Научная статья на тему 'Ключевский В. О. И пензенский край'

Ключевский В. О. И пензенский край Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1017
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВСКИЙ В. О / УЕЗДНОЕ УЧИЛИЩЕ / ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / KLIUCHEVSKY V. O / DISTRICT SCHOOL / THEOLOGICAL SEMINARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Паршина Екатерина Олеговна

В статье рассматривается пензенский период жизни историка В. О. Ключевского. Предпринята попытка структурного анализа влияния на формирование мировоззрения будущего историка опыта детских и юношеских лет, проведенных им в г. Пензе, а также церковного образования и пензенского окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KLIUCHEVSKY V.O. AND PENZA REGION

The article deals with the period of the life of the historian Penza Kluchevsky. An attempt was made to analyze the impact of the structural formation of the future outlook of the historian experience childhood and youth years in Penza and Penza church education and the environment.

Текст научной работы на тему «Ключевский В. О. И пензенский край»

УДК 94 (470)

КЛЮЧЕВСКИЙ В. О. И ПЕНЗЕНСКИЙ КРАЙ Е. О. Паршина

KLIUCHEVSKY V.O. AND PENZA REGION E. О. Parshina

Аннотация. В статье рассматривается пензенский период жизни историка В. О. Ключевского. Предпринята попытка структурного анализа влияния на формирование мировоззрения будущего историка опыта детских и юношеских лет, проведенных им в г. Пензе, а также церковного образования и пензенского окружения.

Ключевые слова: Ключевский В. О., уездное училище, духовная семинария.

Abstract. The article deals with the period of the life of the historian Penza Kluchevsky. An attempt was made to analyze the impact of the structural formation of the future outlook of the historian experience childhood and youth years in Penza and Penza church education and the environment.

Key words: Kliuchevsky V. O., district school, theological seminary.

2013 год - юбилейный год для Пензы, прошло 350 лет со дня основания нашего города. Пензенский край может гордиться не только историческими памятниками. Наш край богат памятниками духовной культуры. Это монастыри, церкви, святые источники. Нельзя забывать о великих исторических личностях, тесно связанных не только с историей нашего края, но и определенным образом с историей Пензенского государственного университета, который отмечает 70-летний юбилей.

Василий Осипович Ключевский, ученик С. М. Соловьева, стал легендой в русской историографии. 20 лет жизни В.О.Ключевского (с 1841 по 1861 гг.) связаны с Пензенским краем. В 1856-1860 гг. он учился в Пензенской духовной семинарии. Учебное заведение в 1899 г. переехало на ул. Дворянскую в здание, где сейчас находится главный корпус Пензенского государственного университета.

Фамилия Ключевских символична и ассоциируется с истоком, источником, представлениями о родине. Она происходит от названия села Ключи Пензенской губернии. Родники на Руси называют еще ключами. Наверное, потому, что упорны ключи в своем вечном движении и открывают себе дорогу к свету в любую стужу [1]. Слова «ключ» и «ключевой» для ученых имеют еще одно значение - метод. Обладая способностью аккумулировать в исторической мысли все лучшее, Ключевский хранил в своем сознании немало научных ключей.

Василий Осипович Ключевский родился 16 января 1841 г. в селе Воскресенском, насчитывавшем тогда менее 1 тыс. жителей и находившемся в 8 милях юго-восточнее губернского центра Пензы, что в 450 милях шоссейного и железнодорожного пути от Москвы. Его отец и четыре поколения предков по отцовской линии, о жизни которых сохранилась информация, были православными священниками, так же как и его дед и дяди по материн-

ской линии. Прапрадедушка Ключевского, Иван Афанасьев, умерший в 1764 г., был священником в маленькой деревне примерно в пятидесяти милях к западу от Пензы. Его сын, Степан Иванов, в 1780 г. получил место дьякона в соседнем селе Ключи, в 3 или 4 милях от г. Чембара, в церкви которого его старший брат Иосиф стал дьячком в 1776 г., а позднее священником. В действительности, и фамилия произошла от названия деревенского гнезда: ректор Пензенской духовной семинарии присвоил ее отцу Ключевского Иосифу [2]. Он окончил семинарию 27 июля 1838 г. и 9 ноября того же года попросил разрешения взять в жены семнадцатилетнюю Анну Мошкову, дочь пензенского протоиерея. Они поженились 6 мая 1839 г., в день, когда Иосиф стал дьяконом в церкви Святого Николая и учителем в приходском училище. В июне 1840 г. молодой, амбициозный Иосиф Ключевский стал священником в селе Воскресенское. Здесь родился и жил до 1845 г. будущий историк Василий Ключевский, до тех пор, пока Иосиф не стал священником в Троицком соборе в Городище, городе, расположенном приблизительно в 10 милях далее на восток от Пензы, насчитывавшем в 1890-х гг. 4800 жителей. В следующем году Ключевские переехали в еще одну небольшую деревню, Можаровку, находящуюся в глухом сосновом лесу недалеко от Городища.

В России XIX в. жизнь сельского священника и его семьи даже при самых лучших обстоятельствах протекала достаточно бедно. Как учитель приходского училища отец Ключевского имел в 1838 г. доход 100 руб. в год. В 1840 г. он получал в Воскресенском 300 руб., но мечтал о приходе, который даст ему доход в 500 руб.

Жизнь Ключевских была такой, какой она представлена в очень многих русских романах, и похожей на воспоминания отца Александра Голубцова, студента, коллеги и близкого друга Ключевского, чья мать была неграмотной, а отец служил сельским священником в Костроме: глубокая нищета, доход лишь 150 руб. в год, очень редко - мясо, а чай только по праздникам [2].

Много раз меняя место службы, его отец, видимо, как считала М. В. Нечкина [3], энергично искал чего-то лучшего в жизни. Это стремление отец передал сыну. Но он пошел дальше: Ключевский не захотел пройти свой жизненный путь по колее, проложенной предыдущими поколениями.

На формирование мировоззрения, основ общественных воззрений и эстетических представлений особое влияние оказала пензенская юность, приобщившая Ключевского к корневой народной культуре. Еще ребенком он узнал цену борьбы человека с природой, увидел тяжесть земледельческого труда и крестьянский быт эпохи позднего крепостничества, приобрел привычку к подвижническому труду. Ключевский впитал любовь к сказкам и русским пословицам, которыми позднее обогатил свой курс русской истории. Богатство понятий, запечатленных в фольклоре, о взаимосвязи природы и общества, обычаях общежития органично вошли в мировоззрение Ключевского.

Первой заметила одаренность внука бабушка, ласково называя его «ба-калаврушка ты мой!» [1]. Пробуждение интереса к истории было подготовлено отцом. Он научил сына читать «Жития святых» по старославянскому тексту Четьих миней. Именно «Житиям», став историком, Ключевский посвятил свою первую диссертацию. Мальчик знал Священную историю и катехизис, умел писать. В экспозиции музея В. О. Ключевского представлены книги

первоначального круга чтения будущего историка: «Вильгельм, знаменитый герой» Битобэ, «Певец на Кремле» Жуковского, «История России в рассказах для детей», сочинения Ломоносова, Карамзина, Щербатова, а также сочинения Пушкина, Гиббона [4].

В 1850 г., когда отец Иосиф трагически погиб в возрасте 34 лет, потрясенный 9-летний ребенок начал заикаться. Позднее лектор Ключевский превратил свой недостаток в прием ораторского мастерства, тщательно отрабатывая совмещение вынужденных и смысловых пауз.

Овдовевшая Анна Федоровна с двумя детьми перебирается в 1851 г. в Пензу, поближе к родне. Поселилась она на той самой Поповке, имя которой само говорило о профессии ее обитателей. Из сострадания к неимущей вдове друг мужа священник Филаретов отдал ей дом, которому через много лет предстояло стать музеем. Чтобы как-то прожить, переднюю часть дома мать сдавала квартирантам, а сама ютилась в задней, худшей части дома. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», - напишет впоследствии Ключевский сестре.

Несомненное влияние на будущее творчество Ключевского оказало церковное образование. Он учился в 1851-1852 гг. в Пензенском духовном приходском училище, в 1852-1856 гг. - в Пензенском уездном училище, а в 1856-1860 гг. - в Пензенской духовной семинарии.

В возрасте 15 - 19 лет семинарист Ключевский целеустремленно осваивал гуманитарные науки небогословского характера - всеобщую и русскую историю, изучал латинский, древнегреческий и древнееврейский языки. Помимо истории «по Карамзину», в семинарии давались темы о Разине и Пугачеве. Перед темой о Василии II преподаватели обычно знакомили учеников с проблемой «Связь с Европой». В семинарии у Ключевского сформировалась строгость логического мышления. По признанию самого историка, он оттачивал свое научное мышление о камень схоластики. В дальнейшем традиционно церковные источники Ключевский разрабатывал по разряду гражданской истории, как было, в частности, с русскими агиографическими сочинениями.

В литературе о В. О. Ключевском в главах о детских и юношеских годах, связанных с Пензой и временем обучения его в пензенской духовной семинарии, часто встречается упоминание о «семинарском кружке».

Василий Осипович уехал учиться в Москву, не окончив полного курса духовной семинарии. В письмах из Москвы, обращаясь к пензенскому товарищу Порфирию Гвоздеву, он часто употребляет выражения «наш кружок», «закадычные друзья» и даже «наша партия» [5]. Пензенское окружение В. О. Ключевского, его семинарские товарищи, среди которых он пользовался уважением и любовью, оказали на него большое влияние (влияние это было взаимным). Уезжая из Пензы, он увозил с собой идеи и мысли о науке, о месте в жизни, которые неоднократно обсуждались членами «семинарского кружка», и которые все они впоследствии воплотили в действительность.

Наиболее важное решение он принял в декабре 1860 г., когда испросил разрешение покинуть семинарию и попытался поступить в далекий Московский университет. Самое пристрастное изучение обширного материала, относящегося к этому периоду жизни Ключевского, не дает возможности судить определенно о причинах такого решения. М. В. Нечкина связывает это с вли-

янием радикальных идей в период так называемой «революционной ситуации» и радикальной литературы, достигшей Пензы из Санкт-Петербурга и Москвы [6].

«Оттепель», начавшаяся после вступления на престол Александра II в 1855 году, была, определенно, решающим фактором. Оптимизм и вера в то, что великие изменения и новые возможности не за горами, распространялись из столиц в отдаленные города. Ключевский и его друзья, конечно, осознавали этот новый дух и заразились им. Может быть, от семинарских друзей, а равно и от заводчика [7], репетитором сыновей которого он был, Ключевский узнал о вероятности больших изменений в России. Он также получил доступ к новым журналам, начавшим выходить в это время, к таким как: «Русский вестник» М. Н. Каткова, «Отечественные записки» А. А. Краевско-го и «Современник» Н. А. Некрасова. Он мог познакомиться даже с номерами «Колокола» Александра Герцена, печатавшегося в Лондоне, но вполне доступного в Москве, Санкт-Петербурге, а возможно и в Пензе.

Семья Европейцевых, его дядя и тетя, поддержали его при принятии великого решения. Когда он покидал Пензу, они дали ему большую (для сельского священника) сумму денег в 100 рублей, которую они заботливо сэкономили к его отъезду. Они оказывали ему помощь и впредь, в течение первого года обучения, и заверили его, что позаботятся о его матери и сестре. Ключевский покинул Пензу «с верой в бога и надеждой на себя». В первый же день своего прибытия в Москву он написал большое письмо Европейце-вым, т.к. объявил их «наиболее ответственными» за свое пребывание здесь; и он часто писал им, описывая свою учебу и прочитанные книги, до тех пор, пока в 1867 г. не умер дядя.

Когда Ключевский был совсем еще молод, он очень часто бегал в дом к своему деду Ф. И. Машкову, который жил неподалеку. Дед очень помогал Василию и при поступлении в семинарию и при выходе из нее. Он всегда старался морально и материально поддерживать семью Ключевских. И именно с дедом у Ключевского связаны самые приятные воспоминания о своем детстве. К великому сожалению, после смерти деда дом, где он жил, снесли. Сейчас на этом месте расположено пересечение улиц Кураева и ул. имени В. О. Ключевского.

Таким образом, семья Ключевского, проведенные в Пензе годы и полученное здесь первоначальное образование имели глубокое значение для формирования личности Василия Осиповича.

Центральное место среди «Ключевских мест» г. Пензы занимает здание музея Ключевского. В январе 1991 г., в канун 150-летия академика В. О. Ключевского, в Пензе был открыт как филиал Пензенского государственного краеведческого музея единственный в стране музей выдающегося русского историка. Экспозиция размещается в доме на бывшей ул. Поповке (ныне ул. Ключевского, 66), где будущий историк провел детские и юношеские годы (1851-1861 гг.). В музейный комплекс входят также соседний дом, соединенный переходом с мемориальным, и флигель. В экспозиции представлены немногие сохранившиеся вещи из дома Ключевских: документы о родственных связях историка, его автографы, прижизненные издания трудов, книги из круга чтения [4]. Филиал музея открыт в с. Воскресеновка, где Ключевский родился и провел первые годы жизни. На базе музея В. О. Ключевского в Пензе раз в пять лет проводятся научные чтения.

В 1852 г. Ключевский поступил в Пензенское уездное училище, где приобрел много знакомых и близких друзей. С этим учебным заведением были связаны первые учебные радости и первые огорчения.

В октябре 1856 г. он поступил в Пензенскую духовную семинарию. Здание находилось на ул. Троицкой (ныне ул. Кирова). Это было первое каменное здание в г. Пензе, построенное в 1760 г. (сейчас это военный госпиталь). Пожар 1858 г. почти полностью уничтожил здание, оставив только обгорелые стены. Ученики стали заниматься в здании на ул. Чкалова, сейчас это корпус ПГУ, где идет реконструкция для размещения стоматологического факультета. После ремонта, с 1867 г. учебное заведение расположилось в своем старом здании и находилось там до тех пор, пока в 1899 г. не было выстроено новое здание на ул. Дворянской.

За год до своего поступления в университет Ключевский жил, по воспоминаниям сестры, в доме фабриканта Маршева, готовя к вступительным экзаменам двух его сыновей - Александра и Ивана. Дом располагался на ул. Московской, 24. Он был построен купцом Сергеем Семеновичем Сидоровым, а в 1874 г. перешел по наследству его внуку И. И. Маршеву. Здесь, в этом доме, в зиму 1860-61 гг. и жили Александр и Иван Маршевы, намереваясь поступить в Московский университет.

Памятник В. О. Ключевскому установлен в г. Пензе перед Пензенским колледжем культуры и искусств. Это один из двух памятников в России и мире, увековечивших выдающегося русского историка.

Список литературы

1. Простираю я теплые объятия Пензе // Инюшкин Н. М. Пензенской истории причастны. - Пенза : Пензенская правда, 2001.

2. Бернс, Р. Ф. Молодой Ключевский «Под сенью колоколов» Пензы / Роберт Ф. Бернс // Земство. - 1994. - № 4.

3. Лачаева, М. Ю. В. О. Ключевский (1841-1911) / М. Ю. Лачаева // Историография истории России до 1917 г. : в 2 т. - М., 2003. - Т. 2.

4. Музей В. О. Ключевского. Путеводитель. - Пенза, 1993.

5. Гундорова, И. В. Пензенское окружение Ключевского. Семинарский кружок / И. В. Гундорова // Отечественная культура и развитие краеведения : тез. докладов. Всерос. науч. конф. (26-27 июня 2000 г.). - Пенза, 2000.

6. Нечкина, М. В. В. О. Ключевский. История жизни и творчества / М. В. Нечкина. -М. : Наука, 1974.

7. Пензенская энциклопедия / гл. ред. К. Д. Вишневский. - Пенза ; М. : Большая Российская энциклопедия, 2001.

Паршина Екатерина Олеговна Parshina Ekaterina Olegovna

студентка, student,

Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: [email protected]

УДК 94 (470)

Паршина, Е. О.

Ключевский В. О. и Пензенский край / Е. О. Паршина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 4 (8). - С. 273-277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.