УДК 93/94,337.8
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАЛМЫКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ (1920-1941 гг.)
© 2011 Е.В. Сартикова
Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, г.Элиста
Поступила в редакцию 12.01.2011
В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогических кадров для Калмыкии, повышение профессиональной квалификации учителей.
Ключевые слова: профессиональное образование, кадры, техникум, рабочий факультет, педагогический институт.
Огромной трудностью для развития школы была нехватка профессионально подготовленных и компетентных преподавателей. Отсутствие специалистов становилось часто непреодолимым тормозом и в других сферах: в народном хозяйстве, в управлении и т. д. Для Калмыкии создание полноценной системы профессионального образования имело особое значение. Квалифицированные учителя, врачи, специалисты сельского хозяйства исчислялись буквально единицами, а инженерно-технических работников не было совсем. Начальная школа в Калмыкии, как и в ряде других национальных регионов страны, не обеспечивалась преподавательскими кадрами. Естественно, что на решение этих проблем было обращено большое внимание.
В 1919/20 учебном году Калмыцкий ОНО организовал краткосрочные педагогические курсы для подготовки учителей школ 1 ступени. Одновременно приказом по отделу народного образования Калмыцкой области были организованы в Астрахани двухгодичные курсы: было принято 22 слушателя1. Постепенно накапливался опыт организации деятельности курсов, что способствовало рассмотрению вопроса об их преобразовании в Калмыцкий педагогический техникум, который был создан в 1923 году. Программа была рассчитана на 4-годичный срок обучения. Педагогическому техникуму вменялась подготовка квалифицированных учителей начальных школ2.
Калмыцкий педагогический техникум функционировал в составе 3-х курсов: 1-го, 2-го общеобразовательных и 3-го по подготовке учителей для единой трудовой школы 1 ступени. При пед-техникуме имелась еще подготовительная группа, а также функционировала опытная школа3. Учебный план имел своеобразную форму, что объяснялось специфическими особенностями Калмобласти: в нем больше места было отведено
Сартикова Евгения Викторовна, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела истории и археологии. E-mail: [email protected]
общеобразовательным предметам. Преподавание учебных предметов проводилось на русском языке. На каждом курсе в 1920-1925 гг. обучалось 1020 учащихся. В 1924 г. был сделан первый выпуск учителей в количестве 11 человек, среди них 6 калмыков: Б.Б. Бадмаев, Р.Л. Нармаева, Б.Ш. Болдырев, Э.Б. Болдырев, А.Д. Дорджиев, Э.Д. Дже-кураев. Выпуски в последующие годы были более значительными. За 20 лет своего существования Калмпедтехникум подготовил на стационарном отделении 695 учителей начальных школ (из них калмыков - 500). Краткосрочные педагогические курсы за эти годы прошли 545 человек, в том числе 150 калмыков4. В 1943 году в связи с ликвидацией республики и депортацией калмыцкого народа в восточные районы страны он, как и все другие организации, прекратил свое существование. Таким образом, кадры специалистов средней квалификации из коренного населения готовились в педагогическом техникуме. Кроме этого, по мере необходимости организовывались краткосрочные учительские курсы.
Однако Калмыкия сильно нуждалась в высококвалифицированных специалистах, но создать собственную высшую школу была не в состоянии, т. к. не имела базы для всестороннего решения этой проблемы. Вместе с тем некоторое расширение сети средних школ, средних специальных учебных заведений создавало определенные условия для командирования представителей Калмыкии в вузы других городов: Москвы, Саратова, Сталинграда, Астрахани, Ростова, Ленинграда.
В подготовке будущих абитуриентов большую роль сыграла система рабфаков. В них и вузах разных городов в 1925/26 учебном году обучалось до 100 человек. На рабфаке северных национальностей в Ленинграде в 1926/27 учебном году училось 9 калмыков и 17 человек других национальностей5. В 1929 году на рабфаках обучалось 74 человека, в 1930 - 257 и в 1931 г. -330 человек. К 1 сентября 1937 года рабфак должен был принять 120 человек, фактически же
был принят 131 человек, или на 109% выше плана. Кроме того, согласно телеграмме Наркомп-роса от 31 августа 1937 года на калмпедрабфаке было открыто подготовительное отделение, куда приняли 32 человека. Из общего числа 163 студентов, принятых на рабфак, калмыков оказалось лишь 58 человек, или 35,6%6. Калмыцкий педрабфак был открыт в 1933 г., а закрыт в 1939 г. в связи с открытием Калмпединститута.
Большую помощь в подготовке кадров оказали рабочие факультеты, созданные сначала в городах Москве и Ленинграде, а затем и по всей стране. В 1930/31 учебном году было принято 686 человек, из них в вузы - 130 человек, на рабфаки
- 257 человек и в другие учебные заведения - 50 человек7. Кроме того, открывались различные курсы для подготовки в высшие учебные заведения. Их окончили в 1930 г. - 160 человек, в 1931 г.
- 350. Все это позволило обучить за пределами области в вузах - 307 человек8. Но эти мероприятия не могли удовлетворить потребности быстро расширявшейся сети школ. Вследствие нехватки учителей-калмыков обучение на родном языке проводилось только с 1 по 3 класс начальной школы. Изучение русского языка в 1-4 классах калмыцких школ позволяло учащимся овладевать необходимыми знаниями и продолжать обучение в 5-10 классах уже на русском языке.
Подготовка новых учительских кадров велась в лучших вузах страны. Они принимались на льготных условиях, обеспечивались стипендиями и общежитиями. Практика направления молодежи в вузы, специальные учебные заведения и рабфаки России сохранилась на протяжении 1920-30-х годов ХХ в. Накануне вхождения Калмыцкой автономной области в Нижне-Вол-жский край в 1927-1928 гг. в различных вузах страны обучалось 50 человек9, в том числе в педагогических вузах - 8 человек10.
В 1928 г. по решению отдела народного образования Калмыкии были проведены курсы по переподготовке 90 учителей начальных школ11. Ежегодно увеличивался выпуск специалистов в педагогическом техникуме, который в годы первой пятилетки подготовил 147 учителей, а к концу пятилетки в школах области работало 760 учителей начальных школ, в том числе 493 калмыка, имеющих законченное среднее образование - 268, низшее - 495 человек12. Такая низкая общеобразовательная квалификация учителей объяснялась тем, что усиленная подготовка учителей для начальных школ проводилась в основном на краткосрочных курсах, которые комплектовались из лиц с начальным образованием.
В 1928-1929 гг., по данным Калмыцкого об-лоно, в Калмыкии была 151 школа первой ступени с числом учащихся 9152 человека и лишь
одна школа второй ступени с числом учащихся 100 человек13. Уже в силу этого абитуриентов с законченным средним образованием могли предоставить тогда лишь выпускники Калмпедтех-никума (163 учащихся всех курсов)14.
Бурно развивавшаяся в Калмыкии общеобразовательная средняя школа предъявляла все больший спрос на педагогические кадры высшей квалификации. В связи с этим Калмыцкий обком ВКП/б/ возбудил перед Нижне-Волжским крайкомом партии ходатайство об открытии специального калмыцкого отделения педагогического направления. В 1929 году при педагогическом факультете Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского открылось отделение калмыцкого языка, литературы и истории. Тогда же, летом 1929 года, была подобрана и направлена на учебу первая группа студентов Калмыцкого отделения, в числе которых были Б.Ш. Болдырев, Л.Б. Бембеев, С.А. Котвиков, С.К. Каляев, Т.К. Кичиков, Н.Б. Закостынов, И.М. Мацаков, Б.С. Санджиев, Н.Ш. Ташнинов15.
Научно-педагогические потребности отделения обеспечивали три типа кафедр - кафедра общеуниверситетская, общефакультетская и специальная кафедра калмыковедения. В 1931/32 учебном году Калмыцкое отделение успешно осуществило свой третий набор, в ходе которого на первый курс отделения было принято около 15 студентов. К весне 1932 года на Калмыцком отделении обучалось 34 человека, в том числе 7 студентов третьего, выпускного курса, 16 - второго и 11 - первого16. Однако в составе студентов все еще преобладали мужчины (34 студента, из них лишь 4 женщины)17.
В июне 1932 года Калмыцкое отделение Саратовского педагогического института осуществило свой первый выпуск в количестве семи человек - С. Санджиев, И.М. Мацаков, С.К. Каляев, Н.Ш. Ташнинов, Н.Б. Закостынов, К. Ки-чиков, Б.Ш. Болдырев. Но для Калмыкии того времени это была не просто первая, но и крупная группа специалистов с высшим образованием. В 1933 году Калмыцкое отделение провело свой второй выпуск, подготовленный также по трехлетней программе, а вслед за ним -последний набор, в ходе которого было принято на 1 курс 24-25 человек18.
И все же в годы первой пятилетки низовая кадровая база высшей школы была все еще ограниченной. Так, даже в 1931 году уровень грамотности среди калмыков КАО составлял лишь 29,5%, а общая грамотность населения Калмыкии - 38 %. В Калмыцкой области работали в это время 220 школ 1 ступени (17536 учащихся), 7 ШКМ (989 уч-ся), 2 техникума (430 уч-ся), 1 совпартшкола (202 уч-ся), 3 профтехшколы (265 уч-ся)19,
которые и поставляли абитуриентов для высшей школы. 100 выпускников этих учебных заведений по-прежнему остро не хватало для выполнения планов приема в вузы. Например, в 1932 году Калмыкии было предоставлено свыше 140 мест в более чем 40 вузах и техникумах страны, входивших в систему 13 различных наркоматов20.
В 1933 году произошло разукрупнение Ниж-не-Волжского края, из которого был выведен Сталинградский край в составе Сталинградской губернии, Калмыцкой автономной области и Астраханского округа. В связи с этими изменившимися обстоятельствами Калмыцкое отделение было передано в состав Астраханского пединститута им. Кирова. В том же 1933 г. был проведен первый набор студентов уже для Астрахани. В 1937 году Калмыцкий факультет Астраханского пединститута осуществил свой первый выпуск. Это была группа последнего саратовского набора (1933 г.), проучившаяся там лишь один 1933/34 учебный год и закончившая курс уже в г. Астрахани по четырехлетней программе. Второй выпуск был осуществлен в 1938 г. и третий (последний) - в 1939 г.21.
25 августа 1938 г. СНК РСФСР принял постановление №268 «Об организации учительского института в Калмыцкой АССР» с факультетами: исторический и физико-математический, позднее прибавились факультеты русского языка и литературы и естественно-химический с контингентом в 90 человек22. В фонде Р-8 Национального архива РК хранится приказ №1293 от 20 августа 1939 г. об открытии в г. Элисте 4-годичного педагогического института с контингентом приема на 1939/40 учебный год 90 человек, по факультетам: исторический - 30, язык и литература - 30 и физико-математический - 3023.
Институт работал по программам, утвержденным Наркомпросом РСФСР. В первый учебный год (1938/39 гг.) в учительском институте было создано 5 кафедр. Калмыцкий учительский институт в 1940 году осуществил свой первый выпуск. Однако организация учительского института не решала проблем общеобразовательной школы, т.к. он готовил кадры учителей лишь для школы второй ступени, т.е. для неполной средней (семилетней) школы, и к тому же давал «незаконченное высшее образование».
В 1936 г. в Калмыцкой АССР работало 897 учителей, из них с высшим образованием - 81, с незаконченным высшим - 34, со средним - 384, с начальным и семилетним - 398 человек24. Низкая квалификация учителей требовала принятия неотложных мер по повышению их профессиональной квалификации. Важным мероприятием в этой области было проведение аттестации учителей. По итогам аттестации 1936 г. звание учи-
теля начальной школы было присвоено только 57 человекам, к педагогической работе был допущен 341 человек, от работы в начальных школах по причине низкого образовательного уровня и слабой педагогической квалификации было освобождено 80 человек25.
В 1938/39 учебном году начальным школам не хватало 210 учителей, семилетним и средним
- 160 преподавателей, а педтехникум выпускал в год всего 25-40 учителей начальных школ. В результате большого несоответствия между потребностью в учителях и темпами их подготовки Калмыцкий облоно вынужден был пойти по пути организации краткосрочных курсов. Разумеется, такая спешка отрицательно сказывалась на качестве подготовки специалистов.
Анализ итогов Всесоюзной переписи населения 1939 года позволяет сделать вывод, что в целом темпы роста квалифицированных кадров в Калмыкии были высокими. Однако подготовка специалистов высшей квалификации продолжала отставать от темпов роста кадров средней квалификации. Удельный вес людей, получивших высшее и среднее специальное образование, был мал в общей численности населения Калмыкии. Женщины составляли треть (33,2%)26 интеллигенции республики.
Таким образом, подготовка педагогических кадров проходила поэтапно, т.к. была связана с трудностями, обусловленными конкретно-историческими условиями культурного строительства в Калмыкии. На начало 1940/41 учебного года в составе работников народного образования было 1385 человек, из них 620 - коренной национальности. С высшим образованием было 86 человек, с незаконченным высшим - 156, средним педагогическим - 630. Эти данные свидетельствуют о достаточно высоком образовательном уровне учителей в республике тех лет. К этому времени в школах уже не было учителей с начальным образованием.
Большие усилия были приложены к поиску, отбору и подготовке потенциальных студентов-слушателей рабфаков. Из-за отсутствия высшего учебного заведения в Калмыкии молодежь направлялась в другие вузы страны. Только к 1939 г. были подготовлены условия для появления первого учебного заведения высшей школы
- Калмыцкого педагогического института.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Национальный архив Республики Калмыкия (далее -НА РК). Ф. Р-25. Оп.1. Д.3. Л.3, 37.
2 НА РК. Ф. Р-25. Оп.1. Д.3. ЛЛ.15, 17, 18, 22.
3 Там же. Л.124.
4 НА РК. Ф. Р-122. Оп.1. Д.1. Л.6.
5 Катунцева М.Н. Опыт СССР по подготовке интелли-
генции из рабочих и крестьян. М.: Мысль, 1977. С.103.
6 НА РК. Ф. Р-13. Оп.1. Д.33. Л.56об.
7 Сартикова Е.В. Образование Калмыкии: истоки и становление. Элиста: АПП «Джангар», 2000. С.145.
8 НА РК. Ф. Р-3. Оп.2. Д.1496. Л.63.
9 НА РК. Ф. П-1. Оп.1. Д.57. Л.15.
10 НА РК. Ф. Р-3. Оп.2. Д.1012. Л.65-72.
11 НА РК. Ф. Р-112. Оп.1. Д.162. Л.17.
12 НА РК. Ф. Р-112. Оп.1. Д.162. Л.17.
13 Там же. Л.103.
14 Там же.
15 Ленинский путь. 1935. 29 мая.
16 Оглаев Ю.О. Первые шаги высшего образования в Калмыкии (1917-1943 гг.). Элиста: АПП «Джангар», 2005. С.33.
17 Там же.
18 Оглаев Ю.О. Указ. соч. С.39.
19 Пюрвеев Д. Состояние и задачи народного образования в Калмыкии // Просвещение национальностей. 1931. №6. С.16, 18.
20 НА РК. Ф. Р-112. Оп.1. Д.309. Л.57, 93.
21 Оглаев Ю.О. Указ. соч. С.45.
22 НА РК. Ф. Р-131. Оп.1. Д.225. Л.72.
23 НА РК. Ф. Р-8. Оп.1. Д.1. Л.3.
24 Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1969. С.154.
25 Там же. С.155.
26 Всесоюзная перепись населения 1939 года: основные итоги / Под ред. Ю.А. Полякова. М.: Наука, 1992. С.161.
THE TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF FOR KALMYKIA'S EDUCATION SYSTEM (1920-1941)
© 2011 E.V. Sartikova
Kalmyk Humanities Research Institute of the Russian Academy of Sciences, Elista
The author analyzes some aspects of professional training of teachers for Kalmykia, and pays special attention to the improvement of their professional qualification.
Key words: vocational training, staff, technical school, workers' courses, pedagogical (teacher training) institute.
Evgeniya Sartikova, Candidate of History, Associate Professor, Senior Fellow at the History and Archeology Department. Е-maü: [email protected]