УСТОЙЧИВОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
К.В. Сенина, студент Е.О. Хамурова, студент
Российский экономический университет им. Плеханова (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10244
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы развития малого и среднего бизнеса в Республике Калмыкия. Определены основные факторы, влияющие на устойчивость малого и среднего предпринимательства. Проанализирована динамика и отраслевая структура, приведена статистика налоговых поступлений в республиканский бюджет. Выявлен ряд проблем, препятствующих устойчивому развитию малого и среднего бизнеса в Республике Калмыкия.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, развитие и устойчивость, проблемы российского предпринимательства.
Устойчивость в сфере малого и среднего бизнеса имеет большое значение в современных условиях развития экономики всех стран. В широком смысле под устойчивостью развития предпринимательства понимается как способность предприятия выдержать неблагоприятные экономические условия, так и возможность продолжать свою деятельность в том же режиме и оборотах беспрерывно [1].
Популярные издания McKinsey Quarterly, Boston Consulting Group отмечают ряд факторов, воздействующих на устойчивость малого и среднего предпринимательства: стабильность цен на ресурсы и их доступность, объемы и характер потребительского спроса, воздействие инвесторов, качество трудовых ресурсов, появление и исчезновение рынков, конкуренция, оказывающая воздействие на состав предпринимательских структур в регионах. В качестве потенциала устойчивости предпринимательства в своих исследованиях авторы рекомендуют акцентировать внимание на относительные и абсолютные конкурентные преимущества регионов [2].
Для анализа управления повышением устойчивости предпринимательства рассмотрим стратегии социально-экономического развития субъектов РФ. Для анализа был выбран один из субъектов России - Республика Калмыкия. Учи-
тывая отсутствие в регионе крупных промышленных предприятий, малое предпринимательство имеет большое значение для ее экономики, ввиду своих особенностей и преимуществ:
- относительно невысокие расходы на осуществление деятельности;
- низкая потребность в первоначальном капитале;
- высокая оборачиваемость капитала;
- высокая гибкость и адаптивность к новым условиям;
- высокая информативность о потребностях рынков, состоянии спроса и предложения;
- быстрая реакция на запрос рынка.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства Республики Калмыкия № 465 от 30.12.2008 г.) существенная роль в реализации приоритетных задач развития региона предоставляется субъектам малого и среднего бизнеса, как инструменту:
- внедрения в практику инновационных решений;
- решения социальных и экономических проблем и обеспечения занятости населения;
- создание конкурентной среды;
- насыщения рынка различной продукцией и услугами,
- увеличение роста числа малого и среднего бизнеса и как следствие - роста налоговых поступлений в бюджет региона.
Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса в Республике Калмыкия является средством повышения благосостояния и качества жизни населения, обеспечения стабильного роста экономики региона.
По состоянию на 1 января 2018 года по данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия на территории Республики Калмыкия осуществляли свою деятельность 11174 ед. субъектов малого и среднего предпринимательства, в котором занято более 21 тысячи человек (17,1% трудоспособного населения), в том числе: микропредприятий -1686 ед., малых предприятий - 167 ед., средних предприятий - 15 ед., индивидуальных предпринимателей - 9308 ед.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что за период 2014-2017 гг. количество микропредприятий увеличилось на 85%. Стоит отметить, что для этого сектора более подходит понятие не «темп роста», а «темп убыли», т.к. количество малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей снизилось. По нашему мнению причиной снижения показателя
могло послужить ухудшение
экономической конъюнктуры. Это может быть связано с ликвидацией уже зарегистрированных предприятий, а также предприятий фактически не
осуществляющих деятельность,
прекращением ведения деятельности наименее рентабельных субъектов предпринимательства, оценивших риски повышения фискальной нагрузки. Так, к рискам повышения фискальной нагрузки можно отнести увеличение сумм взносов на обязательное социальное страхование [3]. Кроме внешних рисков также можно выделить внутренние риски
предпринимательской деятельности,
которые могут быть нивелированы при организации системы внутреннего контроля [4].
Среднесписочная численность
работников субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилась на 9,87% в 2017 году по сравнению с 2015 годом с 22114 чел. до 23719 чел. Общий объем оборотных средств предприятий и организаций (с учетом выручки индивидуальных предпринимателей)
вырос в 2017 году по сравнению с 2013 годом на 9008,64 млн. руб. и составил 31071,39 млн. руб. Данные Астраханьстата по объему оборотных средств субъектов малого и среднего предпринимательства представлены в таблице.
Таблица 1. Общий объем оборотных средств предприятий и организаций (с учетом
выручки индивидуальных предпринимателей), млн. рублей
Год Оборот организаций, млн. руб
2013 22062,758
2014 20736,366
2015 22367,715
2016 19463,734
2017 31071,39*
Примечание: * данные Астараханьстата, не подтвержденные официальным письмом
Отраслевая структура субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Республики Калмыкия практически не меняется на протяжении длительного периода. Можно отметить, что характерной особенностью развития экономики Республики Калмыкия является
аграрный сектор, что составляет 20% от общего числа видов деятельности. Состав субъектов малого и среднего предпринимательства Республики
Калмыкия по видам деятельности приведен на рисунке 1.
Рис. 1. Структура малого предпринимательства по видам экономической деятельности в
2015 году, %
■добыча полезных ископаемых
■ обрабатывающие производства
пр ошводство и р аспр еделеьп 1е
электроэнергии, газа и воды ■строительство
■ сельское хозяйство, охота п лесное хозяйство
оптовая п розничная торговля общественное гп паи 1е бытовыеуслуш населению "Л) анспор тны е у слу п I другие виды деятельности
Структура отраслей малого бизнеса также свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере оптовой и розничной торговли, что составляет 37%, в сфере общественного питания занято порядка - 4% и строительства - 6% субъектов предпринимательской
деятельности. Это свидетельствует о том, что малый бизнес главным образом ориентируется на срочно окупаемые сферы бизнеса, не предполагающие существенных первоначальных
инвестиций. Необходимо отметить, что для успешного развития региона необходимо внедрение инновационных разработок, в том числе промышленный и строительный сегмент. Следовательно, потенциал малого бизнеса имеет сдерживающие препятствия.
Относительно налоговых поступлений можно наблюдать ежегодный прирост поступлений налогов и сборов от субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения. Так, объем поступлений в 2017 году составил 380758 тыс. рублей, что на 26% больше по сравнению с 2014 годом. В проведенных исследованиях авторы отмечают возрастающую роль формирования доходов федерального бюджета, в том числе посредством поступления налоговых платежей по специальным налоговым режимам [5]. По нашему мнению, в некоторой степени
повышение прироста поступлений налоговых платежей может быть связано с тем, что в Республике Калмыкия были реализованы некоторые программы по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства.
Главным фактором развития малого бизнеса становится общий экономический потенциал местности, который для региона весьма мал. Можно отметить некоторые негативные факторы: безработица и миграция активных граждан в другие регионы, недостаточно развитый сектор производства и зависимость региона от импорта продукции и товаров, что формирует высокие цены на них [6]. Вместе с тем, представители малого и среднего бизнеса в Республике Калмыкия сталкиваются с рядом проблем, характерных для российского предпринимательства в целом.
Следовательно, для повышения эффективности деятельности малого и среднего предпринимательства необходим комплексный подход, что может быть осуществлено посредством правового регулирования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [7].
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республике Калмыкия находится на этапе становления ввиду незначительно налаженного партнерства между
государственными органами власти и зывать организационно-техническую, фи-бизнес-сообществом. Выявленные нансовую и имущественную поддержку.
негативные факторы развития региона в Приоритетные меры государственной целом не могут быть нивелированы поддержки малого бизнеса должны быть исключительно финансовой поддержкой направлены на создание устойчивой зако-мероприятий по развитию малого и нодательной базы, устранение админист-среднего бизнеса. По нашему мнению ративных барьеров в лицензировании необходим комплексный подход по предпринимательства, участие малых развитию региона в целом и малого предприятий в поставках товаров для ре-бизнеса в частности. Считаем, что для то- гиональных, муниципальных и федераль-го, чтобы сохранить существующие и ных запросов, новые процедуры инвести-создать новые предприятия, увеличить ционной и кредитной поддержки пред-количество рабочих мест, налоговые и принимательства, совершенствование на-неналоговые поступления, субъектам ма- логового законодательства. лого и среднего бизнеса необходимо ока-
Библиографический список
1. Kosov M.E., Akhmadeev R.G. State control in cooperation of Russian business with offshore jurisdictions // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2016. № 1. С. 23-25.
2. Протасов М.В., Амирова Н.Р. Инструменты конкурентной борьбы: финансовые и нефинансовые аспекты // В сборнике Финансы, налоги и учет в странах дальнего и ближнего зарубежья: инновационные решения сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 278-282.
3. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Агапова А.А. Налоговое регулирование инвестиционных процессов в экономике // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 38-41
4. Калачева О.Н. Проблемы внутреннего контроля в организациях малого и среднего бизнеса // Аудитор. 2015. №10.
5. Косое М.Е. Проблемы и пути совершенствования формирования доходов федерального бюджета // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 1. С. 217223.
6. Цатхланова Т.Т. Оценка устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в республике Калмыкия / Цатхланова Т.Т., Эрендженова Д.Б., Буркутбаева Н.А., Самтонова Г.А. // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-2. С. 86
7. Морозова Т.В. Правовое регулирование государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Вестник АКСОР. 2012. № 4 (24). С. 47-52.
SUSTAINABILITY AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA
K.V. Senina, student E.O. Khamurova, student Plekhanov Russian university of economics (Russia, Moscow)
Abstract. The article discusses current issues of development of small and medium-sized businesses in the Republic of Kalmykia. The main factors affecting the stability of small and medium enterprises are indicated. The dynamics and sectoral structure of SMEs, the statistics of tax revenues in the republican budget were analyzed. A number of problems associated with the activities of small and medium businesses was identified.
Keywords: small and medium business, development and sustainability, problems of Russian entrepreneurship.