РОЛЬ И МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАЛМЫКИИ
В 1920-1930-Е ГГ.1
© Амаева Д.В.*
Калмыцкий государственный университет, г. Элиста
В статье исследуется процесс создания и развития системы профессионального образования в Калмыкии, который сыграл важную роль в трансформации образовательного пространства. Также освещаются основные направления развития профессионального образования в исследуемый период.
Ключевые слова: профессиональное образование, образовательное пространство, трансформация, модернизация.
Советская образовательная модель начала складываться в первые послереволюционные годы в русле предпринятого властью масштабного эксперимента по реорганизации всей прежней системы просвещения. В переломные 1920-1930-е годы на несколько десятилетий вперед закладывался фундамент советского общественно-политического развития.
Ни одно общество не может успешно развиваться без воспроизводства своей культуры, без передачи знаний и системы ценностей подрастающим поколениям, то есть без системы образования. Для осмысления эволюции общероссийского образовательного процесса большое значение имеет освещение истории народного образования отдельных регионов, так как история образования России складывалась усилиями разных народов, населявших страну.
Социально-политические, духовно-нравственные и культурные преобразования 1920-1930-х гг. в советском государстве трансформировали старые устои и представления, способствовали появлению новых социокультурных институтов, меняли инфраструктуру. В это время был накоплен уникальный опыт социально-культурной модернизации народов, относившихся к так называемым «инородцам». Исключительный интерес в этом смысле представляют национальные районы, в том числе и Калмыкия, где в переломные годы первых советских преобразований имели место беспрецедентные процессы социального, политического, экономического и историко-культурного характера, которые, безусловно, носили позитивный характер.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Трансформация кочевого общества в первой половине ХХ в. в полиэт-ничном регионе: социокультурный аспект (на примере калмыков)», проект № 13-31-01283.
* Старший преподаватель кафедры Истории России, кандидат исторических наук.
Именно здесь на базе существовавших богатых традиций этнокультурного наследия и распространения русской культуры среди населения создавалось образовательное пространство, в котором значительная роль принадлежала профессиональному образованию.
Для Калмыкии создание полноценной системы профессионального образования имело особое значение. Ведь из 4728 грамотных к началу XX в. в Калмыцкой степи было зарегистрировано с высшим образованием всего 13 человек, со средним специальным - 5 человек, средним военным - 8 [4, с. 73]. Квалифицированные учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства исчислялись буквально единицами, а инженерно-технических работников не было совсем.
Особо острая нужда была в учительских кадрах. Для решения этих проблем в 1919-1920 учебном году Калмыцкий отдел народного образования организовал краткосрочные педагогические курсы для подготовки учителей школ 1 ступени. На базе педагогических курсов 26 октября 1920 г. открылись постоянные курсы, которые должны были системно готовить учителей школы 1 ступени из числа лиц, владеющих калмыцким языком или знакомых с бытовым укладом жизни калмыцкого народа. Одновременно приказом по отделу народного образования Калмыцкой области были организованы в Астрахани двухгодичные курсы: было принято 22 слушателя. Заведующим курсами был назначен А.С. Рогов, преподаватель математики, бывший работник Астраханского облоно. По главным предметам преподавание вели профессора и преподаватели Астраханского практического института народного образования: зав. кафедрой истории, языка и литературы И.С. Коновалов, зав. кафедрой общей и экспериментальной психологии М.М. Гурьянов, зав. кафедрой истории культуры А.А. Лебединский и другие [3, л. 28].
1 июля 1921 г. курсы были преобразованы в 3-годичные (2 года общеобразовательной и 1 год специальной подготовки). Опыт организации деятельности курсов позволил создать в 1923 г. Калмыцкий педагогический техникум, программа которого была рассчитана на 4-годичный срок обучения. Педагогический техникум готовил квалифицированных учителей начальных школ. Слушатели техникума жили в интернате на полном пансионе. Преподавание учебных предметов проводилось на русском языке. На каждом курсе в 1920-1925 гг. обучалось 10-20 учащихся. В 1924 г. был сделан первый выпуск учителей в количестве 11 человек, среди них 6 калмыков: Б.Б. Бадмаев, Р.Л. Нармаева, Б.Ш. Болдырев, Э.Б. Болдырев, А.Д. Дорджиев, Э.Д. Джекураев. Второй выпуск - 13 учителей - состоялся в 1925 г., третий выпуск в 1926 г. - 9 человек. Всего за время своей работы Калмыцкий педагогический техникум подготовил более 690 учителей начальных школ, из них 150 калмьгков. Краткосрочные педагогические курсы за эти годы прошли 545 человек, в том числе 450 калмыков [5, с. 397].
Для подготовки учителей средних школ в 1929 г. было открыто отделение калмыцкого языка, литературы и истории при Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского, которое положило начало высшему педагогическому образованию в Калмыкии. Члены первой группы студентов калмыцкого отделения, в числе которой были Б.Ш. Болдырев, Л.Б. Бембеев, С.Л. Котвиков, С.К. Каляев, Г.К. Кичиков, Н.Б. Закостынов, И.М. Мацаков, Б.С. Санджиев и Н.Ш., впоследствии стали активными работниками народного просвещения в Калмыцкой АССР. На базе калмыцкого отделения в 1938 г был организован Калмыцкий учительский институт с двумя факультетами: историческим и математическим. В 1939 г. был организован Калмыцкий государственный педагогический институт с факультетами русского и калмыцкого языков и литературы, математики и истории [1, с. 38].
Среди первоочередных задач была подготовка медицинских кадров. До Октябрьской революции ежегодная смертность среди калмыков превышала рождаемость. Назрела острая потребность в создании в Калмыкии учебных заведений по подготовке кадров медицинских работников калмыцкой национальности. Большая заслуга в организации здравоохранения в Калмоб-ласти принадлежит врачу А.Н. Орлову. Работая при Управлении калмыцким народом с 1880 по 1891 гг., он успешно содействовал развитию здравоохранения в Калмыцкой степи. Организованные им оспенные телятники для изготовления оспенного детрита имели большое значение в борьбе с частыми эпидемиями оспы [5, с. 398].
В 1920 г. в Калмыкии, по данным К.Н. Максимова, работало 4 врача и 45 фельдшеров, в 1926 г. функционировало 29 медицинских учреждений с 30 врачами, 82 средними медработниками и 10 фармацевтами, общее количество койко-мест составило 387. Однако, как он отмечает, если учесть население области (в 1926 г. оно составляло 141594 человека) и количество населенных пунктов (627 сел, поселков, хуторов, хотонов, улусных ставок, места рыбных промыслов, хурулов, отдельные урочища), то средние показатели развития социальной инфраструктуры области были низки и несопоставимы с показателями по РСФСР [2, с. 280].
Только в 1940 г. началась подготовка профессиональных медицинских кадров в г. Элисте когда была открыта Калмыцкая фельдшерско-акушерская школа. Основателями и первыми директорами школы стали Э.Н. Лиджиев, И.И. Зверев, М.М. Арм, а преподавателями были Б.Ш. Тимошкаева, П.П. Жем-чуев, Ц.К. Корсункиев, Б.М. Мухлаев, Т.Д. Алексеева, Н.А. Репкина, М.Д Колесников, О.В. Мергасов и другие. Школа была 3-годичной, и ее первый выпуск пришелся на начало Великой Отечественной войны. Большинство выпускников фельдшерско-акушерской школы, получив свидетельства, отправились на фронт сестрами милосердия и санитарными врачами, откуда многие не вернулись. Среди первых учащихся были О. Чурюмова, А. Бембеева-Ургадулова, М. Крикунова, Г. Ахметова, А. Усанова, Ф. Шматько, М. Бобров [5, с. 398].
По постановлению I Общекалмыцкого съезда (2-9 июля 1920 г.) в Ба-шанте был открыт сельскохозяйственный техникум по типу бывших сред-неземледельческих училищ. В пользу такого решения были: благоприятные почвенные условия, оседлый образ жизни населения, занимавшегося хлебопашеством, просторные помещения для интерната, классов, лаборатории, мастерских и других надобностей. До 1917 г. в этом здании находилась сельскохозяйственная школа низшей ступени. Но за годы революции и гражданской войны она пришла в упадок, была разграблена и разрушена. Организатором техникума в 1920 г. был приглашен П.С. Кравченко. Первый выпуск был осуществлен в 1926 г. Педагогический персонал состоял из 13 человек, в том числе 4 - со специальным сельскохозяйственным образованием, 4 - с общим высшим образованием, 5 - со средним. Калмыцкий ЦИК ходатайствовал перед Наркомземом СССР об открытии с осени 1931 г. в сельхозтехникуме дополнительно 2 отделений: отделения по крупному рогатому скоту и ветеринарии. Кроме того, Калмоблисполком ходатайствовал о переносе техникума из Башанты в центр области г. Элисту по следующим причинам: во-первых, Башанта находилась вдали от основных животноводческих районов; во-вторых, в пригородах Элисты располагались животноводческие колхозы и совхозы, для которых техникум готовил кадры; в-третьих, в г. Элисте имелся опорный пункт по овцеводству, который служил базой для работы техникума [5, с. 399]. Но это ходатайство не было удовлетворено.
Все возможное для становления техникума сделали его первые директора. На рубеже 1920-х - 1930-х гг. директором был Л.К. Карвенов. Первую половину 1930-х гг. техникум возглавлял М.С. Шухер, до Великой Отечественной войны - Б.Б. Джинцанов. Кроме специалистов средней квалификации (агрономов, учителей, врачей), нужны были также квалифицированные рабочие, для основательной подготовки которых сначала были организованы учебно-столярная и сапожная мастерские. Учебно-показательные мастерские были открыты для удовлетворения потребностей главным образом сельского населения Калмобласти в профтехнических знаниях, необходимых в сельском хозяйстве, а также для удовлетворения требований кустарной промышленности в более совершенных приемах производства, для улучшения качества изделий, приемов работ, внедрения механизации труда. Учебно-показательные мастерские давали возможность детям и подросткам получить элементарную общую подготовку и практические знания, навыки в работе с инструментами (например, по обработке дерева). Помимо этого, в техникуме на краткосрочных курсах готовились кадры учителей, дошкольных воспитателей, секретарей сельских советов и т.д., в том числе 118 учителей, 69 ликвидаторов неграмотности, 32 избача, 24 воспитательницы в дошкольных учреждениях, 30 организаторов «красных кибиток», 20 ясельных работников [5, с. 400].
19 апреля 1931 года Нижне--Волжский краевой комитет ВКП (б) принял принимает постановление об организации калмыцкого техникума искусств с драматическим, музыкальным и хореографическим отделениями, с количеством учащихся 75 человек и драматической студии на 25 человек. Техникум искусств первоначально находился в г. Саратове, затем был переведен в г. Астрахань. В 1936 г. техникум искусств в Астрахани был реорганизован в Элистинскую театральную студию. Состав студии был определен в количестве 48 человек. В 1937 г. государственный театр-студия был переименован в Калмыцкий государственный драматический театр [6, с. 10].
Таким образом, кадры специалистов средней квалификации из коренного населения готовились в педагогическом и сельскохозяйственном техникумах, техникуме искусств, фельдшерско-акушерской школе. По мере необходимости организовывались краткосрочные курсы (учительские, по молочному делу, по сельскому хозяйству, курсы столяров, плотников, радистов, санитаров-дезинфекторов, специалистов для местной промышленности), музыкально-инструкторские курсы, учебно-показательные мастерские (столярная, сапожная).
Создание системы профессионального образования Калмыкии в известной мере завершило формирование ее целостного образовательного пространства, что привело к кардинальным изменениям в социокультурной сфере общества. Прежде всего, это коснулось основных ее составляющих -образования, науки, культуры, здравоохранения, быта, искусства, что дает основание рассматривать произошедшие за этот период времени изменения как модернизационный процесс, в результате которого происходил постепенный переход от традиционного общества к современному.
Список литературы:
1. Корнилова И.М. Становление высшей школы в Калмыкии / И.М. Корнилова // Научная мысль Кавказа. - Ростов-н/Д.: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2005.
2. Максимов К.Н. Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России. - М: Наука, 2002.
3. Национальный архив Республики Калмыкия. Ф. Р-122. Оп. 1. Д.23.
4. Сартикова Е.В. Образование Калмыкии: истоки и становление/ Е.В. Сартикова. - Элиста: Джангар, 2000.
5. Сартикова Е.В. Становление профессионального образвания // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. - Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2009. - Т. 3.
6. Сычев Д.В. Калмыцкий театр 1927-1967 гг.: материалы и документы. -Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1972.