КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОТ
ОБРАЗОВ К МЕТОДАМ Бигнова М.Р.1, Данилова О.А.2, Морусова Л.В.3
1Бигнова Марина Ринатовна - кандидат философских наук, доцент, кафедра религиоведения, Казанский федеральный университет, г. Казань;
2Данилова Ольга Анатольевна - руководитель методического отдела; 3Морусова Лариса Викторовна - методист, социально ориентированная некоммерческая организация «Союз участников отношений в сфере образования» (Обрсоюз),
г. Москва
Аннотация: в данной статье представлены результаты изучения мнений педагогов общеобразовательных организаций об исторических и современных примерах патриотизма, о значимых исторических событиях, методах и приемах, способных оказать влияние на формирование патриотических чувств у учащихся и лечь с основу создания учебно-методических материалов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, воспитание патриотизма, результаты опроса, методическое пособие, учебно-методические материалы, образ патриота, пример патриотизма, любовь к Родине, методы патриотического воспитания.
Введение
Понятие «патриотизм», вероятно, один из самых сложных и одновременно интуитивно ясных терминов, которые привлекают внимание широкого круга специалистов — от политиков до педагогов. Согласно словарю Ожегова, обозначает преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [9]. Патриотизм в России - это не просто одна из традиционных духовно-нравственных ценностей, это стержень и опора духовно-нравственного воспитания молодежи во все исторические периоды [11]. Вопросы места и роли патриотизма в гражданском сознании и духовно-нравственных ценностях народов России нашли отражение не только в работах дореволюционных историков и публицистов, таких как Н.М. Карамзин, В.Н. Татищев, В.О. Ключевский, Т.Н. Грановский, П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, но и в трудах религиозных мыслителей разных религий — митрополита Илариона, автора «Слова о законе и Благодати», Иоанна Кронштадтского, Иоанна Санкт-Петербуржского и Ладожского, митрополита Филиппа Московского, М. Акмуллы, М. Уметбаева, Р. Фахретдина, И. Гаспринского и др. Немалый вклад в формирование представлений о связи патриотизма с духовным началом внесли такие философы, как И.А. Ильин, Н.И. Бердяев, В.В. Соловьев, Г.В. Флоровский и др.
В современной России патриотическое воспитание направлено на формирование мировоззрения гражданина, осознающего необходимость гражданского единства, то есть сплоченности сограждан в вопросах понимания России как целостного суверенного государства, признающего этнокультурное и языковое многообразие как ценность, способного поставить интересы Родины выше собственной личной идентичности.
Патриотом называют человека, «который идентифицирует себя и свое будущее с народом, историей, культурой Родины, ощущает себя ответственным за ее благополучие, осознает социальную ответственность по отношению к своим соотечественникам, в том числе проживающим за рубежом, готов вносить свой деятельный вклад в процветание Отечества и стоять на защите его интересов» [12]. Другими словами, патриот любит свою Родину, уважает ее законы и традиции, готов связать свое будущее с ней и отстаивать ее интересы.
Государство заинтересовано в поддержании и развитии чувства патриотизма у своих граждан, особенно у подрастающего поколения, поскольку именно ему предстоит сохранить и передать следующему поколению сложившиеся веками российские духовно-нравственные ценности.
О важности патриотического воспитания говорится в Конституции Российской Федерации, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Пункт 4 статьи 57 Конституции Российской Федерации указывает на то, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, поэтому государство создает условия для их всестороннего развития, в том числе патриотического воспитания [1].
В «Стратегии национальной безопасности» сказано, что патриотическое воспитание, наряду с сохранением российской самобытности и традиционных духовно-нравственных ценностей, будет способствовать дальнейшему демократическому развитию России и ее открытости миру [10].
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывает на необходимость комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников в процессе проведения воспитательной работы, в том числе по вопросам патриотического воспитания [8].
Патриотизм является личностным результатом образования обучающегося. На каждой ступени обучения, согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДОО, ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО), формируется ценностное отношение к своей Родине, уважение к отечеству, воспитывается чувство ответственности за ее судьбу и долга перед ней, готовность к служению и ее защите [4, 5, 6, 7].
С этой целью в настоящее время реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [14] и в соответствии с письмами Минпросвещения России [2, 3] с 1 сентября 2022 года во всех общеобразовательных организациях нашей страны каждый понедельник под звуки государственного гимна торжественно поднимают флаги России, региона и населенного пункта, а в конце недели после последнего урока спускают их.
Каждый понедельник первым уроком проводятся внеурочные мероприятия в форме беседы по актуальной для недели теме (так называемые «разговоры о важном»). Данные действия являются элементами воспитательной работы и направлены на приобщение обучающихся к общероссийским ценностям.
Все вышеперечисленное обосновывает необходимость формирования концепции по созданию учебно -методических материалов по воспитанию патриотизма и гражданской идентичности.
Результаты исследования
Осенью 2022 года в рамках проектной деятельности в соответствии с целями федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» автономной некоммерческой организацией высшего образования «Российский новый университет» (АНО ВО «РосНОУ») был проведен опрос педагогов общеобразовательных организаций с целью выявления исторических и современных примеров патриотизма, значимых исторических событий, а также методов и приемов их подачи в рамках школьной программы, которые позволят учащемуся по-новому взглянуть на историю своей страны и проникнуться любовью к родине.
Результаты опроса были учтены при разработке новых актуальных учебно-методических материалов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
В результате проведения опроса были решены следующие задачи:
- выявлены учебно-методические материалы, которые используют педагоги в ходе проведения уроков по патриотическому воспитанию;
- выявлены известные личности, которые, по мнению педагогов, могут стать примером патриотизма для учащихся;
- выявлено мнение педагогов о том, какие исторические события способны вызвать патриотическое настроение у молодежи;
- выявлены наиболее эффективные, по мнению педагогов, методологические приемы и технологии организации работы со школьниками на уроках патриотического воспитания.
В опросе приняли участие 5 591 педагогов образовательных организаций из 8 регионов России.
Большинство респондентов представляли Сибирский 1 956 чел. (35%) и Центральный 1 565 чел. (28%) федеральные округа.
Портрет типичного респондента состоял из следующих характеристик:
- высшее образование — 4 472 чел. (80%);
- наличие профессиональной переподготовки в сфере духовно-нравственного воспитания или курсов повышения квалификации за последние 3 года — 3 075 чел. (55%);
- выполнение функции классного руководителя — 4 305 чел. (77%).
Таким образом, компетентность опрошенных в сфере проведения учебно-воспитательных мероприятий в области формирования патриотизма не вызывает сомнений.
Вначале важно было выяснить, какие именно учебно-методические материалы используют педагоги для проведения мероприятий патриотической направленности.
Наиболее популярными в педагогической среде оказались материалы учебников:
- Агапова И.А., Давыдова М.А. «Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы»1 - 278 чел. (4,9%);
- Касимова Т.А., Яковлева Д.Е «Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие» - 270 чел. (4,8%)2;
- Быкова А.К, Мельниченко И.И. «Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе»3 - 227 чел. (4%).
Следует отметить творческий подход учителей к вопросам патриотического воспитания, о чем свидетельствует использование художественной литературы и других источников, например:
- произведения художественной литературы (стихи Александровой З.Н. «Родина», «Дозор»; Пушкин А.С. «Воспоминание в Царском селе»; Гайдар А.П. «Тимур и его команда»; Шолохов М.А. «Судьба человека», «Они сражались за Родину»; Толстой Л.Н. «Война и мир»; Островский А.Н. «Как закалялась сталь»; Фадеев А.А. «Молодая гвардия»; Гумилёв Л.Н. «От Руси к России»; стихи Некрасов Н.А. и Есенин С.А.);
- нормативно-правовые акты (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);
1 Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы: Педагогика. Психология. Управление / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - Москва: ВАКО, 2008. - 366 с.
2 Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - Москва: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.
3 Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: методическое пособие / Быков А.К, Мельниченко И.И. -Москва: Сфера, 2007. - 208 с.
- материалы интернет-ресурсов (информационно-просветительский сайт «Живая история» https://живаяистория-россии.рф/, методические материалы для проведения классных часов «Разговоры о важном» https://razgovor.edsoo.ru/);
- дидактические материалы (комплект из 5 книг «Моя Родина - Россия»; наглядно-дидактическое пособие «Государственные символы РФ» Краснушкина Е.Е.; «Государственные символы России» Шепелева Т.В.);
- учебные пособия («Чудо-богатыри земли Русской» Никонова Е.А.; «Патриотическое воспитание: теоретические аспекты: учебное пособие» Шмырёва Н.А., Кононенко О.С., Крецан З.В.; «Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании» Черноусова Ф.П.; «Моя Конституция» Журавлева О.Н., Александрова С.В.; «Основы военно-патриотического воспитания: учебное пособие» Ширшов В.Д.);
- сборники методических материалов (Сборник методических материалов по разработке социальных проектов патриотической направленности «От идеи до проекта» Министерства культуры Красноярского края; Сборник методических материалов, обобщающих лучшие практики в патриотическом воспитании Пермского края; Сборник воспитательных часов по гражданско-патриотическому воспитанию МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» г. о. Самара);
- работы выдающихся деятелей в области педагогики (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего гражданина»; Амонашвили Ш.А. «Письма к дочери»);
- труды известных ученых и культурных деятелей Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном»);
- песни (например, в исполнении О. Газманова и А. Малинина).
В целом было упомянуто более 230 конкретных источников, применяемых педагогами на уроках патриотического воспитания.
Все это говорит о междисциплинарном подходе к вопросам формирования чувства патриотизма, где применимы материалы разных учебных предметов: например, литературы, географии, истории, обществознания или физкультуры.
В качестве примера патриотизма педагогами были упомянуты политические и религиозные деятели, военачальники и военнослужащие, ученые и передовики производств, правители, писатели и поэты, актеры, режиссеры и телеведущие, музыканты и певцы, врачи, спортсмены, космонавты, а также персонажи литературных произведений и художественных фильмов.
Таким образом, из 376 имен в десятку лидеров вошли следующие персоналии:
- маршал Советского Союза Г.К. Жуков - 1 823 чел. (32,6%);
- Президент России В.В. Путин - 1 793 чел. (32%);
- русский полководец А.В. Суворов - 1 706 чел. (30,5%);
- лётчик-космонавт СССР Ю.А. Гагарин - 1 447 чел. (25,8%);
- русский полководец, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов - 937 чел. (16,8%);
- первый крупный русский учёный-естествоиспытатель М.В. Ломоносов - 719 чел. (12,9%);
- князь, военный и политический деятель Д.М. Пожарский - 667 чел. (11,9%);
- организатор и один из руководителей Земского ополчения в период Смутного времени К.М. Минин - 648 чел. (11,6%);
- великий князь Александр Невский - 627 чел. (11,2%);
- император Петр 1 - 468 чел. (8,4%).
Название диаграммы
2000 1823 1793
1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
1706
1447
937
-719 667 648 627
1111
468
I
</ ^
^ .0° /у
С*" „^ .У ^ **
а. о,- О V" к
Г ^ <ъ-
' / У ✓ V
Рис. 1. Известные личности, которые являются примером патриотизма.
Также, по мнению опрошенных, ярким примером патриотизма являются участники ВОВ:
- герой Советского Союза, член диверсионно-разведывательной группы Зоя Космодемьянская - 360 чел. (6,4%);
- летчик-истребитель герой Советского Союза Алексей Маресьев - 354 чел. (6,3%).
Ученые:
- конструктор стрелкового оружия М.Т. Калашников - 145 чел. (2,6%);
- академик и общественный деятель А.Д. Сахаров- 131 чел. (2,3%);
- «детский доктор мира» Леонид Рошаль - 112 чел. (2%).
Представители культуры и искусства:
- русский писатель и мыслитель Л.Н. Толстой- 282 чел. (5%);
- композитор и певец О.М. Газманов- 168 чел. (3%);
А также наши современники в лице:
- российского дипломата С.В. Лаврова- 308 чел. (5,5%);
- актера и режиссера Н.С. Михалкова- 183 чел. (3,3%).
По мнению учителей, для обучающихся лучшими примерами патриотизма могут стать их сверстники -комсомольцы и пионеры-герои (например, Зоя Космодемьянская, Валя Котик, Леня Голиков, Зина Портнова и другие).
Результаты опроса показали, что в качестве примера патриотизма выступают как видные политические, культурные и общественные деятели современности, так и герои прошлого, начиная с 13 века.
Полученные данные свидетельствуют о том, что примеры патриотизма существуют не только на войне, но и в мировоззрении, творчестве, работе.
Таким образом, использование вышеперечисленных образцов для воспитания гражданской идентичности и патриотизма обеспечит эффективность практической реализации патриотических мероприятий.
Вопрос об историческом событии, способном повлиять на патриотические чувства обучающихся, вызвал затруднения почти у трети 950 чел. (17%) опрошенных.
Как выяснилось, патриотизм чаще всего вызывают пассионарные события:
2 851 чел. (51%) респондентов в качестве исторического события, способного повлиять на патриотические чувства обучающихся, отметили Великую Отечественную войну и Отечественную войну 1812 года 615 чел. (11%).
Также были упомянуты Полтавская, Куликовская, Невская, Молодинская битвы, Ледовое побоище, взятие Измаила, присоединение Астраханского и Казанского ханства к Руси, освобождение Москвы от поляков народным ополчением Минина и Пожарского, присоединение Крыма к Российской империи и к России, спецоперация на Донбассе и в Луганской области, Афганская и Чеченская войны, а также отдельные сражения и исторические события в ходе Второй мировой войны (защита Брестской крепости, оборона Ленинграда, Севастополя, битва за Москву, Сталинград, на Курской дуге, бои в Берлине, истории концлагерей и деревни Хатынь).
Кроме сражений важными вехами в истории страны были отмечены такие события, как:
- крещение Руси;
- создание Московского царства;
- основание флота Петром I;
- создание Российской империи;
- освоение Сибири и южных русских степей, формирование границ России до 1914 года;
- революции 1905 и 1917 года;
- распад СССР;
- первый полет человека в космос и освоение космоса;
- основание крупнейших музеев, театров страны, праздники основания района, края, области, города, села, восстановление послевоенной разрухи, покорение Северного полюса, освоение целины, великие стройки социализма, достижения в науке, спорте и культуре (изобретения русских учёных, художественные произведения русских писателей и поэтов, победы в олимпиадах).
Таким образом, несмотря на то, что у большинства респондентов понятие «патриотизм» ассоциируется с победой в войне, в целом были выделены и события, связанные с победой в повседневной жизни, например, в спортивных сражениях, в науке, в культуре, в освоении новых земель и технологий.
Вышеперечисленные исторические образы и события могут лечь в основу формирования уроков по патриотическому воспитанию.
Здесь педагог ничем не ограничен и имеет возможность сформировать урок по своему усмотрению, используя, например, события Великой Отечественной войны и ее участников из числа пионеров-героев или известную историческую личность фельдмаршала Жукова, таким образом, выделив героев важных исторических событий.
По мнению респондентов, наиболее эффективными методическими приемами работы в процессе патриотического воспитания являются:
- личный пример, пример других или пример известных людей (3 298 чел., 59%),
- тематические и информационные классные часы (950 чел., 17%).
В качестве приоритетных методов работы респонденты отметили:
- беседу (1 565 чел., 28%);
- экскурсии (в том числе виртуальные) по музеям, местам воинской славы, воинским частям (1 397 чел., 25%);
- массовые мероприятия (акции, флешмобы, праздники) (838 чел.,15%);
- тематические конкурсы, квесты, викторины (782 чел., 14%);
- игру (ролевая, военно-патриотическая, спортивно-оздоровительная,) (615 чел., 11%);
- просмотр фильмов с последующим обсуждением их содержания (559 чел., 10%);
- чтение художественной или патриотической литературы, фронтовых писем и дневников с последующим их обсуждением (223 чел., 4%).
Все это говорит о том, что уроку должно сопутствовать действие или обсуждение, способное создать эмоциональную окраску происходящему, большой популярностью сегодня пользуются также реконструкции исторических событий.
Возвращаясь к содержанию методических пособий, необходимо отметить:
- что 4 360 чел., (78%) педагогов хотели бы видеть в них преимущественно готовые сценарии проведения уроков и мероприятий;
- 1 565 чел. (28%) респондентов предложили сочетание в методическом пособии готовых сценариев и материалов иллюстративного характера.
В целом все полученные ответы по содержанию пособий условно можно объединить в 3 группы:
- практико-ориентированные материалы (готовые сценарии, планы проведения мероприятий, уроков, занятий, классных часов, экскурсий, игр, родительских собраний, праздников, акций, бесед со школьниками и родителями, семейных праздников; конспекты уроков и занятий, темы проектов, ссылки на электронные образовательные ресурсы по патриотическому воспитанию);
- иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, плакаты, ссылки на фильмы, мультфильмы, видеосюжеты и видеоролики);
- диагностические материалы (анкеты, тесты).
Опрошенные также предложили подразделить учебно-методические материалы на следующие разделы:
- достижения россиян - деятелей культуры, спорта, науки, производства;
- великие подвиги российского народа в лицах (во время военных действий, в мирное время);
- раздел, посвященный краеведению;
- патриотизм детей;
- работу по патриотическому воспитанию в семье и с семьей;
- методические приемы воспитания патриотизма.
В самих разделах учебно-методических материалов опрошенные рассчитывают найти такую информацию как:
- определение понятий «гражданин», «гражданственность», «подвиг»;
- биографии известных личностей и героев России;
- информацию о культурном богатстве страны, а также ее народов (изучение праздников, фольклора, традиций);
- материалы по военно-патриотическому воспитанию, посвященные долгу перед родиной, поисковой деятельности, юнармейскому движению;
- теме воспитания любви к своей семье и в своей семье через изучение истории семьи и осмысления ее роли в истории.
Из всего вышесказанного можно выделить следующие методы, которыми должны руководствоваться авторы учебно-методических материалов по патриотическому воспитанию:
1) методы формирования сознания личности: обсуждение, пример;
2) диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного: беседа;
3) игровые методы обучения: игра;
4) методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело;
5) методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха;
6) вербально-коммуникативные методы, предназначенные для взаимодействия всех участников мероприятия: квесты, викторины, конкурсы;
7) эмпирические методы для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений: анкетирование, тестирование;
8) активные методы обучения, когда дети выступают как равные участники и создатели учебного занятия: экскурсии, флешмобы, праздники, реконструкции исторических событий;
9) объяснительно-иллюстративный метод для наглядного пояснения материалов урока, с целью облегчения восприятия изучаемого материала: фотографии, рисунки, плакаты;
10) методы саморазвития, самопознания (кинотренинг), предполагающие анализ просмотренного фильма и его обсуждение с помощью техник задавания вопросов и модерирования процесса: просмотр фильмов, чтение тематической литературы с последующим обсуждением их содержания.
Особое внимание следует уделить созданию живой, непринужденной атмосферы на уроке, именно это обусловило популярность учебника Агаповой И.А., Давыдовой М.А. «Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы» в педагогической среде.
В учебнике представлен широкий диапазон всех аспектов жизни и практико-ориентированные рекомендации в форме сценариев классных часов и познавательных викторин, которые необходимы педагогу в качестве руководства к проведению урока. Выводы
Опрос выявил влияние примера конкретных личностей на формирование патриотизма, что говорит о пользе отдельных материалов с биографиями патриотов прошлого и наших дней (современных героев, как их назвали педагоги).
Рекомендуется, чтобы в учебном пособии также были представлены разделы, посвященные подвигам, достижениям, краеведению, семье и т. д.
Содержимое этих материалов можно преподнести в формате видеосюжетов, презентаций, иллюстраций, готовых сценариев разного рода мероприятий в ходе проведения классного часа или урока мужества.
Прежде всего, учебно-методические материалы должны быть практико-ориентированными и содержать эмоциональный компонент, то есть включать больше примеров, событий и материалов практической направленности.
Все это, как сказал бы выдающийся русский философ, писатель и публицист И.А. Ильин, поможет ребенку, прислушаться к жизни и истории своего народа, ощутить сопричастность к своей стране и пережить чувство патриотического единства.
Таким образом, помощь детям и подросткам в осмыслении истории родной страны и формировании качеств, которые определяют его как личность, как гражданина осуществляется посредством реализации активных и наглядных методов обучения.
Желательно, чтобы эти материалы можно было скачать в открытом доступе в сети Интернет, так как 97% опрошенных обращаются к материалам именно интернет-ресурсов.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями на 4 октября 2022 года] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9004937?marker=64U0IK/ (Дата обращения 07.03.2023).
2. Письмо Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2022 г. № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно -правовой портал. - 2022. - Режим доступа: https://www.garant.ш/pшducts/ipo/prime/doc/404460798/(Дата обращения 07.03.2023).
3. Письмо Министерства просвещения РФ от 17 июня 2022 г. № 03-871 «Об организации занятий "Разговоры о важном"» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно-правовой портал. - 2022. - Режим доступа: https://base.garantш/405015629/#friends/ (Дата обращения 07.03.2023).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499057887/ (Дата обращения 07.03.2023).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902254916/ (Дата обращения 07.03.2023).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 12 августа 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902350579/ (Дата обращения 07.03.2023).
7. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями на 8 ноября 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/607175842/ (Дата обращения 07.03.2023_.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420277810/ (Дата обращения 07.03.2023).
9. Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=20061/ (Дата обращения 07.03.2023)
10. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/607148290?marker=6520IM/ (Дата обращения 07.03.2023).
11. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 года № 809, пункт 5 Общих положений «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/352246667/ (Дата обращения 07.03.2023).
12.Аванесова О.Г. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, методические рекомендации [Электронный ресурс] / И.В. Байков, В.О. Беклямишев, М.В. Боровик [и др.] // ФГБУ «Российский центр гражданского ипатриотического воспитания детей и молодежи» - 2022. Режим доступа: https://www.рцпв.рф/wp-content/uploads/2022/12/Metodicheskie-rekomendatsii-po-Osnovam-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf#:~:text=Патриотическое%20воспитание%20-%20систематическая%20и,деятельный%20вклад%20в%20его%20процветание/ (Дата обращения 07.03.2023).
13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 17 февраля 2023 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - 2023. - Ст. 12_1, 47. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902389617/ (Дата обращения 07.03.2023).
14. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (Дата обращения 09.03.2023).