Научная статья на тему 'Малое предпринимательство как способ социальной адаптации населения малых городов (на примере Пензенской области)'

Малое предпринимательство как способ социальной адаптации населения малых городов (на примере Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
896
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошарная Галина Борисовна, Юртаев Николай Алексеевич, Рожкова Лилия Валерьевна

В статье исследуется индивидуальное предпринимательство как способ социальной адаптации населения в трансформируемой России. На основе экспертного опроса предпринимателей и статистических данных по малому предпринимательству в Пензенской области проводится анализ динамики развития индивидуального предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство как способ социальной адаптации населения малых городов (на примере Пензенской области)»

УДК 316.3.33

Г. Б. Кошарная, Н. А. Юртаев, Л. В. Рожкова

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)1

В статье исследуется индивидуальное предпринимательство как способ социальной адаптации населения в трансформируемой России. На основе экспертного опроса предпринимателей и статистических данных по малому предпринимательству в Пензенской области проводится анализ динамики развития индивидуального предпринимательства в регионе.

Малое предпринимательство - самая используемая форма занятости в мире. В экономически развитых странах малый бизнес вносит существенный вклад в экономическое развитие, производя около половины ВВП, генерируя свыше 50 % добавленной стоимости, обеспечивая занятость 50-70 % трудоспособного населения [1].

Весь мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах. Деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах.

Развитие предпринимательства, как показывает опыт развитых стран, ведет к повышению эффективности экономики, а это, в свою очередь, к росту благосостояния общества.

Малое предпринимательство постепенно развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре российской экономики. Как самостоятельное социально-экономическое явление оно существует в нашей стране свыше 20 лет и является одним из основных источников налоговых поступлений, насыщения региональных и местных рынков товарами и услугами. Малые предприятия занимают свою нишу на рынке, удовлетворяя локальный спрос или специфические потребности в специализированной продукции и услугах, в том числе в инновационной сфере. Соответственно, малое предпринимательство объективно существует и развивается как относительно самостоятельный сектор экономики.

Важная роль мелкого предпринимательства заключается в том, что малые предприятия обеспечивают социальную и политическую стабильность. Люди, имеющие свое небольшое дело, заинтересованы в стабильности поли-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Влияние социокультурных ценностей на жизненные стратегии трудоспособного населения Пензенской области в изменяющихся социально-экономических условиях России», проект № 08-03-28301 а/В.

тической, социальной обстановки в стране и постоянном экономическом росте. Известно, что в периоды экономического спада в первую очередь страдают малые предприятия. Только в условиях стабильного экономического роста малый бизнес имеет шансы на успех, а риск потерпеть крах минимален. Отсюда можно сделать вывод, что чем больше людей вовлечено в малое предпринимательство, тем стабильнее социально-политическая обстановка в стране.

Индивидуальное предпринимательство можно классифицировать как особый тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа заинтересованных людей. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.

Необходимо отметить, что для организации индивидуального предпринимательства, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество особо привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.

В то же время малое предпринимательство имеет следующие недостатки: велика степень риска быть разоренным, т.к. многое зависит от воздействия внешней среды; низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала; малому бизнесу трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства; сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть; конкурировать с крупным производством и т.д. Вследствие этих и многих других объективных обстоятельств, менее благоприятных условий хозяйствования малые предприятия характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью, а значит, нуждаются в содействии со стороны государства для обеспечения внутренней стабильности и саморазвития этого сектора. Поэтому в экономически развитых странах реализуют различные программы поддержки малого предпринимательства.

К сожалению, нужно констатировать, что в настоящее время Россия входит в группу стран со слабо развитым сектором малых предприятий. Формирование сектора малых и средних предприятий здесь идет медленными темпами. Развитие малого предпринимательства наталкивается на серьезные препятствия, вызванные отсутствием или недостаточным развитием нормативно-правовой базы, недостаточно развитой инфраструктурой, отсутствием соответствующих финансовых механизмов, опыта предпринимательской деятельности.

В первые годы реформ в нашей стране произошел бурный рост малого предпринимательства. Если в середине 1980-х гг. общее количество малых предприятий СССР не превышало 40 тыс. (все они были, естественно, государственными), то уже в 1991 г. таких предприятий насчитывалось 268 тыс., а к 1996 г. их количество превысило миллион. Однако затем это количество уменьшается, и в 1997 г. их осталось около 900 тыс., и дальше этот процесс спада продолжается [2]. Особенно сильный удар по малому предпринимательству был нанесен августовским кризисом 1998 г., от которого малый бизнес не оправился до сих пор. Не менее 30 %, а по некоторым данным до половины малых предприятий полностью или временно прекратили свою деятельность [3].

Малое предпринимательство в Пензенской области является одной из важнейших основ устойчивого социально-экономического развития региона; его развитие считается одним из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в Пензенской области. На 1.01.2007 г. в Пензенской области функционировало 8803 малых предприятий. В табл. 1 представлены данные по количеству субъектов малого предпринимательства за 1998-2007 гг.

Таблица 1

Количество малых предприятий в Пензенской области

Год Число малых предприятий

1998 4690

2000 6093

2002 6102

2003 5806

2004 7219

2006 8694

2007 8803

Примечание. По материалам официального портала Правительства Пензенской области (http:// www.penza.ru).

Основными центрами малого предпринимательства в регионе стали города: Пенза (72 % предприятий), Кузнецк (3,5 %), Сердобск (2,3 %), Каменка (2 %), Пензенский район (4 %), что связано с наличием на этих территориях сырья, трудовых ресурсов, потребительского рынка и производственных помещений.

В целом в малых городах Пензенской области численность индивидуальных предпринимателей на начало 2001 г. составляла 68 % от общего числа предприятий, учтенных в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО) и находящихся в исследуемых малых городах Пензенской области.

В 2003 г. в Пензенской области произошел резкий спад численности субъектов малого предпринимательства почти на 10 % по сравнению с 2002 г. На наш взгляд, это связано с изданием Федерального закона от 23.06.2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4]. В ст. 3 этого закона указано, что физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обязано до 1.01.2005 г. предоставить в регистрирующий орган по месту своего жительства пакет определенных законом документов для перерегистрации. И в случае неисполнения данного требования предприниматель снимается с регистрации. Многие индивидуальные предприниматели решили по разным причинам просто не вставать на учет в органы регистрации.

В каждом конкретном районе Пензенской области обстановка по развитию субъектов малого предпринимательства различная, а зачастую противоположная. Так, если в одних городах, таких как Сурск, Городище, Спасск и Белинский, число индивидуальных предпринимателей заметно сокращается, то в других малых городах, таких как Никольск, Нижний Ломов, Каменка, Сердобск, этот показатель постепенно увеличивается. С 2001 г. по 2008 г. численность индивидуальных предпринимателей в Спасске сократилась в два

раза, в Белинском - более чем в три раза, в Городище уменьшилась почти в два раза, в Сурске - в четыре с половиной раза. В других же малых городах за тот же период численность малых предпринимателей повысилась, так, например, в Никольске на 14 %, в Каменке на 13 % и в Сердобске на 22 %. В целом исследуемые малые города Пензенской области можно условно разделить на две группы: перспективные для развития индивидуального предпринимательства, где повышается численность людей, выбравших этот способ адаптации; и неперспективные города для развития малого предпринимательства, где этот способ имеет тенденции к резкому снижению.

Большинство предпринимателей в районах Пензенской области предпочитают работать неофициально, т.е. не регистрироваться в налоговых органах как индивидуальные предприниматели, чтобы не платить налогов. Это практикуется особенно часто в начале предпринимательской деятельности.

Результаты исследования позволили выявить, что сельское население использует в основном два способа социальной адаптации в форме предпринимательской деятельности. Это либо использование в предпринимательской деятельности своего квалификационно-профессионального уровня, либо занятие предпринимательством, абсолютно не связанным с предыдущей квалификацией. Выбор определенного вида индивидуального предпринимательства связан с индивидуальным адаптационным потенциалом конкретного человека, который во многом детерминирован личностными качествами и психологическими особенностями, мировоззренческими установками и взглядами, мотивами. В особенностях социальной адаптации сельского населения проявляется специфика рынка труда и социальной мобильности, влияющая на адаптационное поведение.

Важным исходным пунктом деятельности предпринимателя является решение основать собственное дело, которое включает в себя готовность изменить свой образ жизни. Это решение принимается по различным причинам, иногда потому, что не устраивает прежняя работа, или потому, что привлекает создание чего-то нового, особенно, если есть интересная идея. Очень часто дает наибольший стимул к отказу от прежнего образа жизни стечение обстоятельств. Данные проведенного исследования показали, что 21 % опрошенных предпринимателей указали на вынужденный уход в индивидуальное предпринимательство. Для части респондентов этот уход был связан со стечением обстоятельств, большей частью благоприятных. Однако большинство респондентов (54 %) заявило, что их уход был связан с желанием получить независимость, чтобы реализовать свои идеи, стремлением самореализовываться.

Одной из главных причин слабого распространения индивидуального предпринимательства как способа адаптации населения в малых городах является следующая особенность. Для того чтобы стать успешным предпринимателем, необходимо обладать широтой взглядов и стратегическим мышлением. При этом деятельность предпринимателя часто связана с принятием рискованных решений, ответственность за которые несет только он сам. От предпринимателей требуется умение видеть главное направление, которое создает благоприятные возможности или, напротив, угрозу для его дела. Долгосрочное направление - это способность заглядывать в будущее и выяснять, что должно быть сделано сегодня для подготовки к будущему. Большая гибкость необходима для того, чтобы проявлять творческий потенциал на этом пути, чтобы видеть новые подходы, которые радикально отличаются от сего-

дняшних, ведь предприниматель должен принимать решения, связанные с вопросами, не имеющими прецедентов, когда имеется высокая степень необходимости.

Таким образом, нисколько не умаляя значение деловых качеств в системе предпринимательских способностей, следует подчеркнуть, что основа предпринимательства - это скорее способ деятельности, тип поведения, чем профессия. По данным западных социологов, в различных странах не менее 90 % населения предпочитают работать по найму. Объясняется это тем, что в большинстве своем люди не хотят, не умеют или по каким-либо причинам не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Те же, кто посвятил себя предпринимательству, совсем не обязательно оказываются самыми способными или наиболее квалифицированными. Для некоторых это занятие стало вынужденным, других предпринимательство просто чем-то притягивает, так что рано или поздно они начинают им заниматься [5, 6].

Экспертный опрос индивидуальных предпринимателей, проведенный авторами в 2008 г., выявил основные причины, подтолкнувшие людей к занятию предпринимательством. В их числе были названы следующие: стремление найти и реализовать себя (46,3 %), низкая оплата труда (36,7 %), примеры успешного предпринимательства (17,5 %), увольнение с работы (11,9 %) и другие причины (5,6 %).

Респонденты отмечали, что организовать свой бизнес очень не просто, риск обанкротиться и все потерять чрезвычайно велик, а трудностей на пути становления собственного дела очень много.

В первую очередь это касается трудностей финансирования. Получить банковский кредит владельцам малого бизнеса очень сложно: банки предъявляют более жесткие требования к малым предприятиям по предоставлению гарантий возврата кредита, ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышенных рисков. С другой стороны, присущая малому бизнесу специфическая структура активов, в которой минимален вклад недвижимости, служащей залогом возврата кредита, также усложняет процесс поиска инвестиций. Кроме того, банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных предприятий, что существенно повышает издержки кредитования малых и приводит к повышению ставок по кредитам.

По результатам исследования были выявлены негативные проблемы той части населения, которая выбрала малое предпринимательство как адаптационную стратегию. Так, 45,8 % опрошенных предпринимателей в районах области отметили нехватку стартового капитала, 28,2 % конкуренцию, 19,2 % административные барьеры, 17,5 % несовершенство системы налогообложения, 14,7 % сложности получения кредитов, 5,6 % рэкет и 1,7 % другое (рис. 1).

В настоящий период, по мнению индивидуальных предпринимателей, больше всего их беспокоят и мешают более эффективно работать высокие налоги (на них указали 58,1 % опрошенных), инфляция (19,2 %), отношения с местными властями (14,1 %), высокие ставки банковских кредитов (12,4 %) (рис. 2).

Среди факторов, которые положительно повлияли на становление и развитие их предпринимательской деятельности, предприниматели в первую очередь выделили нужные связи (43 %); профессиональные знания (30,5 %);

удачное стечение обстоятельств (23,7 %); своевременно собранная информация (7,5 %).

И нехватка стартового капитала

■ конкуренция

□ административные барьеры

И несовершенство системы налогообложения

13 сложность получения кредитов

Рис. 1 Основные проблемы, возникающие в начале становления предпринимательской деятельности, % от числа опрошенных (Ы = 50)

□ высокие налоги О инфляция

Ш политическая нестабильность

ЕЗ отношения с местными властями

□ высокие ставки банковских кредитов

И отсутствие единомышленников в коллективе

^ семейные проблемы

Рис. 2 Распределение ответов предпринимателей на вопрос:

«Что больше всего беспокоит и мешает работать в настоящий период?»,

% от числа опрошенных (Ы = 50)

Больше всего предпринимателей привлекает в их работе следующие аспекты: видеть конкретные ощутимые результаты своего труда (23,8 %), интересная работа и отсутствие чрезмерного давления со стороны руководства (по 23,1 %), возможность проявить инициативу (22 %), высокий заработок (19,2 %), возможность способствовать делу возрождения страны (8,5 %) и другое (1,1 %).

Проведенное исследование показало, что две пятых индивидуальных предпринимателей (40,7 %) считают, что, для того чтобы сделать свою жизнь успешной, им необходимо хорошее образование; 38,4 % респондентов выделили деньги как недостающий для полного успеха элемент; 3,9 % респондентов предложили свои варианты: здоровье, воля и интеллект, стабильность. Данные распределения представлены в табл. 2.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос:

«Что необходимо для того, чтобы сделать свою жизнь успешной?»,

% от числа опрошенных (Ы = 50)

Вариант ответа %

1. Хорошее образование 40,7

2. Деньги 38,4

3. Престижная профессия 27,7

4. Удачное стечение обстоятельств 27,1

5. Помощь друзей и близких 20,9

6. Затрудняюсь ответить 5,1

7. Другое 3,9

Тот факт, что 38,4 % опрошенных малых предпринимателей недостающим элементом для полного успеха в жизни выделили деньги, говорит о том, что деньги для большинства предпринимателей являются одной из основополагающих ценностей, которая стоит над многими другими, такими как, например, здоровье и т.д. Вопреки широко распространенному мнению о предпринимателях как людях, стремящихся прежде всего к высокому материальному достатку, этот мотив присутствует лишь приблизительно у каждого второго. Здесь следует учитывать, что этот мотив заложен в экономической специфике предпринимательства, его главной функции, без этого мотива не может быть предпринимательства. Тем не менее социологические исследования показывают увеличение мотивов независимости и самовыражения. Денежный доход для таких предпринимателей выступает не в качестве самоцели, а как символ успеха, свободы, возможности для творческого самовыражения. При этом прослеживается связь между уровнем доходов и значением мотивов получения высокой прибыли: с повышением дохода значение материальных мотивов снижается. Однако какие бы соображения ни приводили в пользу тех или иных мотивов, по словам самих предпринимателей, они «не отвечают центральной роли денег в профессии предпринимателя» [7].

В целом считают себя в общем обеспеченными 41,2 % опрошенных индивидуальных предпринимателей, но покупка дорогих вещей для них затруднительна, у 29,9 % хватает денег на нормальную жизнь, у 22 % на текущие нужды денег хватает не всегда, 5,6 % могут тратить деньги, не считая их, и только 3,4 % малых бизнесменов часто имеют долги.

Большинство индивидуальных предпринимателей (40,7 % опрошенных) самым главным условием жизнеспособности бизнеса в нашей стране считают спрос и предложение на продукцию предприятия; 29,4 % таковым главным условием обозначают стабильное законодательство; 23,8 % респондентов считают, что жизнеспособность бизнеса зависит прежде всего от личных качеств предпринимателей; 18,1 % выделили главным условием квалифицированный персонал; 17 % - связи в различных структурах и 2,2 % отметили другие условия, такие как снижение налогов, развитие промышленности и т.д.

Таким образом, анализируя сложившуюся практику создания и функционирования малых предприятий в России, можно выделить шесть групп проблем, в наибольшей мере сдерживающих их развитие:

- организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.);

- материально-финансовые проблемы (затруднения в формировании стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, в установлении связей с поставщиками сырья, недостаток опыта в позиционировании и сбыте продукции);

- налоговые проблемы (запутанная, все время меняющаяся, чрезмерная по объему налоговая система);

- проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя и т.д.);

- проблемы низкой платежеспособности предприятий (многие фирмы предлагают взаимозачет);

- проблемы безопасности (отсутствие развитой системы страхования, неэффективная работа судебной системы, криминогенность).

Численность малых предприятий у нас недостаточна для функционирования экономики. Вряд ли можно согласиться с мнением, что «произошло насыщение рынка в этой сфере». По мировым стандартам считается, что нормальным является наличие одного малого предприятия на 30-50 человек населения, это значит, что в России их должно быть 4-5 млн, в действительности же их во много раз меньше, так что России еще очень далеко до мировых стандартов. Тем более что динамика показывает тревожную тенденцию: малое предпринимательство не развивается, а свертывается.

Экономические показатели, характеризующие деятельность малого бизнеса, свидетельствуют о высокой его эффективности и важности для экономики. Вклад малых предприятий в формировании государственного бюджета весьма велик. По оценкам торгово-промышленнной палаты РФ, ими производится около 30 % прибыли, с которой налоги взимаются живыми деньгами, а в некоторых регионах доля малого бизнеса в формировании местных бюджетов достигает 35-40 %. Но в то же время доля малых предприятий в производстве ВВП очень мала по сравнению с другими развитыми и не очень развитыми странами: не больше 8-10 %.

Малое и среднее предпринимательство является важнейшим механизмом обеспечения занятости и самозанятости населения. В глазах респондентов одним из важных факторов привлекательности малого бизнеса выступает возможность получения дополнительного дохода. Это позволяет предположить, что занятие предпринимательством представляет в нынешних условиях не столько способ реализации своих способностей и устремлений, сколько вынужденную стратегию экономической адаптации. Кроме того, индивидуальным предпринимательством как способом социальной адаптации может воспользоваться далеко не каждый, а только та часть населения, которая обладает предпринимательскими способностями. Подтверждением этого служат результаты проведенных исследований, которые показывают, что 2/3 респондентов, выбравших этот особый способ социальной адаптации, не справляются с проблемами и терпят неудачу в своих начинаниях. Однако, несмотря на это обстоятельство, необходимо констатировать тот факт, что число людей, выбирающих малое предпринимательство как способ адаптации в малых городах с каждым годом все больше возрастает, способствуя решению важнейших социальноэкономических задач региона, таких как обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социальной напряженности.

Список литературы

1. Доклад Координационной группы по операционной деятельности ЕЭК. - 2005.

2. Малое предпринимательство в России / Госкомстат РФ. - М., 2002.

3. Авраамова, Е. М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности / Е. М. Авраамова, Д. М. Логинов // Общественные науки и современность. -2002. - № 2.

4. Федеральный закон от 23.06.2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

5. Козырева, П. М. Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже ХХ-ХХІ веков / П. М. Козырева. - М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2004.

6. Голенкова, З. Т. Российский предприниматель: некоторые аспекты современной жизни / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Социологические исследования. - 2006. - № 11.

7. Кошарная, Г. Б. Мотивационная структура российского предпринимателя / Г. Б. Кошарная // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.