Научная статья на тему 'Причиненный ущерб народному образованию г. Элисты Калмыцкой АССР в период немецкой оккупации'

Причиненный ущерб народному образованию г. Элисты Калмыцкой АССР в период немецкой оккупации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЩЕРБ / ОККУПАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИЕ ВОЙСКА / ЭЛИСТА / DAMAGE / OCCUPATION / EDUCATION / GERMAN NAZY TROOPS / ELISTA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаряева Заяна Геннадьевна

В статье описывается процесс становления и развития образовательных учреждений города Элисты КАССР до немецкой оккупации (август 1942 и январь 1943 гг.). Особое внимание уделяется причиненному ущербу немецко-фашистскими войсками данным учреждениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Damage Caused to Education in Elista of the Kalmyk ASSR in the Period of the German Occupation

The article describes the process of formation and development of educational institutions in Elista of the Kalmyk ASSR up to the German occupation (August of the 1942-January of the 1943). The particular attention is paid to the damage caused by the Nazy troops to these institutions.

Текст научной работы на тему «Причиненный ущерб народному образованию г. Элисты Калмыцкой АССР в период немецкой оккупации»

Как видно из данного документа, информация по эпидемиям в СССР была совершенно закрытой. Даже сегодня мы точно не знаем, сколько вспышек чумы было зарегистрировано за годы советской власти. Рассекречивание материалов из архивов позволяет провести анализ для воссоздания подлинной картины прошлого, позволяющий предотвратить ошибки будущего, дает возможность объективно исследовать проблемы не только здравоохранения, что, безусловно, важно для изучения истории страны в целом. К сожалению, даже в XXI в. мы находимся в неведении относительно многих исторических событий из-за закрытости информации в СССР. Поэтому в исследованиях, основанных на данных, которые были опубликованы в советский период, неизбежно будет отражена картина, соответствующая этим источникам. Так, ссылаясь на предпринимаемые меры и рост ассигнований на здравоохранение, автор одной работы делает вывод, что в 30-х гг. XX в. в Калмыкии «такие болезни, как натуральная оспа, холера, чума, были полностью ликвидированы» [Сусеев 2006: 74]. На основании новых, рассекреченных материалов можно утверждать, что вспыш-

ки эпидемии чумы как в 30-х гг. XX в., так

и в последующие годы на территории страны происходили.

Источники

Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).

Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК).

Литература

Васильев К. Г., Сегал А. Е. Эпидемии чумы // История эпидемий в России. М: Медгиз, 1960. С. 226-247.

Дойникова Е. А., Сусеев П. Н. На страже здоровья // 50 лет под знаменем Октября. Элиста: Калмиз-дат, 1967. С. 160-186.

Метелкин А. И. Противочумная организация дореволюционной России // История эпидемий в России. М: Медгиз, 1960. С. 377-397.

Очиров У. Б. Развитие здравоохранения республики во 2-й половине XX века // История Калмыкии с древнейших времен и до наших дней: в 3 тт. Т. 3. Элиста: Издател. дом «Герел», 2009. С. 591-607.

Сусеев П. Н. К истории здравоохранения Калмыкии // Очерки истории здравоохранения Калмыкии (Воспоминания министра). Элиста: НПП «Джангар», 2006. С. 58-76.

УДК 94(47).084.3 + 94(47).084.5 + 94(47).084.6 + 94(47).084.8 ББК 63.3(2)613 + 63.3(2)614 + 63.3(2)615 + 63.3(2)622

ПРИЧИНЕННЫЙ УЩЕРБ НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ г. ЭЛИСТЫ КАЛМЫЦКОЙ АССР В ПЕРИОД НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ

3. Г Гаряева

В последнее время в исследованиях по истории Калмыкии периода Великой Отечественной войны предметом пристального внимания стал оккупационный период. Причиненный ущерб Калмыкии фашистами в период временной ее оккупации недостаточно исследован и является пробелом в истории Калмыкии военного периода. В данной статье на основе архивных данных, впервые введенных в научный оборот, рассмотрен ущерб материальной базе в сфере образования в городе Элисте Калмыцкой Автономной Союзной Социалистической Республики (КАССР).

В 1920-1930-е гг. одной из важнейших задач культурного развития стала ликвидация неграмотности взрослого населения. Большевики впервые разработали программу преодоления массовой неграмотности и

развернули широкое общественное движение по ее реализации. Кампании ускоренного ликбеза позволили поднять уровень элементарной культуры у взрослого населения, подавляющее большинство которого в силу своих жизненных условий не могло посещать общеобразовательную школу. К 1920 г. на 1 000 жителей Калмыцкой области приходилось всего 56 грамотных калмыков [цит. по: Сартикова 2008: 112-113]. В феврале 1923 г. были открыты 14 школ ликбеза, и постепенно их число возрастало [цит. по: Сартикова 2008: 115].

В 1930-1931 учебном году в пунктах по ликвидации неграмотности обучались 39 740 взрослых, в 1933 г. — 18 000 неграмотных и 24 850 малограмотных.

В 1936-1938 гг. обучались уже около 37 000 неграмотных и малограмотных, а к

1 июня 1939 г. обучалось 10 638 неграмотных и 11 532 малограмотных [НА РК. Ф.Р-3. Оп. 2. Д. 1825. Л. 43-44].

Если в первые годы образования Калмыцкой автономной области успехи в ликвидации неграмотности были не столь значительны, то в конце 1920-х и в начале 1930-х гг. этой работе были заданы новый ритм и формы организации (культпоход, культштурм), как и в центральных районах страны [цит. по: Сартикова 2008: 124].

Это дало новый толчок развитию процесса ликвидации неграмотности, проведение ее было уже поставлено на твердую материальную базу. В течение 1935 г. были открыты 204 школы с постоянными штатами работников. В них обучались 5 908 неграмотных и 4 461 малограмотный. Бюджетные ассигнования увеличились с 206 тыс. руб. в 1935 г. до 475 тыс. руб. в

1936 г., на эти средства были развернуты 340 школ ликбеза и 10 школ повышенного типа. За счет колхозов и совхозов были открыты 630 школ. 5 040 неграмотных и малограмотных были охвачены индивидуально-групповым обучением, обеспечены бесплатными учителями-общественниками.

Таким образом, процесс ликвидации неграмотности стал приобретать более систематический и последовательный характер. Переписью зафиксировано, что грамотные люди в Калмыцкой АССР в возрасте от 9 лет и старше составляли 70,8 %, что в сравнении с 1926 г. (26,3 %) являлось принципиальным достижением [цит. по: Сартикова 2008: 129].

В 20-3 0-е гг. XX в. в Советском Союзе, в том числе и в Калмыкии, сложилась система школьного образования, достижения которой общепризнанны. Процесс создания государственной советской школы сопровождался возникновением препятствий как объективного, так и субъективного свойств. Вместе с тем именно эти годы характеризуются расширением школьного строительства, развитием системы образования. В 1940 г., к двадцатой годовщине автономии Калмыкии, в республике было 302 школы, или почти в 9,5 раза больше, чем в 1920 г. Из них 70 семилетних и средних школ. Вместе с ростом сети школ значительно выросло и количество учащихся в этих школах. Если в 1920 г. общее количество учащихся составляло 7 500 детей, то к 1940 г. число учащихся увеличилось до 45 тысяч или почти в 70 раз более, чем во всей дореволюционной Калмыкии. Формы и методы работы школ

совершенствовались, росла численность учащихся, повышалась их успеваемость, улучшилось обеспечение школ учебниками на родном языке, развернулась работа по подготовке учительских кадров, было положено начало преподаванию в школе родного языка [цит. по: Номинханов 1969: 60].

Государство выделяло значительные средства на школьное строительство. В 1938-1941 гг. за счет государственных ассигнований было построено более 30 новых типовых зданий семилетних и средних школ, которые имели, как правило, хорошо оборудованные учебные кабинеты по физике, химии и другим предметам. Это позволило улучшить учебно-воспитательную работу, готовить учащихся к самостоятельному труду [Очерки истории КАССР 1970: 245].

В середине 30-х гг. XX в. шло интенсивное строительство школьных и интернатных зданий. Так, в 1935 г. в Элисте было построено здание средней школы №1, в 1936 г. — здание семилетней школы №1, в 1937 г. — здание средней школы № 2, в 1938 г. — средней школы № 3, в 1939 г. — средней школы № 4 и в 1940 г. — здание средней школы № 5.

В 5 начальных школах обучалось 386 детей, в одной неполной средней школе — 746 детей, в четырех средних полных школах — 2 413. Всего насчитывалось 10 школ с 3 545 учениками и 110 учителями.

На строительство этих школ было затрачено 3 650 000 руб. Все эти школы, построенные в современном для того периода архитектурном стиле и оснащенные новым оборудованием, вполне удовлетворяли основным требованиям учебно-воспитательной работы с подрастающим поколением.

Таким образом, к 1940 г. в Элисте были в основном созданы необходимые условия для получения детьми семилетнего и среднего образования [Ташнинов 1965: 37]. Были созданы необходимые условия и для подготовки педагогических кадров для школ республики и столицы, причем особое внимание было обращено на подготовку учителей-калмыков.

В 1919-1920 учебном году Калмыцкий отдел народного образования организовал краткосрочные педагогические курсы для подготовки учителей школ 1-й ступени. На базе педагогических курсов 26 октября

1920 г. открылись постоянные курсы, которые должны были системно готовить учителей школы 1-й ступени. Одновременно

приказом по отделу народного образования Калмыцкой области были организованы в Астрахани двухгодичные курсы. 1 июля

1921 г. курсы были преобразованы в 3-го-дичные. Постепенно накапливался опыт по организации деятельности курсов, на основе которых в 1923 г. был создан Калмыцкий педагогический техникум. Его программа была рассчитана на 4-годичный срок обучения. Педагогический техникум готовил квалифицированных учителей начальных школ [цит. по: Максимов 2009: 397].

Здание педагогического училища было построено в Элисте еще в 1928 г., но в связи с острой нехваткой помещений в нем до 1933 г. размещались руководящие областные учреждения и организации, а до 1937 г. — различные школы города. С

1937 г. в этом здании начали учебную работу 250 будущих учителей начальной школы.

Работавший в Элисте педагогический рабфак успешно выполнял задачу подготовки молодежи в педагогический институт. Он имел свой учебный корпус, общежитие и другие служебные помещения. С 1 сентября 1939 г. в Элисте начал работу первый вуз Калмыкии — Калмыцкий педагогический институт, который до этого некоторое время размещался в городе Астрахани.

К 1941 г. все семилетние и средние школы Элисты были укомплектованы молодыми учителями с высшим и средним образованием. Естественно, это принесло значительные успехи в учебно-воспитательной работе школ нашего города [Таш-нинов 1965: 38].

В связи с началом Великой Отечественной войны потребовалась перестройка всех сфер жизни страны на военный лад. С первых же дней перед школой был поставлен ряд задач: усилить идейно-политическое воспитание учащихся, улучшить общеобразовательную и военно-физическую подготовку школьников, организовать помощь колхозам и совхозам в уборке урожая, развитии животноводства, обеспечить полный охват обучением детей школьного возраста.

V пленум Калмыцкого обкома ВКП(б) постановил: обеспечить полный охват обучением всех детей, отсеявшихся в течение первого полугодия 1940-1941 учебного года, и обеспечить повседневный контроль над осуществлением закона о всеобуче и семилетнем образовании; обязать Наркомпрос организовать систематическую работу по повышению квалификации учителей [Максимов 2009: 401-403].

До временной оккупации в Калмыцкой АССР насчитывалось 225 начальных, 44 неполных средних и 27 средних школ, в которых обучалось 39 784 детей, работали 920 учителей и 560 учителей — предметников.

12 августа 1942 г. между 7 и 8 часами фашисты силой до моторизованного полка и 40 танков вошли в Элисту. 14 августа 1942 г. прибыло командование 111-й и 370-й пехотной дивизий, основные их подразделения, имея с собой уже готовую военную комендатуру во главе с гаупт-штурмфюрером СС Мауэром. 15 августа жители Элисты были собраны на сход, где Мауэр объявил об упразднении советской власти и ее государственных учреждений, зачитал приказ об установлении «нового порядка» и о формировании местных органов управления. Присутствующим он сообщил о том, что главой города назначен В. Ф. Биленко, начальником полиции — Курахтонов, его заместителем — Савельев. Последние уже 17 августа приступили к комплектованию полиции [цит. по: Максимов 2007: 111].

Таким образом, по данным разведки 28-й армии, на 18 августа 1942 г. в Элисте противник располагал почти двумя полками пехоты, 12-18 крупными танками и несколькими танкетками и 40 бронемашинами [цит. по: Максимов 2007: 160].

На оккупированных территориях были разрушены и закрыты 118 начальных школ на 5 803 учащихся 5-7 классов; 17 средних школ на 1 046 учащихся 8-10 классов, 3 детдома на 280 воспитанников, 13 детсадов на 325 детей, 21 библиотека, 8 Домов культуры, 72 избы-читальни, музей, республиканская библиотека. Рассмотрим причиненный ущерб материальной базе в сфере народного образования столице г. Элисте КАССР в период временной оккупации и во время отступления немецко-фашистской армии. Об этом свидетельствуют Акты о разрушениях и ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками за время оккупации в г. Элисте Калмыцкого народного комиссариата просвещения КАССР.

10 января 1943 г. в г. Элисте комиссия в составе наркома просвещения КАССР Н. Ш. Ташнинова, ст. инспектора нарком-проса И. Г. Шнырева, главного бухгалтера Н. Ф. Годяева, от ГОРОНО — Никитиной, от школ — учителей Соловьевой и Мади-евской, директора дома пионеров И. Г. Жа-воронкина составили акт ущерба, причи-

ненного немецко-фашистскими войсками таблице, составленной по вышеупомяну-

за время оккупации г. Элисты по линии на- тому акту ущерба, хранящемуся в [НА РК.

родного образования. Данные приведены в Ф. Р-68. Оп. 1. Д. 3. Л. 1-3].

Материальный ущерб, причиненный немецко-фашистскими войсками образовательным учреждениям в городе Элисте КАССР в период временной оккупации1

№ Наименование Количество (шт.) Стоимость за 1 шт. Сумма (руб.)

Начальные школы

1. Здание 50 000

2. Учебные парты 80 150 12 000

3. Стулья 50 50 2 500

4. Учебные пособия и оборудование1 20 000

5. Оборудование пионерской комнаты 15 000

6. Хозяйственное оборудование и пристройка 20 000

Итого: 121 500

1. Парты 150 100 15 000

2. Шкафы 30 300 9 000

3. Столы 20 200 4 000

4. Стулья 300 50 15 000

5. Оборудование химического кабинета 25 000

6. Оборудование литературноисторического кабинета 15 000

7. Экземпляры школьной библиотеки 20 000 60 000

8. Хозяйственное оборудование 40 000

Итого: 198 000

Средние школы Школа № 1

1. Здание 500 000

2. Парты 200 100 2 000

3. Столы 40 150 6000

4. Шкафы 50 300 15 000

5. Стулья 500 50 25 000

6. Классные доски 20 150 3 000

7. Оборудование химического кабинета 20 000

8. Оборудование физико-математического кабинета 40 000

9. Оборудование литературного и других 20 000

10. Экземпляры школьной библиотеки 10 000 30 000

11. Хозяйственное оборудование 80 000

12. Пристройка и служебное помещение 15 000

Школа № 2

1. Здание 1937 г. 650 000

2. Оборудование химического кабинета 30 000

3. Оборудование физико-математического кабинета

4. Оборудование литературноисторического кабинета 30 000

1 В некоторых столбцах таблицы отсутствуют цифры, поскольку в архиве были указаны данные общей стоимости.

5. Оборудование школьной библиотеки 20 000

6. Хозяйственное оборудование 80 000

7. Парты 20 000

8. Столы 6 000

9. Шкафы 5 000

10. Стулья 15 000

11. Классные доски 3 000

12. Пристройка к школе 15 000

Школа № 4

1. Здание 1939 г. 800 000

2. Оборудование физико-химического кабинета 40 000

3. Оборудование литературноисторического кабинета 20 000

4. Оборудование школьной библиотеки 30 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Классное оборудование 60 000

6. Хозяйственное оборудование 70 000

7. Пристройка и служебное помещение

Школа № 5

1. Здание 1940 г. 700 000

2. Оборудование химического кабинета 15 000

3. Оборудование физико-математического кабинета 20 000

4. Школьная библиотека 25 000

5. Классное оборудование 65 000

6. Хозяйственное оборудование 50 000

7. Пристройка и служебные сооружения 20 000

8. Подсобное хозяйство 30 000

Итого по средним школам: 3 683 000

Педучилище

1. Здание педучилища 1927 г. 1 000 000

2. Здание общежития 1937 г. 250 000

3. Здание второго педучилища 1939 г. 300 000

Итого: 1 500 000

Высшие учебные заведения Педагогический институт

1. Здание пединститута 1938 г. 650 000

2. Парты 200 150 30 000

3. Шкафы 50 200 10 000

4. Столы 50 300 15 000

5. Оборудование физического кабинета 150 000

6. Оборудование военного кабинета 150 000

7. Оборудование литературноисторического кабинета 20 000

8. Библиотека 50 000 5 250 000

9. Хозяйственное оборудование 200 000

10. Пристройка и служебные сооружения 40 000

11. Оборудование общежития студентов:

12. Койки 100 150 15 000

13. Постель и принадлежности 100 500 50 000

14. Хозяйственное оборудование 10 000

15. Подсобные хозяйства 60 000

Итого: 1 600 000

Управление Институт усовершенствования учителей

1. Столы 40 200 8 000

2. Стулья 300 50 15 000

3. Шкафы 20 300 6 000

4. Койка 100 150 15 000

5. Постельные принадлежности 100 500 50 000

6. Оборудование химического кабинета 40 000

7. Оборудование физико-математического кабинета 40 000

8. Оборудование литературноисторического кабинета 30 000

9. Книги 20 000 5 10 000

10. Хозяйственное оборудование 15 000

Итого: 229 000

Наркомпрос КАССР

1. Хозяйственный инвентарь 68 000

2. Учебно-наглядные пособия и военное оборудование 20 000

3. Библиотека методической литературы 10 000

4. Ремонтно-строительные материалы 5 000

5. Жилой дом работников (недостроенный) 45 000

Итого: 148 000

ГОРОНО

1. Здание общежития сотрудников 1940 г. 25 000

2. Учебно-наглядные пособия

3. Библиотека и методическая литература 2000

Итого: 55 000

Таким образом, общий ущерб, причиненный немецко-фашистскими войсками в сфере образования, составил 7 584 500 руб. (данные подсчитаны автором). Были взорваны и сожжены здания всех семилетних и средних школ города. Это варварское уничтожение всех школ Элисты надолго нарушило нормальную работу школ города, восстановление которых началось сразу же после освобождения нашей столицы от фашистских захватчиков и закончилось лишь после возвращения калмыцкого народа в родные края в 1957 г. [Ташнинов 1965: 39].

Источники

Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК).

Литература

Максимов К. Н. Великая Отечественная война: Калмыкия и калмыки. М.: Наука, 2007. 374 с.

Максимов К. Н. Калмыкия в годы форсированного строительства социализма // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 тт. Т. 2. Элиста: Изд. дом «Герел», 2009. С. 363-405.

Номинханов Д. Ц-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. Элиста: Калмиздат, 1969. 137 с.

Очерки истории КАССР. Эпоха социализма. М.: Наука, 1970. 432 с.

Сартикова Е. В. Развитие школьного образования в Калмыкии в XX веке / отв. ред. К. Н. Максимов. Элиста: НПП «Джангар», 2008. 407 с.

Ташнинов Н. Ш. Становление и развитие народного образования в Элисте // Элиста 100 лет. Прошлое, настоящее, будущее. Элиста: Калмиздат, 1965. С. 33-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.