РЫБАКОВА Марина Владимировна — доктор социологических наук, профессор факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 27, корп. 4; [email protected]); главный научный сотрудник ФНИСЦ РАН
ИВАНОВА Наталья Анатольевна — кандидат социологических наук, научный сотрудник факультета государственного управления Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ломоносовский пр-кт, 27, корп. 4; [email protected])
ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ИДЕНТИФИКАЦИОННЫХ ТРЕНДОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. Целью исследования послужило определение места патриотизма в молодежной среде, востребованность практики возрождения чувства патриотизма, определение основных тенденций, связанных с патриотическими течениями в обществе. Объектом исследования является социокультурная оценка молодым поколением понятия «патриотизм», предметом исследования стали конкретные проблемы и тенденции патриотических настроений в молодежной среде. В ходе исследования была изучена методологическая база, затрагивающая вопрос развития определенных тенденций и проблем, связанных с идентичностью, на основе теории конструктивизма и инструментализма. Авторы определяют основные проблемы и тенденции молодежи, связанные с патриотическими течениями в обществе, и необходимость патриотического воспитания в молодежной среде. Ключевые слова: патриотизм, молодежь, идентичность, российское общество
Современное российское общество проходит сложный этап развития, остро стоит вопрос выживания государства, что затрагивает все социальные группы и особым образом отражается на молодежи. Одной из ее важнейших задач становится определение своего места в мире и обществе.
Концепт идентичности имеет сложную структуру и объединяет поведенческую, когнитивную, ментальную, рациональную, эмоциональную составляющую и осуществляет, с одной стороны, интегрирующую функцию, а с другой - дезинтегрирующую в рамках социокультурного пространства. Идентичность имеет особое значение для формирования личности как осознание причастности к той или иной социальной общности. Феномен идентичности активно рассматривался в теории конструктивизма и представляет собой искусственный конструкт, осуществляемый как на макро-, так и на микроуровне с помощью определенных схем. Данные схемы учитывают потребности людей в безопасности, солидарности, наличии культурно-исторической памяти.
В условиях глобализации и турбулентности, нарастающих глобальных рисков и вызовов идентификационные тренды демонстрируют осознание обществом близости к государству и ощущения себя гражданами, «чувство "суверенности"», коллективной самозащиты, связанной с возрастающим внешним давлением, с тем, что, несмотря на внутриполитические проблемы, россияне ощущают достаточно высокую степень консолидированности в оценке внешнего мира» [Страдзе 2013: 121]. По данным исследований, 72% опрошенных ощущают себя россиянами [Горшков 2011: 275]. Современные исследования показывают, что молодежь идентифицирует себя как граждан Российской
Федерации (83%)!. Приверженность российской идентичности диктует наличие особых ценностей. Одной из базовых ценностей является патриотизм. Среди молодежи идентификация с честью и достоинством преобладают в возрастной группе 25-29-летних (77,3%), стремление отстаивать права человека лидирует в подростковом возрасте (71,7%), любовь к Отечеству - в старшей группе молодежи (30-35 лет) (62,8%) [Саморегуляция в молодежной среде... 2022: 46].
Понятие «патриотизм» ассоциируется с одной из базовых конструкций национального сознания, но в то же время патриотизм за счет поверхностно идеологических интерпретаций может стать объектом откровенно недобросовестных спекуляций и манипуляций. Сложные исторические изменения в мире приводят к появлению полярных мнений относительно определения понятия «патриотизм» и тех ценностей, которые идентифицируют гражданина-патриота. Важно понимать источники самоидентификации молодежи, факторы, влияющие на политическое участие молодого поколения, существующие каналы взаимодействия с молодежью со стороны государства [Махмутова 2022: 124]. Анализ совокупности тенденций патриотических и антипатриотических настроений в молодежной среде сегодня становится актуальным. Требуется научное осмысление данной проблемы, несмотря на значительное число научных исследований в области патриотизма и патриотического воспитания современной молодежи.
С одной стороны, патриотизм - ценность, сплачивающая народ, а с другой - это гражданский долг. Патриотизм определяет духовно-нравственное состояние нашего общества, поэтому без патриотического воспитания своих граждан российское общество не может полноценно функционировать [Разов, Фаристов 2022: 152].
Объектом данного исследования является социокультурная оценка молодым поколением понятия «патриотизм», предметом исследования стали конкретные проблемы и тенденции патриотических настроений в молодежной среде. Методом исследования послужил анализ социологической научной литературы, а также анализ социологического опроса респондентов московского вуза. Применялись методологические подходы и принципы социологии управления, образования молодежи, сравнительные и эмпирические социологические методы, а также статистические методы с использованием информационно-аналитической программы SPSS. При разработке анкеты применялась методика закрытой анкеты, в то же время некоторые вопросы носили открытый или полуоткрытый вид. В анкете применялся метод многомерного шкалирования, в частности метод семантического дифференциала. Анкетирование носило анонимный характер при использовании сервиса Yandex forms. В качестве вторичного анализа по исследуемой проблематике применялись социологические опросы ВЦИОМа и ФОМа. Конструктивистский подход позволил дать оценку патриотизму как результату формирования ценности, а также определить механизмы идентификации молодежи в современном мире.
Цели исследования - определить значение слова «патриотизм», а также выявить место, которое отводится данному понятию в молодежной среде, уяснить, насколько востребованы практики возрождения чувства патриотизма, исполь-
1 Ценности молодежи. - ВЦИОМ. 14.12.2022. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/cennosti-molodezhi (проверено 25.02.2023).
зуемые государством, а также определить основные проблемы и тенденции молодежи, связанные с патриотическими течениями в обществе.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить методологическую базу, затрагивающую вопрос развития определенных тенденций и проблем, возникающих в молодежной среде в связи с идентификационными трендами молодежи;
- определить значение понятий «патриотизм» и «патриот», актуальное на сегодняшний день для молодежи;
- при помощи социологического опроса выявить негативную и положительную динамики в развитии патриотических настроений в молодежной среде.
Эмпирическая база исследования представлена материалами интернет-ресурсов, затрагивающих тему формирования патриотизма в молодежной среде, а также собственным анализом результатов анкетирования, в ходе которого выявлены основные проблемы и тенденции патриотических настроений молодого поколения.
Трансформация современного мира в ХХ-ХХ1 вв. привела к глобализации и актуализации самого понятия «патриотизм». Стирание границ между государствами (ликвидация многих функций национальных государств), между территориями (снятие внешних барьеров мобильности), нивелирование родственных связей и привязанности к родной земле (жить и работать можно далеко от родственников, в любой стране) подводит человечество к тезису об иррациональности чувства патриотизма [Халий 2017: 67]. Вместе с тем процесс глобализации активировал и понимание идентичности, в основе которой лежат ценности патриотизма.
Наибольшее значение патриотизм приобретает в периоды важных событий в стране. Патриотические ценности являются консолидирующей силой всего общества, средством политического, экономического и духовного возрождения страны. Участие молодежи в гражданско-патриотических практиках должно носить осознанный, добровольный, инициативный и некоммерческий характер, основанный на внутренней мотивированности [Лубский 2019: 60].
Патриотизм является важной составляющей общественного сознания, что показывает приоритетность патриотического воспитания современной молодежи.
Процесс патриотического воспитания должен характеризоваться системностью, плановостью и постоянством1. Успешной реализации направлений патриотического воспитания молодежи способствуют усилия не только органов государственной власти всех уровней, но и научных и образовательных учреждений, творческих объединений, ветеранских, общественных, молодежных и религиозных организаций по решению проблем патриотического воспитания с учетом единой государственной политики. От характера проводимой политики зависит уровень сформированной гражданской позиции молодежи [Селезнева, Зиненко 2021: 102].
В целях определения идентификационных трендов в российском обществе было проведено исследование среди студенческой молодежи в апреле-
1 Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 30.03.2020) «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016- 2020 годы"». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 192149/ (проверено 05.03.2023).
мае 2022 г.1 Объем выборочной совокупности исследования составил 510 чел. Опрос носил анонимный характер, данные анкет были обработаны и проанализированы в обобщенном виде. Цель исследования заключалась в осуществлении социологического анализа самоидентификации молодежи после начала специальной военной операции, в определении ее жизненных интересов, ценностей и установок. Интерес к этой социальной группе вызван тем, что в период учебы происходит не только профессиональная подготовка студента, но и формирование его гражданской позиции.
В начале анкетирования студентам предлагалось оценить ситуацию в стране и мире. Большинство участников опроса охарактеризовали ситуацию в России как напряженную и кризисную (65,1%) и как катастрофическую - 13,7%. Также и ситуация в мире вызвала серьезные опасения у молодежи - 53,3% респондентов выбирали ответ «ситуация неспокойная, нестабильная», 22% отмечали, что «современный мир находится в глубоком кризисе», почти 18% считают, что «мировое сообщество находится на пороге катастрофы».
Студенты считают, что основные угрозы для России исходят из-за рубежа (54,9%), но почти треть опрошенных (27,1%) не исключают факта, что угрозы находятся и внутри страны.
Студентам предлагался на выбор ряд суждений, которые касались различных сторон жизни общества или собственной жизни. Следует отметить, что большинство были согласны с утверждением: «Я смогу обеспечить себя и семью, в поддержке со стороны государства не нуждаюсь». Почти 76,9% были полностью или частично согласны с этим утверждением. А вот со вторым суждением: «Без поддержки со стороны государства не обойтись» согласны только 23,1% опрошенных, что подчеркивает уверенность в своих силах и отсутствие необходимости рассчитывать на поддержку государства. По данным ВЦИОМа, молодежь отмечает большие возможности для самореализации (85% среди 18-24-летних опрошенных), большинство россиян считают, что в России созданы все условия для молодежи, чтобы она могла добиться успеха в жизни (76%)2.
Следующая группа суждений касалась характеристики индивидуальных наклонностей. 85,5% респондентов придерживаются точки зрения, что «главное - это инициатива, предприимчивость, поиск нового в работе и жизни», в то время как на утверждение, что «главное - это уважение сложившихся обычаев, традиций в обществе» пришлось 14,5%. За личные интересы - большинство опрошенных (62,7%). Молодое поколение не готово «во имя интересов страны и общества ограничивать свои личные интересы» (всего 37,3% считают, что людям следует ограничивать свои интересы).
Соотношение группы респондентов, которая «за стабильность и постепен-
1 Анкета создана на сервисе Yandex forms. Объем выборки - 510 чел. В опросе принимали участие студенты московского вуза. Количественный состав выборки говорит о достоверности полученных результатов. Качественный состав выборки характеризуется такими параметрами, как равноценное соотношение по возрасту, тендерному принципу, курсам подготовки (N = 510: 1-й курс - 18%, 2-й курс - 20,0%, 3-й курс - 30,6%, 4-й курс - 30,2%). Примерный среднемесячный доход на каждого члена семьи - около 70 000 руб. Гендерный состав опрошенных (N = 510): мужчины - 206 чел. (40,4%), женщины - 304 чел. (59,6%). По возрасту: 17-18 лет - 9%, 19-20 лет - 44,2%, 21-22 года - 41,4%. При проведении опроса использовалась методика закрытой анкеты. По каждому вопросу респондентам предлагалось несколько вариантов ответов.
2 Возможности для молодежи: мониторинг. - ВЦИОМ. 08.12.2022. Доступ: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vozmozhnosti-dlja-molodezhi-monitoring (проверено 25.02.2023).
ные реформы», к группе, поддерживающей «радикальные и неотложные экономические и политические реформы», примерно 60% и 40%.
Следующий блок вопросов основан на анализе ценностных ориентаций студенческой молодежи. Часто для анализа ценностных ориентаций используется метод многомерного шкалирования. С использованием метода семантического дифференциала студентам были предложены биполярные качества. Предлагалось выбрать близость студенту того или иного качества и оценить степень его выраженности.
Интересно отметить, что в такой паре, как «индивидуализм - коллективизм», ответы студентов разделились примерно поровну («индивидуализм» выбрали 52,5%, а «коллективизм» - 47,5%), что свидетельствует о развитии в нашей стране потребительского общества, т.к. именно индивидуализация привела к формированию общества массового потребления, в котором затруднены идентификация и реальное социальное общение. Вместе с тем в паре «патриотизм - космополитизм» наблюдается перевес в сторону первого качества (патриотизм - 74,1%, космополитизм - 25,9%), что демонстрирует глубинные процессы сохранения традиционной культуры в молодежной среде.
Студенты считают, что им присуще такое качество, как трудолюбие (79,2%), но в то же время 20,8% опрошенных подтверждают чувство лености у студентов. За семейные ценности - 87,1%, и лишь 12,9% считают, что семья второстепенна. Наибольшее единогласие наблюдается при выборе такого качества, как терпимость к другим народам, их культуре, религии (93,3% ответили утвердительно). Также хочется отметить, что на яркую выраженность этого качества указали 43,1% студентов, и только 6,7% опрошенных высказались за нетерпимость к образу жизни, обычаям других народов.
Почти такое же соотношение оказалось у пары «гуманизм - бесчеловечность» - 94,1% за первое качество и 5,9% - за второе, а также у пары «справедливость - несправедливость» - 93,3% и 6,7%. Еще одна пара - «доброта
- злость» имеет соотношение 91% и 9%.
А вот пара «милосердие и сострадание - жестокость» имеет уже не такое выраженное преимущество в пользу первого качества (89% к 11%). И по степени выраженности качества «милосердие и сострадание» у студентов ответы распределились следующим образом: качество выражено в сильной степени -33,7%, качество присуще в средней степени - 29% и незначительно выражено
- 18,4%.
Соотношение в паре «солидарность - партнерство» распределилось в соотношении 61,6% к 38,4%, что демонстрирует в т.ч. растущую сплоченность в обществе, а также, например, возросшую роль волонтерского движения в стране и постепенную вовлеченность молодежи.
Следующий вопрос в анкете касался представлений о будущем России. Студенты считают, что «нашей стране необходимо возродить национальные традиции, моральные и религиозные ценности» (71,8%), но в то же время за «западные ценности» проголосовали 28,2% респондентов. Большинство студентов (84,1%) считают, что «Россия должна влиять на политические процессы в мире, быть великой державой с мощными вооруженными силами». Суждение, что Россия должна быть региональной державой, которая не должна влиять на политические процессы в мире, поддержали 16,9%.
Когда студентов попросили дать определение патриотизма, то такие качества, как «уважение к своей Родине», «гордость за свою страну», «любовь к Родине», «любовь к национальной культуре», «любовь к родному городу» занимали наиболее высокие позиции. Некоторые студенты отмечали, что патриотизму соот-
ветствует «стремление к социальной справедливости» (7,1%), «прославление побед Родины» (6,2%) и «возрождение традиций российского государства» (5,0%). Данные ФОМа показывают рост числа тех, кто считает себя патриотом (85%) (на 24 п.п. по сравнению с 2020 г.)1.
По мнению студентов, формировать патриотические ценности должны семья (23,9%), общество (23,6%), государство (20,3%), школа, вуз (16,9%), средства массовой информации (14,2%).
Студенты считают, что для формирования патриотических ценностей необходимо изменить отношение к патриотическому воспитанию со стороны руководства государства (19,8%), в средствах массовой информации (18,6%), активизировать работу в образовательных учреждениях (18,0%), оказывать помощь патриотическим объединениям (16,5%), активизировать работу на местах, в регионах (12,9%) и др. Среди инициатив по формированию патриотических ценностей можно отметить поднятие государственного флага во всех российских школах, которую поддержало большинство родителей школьников
При ответе на вопросы анкеты студенты могли представить свои предложения по формированию патриотических ценностей. Среди них были: «поддерживать создание отечественного контента о патриотизме», «распространять аудиовизуальный контент патриотической направленности», «показывать патриотические фильмы», «возобновить традиции и обычаи». Респонденты отмечали, что «патриотизм должен прививаться в семье», но были и такие, кто был против насильственного насаждения чувства патриотизма.
Вместе с тем вызывает озабоченность, что почти треть опрошенных (34%) поддерживают точку зрения, что патриотизм теряет свое значение. В то же время 66% студентов считают, что без проявления патриотизма исключено продолжительное существование любой страны. Среди молодежи большее значение имеет «ценность самой личности, каждого человека» (51,8%), а не «любовь к своей стране, Родине и желание служить интересам своей страны» (48,2%), но одновременно эти же студенты подтверждают, что «необходимо сохранять национальную идентичность» (80,8%), что демонстрирует понимание молодежью важности вопросов национальной идентичности. Н.А. Бердяев определил важность национальной идентичности так: «государство, не имеющее национального ядра и национальной идеи, не может иметь творческой жизни» [Бердяев 1990].
Всего 19,2% утверждают, что следует отказаться от термина «национальность», что вызывает определенную обеспокоенность, т.к. неразвитость национальной идентичности может привести к неспособности понимания и защиты национальных интересов, подмене их рациональными практическими интересами.
Следующая пара суждений подтверждает «необходимость отстаивать на мировой арене национальные интересы» (77,6%), а не только «заниматься внутренними проблемами» (22,4%).
Когда студентов попросили оценить влияние патриотических настроений на безопасность страны, они посчитали, что на нее влияет низкий уровень патриотизма у граждан (76,1%). Те, кто считают, что не влияет, оказались в меньшинстве - 23,9%.
1 Патриотизм и патриоты. - ФОМ. 09.06.2022. Доступ: https://fom.ru/TSennosti/14733
оверено 25.02.2023).
Флаг над школой. - ВЦИОМ. 07.09.2022. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/flag-nad-shkoloi (проверено 25.02.2023).
(72%)2.
Молодежь примерно поровну разделилась в вопросе перспектив занятий наукой в стране (49,8%) и за рубежом (50,2%).
Еще одна пара факторов говорит о том, что студенческая молодежь придерживается точки зрения, что «нормой поведения должны быть социальная справедливость, совестливость, патриотизм» (87,1%) в противовес утверждению, что необходимо «отказаться от традиционных норм духовного саморазвития» (12,9%).
И хотя студенты приветствуют использование новых технологий для воспитания патриотизма (53,3%), традиционные походы к формированию ценностей патриотизма не отвергаются (46,7%).
И конечно, полностью поддерживается необходимость продуманной государственной молодежной политики в области патриотического воспитания (81,6%). Всего 18,4% респондентов считают, что такой необходимости нет.
Авторское исследование коррелирует с данными ВЦИОМа. В 2022 г. большинство россиян идентифицировали себя как патриотов (92%), из них безусловными патриотами считали себя 54% граждан, что является максимальным значением с 2000 г. Возросла доля тех, кто определяет патриотизм как защиту своей страны от любых нападок и обвинений (44% в 2022 г. и 32% в 2020 г.). 34% опрошенных отметили пункт, который характеризует патриота как человека, стремящегося к изменению положения дел в стране для обеспечения ей лучшего будущего, 29% считают патриотами тех, кто говорит о своей стране правду, какой бы горькой она ни была1. Большая роль в патриотическом воспитании молодежи отводится школе - в этом уверены 67% респондентов2.
В заключение можно отметить, что в процессе исследования была изучена методологическая база, затрагивающая вопрос развития определенных тенденций и проблем, связанных с идентичностью на основе теории конструктивизма и инструментализма. Авторы отмечают, что концепт идентичности имеет сложную структуру и различные уровни; в основе национального уровня лежат ценности патриотизма. В статье дается определение понятия «патриотизм», а также выявляется место, которое отводится данному понятию в молодежной среде. В статье исследуется востребованность практик возрождения чувства патриотизма, используемых государством, а также определяются основные проблемы и тенденции молодежи, связанные с патриотическими течениями в обществе, и необходимость патриотического воспитания в молодежной среде.
В современном мире наша страна позиционирует себя как государство с ответственностью за стабильность международных отношений. Для современной молодежи одними из главных целей являются материальные блага и карьерный рост, потребительское отношение к жизни, что может повлечь изменение духовных основ общества и деформации ценностной матрицы, поэтому возникает задача поиска новых методов и средств в воспитательном процессе для развития у молодежи патриотических качеств. Для российского патриотизма важна историческая преемственность. Невозможно оторвать современность от традиций. Можно воспользоваться методами предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям. Объединенные усилия
1 Патриотизм сегодня: любить, заботиться и защищать. - ВЦИОМ. 28.04.2022. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/patriotizm-segodnja-ljubit-zabotitsja-i-zashchishchat (проверено 05.03.2023).
2 Новации школьного патриотизма: за и против. - ВЦИОМ. 11.05.2022. Доступ: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/novacii-shkolnogo-patriotizma-za-i-protiv (проверено 05.03.2023).
семьи, образовательных, общественных и государственных учреждений позволят достичь поставленных целей.
Список литературы
Бердяев Н.А. 1990. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. М.: Философское общество СССР. 240 с.
Горшков М.К. 2011. Российское общество как оно есть. М.: Новый Хронограф. 672 с.
Лубский А.В. 2019. Патриотизм и гражданственность в российском обществе, или как преодолеть дефицит гражданственности в российском патриотизме. - Гуманитарий Юга России. Т. 8(36). № 2. С. 47-66. DOI: 10.23683/2227-8656.2019.2.
Махмутова Е.В. 2022. Политическая самоидентификация молодежи: параметры формирования. - Власть. Т. 30. № 5. С. 124-128.
Разов П.В., Фаристов Ф.Ф. 2022. Социологический анализ процессов развития патриотизма в России. - Власть. Т. 30. № 5. С. 151-155.
Саморегуляция в молодежной среде: типологизация и моделирование: монография (под общ. ред. Ю.А. Зубок). 2022. Белгород: Эпицентр. 360 с.
Селезнева А.В., Зиненко В.Е. 2021. Молодежная политика как фактор формирования гражданского самосознания российской молодежи: политико-психологический анализ. - Государственное управление. Электронный вестник. № 87. С. 96-104. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-87-96-104.
Страдзе А.Э. 2013. Социальная активность и идентификационные тренды в российском обществе. - Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. № 2. С. 119-123.
Халий И.А. 2017. Патриотизм в России: опыт типологизации. - Политическая социология. № 2. С. 67-74.
RYBAKOVA Marina Vladimirovna, Dr.Sci. (Soc.), Professor of the School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University (bld. 4, 27Lomonosovsky Ave, Moscow, Russia, 119991;[email protected]); Chief Researcher of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences
IVANOVA Natalia Anatol'evna, Cand.Sci. (Soc.), Researcher of the School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University (bld. 4, 27Lomonosovsky Ave, Moscow, Russia, 119991; [email protected])
PATRIOTISM AS THE BASIS OF IDENTIFICATION TRENDS IN THE YOUTH ENVIRONMENT
Abstract. Identity is of particular importance for the formation of personality as an awareness of involvement in a particular social community. The aim of the study is determining the place of patriotism in the youth environment, the demand for the practice of reviving a sense of patriotism, determining the main trends associated with patriotic currents in society. The object of the study is a sociocultural assessment by the young generation of the concept of patriotism; the subject of the study is specific problems and tendencies of patriotic moods in the youth environment. The research method is the analysis of sociological scientific literature, as well as the analysis of the sociological survey of respondents of a Moscow university. During the study, a methodological base was studied, which affected the development of certain trends and problems associated with identity based on constructivism and instrumentalism. The article determins the main problems and tendencies of youth associated with patriotic trends in society, and the need for patriotic education in the youth environment. Keywords: patriotism, youth, identity, Russian society