4. Мукаева О.Д., Боваева Б.В. Духовно-нравственные аспекты семейного воспитания в современных условиях //Известия ВГПУ Воспитание и дополнительное образование. 2012. №№2. С.73.
5. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история и современность: в 2 ч. Элиста: АПП «Джангар», 1999.С.136.
6. Кисилев Г.С. Как говорить о смысле истории // Вопросы философии. 2016. №5. С. 14.
DOI 10.24412/с1-37063-2023-178-183
Шунгаева А.Б.
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ЧАЕПИТИЯ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕДИНСТВА, МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ВЗАИМНОГО ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ
БПОУРК «Торгово-технологический колледж», г. Элиста
Аннотация. В статье приведены исследования по сохранению культурных традиций чаепития, в частности калмыцкого этноса, географии употребления калмыцкого чая народами России, что в свою очередь отражает межэтническую толерантность и взаимное влияние культур народов России.
Ключевые слова: традиционное чаепитие, калмыцкий чай, полезные свойства чая, чайный ритуал, взаимное влияние культур.
Взаимодействие народов и культур - важный фактор общественного развития. Человеческая история всегда была историей контактов различных по своей антропологической, языковой и культурной принадлежности общностей, жизнь которых невозможна без взаимодействия и общения. Проблемы этнокультурных взаимодействий чрезвычайно важны для нашей страны, где проживает более 100 различных народов и этнических групп. Уникальное с геополитической и историко-культурной точек зрения сосуществование народов России вносило и вносит существенный вклад в историю мировой цивилизации, в систему межэтнических и межгосударственных взаимосвязей. Что касается Евразийского континента в целом, то это регион многих определивших мировую эволюцию процессов, становления крупнейших цивилизаций (российской, китайской, индийской и других), а также многих важнейших явлений, определяющих современное развитие мира.
На сегодняшний день проблемы межэтнических взаимодействий приобрели для России особую актуальность в связи с происходящими социально-политическими изменениями. Распад Советского Союза привел к ослаблению прежних связей между бывшими союзными и автономными республиками, вызвал усиление центробежных тенденций, всплеск национализма и ксенофобии. Влияние этих событий на этнокультурные процессы и другие стороны социальной жизни общества, складывание новых форм государственности, проблемы внутриэтнической консолидации и межэтнической толерантности - эти и многие другие вопросы вызывают сегодня настоятельную необходимость их изучения и осмысления. Обращение к историческому опыту взаимодействия народов в рамках полиэтничных сообществ и государств может помочь в выявлении факторов взаимозаинтересованной интеграции.
Пища, как одна из важнейших сторон материальной культуры народа, представляет большой интерес в плане изучения многообразных форм проявления адаптации человека к условиям существования. Пища - одна из основных частей материальной культуры, в котором более других сохраняются традиционные черты. И в то же время она легче и быстрее других поддается заимствованиям, вариациям, модификациям и новациям. Она самым непосредственным образом связана с социально-экономическими условиями жизни общества, определяется ими и в тоже время обладает значительной устойчивостью национальных форм, длительной
сохранностью исторически складывающихся традиций, является отражением взаимного влияния культур народов. Характер питания народов, состав потребляемых продуктов, блюд, способы и порядок приготовления и приема пищи, предпочтения и запреты в ней, особенности пищевого рациона (годового и дневного) - все это дает прекрасный материал для изучения взаимодействия не только человека и природы, но и единства, взаимного влияния культур народов как внутригосударственного, так и международного уровня.
Виды пищи, способы её приготовления и пищевой режим относятся к числу наиболее стойких культурно-бытовых традиций. В характерных для различных народов наборах пищевых продуктов, способах их обработки, типах блюд, рецептах их приготовления, в традициях пищевого предпочтения или, напротив, в пищевых ограничениях и запретах, в формах организации трапезы, в связанном с ними этикете и ритуале и во многих других аспектах материальной и духовной культуры, так или иначе связанных с пищей, отразилась долгая этническая и культурная история этих народов [4].
Многие вещи и продукты, которыми мы пользуемся в быту, стали известны в Европе и в России от азиатских и мусульманских народов, через восточную торговлю: сахар и кофе, лимон и халва, сода и сироп, алкоголь и амбра ( не говоря об эликсире и камфаре, шафране и банане), и, конечно же, чай.
Чай занимает почетное место на столе у кочевых народов и был известен им задолго до того, как он впервые был завезен в Россию в 1638 году, почти четыре века назад, русским послом Василием Старковым при Михаиле Романове в дар от монгольского хана Алтан Кучкун. И с тех пор чаепитие, душевная беседа за чашкой чая имеет свои добрые традиции в России. Уже в летописях встречаются первые упоминания о традициях чайных посиделок.
Любая церемония чаепития направлена на объединение духовного мира людей, собранных за столом, раскрытие каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора. За чашкой чая решались все семейные дела, заключались торговые сделки, велись дружеские беседы, возникали новые знакомства. Сердечность и простота - характерная черта русского чаепития. Атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной.
Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) -это общение. Много чая, угощений и приятная компания - вот составные части чая по-русски.
Ойраты (точнее европейская их ветвь) стали проводниками моды на чай на территории Нижнего Поволжья и Северного Кавказа. Активно контактируя с населением этих регионов, калмыки привили им моду на чай, в традиционном для кочевников варианте (чай с молоком и солью) [8].
Калмыцкий чай - основной национальный питательный напиток калмыков. Он употребляется ежедневно в течение всей жизни. С него начинался ежедневный прием пищи, его первым подавали гостям.
Особое отношение к чаю как к «божественному напитку» существует в чайном ритуале калмыков. Считается хорошей приметой, когда человеку посчастливится попасть к кому-нибудь на утренний чай. Хозяева специально приглашают вошедшего принять участие в утреннем чаепитии. Как правило, от такого приглашения калмыки никогда не отказываются, потому что с утренним чаем связывают благополучное решение начатых дел. Предложить несвежий чай, даже при самых стесненных обстоятельствах, считалось крайне неприличным, поэтому приготовление чая совершалось в присутствии гостя. Если в процессе приготовления чая хозяйка допускала оплошность, это воспринималось гостем как неуважение к нему.
Запрещалось кипячение воды без чайной заварки. Обычный кипяток употреблялся в исключительных случаях: во время болезни, крайней нищеты. Все движения во время приготовления чая и ритуала чайного подношения совершаются слева направо, по ходу солнца, совершая круговые движения, люди надеялись, что все добрые начинания сбудутся.
После того, как чай хорошо заварится, его солят, добавляют по вкусу молоко и мускатный орех, толченный в сливочном масле. Затем чай тщательно размешивают с помощью половника. Выпив чай, калмыки возвращают пустую посуду хозяину. Запрещается переворачивать пустую пиалу вверх дном. Подобное расценивалось как проклятье.
Символична и подача калмыцкого чая в пиалах, означая, что в руках пьющего чай как бы сама земля-матушка, которая и питает силами, и вразумляет, и оберегает от злых духов.
В наши дни он известен у многих северокавказских групп как «калмыцкий чай» (с молоком и солью, а также другими приправами в зависимости от места обитания), кроме того «калмыцкий чай» сейчас употребляют и русские Волгоградской и Ростовской областей, народы, населяющие Астраханскую область, народности Дагестана и некоторых других соседних регионов
[7].
Переселившиеся в результате постоянных межэтнических конфликтов с ойратскими племенами, туркмены Ставрополья оказались на Северном Кавказе расселенными в непосредственной близости от калмыков. Миграцию в конце XVII века на территорию Северного Кавказа совершили племена туркмен-кочевников. Преобладающее значение кочевого скотоводства в хозяйстве ставропольских туркмен и калмыков обусловило наличие типологически схожих элементов в материальной культуре. Наличие одного хозяйственно-культурного типа и многовековые контакты определили наличие общих черт в культуре [8]. В частности, в культуре ставропольских туркмен, как и у многих этносов Северного Кавказа, появилась такая инновация, как молочный чай, называемый калмыцким.
Появление в названии молочного чая эпитета, связанного с этнонимом, свидетельствует об обретении данным напитком статуса одного из этнических символов. Необходимо отметить, что у ойратов Западной Монголии (ныне - ойратов Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая) чай называется «уста ця» - «молочный чай». В новых условиях, в степях Прикаспия, постепенно сложился новый этнос, принявший самоназвание «улан залата халамг» («калмыки»). Характерный для ойратской культуры молочный чай на новой родине стал называться «калмыцким». Именно под таким название известен молочный чай у многих народов Северного Кавказа, в том числе и у ставропольских туркмен, называющих этот напиток «калмык чай» [1].
Для туркмен чай - основной напиток. Чай пьют постоянно и ежедневно, подают всем гостям прежде, чем начнется беседа. С калмыцкого чая начинается любое знаковое застолье, будь то празднование рождения ребёнка, свадебный пир, поминальная трапеза или иное важное событие (например, проводы или возвращение солдата из армии).
После появления гостя на пороге туркменского дома его обязательно проведут в дом. Не спрашивая о причинах прихода, усадив за стол, угостят горячим калмыцким чаем, и только после совершения данного ритуала приступят к обсуждению каких-либо вопросов, связанных с визитом. Для соблюдения данного обычая необходимо, как минимум, следующее. В каждом доме всегда должны иметься молоко, чай, специи, изюм [1].
Чай по-алтайски - это, скорее, и чай, и суп («два в одном»), потому что помимо воды и заварки в нем содержится ещё несколько ингредиентов. Чтобы сварить алтайский чай, нужна чистая родниковая вода (каковых на Алтае тысячи), крупнолистовой прессованный зелёный чай, соль, молоко, топленое коровье масло и талкан (продукт наподобие муки крупного помола домашнего изготовления из обжаренного ячменя или пшеницы). Традиционно в течение всего дня это было практически единственное горячее, потребляемое всей семьёй.
Основой для приготовления такого чая является карачай - «черный чай». Алтайцы считают, что карачай и «белый чай» - сутту чай - это ещё и лекарство. Слабым чаем обливали новорожденных и грудничков для ускорения «созревания» их тела/кожи. Сухой чай употребляли и употребляют при диарее. Чайные палочки (попадающиеся в сухом чае мелкие веточки) применяют в качестве ранозаживляющего и антисептического средства при прокалывании мочек ушей. Чай считается полезным не только для человека, но и животных. «Черным» чаем
совершают кормление духов гор (Алтайдын Эззи), духов местности на перевалах, на охотничьей стоянке, возле священных целебных источников аршаан [7].
Калмыцкий чай - «галмакх чай» - у чеченцев издавна стал компонентом национальной кухни. История начала его употребления на территории Чечни требует изучения на основе широких полевых исследований. Опираясь на рассказы респондентов, предпринята попытка установления периода вхождения калмыцкого чая в рацион питания различных слоев и всего населения. При этом выявляются предпосылки превращения его в элемент национальной кухни. Во-первых, в народе приготавливали из разных горных трав чай, напоминающий по своим вкусовым качествам калмыцкий чай. В частности, по сегодняшний день в горных и предгорных районах пьют чай из обыкновенной душистой мяты - «аджар буц». Технология его приготовления применяется и к завариванию калмыцкого чая. Во-вторых, калмыцкий чай в «чеченском» приготовлении прекрасно сочетается со многими национальными блюдами. В-третьих, в народе было замечено полезное воздействие калмыцкого чая на общее состояние здоровья, а также его целебные свойства.
В национальном питании ногайцев находим аналогии с пищей народов Средней Азии, Поволжья и Северного Кавказа. Однако имеются и блюда, происхождение которых связано глубинными корнями с регионами, находящимися далеко за пределом указанных. В данном случае речь идет о чае, который занимает почетное место среди излюбленных блюд ногайского народа. Традиционная любовь к данному блюду уходит корнями в древность и связана с местами, где в раннем средневековье обитали представители родоплеменных союзов, участвовавшие в формировании этого народа.
Ногайцы, в каком бы регионе Российской Федерации они не проживали, непременно угощают «ногайским чаем» - ногай шай. Ногайский чай сродни калмыцкому, и у некоторой части ногайского населения называется «калмык шай». Но, как уверяют сами ногайские женщины, которые готовят в большинстве вкусный ногайский чай, он имеет отличие от калмыцкого.
Самым хорошим считается «бортенке шай». Его варят из свежего чая, приправой служат также свежие сливки. Как только вода закипит, в нее по вкусу бросают щепотку чая, дают чуть остыть и начинают чумичкой переливать (котарув) - обычно переливают 40 раз (у ногайцев с цифрой 40 связано множество разных поверий, это отдельный вопрос для исследования), тем самым доводят до полной готовности; затем чай процеживают в другую посуду и добавляют по вкусу сливки и соль. Тогда чай считается готовым к подаче. Можно потреблять по желанию чай с добавлением гвоздики (карампил), черного перца (кара пурш), сливочного масла. Пьют чай со свежим хлебом, сыром (пыслак), некоторые добавляют топленное масло или бараний жир. В настоящее время ногайцы утром обязательно пьют чай с мучным изделиями - баурсаком (пекут в кипящем подсоленном масле), локумом.
Калмыцкий чай заслуживает отдельного рассмотрения и в Республике Адыгея, так как он всегда был и остается повседневным напитком адыгов. И не просто напитком, а питательным блюдом: достаточно одной-двух чашек калмыцкого чая с куском хорошего домашнего хлеба, чтобы плотно подкрепиться в течение дня. Но почему этот напиток называется именем другого народа? Само название говорит о том, что адыги позаимствовали его у своих давних соседей - калмыков. Этот напиток, основу которого составляют чай, молоко и соль, на протяжении многих веков являлся традиционным напитком народов Центральной Азии, в первую очередь - монголов, бурятов, калмыков и других родственных им народов.
Древние монголы, активно контактировавшие с китайцами, позаимствовали у них чай и соединили его с тем, что было у них в изобилии - с молоком. Любопытно, что сами китайцы категорически не употребляют молоко в пищу и даже испытывают к нему отвращение (якобы из-за ненависти к кочевникам-завоевателям, по мнению Л.Н. Гумилева) [8]. Когда монголы создали свою империю, то народы, вошедшие в Золотую Орду или соседствовавшие с ней, восприняли некоторые элементы монгольской культуры (в частности, к русским чай попал
именно из Золотой Орды). Калмыки - прямые наследники этой культуры - «из первых рук» передали адыгам обычай пить чай с молоком, сливочным маслом, солью и перцем [2].
Но адыги стали добавлять в заварку еще и конский щавель для придания напитку дополнительного аромата, вкуса и цвета. Более того, они стали заваривать конский щавель сам по себе, отдельно. В качестве дополнительного ароматизатора использовался и так называемый «лэбэщай» (лабинский чай), росший на берегах реки Лабы. Судя по всему, это душица - лечебная и ароматическая трава, называемая адыгами «дадыу». Собственно говоря, уже достаточно давно адыги подразумевают под калмыцким чаем именно напиток из конского щавеля. Настои и отвары конского щавеля обладают вяжущими, кровоостанавливающими и противоцинготными свойствами, они понижают артериальное давление, улучшают желчеобразование и желчеотделение [3].
У калмыков существует множество способов приготовления калмыцкого чая: чай заправленный сливками с маслом, мускатным орехом; чай с мукой, поджаренной на внутреннем бараньем жиру; чай с бараньими ребрышками; чай легкий с молоком, маслом, мускатным орехом - горячий; чай с молоком, маслом, мускатным орехом - холодный [1, 2].
В настоящее время в рецептуру калмыцкого чая (джомбы) входят следующие ингредиенты: вода, байховый черный и зеленый чаи, молоко или сливки, масло сливочное, соль, мускатный орех. В сельских районах республики в чай добавляют пассированную на курдючном сале муку [6].
В табл. 1 представлены данные сравнительного состава зеленого и черного чая [4].
Таблица 1
Химический состав черного и зеленого чая (% на сух. в-во) и его физиологическая роль
Показатели Черный чан Зеленый чай Физиологическая рож
Танины 12 15 Укрепляют иммунитет
Бнофлавонощы 10 19 Препятствуют атеросклерозу
Кофеин 4 5 Тонизирующий эф феи
Сахара 1.5 1,5 Питательная роль
Белки 16 16 Питательная роль
Крахмал 0.2 ■й Питательная роль
Сырая клетчатка 21 21 Улучшает пищеварение
ГуминоЕые кислоты 2 3 Асептические свойства
Железо 1 1.5 Повышает гемоглобин
Фтор 0.5 0.7 Укрепляет зубы
Сбалансированный химический состав определяет полезные свойства калмыцкого чая: питательность, калорийность, хорошая усвояемость, тонизирующий эффект, противовоспалительный эффект, укрепляет иммунитет, препятствует атеросклерозу, укрепляет десны и зубы, диуретический эффект.
В последние годы население, ориентируясь на западную культуру, недооценивает и должным образом не использует доминирующие нормы социально-экологического взаимодействия. Вместе с тем у разных слоев населения с ростом материального благополучия возрастает интерес к здоровому образу жизни, сохранению долголетия. Социологические исследования показали, что наиболее восприимчивы к подобного рода рекомендациям интеллигенция, студенты, особенно женщины, всегда игравшие важную роль в социально-экологическом взаимодействии общества и природы. Школьная и студенческая молодежь, которой жить и трудиться в 21 веке, должна иметь высокое экологическое сознание, формирование которого может и должно базироваться на доминирующих экокультурных полиэтнических ценностях этноса [5].
Мы приводим эти данные, чтобы лишний раз подчеркнуть единство и взаимное влияние культур народов России, показать безграничность культурных традиций любого народа, которые,
несмотря на различия, всё же объединяют народы между собой, как описываемый нами калмыцкий чай. Опыт многих поколений заслуживает внимания и в наш «просвещенный век».
Список литературы
1. Алексеева П.Э. Рассказы о калмыцком чае // Теегин герл» (Свет в степи). 1999. №1. С.106-109.
2. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков: Этногр. наблюдения 1884—1886 гг. М.: тип. М.Г. Волчанинова, 1893.
3. Калашников В.А. Удивительный мир растений: занимательное естествознание [для ст. шк. возраста]. М.: Белый город, 2005. 48 с.
4. Настинова Г.Э. Экологичность традиционной культуры питания калмыков [Электронный ресурс]. URL: http://bumbinorn.ru/2006/02/03/jekologichnost_ tradicionnojj_kultury_pitanija_kalmykov.html.
5. Настинова Г.Э., Настинова К.И. Основы рационального питания: Учебное пособие. -Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2008. 206 с.
6. Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции (на калмыцком и русском языке). Элиста: ЗАО «Джангар». 2007. 480 с.
7. Хабунова Е.Э. Традиции и обычаи калмыцкого народа, чайная церемония // Шамбала. -1994.- №1.
8. Эрдниев УЭ. Калмыки. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калмыцкое книжное издательство. 1985. 282 с.
DOI 10.24412/cl-3 7063 -2023 -183-185
Эрдниев О.В.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМА
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста
Аннотация. В статье рассматривается роль патриотического воспитания подрастающего поколения как положительного фактора по профилактике противодействия терроризму.
Ключевые слова: терроризм, духовные ценности, нравственность, патриотическое воспитание.
Современная жизнь полна опасных неожиданностей, которые создают угрозу здоровью и жизни людей. Наряду с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, которые чаще всего возникают от случайного стечения обстоятельств, человечество переживает трагедии, вызываемые умышленными и целенаправленными действиями людей, связанные с насилием и получившие название терроризм.
Терроризм - угроза безопасности всех стран и всех граждан, их населяющих. Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели поистине глобальное значение.
Для современной России, как и для всего мирового сообщества, терроризм является серьезным вызовом национальной безопасности страны. Профилактика распространения терроризма должна начинаться с патриотического воспитания современной молодежи. Это обусловлено тем, что именно молодежь становится основной «группой риска».
Стабильность и жизнеспособность государства определяется, прежде всего, нравственным и духовным уровнями населяющего его населения. Поэтому одной из основных задач государства должно являться формирование личности безопасного типа у обучающихся, как фактора профилактики противодействия терроризма. Решение проблемы противодействия терроризма