений» (65,5%) и «Помощь в продвижении на региональный и иные рынки, организация выставок и ярмарок» (65,2%).
Таким образом, на основании результатов обработки собранных эмпирических данных мы можем утверждать, что динамичному развитию предпринимательства в Республике Калмыкия противостоит ряд серьезных проблем. В комплексе все эти проблемы отрицательно влияют не только на уже существующие в регионе предпринимательские организации, но и сдерживают появление новых. Особое внимание необходимо обратить на нужды сельхозпроизводителей как одной из основных категорий, осуществляющих свою деятельность в регионе.
В целом сложившаяся в Республике Калмыкия ситуация требует существенного расширения форм и механизмов эффективной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти.
1. Абдукаримов, В.И. Предпринимательство в системе факторов социально-экономического развития региона / В.И. Абдукаримов, Е.Н. Ильина // Социально-экономические явления и процессы. 2007. Вып. 4.
2. Оценка условий экономического роста в Республике Калмыкия: экспертный опрос [5 анкет, июнь 2014 г., Элиста, Республика Калмыкия] / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; Т.Г. Деликова // Электронный архив отдела экономических исследований.
3. Бизнес по-калмыцки: опыт конкурентоспособных производств: экспертное интервью [ИП Иванов С.Д., дата 09.03.2016 г., Элиста, Республика Калмыкия] / Ин-т комплекс. исслед. арид. территорий; Т.Г. Деликова // Электронный архив отдела экономических исследований.
ДЕЛИКОВА Т.Г., МАНЦАЕВА А.А.
РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Аннотация: В статье представлены результаты анализа занятости в малом бизнесе Республики Калмыкия. Показано, что в текущих условиях потенциал занятости в сфере малого бизнеса в Республике Калмыкия ограничен и снижается, что обусловливает необходимость усиления мер поддержки предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство (малый бизнес), малые предприятия, занятость населения, занятость в малом бизнесе, Республика Калмыкия.
В Республике Калмыкия продолжается сжатие сектора «крупных и средних предприятий»: крупные предприятия в регионе отсутствуют, а средние - постепенно сокращаются до размера малых или в ряде случаев закрываются [1]. Сузившееся пространство производственной деятельности концентрируется в малом предпринимательстве, которое, пользуясь определенными регуляторными послаблениями, но не имея достаточных ресурсов и стимулов для роста, выступает своего рода резервацией бизнес-инициативы. Как следствие, малый бизнес является основным источником занятости в частном секторе.
В экономически развитых странах рабочие места в малом бизнесе обеспечивают значительную долю занятости (например, в Великобритании - 43,9%, во Франции - 45,2; в Германии - 39,4, в Норвегии
- 50,2). В России этот показатель не превышает от общего объема занятости, а в Республике Калмыкия
- менее 20%. В Италии и Испании, где традиционно широко представлены ремесленные производства, небольшие семейные предприятия и сервисы, доля занятости в сфере малого бизнеса превышает 60% [рассчитано по данным 2]. Таким образом, потенциал роста занятости за счет развития малых форм хозяйствования нуждается во внимательном изучении и оценке, особенно в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда, таких как Республика Калмыкия.
В представленной статье авторы проанализировали особенности и тенденции занятости в секторе малого бизнеса Республики Калмыкия и попытались выяснить насколько в текущих условиях малый бизнес способен эффективно решать региональные проблемы занятости.
Приступая к рассмотрению обозначенной проблемы необходимо, прежде всего, отметить специфику определения границ сектора. Малый бизнес состоит из предприятий - юридических лиц (ЮЛ) и индивидуальных предпринимателей (ИП), показатели деятельности которых соответствуют законодательно установленным лимитам (доходы до 800 млн. руб., численность персонала - до 100 человек). При этом в силу особенностей регулирования доступность информации о состоянии сектора ИП ниже, чем в отношении юридических лиц. Так, часто в официальной статистике представлены лишь общие сведения о численности ИП, поэтому, определяя количество ИП - малых предприятий на основе этих данных, мы вынуждены мириться с некоторой долей условности: хотя ИП - это на 99,9% малый и микро бизнес, показатель включает и незначительное количество индивидуальных предпринимателей, за которыми стоит большее по размеру предприятие.
Более точную информацию о размерах сектора дают сплошные наблюдения за деятельностью малого бизнеса, которые проводятся в РФ раз в 5 лет (в 2010 г., в 2015 г.).
В промежутках между сплошными наблюдениями можно также ориентироваться на данные налоговой службы. С 2016 года ведется общедоступный Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [3] (далее - Единый реестр). Однако необходимо учитывать, что он содержит сведения обо всех зарегистрированных субъектах малого и среднего предпринимательства вне зависимости от того, осуществляют ли они фактически деятельность.
Таким образом, определяя источники данных для анализа, авторы руководствовались указанными обстоятельствами. В анализе использованы преимущественно данные государственной статистики о действующих субъектах малого предпринимательства, прежде всего, материалы сплошных наблюдений. В отдельных случаях приводится актуальная информация за 2016-2017 гг. о численности зарегистрированных субъектов малого бизнеса, содержащаяся в Едином реестре.
За период 2010-2016 гг. количество субъектов малого предпринимательства в РК сократилось: малых предприятий стало меньше на 6,9%, индивидуальных предпринимателей - почти на 2% (рис. 1).
Рис. 1. Динамика сектора малого бизнеса в РК
Причем, как видно на рис. 1, в указанные годы размеры компонентов сектора малого бизнеса чаще всего изменялись разнонаправлено. Величина отрицательной корреляции довольно высока (Я2 = - 0,83).
В масштабе же всей страны это явление не обнаруживается. Различие обусловлено, прежде всего, не совпадающими с общероссийской тенденцией колебаниями численности малых предприятий, имеющих статус юридических лиц.
В динамике доходов обнаруживается значительное отставание всех сегментов сферы малого бизнеса в РК от средних показателей по стране и округу (табл. 1). Более того, субъекты малого предпринимательства РК имеют худшие показатели прироста доходов в Южном федеральном округе.
Таблица 1.
Показатели Российская Федерация ЮФО Республика Калмыкия
Прирост оборота (малых предприятий (включая микропредприятия)) 205,3 192,7 110,0
в т.ч. оборота малых предприятий 140,6 157,1 107,4
в т.ч. оборота микропредприятий 359,0 277,6 113,7
Прирост выручки индивидуальных предпринимателей 264,8 332,0 158,3
Плотность малого бизнеса в Республике Калмыкия низка - около 6 предприятий на 1 тыс. населения (в среднем в РФ - 14,0) (рис. 2).
Рис. 2. Плотность малого бизнеса в 2016 г.
Следует отметить, что за 2010-2016 гг. в целом в Российской Федерации наблюдается увеличение плотности малого бизнеса с 12 до 19 единиц по юридическим лицам и с 14 до 17 - по ИП. В то же время в РК плотность малых предприятий - юрлиц снизилась с 5,6 до 5,4 единиц, а индивидуальных предпринимателей выросла незначительно: с 22 до 22,5 единиц.
Рабочая сила, занятая в секторе малого предпринимательства, складывается из персонала предприятий - юридических лиц и всех вовлеченных в деятельность индивидуальных предпринимателей - самих предпринимателей, их партнеров, наемных работников, а также помогающих членов семьи.
В среднем в РК на 1 юридическое лицо приходится 4,8 человек, на 1 индивидуального предпринимателя - 2,1 (табл. 2). Показатели относительной занятости в расчете на бизнес-единицу незначительно отличаются от средних значений по стране и округу.
Таблица 2.
Занятость в расчете на бизнес-единицу
Показатели Российская Федерация Южный федеральный округ Республика Калмыкия
Наемные работники в расчете на 1 малое предприятие (ЮЛ), чел. 4,0 4,3 4,8
Занятые в расчете на 1 индивидуального предпринимателя, чел. 2,3 1,9 2,1
в т.ч. наемные работники в расчете на 1 индивидуального предпринимателя, чел 1,0 0,7 0,6
Среди популярных у малого бизнеса видов деятельности [1] относительно более «трудоемкими» являются сельское хозяйство (8,4 человека на 1 предприятие), операции с недвижимым имуществом,
аренда и предоставление услуг (5,9 человек). Самая распространенная торговая деятельность обеспечивает в среднем занятость 3 человек на 1 предприятии.
Почти две трети (64,2%) всех рабочих мест в малом бизнесе создается индивидуальными предпринимателями (рис. 3). Максимального значения (70,5%) этот показатель достигал в 2012 г.
За 2010-2016 гг. совокупная занятость в секторе сократилась на 20 % (рис. 3). В сегменте ИП занятость упала на 18,3 %, в сегменте ЮЛ - на 22,6 %. Таким образом, сокращение занятости в секторе малого предпринимательства опережает тенденцию уменьшения численности его субъектов.
3 15
□ Занятые в секторе ИП (сами ИП, наемные работники, члены семьи, партнеры), тыс. чел.
■ Занятые (наемные работники) на малых предприятиях (включая микропредприятия), тыс. чел.
□ Наемные работники в расчете на 1 малое предприятие, чел.
□ Занятые в расчете на 1 индивидуального предприн и мате л я, чел.
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
Рис. 3. Динамика занятости в секторе малого предпринимательства и относительная
занятость в расчете на бизнес-единицу
Наибольшее сокращение произошло в части найма работников. Так, количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось лишь на 2%, тогда как численность работников, нанятых ими, сократилась почти на 35% (табл. 3). Очевидно, что это, в первую очередь, связано с высокой нагрузкой по взносам на социальное страхование работников. В результате некоторая доля рабочих мест перешла в «тень», однако, и фактическое сокращение найма, как представляется, произошло в значительных масштабах.
Таблица 3.
Динамика компонентов занятости в секторе малого бизнеса
Наименование показателя 2010 2016 Изменение 2016/2010, %
Юридические лица
Численность наемных работников малых предприятий (без микропредприятий), чел. 5300 4553 -14,1
Численность наемных работников микропредприятий, чел. 4100 2719 -33,7
Индивидуальные предприниматели
Численность занятых (включая индивидуальных предпринимателей, наемных работников, партнеров, помогающих членов семьи), чел. 15956 13033 -18,3
Численность наемных работников, чел. 5699 3724 -34,7
Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей, чел. 6373 6251 -1,9
Так как общая занятость в экономике РК за тот же период уменьшилась на 2%, вклад малого бизнеса в общую занятость снижается (на 4 п.п.) (табл. 4).
Таблица 4.
2010 2016 Изменение 2016/2010, %
Российская Федерация 24,5 23,2 -1,3
Южный федеральный округ 26,8 24,7 -2,1
Республика Калмыкия 22,1 18,1 -4,0
Сравнивая тенденции занятости в секторе малого бизнеса в РК с общероссийскими можно отметить следующее. В целом по стране количество малых предприятий увеличивается (+68,5%), что частично компенсирует снижение занятости (-1%) (рис. 5). При этом фирмы, по всей видимости, нацелены на оптимизацию издержек на персонал: относительно крупные (по численности персонала) бизнесы замещаются большим количеством мелких, относительная занятость (занятость в расчете на 1 бизнес-единицу) сокращается. Аналогичные процессы наблюдаются в сегменте индивидуального предпринимательства и на уровне округа.
■*ество малых предприятии юридически лиц
*ество индивидуальных предпринимателей
□ Республика Калмыкия
□ Южный федеральный округ
□ Российская Федерация
- 80,0 -50,0 -40,0 -20,0
0,0
20,0 40,0 60,0
80,0
Рис. 5. Прирост показателей развития малого бизнеса за 2010-2016 гг.
Низкие темпы роста занятости можно связать с неблагоприятными условиями для роста предприятий: спадом покупательской активности вследствие снижения реальных доходов населения, дороговизной инвестиционных ресурсов, неэффективностью мер государственной поддержки. Кроме того, высокий уровень страховых взносов продолжает подталкивать малый бизнес к теневым сделкам на рынке труда: эксперты обращают внимание на увеличение неформальной занятости [4].
В Республике Калмыкия сочетание этих факторов приводит к снижению предпринимательской активности и более глубокому падению занятости в обоих сегментах (ЮЛ и ИП) малого бизнеса. При этом общая занятость снизилась больше, чем относительная. Т.е., как и по стране в целом, «уходят» компании с относительно высокими издержками на персонал, но замещение их более «дешевыми» бизнесами происходит гораздо менее активно.
На сегодня тенденция снижения занятости на предприятиях не сломлена. На 10.12.2017г., согласно данным налоговой службы, в Республике Калмыкия зарегистрировано 1 848 юридических лиц и 7 468 индивидуальных предпринимателей, соответствующих критериям малого и микро бизнеса. За неполный
год (с 10 января 2017 г.) число юридических лиц уменьшилось на 10,2%, а индивидуальных предпринимателей - выросло на 1,3%. Занятость в индивидуальном предпринимательстве за этот же период выросла на 0,6%, но суммарная занятость (среднесписочная численность работников) в обоих сегментах сократилась на 4,6%.
Таким образом, следует констатировать наличие очень ограниченного и, более того, снижающегося потенциала занятости в сфере малого бизнеса в Республике Калмыкия.
Очевидно, в отсутствие крупного бизнеса малый бизнес практически не способен самостоятельно решить задачу поглощения большой массы избыточной рабочей силы. С одной стороны, небольшие размеры предприятий (к сегменту микро предприятий относятся 90,3% юрлиц и 99,7% ИП) не позволяют накопить достаточно внутренних резервов для развития. Более того, среди субъектов малого бизнеса, как правило, доминируют индивидуальные предприниматели и крестьянско-фермерские хозяйства, ведущие деятельность в достаточно ограниченных масштабах и зачастую даже не ориентированные на экспансию. С другой стороны, возможности роста торговых и сервисных видов деятельности, преобладающих в структуре малого предпринимательства республики, ограничены величиной внутреннего (в большинстве случаев даже не регионального, а местного (городского, районного, сельского)) спроса.
Тем не менее, развитый сектор малого и микро бизнеса необходим с точки зрения обеспечения устойчивой генерации предпринимательской инициативы. Ключевыми направлениями развития малого бизнеса являются селективная промышленная политика и поддержка проектов молодых предпринимателей. Наравне с финансовой помощью в системе поддержки должны функционировать эффективные институты передачи знаний, которые будут восполнять нехватку практического опыта, современных деловых и технологических знаний у предпринимателей.
1. Итоги сплошного наблюдения за деятельностью малого бизнеса: [интервью с Т.Б. Кегдеевой] // РИА Калмыкия. 26.12.2017. [Электронный ресурс]. URL: http://riakalm.ru/news/interview/11190-itogi-sploshnogo-nablyudeniya-za-deyatelnostyu-malogo-biznesa (дата обращения: 29.12.2017).
2. The MSME Country Indicators Database 2014 (Micro, Small and Medium Enterprise Country Indicators) [Электронный ресурс]. URL: https://www.smefinanceforum.org/data-sites/msme-country-indicators (дата обращения: 18.12.2017).
3. Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / Федеральная налоговая служба России. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 18.12.2017).
4. За 6 лет количество занятого населения у субъектов МСП сократилось на 3,2 млн. рабочих мест, при этом неформальная занятость растет / Счетная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/30151 (дата обращения: 19.12.2017).