УДК 334.012.64(470.21), ББК 65.05 © Барашева Т.И.
Что препятствует развитию малого бизнеса: взгляд предпринимателей Мурманской области
Татьяна Игоревна БАРАШЕВА
кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН (184209, Мурманская область, г. Апатиты, ул. Ферсмана, д. 24а, [email protected])
Аннотация. Замедление в последние годы темпов роста российского сектора малого и среднего предпринимательства вновь выводит на первый план поиск новых путей и механизмов в сфере управления его субъектами. Необходимым условием такого поиска служит ориентация на проблемы, которые препятствуют развитию данного сектора и которые могут быть установлены исключительно в ходе формирования ценной и достоверной информации — коллективного мнения его представителей.
В связи с этим информационной базой для анализа явились результаты ряда исследований, инициированных Общероссийской общественной организацией «Опора России» (г. Москва), ее региональным отделением (г. Мурманск) и Северной торгово-промышленной палатой, полученные в ходе анкетного опроса, который проводился среди предпринимателей с целью выявления их оценки в отношении условий ведения предпринимательской деятельности.
Обобщение результатов исследований, а также дополнительной информации, полученной автором при взаимодействии с представителями субъектов малого бизнеса и работниками прокуратуры, позволило определить основные проблемы, причины их возникновения и последствия их воздействия на деятельность предпринимательского сектора Мурманской области.
По мнению значимой части предпринимателей, решающую роль в создании и развитии в рассматриваемом регионе данного сектора играет такой фактор, как предпринимательский климат.
Несмотря на сложность ситуации, предприниматели не теряют надежды на решение их проблем и видят залог этого в эффективной работе органов власти субъекта РФ и муниципальных образований.
Сделанные автором выводы могут стать ориентиром для дальнейших преобразований в сфере управления субъектами малого предпринимательства Мурманской области.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства; предпринимательский климат; факторы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса.
Для российских регионов и муниципальных образований развитие малого и среднего бизнеса, способного обеспечить положительные социально-экономические эффекты, является одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня. С целью решения данной задачи необходимо создавать благоприятные условия для функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства и действенные механизмы управления ими и их поддержки, чему способствует широкий опыт проведения российскими и зарубежными специалистами научных исследований и экспертных оценок, позволяющий всесторонне и комплексно изучить проблемы развития данного сектора экономики.
Так, в ходе исследования, выполненного КПМГ1 более чем в 110 городах в 14 странах мира и охватившего такие отрасли экономики, как промышленность, цифровые технологии, НИОКР и т.д., был осуществлен анализ возможностей для ведения бизнеса, базирующийся на оценке стоимости труда, страхования, подключения к коммуникациям, транспортных расходов, налогообложения и привлечения финансирования. По результатам исследования выявлено, что из развитых стран наиболее привлекательные условия с точки зрения стоимости затрат на ведение бизнеса предлагает Великобритания, а среди быстрораз-вивающихся рынков по этому показателю лидирует Китай. Россия в рейтинге самых дешевых стран для ведения бизнеса заняла четвертое место из девятнадцати, опередив США и ряд развитых стран, но пропустив вперед Индию, Китай и Мексику [6].
Несмотря на оптимистичные выводы из приведенного выше исследования, оценивающего Россию как обладателя низких затрат на ведение бизнеса, что, безусловно,
1 КПМГ — это международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги [6].
должно стимулировать субъекты малого и среднего предпринимательства к развитию, практика, однако, свидетельствует об обратном: по масштабам развития малого и среднего бизнеса Россия существенно уступает большинству зарубежных государств.
Причины такого состояния дел раскрывает исследование, инициированное Общероссийской общественной организацией «Опора России» и направленное на выявление качества предпринимательского климата в российских регионах [7]. Как показал анализ данных исследования, участниками которого стали шесть тысяч российских собственников и руководителей предприятий малого и среднего бизнеса из сорока регионов Российской Федерации, отнюдь не стоимость ведения бизнеса выступает определяющим фактором для принятия решения о его открытии.
Представители российского малого бизнеса — участники опроса — называют наиболее значимыми препятствиями как на этапе создания новых малых и средних предприятий, так и в ходе их дальнейшего развития низкий уровень обеспеченности персоналом требуемой квалификации, спад спроса, низкую доступность финансовых ресурсов, коррупцию и др. (табл. 1). И если острота проблем, связанных с падением спроса и низкой доступностью финансовых ресурсов, в целом по России к 2012 году несколько снизилась, то подбор персонала требуемой квалификации вызывает наибольшую озабоченность среди предпринимателей. Данная ситуация характерна для большинства субъектов РФ, в том числе и для Мурманской области.
Судя по данным этого опроса, 37% представителей субъектов малого и среднего предпринимательства Мурманской области заявили о низкой доступности персонала, из них 62% — испытывают трудности в найме квалифицированных рабочих, в том числе 20% — отмечают, что
Таблица 1. Препятствия для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (в % от числа опрошенных)
Препятствие 2011 2012
Нехватка на рынке труда «персонала требуемой квалификации» 43 47
Падение спроса 33 18
Низкая доступность финансовых ресурсов 30 22
Развитие небольших компаний сдерживает коррупция 13 8
Высокий уровень социальных платежей 0 36
Составлено автором по: Что мешает предпринимателям в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dasreda.ru/club/ рошег/2546/
рабочих необходимого уровня квалификации найти практически невозможно. В то же время 56% респондентов испытывают трудности в поиске кадров инженеров и технических специалистов, причём 18% участников опроса полностью исключают возможность их привлечения.
Профессионально-квалификационное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда области является давним и больным вопросом [2, с. 76]. Одна из причин этого заключается в том, что структура вакансий, заявляемых работодателями в центр занятости, не отличается стабильностью. Так, был период, когда наибольшее число работников требовалось на предприятиях, деятельность которых связана с операциями с недвижимым имуществом. В настоящее время наибольшее количество работников требуется в сфере торговли и добычи полезных ископаемых, несколько меньшее число вакансий заявляют компании, специализирующиеся на операциях с имуществом, учреждения сферы здравоохранения и предприятия обрабатывающих производств.
Кроме того, диспропорции в размещении производительных сил и специфика деятельности хозяйствующих субъектов также могут вызывать у предприятий рост потребности в квалифицированных кадрах на фоне общего избытка рабочей силы на рынке труда муниципальных образований. Например, в городе Мурманске работода-
телем было заявлено 343 вакансии рыбообработчиков, обратились 104 человека, а в связи с отсутствием у большинства из них требуемого квалификационного разряда на работу приняты лишь 39 человек [10].
Не снизило остроты этой проблемы и создание за период рыночных преобразований высших и средних учебных заведений в городах области. Так, доля выпускников учреждений ВПО и СПО в Мурманской области превышает 70%, а учреждений НПО — 30%. Среди вакансий, заявленных в службу занятости, около 80% приходится на рабочие профессии, 20% — на специалистов. Эти данные свидетельствуют, что система профессионального образования продолжает наращивать подготовку кадров по невостребованным специальностям [5]. Отсутствие рациональной государственной политики еще на этапе подготовки молодого кадрового состава приводит к несоответствию профессионально-квалификационной структуры выпускников потребностям экономики и составу имеющихся вакансий.
Другим препятствием для развития своего бизнеса предприниматели Мурманской области называют низкую доступность финансовых ресурсов (34% респондентов), особенно получение «длинных» денег. Больше половины участников опроса утверждает, что долгосрочные кредиты получить сложно, а 23% — практически невозможно, тогда как потребность
Рисунок 1. Структура инвестиций и степень износа основных фондов малых и средних предприятий Мурманской области по видам экономической деятельности, в %
Предоставление коммерческих, социальных услуг
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Операции с недвижимым имуществом, аренда
Транспорт и связь
Гостиницы и рестораны
Оптовая и розничная торговля; ремонт а/т средств
Строительство
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Обрабатывающие производства
Рыболовство, рыбоводство
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Ц 36,1
--------1------------1------------1------------1------------1------------1------------1
0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0
□ Степень износа ОФ по СЗФО, %
□ Инвестиции по средним предприятиям, %
□ Инвестиции по малым предприятиям, %
Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. - М., 2011. - 990 с.
в заемных средствах, испытываемая представителями малого бизнеса, огромна. На фоне высокой степени износа активной части основных фондов малых и средних предприятий (рис. 1), уровень которого по отдельным видам экономической деятельности достигает критического [4, с. 58], объемы инвестирования по предприятиям малого и среднего бизнеса продолжают оставаться низкими, о чем также свидетельствует 69 место, занимаемое
Мурманской областью среди всех регионов Российской Федерации по показателю объема инвестиций в основной капитал малых предприятий, исчисленному на душу населения [8].
В связи с тем что большее число субъектов предпринимательского сектора области задействовано в сфере оптовой и розничной торговли, свыше 60% респондентов отмечают постоянную потребность в оборотных средствах, признавая, как
правило, в качестве возможного источника их пополнения банковский кредит. Вместе с тем, несмотря на то что банковский кредит является для них удобным инструментом увеличения оборотного капитала, его высокая стоимость и ограниченный срок использования делают этот вид финансирования малодоступным для бизнеса. При этом и сами банки недостаточно активно участвуют в данном процессе по причине непрозрачности деятельности малого бизнеса и отсутствия у него ликвидного залогового обеспечения. Если первое основание не позволяет банку сформировать объективную оценку потенциального заемщика с точки зрения жизнеспособности и рентабельности его бизнеса, то второе — способствует увеличению кредитных рисков. В связи с этим кредитные учреждения большее предпочтение отдают кредитованию физических лиц, нежели субъектов малого и среднего предпринимательства [11].
С целью повышения интереса финансовых учреждений к заемщикам в лице субъектов малого предпринимательства органы управления используют различные механизмы государственного регулирования — через фонды поддержки малого предпринимательства, целевые программы, разработанные на региональном уровне [1, с. 80], и другие механизмы, предусматривающие субсидирование затрат по договорам кредитования и предоставление госгарантий. Использование госгарантий позволяет снизить банковские риски, а система субсидирования затрат на погашение ставки облегчает доступ малого бизнеса к кредитным ресурсам [3].
Так, материалы Министерства экономического развития Мурманской области позволяют оценить масштабы реализации системы субсидирования в регионе. В 2010 году в структуре субсидируемых договоров
наибольшая доля (82,8%) приходилась на субсидирование затрат по договорам кредитования (займы, кредитная линия) в части оплаты процентной ставки за пользование кредитом на реализацию инвестиционных проектов. Однако в 2011 году удельный вес договоров, приходящихся на погашение кредитов, сократился на 30%. В 2012 году начали преобладать договоры о субсидировании затрат финансовой аренды (лизинг) в части оплаты услуг лизингового процента, а также в части оплаты первого взноса (аванс) при заключении договора лизинга на оборудование и доля этих договоров достигла 80,5% от общего объема всех заключенных договоров.
Следует обратить внимание на то, что, при фактически действующих 6934 единицах микро-, малых и средних предприятий, а также более чем 17 тысячах индивидуальных предпринимателей, участниками процесса субсидирования становится весьма ограниченный круг субъектов малого и среднего предпринимательства — в 2010 году было рассмотрено 103 заявки и назначена субсидия 96 нуждающимся, в 2011 году из 140 заявителей удовлетворены были 140 единиц. Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что система субсидирования, реализуемая в регионе, не достигла пика своей популярности среди субъектов малого предпринимательства, а ее ограниченные масштабы не способны изменить ситуацию со сложившимся дефицитом инвестиционных ресурсов и значительной изношенностью основных фондов.
К другим не менее важным проблемам предприниматели области относят: низкую доступность земельных участков, промышленных и складских помещений (отметили 15% респондентов); низкую доступность новых энергетических мощностей и высокие тарифы на электроэнергию (13%).
По мнению 39% респондентов, подбор земельных участков и недвижимости сложен, а 15% — считают его крайне сложным или невозможным по причине роста кадастровой стоимости земли, высокой аренды и коррупции при выделении земельных участков. По оценкам около 75% руководителей компаний, организация подключения к энергетическим мощностям значительно осложнена, в т.ч. 45% — утверждают, что подключение осуществить практически невозможно из-за высокой стоимости операций, технологических сложностей, а также распространения коррупции в данной сфере.
Таким образом, хотя в регионе разработаны и приняты программы поддержки предпринимательского сектора и малый бизнес высоко осведомлён о их реализации (на что указало свыше 71% респондентов), участниками государственных программ сегодня стали лишь 3%, а муниципальных — 1% общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства области.
В ходе личных контактов автора с представителями малого и среднего бизнеса установлены некоторые причины низкой вовлеченности предпринимателей в государственные программы поддержки, а именно: неуверенность в достижении результата; большой объем документов, который требуется для участия в программах, и длительность процесса; низкая осведомленность о программах развития инфраструктуры поддержки; ограничение средств на реализацию программ, особенно муниципальных.
Рисунки 2 и 3 показывают невысокий уровень финансирования муниципальных программ, составляющий в среднем чуть выше 600 тысяч рублей. Только в двух муниципалитетах объем финансирования превысил средний показатель. В то же время в городе Апатиты, втором в регионе муниципальном образовании по численности населения и масштабам развития малого бизнеса, уровень финансирования соответствует одному из самых низких значений.
Рисунок 2. Объем финансирования программ в городских округах Мурманской области в 2012 г., руб.
2000000 и 1800000 -1600000 -1400000 -1200000 -1000000 -800000 -600000 -400000 -200000 -0
8559600
1180000
385000
40000 | |
90000
н/д
30000
70302
н/д
50000
45848
0
Источник: Результаты сравнительного анализа предпринимательского климата в муниципальных образованиях Мурманской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://opora51.ru/klimatt.html.
Рисунок 3. Объем финансирования программ в муниципальных районах в 2012 г., руб.
1800000 л 1600000 -1400000 -1200000 -1000000 -800000 -600000 -400000 -200000 -0
1550000
350000
н/д
111010 I I
93000
С 3
Кандалакшский
Кольский Ловозерский Печенгский
Терский
Источник: Результаты сравнительного анализа предпринимательского климата в муниципальных образованиях Мурманской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://opora51.ru/klimatt.html
Кроме того, денежные средства, предназначенные на развитие малого и среднего бизнеса и заложенные в расходы бюджетов городов и районов области, можно назвать условными, поскольку их величина колеблется в расчете на 1000 человек от 0 до 32 тысяч рублей.
Участники опроса высказали также нарекания в части низкой активности деятельности региональных администраций и, соответственно, сдержанно оценили её (около 80% респондентов говорят о недостаточном внимании органов власти и управления к малому бизнесу). И только 5% субъектов малого предпринимательства заявляют, что этот сектор экономики является приоритетным для региональной администрации.
Другим препятствием для развития бизнеса участники опроса (8%) называют высокий уровень коррупции. Более 53% респондентов испытывают коррупционное давление при получении господдержки (субсидии, предоставление помещений на льготных условиях и др.), 53% — при выделении земли, 44% — в доступе к государственным и муниципальным заказам.
В подтверждение сказанного приведем факты нарушений в сфере государственной поддержки, которые были выявлены в ходе проверки и представлены работниками прокуратуры Мурманской области на заседании «круглого стола», проведенного в рамках дней предпринимательства на торгово-промышленной выставке-ярмарке «Имандра-2013». Отмечались такие случаи, как: навязывание платных услуг представителями бизнес-инкубатора (выдача за дополнительную плату документов, справок); без проведения торгов осуществлялась передача помещений в аренду; должностное лицо препятствовало уплате арендных платежей, что в дальнейшем явилось причиной начисления штрафов предпринимателю. По результатам проверок, инициированных самими предпринимателями, со стороны государственных органов выявлены нарушения закона, число которых увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с уровнем 2011 года.
Вместе с тем работники прокуратуры отмечают снижение числа обращений субъектов малого и среднего предприни-
мательства в судебные органы по вопросам, связанным с коррупционными действиями чиновников. Так, за 2012 год в прокуратуру области от субъектов малого бизнеса поступило 49 заявлений, в то время как число обращений от граждан превысило восемь тысяч. Это может свидетельствовать о том, что предприниматели смирились с фактами коррупции — данное явление признается ими как повседневное и повсеместное. Из 42% респондентов, давших согласие на участие в обсуждении вопроса о коррупции, 16% решают такие проблемы самостоятельно, практикуя неформальные выплаты чиновникам в виде «откатов», различного рода «поборов», благодарности.
Хотя представители предпринимательского сектора Мурманской области не выделяют коррупцию как один из первостепенных факторов, препятствующих развитию компаний, тем не менее в сравнении с общей усредненной оценкой, учитывающей мнение участников опроса из сорока регионов РФ, коррупция в области проявляется более масштабно, особенно в сфере господдержки (табл. 3).
Что касается административных барьеров, то их наличие признают более 75% респондентов. О высоком и крайне высо-
ком уровне их распространенности высказываются около 30% опрошенных, что обусловлено, как считают предприниматели, несовершенным законодательством и неэффективной работой государственных служб. Как выявлено, только 25% участников опроса озабочены ростом числа внеплановых проверок (по данным прокуратуры Мурманской области, нарушения, связанные с этим, были выявлены в деятельности пожарной инспекции и Сан-эпиднадзора), однако большинство респондентов, подвергшихся данным процедурам, утверждают, что проверяющие инстанции ориентируются не на количество, а скорее на качество, что выражается в избыточном «рвении» при проверках.
Как показал опрос, перестала тревожить предпринимателей проблема давления криминальных структур и большее беспокойство вызывает процесс взаимодействия с правоохранительными органами.
Значительная роль на этапе развития бизнеса, по мнению предпринимателей, отводится федеральным законодательным инициативам. Среди них положительными бизнес считает: введение патентной системы налогообложения; добровольное решение о переходе на единый налог на
Таблица 3. Оценка распространенности коррупции и ее влияние на малый и средний бизнес Мурманской области
Сфера коррупции Среднее
по сорока регионам по Мурманской области
Подключение к инфраструктуре (энергетика, тепло, газ и др.) 29 68
Выделение земли 31 53
Получение господдержки (субсидии, помещения на льготных условиях и др.) 30 53
Прохождение проверок (санитарные, пожарные и др.) 32 53
Доступ к госзаказу, а также муниципальному заказу 32 44
Получение сертификатов, лицензий (техрегулирование) 27 41
Прохождение таможенных процедур 17 14
Расчет и уплата налогов 17 14
Судебные процессы 15 13
Наем иностранной рабочей силы 9 4
Составлено автором по: Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://шшш.ш$$е.ги/Ьи$1пе$$/агИс!е/аг11с!е_1756.Мт!?е11ог1=
вмененный доход; увеличение до 60 млн. критерия (выручка от реализации продукции / работ, услуг), позволяющего перейти на упрощенную систему налогообложения; реформирование налога на имущество.
Введение закона, который ужесточил условия продажи алкогольной продукции, в ходе реализации которого произошло закрытие 38% функционирующих ларьков и перепрофилирование 20% ларьков на продажу непродовольственных товаров, а также более серьезное новшество — увеличение вдвое обязательных взносов в Пенсионный фонд, которое в 2011 году коснулось малых и средних предприятий, а с 2013 года распространилось и на индивидуальных предпринимателей, — негативно восприняты малым и средним бизнесом, что выразилось в отрицательной динамике показателей их развития. По данным ФНС России, в 2010 году закрылось 2,4 млн., в 2011 году — 3 млн., в 2012 году — 3,7 млн., а за три месяца 2013 года — 300 тыс. индивидуальных предпринимателей.
В Мурманской области нововведениями были полностью перечеркнуты результаты работы органов власти и общественных организаций по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, включающие создание 400 индивидуальных предпринимателей по результатам реализации программы «Шаг за шагом», а также создание только за полтора месяца 2013 года более 700 индивидуальных предпринимателей в связи с разработкой и принятием на территории региона обновленной патентной системы. За два первых месяца 2013 года после введения повышенных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды более 1200 человек сдали свидетельства и перестали осуществлять предпринимательскую деятельность.
Влияние бизнес-климата на развитие предпринимательского сектора, как комментируют участники опроса, оценивается следующим образом: в посткризисный период состояние бизнеса ухудшилось. Это признали 60% респондентов, в том числе 35% — утверждают, что ухудшилось существенно. Более 60% — отмечают, что очень сложно организовать новый бизнес, можно сказать, практически невозможно.
В итоге, несмотря на все минусы, выявленные в работе региональных органов власти и управления в части формирования предпринимательского климата, субъекты малого и среднего предпринимательства не теряют надежды на то, что именно руководство области может способствовать росту активности предпринимательского сектора и созданию благоприятной конкурентной среды для их функционирования.
С этой целью деятельность органов власти, как информирует Северная ТПП, ссылаясь на результаты опроса предпринимателей Мурманской области, должна быть направлена: на снижение коррупции (отметили 45% респондентов), регулирование цен и тарифов на энергоносители (40%), снижение налогового бремени (35%) и административных барьеров (30%), повышение доступности помещений (25%) и создание прозрачного законодательства (20%).
Как можно заметить, выводы в части проблем, выявленных в ходе опроса, проведенного «Опорой России», идентичны результатам исследования, выполненного Северной ТПП, и свидетельствуют, что именно бизнес-климат, а совсем не стоимость ведения бизнеса играет решающую роль в создании и развитии предпринимательского сектора в Мурманской области.
Литература
1. Барашева, ТИ. Перспективы развития малого предпринимательства Мурманской области в условиях активизации мер государственного регулирования / Т.И. Барашева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2009. — № 6. — С. 78-84.
2. Барашева, ТИ. Снижение напряженности на рынке труда Мурманской области / Т.И. Барашева // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2011. — Т. 2. — № 28. — С. 76-78.
3. Ефимова, Ю.В. Как клиенты оценивают кредитные продукты для малого и среднего бизнеса? [Электронный ресурс] / Ю.В. Ефимова // КонсультантПлюс.
4. Кобылинская, Г.В. Структурные особенности инвестиционных процессов в регионах Европейского Севера / Г.В. Кобылинская // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2013. — Т. 1. — № 32. - С. 57а-62.
5. Костюкевич, В.Ф. О прогнозе кадровых потребностей экономики и социальной сферы Мурманской области и подходах к формированию контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования [Электронный ресурс] / В.Ф. Костюкевич. — Режим доступа: http://www.mstu.edu.ru/news/ й^/ёоЫаё.рдГ.
6. КПМГ опубликовала результаты исследования развитых и быстроразвивающихся стран с точки зрения затрат на ведение бизнеса за 2012 год [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kpmg.com/ RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/press-releases/Pages/KPMG-has-published-the-results-of-the-survey-Competitive-Alternatives-2012.aspx
7. Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010—2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article_1756.html?effort=
8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: стат. сб. / Росстат. — М., 2011. — 990 с.
9. Результаты сравнительного анализа предпринимательского климата в муниципальных образованиях Мурманской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://opora51.ru/klimatt.html
10. Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.socpol. ru/atlas/portraits/Murm.shtml Ы^:///
11. Чертопруд, С. Чемодан без ручки [Электронный ресурс] / С. Чертопруд // КонсультантПлюс.
12. Что мешает предпринимателям в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dasreda.ru/ club/power/2546/
Barasheva TI.
What hinders the development of small businesses: the view of the Murmansk Oblast entrepreneurs
Tat’yana Igorevna Barasheva — Ph.D. in Economics, Associate Professor, head of the Sector, Federal State-Financed Scientific Institution G.P. Luzin Institute of Economic Problems of Kola Scientific Centre of RAS (24A, Fersman Street, Apatity, Murmansk Oblast, 184209, Russia, [email protected])
Abstract. In recent years there has been a slowdown in the growth rate of Russia’s sector of small and medium entrepreneurship; this issue once again brings to the fore the search for new ways and mechanisms in the management of its subjects. A necessary condition for such a search consists in focusing on the problems that hinder the development of this sector and that can be revealed exclusively in the formation of valuable and accurate information — the collective views of its representatives.
In this regard, the information base for the analysis was found in the results of several studies initiated by the all-Russian public organization “OPORA Rossii” (Moscow), its regional branch in Murmansk and the Northern Chamber of Commerce and Industry; the results were obtained in the course of the questionnaire survey, which was conducted among entrepreneurs with the purpose of revealing their assessment of the terms of doing business.
The generalization of the research results and information obtained by the author in cooperation with representatives of small business and workers of the Prosecutor’s Office has identified the main problems, their causes and consequences of their impact on the activity of the Murmansk Oblast business sector.
In the opinion of a significant part of businessmen, such factor as business climate plays a decisive role in the creation and development of the sector in the region.
Despite the complexity of the situation, entrepreneurs do not lose hope of solving their problems and see the solution to the problem in efficient work of the regional and municipal authorities.
The author’s conclusions may become a reference point for further reforms in the sphere of management of small enterprises in the Murmansk Oblast.
Key words: small and medium enterprises; business climate; factors impeding the development of small and medium business.
References
1. Barasheva T.I. Perspektivy razvitiya malogo predprinimatel’stva Murmanskoi oblasti v usloviyakh aktivizatsii mer gosudarstvennogo regulirovaniya [Small Entrepreneurship Development Prospect in the Murmansk Region under State Regulation Measures Activization Circumstances]. Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny: fakty, tendentsii,prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2009, no.6, pp. 78-84.
2. Barasheva T.I. Snizhenie napryazhennosti na rynke truda Murmanskoi oblasti [Reduction of Tension in the Murmansk Oblast Labor Market]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogoporyadka [The North and the Market: Formation of Economic Order], 2011, vol. 2, no.28, pp. 76-78.
3. Efimova Yu.V Kak klienty otsenivayut kreditnye produkty dlya malogo i srednego biznesa? [How do Customers Evaluate Loan Products for Small and Medium Business?]. Konsul’tantPlyus [ConsultantPlus].
4. Kobylinskaya G.V Strukturnye osobennosti investitsionnykh protsessov v regionakh Evropeiskogo Severa [Structural Specifics of Investment Processes in the Regions of the European North]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the Market: Formation of Economic Order], 2013, vol. 1, no.32, pp. 57a-62.
5. Kostyukevich V.F. O prognoze kadrovykhpotrebnostei ekonomiki i sotsial’noi sfery Murmanskoi oblasti ipodkhodakh k formirovaniyu kontrol’nykh tsifr priema v uchrezhdeniya professional’nogo obrazovaniya [On the Forecast of Personnel Requirements of the Economy and Social Sphere in the Murmansk Oblast and Approaches to the Formation of the Target Figures of Enrolment in Institutions of Professional Education]. Available at: http:// www.mstu.edu.ru/news/files/doklad.pdf.
6. KPMG opublikovala rezul’taty issledovaniya razvitykh i bystrorazvivayushchikhsya stran s tochki zreniya zatrat na vedenie biznesa za 2012god [KPMG has Published the Results of Research into Developed and High Developing Countries from the Viewpoint of the Cost of Doing Business for 2012]. Available at: http://www.kpmg.com/RU/ ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/press-releases/Pages/KPMG-has-published-the-results-of-the-survey-Competitive-Alternatives-2012.aspx
7. Predprinimatel’skii klimat v Rossii: indeks OPORY2010—2011 [Business Climate in Russia: 2010—2011 Index of OPORA]. Available at: http://www.nisse.ru/business/article/article_1756.html?effort=
8. Regiony Rossii. Sotsial’no-ekonomicheskie pokazateli. 2011: stat. sb. [The Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2011: Statistical Digest]. Rosstat. Moscow, 2011. 990 p.
9. Rezul’taty sravnitel’nogo analiza predprinimatel’skogo klimata v munitsipal’nykh obrazovaniyakh Murmanskoi oblasti [The Results of Comparative Analysis of Business Environment in the Murmansk Oblast Municipalities]. Available at: http://opora51.ru/klimatt.html
10. Sotsial’nyi atlas rossiiskikh regionov [Social Atlas of Russian Regions]. Available at: http://www.socpol.ru/atlas/ portraits/Murm.shtml http:///
11. Chertoprud S. Chemodan bez ruchki [a Suitcase without a Handle] Konsul’tantPlyus [ConsultantPlus].
12. Chto meshaetpredprinimatelyam v Rossii [What Interferes with Entrepreneurs in Russia]. Available at: http:// dasreda.ru/club/power/2546/