Болдырева С.Б.
канд. экон. наук, доцент кафедры прикладной экономики Калмыцкого государственного университета [email protected]
Цатхланова Н.А.
аспирантка Калмыцкого государственного университета
калмыкия: малое
предпринимательство
в сфере туризма
анализ и оценка развития
малого предпринимательства
республики калмыкия в сфере туризма
_Аннотация
Статья посвящена современному состоянию развития предпринимательства в туристическом бизнесе Республики Калмыкия. Рассматриваются основные проблемы, возникающие на пути становления и формирования туристических предприятий как самостоятельных бизнес-единиц.
Малый бизнес многогранен и включает в себя разнообразные типы и формы предпринимательства. Самый тонкий, «верхний» слой его - это немногочисленные, малые по числу занятых, но вполне капиталообеспеченные, работающие на основе интенсивных передовых технологий фирмы (1). Под малым предпринимательством - в противовес крупному -понимают обычно такую форму предпринимательства, которая выделяется объединением в одном лице собственника и менеджера, призванного владеть и управ-
лять капиталом своего бизнеса. Следовательно, у предпринимателя присутствует сильная мотивация к успешной, энергичной, эффективной деятельности. Поэтому с позиции риска и успеха развития малого бизнеса можно осуществить его SWOT-анализ1 (см. табл. 1 на с. 165).
1 SWOT в переводе с англ. означает достоинства (Strengths), недостатки (Weaknesses), возможности (Opportunities) и угрозы (Threats), соответственно, SWOT-анализ - это анализ объекта или ситуации с позиции этих четырех факторов - прим. ред.
Из таблицы 1 следует, что развитию малого предпринимательства присущи как сильные, так и слабые стороны, а также спектр больших возможностей с одновременным присутствием угроз воздействия. Таким образом, усиление сильных сторон деятельности предпринимателя, его достоинств может в перспективе улучшить его позиции на рынке. И, напротив, если не создавать механизмов для устранения слабых сторон, можно усугубить положение рыночного субъекта до его полного уничтожения и исчезновения с рынка.
Малое предпринимательство в Калмыкии
Эффективность экономики Калмыкии в значительной степени определяется развитием предприни-
мательства. В республике малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям рынка. Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает бизнесмен. Малое предпринимательство осуществляет значительную часть специфических для кризисного периода функций. Борьба за выживание, накопление капитала, противодействие потенциально высокому росту безработицы остаются доминирующими функциями малого предпринимательства.
При анализе динамики количества малых предприятий Южного федерального округа следует отметить, что сохраняется неравномерность их распределения
Сильные стороны ф) Слабые стороны
Отсутствие в необходимости большого стартового капитала Ограниченный по территории рынок
Высокая эффективность производства Ограниченные перспективы роста
Гибкость и адаптивность Высокая зависимость от воздействия экзогенных факторов
Автономность Отсутствие влиятельного содействия и поддержки
Возможности МП ф) Угрозы существования МП (Г)
Последовательный рост от малого к среднему и крупному бизнесу Быстрота полного разорения
Равномерное и устойчивое развитие Быстрое достижение стадий зрелости и спада в жизненном цикле организации
Прочная ниша на своем рынке Легкость проникновения конкурентов в эту нишу
Креативность в реализации идей Давление административного ресурса, чиновничий беспредел
Таблица 1
SWOT-анализ малого предпринимательства (МП) как модели экономической деятельности
в регионе. Более 20% сосредоточены в Краснодарском крае, чуть менее 31,4% - в Ростовской области (2).
Республика Калмыкия занимает одно из последних мест в округе по количеству зарегистрированных малых предприятий, по объему произведенной продукции, значительно уступая таким субъектам, как Краснодарский край, Ростовская область, а также Волгоградская область, Ставропольский край, Астраханская область. Преимуществом обладают регионы с развитой инфраструктурой, расположенные рядом с устойчивыми рынками сбыта, где сосредоточена основная сеть туризма, банковских и кредитно-финансовых структур. Благополучную ситуацию в указанных регионах определяют предприятия, имеющие четко выраженную экспортную направленность.
Колоссальный туристический потенциал Республики Калмыкия
Калмыкия, яркий представитель регионов с аграрной направленностью, обладает колоссальным туристским потенциалом, который необходимо развивать. Историко-культурное и природное наследие калмыцкого народа, древние национальные традиции, народные промыслы - все это способствует развитию практически всех видов туризма: экскурсионного, делового, обучающего, лечебного, экологического, молодежного, культурно-познавательного, конфессионально-ознакомительного. Сегодня безграничные возможности уникальной природы республики используются в целях туризма лишь в весьма скромных масштабах. Влияние сферы туризма на ряд отраслей экономики характеризуется высоким мультипликативным эффектом. Развитие туризма увеличивает государственные доходы за счет налоговых поступлений от предприятий туристской сферы, обеспечивает приток иностранной валюты от реализации туристского продукта, что улучшает платежный баланс страны, стимулирует экспорт товаров. Развитие индустрии туризма способствует быстрому и эффективному росту предприятий малого бизнеса, привлечению в сферу туризма частных средств. Для развернутой оценки туристического потенциала и достоверной количественной оценки ситуации на рынке туристических услуг Республики Калмыкия существуют объективные сложности, вызванные отсутствием системы обязательной отчётности, учёта и ста-
Ключевые слова:
малое предпринимательство, туризм,
туристический потенциал, индустрия туризма, туристско-рекреационный комплекс, турпродукт, SWOT-анализ
Keywords:
small business, tourism, tourist potential, tourism industry, tourist and recreational complex, tourist product, SWOT-analysis
тистики. Коммерческие структуры заняты проблемами выживания, серьёзный ситуационный анализ туристского рынка никогда не проводился, поскольку такой анализ в хаосе разрозненной по ведомствам информации - весьма трудоёмкий и дорогостоящий процесс, что не под силу отдельно взятой структуре.
Зоны развития туризма
На туристическом рынке Республики Калмыкия более 20 туробъ-единений имеют лицензии на осуществление турагентской деятельности. Однако большинство работают сезонно, а круглогодично - не более 10 турфирм.
Доля въездного туризма настолько незначительна, что не идёт в сравнение с другими видами деятельности. Количество организаций и частных лиц, косвенно занимающихся внутренним и въездным туризмом, не установлено. Тем не менее, на протяжении ряда лет специалисты уполномоченного органа исполнительной власти по туризму Республики Калмыкия осуществляли мониторинг традиционно сложившихся туристско-рекре-ационных зон отдыха, в том числе оздоровительной направленности. Благодаря климатическим особенностям, географическому многообразию территорий, а также конъюнктуре спроса, выявлены
Таблица 2
SWOT-анализ туристско-рекреационного комплекса Республики Калмыкия
Сильные стороны (Э) Слабые стороны Ж
1. Выгодное географическое положение республики, природно-климатические условия. 2. Наличие самобытного культурно-исторического потенциала. 3. Ярко выраженный буддийский колорит на территории Европы. 4. Стабильная геополитическая и экологическая ситуация в республике. 5. Благоприятный инвестиционный климат. 6. Законодательная база, регулирующая развитие отрасли. 7. Реализация региональной целевой программы в сфере туризма 1. Общая социально-экономическая нестабильность, приводящая к скачкообразному падению и поляризации спроса и предложения. 2. Использование устаревших туристских технологий. 3. Недостаточная развитость инфраструктуры туризма (средства размещения, транспортная, дорожная инфраструктура и т.д.). 4. Низкий процент доли туризма в ВРП1. 5. Преобладание выездного туризма над въездным и внутренним
Возможности (О) Угрозы (Т)
1. Наличие незанятого трудоспособного населения и возможность вовлечения его в сферу деятельности. 2. Создание и развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. 3. Строительство новых объектов и производств. 4. Обеспечение качества и безопасности предоставляемых услуг 1. Несвоевременное финансирование из бюджетов различных уровней. 2. Ухудшение экологической ситуации. 3. Монополизация рынка туристических услуг крупными туроператорами, что приведет к сворачиванию деятельности субъектов туризма республики
развитие индустрии туризма способствует быстрому и эффективному росту предприятий малого бизнеса, привлечению в сферу туризма частных средств
следующие зоны развития туризма: северная, западная, центральная, юго-восточная, восточная и юго-западная.
Таким образом, проведенный анализ позволил нам проделать SWOT-анализ туристско-рекреационного комплекса Республики Калмыкия (см. табл. 2 на с. 167). Правительством Калмыкии принимаются меры, направленные на создание в республике условий для развития отрасли туризма,
отдыха и оздоровления. Многие объекты индустрии туризма региона включены в федеральную целевую программу «Юг России». Это предполагает их реконструкцию, а также строительство новых объектов.
Калмыкия имеет определенную материальную базу туристского комплекса, с довольно развитыми транспортными и торговыми сетями, средствами коммуникации, традиционными центрами народных промыслов, наличием резервов трудовых ресурсов.
Литература
1. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. / Под ред. Е.Г. Ясинина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. - М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. - С. 13.
2. Российский статистический ежегодник. 2008. - М.: Росстат, 2008. -С. 357.
Boldyreva S.B.
Cand. of Econ. Sci., Associate professor,
Chair of Applied Economics, Kalmyk State University
Tsatkhlanova N.A.
Post-graduate student, Kalmyk State University
Analysis and Assessment of Small Business Development in the Republic of Kalmykia in the Field of Tourism
_Abstract
The article is devoted to the present state of business development in the tourism industry in the Republic of Kalmykia. The authors consider the main problems encountered when forming and putting into operation tourism enterprises as independent business units.