Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОТ ОБРАЗОВ К МЕТОДАМ'

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОТ ОБРАЗОВ К МЕТОДАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / воспитание патриотизма / результаты опроса / методическое пособие / учебно-методические материалы / образ патриота / пример патриотизма / любовь к Родине / методы патриотического воспитания.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бигнова Марина Ринатовна, Данилова Ольга Анатольевна, Морусова Лариса Викторовна

в данной статье представлены результаты изучения мнений педагогов общеобразовательных организаций об исторических и современных примерах патриотизма, о значимых исторических событиях, методах и приемах, способных оказать влияние на формирование патриотических чувств у учащихся и лечь с основу создания учебно-методических материалов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бигнова Марина Ринатовна, Данилова Ольга Анатольевна, Морусова Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОТ ОБРАЗОВ К МЕТОДАМ»

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ОТ

ОБРАЗОВ К МЕТОДАМ Бигнова М.Р.1, Данилова О.А.2, Морусова Л.В.3

1Бигнова Марина Ринатовна - кандидат философских наук, доцент, кафедра религиоведения, Казанский федеральный университет, г. Казань;

2Данилова Ольга Анатольевна - руководитель методического отдела; 3Морусова Лариса Викторовна - методист, социально ориентированная некоммерческая организация «Союз участников отношений в сфере образования» (Обрсоюз),

г. Москва

Аннотация: в данной статье представлены результаты изучения мнений педагогов общеобразовательных организаций об исторических и современных примерах патриотизма, о значимых исторических событиях, методах и приемах, способных оказать влияние на формирование патриотических чувств у учащихся и лечь с основу создания учебно-методических материалов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, воспитание патриотизма, результаты опроса, методическое пособие, учебно-методические материалы, образ патриота, пример патриотизма, любовь к Родине, методы патриотического воспитания.

Введение

Понятие «патриотизм», вероятно, один из самых сложных и одновременно интуитивно ясных терминов, которые привлекают внимание широкого круга специалистов — от политиков до педагогов. Согласно словарю Ожегова, обозначает преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [9]. Патриотизм в России - это не просто одна из традиционных духовно-нравственных ценностей, это стержень и опора духовно-нравственного воспитания молодежи во все исторические периоды [11]. Вопросы места и роли патриотизма в гражданском сознании и духовно-нравственных ценностях народов России нашли отражение не только в работах дореволюционных историков и публицистов, таких как Н.М. Карамзин, В.Н. Татищев, В.О. Ключевский, Т.Н. Грановский, П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, но и в трудах религиозных мыслителей разных религий — митрополита Илариона, автора «Слова о законе и Благодати», Иоанна Кронштадтского, Иоанна Санкт-Петербуржского и Ладожского, митрополита Филиппа Московского, М. Акмуллы, М. Уметбаева, Р. Фахретдина, И. Гаспринского и др. Немалый вклад в формирование представлений о связи патриотизма с духовным началом внесли такие философы, как И.А. Ильин, Н.И. Бердяев, В.В. Соловьев, Г.В. Флоровский и др.

В современной России патриотическое воспитание направлено на формирование мировоззрения гражданина, осознающего необходимость гражданского единства, то есть сплоченности сограждан в вопросах понимания России как целостного суверенного государства, признающего этнокультурное и языковое многообразие как ценность, способного поставить интересы Родины выше собственной личной идентичности.

Патриотом называют человека, «который идентифицирует себя и свое будущее с народом, историей, культурой Родины, ощущает себя ответственным за ее благополучие, осознает социальную ответственность по отношению к своим соотечественникам, в том числе проживающим за рубежом, готов вносить свой деятельный вклад в процветание Отечества и стоять на защите его интересов» [12]. Другими словами, патриот любит свою Родину, уважает ее законы и традиции, готов связать свое будущее с ней и отстаивать ее интересы.

Государство заинтересовано в поддержании и развитии чувства патриотизма у своих граждан, особенно у подрастающего поколения, поскольку именно ему предстоит сохранить и передать следующему поколению сложившиеся веками российские духовно-нравственные ценности.

О важности патриотического воспитания говорится в Конституции Российской Федерации, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Пункт 4 статьи 57 Конституции Российской Федерации указывает на то, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики, поэтому государство создает условия для их всестороннего развития, в том числе патриотического воспитания [1].

В «Стратегии национальной безопасности» сказано, что патриотическое воспитание, наряду с сохранением российской самобытности и традиционных духовно-нравственных ценностей, будет способствовать дальнейшему демократическому развитию России и ее открытости миру [10].

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывает на необходимость комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников в процессе проведения воспитательной работы, в том числе по вопросам патриотического воспитания [8].

Патриотизм является личностным результатом образования обучающегося. На каждой ступени обучения, согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС ДОО, ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО), формируется ценностное отношение к своей Родине, уважение к отечеству, воспитывается чувство ответственности за ее судьбу и долга перед ней, готовность к служению и ее защите [4, 5, 6, 7].

С этой целью в настоящее время реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» [14] и в соответствии с письмами Минпросвещения России [2, 3] с 1 сентября 2022 года во всех общеобразовательных организациях нашей страны каждый понедельник под звуки государственного гимна торжественно поднимают флаги России, региона и населенного пункта, а в конце недели после последнего урока спускают их.

Каждый понедельник первым уроком проводятся внеурочные мероприятия в форме беседы по актуальной для недели теме (так называемые «разговоры о важном»). Данные действия являются элементами воспитательной работы и направлены на приобщение обучающихся к общероссийским ценностям.

Все вышеперечисленное обосновывает необходимость формирования концепции по созданию учебно -методических материалов по воспитанию патриотизма и гражданской идентичности.

Результаты исследования

Осенью 2022 года в рамках проектной деятельности в соответствии с целями федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» автономной некоммерческой организацией высшего образования «Российский новый университет» (АНО ВО «РосНОУ») был проведен опрос педагогов общеобразовательных организаций с целью выявления исторических и современных примеров патриотизма, значимых исторических событий, а также методов и приемов их подачи в рамках школьной программы, которые позволят учащемуся по-новому взглянуть на историю своей страны и проникнуться любовью к родине.

Результаты опроса были учтены при разработке новых актуальных учебно-методических материалов по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

В результате проведения опроса были решены следующие задачи:

- выявлены учебно-методические материалы, которые используют педагоги в ходе проведения уроков по патриотическому воспитанию;

- выявлены известные личности, которые, по мнению педагогов, могут стать примером патриотизма для учащихся;

- выявлено мнение педагогов о том, какие исторические события способны вызвать патриотическое настроение у молодежи;

- выявлены наиболее эффективные, по мнению педагогов, методологические приемы и технологии организации работы со школьниками на уроках патриотического воспитания.

В опросе приняли участие 5 591 педагогов образовательных организаций из 8 регионов России.

Большинство респондентов представляли Сибирский 1 956 чел. (35%) и Центральный 1 565 чел. (28%) федеральные округа.

Портрет типичного респондента состоял из следующих характеристик:

- высшее образование — 4 472 чел. (80%);

- наличие профессиональной переподготовки в сфере духовно-нравственного воспитания или курсов повышения квалификации за последние 3 года — 3 075 чел. (55%);

- выполнение функции классного руководителя — 4 305 чел. (77%).

Таким образом, компетентность опрошенных в сфере проведения учебно-воспитательных мероприятий в области формирования патриотизма не вызывает сомнений.

Вначале важно было выяснить, какие именно учебно-методические материалы используют педагоги для проведения мероприятий патриотической направленности.

Наиболее популярными в педагогической среде оказались материалы учебников:

- Агапова И.А., Давыдова М.А. «Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы»1 - 278 чел. (4,9%);

- Касимова Т.А., Яковлева Д.Е «Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие» - 270 чел. (4,8%)2;

- Быкова А.К, Мельниченко И.И. «Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе»3 - 227 чел. (4%).

Следует отметить творческий подход учителей к вопросам патриотического воспитания, о чем свидетельствует использование художественной литературы и других источников, например:

- произведения художественной литературы (стихи Александровой З.Н. «Родина», «Дозор»; Пушкин А.С. «Воспоминание в Царском селе»; Гайдар А.П. «Тимур и его команда»; Шолохов М.А. «Судьба человека», «Они сражались за Родину»; Толстой Л.Н. «Война и мир»; Островский А.Н. «Как закалялась сталь»; Фадеев А.А. «Молодая гвардия»; Гумилёв Л.Н. «От Руси к России»; стихи Некрасов Н.А. и Есенин С.А.);

- нормативно-правовые акты (Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);

1 Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы: Педагогика. Психология. Управление / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - Москва: ВАКО, 2008. - 366 с.

2 Патриотическое воспитание школьников: методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. - Москва: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.

3 Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: методическое пособие / Быков А.К, Мельниченко И.И. -Москва: Сфера, 2007. - 208 с.

- материалы интернет-ресурсов (информационно-просветительский сайт «Живая история» https://живаяистория-россии.рф/, методические материалы для проведения классных часов «Разговоры о важном» https://razgovor.edsoo.ru/);

- дидактические материалы (комплект из 5 книг «Моя Родина - Россия»; наглядно-дидактическое пособие «Государственные символы РФ» Краснушкина Е.Е.; «Государственные символы России» Шепелева Т.В.);

- учебные пособия («Чудо-богатыри земли Русской» Никонова Е.А.; «Патриотическое воспитание: теоретические аспекты: учебное пособие» Шмырёва Н.А., Кононенко О.С., Крецан З.В.; «Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании» Черноусова Ф.П.; «Моя Конституция» Журавлева О.Н., Александрова С.В.; «Основы военно-патриотического воспитания: учебное пособие» Ширшов В.Д.);

- сборники методических материалов (Сборник методических материалов по разработке социальных проектов патриотической направленности «От идеи до проекта» Министерства культуры Красноярского края; Сборник методических материалов, обобщающих лучшие практики в патриотическом воспитании Пермского края; Сборник воспитательных часов по гражданско-патриотическому воспитанию МБУ ДО ДЮЦ «Пилигрим» г. о. Самара);

- работы выдающихся деятелей в области педагогики (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего гражданина»; Амонашвили Ш.А. «Письма к дочери»);

- труды известных ученых и культурных деятелей Лихачев Д.С. «Письма о добром и прекрасном»);

- песни (например, в исполнении О. Газманова и А. Малинина).

В целом было упомянуто более 230 конкретных источников, применяемых педагогами на уроках патриотического воспитания.

Все это говорит о междисциплинарном подходе к вопросам формирования чувства патриотизма, где применимы материалы разных учебных предметов: например, литературы, географии, истории, обществознания или физкультуры.

В качестве примера патриотизма педагогами были упомянуты политические и религиозные деятели, военачальники и военнослужащие, ученые и передовики производств, правители, писатели и поэты, актеры, режиссеры и телеведущие, музыканты и певцы, врачи, спортсмены, космонавты, а также персонажи литературных произведений и художественных фильмов.

Таким образом, из 376 имен в десятку лидеров вошли следующие персоналии:

- маршал Советского Союза Г.К. Жуков - 1 823 чел. (32,6%);

- Президент России В.В. Путин - 1 793 чел. (32%);

- русский полководец А.В. Суворов - 1 706 чел. (30,5%);

- лётчик-космонавт СССР Ю.А. Гагарин - 1 447 чел. (25,8%);

- русский полководец, генерал-фельдмаршал М.И. Кутузов - 937 чел. (16,8%);

- первый крупный русский учёный-естествоиспытатель М.В. Ломоносов - 719 чел. (12,9%);

- князь, военный и политический деятель Д.М. Пожарский - 667 чел. (11,9%);

- организатор и один из руководителей Земского ополчения в период Смутного времени К.М. Минин - 648 чел. (11,6%);

- великий князь Александр Невский - 627 чел. (11,2%);

- император Петр 1 - 468 чел. (8,4%).

Название диаграммы

2000 1823 1793

1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0

1706

1447

937

-719 667 648 627

1111

468

I

</ ^

^ .0° /у

С*" „^ .У ^ **

а. о,- О V" к

Г ^ <ъ-

' / У ✓ V

Рис. 1. Известные личности, которые являются примером патриотизма.

Также, по мнению опрошенных, ярким примером патриотизма являются участники ВОВ:

- герой Советского Союза, член диверсионно-разведывательной группы Зоя Космодемьянская - 360 чел. (6,4%);

- летчик-истребитель герой Советского Союза Алексей Маресьев - 354 чел. (6,3%).

Ученые:

- конструктор стрелкового оружия М.Т. Калашников - 145 чел. (2,6%);

- академик и общественный деятель А.Д. Сахаров- 131 чел. (2,3%);

- «детский доктор мира» Леонид Рошаль - 112 чел. (2%).

Представители культуры и искусства:

- русский писатель и мыслитель Л.Н. Толстой- 282 чел. (5%);

- композитор и певец О.М. Газманов- 168 чел. (3%);

А также наши современники в лице:

- российского дипломата С.В. Лаврова- 308 чел. (5,5%);

- актера и режиссера Н.С. Михалкова- 183 чел. (3,3%).

По мнению учителей, для обучающихся лучшими примерами патриотизма могут стать их сверстники -комсомольцы и пионеры-герои (например, Зоя Космодемьянская, Валя Котик, Леня Голиков, Зина Портнова и другие).

Результаты опроса показали, что в качестве примера патриотизма выступают как видные политические, культурные и общественные деятели современности, так и герои прошлого, начиная с 13 века.

Полученные данные свидетельствуют о том, что примеры патриотизма существуют не только на войне, но и в мировоззрении, творчестве, работе.

Таким образом, использование вышеперечисленных образцов для воспитания гражданской идентичности и патриотизма обеспечит эффективность практической реализации патриотических мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос об историческом событии, способном повлиять на патриотические чувства обучающихся, вызвал затруднения почти у трети 950 чел. (17%) опрошенных.

Как выяснилось, патриотизм чаще всего вызывают пассионарные события:

2 851 чел. (51%) респондентов в качестве исторического события, способного повлиять на патриотические чувства обучающихся, отметили Великую Отечественную войну и Отечественную войну 1812 года 615 чел. (11%).

Также были упомянуты Полтавская, Куликовская, Невская, Молодинская битвы, Ледовое побоище, взятие Измаила, присоединение Астраханского и Казанского ханства к Руси, освобождение Москвы от поляков народным ополчением Минина и Пожарского, присоединение Крыма к Российской империи и к России, спецоперация на Донбассе и в Луганской области, Афганская и Чеченская войны, а также отдельные сражения и исторические события в ходе Второй мировой войны (защита Брестской крепости, оборона Ленинграда, Севастополя, битва за Москву, Сталинград, на Курской дуге, бои в Берлине, истории концлагерей и деревни Хатынь).

Кроме сражений важными вехами в истории страны были отмечены такие события, как:

- крещение Руси;

- создание Московского царства;

- основание флота Петром I;

- создание Российской империи;

- освоение Сибири и южных русских степей, формирование границ России до 1914 года;

- революции 1905 и 1917 года;

- распад СССР;

- первый полет человека в космос и освоение космоса;

- основание крупнейших музеев, театров страны, праздники основания района, края, области, города, села, восстановление послевоенной разрухи, покорение Северного полюса, освоение целины, великие стройки социализма, достижения в науке, спорте и культуре (изобретения русских учёных, художественные произведения русских писателей и поэтов, победы в олимпиадах).

Таким образом, несмотря на то, что у большинства респондентов понятие «патриотизм» ассоциируется с победой в войне, в целом были выделены и события, связанные с победой в повседневной жизни, например, в спортивных сражениях, в науке, в культуре, в освоении новых земель и технологий.

Вышеперечисленные исторические образы и события могут лечь в основу формирования уроков по патриотическому воспитанию.

Здесь педагог ничем не ограничен и имеет возможность сформировать урок по своему усмотрению, используя, например, события Великой Отечественной войны и ее участников из числа пионеров-героев или известную историческую личность фельдмаршала Жукова, таким образом, выделив героев важных исторических событий.

По мнению респондентов, наиболее эффективными методическими приемами работы в процессе патриотического воспитания являются:

- личный пример, пример других или пример известных людей (3 298 чел., 59%),

- тематические и информационные классные часы (950 чел., 17%).

В качестве приоритетных методов работы респонденты отметили:

- беседу (1 565 чел., 28%);

- экскурсии (в том числе виртуальные) по музеям, местам воинской славы, воинским частям (1 397 чел., 25%);

- массовые мероприятия (акции, флешмобы, праздники) (838 чел.,15%);

- тематические конкурсы, квесты, викторины (782 чел., 14%);

- игру (ролевая, военно-патриотическая, спортивно-оздоровительная,) (615 чел., 11%);

- просмотр фильмов с последующим обсуждением их содержания (559 чел., 10%);

- чтение художественной или патриотической литературы, фронтовых писем и дневников с последующим их обсуждением (223 чел., 4%).

Все это говорит о том, что уроку должно сопутствовать действие или обсуждение, способное создать эмоциональную окраску происходящему, большой популярностью сегодня пользуются также реконструкции исторических событий.

Возвращаясь к содержанию методических пособий, необходимо отметить:

- что 4 360 чел., (78%) педагогов хотели бы видеть в них преимущественно готовые сценарии проведения уроков и мероприятий;

- 1 565 чел. (28%) респондентов предложили сочетание в методическом пособии готовых сценариев и материалов иллюстративного характера.

В целом все полученные ответы по содержанию пособий условно можно объединить в 3 группы:

- практико-ориентированные материалы (готовые сценарии, планы проведения мероприятий, уроков, занятий, классных часов, экскурсий, игр, родительских собраний, праздников, акций, бесед со школьниками и родителями, семейных праздников; конспекты уроков и занятий, темы проектов, ссылки на электронные образовательные ресурсы по патриотическому воспитанию);

- иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, плакаты, ссылки на фильмы, мультфильмы, видеосюжеты и видеоролики);

- диагностические материалы (анкеты, тесты).

Опрошенные также предложили подразделить учебно-методические материалы на следующие разделы:

- достижения россиян - деятелей культуры, спорта, науки, производства;

- великие подвиги российского народа в лицах (во время военных действий, в мирное время);

- раздел, посвященный краеведению;

- патриотизм детей;

- работу по патриотическому воспитанию в семье и с семьей;

- методические приемы воспитания патриотизма.

В самих разделах учебно-методических материалов опрошенные рассчитывают найти такую информацию как:

- определение понятий «гражданин», «гражданственность», «подвиг»;

- биографии известных личностей и героев России;

- информацию о культурном богатстве страны, а также ее народов (изучение праздников, фольклора, традиций);

- материалы по военно-патриотическому воспитанию, посвященные долгу перед родиной, поисковой деятельности, юнармейскому движению;

- теме воспитания любви к своей семье и в своей семье через изучение истории семьи и осмысления ее роли в истории.

Из всего вышесказанного можно выделить следующие методы, которыми должны руководствоваться авторы учебно-методических материалов по патриотическому воспитанию:

1) методы формирования сознания личности: обсуждение, пример;

2) диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного: беседа;

3) игровые методы обучения: игра;

4) методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: поручение, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело;

5) методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха;

6) вербально-коммуникативные методы, предназначенные для взаимодействия всех участников мероприятия: квесты, викторины, конкурсы;

7) эмпирические методы для измерения качеств и свойств личности, учебных достижений: анкетирование, тестирование;

8) активные методы обучения, когда дети выступают как равные участники и создатели учебного занятия: экскурсии, флешмобы, праздники, реконструкции исторических событий;

9) объяснительно-иллюстративный метод для наглядного пояснения материалов урока, с целью облегчения восприятия изучаемого материала: фотографии, рисунки, плакаты;

10) методы саморазвития, самопознания (кинотренинг), предполагающие анализ просмотренного фильма и его обсуждение с помощью техник задавания вопросов и модерирования процесса: просмотр фильмов, чтение тематической литературы с последующим обсуждением их содержания.

Особое внимание следует уделить созданию живой, непринужденной атмосферы на уроке, именно это обусловило популярность учебника Агаповой И.А., Давыдовой М.А. «Мы — патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы» в педагогической среде.

В учебнике представлен широкий диапазон всех аспектов жизни и практико-ориентированные рекомендации в форме сценариев классных часов и познавательных викторин, которые необходимы педагогу в качестве руководства к проведению урока. Выводы

Опрос выявил влияние примера конкретных личностей на формирование патриотизма, что говорит о пользе отдельных материалов с биографиями патриотов прошлого и наших дней (современных героев, как их назвали педагоги).

Рекомендуется, чтобы в учебном пособии также были представлены разделы, посвященные подвигам, достижениям, краеведению, семье и т. д.

Содержимое этих материалов можно преподнести в формате видеосюжетов, презентаций, иллюстраций, готовых сценариев разного рода мероприятий в ходе проведения классного часа или урока мужества.

Прежде всего, учебно-методические материалы должны быть практико-ориентированными и содержать эмоциональный компонент, то есть включать больше примеров, событий и материалов практической направленности.

Все это, как сказал бы выдающийся русский философ, писатель и публицист И.А. Ильин, поможет ребенку, прислушаться к жизни и истории своего народа, ощутить сопричастность к своей стране и пережить чувство патриотического единства.

Таким образом, помощь детям и подросткам в осмыслении истории родной страны и формировании качеств, которые определяют его как личность, как гражданина осуществляется посредством реализации активных и наглядных методов обучения.

Желательно, чтобы эти материалы можно было скачать в открытом доступе в сети Интернет, так как 97% опрошенных обращаются к материалам именно интернет-ресурсов.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями на 4 октября 2022 года] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9004937?marker=64U0IK/ (Дата обращения 07.03.2023).

2. Письмо Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2022 г. № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно -правовой портал. - 2022. - Режим доступа: https://www.garant.ш/pшducts/ipo/prime/doc/404460798/(Дата обращения 07.03.2023).

3. Письмо Министерства просвещения РФ от 17 июня 2022 г. № 03-871 «Об организации занятий "Разговоры о важном"» [Электронный ресурс] // Гарант.ру: информационно-правовой портал. - 2022. - Режим доступа: https://base.garantш/405015629/#friends/ (Дата обращения 07.03.2023).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499057887/ (Дата обращения 07.03.2023).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902254916/ (Дата обращения 07.03.2023).

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 12 августа 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902350579/ (Дата обращения 07.03.2023).

7. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями на 8 ноября 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/607175842/ (Дата обращения 07.03.2023_.

8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420277810/ (Дата обращения 07.03.2023).

9. Ожегов С.И. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=20061/ (Дата обращения 07.03.2023)

10. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/607148290?marker=6520IM/ (Дата обращения 07.03.2023).

11. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 года № 809, пункт 5 Общих положений «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/352246667/ (Дата обращения 07.03.2023).

12.Аванесова О.Г. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации, методические рекомендации [Электронный ресурс] / И.В. Байков, В.О. Беклямишев, М.В. Боровик [и др.] // ФГБУ «Российский центр гражданского ипатриотического воспитания детей и молодежи» - 2022. Режим доступа: https://www.рцпв.рф/wp-content/uploads/2022/12/Metodicheskie-rekomendatsii-po-Osnovam-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf#:~:text=Патриотическое%20воспитание%20-%20систематическая%20и,деятельный%20вклад%20в%20его%20процветание/ (Дата обращения 07.03.2023).

13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 17 февраля 2023 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - 2023. - Ст. 12_1, 47. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902389617/ (Дата обращения 07.03.2023).

14. Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (Дата обращения 09.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.