Научная статья на тему 'Художественное просвещение калмыков в 1920-1930-е годы '

Художественное просвещение калмыков в 1920-1930-е годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
141
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Нюдльчиева Э. Г.

В статье показаны глубокие изменения, происходившие в культурной сфере жизни общества, в частности, вопросы художественного просвещения калмыков. Определены и освещены основные направления развития профессиональной культуры в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное просвещение калмыков в 1920-1930-е годы »

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАЛМЫКОВ В 1920-1930-Е ГОДЫ1

© Нюдльчиева Э.Г.*

Калмыцкий государственный университет, г. Элиста

В статье показаны глубокие изменения, происходившие в культурной сфере жизни общества, в частности, вопросы художественного просвещения калмыков. Определены и освещены основные направления развития профессиональной культуры в исследуемый период.

Ключевые слова культура, просвещение, изменения.

Воспроизводство достижений человеческой культуры, передача традиционных ценностей от поколения к поколению всегда осуществлялась обществом через воспитание, обучение, просвещение. Связь поколений, прежде всего, духовная, нравственная - жизненно важная необходимость для любой нации, для любого народа.

Культура нации напрямую зависит от многих факторов, в том числе и от того, какие усилия прилагает общество для формирования у каждого отдельного человека способности к осуществлению созидающей функции в материальной и духовной сферах общества.

В современных условиях серьезных трансформаций во всех сферах жизни общества, в том числе и государственной идеологии, особое значение для духовного возрождения россиян имеет распространение и популяризация фактического материала из многовековой истории предшествующих поколений, так как только этот культурно-исторический пласт может стать основой национальной гордости и самосознания.

Обращение к советскому опыту художественного просвещения, его анализ, позволяют не только выявить причины многих проблем, решаемых сегодня, но и проводить современную культурную политику с учетом исторических уроков.

Индустриализация России в XX в. сопровождалась глубокими изменениями в культурной сфере жизни общества. Эти изменения затронули самые отдаленные и отсталые национальные окраины страны, в том числе и Калмыкию.

В 1920-е-1930-е гг. одним из важнейших условий преодоления культурной отсталости народа стала ликвидация неграмотности взрослого населения. Большевики впервые разработали государственную программу преодоления массовой неграмотности и развернули широкое общественное движение по ее реализации. Декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», подписанный В. И. Лениным 26 декабря 1919 г., стал

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ (№ 13-31-01283).

* Студент.

толчком к работе по преодолению культурной отсталости народа. В нем подчеркивалось, что «в целях предоставления всему населению республики (РСФСР) возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил: «Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться на родном или русском языке по желанию» [5].

Идея преодоления «штурмом» культурной отсталости широких масс в стране была поддержана XVI съездом ВКП (б). Опираясь на его решения, Калмыцкий обком и Нижневолжский крайком партии в марте 1931 г. приняли совместное постановление о проведении в Калмыкии культштурма направленного на скорейшую ликвидацию неграмотности среди взрослых [5]. Обучение грамоте проводилось в двух направлениях: а) для не владеющих русским языком - на национальном языке; б) для желающих изучить и знающих русский язык - на русском языке. Это в последующем способствовало привлечению в ликпункты значительного количества взрослого населения.

Культурно-просветительные организации в Калмыцкой степи создавались не одновременно, их комплектование было стихийным.

Одним из наиболее заметных достижений стало создание весьма крупной для Калмыкии библиотеки. За пять месяцев культштурма было издано 80 печатных листов популярных брошюр тиражом полмиллиона экземпляров, тогда как за пять предыдущих лет было выпущено 78 печатных листов тиражом 45 тыс. экземпляров. Было издано 28 названий книг политической литературы, 10 - санитарной, 8 - учебной, 4 - агрономической, 5 - антирелигиозной. Вышли в свет 4 номера журнала для малограмотных в количестве 75 тыс. экземпляров [5, с. 388].

До революции в Калмыкии не было ни одной публичной библиотеки. Только с 1919 г. появились при клубах, школах первые массовые библиотеки, как опорные пункты борьбы с неграмотностью, как средство широкой внешкольной работы. Уже накануне войны в Калмыкии была создана значительная сеть учреждений культуры, библиотек, которые постепенно стали подлинными очагами культуры и художественного просвещения масс.

В марте 1920 г. Советская власть установилась на всей территории Калмыкии. А 4 ноября 1920 г. была образована Автономная область калмыцкого народа.

В помощь местным Советам из Москвы направлялись агитационно-инструкторские коллективы Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, которые учили, как повысить активность широких народных масс и направить их творческую энергию на восстановление народного хозяйства области. При этом распространялись газеты, брошюры, листовки, устраивались митинги, показывали кино.

Послушать лекцию, своими глазами увидеть живого В.И. Ленина на экране, посмотреть хронику революции, события на фронтах и в тылу люди

приходили из дальних хотонов и кочевий к месту стоянки агитационно-инструкторского коллектива - агит-парохода ВЦИКа «Красная Звезда», который в навигацию 1919-1921 гг. ходил по реке Волге. Агитпароход «Красная Звезда» сыграл определенную роль в развитии кино Калмыкии. Благодаря ему калмыки из дальних хотонов и кочевий познакомились с кино в кинозале парохода, первые хроникальные киносъемки па территории Калмыкии были произведены кинооператором А.Г. Лембергом, который входил в состав коллектива агитпарохода [1, с. 7].

Перед населением области, областной партийной организацией и советскими органами в то время стояла задача восстановления народного хозяйства. Начинается систематическая работа по вовлечению населения в хозяйственно-политическую и культурную жизнь степи.

В Калмыкии, где было 93 процента неграмотных, просветительная работа велась через клубы. На местах клубы становились центрами массовой пропаганды знаний и творческого развития масс. Местные Советы в хотонах и аймаках открывали новые клубы. Клубы появились в Икицохуровском аймаке, в хотонах Ахнуд, Ачинеры. К 1926 году в области уже работало 12 клубов, 61 изба-читальня, библиотека. Клубы с каждым годом усиливали свою политико-просветительную и культурную работу. В клубах ежедневно работали кружки «Авиахим», «Книгоноша», «Некурящие» и др. В некоторых клубах показывали кино, это было редкостью, так как киноустановок не хватало. Например, в 1924 году в области было всего три установки [1, с. 7].

Заметным событием для республики стало открытие в Элисте 1 мая 1929 года первого государственного кинотеатра имени 1 Мая. В афише сообщалось: «Кино будет работать регулярно, три раза в неделю - по вторникам, четвергам и субботам, состоится один сеанс вечером, начало ровно в 20 часов 30 минут. Цена билетов от 15 до 35 копеек, ложа 50 копеек (золотом)» [1, с. 11].

Таким образом, 1920-е годы стали периодом рождения и становления кино в Калмыкии. За эти годы киносеть и кинопрокат обеспечили все улусные центры киноустановками, а сельские районы - кинопередвижками.

Театральное искусство зародилось в Калмыкии после 1917 года. Хотя, элементы сценического искусства в изобилии можно было встретить в различного рода народных зрелищах. Калмыцкая культура богата музыкальным и поэтическим фольклором, в которых выражались эстетические взгляды народа, раскрывались представления о человеческом достоинстве, красоте, высмеивались пороки.

В первые годы советской власти широкий размах приобретает самодеятельное искусство. Постановка первых спектаклей осуществлялась в среде студенческой молодежи г. Астрахани, посещавших драматическую студию при Калмыцком педтехникуме, организованную в 1926 году[7, с. 7].

Таким образом, уже в первое десятилетие Советской власти были заложены основы национального театрального искусства, в том числе и кал-

мыцкого. Но для последующего его развития нужны были кадры. В этих целях Нижне-Волжский крайком партии принимает 19 апреля 1931 года постановление об организации калмыцкого техникума искусств в Саратове с драматическим, музыкальным и хореографическим отделениями, с количеством учащихся 75 человек. Осенью 1934 года техникум был переведен в г. Астрахань [7, с. 10]. Создание техникума искусств явилось важным шагом на пути к художественному просвещению калмыцкого народа и большим событием в его культурной жизни.

В целях создания первого профессионального национального театра Совет Народных Комиссаров Калмыцкой АССР принял в марте 1936 года постановление о реорганизации техникума искусств в г. Астрахани в Элистинскую театральную студию в количестве 48 человек [4, с. 255].

К середине 1930-х годов была в основном ликвидирована неграмотность и создана материальная база для развития искусства.

По-настоящему рождение профессионального театра состоялось 8 ноября 1936 года. В этот день была поставлена пьеса Х. Сян-Белгина «Ончн бок» («Борец-сирота»), созданная на фольклорном материале. Основным творческим ядром стали выпускники техникума искусств [7, с. 10]. На сцене театра были поставлены спектакли по мотивам произведений представителей русской и зарубежной классики (Д. Фурманов, М. Горький, Ж.-Б. Мольер и др.). Значительную роль в популяризации театра сыграла развивающаяся национальная драматургия. Пьесы «В поисках счастья» А. Сусеева, «Кенз байн» Б.Басангова, «Сяяхля» Б. Эрдниева отличались тем, что на профессиональной сцене впервые отражалась современность^, с. 13].

Демонстрацией достижений калмыцкого искусства явилась неделя литературы и искусства в 1939 году в Москве, которые были высоко оценены общественностью.

Профессиональное изобразительное искусство как составная сфера художественной культуры Калмыкии появилось лишь в советский период. Профессиональные художники Калмыкии появляются в 1930-х гг., о чем свидетельствует первая республиканская художественная выставка 1937 г., на которой были представлены отдельные виды станкового искусства. Превалирующим жанром в живописи и графике становится тематическая композиция на историко-революционный, бытовой и эпический сюжеты. Талантливыми художниками были И.С. Нусхаев, Л.Э. Очиров, Р.Н. Богословский. Первая художница-калмычка П.И. Емчигирова известна своими полотнами «Собрание в колхозе», «Всеобуч», портретами колхозников и детей. Окончивший Московский архитектурный институт С. Абенович Хазы-ков одновременно занимался и живописью. Известна его картина «Пушкин в калмыцкой степи». Он совместно с В. Султановым оформил пьесу «Любовь Яровая», что свидетельствует о зарождении театрально-декорационного искусства Калмыкии. В творческий актив художников Элисты входили

Е.К. Амосова, Л.В. Братков, З.И. Гогжаев, В.Г. Лесной, Н.С. Фатов [8, с. 54, 55]. Их рисунки на различные темы появлялись на страницах газет.

В целом малочисленность художественных кадров, недостаток связей с творческими коллективами Советского Союза характеризует период становления калмыцкого изобразительного искусства.

Большим событием в культурной жизни республики явилось открытие в 1940 г. выставки, посвященной 500-летию героического эпоса «Джангар». В экспозиции вместе с произведениями местных авторов были представлены работы московских художников В.А. и Н.В. Фаворских, Г.А. Ечеистова, Л.М. Аронова и других, принимавших участие в создании иллюстраций юбилейного издания эпоса «Джангар» [9, с. 8].

Таким образом, в 1920-1930-е гг. первостепенное внимание уделялось приобщению народа к основам культуры, художественному просвещению. В центре внимания борьбы за подъем культурного уровня народа находилась работа по ликвидации неграмотности. Был определен тип культурно-просветительных учреждений, наблюдался неуклонный рост их сети с количественной и качественной сторон. Они служили центром культурного просвещения и духовного развития трудящихся.

Опыт художественное просвещения народа в советские годы показал, что это многофункциональное явление обладает значительным потенциалом, который надо реализовывать и активно использовать.

Список литературы:

1. Иванов А.А. Кинолента памяти. - Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1989.

2. Намсинов И.Е Культура Советской Калмыкии на подъеме. - Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1972.

3. Номинханов Д.Ц-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. -Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1969.

4. Очерки истории Калмыцкой АССР. Т. 2. Эпоха социализма. - М.: Наука, 1970.

5. Сартикова Е.В. Создание советской школы // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. - Элиста: ГУ «Издательский дом «Герел», 2009. - Т. 3. - 753 с.

6. Сартикова Е.В. Образование Калмыкии: истоки и становление/ Е.В. Сартикова. - Элиста: Джангар, 2000. - 160 с.

7. Сычев Д.В. Калмыцкий театр 1927-1967 гг.: материалы и документы. Элиста: Калмыцкое кн. изд-во, 1972.

8. Трошин И.И. Очерки изобразительного искусства Калмыкии / И.И. Трошин. - Волгоград, 1970.

9. Церенов В.З. В мире эпоса. - Элиста: АПП «Джангар», 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.