Научная статья на тему 'Кампании по ликвидации неграмотности калмыцкого народа и их результаты'

Кампании по ликвидации неграмотности калмыцкого народа и их результаты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
330
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / ПИСЬМЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ / ПОЛИТПРОСВЕТУЧРЕЖДЕНИЯ / КУЛЬТШТУРМ / КУЛЬТПОХОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сартикова Е.В.

Несмотря на недостатки и противоречия в работе по преодолению культурной отсталости калмыцкого народа, кампании ликбеза, осуществлявшиеся в 1920-1930-е годы, позволили поднять уровень элементарной культуры взрослого населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кампании по ликвидации неграмотности калмыцкого народа и их результаты»

Е. В. САРТИКОВА

КАМПАНИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ

Несмотря на недостатки и противоречия в работе по преодолению культурной отсталости калмыцкого народа, кампании ликбеза, осуществлявшиеся в 1920-1930-е годы, позволили поднять уровень элементарной культуры взрослого населения.

Ключевые слова: ликвидация неграмотности, письменность, уровень грамотности, политпросветуч-реждения, культштурм, культпоход.

Для широкого развития среднего специального и высшего образования в Калмыкии необходимо было предварительно создать экономические, социальные и общекультурные условия. В 1920-1930-е годы одной из важнейших задач стала ликвидация неграмотности взрослого населения. Устранение этого зла было насущной задачей, которой до революции 1917 года не уделялось должного внимания. Большевики впервые создали на государственном уровне программу преодоления массовой неграмотности и развернули широкое общественное движение по реализации разработанных планов. Они совмещали ликбезовскую работу с пропагандой культурного быта, санитарии, антиалкогольной агитацией, борьбой за равноправие женщины, а также с производственной пропагандой, коллективизацией и т. д.

Разумеется, подобные мероприятия несли на себе все «родимые пятна» большевистского подхода к решению социальных проблем. Ликбез был максимально идеологизирован - читать и писать учились по большевистским лозунгам. Кампании велись военизированными, нередко грубыми методами. Достигнутые результаты не закреплялись переходом обучаемых в стационарные школы, в результате через некоторое время возникали массовые рецидивы неграмотности. Статистика подтасовывалась. Тем не менее следовавшие одна за другой акции ускоренного ликбеза позволили поднять уровень элементарной культуры взрослого населения, большинство которого в силу жизненных обстоятельств не могло учиться в общеобразовательных школах.

К 1920 году на тысячу жителей данного региона приходилось всего 56 грамотных калмыков (5,6%), что наглядно иллюстрирует таблица, составленная нами на основе архивных материалов (1).

Основной контингент, охваченный ликвидацией неграмотности, составляло взрослое население, пребывавшее в наиболее трудоспособном возрасте - от 16 до 45 лет. К этой работе активно привлекались представители старой интеллигенции Астрахани, являвшейся до 1927 года административным центром губернии, включавшей Калмыцкую степь. Так, талантливый педагог и организатор школьного дела В. П. Порох возглавил областной отдел народного образования, в состав которого вошли И. Богомолов, А. Хлебников, В. Рафаилов.

Организующим толчком в работе по преодолению культурной отсталости и невежества народных масс стало издание 26 декабря 1919 года Декрета Совнаркома «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В нем, в частности, подчеркивалось, что «в целях предоставления всему населению республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил: "Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться на родном или русском языке по желанию'5» (2).

Для Калмыкии этот декрет имел особое значение - он побуждал к созданию необходимой инфраструктуры, хотя бы минимальной. В большинстве населенных пунктов области до революции не

Таблица 1

Улусы Всего жгипелей (8 лет и старше) В том числе неграмотных В%

Болыиедербетовский 8521 6630 77.8

Багацохуровский 6064 5569 91,8

Икицохуровский 8516 8058 94,6

Калм-Базаринский 2827 2593 91,7

Манычский 14 916 14 103 94,5

Малодербетовский 21 004 19 846 94,5

Хошеутовский 4877 4471 91,7

Эркетеневский 4054 3886 95,9

Я ндыко-Мочажный 18 865 17 674 93,7

Итого: 89 644 82 830 92,4

было школ и просветительных учреждений, что, несомненно, осложняло проведение эффективной борьбы с неграмотностью. К тому же не хватало учителей не только для школ взрослых, но и для обычных школ. Задачу ликвидации неграмотности и малограмотности можно было решить двумя путями: организацией мероприятий по обучению взрослого населения и введением всеобщего начального обучения детей.

Работой по обучению грамоте нерусских народов руководил Отдел просвещения национальных меньшинств, специально созданный при Наркомпросе РСФСР. В феврале 1920 года было утверждено «Положение об организации дела просвещения народов нерусского языка», согласно которому на уездные отделы народного образования возлагалась обязанность заботиться о просвещении всего населения обслуживаемой ими территории, независимо от национального состава. В целях координации всей работы по ликвидации неграмотности декретом Совнаркома РСФСР от 19 июля 1920 года была учреждена наделенная широкими полномочиями Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (3). На местах ее функции возлагались на органы народного образования. В период с 1919 по 1922 год процесс обучения грамоте нерусских народов еще не носил планомерного характера.

В Калмыкии проведению этой работы в улусах мешали кочевой быт, отсутствие определенных пунктов оседлости, полное бездорожье, низкий культурный уровень народных масс, а также дефицит учителей, владеющих калмыцким языком. Тем не менее в регионе проводилась, по мере возможности, политико-просветительная работа. Деятельность, направленная на ликвидацию неграмотности, активизировалась в конце февраля 1923 года, после состоявшейся в г. Казани первой Восточной методической конференции, на которой были выявлены недочеты, допущенные в ходе предыдущих этапов этой кампании, приняты меры по упорядочению работы среди народностей Востока, а также намечены дальнейшие планы (4).

В феврале 1923 года была учреждена областная чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Были открыты 14 школ ликбеза, постепенно их число возрастало. Областной профсоюз работников просвещения взял над ними шефство, которое выражалось в организации школ, обеспечении их учителями. Комитеты РЛКСМ возглавили политическую работу среди обучающейся молодежи. В декабре 1924 года они провели Неделю ликвидации азбучной неграмотности. Следует признать, что идея ликвидации неграмотности

находила горячий отклик у трудящихся, но темпы ее проведения оставались все еще медленными.

С осени 1923 года кампания по ликвидации массовой неграмотности среди взрослого населения стала набирать силу. Ее планировалось завершить к 1927 году. В отношении нерусских народов установление такого срока было полной утопией. Так, в Калмыкии не было букварей, предназначенных для обучения грамоте взрослых людей, учебников и учебных пособий на родном языке. Успешное проведение кампании среди русскоязычного населения зависело, главным образом, от наличия средств, отпускаемых на содержание школ, издание пособий, уже разработанных и проверенных на практике. В таблице 2 нами представлены данные, отражающие план ликвидации неграмотности среди взрослого населения Калмыкии (5).

Стоит отметить, что, хотя удельный вес обученных грамоте в этой возрастной группе населения был наиболее высоким (55,6%), в реальной обстановке 1920-х годов достижение полной грамотности за 3-4 года даже среди наиболее ориентированной на обучение группы было делом практически неосуществимым.

Запланированные мероприятия проходили в наспех организуемых ликпунктах. В народных домах, избах-читальнях, библиотеках проводились лекции о международном положении Советского государства, устраивались вечера. Работники по-литико-просветительных учреждений опирались, главным образом, на участников художественной самодеятельности, занятых в драматических кружках, струнных оркестрах, песенных и танцевальных группах. Большое внимание уделялось «борьбе с реакционными пережитками прошлого в сознании людей, с религиозными суевериями, с вредными обычаями и нравами в быту» (6). На наш взгляд, ликбез был, скорее, удобным поводом для расширения пропаганды идей и воззрений большевистской власти, чем самостоятельной целью. Так, библиотеки практиковали агитмассовые формы пропаганды: громкие читки по воскресеньям и в праздничные дни, выставки книг, плакатов, лозунгов (7). Со временем получили распространение такие формы культмассовой работы, как неделя книги, вечер-встреча с читателями, обсуждение произведений художественной литературы. Во всех улусных центрах были открыты клубы и избы-читальни.

Следует отметить, что с 1923 года растет сеть рабочих клубов, изб-читален, библиотек, главной просветительной задачей которых становится закрепление в массах коммунистической идеологии. Но в отличие от первого послерево-

Таблица 2

Национальность Кол-во населения в возрасте 14-35 лет Кол-во неграм, в возрасте 14-35 лет Необходимо обучить

1923/24 гг. 1924/25 гг. 1925/26 гг. 1926/27 гг.

калмыки 161 ООО 71 500 - 8900 35 400 27 200

люционного этапа, когда инициатива исходила от местных органов, теперь к «культурно-просветительному строительству» призывал «центр». Все это привело к тому, что в последующие годы работа в этом направлении заметно активизировалась. Информация, содержащаяся в документах Государственного архива Республики Калмыкия (8), позволила нам представить сеть культурно-просветительных учреждений в регионе в 1920-х годах (табл. 3).

Столкнувшись с острой нехваткой финансовых средств, областной отдел народного образования в 1924/25 учебном году смог организовать только 68 ликпунктов вместо запланированных 130 (9). Ликвидация неграмотности проводилась на русском языке; облоно не удалось организовать переход к преподаванию на калмыцком из-за отсутствия учебников. Работа по изданию букваря на калмыцком языке началась только в 1924 году. Предполагалось использовать его в ликпунктах, что методически не вполне отвечало требованиям, однако альтернативы не было.

В учебную программу школ по ликвидации неграмотности и малограмотности были включены: обязательный элементарный курс политграмоты, основы агротехники и зооветеринарии, санитарии и гигиены. Выбор такого ликбезовского комплекса соответствовал духу времени, но в нем не было основного - обучения чтению и письму.

Учебой в ликпунктах в 1925/1926 учебном году было охвачено 2702 неграмотных, из них курс обучения окончили 1360 человек; в 1926/1927 году обучались 1138 человек, окончили - 1135; в 1927/1928 году обучались 1089 человек, окончили - 954 (10). Всего отсев за три года составил более 30%. В 1930/1931 учебном году к обучению в ликпунктах было привлечено 39 740 взрослых, в 1933 году - 18 000 неграмотных и 24 850 малограмотных (11).

Сдвиги были уже заметны, но достигнутое все еще не удовлетворяло реальным потребностям. В 1934/1935 учебном году темпы кампании по ликвидации неграмотности несколько снизились, обучением было охвачено всего 2365 неграмотных и 2112 малограмотных. В 1935/1936 учебном году планировалось привлечь в школы взрослых 17 250 неграмотных и 15 900 малограмотных (12). В 1936-1938 годах в них обучалось уже около 37 000 неграмотных и малограмотных, а на 1 июня 1939 года показатели охвата со-

ставляли 10 638 неграмотных и 11 532 малограмотных (13).

По данным Всесоюзной переписи 1926 года, население Калмыцкой автономной области насчитывало 141 594 человека, из которых грамотными были 24 454 человека, т. е. 17,3%. Заметной была разница в уровне грамотности среди мужчин и женщин: у первых она составляла 24,1%, у вторых - 10,3%. Что касается грамотности калмыков, насчитывавших около 83% населения автономной области, то по этому показателю они заметно отставали от русских. Общие показатели грамотности калмыков в КАО составили 9,6% (в абсолютных числах - 10 261 человек) (14).

Число калмыков, проживавших в европейской части РСФСР, по данным той же переписи, составляло 129 200 человек. Грамотных среди них насчитывалось 14 096 человек, в том числе владеющих грамотой на языке своей народности - 5411 человек, или 38,4% всех грамотных калмыков. Этот показатель свидетельствует о том, что большинство калмыков обучалось грамоте на русском языке. Тем не менее 99,3% всех калмыков, проживавших в СССР, признали калмыцкий язык родным и лишь 0,6% назвали родным другой язык (в основном - русский) (15). Таким образом, большинство грамотных калмыков были билингвами. Приобретение навыков чтения и письма в основном на русском языке объяснялось и техническими причинами - нехваткой учебных пособий и трудностями, связанными с усвоением старинной национальной графики.

Старокалмыцкая, так называемая зая-пандит-ская, письменность находилась в употреблении до 1924 года. С начала 1926 года в Калмыкии повсеместно был введен в употребление алфавит на основе русской графики. Комиссия по реформе калмыцкой письменности продолжала работать над усовершенствованием его нового (русифицированного) варианта с целью наилучшего отражения в нем специфических особенностей калмыцкого языка. Калмыки пользовались русским алфавитом с дополнительными латинскими знаками до 1930 года, после чего был введен латинский алфавит.

В самой Калмыкии проблема языка и письменности обсуждалась еще не раз. Последовательность основных этапов развития калмыцкой письменности была следующей: зая-пандитская (1648-1924), русская графика с введением до-

Таблица 3

Учреждения 1921/22 гг. 1923/24 гг. 1924/25 гг. 1925/26 гг. 1926/27 гг. 1927/28 гг.

Пункты ликвидации неграмотности 13 56 68 70 90 90

Школы для малограмотных 27 - - 3 11 49

Народные дома 17 10 10 - - -

Библиотеки - - 11 9 - -

Избы-читальни - - 21 10 38 53

Ленинские уголки - - - 6 - -

полнительных знаков (1924-1930), латинский алфавит с дополнительными знаками (1930-1938), русский алфавит (с 1938). Но «если для народов, письменность которых основывалась на арабской графике (азербайджанцы, казахи, татары, узбеки и др.), латинизация алфавита была оправданной, значительно облегчавшей в дальнейшем перевод их письменности на русскую графику, то для калмыцкого народа это явилось шагом назад», - считал Д. Ц.-Д. Номинханов (16).

Перипетии с алфавитом осложнили проведение кампании по ликвидации неграмотности среди калмыков на родном языке. В то же время овладение русским языком, хотя бы на бытовом уровне, облегчало проведение ликбеза, построенного на его основе. Приведенная нами таблица 4 отражает динамику роста охвата обучением взрослого населения с 1923 по 1938 год (17).

Если в первые годы образования Калмыцкой автономной области успехи в ликвидации неграмотности были не столь значительны, то в конце 1920-х - 1930-е годы этой работе (как и в более промышленно развитых центральных районах страны) были заданы новые ритмы и формы организации (культпоход, культштурм и т. п.).

В марте 1931 года было принято решение о проведении в Калмыкии культштурма, направленного на скорейшую ликвидацию неграмотности среди взрослых, с использованием широкой агитации и пропаганды в деле «политического просвещения масс», с изучением агроминимума в сельской местности и борьбой за повышение культуры быта. Был создан краевой штаб культштурма, который возглавил заведующий отделом агитации и пропаганды Нижневолжского крайкома партии Г. И. Бройдо. В ряды культармейцев вошли около 3500 человек из числа учителей, учащихся старших классов, комсомольско-профсоюзного актива и 1500 студентов (18). В калмыцкие улусы прибывали врачи, учителя и студенты, направленные партийными организациями Саратова, Волгограда и Астрахани. С 1 мая по 1 октября 1931 года в целом по области индивидуально-групповым обучением грамоте были охвачены 39 740 неграмотных и 13 500 малограмотных. Общие затра-

Таблща 4

Учебные годы Было обучено, чел.

1923/1924 360

1924/1925 2970

1925/1926 574

1926/1927 1136

1927/1928 954

1928/1929 9000

1929/1930 21 273

1930/1931 39 740

1933/1934 42 850

1935/1936 33 150

1936/1937 37 000

ты на проведение культштурма составили около 2 млн. руб. (19).

За короткий срок азбучная грамотность взрослого населения повысилась и достигла 80%. В передовой шеренге борцов за всеобщую грамотность населения оказались такие деятели народного образования Калмыкии 1920-1930-х годов, как Д. П. Педеров, Б. Б. Бадмаев, учителя 3. Б. Кендышев, И. М. Мацаков, А. П. Хочинов, В. М. Калачинов, С. М. Чурюмов, Б. Ш. Болдырев, У. Э. Эрдниев, К. Н. Азыдова и др.

Первые годы проведения культштурма дали следующие результаты: если за предыдущие три учебных года (с 1925 по 1928) были обучены 3449 человек, то только в 1928/1929 учебном году обучение прошли 12 297 человек. Основная задача второго этапа культпохода заключалась в охвате учебой 25 000 человек, т. е. в 3-4 раза больше, чем за все время существования Калмыкской области (20).

Культштурм проводился «методами соцсоревнования и ударничества» и был посвящен 10-летию образования Калмыцкой автономной области. К этой дате руководство Калмыкии отрапортовало, что обеспечена стопроцентная грамотность населения области. Однако скоро выяснилось, что победные реляции были основаны на приписках. И все же следует признать, что проведение культштурма обеспечило рост сети ликпун-ктов, библиотек-передвижек, красных уголков. Определенная работа была проделана по распространению политической, агрозоотехнической, ветеринарной и санитарно-просветительной информации, активизировалась деятельность добровольных обществ.

На проведение культштурма были мобилизованы тысячи культармейцев. Подготовка его заняла 6, а продолжительность 5 месяцев. Одним из наиболее заметных достижений стало создание весьма крупной для Калмыкии библиотеки, фонд которой составил 25 тыс. томов. За период культштурма было издано 80 печатных листов разных популярных брошюр тиражом в полмиллиона экземпляров, тогда как за 5 предыдущих лет - всего 78 печатных листов тиражом в 45 тыс. экземпляров. Вышло в свет 28 названий политической литературы, 10 - санитарной, 8 - учебной, 4 - агрономической, 5 - антирелигиозной (21).

В отчетах о результатах проведения «культпохода» и «культштурма» правда перемешана с вымыслом, грубыми приписками. Вот характерный пример. Сообщалось, что культштурм стал уникальным рывком в ликвидации неграмотности. В качестве иллюстрации приводились следующие данные: в 1913 году грамотные составляли 2,3% населения, в 1926 - 9,6%, в 1930 - 45%, в 1931 -92%. В результате получалось, что было обучено 40 000 неграмотных, организована учеба 28 000 малограмотных, 5000 человек охвачены учебой в школах повышенного типа. Достаточно сказать, что такие показатели не были достигнуты даже к началу 1940-х годов.

Массовой агитационно-пропагандистской работой занимались работники изб-читален, крас-

ных уголков, клубов, передвижных изб-читален, библиотек. Заметно расширилась сеть «красных кибиток», которые стали не только проводниками политической агитации, но и практического внедрения нового быта в калмыцких улусах. Они имели определенное оборудование, библиотеку, плакаты по санитарии и гигиене. Работники вели агитационную и просветительскую работу среди женщин-калмычек: разъясняли вред суеверий и соблюдения старых обычаев в быту, организовывали чтение книг и газет, призывали их заняться образованием.

Результаты проведения культштурма могли быть гораздо существеннее, если бы работа велась более квалифицированно. Методы ее осуществления, завышенные, нереальные планы, низкий уровень культуры самих культармейцев - все это привело к тому, что культштурм стал полем деятельности для самоучек. Разбросанность населения по степи, отсутствие крупных населенных пунктов и низкая заработная плата не позволяли найти хотя бы удовлетворительно подготовленных работников. Кадры «политпросветчиков» составляли случайные люди. Избачами являлись комсомольцы, в большинстве случаев секретари аймачных ячеек, часть которых не пользовалась авторитетом у взрослого населения да и плохо разбиралась в характере работы. Одни избы-чи-тальни откликались исключительно на запросы молодежи и не предлагали ничего иного, кроме устройства вечеринок, другие превращались в книжный склад из-за непонимания их работниками просветительных задач. Таким образом, «просвещение масс» сводилось в основном к постановке руководством идеологических задач, которые также претворялись в жизнь самым примитивным образом. Первоначально достижение неграмотными уровня начальной школы было официально сведено к борьбе лишь за «азбучную грамотность», т. е. умение читать по слогам и расписываться.

Преобразование в 1935 году Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР дало новый толчок развитию процесса ликвидации неграмотности, ее проведение теперь было поставлено на твердую материальную базу. В течение 1935 года были открыты 204 школы с постоянным штатом работников. В них обучалось неграмотных 5908 человек и малограмотных - 4461. Бюджетные ассигнования увеличились с 206 тыс. руб. в 1935 году до 475 тыс. руб. в 1936 году, на эти средства были развернуты 340 школ ликбеза и 10 школ повышенного типа. За счет колхозов и совхозов были открыты 630 школ, 5040 неграмотных и малограмотных были охвачены индивидуально-групповым обучением, с ними бесплатно занимались учителя-общественники (22).

Таким образом, постепенно процесс ликвидации неграмотности стал приобретать более систематический и последовательный характер. Итоговые результаты зафиксировала Всесоюзная перепись населения, проведенная в 1939 году.

Хотя исследователи высказывают мнение, что ее данные о численности населения страны фальсифицированы (23), хочется думать, что сведения об уровне грамотности вряд ли подверглись в то время существенным субъективным вмешательствам, как это было ранее.

Перепись зафиксировала, что грамотные люди в возрасте от 9 лет и старше составляли 70,8% населения Калмыцкой АССР, что в сравнении с 1926 годом (26,3%) являлось принципиальным достижением. Хотя Калмыкия по-прежнему считалась одной из наиболее отсталых среди 23 автономных республик и областей Российской Федерации (уровень грамотности был ниже лишь в Дагестане

- 69,8%, Якутии - 67,8% и Чечено-Ингушетии -57,9%), темпы ликвидации неграмотности в ней превосходили другие автономии. Грамотных в возрасте от 9 до 49 лет (т. е. школьного и трудоспособного возраста) было 80,8%, тогда как от 50 лет и старше - только 20,9%.

Грамотность женщин по-прежнему отставала, однако в целом она не просто существенно повысилась по сравнению с 1926 годом, но и темпы набирала быстрее, чем в ряде других автономий. Об этом же свидетельствуют данные о грамотности городского и сельского населения. По переписи 1939 года в Калмыцкой АССР 83,2% городского населения (г. Элиста) было грамотным (в том числе 91,5% мужчин и 75,4% женщин). Уровень грамотности сельского населения составлял 68,4%, при этом грамотных мужчин было 76%, а женщин

- 60,7%. Последний показатель нагляднее всего свидетельствует о заметных сдвигах в деле просвещения масс (в 1926 году грамотных женщин насчитывалось лишь 16,6%, причем все население тогда было учтено как сельское) (24).

Что касается грамотности калмыков, то она к началу 1940-х годов также значительно возросла, хотя отставание было все еще значительным. Среди населения в возрасте от 9 лет и старше она составляла 59,2% (67,2% мужчин и 50,2% женщин), тогда как в 1926 году было 12,2% (20,5% мужчин и 3,6% женщин) (25).

Итак, вопреки романтическим и во многом утопическим планам 1920-х - начала 1930-х годов неграмотность калмыцкого народа удалось преодолеть лишь к началу 1940-х годов. Тем не менее впереди было еще много работы: около 30% всех калмыков трудоспособного возраста (в том числе около 36% женщин) все еще оставались неграмотными. Несомненно, что набранные к этому времени республикой темпы культурного развития позволяли быстро решить эту задачу. Однако фашистская агрессия и сталинский геноцид калмыцкого народа нанесли ущерб его культуре. Калмыцкому народу удалось противостоять беде в значительной мере благодаря тому, что уровень его культуры, а значит и основы его выживаемости, значительно вырос в 1930-е годы, в том числе благодаря кампаниям по ликвидации неграмотности, несмотря на их недостатки и противоречия.

Литература и источники

1. Национальный архив Республики Калмыкия (НАРК). Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 51. Л. 138.

2. Культурное строительство в РСФСР. 1917-1920 гг. Т. Г Ч. 1. М., 1983. С. 210-211.

3. Кумстев В. А. Культурный прогресс ранее отсталых народов СССР (развитие массового просвещения в 20-е годы) U Советская культура: история и современность. М., 1983. С. 309-322.'

4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) Ф. 296. Оп. 1. Д. 81. Л. 1, 3.

5. Опыт ликвидации неграмотности среди народностей нерусского языка. VI. 1924. С. 17.

6. Очерки истории Калмыцкой АССР. Т. 2. Эпоха социализма. М., 1970. С. 253.

7. НАРК. Ф. Р-25, Оп. 1. Д. 107. Л. 43.

8. ГАРФ. Ф. 296. Оп. 1. Д. 81. Л. 5; Д. 342. Л. 32 об.-36; Д. 285. Л. 338-339.

9. НАРК. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 565. Л. 90.

10. ГАРФ. Ф. 296. Оп. 1. Д. 285. Л. 339.

11. НАРК. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 725. Л. 139.

12. НАРК. Ф. Р-3. Оп. 2. Д. 1825. Л. 43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Там же. Л. 43 об. - 44.

14. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Т. IX. РСФСР. Отд. 1. Народность, родной язык, возраст, грамотность. М., 1928. С. 56.

15. Там же. С. 9,34,35.

16. Номинхстов Д. Ц.-Д. Очерки истории культуры калмыцкого народа. Элиста, 1969. С. 34.

17. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. II. Астраханская губерния. Тетр. 1-2. СПб., 1899-1904. С. 193.

18. НАРК. Ф. Р-25. Оп. 4. Д. 554. Л. 8.

19. Очерки истории... С. 255-256.

20. В помощь просвещенцу Калмыкии: сб. статей. № 1. Элиста, 1929. С. 23.

21. ГАРФ. Ф. 296. Оп. 1. Д. 480. Л. 19.

22. Материалы к докладу А. П. Пюрбеева «О советском, хозяйственном и культурном строительстве Калмыцкой АССР». Элиста, 1936. С. 99.

23. Всесоюзная перепись населения 1939 года: основные итоги / под ред. 10. А. Полякова. М., 1992. С. 7.

24. Там же. С. 40-41.

25. Там же. С. 83, 85.

E. SARTIKOVA. CAMPAIGNS FOR LIQUIDATION OF ILLITERACY OF THE KALMYK PEOPLE AND THEIR RESULTS

In spite of disadvantages and contradictions in work on overcoming cultural backwardness of the Kalmyk people, the campaigns carried out in 1920-1930 years have allowed to increase the level of elementary culture of the adult population.

Key words: liquidation of illiteracy, writing, level of literacy, political-education institution, culture storm, cultural activity.

А. Г. МАСЛЕННИКОВ

ПРИВЛЕЧЕНИЕ АДЫГСКОЙ АРИСТОКРАТИИ К АДМИНИСТРАТИВНОМУ

УПРАВЛЕНИЮ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Автор рассматривает основные меры, осуществляемые российским правительством по привлечению горской аристократии к военной службе и управлению военно-народными округами Кубанской области.

Ключевые слова: Кавказская война, Верхнекубанский округ, наиб, народный кадий.

Проблема умиротворения горских народов в Российской империи обсуждалась на самом высоком уровне. Так, во время пребывания на Кубани в сентябре 1861 года Александр II принял делегацию от шапсугов, абадзехов, убыхов и изложил им основные принципы правительственной политики в отношении горских народов

Численность адыгов к середине XIX века составляла не менее 700 тыс. чел. (1). Несхожесть социальной верхушки в отдельных субэтносах адыгского народа привела к образованию так называемых «аристократических» и «демократических» племен (2). Население подразделялось главным образом на три привилегированных сословия (владетельные князья, духовенство, дворянская знать) и два эксплуатируемых (крестьяне и рабы). Попытка местных князей подчинить себе большую часть свободного населения вылилась в вооруженную борьбу. Россия, взяв под свою опеку дворянство и князей, одновременно

оттолкнула от себя старшин шапсугов, натухай-цев и абадзехов, не желая признать их господствующим сословием.

Нельзя не заметить, что в период Кавказской войны основная масса феодальной аристократии оказалась на стороне России, власти которой были надежной опорой и защитой их интересов. Правительство не скупилось на чины и награды, которыми высоко отмечалась преданность отдельных местных владельцев. Так, за отличие в сражениях против абазинцев и черкесов в 1807 году были награждены черкесские князья: золотой медалью «За храбрость» - Осман Гирей, серебряными медалями - Гаджи-Мурза, Султан-Кутлу Гирей, а также дворяне Каплан и Крым Гирей, медалями «За усердие» - Султан Селим-Гирей, Бек-Мурза-бей, Ахматука и Ханука (3).

С 3 мая по 12 июня 1828 года при взятии Анапы георгиевскими кавалерами стали дворяне Беслан Шаган-Гирей Гусаров и Магомет Шеретлу-Оглы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.