Научная статья на тему 'Проблемы формирования предпринимательского слоя в сельской местности (на примере Пензенской области)'

Проблемы формирования предпринимательского слоя в сельской местности (на примере Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ СЛОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошарный Валерий Павлович, Рожкова Лилия Валерьевна

В статье рассматриваются проблемы занятости в сельской местности, исследуется индивидуальное предпринимательство как один из способов социальной адаптации сельских жителей к изменяющимся условиям жизни. На основе проведенного социологического исследования выявляются основные проблемы развития индивидуального предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кошарный Валерий Павлович, Рожкова Лилия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования предпринимательского слоя в сельской местности (на примере Пензенской области)»

УДК 316.3.33

В. П. Кошарный, Л. В. Рожкова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЛОЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)1

В статье рассматриваются проблемы занятости в сельской местности, исследуется индивидуальное предпринимательство как один из способов социальной адаптации сельских жителей к изменяющимся условиям жизни.

На основе проведенного социологического исследования выявляются основные проблемы развития индивидуального предпринимательства в регионе.

Современное состояние экономического развития ставит на повестку дня проблему поиска новых форм хозяйствования, учитывающих интересы как производителей, так и потребителей продукции. Одной из таких форм выступает малое предпринимательство. Дополняя другие формы хозяйствования, малый бизнес составляет основу формирования экономической пирамиды, позволяющей обеспечить занятость значительной части населения. Малое предпринимательство в определенных условиях является основной для решения целого комплекса экономических, социальных и политических проблем: от насыщения рынка разнообразными товарами и услугами до снижения остроты безработицы, формируя одновременно новую структуру экономики и конкурентной среды. Приоритетным направлением формирования предпринимательской среды является создание субъектов малого бизнеса в сельской местности.

Экономические реформы в России за последние десятилетия привели к существенным изменениям в сельской жизни страны. Изменилась аграрная структура, появились новые формы ведения сельского хозяйства - частные фермерские хозяйства, крупнейшие агрохолдинги; изменилось и личное подсобное хозяйство. Были приватизированы основные средства аграрного производства - земли, сельхозтехника и оборудование, скот. Эпоха гарантированного сбыта по устойчивым ценам при практически неограниченной емкости внутреннего спроса на агропродовольственную продукцию закончилась, началась конкуренция на рынках. Все это привело, с одной стороны, к поляризации сельскохозяйственных производителей, вычленению небольшого числа высокопродуктивных, конкурентоспособных производителей и маргинализации значительной части других производителей и, с другой стороны, к возникновению существенной скрытой и открытой безработицы в сельской местности, снижению относительного уровня жизни в селе в среднем [1, с. 3].

По данным Всероссийской переписи в сельской местности в России в 2002 г. проживало 38,7 млн человек. Из них в трудоспособном возрасте (от 15 до 64 лет) находилось 24,5 млн человек, или 60 %. Из этого числа экономически активное население составляло 61,5 %, из которых в экономике было занято 51,8 %, а 9,7 % являлись безработными [2]. По сравнению с городским населением доля экономически активного населения в селе заметно ниже, а безработица - существенно выше. Уровень безработицы в сельской местно-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Влияние социокультурных ценностей на жизненные стратегии трудоспособного населения Пензенской области в изменяющихся социально-экономических условиях России», проект № 08-03-28301 а/В.

сти непрерывно рос с 3,7 % в 1992 до 13,5 % в 1998 г., после чего начал постепенно снижаться, достигнув в 2005 г. 9 % [3].

В современном российском селе аграрное производство перестало быть главным источником занятости. Если в начале 1990-х гг. в сельском хозяйстве было занято более половины всего трудоспособного сельского населения, то в течение десятилетия эта доля постоянно снижалась [4], а перепись населения 2002 г. показала, что аграрный сектор является основным местом работы только для трети занятого населения. Доля несельскохозяйственных видов деятельности в селе в значительной мере росла не из-за расширения абсолютного числа неаграрных рабочих мест, а из-за начавшегося после 1995 г. резкого падения занятости в сельском хозяйстве, особенно в сельскохозяйственных организациях.

В настоящее время значительная часть трудоспособного сельского населения занята в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ), которое принято считать мощным источником неформальной занятости в селе. Если в 1991 г. в личном подсобном и домашнем хозяйстве было занято около 2 млн человек, то к началу 2007 г. - уже 4,6 млн человек. Происходящие преобразования в аграрной сфере, кризис в сельскохозяйственном производстве и, как следствие, падение денежных доходов населения обусловливают рост занятости сельского населения в этой сфере деятельности. С 1991 г. получила развитие такая форма занятости населения, как занятость в крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ). За период 1992-2006 гг. число зарегистрированных КФХ увеличилось на 81,1 тыс., составив на конец 2006 г. 263,9 тыс., а численность работающих в них увеличилась более чем в 1,5 раза, составив около 400 тыс. человек, т.е. в фермерских хозяйствах трудится каждый седьмой-восьмой из общего числа сельскохозяйственных работников. Быстрыми темпами увеличивается и численность занятых на малых предприятиях. Однако, несмотря на увеличение численности работающих на малых предприятиях в сельском хозяйстве, объем производимой ими продукции остается на уровне 1 % от общего объема продукции малых предприятий [5].

Фермерские хозяйства и малые предприятия на селе выполняют важную социальную функцию - создают новые рабочие места, оказывают услуги по реализации продукции и др. В то же время развитию малого предпринимательства и фермерства и повышению их эффективности препятствует высокая инфляция, диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, снижение платежеспособного спроса населения, высокая степень риска хозяйственной деятельности, отсутствие действенной государственной поддержки сельских товаропроизводителей.

К сожалению, нужно констатировать, что в настоящее время Россия входит в группу стран со слабо развитым сектором малых предприятий. Формирование сектора малых и средних предприятий в стране идет медленными темпами. Развитие малого предпринимательства наталкивается на серьезные препятствия, вызванные отсутствием или недостаточным развитием нормативно-правовой базы, недостаточно развитой инфраструктурой, отсутствием соответствующих финансовых механизмов и опыта предпринимательской деятельности.

Малое предпринимательство в Пензенской области является одной из важнейших основ устойчивого социально-экономического развития региона; его развитие считается одним из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в Пензенской области.

На 1.01.2007 г. в Пензенской области функционировало 8803 малых предприятий [6]. Рост количества субъектов малого предпринимательства по сравнению с началом 2004 г. составил около 20 % (в 1998 г. насчитывалось 4690 малых предприятий, в 1999 г. - 5528, в 2000 и 2001 гг. - по 6093 предприятий, в 2002 г. - 6102, в 2003 г. - 5806, в 2004 г. - 7219, в 2005 г. - 8410, в 2006 г. - 8694) (рис. 1).

10000 8000 6000 4000 2000 0

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

♦ Число МП

Рис. 1 Динамика количества малых предприятий в Пензенской области [6]

Постановлением Правительства Пензенской области № 713-пП от 27.10.2008 г. утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области» на 2009-2011 гг. [6]. В рамках направления «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» в соответствии с региональной программой поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств на селе выдаются кредиты, перечисляются субвенции на развитие малого предпринимательства. Выполнение программных мероприятий способствует увеличению числа крестьянских (фермерских) хозяйств. В Пензенской области создано и работает 3600 крестьянских (фермерских) хозяйств, из них 1016 зарегистрированы в 2007 г. В настоящее время разработана областная программа развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. На 01.10.2007 г. создано 76 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 30 кредитных, в них объединено 996 крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и сельхозпредприятий.

В каждом конкретном районе Пензенской области обстановка по развитию субъектов малого предпринимательства различная, а зачастую противоположная. Так, если в одних районах, таких как Городищенский, Спасский и Белинский, число индивидуальных предпринимателей заметно сокращается, то в других (Никольский, Нижнеломовский, Каменский, Сердобский) этот показатель постепенно увеличивается.

Результаты проведенных в 2007-2008 гг. исследований по проблемам адаптации сельского населения к проводимым реформам позволили выявить, что сельское население использует в основном два способа социальной адаптации в форме предпринимательской деятельности. Это либо использование в предпринимательской деятельности своего квалификационно-профессионального уровня, либо занятие предпринимательством, абсолютно не связанным с предыдущей квалификацией. Выбор определенного вида индивидуального

предпринимательства связан с индивидуальным адаптационным потенциалом конкретного человека, который во многом детерминирован личностными качествами и психологическими особенностями, мировоззренческими установками и взглядами, мотивами. В особенностях социальной адаптации сельского населения проявляется специфика рынка труда и социальной мобильности, влияющая на адаптационное поведение.

Важным исходным пунктом деятельности предпринимателя является решение основать собственное дело, которое включает в себя готовность изменить свой образ жизни. Это решение принимается по различным причинам, иногда потому, что не устраивает прежняя работа, или потому, что привлекает создание чего-то нового, особенно, если есть интересная идея. Очень часто дает наибольший стимул к отказу от прежнего образа жизни стечение обстоятельств. Данные проведенного исследования показали, что 21 % опрошенных предпринимателей указали на вынужденный уход в индивидуальное предпринимательство. Для части респондентов этот уход был связан со стечением обстоятельств, большей частью благоприятных. Однако большинство респондентов (54 %) заявило, что их уход был связан с желанием получить независимость, чтобы реализовать свои идеи, стремлением самореализовываться.

Одной из главных причин слабого распространения индивидуального предпринимательства как способа адаптации населения в сельских районах области является следующая особенность. Для того чтобы стать успешным предпринимателем, необходимо обладать широтой взглядов и стратегическим мышлением. При этом деятельность предпринимателя часто связана с принятием рискованных решений, ответственность за которые несет только он сам. От предпринимателей требуется умение видеть главное направление, которое создает благоприятные возможности или, напротив, угрозу для его дела. Долгосрочное направление - это способность заглядывать в будущее и выяснять, что должно быть сделано сегодня для подготовки к будущему. Большая гибкость необходима для того, чтобы проявлять творческий потенциал на этом пути, чтобы видеть новые подходы, которые радикально отличаются от сегодняшних, ведь предприниматель должен принимать решения, связанные с вопросами, не имеющими прецедентов, когда имеется высокая степень необходимости.

Таким образом, нисколько не умаляя значение деловых качеств в системе предпринимательских способностей, следует подчеркнуть, что основа предпринимательства - это скорее способ деятельности, тип поведения, чем профессия. По данным западных социологов, в различных странах не менее 90 % населения предпочитают работать по найму. Объясняется это тем, что в большинстве своем люди не хотят, не умеют или по каким-либо причинам не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Те же, кто посвятил себя предпринимательству, совсем не обязательно оказываются самыми способными или наиболее квалифицированными. Для некоторых это занятие стало вынужденным, других предпринимательство просто чем-то притягивает, так что рано или поздно они начинают им заниматься [7].

Экспертный опрос индивидуальных предпринимателей, проведенный авторами в 2008 г., выявил основные причины, подтолкнувшие людей к занятию предпринимательством. В их числе были названы следующие: стремление найти и реализовать себя (46,3 % опрошенных), низкая оплата труда (36,7 %), примеры успешного предпринимательства (17,5 %), увольнение с работы (11,9 %) и другие причины (5,6 %) (рис. 2).

Респонденты отмечали, что организовать свой бизнес очень не просто, риск обанкротиться и все потерять чрезвычайно велик, а трудностей на пути становления собственного дела очень много.

другие причины

увольнение с работы

примеры успешного предпринимательства

низкая оплата труда

стремление найти и реализовать себя

Рис. 2 Основные причины, подтолкнувшие людей к занятию предпринимательством,

% от числа опрошенных, N = 50

В первую очередь это касается трудностей финансирования. Получить банковский кредит владельцам малого бизнеса очень сложно: банки предъявляют более жесткие требования к малым предприятиям по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышенных рисков. С другой стороны, присущая малому бизнесу специфическая структура активов, в которой минимален вклад недвижимости, служащей залогом возврата кредита, также усложняет процесс поиска инвестиций. Кроме того, банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных предприятий, что существенно повышает издержки кредитования малых предприятий и приводит к повышению ставок по кредитам.

По результатам исследования были выявлены негативные проблемы той части населения, которая выбрала малое предпринимательство как адаптационную стратегию. Так, 45,8 % опрошенных предпринимателей в районах области отметили нехватку стартового капитала, 28,2 % - конкуренцию, 19,2 % - административные барьеры, 17,5 % - несовершенство системы налогообложения, 14,7 % сложности получения кредитов, 5,6 % - рэкет и 1,7 % -другое (рис. 3).

Рис. 3 Основные проблемы, возникающие в начале становления предпринимательской деятельности, % от числа опрошенных, N = 50

\ 5,6 \ 11,9 17,5 36,7

1

1

1 46'3

1 1 1 1 1 (-= г / / г

-г------------------------г------------------------г------------------------f------------------------------------------------(

0 10 20 30 40 50

В настоящий период, по мнению индивидуальных предпринимателей, больше всего их беспокоят и мешают более эффективно работать высокие налоги (на них указали 58,1 % опрошенных), инфляция (19,2 %), отношения с местными властями (14,1 %), высокие ставки банковских кредитов (12,4 %) (рис. 4).

Г. 1 ,

политическая 316>

нестабильность

. I ,

инфляция 1

высокие ставки банковских кредитов П 12’4

отношения с местными властями з и

высокие налоги

19,2

58,1

10

20

30

40

50

Рис. 4 Распределение ответов на вопрос: «Что больше всего беспокоит и мешает работать в настоящий период?», по мнению предпринимателей, % от числа опрошенных, N = 50

Среди факторов, которые положительно повлияли на становление и развитие их предпринимательской деятельности, предприниматели в первую очередь выделили нужные связи (43 % респондентов), профессиональные знания (30,5 %); удачное стечение обстоятельств (23,7 %); своевременно собранная информация (7,5 %).

Больше всего предпринимателей привлекает в их работе следующие аспекты: видеть конкретные ощутимые результаты своего труда (23,8 % опрошенных), интересная работа и отсутствие чрезмерного давления со стороны руководства (по 23,1 %), возможность проявить инициативу (22 %), высокий заработок (19,2 %), возможность способствовать делу возрождения страны (8,5 %) и другое (1,1 %).

Проведенное исследование показало, что две пятых индивидуальных предпринимателей (40,7 %) считают: для того чтобы сделать свою жизнь успешной, необходимо хорошее образование; 38,4 % респондентов выделили деньги как недостающий для полного успеха элемент; 3,9 % респондентов предложили свои варианты: здоровье, воля и интеллект, стабильность.

Тот факт, что 38,4 % опрошенных малых предпринимателей недостающим элементом для полного успеха в жизни выделили деньги, говорит о том, что деньги для большинства предпринимателей являются одной из основополагающих ценностей, которая стоит над многими другими, такими как, например, здоровье и т.д. Вопреки широко распространенному мнению о предпринимателях как людях, стремящихся прежде всего к высокому материальному достатку, этот мотив присутствует лишь приблизительно у каждого второго. Здесь следует учитывать, что этот мотив заложен в экономической специфике предпринимательства, его главной функции, без которого не может быть предпринимательства. Тем не менее социологические исследования показывают увеличение мотивов независимости и самовыражения. Денежный доход для таких предпринимателей выступает не в качестве самоцели, а как символ успеха, сво-

боды, распоряжения возможности для творческого самовыражения. При этом прослеживается связь между уровнем доходов и значением мотивов получения высокой прибыли: с повышением дохода значение материальных мотивов снижается. Однако, какие бы соображения ни приводили в пользу тех или иных мотивов, по словам самих предпринимателей, они «не отвечают центральной роли денег в профессии предпринимателя» [7].

В целом считают себя в общем обеспеченными 41,2 % опрошенных индивидуальных предпринимателей, но покупка дорогих вещей для них затруднительна, у 29,9 % хватает денег на нормальную жизнь, у 22 % на текущие нужды денег хватает не всегда, 5,6 % могут тратить деньги, не считая их, и только 3,4 % малых бизнесменов часто имеют долги.

Большинство индивидуальных предпринимателей (40,7 % опрошенных) самым главным условием жизнеспособности бизнеса в нашей стране считают спрос и предложение на продукцию предприятия; 29,4 % таковым главным условием обозначают стабильное законодательство; 23,8 % респондентов считают, что жизнеспособность бизнеса зависит прежде всего от личных качеств предпринимателей; 18,1 % выделили главным условием квалифицированный персонал; 17 % - связи в различных структурах, 2,2 % отметили другие условия, такие как снижение налогов, развитие промышленности и т.д. [8, с. 18].

Таким образом, анализируя сложившуюся практику создания и функционирования малых предприятий в России, можно выделить шесть групп проблем, в наибольшей мере сдерживающих их развитие:

- организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.);

- материально-финансовые проблемы (затруднения в формировании стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, в установлении связей с поставщиками сырья, недостаток опыта в позиционировании и сбыте продукции);

- налоговые проблемы (запутанная, все время меняющаяся, чрезмерная по объему налоговая система);

- проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя и т.д.);

- проблемы низкой платежеспособности предприятий (многие фирмы предлагают взаимозачет);

- проблемы безопасности (отсутствие развитой системы страхования, неэффективная работа судебной системы, криминогенность).

Численность малых предприятий у нас недостаточна для функционирования экономики. Вряд ли можно согласиться с мнением, что «произошло насыщение рынка в этой сфере». По мировым стандартам считается, что нормальным является наличие одного малого предприятия на 30-50 человек населения, это значит, что в России их должно быть 4-5 млн, в действительности же их во много раз меньше. Так что России еще очень далеко до мировых стандартов. Тем более, что динамика показывает тревожную тенденцию: малое предпринимательство не развивается, а свертывается.

Экономические показатели, характеризующие деятельность малого бизнеса, свидетельствуют о высокой его эффективности и важности для эко-

номики. Вклад малых предприятий в формировании государственного бюджета весьма велик. По оценкам Торгово-промышленнной палаты РФ, ими производится около 30 % прибыли, с которой налоги взимаются живыми деньгами, а в некоторых регионах доля малого бизнеса в формировании местных бюджетов достигает 35-40 %. Но в то же время доля малых предприятий в производстве ВВП очень мала по сравнению с другими развитыми и не очень развитыми странами - не больше 8-10 %.

Малое и среднее предпринимательство является важнейшим механизмом обеспечения занятости и самозанятости населения. В глазах респондентов одним из важных факторов привлекательности малого бизнеса выступает возможность получения дополнительного дохода. Это позволяет предположить, что занятие предпринимательством представляет в нынешних условиях не столько способ реализации своих способностей и устремлений, сколько вынужденную стратегию экономической адаптации. Кроме того, индивидуальным предпринимательством как способом социальной адаптации может воспользоваться далеко не каждый, а только та часть населения, которая обладает предпринимательскими способностями. Подтверждением этого служат результаты проведенных исследований, которые показывают, что 2/3 респондентов, выбравших этот особый способ социальной адаптации, не справляются с проблемами и терпят неудачу в своих начинаниях. Однако, несмотря на это обстоятельство, необходимо констатировать тот факт, что число людей, выбирающих малое предпринимательство как способ адаптации в малых городах, с каждым годом все больше возрастает, способствуя решению важнейших социально-экономических задач региона, таких как обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социальной напряженности.

Список литературы

1. Серова, Е. В. Альтернативная занятость в сельской местности / Е. В. Серова, Д. В. Звягинцев // Мир России. - 2006. - № 4.

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=l 1

3. Труд и занятость в России. 2005. Статистический сборник. - М. : Росстат, 2006.

4. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2002. Статистический сборник. - М. : Росстат, 2002.

5. Особенности формирования рынка труда и сельской занятости в АПК России // Проблемы социально-экономического развития на современном этапе. - Вып. 8. -М. : Проспект, 2006.

6. Официальный портал Правительства Пензенской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.penza.ru

7. Кошарная, Г. Б. Мотивационная структура российского предпринимателя / Г. Б. Кошарная // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 4.

8. Кошарная, Г. Б. Малое предпринимательство как способ социальной адаптации населения малых городов (на примере Пензенской области) / Г. Б. Кошарная, Н. А Юртаев, Л. В. Рожкова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - Пенза, ПГУ. - 2008. - № 3 (7).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.