терроризма. Воспитательная задача может быть сформулирована следующим образом -формирование гражданственности, патриотизма и социальной активности обучающихся.
Проводить профилактику терроризма среди подрастающего поколения необходимо для создания толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, независимо от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.
Список литературы
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.
2. Опыт патриотического воспитания и профилактики экстремизма. Методическое пособие / Сост. Е.В. Шишмакова / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Н.В. Зайцевой. - М.: АНО «ЦНПРО», 2014. 34 с.
3. Федеральный закон от 06.03.2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму».
4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
DOI 10.24412/cl-3 7063-2023-185-187
Эрендженова О.К., Мучкаева Б.Д. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Калмыцкий филиал ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический
университет», г. Элиста
Аннотация. В статье исследуются особенности развития среднего профессионального образования в Республике Калмыкия.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, квалификация, исследование, развитие, модернизация, информация.
В современных условиях развития гражданского общества Российской Федерации все более возрастает роль профессионально подготовленных специалистов. Система среднего профессионального образования (далее - СПО) в Калмыкии представлена федеральными и региональными образовательными организациями, которые осуществляют подготовку квалифицированных специалистов по 11 направлениям укрупненных групп специальностей. В целом, состав профессий представлен более чем 50 наименованиями, и этот состав имеет все перспективы к расширению согласно направлениям регионального развития.
Проблемы становления и развития СПО в Калмыкии рассмотрены в трудах Е.А. Гунаева [2], И.М. Нармаевой [4], развитие СПО структуре вуза - в трудах Э.К. Нюденовой [6], вопросы социально-трудовых стратегий выпускников профессиональных учебных заведений республики - в трудах С.Э. Лиджи-Горяевой [3], Э.А. Чурюмовой [3], вопросы образовательных стратегий молодежи - в трудах Л.В. Намруевой [5] и др.
Для понимания того, какие факторы оказывали решающее влияние на развитие системы среднего профессионального образования в республике, мы обратились в своем исследовании к изучению этапов развития СПО, отслеживая пример Калмыцкого филиала ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет».
В ходе работы нами изучен большой объем теоретического материала, согласно анализа которого становится понятно, как влияют изменения, происходящие в социально-экономической сфере общества, на развитие среднего профессионального образования; как каждый исторический этап становления и развития страны отражается на развитии образования в целом и системы СПО в частности. Согласно плану работы мы изучили четыре этапа и современный период развития СПО Республики Калмыкия.
СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ
Первый этап обозначен исследователями этой проблемы временными рамками 1920 -1943 гг., в данный период сформированы организационно-управленческая, методическая структура и материально-техническая база советской системы СПО Калмыкии. В 1929 году была открыта Калмыцкая кооперативная школа для подготовки бухгалтеров, товароведов, приемщиков продукции, продавцов (предшественница Учебно-курсового комбината, а затем кооперативного училища).
Второй этап обозначен временными рамками 1957-1985 гг., когда число учреждений СПО возросло более чем в два раза, численность обучающихся в них почти в семь раз. Положительно изменилось качество подготовки кадров в сети СПО, эффективно работала система трудоустройства молодых специалистов-прикладников, совершенствовалось управление системой СПО.
Среди факторов, повлиявших на бурное развитие системы СПО в этот период, можно назвать восстановление республики, всей ее социально-экономической системы, сети жизнеобеспечения населения, а в связи с этим возникшая потребность кадрового обеспечения активно наращиваемой региональной инфраструктуры.
Именно в это время в 1960 г. создается Учебно-курсовой комбинат Калмыцкого потребительского союза СССР, который в 1963 г. реорганизован в Элистинское кооперативное профессионально-техническое училище. В 1978 г. училище преобразовано в Элистинский кооперативный техникум. Все годы учреждение выпускало профессиональные кадры сферы торговли, питания, бухгалтерии [8].
Третий этап протекал в рамках 1985-1991 гг., когда учреждения СПО в своей деятельности пришли к самостоятельности в решении наисложнейших задач перестроения учебно-воспитательного процесса и финансово-экономической деятельности, автономности и самопрезентабельности [4].
На четвертом этапе (1992-2005 гг.) система СПО преодолевает унитарность и приходит к многообразию моделей подготовки кадров, в сети СПО начинают функционировать технические колледжи, профессиональные лицеи, высшие профессиональные училища; кроме того, развивается коммерческое профессиональное образование [4].
В 1998 году Элистинский кооперативный техникум был реорганизован в Калмыцкий государственный финансово-экономический колледж. Программа подготовки кадров предусматривала получение выпускниками дипломов юристов, экономистов, бухгалтеров, программистов [8].
Этот этап развития СПО республики знаменуется включением новых механизмов управления системой СПО - рыночных механизмов хозяйствования, автономности разработки образовательных программ, что позволило сохранить сеть СПО и создать возможности для ее развития [7].
На современном этапе система СПО стала одной из движущих рычагов поступательного движения в соответствии со всеми общероссийскими и общемировыми тенденциями. В государственных документах Калмыкии профессиональное образование определяется основным источником формирования квалифицированных кадров для региональной экономики, открыты новые направления подготовки кадров и новые специальности, соответствующие потребностям рынка труда, перспективам развития экономики и социальной сферы республики [1].
В этот период развития республиканской системы среднего профессионального образования Калмыцкий государственный финансово-экономический колледж реорганизуется в 2011 году в Калмыцкий филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы «Московский государственный гуманитарно-экономический институт» (в 2014 году был переименован в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение инклюзивного высшего образования «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (далее - МГГЭУ)). В последние годы Калмыцкий филиал МГГЭУ претерпел масштабные, как количественные, так и качественные изменения. На базе филиала в
январе 2018 года состоялась I региональная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия».
В 2019 году Калмыцкий филиал МГГЭУ был признан победителем федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». В филиале созданы 5 мастерских с современным высокотехнологичным учебно-производственным и учебно-лабораторным оборудованием, в полном соответствии с инфраструктурными листами «WorldSkills» для обучения востребованным профессиям и специальностям на рынке труда 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах» и 10.02.05 «Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» в рамках потребностей рынка труда Республики Калмыкия.
Новые мастерские обеспечивают практическую подготовку обучающихся СПО Республики Калмыкия в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе по стандартам «WorldSkills», активно используются как площадки для дополнительного профессионального образования. Создание мастерских требует привлечения квалифицированных кадров в сфере информационных и коммуникационных технологий. Только при таком подходе обеспечивается новый содержательный практико-ориентированный аспект обучения.
Деятельность образовательного учреждения - это постоянная и целенаправленная работа по воспитанию детей, самосовершенствованию и формированию единого образовательного пространства.
Предпринимаемые на государственном уровне мероприятия обеспечат становление российского среднего профессионального образования и, в частности, республиканской системы СПО высокого качества и вместе с этим конкурентоспособности выпускников СПО на мировом рынке труда.
Список литературы
1. Государственная программа Республики Калмыкия «Развитие образования Республики Калмыкия» (утверждена постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2018 года № 416).
2. Гунаев Е.А. Система среднего профессионального образования в Республике Калмыкии: основные социально-экономические характеристики и направления реформирования на современном этапе // https://tiberleшnka.m/artiЫe/n/sistema-srednego-pшfessюnalnogo-obrazovaшya-v-respublike-kalmykiya- i/viewer.
3. Лиджи-Горяева С.Э., Чурюмова Э.А. Социально-трудовые стратегии выпускников профессиональных учебных заведений Калмыкии // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. Элиста, 2010. - №21. С. 109.
4. Нармаева И.М. Становление и развитие среднего профессионального образования в Калмыкии // Образовательные системы и воспитание личности в условиях становления гражданского общества. Элиста, 2006.
5. Намруева Л.В. Молодежь Калмыкии: социальный статус, социальная стратификация // Современные социокультурные процессы в молодежной среде Республики Калмыкии / монография/ Л.В. Намруева, М.Б. Марзаева, Е.А. Гунаев, Б.В. Иджаева, Н.В. Бадмаева, Д.А. Шарманджиева. Элиста: Изд-во КИГИ РАН. 2014. С. 11.
6. Нюденова Э.К. Тенденции развития СПО в условиях вуза (на примере Калмыцкого госуниверситета) // Вестник Бурятского государственного университета. Улан-Удэ, 2010. - №1 (21). С. 28.
7. Худякова С.В. Профессиональное образование России на переломе эпох 1991-2000 гг. URLhtt:ps//урокрф/libIa^
8. Архивные материалы музея Калмыцкого филиала ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет».