Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / государственная молодежная политика.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашнанов Э. Л., Бюрчиева Б. Н.

В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодежи в системе государственной молодежной политики. Авторы считают, что патриотическое воспитание молодежи невозможно без использования лучших традиций исторического опыта воспитания. Авторы делают вывод о том, что в настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»

cyberleninka.ru/article/n/obychnye-i-tsvetnye-revolyutsii-i-evolyutsii-istoricheskie-uroki-maydana (дата обращения: 30.02.2023).

4. Леонова И.Ю. Влияние межличностного доверия на восприятие «другого» в конфликте // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. [Электронный ресурс]. URL: vestnik.susu.ru>psychology/article/download3368 (дата обращения: 25.02.2023).

5. Осьмук Л.А. Конвенциональное мышление и конвенциональные отношения в ситуации «столкновения цивилизаций» // Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Второго Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2014 г. СПб, 2014. С. 122-123. https://iknigi.net/avtor-sbornik-statey/ 179502-konfliktologiya-xxi-veka-puti-i-sredstva-ukrepleniya-mira-sbornik-statey/read/page-1 .html (дата обращения: 20.02.2023).

6. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. СПб: Питер, 1999. 384 с.

7. Шипунова Т. В. Эволюция и проблемы менеджмента социальной работы // Управленческое консультирование. 2009. №2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/evolyutsiya-i-problemy-menedzhmenta-sotsialnoy-raboty (дата обращения: 25.02.2023).

8. Крайнова О.С. Управление конфликтами в молодежной среде. URL: https://dspace.spbu.ru/ bitstream/11701/7276/1/VKR_Krajnova_2017.pdf.

9. Ларина Е. О. Современная молодежь: проблемы и перспективы развития межличностных коммуникаций и взаимодействия // Образовательный портал «Справочник» [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/svyazi_s_obschestvennostyu/ sovremennaya_molodezh_problemy_i_perspektivy_razvitiya_mezhlichnostnyh_kommunikaciy_i_vzaimodeystviya/ (дата обращения: 21.02.2023).

DOI 10.24412/cl-3 7063-2023-148-151

Пашнанов Э.Л., Бюрчиева Б.Н.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Калмыцкий филиал ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический

университет», г. Элиста

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодежи в системе государственной молодежной политики. Авторы считают, что патриотическое воспитание молодежи невозможно без использования лучших традиций исторического опыта воспитания. Авторы делают вывод о том, что в настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, государственная молодежная политика.

В современных условиях проблема патриотического воспитания молодежи приобретает особую актуальность и значимость на пути обретения нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Деидеологизация, имеющая место в последние десятилетия, не принесла ожидаемого эффекта в процесс формирования патриотических чувств у подрастающего поколения. Обращение к своей истории, осмысление своих корней и культуры формирует у молодого поколения чувство гордости за свою страну, позволяет познать патриотизм не фальшиво, а исконно, понять, что стоит за такими понятиями, как совесть, долг, служение своему народу, помогает понять, в чем состоит национальный путь России, увидеть истоки и смысл главных исторических ценностей, осознать ответственность перед самим собой и за себя, как за гражданина своей страны.

России как никогда необходимо возрождение нравственного начала, прежде всего, чувства патриотизма. В.В. Путин определил патриотизм как главную общенациональную идею возрождения и объединения российского общества. Без патриотизма, чувства причастности к России, её великому прошлому, мы не сможем построить наше великое будущее!» [1]. Патриотизм - главная составляющая духовно-нравственного воспитания, фундамент здорового государства, основа его жизнеспособности, одно из важных условий эффективности функционирования системы государственных институтов, особенно в современной международной обстановке [2].

История российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм, правильно развитая система ценностей закладываются в человеке, независимо от его национальной и религиозной принадлежности, с детства, в первую очередь, благодаря семье и, конечно, образовательной, культурной политике самого государства.

Задачи по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию установлены на законодательном уровне. 9 ноября 2022 года Президент России В.В. Путин подписал Указ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Как говорится в документе, нравственные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

Важнейшим инструментом воспитания патриотизма является воспитание историей. Использовать прошлое как сокровищницу моральных примеров, высоконравственных поступков, знакомить молодых людей с жизнью и деятельностью национальных героев - одна из важнейших задач государственной молодежной политики.

Со стороны Правительства Республики Калмыкия также уделяется особое внимание патриотическому воспитанию обучающейся молодежи. Ежегодно Агентством по делам молодежи Республики Калмыкия, Министерством физической культуры и спорта Республики Калмыкия проводятся такие мероприятия, как Республиканская гражданско-патриотическая акция «Пока мы помним, мы живем...», Республиканский конкурс патриотической песни «Торскн hазрин дун!», посвященный Герою Советского Союза, генерал лейтенанту Б.Б. Городовикову, Республиканский слет военно-спортивных команд учреждений среднего профессионального образования Республики Калмыкия «Джангрин баатрмуд», Республиканская акция «Мы - граждане России», посвященная Дню России и многие другие, направленные на формирование любви к Родине, патриотизма и гордости за свою малую Родину.

В Калмыцком филиале ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (далее - филиал) патриотическое воспитание занимает приоритетное место. Формированию патриотических качеств у студенчества способствует ежегодно организуемые традиционные мероприятия - торжественное празднование Дня знаний, конкурс военно-патриотической песни «Нам дороги эти позабыть нельзя» с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, интеллектуально-спортивная игра «России верные сыны» и многие другие. Ежегодно студенты филиала принимают участие во Всероссийских акциях «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти», «Вахта памяти», которые стали широко известными не только в нашей стране, но и приобрели статус международных.

Более десяти лет в филиале действует историко-патриотический клуб «Глобус». Результатом исследовательской и поисковой деятельности активистов данного клуба является реализация социального проекта «У войны не женское лицо», в рамках которого на территории филиала сооружен мемориальный комплекс, посвященный женщинам-воинам, погибшим во время Великой отечественной войны.

5 сентября 2022 года в филиале стартовала реализация проекта Минпросвещения России «Разговоры о важном» посредством проведения внеурочных занятий, посвященных России, ее прошлому, будущему и настоящему. Цель «Разговоров о важном» - пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней, формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения. Основная и главная форма проведения занятий - беседы с обучающимися, во время которых обсуждаются вопросы, связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, особое внимание уделяется региональному компоненту. Особое место занимает еженедельная торжественная церемония поднятия Государственного флага и исполнения Гимна Российской Федерации [3].

Опыт проведения занятий показал, что у студентов действительно пробуждается интерес к изучению отечественной истории и культуры, формируется и конкретизируется понятие «Родина», происходит осознание собственного отношения к ней, формируются представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности его сохранения, формируется чувство любви за свое Отечество и гордость за свою страну.

В целях реализации государственной молодежной политики 14 июля 2022 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», в числе целей которого, в частности, значатся: содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, участие в воспитании детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей, создание возможностей для их всестороннего развития и самореализации, подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе. Среди основных целей также приведены качественное образование, участие в культурной жизни, волонтерство, сохранение исторической памяти, здоровый образ жизни, развитие экологических проектов, охрана природы, развитие туризма в России. «Быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении, быть первыми», - миссия движения детей и молодежи.

РДДМ«Движение Первых» объединило все молодежные организации и движения страны, в том числе такие как «Юнармия», «Большая перемена», «Российское движение школьников». 9 февраля 2023 года в Калмыцком филиале МГГЭУ состоялось открытие первичного отделения Российского движения детей и молодежи «Движение Первых». Считаем, что данное движение будет также способствовать и развивать лучшие традиции российского воспитания, в том числе патриотического, накопленное веками.

Показателями уровня патриотического воспитания обучающихся филиала является их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и соблюдение социокультурных традиций, уважение исторического прошлого своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою Родину, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.

Таким образом, в условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики со своей спецификой ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный. В настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов, создается и совершенствуется региональная нормативно-правовая база, которая закрепляет на федеральном уровне общественные отношения, сложившиеся в процессе реализации государственной молодежной политики между органами государственной власти и местного самоуправления, различными молодежными совещательными структурами, молодежными общественными объединениями, иными юридическими и физическими лицами, восполняя пробел в сфере молодежной политики.

Список литературы

1. Алехина А.А., Силютина М.В., Чернов А.В. и др. Патриотическое воспитание молодежи - основа формирования целостности общества // European science. 2020. №26 (55) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-osnova-formirovaniya-tselostnosti-obschestva (дата обращения: 25.02.2023).

2. Белоусов Н.А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования / Н.А. Белоусов, Т.Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. М., 2004. С. 38-41.

3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июня 2022 года № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном» [Электронный ресурс]. URL: https:/ /docs.cntd.ru/document/351161744 (дата обращения: 15.02.2023).

DOI 10.24412/cl-3 7063-2023-151-153

Петрова ОС.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Волгоградский филиал ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Волгоград

Аннотация. В статье исследуется роль педагогической деятельности и применение методов обучения в современных условиях развития инклюзивного образования.

Ключевые слова: интеграция, инклюзивное образование, образовательные организации.

В настоящее время большое значение приобретает интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в повседневную жизнь общества, что во многом обусловлено недопустимостью разделения социума по каким-либо признакам.Одним из основных составляющих обеспечения равного доступа и получение качественного образования для всех детей и адаптации к жизни, является инклюзивное образование.

На сегодняшний день широко используются методические материалы инклюзивной образовательной практики во всех образовательных организациях. Привлечение комплекса источников и документов позволяет выявить ведущие тенденции развития инклюзивного образования, обобщить опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ. Развитие и применение инклюзивных практик и методов в образовании позволяет сделать процесс обучения эффективным, основанном на индивидуальном подходе к каждому

Для реализации инклюзивного образования нужно обратить внимание на создание соответствующих условий в обществе и образовательном процессе, подготовку педагогов, способных создавать и внедрять инклюзивную образовательную среду в образовательных организациях. Инклюзивное образование - это процесс, в котором участвуют педагоги, дети, родители и весь социум. «Особые дети» нуждаются в индивидуальной работе педагога. Инклюзия - это попытка убедить учащихся с ограниченными возможностями в своих силах и создать мотивацию обучаться с другими детьми, друзьями, соседями [5].

Создание соответствующих условий - это создание среды, способной преобразовать качества человека, являющиеся недостатками в иных обстоятельствах, в достоинства. Каждый педагог обязан создавать особую среду, которая является его творческой мастерской. В этой мастерской должны быть материал, инструменты и система разработанных методов, а кроме этого, правила и принципы работы. Понятие мастерской на данном этапе приобрело полифункциональное, объединяющее значение, в рамках которого возможна систематизация разрозненных методов, технологий, форм и компонентов образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.