Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
788
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Седова Ксения Викторовна

В статье рассматриваются особенности государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания. Характеризуется роль государственных органов власти и институтов гражданского общества в процессе формирования и реализации государственной политики. Анализируются последние изменения в национальное законодательство, конкретизирующие патриотическое воспитание в контексте современных вызовов и угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Седова Ксения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE STATE POLICY OF RUSSIA

The article discusses the features of the state policy of the Russian Federation in the field of patriotic education. The role of state authorities and civil society institutions in the process of formation and implementation of state policy is characterized. The latest changes in national legislation are analyzed, specifying patriotic education in the context of modern challenges and threats.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

СЕДОВА К. В.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ

В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Аннотация. В статье рассматриваются особенности государственной политики Российской Федерации в сфере патриотического воспитания. Характеризуется роль государственных органов власти и институтов гражданского общества в процессе формирования и реализации государственной политики. Анализируются последние изменения в национальное законодательство, конкретизирующие патриотическое воспитание в контексте современных вызовов и угроз.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, государственная политика, Российская Федерация, молодежная политика, военно-патриотическое воспитание.

SEDOVA K. V.

THE MAIN DIRECTIONS OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE STATE POLICY OF RUSSIA Abstract. The article discusses the features of the state policy of the Russian Federation in the field of patriotic education. The role of state authorities and civil society institutions in the process of formation and implementation of state policy is characterized. The latest changes in national legislation are analyzed, specifying patriotic education in the context of modern challenges and threats.

Keywords: patriotism, patriotic education, state policy, Russian Federation, youth policy, military-patriotic education.

С начала 2000-х годов в России наблюдается возрождение интереса общества к проблеме формирования патриотизма и развития патриотической культуры населения на основе прививания патриотических ценностей, прославления военного прошлого России и любви к Родине. На сегодняшний день одной из приоритетных задач внутренней политики государства выступает патриотическое воспитание. Кроме того, в российском обществе существует осознанная потребность в консолидации вокруг национальной идеи и национальных интересов, а развитие патриотизма и гражданственности становится важным стратегическим приоритетом национальной безопасности.

Политика патриотического воспитания, предписывающая государственным учреждениям и институтам гражданского общества продвигать духовно-нравственные ценности, защищать историю страны от искажения и приобщать молодое поколение к культуре и традициям российского государства, встроена в систему образования.

Роль патриотического воспитания становится все чаще выходит на первый план в политической повестке дня. Президентом РФ В. В. Путиным идея патриотизма была предложена в качестве национальной идеи, на основе которой консолидируется политическая, духовная и культурная жизнь общества: «...патриотизм является одной из самых важных ценностей российского общества и ключевой составляющей государственности страны» [11]. Данный подход в официальной доктрине был закреплен в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. В Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О Национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» в центре внимания находятся вопросы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Вопросы, касающиеся ценностных оснований российского общества и патриотизма в системе ценностей россиян, являются предметом изучения многих исследователей, в том числе О. О. Андрониковой [1], И. В. Бормотова [2], Е. В. Донгаузера [4] и др. Так, Е. В. Донгаузер акцентирует внимание на том, что патриотизм - это «важная социальная ценность, социально-гуманистическое явление, нравственное чувство, высший уровень развития и проявления личности на благо Отечества» [4, с. 35]. Л. В. Упорова к составляющим элементам патриотизма как качества личности относит: «любовь физическую (к месту рождения, культуре, традициям народа); любовь моральную (к согражданам, гордость за принадлежность к своему народу); любовь политическую (гордость за успехи государства, доверие к внутренней и внешней политике)» [17, с. 16]. Л. Д. Столяренко трактует данный феномен как «свойство человека, обнаруживающееся в его любви и верности Родине, понимании ее «величия, славы и переживании духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять её могущество и независимость» [16, с. 352].

В содержание патриотизма включается множество составляющих: гражданская идентичность, национальное и социальное единство, чувство сопричастности к судьбе страны, прославление военных подвигов и героев и т.п. В связи с этим система патриотического воспитания должна строиться на воспитательной, образовательной и просветительской деятельности. Патриотическое воспитание как важное направление государственной политики должно быть основано на систематической и целенаправленной деятельности органов государственной власти, гражданского общества, семьи по формированию у граждан любви и уважения к Родине, ответственного отношения к своей стране. Его следует понимать

как формирование ценностного отношения к семье, родному краю, истории и культуре своего народа, своему Отечеству [5, с. 15].

Государственная политика в этой области характеризуется деятельностью государственных органов власти федерального и регионального уровня в законотворческой деятельности по формированию основ патриотического воспитания, в выработке ведомственных программ патриотического воспитания и координировании согласованного развития направлений работы в данной сфере. В систему государственной политики реализации патриотического воспитания входят: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления [14, с. 527].

Важной составляющей государственной политики выступает сотрудничество с институтами гражданского общества, участвующими в формировании и реализации государственной политики в области патриотического воспитания: политическими партиями, общественными организациями и движениями, религиозными организациями и др. [15, с. 35]. Организации гражданского общества, особенно ветеранские группы, активно участвуют в реализации федеральных и региональных программ патриотического воспитания. Примеры включают Российское военно-историческое общество, Фонд поддержки Российского флота и военные казачьи общества. Группы ветеранов играют ключевую роль в патриотической мобилизации и воспитании населения. Многие организации занимаются мобилизацией общественности, часто при финансировании из федерального бюджета, среди них: Русская православная церковь, казачьи объединения и «народные музеи» (небольшие инсталляции, управляемые любителями истории, довольно распространенные в России). Некоторые из этих них повторяют кремлевский патриотический дискурс, но в ряде случаев предлагаются конкурирующие определения любви к Родине и собственное понимание патриотизма.

Система патриотического воспитания в Российской Федерации на сегодняшний день выстраивается по следующим направлениям: нормативно-правовое, гражданско-правовое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, культурно-историческое, духовно-нравственное.

1. Нормативно-правовое направление - это совершенствование законодательной базы, обеспечивающей формирование, планирование и реализацию государственной политики в рассматриваемой сфере. Значительным вкладом в развитие государственной политики в сфере патриотического воспитания стала «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» [9]. Документ определил цель, задачи, приоритетные направления патриотического воспитания и механизмы его реализации, учитывающие актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и

3

условия развития страны в мировом сообществе. В рамках нормативно-правового направления разрабатываются новые подходы к оценке эффективности реализуемой государственной политики в сфере патриотического воспитания, варианты совершенствования государственного управления и способов взаимодействия с негосударственными акторами, участвующими в процессе патриотического воспитания.

2. Гражданско-правовое патриотическое воспитание заключается в формировании у населения активной гражданской позиции и ответственности, уважения к культуре и традициям других национальностей, развитии политической и правовой культуры [9]. В соответствии с поставленными задачами значительное внимание уделяется привлечению молодого поколения к участию в добровольческих движениях и организациях, форумах гражданско-патриотической направленности. Введение в 2014 году «Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [7] повлекло за собой институционализацию и централизацию форумов, предназначенных для практического достижения целей российской молодежной политики. Например, в «Методических рекомендациях по организации молодежных форумов в рамках акции Всероссийского молодежного форума 2018 года» перечислены 15 приоритетов политики, которые должны быть отражены в повестке форумов, такие как: «привлечение молодежи к волонтерству и инновациям», «профориентационная помощь», «патриотическое воспитание», «пропаганда здорового образа жизни» [6]. В результате стандартизации молодежные форумы по всей стране укладываются в единую модель, предлагая участникам как образовательные мероприятия (лекции, семинары, мастер-классы и т.д.), так и досуговые (спортивные соревнования, концерты, мастер-классы и т.д.).

Реализация гражданско-патриотического направления патриотического воспитания позволяет направить энергию и стремления молодежи в созидательное русло, превратить граждан в ресурс социально-экономического развития России, отслеживать, насколько эффективно молодое поколение усваивает патриотическое мышление, основанное на традиционных государственных ценностях.

3. Военно-патриотическое направление выражается в поддержке полевых и архивных работ, движения реконструкторов, в проведении конкурсных мероприятий, реализации государственной политики по сохранению исторической памяти. В последние годы наблюдается всплеск реконструкций сражений Второй мировой войны, активно поощряемых федеральными и региональными властями. Во многом реконструкции опираются на советский опыт, о чем прямо свидетельствует программа патриотического воспитания, отмечая, что возобновились военно-спортивные соревнования и другие мероприятия, направленные на военно-патриотическое воспитание молодежи.

Память о Великой Отечественной войне также играет центральную роль в военно-патриотическом воспитании. По мере исчезновения из коллективной памяти постсоветского российского общества авторитетных источников непосредственных знаний о войне образуется информационный и эмоциональный вакуум, требующий государственного вмешательства в процесс формирования коллективной исторической памяти и сохранения российской истории. Самые масштабные празднования проходят 9 мая, в День Победы, в ознаменование поражения нацистской Германии в 1945 году. Сегодня этот праздник и связанные с ним мероприятия являются массовой демонстрацией национальной гордости. Парад сопровождается концертами, шествием ветеранов и массовым шествием, известным как «Бессмертный полк». По данным ВЦИОМ, День Победы 67% граждан России считают главным праздником страны. В 2022 году участие в праздничных мероприятиях со стороны населения увеличилось по сравнению с предыдущими годами - 76% россиян планировали отпраздновать День Победы, что является самым высоким показателем с 1995 года, когда правительство начало проводить военные парады, которые стали ежегодной традицией в городах по всей стране. Доля граждан, проявляющих желание принять участие в шествиях и мероприятиях офлайн составила 40% (по сравнению с 32% в 2021 году) [3].

Государственная политика патриотического воспитания в отношении молодежи занимает особое место, так как государство стремится воспитывать патриотические чувства у граждан с раннего возраста, а также прививать уважение к национальной истории и почтение к старшим. В последние годы государство акцентирует внимание на угрозе идеологической коррупции и опасениях, что детям будут внушать «морально неверные» интерпретации истории (западные коды), что приведет к дестабилизации традиционного российского общества. Действительно, наблюдается усиление общественного дискурса вокруг знаний о военном периоде постсоветской жизни. Одним из аспектов этой кампании стал запуск инициативы «Сила в правде», цель которого заключается в формировании патриотизма, культивировании любви к истории, создании дискуссионных клубов для школьников, в которых будут участвовать историки, представители музеев и вузов [18].

4. Социально-патриотическое направление государственной политики в области патриотического воспитания содействует развитию социальных институтов воспитания, в первую очередь, семьи, статуса родительства и семейного воспитания, расширению инфраструктуры семейного отдыха и совместного времяпровождения семей, направленного на формирование крепких семей [9]. Мероприятия по социально-патриотическому воспитанию активно реализуются на базе общеобразовательных учреждений и выражаются в проведении конкурсов и осуществлении программ, направленных на формирование уважительного отношения к старшим, к Отечеству и к малой родине, развитие гуманизма.

5

5. Культурно-историческое направление государственной политики в области патриотического воспитания имеет схожие черты с военно-патриотическим направлением. Оно выражается в практике возрождения духовного опыта, традиций, памяти о героическом прошлом народа России. Культурно-историческое воспитание призвано сохранить многогранные исторические, культурные корни, питающие духовный опыт народа России, пропагандировать лучшие страницы ее истории, возрождающие героическое прошлое [10, а 112]. Рассматриваемое направление получило своё новое развитие благодаря поручению Президента РФ В. В. Путина, который в декабре 2022 года акцентировал внимание Правительства на необходимости популяризации героев российской истории и фольклора [13].

6. Духовно-нравственное направление патриотического воспитания предполагает непрерывный и целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по формированию гармоничной личности, духовно-нравственных ценностей [10, с. 112]. В последние годы этому направлению государственной политики уделяется особое внимание в связи с угрозами глобализации и вестернизации, усиления влияния западных недружественных государств на мировоззренческие установки россиян. В связи с нарастающей угрозой идеологического и психологического воздействия на граждан и необходимостью обеспечения безопасности страны от утраты традиционных ценностей российским обществом в ноябре 2022 г. был утвержден Указ Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [8]. В соответствии с документом цель государственной политики заключается в сохранении и приемлемости традиций, противодействии распространению деструктивной идеологии и воспитании подрастающего населения в духе уважения к традиционным ценностям.

Перспективным направлением государственной политики в сфере патриотического воспитания выступает производство в новых форматах востребованного цифрового контента и мультимедийных продуктов. По поручению Президента РФ это направление государственной политики будет реализоваться Правительством РФ при участии автономной некоммерческой организации «Институт развития интернета». Для достижения целей совершенствования патриотического воспитания в цифровой среде с 2023 года из федерального бюджета будет выделяться по 3,9 миллиарда рублей [12].

Таким образом, на современном этапе государственная политика в области патриотического воспитания приобретает новый масштаб, наполняется новым содержанием на основе четких целевых ориентиров. Эффективность ее реализации зависит во многом от способности субъектов патриотического воспитания претворить в жизнь намеченные цели.

Об усилении внимания государства к необходимости обеспечения патриотического воспитания свидетельствует расширение направлений, реализуемых как среди детей и молодежи, так и в отношении взрослого населения. В контексте проведения специальной военной операции и увеличения внешних угроз национальной безопасности страны наибольшее развитие получило военно-патриотическое направление, в рамках которого осуществляются мероприятия по защите российской истории от фальсификаций, сохранению памяти о подвигах героев Великой Отечественной войны, реализуется реставрация культурно-исторических памятников. Вместе с тем наблюдается тенденция к использованию современных информационных технологий в процессе патриотического воспитания и увеличению финансирования на проекты патриотической направленности, реализуемые в сети интернет. В долгосрочной перспективе патриотическое воспитание направлено на формирование у следующего поколения граждан России глубокого и устойчивого чувства патриотизма, долга и любви к Родине, а также уважения к истории страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андронникова О. О. Патриотизм в системе ценностных ориентаций современной молодежи // Смальта. - 2019. - № 3. - С. 22-28.

2. Бормотов И. В. Ценностные основания современного человека: парадигмальный сдвиг // Социум и власть. - 2016. - № 3 (59). - С. 31-35.

3. День Победы - главный праздник страны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-pobedy-glavnyi-prazdnik-strany (дата обращения 19.02.2023).

4. Донгаузер Е. В. К вопросу о патриотическом воспитании: понятийный аспект // Историко-педагогические чтения. - 2022. - № 26. - С. 33-40.

5. Ёлкин С. М., Косова А. А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета. - 2017. -№ 1.- С. 14-16.

6. Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению молодежных форумов в рамках Всероссийской молодежной форумной кампании в 2018 году: Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 4 апреля 2018 г. № 98 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/557414556 (дата обращения 19.02.2023).

7. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014

г. № 2403-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения 19.02.2023).

8. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061 (дата обращения 19.02.2023).

9. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения 19.02.2023).

10. Оленич Т. С., Гомелева Е. В. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся в современных условиях образовательной среды // Молодой исследователь Дона. - 2022. - № 1. - С. 110-114.

11. Путин назвал ключевую основу государственности России [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://lenta.ru/news/2022/04/27/patriotism (дата обращения 19.02.2023).

12. Путин поручил выделять средства на патриотический контент для детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1prime.ru/society/20221017/838481984.html (дата обращения 19.02.2023).

13. Путин поручил популяризировать исторических и фольклорных героев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20221213/folklor-1838250612.html (дата обращения 19.02.2023).

14. Рукина Е. В. Роль субъектов государственной молодежной политики в реализации патриотического воспитания молодежи // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы: сборник научных трудов IV Всероссийской научной конференции с международным участием. - Иркутск, 2020. -С. 524-530.

15. Сковиков А. К. Взаимодействие гражданского общества с органами государственной власти в формировании патриотизма // РоШВоок. - 2017. - № 3. - С. 34-44.

16. Столяренко Л. Д. Педагогика. - Ростов н/д., 2013. - 448 с.

17. Упорова Л. В. Особенности патриотического компонента содержания образования в российских духовных и светских учебных заведениях: XVIII - нач. XX вв. -Ростов н/д., 2009. - 123 с.

18. Школьникам предложили вступить в новое объединение и учить историю по «правильным» источникам [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

8

https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/05/12/921705-shkolnikam-vstupit-obedinenie (дата обращения 19.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.