Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМА'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
терроризм / духовные ценности / нравственность / патриотическое воспитание.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрдниев О. В.

В статье рассматривается роль патриотического воспитания подрастающего поколения как положительного фактора по профилактике противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМА»

несмотря на различия, всё же объединяют народы между собой, как описываемый нами калмыцкий чай. Опыт многих поколений заслуживает внимания и в наш «просвещенный век».

Список литературы

1. Алексеева П.Э. Рассказы о калмыцком чае // Теегин герл» (Свет в степи). 1999. №1. С.106-109.

2. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков: Этногр. наблюдения 1884—1886 гг. М.: тип. М.Г. Волчанинова, 1893.

3. Калашников В.А. Удивительный мир растений: занимательное естествознание [для ст. шк. возраста]. М.: Белый город, 2005. 48 с.

4. Настинова Г.Э. Экологичность традиционной культуры питания калмыков [Электронный ресурс]. URL: http://bumbinorn.ru/2006/02/03/jekologichnost_ tradicionnojj_kultury_pitanija_kalmykov.html.

5. Настинова Г.Э., Настинова К.И. Основы рационального питания: Учебное пособие. -Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2008. 206 с.

6. Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции (на калмыцком и русском языке). Элиста: ЗАО «Джангар». 2007. 480 с.

7. Хабунова Е.Э. Традиции и обычаи калмыцкого народа, чайная церемония // Шамбала. -1994.- №1.

8. Эрдниев УЭ. Калмыки. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 1985. 282 с.

DOI 10.24412/cl-3 7063 -2023 -183-185

Эрдниев О.В.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМА

БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста

Аннотация. В статье рассматривается роль патриотического воспитания подрастающего поколения как положительного фактора по профилактике противодействия терроризму.

Ключевые слова: терроризм, духовные ценности, нравственность, патриотическое воспитание.

Современная жизнь полна опасных неожиданностей, которые создают угрозу здоровью и жизни людей. Наряду с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, которые чаще всего возникают от случайного стечения обстоятельств, человечество переживает трагедии, вызываемые умышленными и целенаправленными действиями людей, связанные с насилием и получившие название терроризм.

Терроризм - угроза безопасности всех стран и всех граждан, их населяющих. Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели поистине глобальное значение.

Для современной России, как и для всего мирового сообщества, терроризм является серьезным вызовом национальной безопасности страны. Профилактика распространения терроризма должна начинаться с патриотического воспитания современной молодежи. Это обусловлено тем, что именно молодежь становится основной «группой риска».

Стабильность и жизнеспособность государства определяется, прежде всего, нравственным и духовным уровнями населяющего его населения. Поэтому одной из основных задач государства должно являться формирование личности безопасного типа у обучающихся, как фактора профилактики противодействия терроризма. Решение проблемы противодействия терроризма

СБОРНИК НАУЧНЫХ СТАТЕЙ

невозможно без выдвижения новых социальных установок, интериоризация которых начинается в период получения общего образования.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отражена концепция интеллектуально-духовного развития личности обучающегося, в котором, в том числе предусматривается формирование патриотическое воспитание у обучающихся.

Воспитание - это важный процесс, который в конечном итоге приводит к формированию определенной концепции личности и линии поведения. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно-нравственной личности, способной не только потреблять, но и созидать.

Патриотическое воспитание - это систематическое воспитательное воздействие на личность, направленное на формирование у человека общественно-нравственных качеств. К ним относятся ответственность, гуманность, высокая культура поведения, понимание и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей, выработка этических убеждений и привычек, высокая культура межнациональных отношений, устойчивость мировоззрения и любовь к Родине.

Сегодня необходимо передавать подрастающему поколению любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Все это и есть патриотическое воспитание, и оно является одной из основных задач нашего общества. Чувство патриотизма многогранно по содержанию, и требует пристального внимания и института семьи, и общества в целом.

В Республике Калмыкия успешно реализуется образовательный проект «Парта Героя» в рамках Федерального партийного проекта «Новая школа» для сохранения памяти о людях, вставших на защиту Отечества. Цель данного проекта - создание условий для формирования у детей и подростков уважительного отношения к истории Отечества, героическому прошлому и настоящему нашей страны, на примере героических образов ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий, ветеранов труда.

В республиканских школах устанавливаются парты, на которых размещены фото и биография учившихся в них выдающихся людей, совершивших доблестный поступок, проявивших личное мужество, стойкость и готовность к самопожертвованию. Право сидеть за такой партой получают ученики, имеющие успехи в учебной и общественной деятельности.

Школьники знакомятся с героизмом своих земляков за партой не только наглядно, но и с применением информационных технологий (любой желающий может перейти на сайт с подробной информацией о Герое, для этого есть специальный QR-код).

С 1 сентября 2022 года в образовательных учреждениях среднего и среднего профессионального образования Калмыкии каждая неделя начинается с государственного гимна и торжественного подъема флага страны. Флаг поднимает и спускает знаменная группа из знаменосца и ассистентов. В нее отбирают школьников, которые достигли высоких результатов в учебе, спорте, науке и творчестве. Данное мероприятие уже стало традицией, которая воспитывает патриотизм у юного поколения.

Уважительное отношение к истории Отечества, героическому прошлому, память о соотечественниках, отдавших жизнь во имя мирного будущего страны - основа патриотического воспитания молодежи. Развившиеся из инициатив на местах, ставшие общероссийскими акции «Бессмертный полк», «Пост № 1», «Парта героя», «Поднятие российского флага», движение по присвоению школам имен героев крепят связь поколений, ответственность за судьбу страны. Все эти проекты стали акциями общегосударственного масштаба.

Таким образом, систематическое проведение подобных мероприятий является достаточно значимой деятельностью патриотического воспитания среди подрастающего поколения по антитеррористической тематике. Их стратегическая цель заключается в формировании у подростков и молодежи любви к Родине, а также устойчивости восприятия к идеологии

терроризма. Воспитательная задача может быть сформулирована следующим образом -формирование гражданственности, патриотизма и социальной активности обучающихся.

Проводить профилактику терроризма среди подрастающего поколения необходимо для создания толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, независимо от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.

Список литературы

1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. 172 с.

2. Опыт патриотического воспитания и профилактики экстремизма. Методическое пособие / Сост. Е.В. Шишмакова / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Н.В. Зайцевой. - М.: АНО «ЦНПРО», 2014. 34 с.

3. Федеральный закон от 06.03.2006 г. №35-Ф3 «О противодействии терроризму».

4. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

DOI 10.24412/с1-3 7063-2023-185-187

Эрендженова О.К., Мучкаева Б.Д. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

Калмыцкий филиал ФГБОУИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический

университет», г. Элиста

Аннотация. В статье исследуются особенности развития среднего профессионального образования в Республике Калмыкия.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, квалификация, исследование, развитие, модернизация, информация.

В современных условиях развития гражданского общества Российской Федерации все более возрастает роль профессионально подготовленных специалистов. Система среднего профессионального образования (далее - СПО) в Калмыкии представлена федеральными и региональными образовательными организациями, которые осуществляют подготовку квалифицированных специалистов по 11 направлениям укрупненных групп специальностей. В целом, состав профессий представлен более чем 50 наименованиями, и этот состав имеет все перспективы к расширению согласно направлениям регионального развития.

Проблемы становления и развития СПО в Калмыкии рассмотрены в трудах Е.А. Гунаева [2], И.М. Нармаевой [4], развитие СПО структуре вуза - в трудах Э.К. Нюденовой [6], вопросы социально-трудовых стратегий выпускников профессиональных учебных заведений республики - в трудах С.Э. Лиджи-Горяевой [3], Э.А. Чурюмовой [3], вопросы образовательных стратегий молодежи - в трудах Л.В. Намруевой [5] и др.

Для понимания того, какие факторы оказывали решающее влияние на развитие системы среднего профессионального образования в республике, мы обратились в своем исследовании к изучению этапов развития СПО, отслеживая пример Калмыцкого филиала ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет».

В ходе работы нами изучен большой объем теоретического материала, согласно анализа которого становится понятно, как влияют изменения, происходящие в социально-экономической сфере общества, на развитие среднего профессионального образования; как каждый исторический этап становления и развития страны отражается на развитии образования в целом и системы СПО в частности. Согласно плану работы мы изучили четыре этапа и современный период развития СПО Республики Калмыкия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.