cyberleninka.ru/article/n/obychnye-i-tsvetnye-revolyutsii-i-evolyutsii-istoricheskie-uroki-maydana (дата обращения: 30.02.2023).
4. Леонова И.Ю. Влияние межличностного доверия на восприятие «другого» в конфликте // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 8. № 1. [Электронный ресурс]. URL: vestnik.susu.ru>psychology/article/download3368 (дата обращения: 25.02.2023).
5. Осьмук Л.А. Конвенциональное мышление и конвенциональные отношения в ситуации «столкновения цивилизаций» // Конфликтология XXI века. Пути и средства укрепления мира: материалы Второго Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2014 г. СПб, 2014. С. 122-123. https://iknigi.net/avtor-sbornik-statey/ 179502-konfliktologiya-xxi-veka-puti-i-sredstva-ukrepleniya-mira-sbornik-statey/read/page-1 .html (дата обращения: 20.02.2023).
6. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. СПб: Питер, 1999. 384 с.
7. Шипунова Т. В. Эволюция и проблемы менеджмента социальной работы // Управленческое консультирование. 2009. №2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/evolyutsiya-i-problemy-menedzhmenta-sotsialnoy-raboty (дата обращения: 25.02.2023).
8. Крайнова О.С. Управление конфликтами в молодежной среде. URL: https://dspace.spbu.ru/ bitstream/11701/7276/1/VKR_Krajnova_2017.pdf.
9. Ларина Е. О. Современная молодежь: проблемы и перспективы развития межличностных коммуникаций и взаимодействия // Образовательный портал «Справочник» [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/svyazi_s_obschestvennostyu/ sovremennaya_molodezh_problemy_i_perspektivy_razvitiya_mezhlichnostnyh_kommunikaciy_i_vzaimodeystviya/ (дата обращения: 21.02.2023).
DOI 10.24412/cl-3 7063-2023-148-151
Пашнанов Э.Л., Бюрчиева Б.Н.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Калмыцкий филиал ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический
университет», г. Элиста
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы патриотического воспитания молодежи в системе государственной молодежной политики. Авторы считают, что патриотическое воспитание молодежи невозможно без использования лучших традиций исторического опыта воспитания. Авторы делают вывод о том, что в настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, государственная молодежная политика.
В современных условиях проблема патриотического воспитания молодежи приобретает особую актуальность и значимость на пути обретения нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Деидеологизация, имеющая место в последние десятилетия, не принесла ожидаемого эффекта в процесс формирования патриотических чувств у подрастающего поколения. Обращение к своей истории, осмысление своих корней и культуры формирует у молодого поколения чувство гордости за свою страну, позволяет познать патриотизм не фальшиво, а исконно, понять, что стоит за такими понятиями, как совесть, долг, служение своему народу, помогает понять, в чем состоит национальный путь России, увидеть истоки и смысл главных исторических ценностей, осознать ответственность перед самим собой и за себя, как за гражданина своей страны.
России как никогда необходимо возрождение нравственного начала, прежде всего, чувства патриотизма. В.В. Путин определил патриотизм как главную общенациональную идею возрождения и объединения российского общества. Без патриотизма, чувства причастности к России, её великому прошлому, мы не сможем построить наше великое будущее!» [1]. Патриотизм - главная составляющая духовно-нравственного воспитания, фундамент здорового государства, основа его жизнеспособности, одно из важных условий эффективности функционирования системы государственных институтов, особенно в современной международной обстановке [2].
История российской многонациональной государственности свидетельствует о том, что настоящий патриотизм, правильно развитая система ценностей закладываются в человеке, независимо от его национальной и религиозной принадлежности, с детства, в первую очередь, благодаря семье и, конечно, образовательной, культурной политике самого государства.
Задачи по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию установлены на законодательном уровне. 9 ноября 2022 года Президент России В.В. Путин подписал Указ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Как говорится в документе, нравственные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.
Важнейшим инструментом воспитания патриотизма является воспитание историей. Использовать прошлое как сокровищницу моральных примеров, высоконравственных поступков, знакомить молодых людей с жизнью и деятельностью национальных героев - одна из важнейших задач государственной молодежной политики.
Со стороны Правительства Республики Калмыкия также уделяется особое внимание патриотическому воспитанию обучающейся молодежи. Ежегодно Агентством по делам молодежи Республики Калмыкия, Министерством физической культуры и спорта Республики Калмыкия проводятся такие мероприятия, как Республиканская гражданско-патриотическая акция «Пока мы помним, мы живем...», Республиканский конкурс патриотической песни «Торскн hазрин дун!», посвященный Герою Советского Союза, генерал лейтенанту Б.Б. Городовикову, Республиканский слет военно-спортивных команд учреждений среднего профессионального образования Республики Калмыкия «Джангрин баатрмуд», Республиканская акция «Мы - граждане России», посвященная Дню России и многие другие, направленные на формирование любви к Родине, патриотизма и гордости за свою малую Родину.
В Калмыцком филиале ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (далее - филиал) патриотическое воспитание занимает приоритетное место. Формированию патриотических качеств у студенчества способствует ежегодно организуемые традиционные мероприятия - торжественное празднование Дня знаний, конкурс военно-патриотической песни «Нам дороги эти позабыть нельзя» с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, интеллектуально-спортивная игра «России верные сыны» и многие другие. Ежегодно студенты филиала принимают участие во Всероссийских акциях «Георгиевская ленточка», «Свеча памяти», «Вахта памяти», которые стали широко известными не только в нашей стране, но и приобрели статус международных.
Более десяти лет в филиале действует историко-патриотический клуб «Глобус». Результатом исследовательской и поисковой деятельности активистов данного клуба является реализация социального проекта «У войны не женское лицо», в рамках которого на территории филиала сооружен мемориальный комплекс, посвященный женщинам-воинам, погибшим во время Великой отечественной войны.
5 сентября 2022 года в филиале стартовала реализация проекта Минпросвещения России «Разговоры о важном» посредством проведения внеурочных занятий, посвященных России, ее прошлому, будущему и настоящему. Цель «Разговоров о важном» - пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней, формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения. Основная и главная форма проведения занятий - беседы с обучающимися, во время которых обсуждаются вопросы, связанные с историей и культурой России, её ролью в мировых процессах, особое внимание уделяется региональному компоненту. Особое место занимает еженедельная торжественная церемония поднятия Государственного флага и исполнения Гимна Российской Федерации [3].
Опыт проведения занятий показал, что у студентов действительно пробуждается интерес к изучению отечественной истории и культуры, формируется и конкретизируется понятие «Родина», происходит осознание собственного отношения к ней, формируются представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности его сохранения, формируется чувство любви за свое Отечество и гордость за свою страну.
В целях реализации государственной молодежной политики 14 июля 2022 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан Федеральный закон № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи», в числе целей которого, в частности, значатся: содействие проведению государственной политики в интересах детей и молодежи, участие в воспитании детей, их профессиональной ориентации, организации досуга детей, создание возможностей для их всестороннего развития и самореализации, подготовка детей и молодежи к полноценной жизни в обществе. Среди основных целей также приведены качественное образование, участие в культурной жизни, волонтерство, сохранение исторической памяти, здоровый образ жизни, развитие экологических проектов, охрана природы, развитие туризма в России. «Быть с Россией, быть человеком, быть вместе, быть в движении, быть первыми», - миссия движения детей и молодежи.
РДДМ«Движение Первых» объединило все молодежные организации и движения страны, в том числе такие как «Юнармия», «Большая перемена», «Российское движение школьников». 9 февраля 2023 года в Калмыцком филиале МГГЭУ состоялось открытие первичного отделения Российского движения детей и молодежи «Движение Первых». Считаем, что данное движение будет также способствовать и развивать лучшие традиции российского воспитания, в том числе патриотического, накопленное веками.
Показателями уровня патриотического воспитания обучающихся филиала является их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и соблюдение социокультурных традиций, уважение исторического прошлого своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою Родину, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.
Таким образом, в условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики со своей спецификой ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный. В настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов, создается и совершенствуется региональная нормативно-правовая база, которая закрепляет на федеральном уровне общественные отношения, сложившиеся в процессе реализации государственной молодежной политики между органами государственной власти и местного самоуправления, различными молодежными совещательными структурами, молодежными общественными объединениями, иными юридическими и физическими лицами, восполняя пробел в сфере молодежной политики.
Список литературы
1. Алехина А.А., Силютина М.В., Чернов А.В. и др. Патриотическое воспитание молодежи - основа формирования целостности общества // European science. 2020. №26 (55) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-osnova-formirovaniya-tselostnosti-obschestva (дата обращения: 25.02.2023).
2. Белоусов Н.А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования / Н.А. Белоусов, Т.Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. М., 2004. С. 38-41.
3. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июня 2022 года № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном» [Электронный ресурс]. URL: https:/ /docs.cntd.ru/document/351161744 (дата обращения: 15.02.2023).
DOI 10.24412/cl-3 7063-2023-151-153
Петрова ОС.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Волгоградский филиал ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», г. Волгоград
Аннотация. В статье исследуется роль педагогической деятельности и применение методов обучения в современных условиях развития инклюзивного образования.
Ключевые слова: интеграция, инклюзивное образование, образовательные организации.
В настоящее время большое значение приобретает интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в повседневную жизнь общества, что во многом обусловлено недопустимостью разделения социума по каким-либо признакам.Одним из основных составляющих обеспечения равного доступа и получение качественного образования для всех детей и адаптации к жизни, является инклюзивное образование.
На сегодняшний день широко используются методические материалы инклюзивной образовательной практики во всех образовательных организациях. Привлечение комплекса источников и документов позволяет выявить ведущие тенденции развития инклюзивного образования, обобщить опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ. Развитие и применение инклюзивных практик и методов в образовании позволяет сделать процесс обучения эффективным, основанном на индивидуальном подходе к каждому
Для реализации инклюзивного образования нужно обратить внимание на создание соответствующих условий в обществе и образовательном процессе, подготовку педагогов, способных создавать и внедрять инклюзивную образовательную среду в образовательных организациях. Инклюзивное образование - это процесс, в котором участвуют педагоги, дети, родители и весь социум. «Особые дети» нуждаются в индивидуальной работе педагога. Инклюзия - это попытка убедить учащихся с ограниченными возможностями в своих силах и создать мотивацию обучаться с другими детьми, друзьями, соседями [5].
Создание соответствующих условий - это создание среды, способной преобразовать качества человека, являющиеся недостатками в иных обстоятельствах, в достоинства. Каждый педагог обязан создавать особую среду, которая является его творческой мастерской. В этой мастерской должны быть материал, инструменты и система разработанных методов, а кроме этого, правила и принципы работы. Понятие мастерской на данном этапе приобрело полифункциональное, объединяющее значение, в рамках которого возможна систематизация разрозненных методов, технологий, форм и компонентов образовательной среды.